Внешнеторговая деятельность
Удк 336.224
таможенное регулирование в россии после присоединения к вто
В статье рассматриваются историческое значение и основные этапы вступления России в ВТО. Приведена структура российского экспорта и импорта. Отражены изменения таможенных ставок импортных пошлин после присоединения нашей страны к ВТО и объемов государственной поддержки сельского хозяйства до 2020 г. Указаны объемы физического импорта и экспорта РФ за 2012 г. Прогнозируются последствия для сельского хозяйства страны после присоединения к ВТО, и приводятся меры по преодолению негативных явлений, связанных с этим.
Ключевые слова: таможенные пошлины, ставки импортных пошлин, этапы вступления, ВТО, последствия применения новых правил, сельское хозяйство.
На протяжении трех столетий среднегодовые темпы роста международной торговли товарами опережали темпы мирового экономического развития в 1,45 раза. При этом наблюдался неуклонный рост мировой торговли услугами. В течение последних 20-30 лет нарастает торговля информацией и базами данных, а также правами на интеллекту-
А. Г. КАЗЬМИН,, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Е-mail: [email protected]
И. В. ОРОБИНСКАЯ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения Е-mail: [email protected] Воронежский государственный аграрный университет
альную собственность. В 1990-е гг. темпы торговли услугами и информацией по сравнению с товарным экспортом были выше почти в 1,5 раза. Одновременно с этим рос и объем торговли продукцией сельскохозяйственного назначения. В XX в. мировая экономика пережила два крупных мировых кризиса -в 1930-х и 1970-х гг. Это обусловило расширение экономических и интеграционных связей между странами, что привело к образованию Всемирной торговой организации (ВТО). При этом каждое государство вступает в данную организацию на индивидуальных условиях [10], и этот путь занимает достаточно долгое время. России, чтобы «проторить» дорогу в ВТО, потребовалось 18 лет.
При этом наша страна прошла следующие этапы.
I этап. В 1993 г. Россия подала заявку на присоединение к ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Сначала, когда переговоры были многосторонними, процесс шел активно. Затем возникло немало трудностей, которые преодолевались достаточно долго и с немалыми уступками со стороны нашего государства.
II этап. К 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны - члены Всемирной торговой организации о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран - участников рабочей группы тарифные предложения РФ были переданы примерно тридцати государствам, включая ЕС, США, Канаду и Японию [4]. К 2000 г. переговоры приняли полномасштабный характер, т. е. стали охватывать все аспекты процесса присоединения:
- тарифную политику;
- доступ на рынки товаров и услуг;
- сельское хозяйство [9].
III этап. К 2004 г. (после подписания Россией Киотского протокола) удалось согласовать почти все вопросы, вызывавшие озабоченность ЕС.
IV этап. В ноябре 2006 г. США согласились на вступление РФ в ВТО. Впрочем, сейчас, когда все необходимые условия российской стороной выполнены, Россия и США договорились «не применять положения ВТО в двусторонней торговле». Так что ранее достигнутое соглашение было всего лишь формальностью.
V этап. После конфликта с Грузией в августе 2008 г. и запретов РФ на импорт грузинской минеральной воды и вина Грузия объявила о прекращении любых переговоров и блокировала вступление России в ВТО.
VI этап. После громких заявлений США и посредничества Швейцарии Грузия дала разрешение на вступление РФ в ВТО. 16.12.2011 Российская Федерация была официально принята во Всемирную торговую организацию.
VII этап. 10.07.2012 Государственная Дума РФ большинством голосов ратифицировала протокол о присоединении к ВТО (хотя не было ни одного официального перевода текста документов и всех правил организации на русский язык). Таким образом, Россия стала 156-м членом Всемирной торговой организации со всеми вытекающими правами и обязанностями. Однако переходный период по многим видам товаров продлится до семи лет. А с 2020 г. РФ будет вынуждена полностью прекратить использование тарифных методов защиты национальных производств.
