13.6. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ОПЫТ СТРАН СНГ
Козлова Светлана Викторовна, аспирант, кафедра мирового сельского хозяйства и внешнеэкономических связей экономического факультета Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Одна из основных целей ВТО заключается в уменьшении или отмене тарифов, устранении других препятствий в торговле. Для этого были проведены двух- и многосторонние переговоры. В данной статье определены особенности тарифных переговоров между странами - членами ВТО и странами, вступающими в эту организации, проанализированы последствия их вступления в ВТО.
Ключевые слова: Всемирная торговая организация, пошлина, сельское хозяйство, импорт
RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION: EXPERIENCE OF THE CIS COUNTRIES
Kozlova Svetlana Viktorovna, the post-graduate student, chair of world agriculture and foreign economic relations of economic faculty of the Russian state agrarian university -МSHА of K.A. Timirjazev
Annotation: One of the main objectives of the WTO is to reduce or eliminate tariffs, elimination of other barriers to trade. For this purpose were carried out two-and multilateral negotiations. In this article the features of the tariff negotiations between the countries - members of the WTO and accession countries in this organization, analyzed the consequences of their entry into the WTO. Keywords: World Trade Organization, duties,
agriculture, import
Одна из основных целей ВТО заключается в уменьшении или отмене тарифов, устранении других препятствий в торговле. Для этого были проведены двух-и многосторонние переговоры. В данной статье определены особенности тарифных переговоров между странами - членами ВТО и странами, вступающими в эту организации, проанализированы последствия их вступления в ВТО.
Двусторонние тарифные переговоры в рамках вступления страны в ВТО существенно отличаются от тарифных переговоров между странами - членами ВТО. Прежде всего, при вступлении в ВТО ожидаются односторонние уступки со стороны вступающих стран. Такие уступки можно рассматривать как своеобразную входную плату в организацию. Во-вторых, стране, вступающей в члены ВТО, выдвигают требования, которые не регламентируются правилами ВТО. Например, ведущие страны - члены ВТО могут требовать стопроцентного связывания тарифных позиций, использование только адвалорной пошлины, присоединения к так называемым нулевым ставкам.
В Соглашении ВТО фактически нет положений, определяющих конкретный уровень тарифных уступок для отдельных стран, вступающих в ВТО. Ставки тарифов в каждом конкретном случае зависят от результатов переговоров вступающей страны и стран - чле-
нов ВТО. Вместе с тем, при решении вопроса о желаемой ставке тарифа страны также принимают во внимание и ставки других стран-членов ВТО, где имеется похожий экономический уровень развития и социальные условия.
Переходный период, предназначенный для постепенного снижения тарифных ставок, позволяет стране, вступающей в ВТО, снижать тарифы поэтапно в течение нескольких лет (5 и более). Это дает возможность производителям подготовиться к снижению тарифов.
Согласование срока такого перехода также является одной из тем переговоров. Например, Болгария, вступившая в ВТО в 1996 г., договорилась, что переходный период для завершения снижения тарифов на большинство товаров, которые были внесены в перечень уступок, будет длиться в течение 5, 10 и 15 лет. Эквадор договорился о пятилетнем периоде для реализации результатов переговоров, Панама - максимум 15 лет.
Следует отметить, что в процессе проведения переговоров о вступлении в ВТО каждая из сторон имеет собственные цели. Так, развитые страны - члены ВТО в ходе переговоров руководствуются сугубо торговополитическими соображениями - увеличением своей доли на рынке страны, которая собирается вступить в ВТО. Причем, чем меньше в государстве ВВП на душу населения, тем большие тарифные скидки эта страна вынуждена делать в ходе переговоров.
Учитывая выше сказанное, попробуем проанализировать опыт вступления в ВТО отдельных стран в аспекте снижения уровня тарифов с целью выявления отдельных закономерностей во взятых на себя обязательствах в плане тарифного и нетарифного регулирования, сроков вступления каждого государства в ВТО.
Для анализа указанных закономерностей рассмотрим опыт вступления в ВТО таких стран, как Кыргызстан, Грузия и Украина.
