УДК 338.2
НАШЕ ВИДЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА РОССИИ ДО 2020 ГОДА
Н.И. СТРЕКОЗОВ, академик РАСХН, зам. директора А. В. ЧИНАРОВ, аспирант ВИЖ Россельхозакадемии E-mail: [email protected]
Резюме. Рассмотрены вопросы развития мясного животноводства, исходя из обязательств Российской Федерации при присоединении к Всемирной торговой организации. Определены положительные аспекты и риски от вступления страны в ВТО, даны предложения по повышению конкурентоспособности отраслей. Ключевые слова: Всемирная торговая организация, мясное животноводство, импорт, таможенно-тарифное регулирование, государственная поддержка.
В последние годы государство активно регулирует внутренний агропродовольственный рынок, используя тарифные и нетарифные меры защиты. В рамках проводимой протекционистской политики была выстроена эффективная система таможенно-тарифной защиты и квотирования импортных поставок сельхозпродукции. Использованные механизмы и правила не претерпели серьезных изменений даже в процессе планируемого присоединения России к ВТО, что создает предпосылки для дальнейшего устойчивого развития производства.
С точки зрения конкурентоспособности последствия вхождения в ВТО для субъектов внутреннего рынка неоднозначны: кроме плюсов есть серьезные риски. Многое будет зависеть от экономической политики государства и эффективности защитных мер. Для крупных высокотехнологичных производителей не стоит ждать серьезных негативных последствий, поскольку государство должно успеть создать условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Однако для этого необходимо резко увеличить поддержку сельского хозяйства и тратить на нее в рамках достигнутых договоренностей от 270 до 132 млрд руб. ежегодно, вплоть до 2018 г.
Для решения главной задачи по повышению конкурентоспособности отечественного животноводства обоснованы перспективные направления развития переработки и рыночной инфраструктуры [1]. В Стратегии развития мясного животноводства до 2020 г. определены цели, задачи, основные направления развития и меры государственной поддержки отрасли. Фактически, она сориентирована на реализацию Доктрины продовольственной безопасности РФ.
Такой программно-целевой, комплексный подход к адаптации российского АПК к условиям ВТО позволит не только сохранить позитивную динамику в отрасли, но и решать задачи по наращиванию внутреннего рынка мяса.
Опыт стран с переходной экономикой показывает, что при снижении пошлины на импортную сельхозпродукцию необходимо увеличение государственной поддержки отрасли, иначе может быть подорвана вся система продовольственной безопасности и наметившаяся социальная стабилизации страны. Положительный аспект договоренностей с ВТО - переходный период до 2020 г., во время которого необходимо полностью завершить перевод на индустриальную основу птицеводства и свиноводства. Кроме того, не следует забывать, что
размеры региональной поддержки условиями ВТО не регламентируются. В то же время при вступлении России во Всемирную торговую организацию в процессе формирования новой конкурентной среды на внутреннем рынке государство может модернизировать законодательство, позволяющее экономическими методами управлять конкурентоспособностью в отрасли, а крупный бизнес сможет перейти на создание продуктов глубокой переработки для реализации на внешних рынках. Поскольку к внутренней конкуренции добавится внешняя, с рынка будут быстрее уходить производители с неэффективными технологиями и разного рода посредники, что в итоге также положительно повлияет на эффективность отрасли. Сейчас для части производителей благодаря возросшей господдержке и политике национального протекционизма, на наш взгляд, созданы излишне комфортные условия, и в перспективе вполне очевидны риски в виде утраты конкурентоспособности. Работа по правилам ВТО одновременно улучшит качество инвестиций в аграрный сектор за счет появляющихся возможностей для привлечения новых технологий и расширения рынков сбыта продукции. Как следствие компании-производители будут вынуждены искать способы снижения издержек. При этом возрастет роль гос-регулирования в сфере налоговой и целевой поддержки эффективных товаропроизводителей.