В то же время 14.07.2012 была принята государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на
2013-2020 гг. Целью данной программы является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Представлялось, что после вступления в ВТО перед нашей страной откроются, с одной стороны, новые возможности [9], с другой - возникнут новые проблемы, определяемые рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются:
- в сфере производства: уровень валовой сельскохозяйственной продукции - ниже дореформенного;
- в сфере экономики: низкая доходность у большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей и высокая ссудная задолженность;
- в инновационной сфере: дефицит собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов;
- в социальной сфере: низкая оплата труда занятых в отрасли, медленное развитие социальной инфраструктуры сельских территорий, демографические проблемы [7].
Это краткое описание восемнадцатилетнего пути России к Всемирной торговой организации, который завершился в 2012 г. Однако последствия данного шага до сих пор не просчитаны. Различные эксперты приводят внушительные цифры экономических потерь, которые понесет страна, вступив в ВТО. В силу того, что на данный момент нет однозначного определения социально-экономического эффекта от присоединения, появляется сомнение в его целесообразности и необходимости. Тем более что в мировой экономике нарастают кризисные тенденции и усиливаются протекционистские мероприятия. Во многом такая неопределенность объясняется тем, что подробные данные об изменении ставок и квот были обнародованы только после ратификации протокола. В результате складывается впечатление, что никакого положительного эффекта от присоединения к ВТО не будет. Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть ситуацию в различных сферах экономики нашей страны.
Понятно, что снижение импортных пошлин приведет к уменьшению доходов бюджета государства и составит дополнительную конкуренцию отечественным товаропроизводителям. По некоторым оценкам, промышленные и сельскохозяйственные предприятия создают до 40 % совокупного объема выпуска продукции и 60 % рабочих мест в России. С другой стороны, произойдет увеличение внутренних цен на газ и энергоресурсы, что
снизит конкурентные преимущества российской промышленности (в настоящее время Китай получает электроэнергию по цене 1,5 руб. за киловатт, а российские потребители - по 4-5 руб.) [6].
Руководство нашей страны уже принимало решение о снижении таможенных пошлин по многим группам товаров. С 2005 г. были значительно снижены или вовсе отменены пошлины по 1 200 наименованиям высокотехнологичной продукции, хотя до этого они колебались в диапазоне от 5 до 15 %. При этом средние импортные пошлины были снижены на треть. Начиная с 2013 г. Россия должна снизить свою тарифную защиту почти по всей номенклатуре товаров до 7,7 % (рис. 1). Хотя уже сейчас она составляет 7,4 %. А по 74 товарным группам пошлины даже ниже предельного уровня в рамках обязательств РФ перед ВТО.
В результате из всех стран БРИКС Россия имеет самый низкий уровень тарифной защиты. Это в условиях, когда наши конкуренты активно развивают высокотехнологичные сферы промышленности (с высокой долей добавленной стоимости), а в РФ по-прежнему преобладает сырьевая экономика (с низкой добавленной стоимостью). И судя по последним данным, наша страна не в состоянии поменять данную модель.
Снижение таможенных пошлин уже привело к следующим неблагоприятным последствиям:
- снижение тарифной защиты отечественных товаропроизводителей;
США Япония Украина ЕС Россия Мексика Китай Турция Южная Корея Аргентина Индия Бразилия
3,5
3 4,4 Щ4,6
15,1
»7,7
о
3
6
9
Источник: WTO.
рис. 1. Средний уровень импортных пошлин в некоторых странах - членах ВТО в 2013 г, % [10]
- падение доходов государственного бюджета;
- рост импорта отдельных категорий товаров;
- отсутствие рычагов для осуществления гибкой тарифной политики.
В результате затянувшихся переговоров Россия вступала в ВТО не на тех условиях, которые были в середине 1990-х гг. Сам же процесс оказался довольно закрытым, и большинству предпринимателей до самого последнего момента не было известно о всех правилах и нормах, которые РФ обязалась исполнить. Это было связано прежде всего с тем, что сведения о конкретных условиях не освещались и не публиковались. Еще одним отрицательным моментом переговоров явилось то, что не были учтены интересы высокотехнологичного и промышленного секторов экономики. В то же время запросы банковского сектора были отражены в полном объеме. А самое главное, что России так и не удалось изменить структуру своей экономики, т. е. снизить зависимость от экспорта углеводородов и другого сырья (табл. 1).
