Экономика
краткии обзор согласованных условии присоединения РОССИИ к вто. возможные последствия для предприятии отечественного агропромышленного комплекса
3. Б. ХМЕЛЬНИЦКАЯ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, ьитеоишн-ог
С. Ю. ЗОЛОТУХИН, “°К Л и бк^ехт^ преподаватель тел. 89022597076;
, Уральская государственная сельскохозяйственная академия e-mail: [email protected]
Положительная рецензия представлена С. А. Лукьяновым, доктором экономических наук, профессором Уральского Федерального Университета.
В ближайшие дни Государственная Дума Российской Федерации с большой долей вероятности ратифицирует законопроект о присоединении России к Всемирной Торговой Организации (ВТО). В последнее время вступление в ВТО интерпретировалось совершенно по-разному. Противники предрекают скорую гибель отечественного сельского хозяйства и многих других отраслей экономики. Сторонники предлагают обратить внимание на значительные, а порой и беспрецедентные успехи в переговорах с ВТО по вопросам условий вступления нашей страны в эту организацию. Приводятся доводы о том, что мы уже почти 18 лет пытаемся стать полноправным членом ВТО и основная часть таможенных тарифов уже приведена в соответствие нормам ВТО, и затягивать переговоры уже попросту невыгодно для нашей экономики. Учитывая тот факт, что не менее 40 % ВВП России реализуется через внешнюю торговлю, мы не можем игнорировать международную организацию, включающую в себя 153 государства и контролирующую 97 % мировой торговли.
В рамках ВТО действует Соглашение по сельскому хозяйству, которое определяет в целом особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе. Но для каждой страны при согласовании условий присоединения к ВТО оговариваются индивидуальные механизмы. Попробуем определить, что же конкретно сулит предприятиям АПК России присоединение к ВТО.
Как видно из табл. 1, допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства составит 9 млрд долларов в 2012-2013 гг. с последующим равномерным снижением до 4,4 млрд долларов в 2018 г. При этом реальный уровень поддержки сельского хозяйства в последние годы не превышает 4,5 млрд долларов. Говоря о сумме субсидирования, надо понимать, что речь идет о так называемой «желтой корзине» мер поддержки сельского хозяйства. В рамках ВТО государственная поддержка сельскому хозяйству подразделятся на три основных вида или, пользуясь терминологией ВТО, «корзины» по степени прямого влияния на процесс торговли. Это «голубая», «зеленая» и «желтая» корзины.
Все основные меры и правила ВТО, касающиеся субсидирования сельского хозяйства направлены на увеличение мер «зеленой корзины» со снижением влияния «желтой». Говоря об огромной разнице в сумме средств, направленных на субсидирование сельского хозяйства у нас и за рубежом, зачастую упускают тот факт, что эти средства в значительной степени относятся к мерам «зеленой» корзины, носящие инфраструктурный, системный характер.
Помимо этого, российская сторона согласилась, что поддержка одного вида продукции не должна превы-
шать 30 % (сейчас не более 15-16 %) [1]. При этом, необходимо обратить внимание на то, что каждая страна-член ВТО имеет право не брать обязательств по снижению объемов поддержки в рамках «желтой» корзины, если объем такой поддержки не превышает 5 % от стоимости валовой продукции национального сельскохозяйственного производства, в случае, когда эти программы не привязаны к конкретному виду продукции, а также оказывать поддержку в размере не более 5 % от валовой стоимости по программам, привязанным к тому или иному виду сельхозпродукции.
Что касается средневзвешенного импортного тарифа, то на момент присоединения к ВТО Россия может в среднем поднять импортную защиту до 11,8 %, в том числе 15,2 % по сельскохозяйственным и 11,2 % по промышленным товарам. Затем, постепенно ввозные пошлины будут снижаться. Переходные периоды составляют 2-3 года, а по наиболее важным товарам — 5-7 лет. Россия взяла на себя обязательство снизить по итогам переходного периода средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары с 10 % в 2011 г. до 7,8 %. Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8 % с нынешних 13,2 %. Средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары с 9,5 % до 7,3 %. Самый длительный переходный период (8 лет) установлен для снижения импортных пошлин на мясо домашней птицы.