На птицеводство вступление в ВТО не должно оказать существенного влияния, поскольку импорт мяса птицы за последние 3 года оказывает все меньшее воздействие на формирование внутреннего рынка. Сегодня эта отрасль -лидер по глубине переработки продукции и на первый план уже вышла возросшая конкуренция на внутреннем рынке, которая не зависит от вступления в ВТО.
В свиноводстве в качестве негативных аспектов следует признать отмену внутриквотных пошлин при незначительном снижении квоты и снижение пошлины на живых свиней, что повлечет уменьшение доходности в отрасли (табл. 1). Сначала это положительно скажется на потребителях - даст возможность переработчикам снизить цены, увеличить количество товаров и услуг, но впоследствие может привести к деградации отрасли.
Для мясного скотоводства и производства говядины вступление в ВТО означает необходимость сохранения государственной поддержки по программе АПК на 20132020 гг. и другим каналам на уровне, не ниже, чем до вступления в ВТО. В этих целях надо использовать не только прямые субсидии, но и косвенную поддержку, по опыту стран Евросоюза. В противном случае темпы роста в мясном животноводстве приостановятся из-за падения инвестиционной активности и вместо привлечения технологий и капитала страна получит свободный доступ продукции иностранных компаний на внутренний рынок.
В овцеводстве для сохранения наметившейся положительной тенденции потребуется изменение структуры породного состава в сторону увеличения поголовья мясных
Таблица 1. Ставки импортных таможенных пошлин, %.
Пошлина
Продукция действующая условия ВТО
в рамках квотывнеквотные в рамках квоты внеквотные
Говядина Свинина Мясо птицы Живые свиньи 15 50 15 75 25 95 40 15 55...27,5 0 65.25 25 80.37,5 5
овец тонкорунного и мясошерстного полутонкорунного направления продуктивности; применение прогрессивных, высокоэффективных технологий выращивания ягнят, интенсивного нагула и откорма животных; управление ценообразованием на этот специфический вид мяса и региональное дотирование отрасли.
Правовой основой для финансового обеспечения всех намеченных мероприятий по нашему мнению должно стать придание Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации статуса Федерального закона. В этом случае в долгосрочной перспективе участие страны в ВТО пойдет отечественному сельскому хозяйству на пользу.
Условия присоединения к Всемирной торговой организации требуют от России гармонизировать свое законодательство так, чтобы в полной мере использовать легитимные способы защиты внутреннего рынка. Многое зависит и от товаропроизводителя, который на основе современных научных подходов может снижать издержки и себестоимость, одновременно увеличивая конкурентоспособность.
Кроме того, для уменьшения возможных негативных последствий, на наш взгляд, необходимы прямые государственные дотации на модернизацию производственных мощностей, обеспечивающих рост эффективности и конкурентоспособности, с использованием в качестве индикаторов валовых показателей прироста.
До тех пор пока эффективность отечественного мясного животноводства ниже, чем в ведущих странах, высокотехнологичным предприятиям необходимо возмещать доходы недополученные в конкурентной борьбе за увеличение их доли на рынке.
Согласно планам Министерства сельского хозяйства России в течение 2.3 лет за счет продукции российского производства предусмотрено обеспечить спрос на свинину и мясо птицы, а к 2020 г. - на мясо крупного рогатого скота. При этом немалая целевая поддержка отдельных отраслей мясного животноводства потребуется для компенсации снижения импортных пошлин, на которое согласилась пойти Россия. Так, для сохранения инвестиционной привлекательности свиноводства необходимо в 2012-2015 гг. вкладывать не менее 20 млрд руб. в год, а в 2016-2020 гг. - не менее 10 млрд руб. Это позволит ликвидировать угрозу продовольственной безопасности и даже экспортировать собственную продукцию. В мясном скотоводстве на компенсацию потерь ежегодно в течение 10 лет потребуется не менее 17 млрд руб.
Производители разных видов мяса конкурируют между собой, прежде всего в ценовом аспекте [2]. Прогнозируемое уменьшение цен на свинину вынудит для сохранения спроса на продукцию снизить цены на мясо
птицы на 7.10 %, что обойдется отечественным товаропроизводителям в 22 млрд руб. в год.