Из анализа данных табл. 1 видно, что доля экспорта различного сырья составляет 85 % российского экспорта. Это товары с низкой долей добавленной стоимости, но при этом не требующие сколь-нибудь больших инвестиционных затрат на научные разработки и материально-техническое совершенствование, так как все основные месторождения полезных ископаемых были открыты и разработаны еще во времена СССР.
А импорт России представлен продукцией высокотехнологичных отраслей (в частности - машиностроения). На долю машин и оборудования приходится более 50 % российского импорта [3, 7]. Это товары с высокой долей добавленной стоимости.
Несмотря на то, что еще с начала 2000-х гг. были озвучены самые проблемные учас-
19,0
9 9,6
9 9,9
±ri3
13,7
12
15
Таблица 1
структура российского экспорта и импорта в 2012 г., % [7]
показатель Значение
Экспорт
Минеральные продукты 71,4
Древесина и ЦБИ 1,9
Металлы 8,5
Продовольственные товары 3,2
Химическая промышленность 6,1
Драгоценные камни и металлы 2,6
Машины и оборудование 5,0
Другие товары 1,3
Импорт
Машины и оборудование 50,3
Металлы и изделия 7,0
Текстиль и обувь 5,6
Древесина 1,9
Химическая промышленность 15,3
Топливно-энергетические товары 1,3
Минеральные продукты 2,4
Продовольственные товары 12,9
Другие товары 3,3
тки российской экономики - сельское хозяйство, авиационная промышленность и машиностроение. Правительством РФ фактически ничего не было сделано для развития этих сфер. Национальный проект по укреплению сельского хозяйства завершился провалом, а те небольшие успехи в области свиноводства и птицеводства с высокой долей вероятности будут загублены в ближайшие 3-4 года. Следует обратить внимание на товарную структуру импорта России (табл. 2, 3).
После присоединения России к ВТО в сентябре 2012 г. существенных изменений в динамике импорта товаров не произошло, за исключением импорта автомобилей. Но это скорее связано с введением утилизационного сбора. В сентябре 2012 г. объем ввезенных легковых автомашин сократился в 2 раза по сравнению с августом того же года, а грузового транспорта - в 4 раза. Хотя в настоящее время идут консультации между руководством России и ВТО по вопросу обоснованности данного сбора. По группе продовольственных товаров наблюдается сокращение импорта в августе 2012 г. и резкий рост в сентябре, хотя затем объемы импорта выравниваются. Объемы импорта мяса птицы в январе 2013 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. в 2,5 раза. Объемы импорта сахара-сырца (при сравнении аналогичных периодов) выросли в 82 раза. Если тенденция сохранится и импорт не
снизится, то это отрицательно скажется на производителях сахарной свеклы, что приведет к массовому разорению хозяйств, специализирующихся на данном виде культуры.
По последним данным, за январь 2013 г. промышленное производство в России упало на 1 %, объем экспорта сократился на 5 %, а объемы импорта выросли на 7 %. За февраль 2013 г. промышленное производство сократилось на 2,4 %. При этом, несмотря на небольшое увеличение в марте -апреле 2013 г., в мае снова наблюдалось падение темпов роста на 1,4 %.
Производство в целом в 2005-2012 гг. увеличилось на 70 %, промышленное производство -в 3,5 раза. Доля импорта снизилась с 45 до 25 %, рентабельность производства достигла 25 %. Объем инвестиций составил порядка 300 млрд руб.