Кроме того, после вступления России в ВТО для отдельных категорий продукции будут отменены льготы по НДС. Эта мера может реально снизить конкурентоспособность отечественных производителей. Так, в настоящее время действует пониженная, 10 %-ная ставка НДС на реализацию продовольственных товаров, как ввозимых, так и производимых на территории РФ. Также до 1 января 2012 г. от уплаты НДС был освобожден ввоз племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов этих племенных животных племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемый сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Что касается квот, то с января 2020 г. Россия отменит квоты на импорт свинины и тримминга и введет на эти товары пошлину в размере 25 %. В то же время РФ не взяла на себя обязательства по отмене квот на импорт говядины мяса птицы. С момента присоединения России к ВТО квота на импорт свинины составит 430 тыс. т в год (ранее, до достижения соглашения с ВТО в полном объеме, правительство РФ устанавливало квоту в размере 320 тыс. т), свиной тримминг — 30 тыс. т (без изменений). В пределах квоты пошлина будет нулевой, свыше — 65 %. В данной момент в рамках квоты равна 15 % (но не менее 0,25 евро за кг), свыше квоты — 75 % (но не менее 1,5 евро за кг). С 2020 г
Экономика Цф/
Таблица 1
Показатели импортно-экспортного регулирования до и после вступления России в ВТО
№ Показатель Текущая ситуация Ситуация после присоединения к вТо Комментарий
1 Совокупный уровень государственной поддержки сельского хозяйства 4,5 млрд руб. в год 9 млрд руб. в год с последующим равномерным снижением до 4,4 млрд долларов в 2018 г.
2 Средневзвешенный импортный тариф 10,3 % (в т. ч., 13,2 % по с/х товарам и 9,4 % по промтоварам 11,8 % (в т. ч., 15,2 % по с/х товарам и 11,2 % по промтоварам затем будет происходить снижение и через 5-7 лет тариф составит 7,1 %, в т. ч. 11,3 % по сельхозтоварам и 6,4 % по промтоварам
3 Пошлина на импорт сахара 243 долларов США за т 223 долларов США за т
4 Пошлина на ввоз молочных продуктов 19,8 % 14,8 %
5 Пошлина на ввоз злаков 15,1 % 10 %
6 Пошлина на ввоз семян подсолнечника 9 % 7,1 %
7 Ставка НДС на реализацию продовольственных товаров, как ввозимых, так и производимых на территории РФ. 10 % 18 % данная ставка будет применена для некоторых категорий продукции
8 Квоты на импорт свинины и тримминга 320 тыс. т в год (30 тыс. т тримминга) 430 тыс. т в год (30 тыс. т тримминга) будет отменена с 2020 г. и заменена пошлиной в 25 %
9 Пошлина на ввоз свинины в пределах 15 % (но не менее 0,25 евро за кг), свыше квоты — 75 % (но не менее 1,5 евро за кг) в пределах квоты пошлина будет нулевой, свыше — 65 %
10 Пошлина на ввоз живых свиней 40 % 5 %
11 Квота на импорт говядины замороженной 530 тыс. т в год 530 тыс. т в год
12 Квота на импорт говядины живой и охлажденной 30 тыс. т 40 тыс. т
13 Пошлина на ввоз говядины внутри квоты 15 %, свыше 50 % внутри квоты 15 %, сверх квоты 55 % в случае отмены квоты на говядину, пошлина составит 27,5 %
14 Квота на мясо птицы 250 тыс. т 250 тыс. т кроме того, в случае отмены квоты, будет установлена единая пошлина на ввоз мяса птицы равной 37,5 %
15 Пошлина на ввоз мяса птицы 25 % внутри квоты и 80 % сверх квоты 25 % внутри квоты и 80 % сверх квоты
16 Квота на фарш 80 тыс. т 100 тыс. т
17 Пошлина на ввоз риса 120 евро за тонну 45 евро за тонну
18 Пошлина на ввоз сухого молока 25 % 15 %
квоты на свинину должны быть отменены и введена единая пошлина в 25 %. Уменьшение именно этого показателя (пошлина внутри квоты), по мнению многих экспертов, может свести на нет всю достаточно успешную политику развития свиноводства в стране. Доля импорта в данном секторе, по данным РСПП, рискует достичь прежних 35-45 % [2]. Значительно изменится уровень пошлины на ввоз живых свиней (с 40 до 5 %), что также крайне негативно отразится на предприятиях малых форм фермерства, которые дают сейчас 60-65 % продукции свиноводства. Прямые инвестиции Квота на импорт замороженной говядины составит 530 тыс. т вгод (показатель не изменился),свежейиохлажденной—
40 тыс. т (увеличение на 10 тыс. т). Внутри квоты импортная пошлина составит 15 %, сверх квот 55 % (в данный момент 15 % и 50 % соответственно). В случае отмены квоты на говядину, пошлина составит 27,5 %. При этом, необходимо обратить внимание на то, что высококачественная говядина не попадает по режим квот и будет ввозиться по ставке 15 %, что дает некоторым недобросовестным поставщикам возможность ввозить к нам обычные отруба под видом высококачественной говядины. Квота на мясо птицы составит 250 тыс. т (без изменений), на фарш — 100 тыс. т (увеличилась
на 20 тыс. т). Кроме того, в случае отмены квоты, будет установлена единая пошлина на ввоз мяса птицы, равной 37,5 %. На сухое молоко пошлина будет снижена с 25 до 15 %, что поставит в затруднительное положение российских производителей (рентабельность в отрасли редко превышает 5 %), на сыры пошлина снижена незначительно, зато почти вдвое — ценовая планка, после которой пошлина не взимается. Существенно (почти в три раза — с 120 евро до 45 евро за тонну) снизится пошлина на ввоз риса, что может привести к росту импорта некачественного и дешевого риса [3].