Как отмечалось выше, страны, вступающие в ВТО, рассчитывают на получение доступа своих производителей на экспортные рынки и приток иностранных инвестиций в государство. Однако опыт Кыргызстана и Грузии - первых стран СНГ, вступивших в ВТО, убедительно свидетельствует о том, что членство в ВТО не является универсальным рецептом экономического роста, а на начальных стадиях даже, наоборот, может быть фактором его торможения. Так, первой из стран СНГ, вступившей в декабре 1998 г. в ВТО, стал Кыргызстан.
Процесс вступления этой страны в ВТО длился в течение двух с половиной лет. В ходе переговоров эта страна представила ставки пошлины на сельскохозяйственные и промышленные товары, импортируемые на территорию Кыргызстана, и перечень своих специфических обязательств по услугам, которые отмечались слишком либеральным, учитывая состояние экономики этой страны. Общая направленность всех переговоров сводилась, таким образом, к достижению наиболее открытых условий на рынке Кыргызстана для торговли импортными товарами. Обязательства по тарифным ставкам (Консолидированный тариф), принятые Кыргызстаном как следствие переговоров со странами - членами ВТО, находится в диапазоне от 0 до 50%:
ставка 0% была принята для следующих товаров: химическая продукция, сельскохозяйственное, строительное, научно-исследовательское и медицинское оборудование, мебель, цветные металлы, бумага,
Козлова С. В- ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ОПЫТ СТРАН СНГ
фармацевтическая продукция, сталь, текстиль, игрушки, продукция из дерева, информационные технологии;
ставки, превышающие 10%, охватывают следующие группы:
02 "Мясо и пищевые субпродукты"; 0408 "Яйца птиц"; 18 "Какао и продукция из него" - 15%;
05 "Продукты животного происхождения"; 07 "Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды"; 11 "Продукция крупяной, мукомольно-крупяной промышленности"; 20 "Продукты переработки овощей, орехов и других растений " - 20%;
57 "Ковры текстильные напольные"; 61 "Одежда и предметы одежды, трикотажные, машинного или ручного вязания"; 62 "Одежда и вещи текстильные" - 12%;
93 "Оружие и боеприпасы" - 50%, с 2000 г. - 15%;
97 "Произведения искусства, антиквариат" - 15%.
При подписании соглашения о присоединении Кыргызстана к ВТО предполагалось, что в течение трех лет после вступления будет существовать так называемый адаптационный период и еще пять лет - переходный.
Очень быстрое вступление Кыргызстана в ВТО можно объяснить двумя причинами:
- структурой хозяйства страны;
- открытым режимом внешней торговли, который был выбран правительством страны для осуществления экономических реформ.
Экономика Кыргызстана - это, прежде всего, сельское хозяйство. На его долю приходится почти половина ВВП и примерно столько же занятого населения. Основными продуктами сельского хозяйства в стране являются мясо, шерсть, кожа, хлопок, шелк, табак, овощи, фрукты, хлеб и корм для скота. Негосударственная форма собственности составляет более 3/4 общего объема сельскохозяйственного хозяйственного производства.
Вслед за Кыргызстаном в июне 2000 года в ВТО вступила Грузия. Процесс присоединения этой страны в ВТО занял немногим больше времени - три года.
В процессе переговоров во внимание были приняты интересы, как национальных производителей, так и потребности государства в импорте некоторых товаров.
Вследствие этого импортный таможенный тариф был установлен на ряд продовольственных товаров в размере 25-30%, хлебобулочных изделий - 20%, табачных изделий - 30%, минеральные воды - до 20%, фрукты - 30%, овощи - 20%. Следует отметить, что к моменту вступления в ВТО импортный тариф на эти товары не превышал 12%. Вместо тарифов на водочную продукцию была применена форма фиксированной оплаты, содержание которой в несколько раз превышал уровень, существовавший до момента поступления и который должен был содействовать защите интересов местных производителей от возможного пагубного влияния большого объема импортной продукции.
В процессе переговоров Грузия согласилась не навязывать национальные стандарты и свободно принимать импорт, соответствующий либо международным, либо каким-либо иностранным стандартам. Страна обязалась признавать сертификаты соответствия, которые были выданные любым зарубежным государственным или частным уполномоченным органом. Другими словам, было заявлено, что страна может сохранить ГОСТы и собственный механизм подтверждения соответствия, но должна автоматически при-
знавать все, что соответствует стандартам других стран.