Однако в сельском хозяйстве стали проявляться негативные тенденции. Например, за 2012 г. в России было произведено 2 107,8 тыс. т свинины. С августа пошлины на живых свиней оказались снижены в 8 раз - с 40 до 5 %. После присоединения к ВТО импорт вырос на 34 %, а сверх квоты - почти в 2 раза. При этом падение цен на товарных живых свиней составило порядка 30 %. Глава Национального союза свиноводов Ю. Ковалев отмечает: «Падение цен на свинину началось с присоединения России к ВТО - в конце августа 2012 г. Пошлины на импорт свинины внутри квоты были снижены с 15 до 0 %, а вне квоты - понижены с 75 до 65 %. До присоединения к ВТО цены на свинину в Европе были ниже, чем в России, примерно на 30 %, сейчас российская цена упала до европейского уровня». Происходит это на фоне роста себестоимости производства мяса внутри РФ. Себестоимость производства свинины была 55-60 руб. за 1 кг живого веса, а сейчас составляет 70-75 руб. Это связано с ростом цены на зерновые, которая в феврале составила 8,4-9,5 тыс. руб. за 1 т, что приводит к снижению рентабельности производства. В то же время объем субсидий будет сокращаться. Присоединяющаяся страна, по правилам ВТО, должна согласовать с членами организации объем поддержки аграрного сектора в рамках «янтарного ящика». Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки. Обязательства по ним предусматривают уровень внутренней поддержки для России в 9 млрд долл. в 2013 г. с последующим ее снижением до 4,4 млрд к 2018 г. Но следует учесть, что в 2013 г. разрешенный
Ln О
Таблица 2
Импорт основных товаров в РФ в 2011-2013 гг., тыс. т [7]
Наименование товара Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013
Мясо свежее 100,4 50,8 85,3 102,5 115,7 147,3 136,4 213,2 32,7 131,3 133,6 124,7 125,7 57,1 78,5 89,0
и мороженое
Мясо птицы 63,7 10,2 23,7 44,3 41,7 57,8 44,1 48,7 46,9 50,1 56,9 48,6 54,5 25,2 31,1 37,6
свежее
и мороженое
Рыба свежая 77,6 47,1 81,7 93,2 58,4 41 34,7 41,8 57,9 68,4 67,2 66,4 78,4 61,6 78,2 55,4
и мороженая
Молоко и сливки 1,9 9,6 10,9 9,6 12,4 11,8 12,1 11,7 9,8 13,2 12,8 16,4 15,4 5,9 9,2 16,8
сгущенные
Масло 5,6 6,2 9,2 7,4 9,7 8,7 9,1 8,4 7,9 12,6 11,8 12,9 11 10,9 8,2 13,6
сливочное
Цитрусовые 367,9 168 211,9 195,5 91,4 65,4 82,5 51,9 31,8 50 98 189,5 331,5 218,4 214,6 193,2
Кофе 11,3 8,7 8,5 8 9,4 7,5 10,3 10,4 9,4 12,8 12,9 13,2 11,6 9,1 11,1 11,0
Чай 16,6 13,5 14,4 15,4 13 13,9 12,4 15,5 17,3 13,9 18,3 17,5 15 13,8 15,2 13,6
Пшеница 0 1,3 6,7 6,4 16 11,8 4 9,4 87,1 12,5 10,6 17,6 23,5 2,0 103,7 67,5
и маслин
Ячмень 44,5 45,8 62 46,6 56,4 82,2 78,7 57,3 28,2 16 9,2 13,6 24,9 8,8 21,4 27,2
Кукуруза 5,4 5,3 7,5 8,1 3,2 1 0,5 0,7 2,1 5,4 1,5 1,6 4 4,4 12,4 11,5