При этом, необходимо принимать во внимание тот факт, что многие страны-члены ВТО, в частности, США и Китай, в случае необходимости защитить свой внутренний рынок часто совершенно беззастенчиво прибегают к методам, которые противоречат правилам и нормам ВТО (введение дополнительных квот, заградительных пошлин и пр.). Безусловно, потом эти методы и ограничения снимаются под давлением других стран-участниц ВТО, но время, как правило, к этому моменту бывает уже упущено.
Значительно изменятся и станут более либеральными условия фитосанитарного регулирования ввозимой сельхозпродукции. Теперь Россельхознадзор не будет
Экономика ^ЫтГ/
запрещать поставки в РФ продукции с того или иного предприятия по итогам своих инспекций до того момента, как страна-экспортер не предложит мер по устранению выявленных нарушений. При этом такой порядок не будет распространяться на случаи «серьезного риска для здоровья животных и людей».
По мнению экспертов, значительно пострадает от вступления в ВТО сектор производства сельхозтехники. Импортные пошлины снизятся с 15 до 5-10 %, в том числе на комбайны с 15 %, но не менее 120 евро за кВт мощности двигателя до 5 %. Если российскому автопрому удалось за время кризиса обеспечить себе максимальный уровень государственной поддержки (как на законодательном, так и на исполнительном уровнях), производители сельхозтехники останутся один на один с резко возросшим импортом качественной техники, как новой, так и бывшей в употреблении [3].
В рамках ВТО существуют как положительные, так и отрицательные примеры воздействия на сельское хозяйство присоединения страны к ВТО. В частности, очень успешным оказался опыт присоединения КНР к ВТО. За десять лет членства в ВТО оборот внешней торговли КНР вырос в 5,9 раз, объем импорта в 5,7 раз. По объему ВНП Китай вышел на второе место в мире. Китай привлек зарубежных инвестиций более, чем на 1 трлн долларов и создал 347 тыс. предприятий, занимающихся инвестициями в Китае [4]. Но не будем забывать о том, что на момент присоединения к ВТО Китай уже демонстрировал значительные успехи в социально-экономическом развитии. Более показателен для нас может быть опыт присоединения к ВТО нашего соседа — Украины. Вступление в ВТО принесло Украине (по крайней мере, сейчас, спустя 3 года с момента вступления) достаточно много негативных последствий. Возможно, момент был выбран не совсем удачно — Украина стала членом в ВТО в самый разгар международного финансового кризиса, но цифры говорят сами за себя: за год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 10,4 %, сократился экспорт агропродовольственной продукции, доля импортной свинины увеличилась более, чем в 3 раза и составляет сейчас 40 % внутреннего рынка, производство виноградных вин сократилось на
41 %, под угрозой закрытия оказались многие саха-ропроизводители. При этом, безусловно, необходимо учитывать тот факт, что уровень совокупной поддержки сельского хозяйства в Украине ниже, чем в России в 8,5 раз и в более чем в 2 раза в пересчете на душу населения. В результате, в данный момент Правительство Украины готовит прошение в ВТО о существенном пересмотре условий вступления в ВТО.
Одним из ключевых факторов успеха экономики Китая и других стран при присоединении к ВТО многие эксперты называют наличие большого количества квалифицированных правоведов и экономистов по вопросам ВТО, которые обеспечили подведение правовой и экономической базы в соответствии с требованиями ВТО и оперативно донесли всю информацию, преимущества и недостатки ВТО до широкого круга населения. По нашему мнению, государственное информационное обеспечение всех категорий граждан (особенно, имеющих непосредственное отношение к сельскому хозяйству) по всему спектру вопросов, имеющих отношение к ВТО, носит важнейший характер для успешной адаптации экономики к ВТО.