Результаты наших исследований показывают, что российское сельское хозяйство обладает высоким потенциалом роста производства в реальном и номинальном выражениях [3]. Поэтому мы считаем, что страна может занять достойное место в системе международного разделения труда в области мясного животноводства, благодаря реализации своего главного конкурентного преимущества, позволяющего одинаково эффективно производить все наиболее распространенные виды мяса. Кроме того, сбалансированное развитие всех отраслей мясного животноводства позволит сформировать внутренний рынок соответствующий по структуре и объемам с научнообоснованным медицинским нормам потребления.
При стимулировании развития собственного производства по инновационному пути ситуация на мясном рынке значительно улучшится. Во-первых, резко уменьшится импортозависимость в целом по всем видам мяса, а импор-топотребление за два года опустится ниже уровня 2000 г. Во-вторых, согласно расчетным данным при выбран-Таблица 2. Прогнозный баланс рынка мяса-сырья при сбалансированном развитии основных отраслей мясного животноводства, тыс.тонн (данные ВИЖ)
Год Ресурсы Использование
запасы на начало года произ- водство импорт итого потреб- ление экспорт запасы на конец года
2012 944,7 7704,7 2114,8 10764,2 9679 20,5 1064,7
2015 1295,5 8863,7 1424,1 11583,4 10140,6 23,2 1419,7
2018 1678,7 10200,9 625,6 12505,3 10665,9 26,2 1813,2
2020 1858,4 11205 0,5 13063,9 11155 12,5 1896,4
в том числе
говядина 492,2 2947,0 0,02 3439,2 2939,3 0,2 499,7
свинина 623,1 3765,0 0,04 4388,2 3750,4 0,3 637,6
птица 702,6 4250,0 0,0 4952,6 4222,8 11,9 717,9
баранина 40,5 243,0 0,41 283,9 242,5 0,1 41,2
ной стратегии развития мясного животноводства к 2013 г. возможна стабилизация импорта по всем видам мяса на уровне 1424тыс. т и практически полное его прекращение к 2020 г. (табл. 2). Если же в развитии мясного подкомплекса будет превалировать свиноводство и птицеводство, то при относительных излишках (отсутствие оплаченного спроса) продукции этих отраслей внутренний рынок говядины по-прежнему в значительной степени (27,8 %) останется импортозависимым. При этом экспорт продукции свиноводства и особенно птицеводства может быть связан с определенными трудностями, поскольку цены на свинину на мировом рынке ниже внутренних на 0,8 %, а на мясо птицы - на 47,1 %. Поэтому при планах МСХ РФ к 2020 г. выйти по экспорту указанных видов продукции на уровень соответственно 200 и 170 тыс. т для поддержки отечественного производителя потребуются дополнительные средства на экспортные субсидии в сумме 8,6 млрд руб. в год. Однако в перечне направлений государственной поддержки сельского хозяйства дотирование экспорта не предусмотрено, поэтому нужно искать другие подходы к его стимулированию.
Литература.
1. Стрекозов Н.И., Чинаров А.В. Развитие рынка основных видов мяса в Российской Федерации. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 7 - С.26-29
2. Стрекозов Н.И., Чинаров А.В. Структура рынка мяса в Российской Федерации. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2010. - № 11 - С.11-12
3. Чинаров А.В. Экономические подходы прогнозирования рынка мяса. //Зоотехния. - 2011. - № 4 - С. 15-16
OUR VISION OF DEVELOPMENT MEAT ANIMAL HUSBANDRY OF RUSSIA TILL 2020 N.I. Strekozov, A.V. Chinarov
Summary. Animal husbandry problems, based on the Russian Federation commitments to join the World Trade Organization, are viewed. Positive aspects for the livestock industry from the Russia’s accession to the WTO are identified.
Keywords: World Trade Organization, animal husbandry, import, regulation, government support.