Масло 1 0,2 0,5 0,3 2,3 0,2 2 0,6 1,2 6,2 2,8 0,4 0,6 0,1 0,2 0,3
подсолнечное
Изделия 4,3 2 3,7 3,9 3,7 4 4,1 4,3 4 4,5 4,3 4 4,1 1,9 2,6 3,0
и консервы
из мяса
Сахар-сырец 0,8 0,7 0,7 54,2 52,6 138,7 168 7,4 0,9 19,7 1,1 2 74,3 58,1 41,6 94,1
Сахар белый 3,8 3 5,1 4,1 5,9 4,1 3,9 5 5,5 5,9 5,1 7,3 6,8 2,8 4,7 6,4
Какао-бобы 6,9 3,8 5,7 3,9 4,6 6,1 2,9 3,4 5,5 6,2 7,3 7,2 6,1 3,8 4,2 5,9
Продукты, 17,5 11,8 13,1 13,7 12,1 11,6 11,2 11,4 15,8 20,4 24,5 22,9 17,9 12,2 13,4 13,8
содержащие
какао
Руды 2,4 1,3 5,1 13 8,7 20,1 6,9 17,4 9 7,1 20,9 7 2,5 2,5 1,7 1,4
и концентраты
алюминиевые
Уголь каменный 202,4 2 187,8 2 226,4 1 767,1 745 3 009,5 1 576,6 1 835,5 4 17,4 1 842,9 1 724,5 2 154,4 1 880,9 254,3 384,4 3 230,3
Нефть сырая - 114,6 - 59,8 - 230,6 71,3 39,9 69,9 46,1 68,6 68,2 69,7 69,4 69,0 67,8
Нефтепродукты 398 215,1 255,3 221,3 40,4 54,3 96,3 62,3 57,3 39,5 67,8 89,7 43,1 64,8 88,0 65,9
Январь 2013 СЛ 4, ,7 0, 322,3 ,0 3, Гот ,2 4, 12 344,5 9, 353,4 332,6 38,3 49,2 ,3 3,
Декабрь 2012 00 4, ,0 0, 174,4 ,8 4, ,7 9, ,0 8, 15 415,3 ,0 5, 469,4 439,0 57,9 74,3 12,3
Ноябрь 2012 ГЧ Го ,4 314,7 ,6 3, 12,6 14,6 20 454,4 ,0 3, 570,9 529,6 65,9 83,8 ,0 9,
Октябрь 2012 гп ,2 <о ,6 0, 273,2 ,8 3, ,8 4, 11,2 28 917,5 ,2 5, 617,3 584,3 81,0 89,8 ,8 8,
Сентябрь 2012 о'о ,2 <о 0, 178,7 ,6 3, 14,5 ,8 3, 21 885,7 8, 567,2 543,2 98,1 ,8 8, 6 ,2 4,
Август 2012 ГЧ ,2 <о ,7 0, 192,6 ,8 4, 15,3 ,6 4, 21 362,6 12,5 607,5 570,1 67,8 132,7 16,7
Июль 2012 о" ,3 <о ,6 0, 296,9 ,4 6, 10,5 ,0 9, 16 629,8 ,8 9, 614,4 576,4 42,7 104,4 13,8
Июнь 2012 00 Г0 ,4 306,5 ,6 6, ,6 9, 4, 13 624,6 ,4 4, 598,0 553,6 53,3 95,0 12,0
Май 2012 ГЧ ,4 О'О 140,3 11,4 14,8 ,3 4, 15 755,9 ,5 3, 552,2 504,4 Си <4 3, 0 11,4
Апрель 2012 гп ,7 ,3 386,7 13,4 11,8 ,6 5, 13 541,4 ,4 5, 522,7 487,9 68,5 95,7 ,4 9,
март 2012 34,4 69,2 О'О ,3 4, 0 12,2 12,7 ,8 7, 16 190,4 ,4 9, 526,2 498,2 ,3 6, 7 99,7 ,9 9,
Февраль 2012 72,9 92,2 ,7 0, 121,1 7, 12,3 ,9 5, 14 897,1 11,4 387,9 356,5 66,6 70,9 ,0 7,
Январь 2012 71,3 73,0 ,8 0, 171,9 ,2 2, ,5 8, ,5 4, 8 792,6 ,7 7, 371,8 333,6 58,6 57,9 ,5 5,
Декабрь 2011 131,7 88,2 О'О 13,6 4, 10,0 ,2 7, 14 640,5 ,8 5, 431,5 400,4 54,6 82,5 10,2
Наименование товара Бензин автомобильный Дизельное топливо, не содержащее биодизеля Газ природный, млрд м3 Электроэнергия, млн кВт-ч Химические средства защиты растений Каучук натуральный и синтетический Волокно хлопковое, нечесаное Й а ам уб о Й „ п м о0 л0 х 0 и 1 н, ане кы н к Обувь кожаная, млн пар Черные металлы Черные металлы (кроме чугуна, ферросплавов, отходов и лома) Трубы стальные Автомобили легковые, 1 000 шт. Автомобили грузовые, 1 000 шт.