Одним из наиболее эффективных методов государственной поддержки АПК именно из мер «зеленой» корзины ВТО (то есть практически ничем не ограниченной) является организация системы информационно-консультационных служб (ИКС). Именно широкое распространение ИКС для предприятий АПК может стать наиболее быстрой и эффективной мерой для минимизации возможных негативных последствий от вступления в ВТО.
В зарубежной практике за многие годы сложились разнообразные формы ИКС. Наибольшее распространение подобные службы получили в США (Университетская модель), Германии (ИКС на базе сельскохозяйственных палат), Великобритания (система служб экс-теншн-сервиса, как и в США), Нидерландах и Дании. Хотя сейчас многие страны осознали важность информационного обеспечения и консультирования для предприятий АПК и фермеров (мировой опыт показывает, что половина фермерских хозяйств разоряется из-за нехватки информации и знаний) и активно участвуют в развитии ИКС (Китай, ОАЭ, Индия, Пакистан и многие другие). Для нашей страны в качестве приоритетных моделей развития ИКС считаем правильным выбрать Университетскую модель ИКС, а также ИКС как структурные подразделения органов управления сельским хозяйством как наиболее проработанные и распространенные.
Сельское хозяйство — это один из видов предпринимательства. Безусловно, очень специфичный и требующий особого внимания со стороны государства, но все-таки это бизнес. А в бизнесе успешен только тот, кто готов быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Уже сейчас слышны мнения о полном списании всех долгов сельхозпредприятий без разбора и других методах растраты бюджетных средств (хотя многие предприятия исправно погашали все кредиты, а кто-то выводил деньги за рубеж). Но нужно в первую очередь заняться собственной эффективностью. Лучшее, что может сделать сейчас руководители агропредприятия— это определить все угрозы и возможности для себя от присоединения страны к ВТО, создать комплекс мер по адаптации и незамедлительно его реализовывать. Если раньше мы могли позволить себе в спокойном режиме определять стратегические цели, формировать и реализовывать стратегию развития своего предприятия, то сейчас мы должны стать максимально эффективными руководителями.
Безусловно, государственным органам России необходимо уделить особое внимание АПК при присоединении к ВТО. Нужно определить перечень конкретных мер государственной поддержки сельского хозяйства и неукоснительно его соблюдать. Государственным структурам следует с одной стороны, реализовывать в максимально разрешенном объеме все меры материальной поддержки и защиты сельхозпредприятий, обеспечивать максимально широкий доступ ко всей информации, связанной с присоединением к ВТО (тарифы, субсидии, сроки, методы работы и т. д.), с другой стороны, озаботиться резким повышением уровня управления на предприятиях АПК. Существенную роль в этом процессе может сыграть развертывание системы ИКС во всех регионах страны. В противном случае, сельское хозяйство станет еще более неэффективным и затратным и не выйдет в обозримом будущем на среднемировые показатели эффективности.
Литература
1. Грамматчиков А. Достаточно сильны для ВТО // Эксперт. 2011. № 46 (779).
2. Евсеев В., Куткин М. Русские боятся ВТО // Газета.ру. ЦКЪ : htpp://www. gazeta.ru/comments/2012/06/07x4616481.shtml.
3. Шайкин В. Что день грядущий нам готовит? // Новое сельское хозяйство. 2012. № 1.
4. Михайленко А. Н. ВТО как инструмент реализации национальных интересов Китая // Вестник Восточного центра ЗабГУ 2011. № 10.
Аннотации/ Summaries
удк 631.82; 631.4; 631.816
Ерёмин д. И., Притчина г. д.
динамика кислотности чернозема выщелоченного под действием длительного использования органоминеральной системы удобрений в условиях лесостепной зоны Зауралья
Ключевые слова: выщелоченный чернозем, пахотный слой, минеральные удобрения, обменная кислотность, гидролитическая кислотность, почвенно-поглотительный комплекс, физико-химические свойства, почвообразовательный процесс.