При оценке условий присоединения к ВТО для экономики страны следует учитывать, что Грузия, как и Киргизстан, - это преимущественно сельскохозяйственная страна, которая специализируется на производстве вин, табака и текстиля. То есть, она не имеет в своем составе развитых производств перерабатывающей промышленности, которые могли бы выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Именно это и объясняет, почему правительство страны так легко шло на уступки по большинству параметров торгового режима.
Несмотря на надежды правительств и Кыргызстана, и Грузии относительно того, что после их вступления в ВТО в страну начнут интенсивно поступать иностранные инвестиции, которые станут генератором прогрессивных структурных сдвигов, восстановления экономики и роста национального благосостояния, на практике эти ожидания оправданы не были.
. Так, например, в течение трех лет после вступления в ВТО в Кыргызстане положительного влияния на динамику экономического роста отмечено не было, более того не отмечалось и роста объемов экспорта и импорта, а также притока иностранных инвестиций. Ситуация сложилась обратным образом, а именно: отмечалось сокращение объемов экспорта и импорта товаров как из стран СНГ, так и из стран дальнего зарубежья. Промышленный сектор также подвергался спаду: более половины заводов и фабрик работали с убытками, а значительная часть вообще не работала, и только 5% имели доход.
В целом, вступление в ВТО пока не принесло Кыргызстану значительных преимуществ по внешнеэкономической политике. Безусловно, не следует относить экономические проблемы, с которыми столкнулся Кыргызстан, исключительно на счет вступления в ВТО, в этом случае имели место и чисто внутренние причины.
Во-первых, географические удаленность и большие транспортные затраты. Из-за этого товары, поступающие на рынки стран - членов ВТО, слишком дорого стоят или вовсе не приходят на эти рынки. Во-вторых, недостаточно высокое качество кыргызской продукции. Здесь имеется низкая конкурентоспособность товаров, производимых, как правило, на предприятиях с устаревшим оборудованием. В-третьих, протекционистская внешнеторговая политика соседних стран, которые в последние годы активно практиковали политику ограничений импорта, особенно тех товаров, которые производятся в этих странах. В-четвертых, проблема транзита через соседние страны, которые еще не являются членами ВТО, а, следовательно, и не обязаны обеспечивать полную свободу транзита на наиболее благоприятных условиях.
Следующими странами СНГ, вступившими в состав ВТО, стали Молдова и Армения в 2001 и 2003 годах соответственно. Однако остановимся подробнее на вопросе вступления в ВТО Украины.
Итак, после 14 лет переговоров в 2008 году на своем заключительном заседании Рабочая группа по присоединению Украины к ВТО утвердила пакет документов с условиями членства Украины в ВТО. Этот пакет состоял из доклада Рабочей группы, перечня обязательств (Уступок) по доступу на рынок товаров и услуг, проекта решения Генерального Совета ВТО и Протокола о присоединении Украины. Всемирная торговая организация обнародовала условия вступления Ук-
раины в свои ряды, в частности размеры пошлин и сроки их введения.
Ставки таможенного тарифа, количество позиций и их удельный вес в общем объеме показаны в таблице 1.
Таблица 1. Ставки таможенного тарифа Украины
С71ЕК1 ТВМСЖеККОГО тарифі. % 0% 0%- 5% 5%- 10% 10%- 15% 15%- 20% 20%- 25% Более 25% Специальная става Всего
Кожин єство тарифных позиций 3495 3418 2213 890 393 44 122 672 11247
Доля тарифных ПОЯЩИЙ. % 31,07 3039 19.68 7=91 3.49 0.39 105 5:97 100
Максимальный •••ровекь ставок ввозной поплины:
для групп элемгнтов 1-24: 50*о (кз которых 4.8б°о выше, чем 25%)
дня группы ю 25-97: 25 % (только 0.48 % позиции)
средняя ставка таможенного тарифа. % 651
Ср?а-:есЕгаенн1я ставка таможенного тарифа. % 5Д0
Источник: Протокол о вступлении Украины в ВТО
Максимальная пошлина, которая может быть применена в Украине, - это тариф на сахар (50%) и подсолнечное масло (30%). Другие группы товаров с предельным уровнем пошлины, равным 25%, включают некоторые виды радиоприемников, синтетические волокна, конвейеры.