уровень поддержки равен 9 млрд долл. В соответствии с государственной программой выделяется около 140 млрд руб., что почти в 2 раза меньше разрешенного уровня. В последующие годы государственной программой предусмотрен рост поддержки. Однако в этот период начнут действовать более низкие ее предельные размеры, разрешенные ВТО. Это может негативно отразиться на деятельности сельхозпредприятий (рис. 2).
Проблема снижения закупочных цен на продукцию животноводства была бы менее острой при наличии достаточного количества новых холодильных складов. Как отметил генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Д. Рылько: «Эта проблема носит долгосрочный, структурный характер, и ее в течение 1-2 месяцев не решить. Чтобы ее решить, нужна господдержка и несколько месяцев или даже лет целенаправленной работы...». При убое скота мясо негде хранить, что приводит к сокращению убоя и «передерживанию» свиней в стойле. А это способствует увеличению их массы (вместо 100 кг свиньи набирают более 150 кг), снижая ценность мяса, поднимает и без того высокие издержки. За год, прошедший после присоединения к ВТО, о российское свиноводство © понесло убытки в 50 млрд У руб., в то время как государс-§ тво оказало данной сфере Л поддержку в 5,7 млрд руб.
Рис. 2. Объем субсидий на сельское хозяйство для России в 2012-2018 гг., млрд долл. [10]
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Ставки импортных пошлин на свинину (свежую
и охлажденную в тушах) составят 65 % с 2012 по 2019 г. и 25 % - с 2020 г.
Также отрицательные последствия ожидаются от изменения таможенно-тарифного регулирования. В целом по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня (с 15,6 до 11,3 % на конец переходного периода), а по отдельным позициям произойдет более сильное снижение (табл. 4).
Для минимизации рисков в агропромышленном комплексе, возникающих в связи с присоединением России к ВТО, ученые-экономисты считают целесообразным:
1) пересчитать запланированный объем поддержки сельхозтоваропроизводителей до уровня, согласованного Протоколом о присоединении России к ВТО;
2) одновременно с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. принять федеральные целевые программы:
- «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и обеспечить ее финансирование в необходимых объемах;
- «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»;
- «Развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения для сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности», на основе подготовленной Минпромторгом России стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения;
Таблица 4
Изменения размеров таможенного тарифа
на продовольственные товары, вводимые Протоколом по присоединению России к ВТО, % [10]
Код товара Наименование товара Уровень тарифа по ВТО Уровень тарифа по ЕТТ*
0206 Пищевые субпродукты 15 25
0208 Прочие мясо и пищевые мясные субпродукты 15 25
0402 Молоко и сливки сгущенные 15 25
0404 Молочная сыворотка 15 38
0406 Сыры и творог 9,5 19
0902 Чай со вкусо- ароматическими добавками 12,5 20
1006 Рис 10 29
1511 Масло пальмовое 3 0,4
1601 Колбасы 9 25
*Единый таможенный тариф Таможенного союза.
3) рассмотреть возможность внесения изменений в обязательства России в ВТО по корректировке ставок таможенно-тарифного регулирования на чувствительные товарные позиции, включая импорт живых свиней, пищевых субпродуктов, колбас, молочной продукции, риса и пальмового масла;
4) принять систему мер для обеспечения доходности сельскохозяйственного производства в целях увеличения инвестиционной привлекательности сферы как на основе мер по повышению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене продукции, так и роста государственной поддержки [2]. Снижение цен на свинину приводит и к снижению
цен на мясо птицы, так как в мясном производстве свинина заменяется часто мясом птиц. Цена 1 кг тушки птицы составляет примерно 65-70 руб., а се-
бестоимость - 70-80 руб. Цены на птицу снизились с начала 2012 г. на 10 % из-за выросшего импорта, а также резкого увеличения предложения более дешевой свинины. Падение цен на мясо птицы (как и в свиноводстве) идет на фоне роста себестоимости. Цены на корма для птицы выросли вдвое - до 12 000 руб. за 1 т. Подобный рост цен на зерно связан с засухой в 2012 г. Все это значительно сократило оборотные средства птицеводческих и свиноводческих компаний, поставив под удар существование многих предприятий.