В настоящее время главным фактором в повышении продуктивности пашни являются минеральные удобрения, длительное использование которых оказывает существенное влияние на почвообразовательный процесс. В лесостепной зоне зауралья черноземы выщелоченные, вовлеченные в пахотный фонд, развиваются в условиях постоянного дефицита органического вещества на фоне повышенного биогенного выноса катионов щелочноземельных металлов и процессов выщелачивания. Это приводит к повышению кислотности и ухудшению основных химических характеристик черноземов. Многолетние исследования показали, что внесение удобрений под яровую пшеницу и овес на урожайность до 4,0 т/га зерна в зерновом с занятым паром севообороте на фоне заделки измельченной соломы не оказывает негативного действия на обменную кислотность и сумму обменных оснований, которые на протяжении 18 лет находились в стабильном состоянии. Внесение удобрений на урожайность 5,0 т/га зерна в течение 15 лет способствует снижению суммы обменных оснований с 21,9 до 18,6 мг-экв./100 г почвы вследствие биогенного выноса кальция и магния из почвенно-поглотительного комплекса, о чем свидетельствует повышение гидролитической кислотности с 2,3 до 3,6 мг-экв/100 г почвы. Максимальная насыщенность севооборота минеральными удобрениями (прк на 6,0 т/га зерна) ухудшает химические свойства пахотного слоя через 2 ротации зернового с занятым паром севооборота.
Yeryemin D. I., Pritchina G. D.
Dynamics of acidity of leached chernozem under
the extended use by organic mineral system of fertilizers in the conditions of a forest-steppe zone of Trans Ural
Keywords: leached chernozem, plowing horizon, mineral fertilizers, exchange acidity, hydrolitic acidity, soil-absorbing complex, physical and chemical properties, pedogenesis.
Currently, mineral fertilizers are the major factor in increasing the productivity of arable land; their long use has a significant effect on the pedogenesis. Leached chernozems in the forest-steppe zone of Trans Ural, involved in arable fund, develop in conditions of constant deficiency of organic matter against the background of increased biogenic removal of cations of alkaline earth metals and leaching processes. This leads to an increase in acidity and a deterioration of basic chemical characteristics of chernozems. Years of research have shown that the application of fertilizers for spring wheat and oats on yields up to 4.0 T/ha of grain in the grain crop rotation with seeded fallow against the background of grinded straw sealing has no negative effect on the exchange acidity and amount of exchangeable bases, which throughout 18 years were in a stable condition. Fertilizer application on yields 5.0 T/ha of grain within 15 years contributes to reduce the amount of exchangeable bases from 21.9 To 18.6 Mg-eq/100 g soil as a result of biogenic removal of calcium and magnesium from the soil-absorbing complex, as evidenced by the increase in hydrolitic acidity from 2.3 To 3.6 Mg-eq/100 g soil. Maximum saturation of crop rotation with mineral fertilizers (npk of 6.0 T/ha of grain) degrades the chemical properties of arable layer through 2 rotation of the grain rotation with seeded fallow.
Удк 631.4
комиссаров И. д., Сартаков М. П.
Исследование гуминовых кислот аллювиальных почв Обь-Иртышского междуречья методом рентгенодифрактометрии
Ключевые слова: гумификация, гуминовые кислоты, гуминовые вещества, органическое вещество, рентгено-дифрактометрия, пойменные почвы.
При выяснении конфигурации молекул, их размеров и пространственного размещения, особо важное значение имеет рентгенографическое исследование. Сравнение рентгеновских дифрактограмм гуминовых кислот, полученных из аллювиальных дерновых и аллювиальных болотных почв обь-иртышского междуречья, позволило выделить у них отличительные структурные особенности, обусловленные спецификой гумификации в условиях различной обводненности. Установлено, что гуминовые кислоты аллювиальных дерновых почв имеют меньшую выраженность гамма полосы и отличаются особенностями других параметров рентгенографической картограммы, свидетельствующих о более регулярной упорядоченности макромолекул по сравнению с гуминовые кислоты выделенными из аллювиальных болотных почв. Наибольшую сформированность — «зрелость» молекулярной структуры — имеют гуминовые кислоты аллювиальных дерновых почв, которые являются наиболее перспективными для сельскохозяйственного освоения.
Kommissarov I. D., Sartakov M. P.
The study humic acids of alluvial soils of the Ob-Irtysh interfluve using x-ray diffractometry
Keywords: humification, humic acids, humic substances, organic substance, x-ray diffractometry, alluvial soils.
X-ray examination is particularly important in explaining the configuration of the molecules, their size and spatial distribution. Comparison of x-ray diffractograms of humic acids derived from alluvial sod soils and alluvial marsh soils of the Ob-Irtysh interfluve has allowed to allocate at them the distinctive structural features caused by specificity humus formation in the conditions of various watering. Is was established, that humic acid of alluvial sod soils have lower intensity of gamma strip and differ features of other radiographic parameters of cartograms, indicating more regular ordering of macromolecules compared to humic acids allocated from alluvial marsh soils. Humic acids of alluvial sod soils have the greatest “maturity” of the molecular structure; alluvial sod soils are the most perspective for agricultural development.