В группу товаров с низким уровнем пошлины входят гражданские самолеты, строительное оборудование, дистиллированный алкоголь, некоторые виды рыбы, некоторые химические вещества, нефтяные масла, медицинское оборудование, медицинские препараты, древесина, целлюлозно-бумажные изделия, отдельные виды пряжи и тканей, отдельные виды металлов, товары ИТ, мебель и игрушки.
Украина согласилась не использовать другие налоги, кроме обычной пошлины. Кроме того, Украина согласилась не субсидировать сельскохозяйственный экспорт и ограничить поддержку национальных сельскохозяйственных производителей суммой 3,04 млрд. грн., а также покрытием 5% от стоимости внутреннего сельскохозяйственного производства.
Было установлено, что Украина откроет тарифную квоту на сахар-сырец и к 2010 году увеличит ее до 267 тыс. т. Эта квота будет администрирована по принципу "первый пришел - первый обслуживается" в течение трех лет после вступления в ВТО.
Таблица 2.
Тарифная квота на импорт тростникового сахара-сырца в Украину (1998-2004)
Источник: Протокол о вступлении Украины в ВТО
В соответствии с обязательствами Украины перед ВТО страна должна осуществлять контроль цен в соответствии с правилами ВТО и учитывать интересы ее членов, являющихся импортерами
Теперь в Украине отсутствует запрет на мясную продукцию. Кроме того, отменяется запрет на импорт автобусов, грузовиков и машин старше восьми лет.
Украина обязалась сократить экспортную пошлину на лом черных и цветных металлов, семечки, кожу, крупный рогатый скот, а также с момента вступления не устанавливать минимальные цены на экспорт. После вступления также отменен запрет на экспорт лома цветных металлов, а также экспортные ограничения на зерно. Кроме того, отменен запрет на экспорт драгоценных металлов и драгоценных камней, кроме золота, серебра и бриллиантов. В области промышленной политики и субсидий после вступления Украины отменены все субсидии экспорта и импортозамещения.
Украина обязалась следовать, прежде всего, международными стандартами. Все
национальные и региональные стандарты являются добровольными, кроме тех, которые касаются защиты интересов национальной безопасности, предотвращения махинаций, защиты жизни и здоровья людей, животных и растений, а также окружающей среды в соответствии с техническими нормами.
В области санитарии и фитосанитарии Украина обязалась согласовывать свои действия с санитарными и фитосанитарными нормативами и устанавливать границы ответственности контрольных органов в этой области. В частности, Украина не будет блокировать импорт мясных продуктов, обработанных гормонами. В области государственных закупок Украины после вступления в вТо становится наблюдателем в многостороннем соглашении о госзакупках и начинает переговоры по подписанию этого соглашения.
Рассмотрим теперь историю переговоров по присоединению России к ВТО. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. - Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 58 стран-членов (25 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг - около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении. По оценкам Российской Академии наук, Минэкономразвития, Минпромнауки РФ, отдельных экспертов присоединение к ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям в большинстве секторов российской экономики.
По оценкам аналитиков, принятие обязательств в области тарифных уступок не приведет к каким-либо резким изменениям защитных функций тарифного барьера. Кроме того, ожидается, что изменения таможенного тарифа не окажут существенного влияния на развитие промышленности в целом.
С учетом изменения показателей производства выделяются пять отраслей, которые являются более чувствительными к изменению таможенных ставок -мясомолочная, химико-фармацевтическая, микробио-
Годы Установленная квота (в тоннах) Фактический объем импорта (в тоннах)
1998 300000 96000
1999 60000 217000
2000 260000 229000
2001 260000 260000
2003 560000 380000
2004 125000 125000
Козлова С. В. ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ОПЫТ СТРАН СНГ
логическая промышленность, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение. Однако и в этих отраслях фактор присоединения не ведет к падению или стагнации производства. Различия проявляются только в колебаниях темпов роста, тенденция к которым сохраняется в любом случае.
Эффект от вступления в ВТО может иметь несколько вариантов в зависимости от того, в какой степени Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Российский агропромышленный комплекс развивается в условиях минимальной поддержки со стороны государства. Объем господдержки за 10 лет сократился более чем в 40 раз.
Таким образом, речь идет об обеспечении равных условий конкуренции, а не о дальнейшей либерализации сельскохозяйственного производства.
Изменения импортного тарифа с разной степенью интенсивности влияют на динамику производства, занятость и доходы различных субъектов в зависимости от величины импортной составляющей на их рынке (иными словами, чем более импортозависим регион, тем болезненнее для него либерализация тарифа).
В случае положительного решения вопроса о вступлении в ВТО, у России будут следующие обязательства:
1. России предстоит установить максимальные пределы таможенных пошлин по каждой отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной величины.
2. Обязательства по доступу на рынок услуг допускают сохранение ограничений в соответствующих секторах услуг.
3. Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет установить максимально допустимый уровень импортных пошлин (аналогично промышленным товарам).
4. России предстоит внести определенные изменения в действующее законодательство с целью приведения его в соответствие с нормами ВТО.
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств.
Очевидно, что Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая от мировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле.
Действительно, условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. долл. Доступ на рынки становится проблемой в контексте экономической безопасности страны.
После присоединения, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др.
В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.
Часто говорится и о негативных сторонах, о том, что потери России от присоединения также будут достаточно велики. Так, критики указывают на то, что ВТО существенно ограничит возможности России в осуществлении внешнеэкономической политики и использовании отдельных инструментов регулирования.
. Другие критики ссылаются на то, что Россия после присоединения будет вынуждена отказаться от защиты внутреннего рынка, что приведет в свою очередь к закрытию ключевых отраслей экономики.
Но, тем не менее, мы должны сказать, что член ВТО имеет право на защиту рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе на использование селективных, точечных инструментов, таких, как инструмент антидемпинга. Россия также получит возможность их применения после присоединения. С другой стороны, действительно, Россия в процессе присоединения должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или барьеров на пути иностранных услуг или из поставщиков. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров.
Список литературы:
1. Петрова Г.Є. Вступ України до СОТ: умови та наслідки // Держава та регіони, 2009. - №2.
2. ИА "Росбалт Украина"
3. Справочный материал Комитета РСПП по торговотаможенной политике и ВТО «Всемирная торговая организация и Россия», М. - 2011.
4. Протокол о вступлении Украины в ВТО - Женева, 200B.
References:
1. Petrova G.E. Ukraine's WTO accession: the conditions and consequences // State and Regions, 2009. - № 2.
2. lA "Rosbalt Ukraine"
3. Background material RSPP Committee on Trade and customs policy and the WTO "World Trade Organization and Russia", Moscow - 2011.
4. Protocol on Ukraine's accession to the WTO - Geneva, 200B.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Козловой Светланы Викторовны «Вступление России в ВТО: опыт стран СНГ»
Россия обратилась с заявкой с целью присоединения к ГААТ еще в 1993 году. В 1995 году начались пе-
реговоры по вступлению России в ВТО. Данные переговоры длятся вот уже более чем 15 лет. Следует отметить, что страны СНГ некогда были частью экономической системы СССР. Однако некоторые из них, например, такие как Армения, Молдова, Украина и др. вступили в ВТО раньше России. И в этом смысле опыт вступления указанных стран может быть полезен.
Рецензируемая статья посвящена опыту вступления стран СНГ в ВТО. В качестве примера используются Кыргызстан, Грузия и Украина. В статье автор описывает историю переговоров по вступлению в ВТО, а также условия и экономические обстоятельства, которые существовали в процессе вступления и обязательства, которые страны взяли на себя после. Автор указывает на тарифную политику и тарифные ставки, которые сформировались, однако не делает анализ, как эти ставки далее повлияли на различные секторы экономики страны. К сожалению, нет указания о том, как изменение тарифов повлияло на структуру экономики и каким образом это отразилось на инвестициях в страну.
К сожалению, автор не приводит научные мнения и позиции ученых, которые писали по вопросу вступления в ВТО, а это было бы, по нашему мнению, весьма полезно.
Однако наши замечания ни как не влияют на научный характер статьи, носят оценочный характер и, конечно же, не могут влиять на ее содержательную ценность. Рецензируемая статья, безусловно, заслуживает публикации в основных рецензируемых журналах.
Главный экономист ОАО «БИНБАНК»
к.э.н. Р. И. Федоров