В то же время ставки импортных пошлин на сахар-сырец не изменились и остались на уровне 2011 г. (рис. 3).
В настоящее время предприятия АПК покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 01.01.2013 цены на минеральные удобрения повысились до мирового уровня - на 30-40 %. В то же время для сельхозтоваропроизводителей по-прежнему действуют два режима налогообложения: общий и специальный в виде системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). Налогоплательщики сами вправе выбирать наиболее выгодный для себя режим, что отчасти может сгладить негативные последствия присоединения к ВТО. Следует отметить, что переход на ЕСХН выгоден тем организациям, деятельность которых в меньшей степени связана с плательщиками НДС. При выборе систем налогообложения в сельском хозяйстве следует руководствоваться не сокращением сумм налоговых платежей, а их оптимизацией и улучшением финансовых результатов деятельности предприятий [1].
Результатами долгих переговоров с ВТО по сельскому хозяйству можно считать следующие «уступки»:
- Россия будет контролировать импорт говядины и птицы бессрочно, с сохранением квот, а вот импорт свинины - только до 2020 г.;
- изменены ставки по говядине: 15 % в рамках квоты и 55 % сверх квоты; для птицы: 25 % в рамках квоты и 80 % сверх квоты; для свинины: 0 % в рамках квоты и 65 % сверх квоты. С 2020 г. будут
применяться единые ставки, а квоты отменят. По говядине ставка составит 27,5 %, по птице - 37,5 %, по говядине - 25 %, на мясопродукты - 15 %;
- в сельском хозяйстве на долю мясного производства приходится: в свинине - 37 %, в говядине -36 %, в птице - 20 % (от общего объема произведенной продукции). В растениеводстве на долю пшеницы приходится 65 % от общего объема, а 35 % - на все остальные культуры.
- производство мяса и мясопродуктов в России не превысило уровня начала 1990-х гг. и составило 7,5 млн т в 2011 г. При этом импорт в том же году достиг 2,7 млн т [7]. Хотя за 12 лет объемы импорта сельскохозяйственной продукции значительно выросли (рис. 4).
Помимо снижения ставок импортных пошлин, наблюдается увеличение роста импорта по сравнению с экспортом (рис. 5).
Несмотря на то, что в стоимостном выражении объем экспорта превышает импорт почти на 212 млрд долл., темпы роста импорта остаются немного выше. Данное обстоятельство заставляет задуматься о негативной тенденции, особенно когда основу российского экспорта составляют углеводороды, цены на которые снижаются (природный газ), либо являются крайне нестабильными и всецело зависящими от мировой конъюнктуры (нефть).
Уровень цен на природный газ ниже того уровня, который был в 2007 г., и продолжает снижаться (с 2014 г. Газпром планирует поставлять газ в ЕС по ценам на 7-10 % меньше действующих), да и динамика цен на нефть имеет тенденцию к снижению [5].
Также обращает на себя внимание и доля внешнеторгового оборота России со странами других регионов (рис. 6).
300
250
200
150
100
50
-270-
250
221
:206:
194
180
164
>100 >112,5 >125,7 >141,1 >154,3 >167,6 >183 >198,4 198,4>
Рис. 3. Ставка импортных пошлин на сахар-сырец при среднемесячной цене не менее п
долл. за 1 000 кг с 2011 г. [10]
21 18 15 12 9 6 3
19,3
12,2
11,7
9,6
5,6 5,5 с „ „ 5,6
--5-4,8-
Живые Маслины животные
Овощи
Деревья, цветы
Рыба
Фрукты, орехи
Мука
1,600 1,400 1,200 1,000 0,800 0,600 0,400 0,200 0,000
Молочные Какао продукты, яйца
Рис. 4. Рост импорта продукции АПК в 2001-2012 гг., во сколько раз [3]
Корма
Напитки, алкоголь
1,400 Рис. 5. Динамика экспорта и импорта России в 2006-2012 гг., % (2006 г. - 100 %) [3]
1,200 1,000 0,800 0,600 0,400 0,200 0,000
2006 2007 Ети экспорт
2008 2009 2010 2011 2012
Ш ИМПОРТ Превышение импорта над экспортом
60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
ЕС АТЭС
ТС - Таможенный союз.
СНГ
ЕВРАЗЭС
ТС
Прочие
Рис. 6. Доля внешнеторгового оборота России с различными регионами мира, %
[7]:
1 - 2011 г;
2 - 2012 г.
9
0
Анализ данных рис. 6 показывает, что основным торговым партнером России являются страны ЕС и АТЭС: на их долю приходится 49 и 24 % внешнеторгового оборота соответственно. Причем из этих стран РФ импортирует промышленные товары
с высокой долей добавленной стоимости (Германия, Нидерланды и Китай), а экспортирует сырье, имеющее низкую добавленную стоимость. Это приводит к росту риска появления отрицательного сальдо торгового баланса, так как в случае падения цен на
нефть (как в августе-октябре 2008 г.) произойдет сокращение валютной выручки и образуется значительный дефицит государственного бюджета. Итак, можно сделать следующие выводы.
1. Членство России в ВТО уже привело к росту импорта сельскохозяйственной продукции (пока только по отдельным наименованиям).
2. Снижение цен на потребительском рынке не происходит, а выигрывают от вступления в ВТО в основном перекупщики товаров. У производителей растут издержки и снижаются закупочные цены, что влечет снижение прибылей. У отечественных сельхозтоваропроизводителей появляются убытки. Выжить в таких условиях смогут только крупные агро-холдинги, а мелкие и многие средние фермы разорятся.
3. Совокупные убытки сельского хозяйства России составят порядка 3 трлн руб., сокращение рабочих мест на селе прогнозируется на уровне примерно 1,5 млн. Это вызовет рост социальной напряженности и увеличение социального расслоения общества.
4. Россия имеет куда более худшие условия работы в рамках ВТО, чем ее ближайшие соседи (Китай, Германия). Результатами вступления в эту организацию могут стать отсутствие продовольственной безопасности страны, растущая зависимость от импорта, снижение инвестиций и бегство капитала, рост безработицы и падение жизненного уровня населения, «взлет» инфляции и снижение уровня производства (стагфляция).
5. Уровень поддержки сельского хозяйства лимитирован, но у государства остаются не регламентируемые правилами ВТО способы стимулирования сельхозпроизводства - развитие инфраструктуры сельских территорий и увеличение каналов сбыта, что снизит затраты на производство сельхозпродукции и повысит привлекательность данной сферы для инвестиций.
В заключение следует отметить, что вступление России в ВТО принесло новые проблемы сельхозтоваропроизводителям. Но, возможно, их положение улучшится, если одновременно с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. будут приняты другие федеральные целевые программы. На взгляд авторов, значимым фактором для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства является региональная аграрная политика.
Список литературы
1. Ветрова М. Н. Налоговое бюджетирование в сельскохозяйственных организациях // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. № 1.
2. О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО. URL: http://www. vniiesh. ru /news/9651.htm.
3. Ро ссийский статистиче ский ежегодник. 2012. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М.: Статистика России.
4. Россия переходит во вступление // Коммерсантъ. 16.10.2001. № 189.
5. Сравнение цен на различные товары. URL: http://www. finam. ru/analysis/profile122D500006/ default. asp.
6. Счетная палата: Россия напрасно мучается от требований ВТО. URL: http://www. finmarket. ru/z/nws/hotnews. asp?id=3327257.
7. Таможенная статистика внешней торговли. URL: http://www. customs. ru/index. php?option=com_ content&view=article&id=13858&Itemid=2095.
8. Ушачев И. Г. Меры по обеспечению конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО // АПК: экономика, управление. 2012. № 9.
9. Членство в ВТО - это новые возможности // Эксперт. 2001. № 41.
10. Select Tariffs. URL: http://tariffdata. wto. org/ ReportersAndProducts. aspx.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru