Научная статья на тему 'Мясная промышленность и вто: перспективы выживания«Разменной карты»'

Мясная промышленность и вто: перспективы выживания«Разменной карты» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСПРОПОРЦИИ В ТОРГОВЛЕ / "ЖЕЛТАЯ КОРЗИНА" / "YELLOW SUBSIDY" / ПОДДЕРЖКА АПК / SUPPORT FOR AGRICULTURE / ОТРАСЛЕВАЯ НАУКА / INDUSTRY SCIENCE / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE FOOD AND PROCESSING INDUSTRY / НЕТАРИФНАЯ ЗАЩИТА / NON-TARIFF PROTECTION / КВОТА / QUOTA / TRADE-DISTORTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисицын Андрей Борисович, Захаров Александр Николаевич, Кубышко Анатолий Александрович

Прошло несколько месяцев после присоединения России к ВТО, которые показали, что этот выбор страны затрудняет развитие мясной промышленности. Уступки, сделанные при вступлении в ВТО, нанесли удар, прежде всего по самым перспективным отраслям свиноводству и конечной переработке. Новые правила идут в разрез с целями Доктрины продовольственной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The WTO and Meat industry: the survival prospects of "bargaining chip"

Russia accessed to the WTO few months ago. This time is enough to understand that the choice of the country hinders the development of the meat industry. Concessions we made while joining the WTO struck a blow for the most promising industries pig breeding and final processing. The new rules are contrary to the objectives of the Doctrine of Russia's food security.

Текст научной работы на тему «Мясная промышленность и вто: перспективы выживания«Разменной карты»»

0

ГЛАВНАЯ ТЕМА / На пути становления в ВТО

Мясная

промышленность и ВТО:

перспективы выживания «разменной карты»

А.Б. Лисицын, академик РАСХН, доктор техн. наук, А. Н. Захаров, канд. техн. наук, А. А. Кубышко, ГНУ ВНИИМП им. В.М.Горбатова Россельхозакадемии

Условия, на которых Россия присоединилась к ВТО, ограничивают государство в выборе инструментов промышленной политики. Основное требование: их использование не должно вызывать диспропорции в торговле. Это реальность, которую мы, наверное, ещё не полностью осознаём, и которая сокращает пространство для принятия стратегических решений в аграрно-промышленном комплексе. Возможности для успешного развития экономики у России, тем не менее, есть, но они в условиях ВТО стали иными.

^ Цена билета в ВТО

Первое, на что обращают внимание все добросовестные аналитики, оценивая новую экономическую реальность - разница в уровне поддержки сельского хозяйства между западными странами и Россией. Неравенство скрывается уже в самой трактовке понятия «поддержка». Европейские и американские банки кредитуют своих товаропроизводителей под 3-4 % годовых на период семь лет и более. Это не считается поддержкой, поскольку таковы макроэкономические условия валютных зон доллара и евро. В России инвестиционный кредит можно взять под 12-17 % годовых, из которых субсидируется государством только ставка рефинансирования Центробанка, на сегодня она составляет 8,25 %.

Основным инструментом стимулирования инвестиций в российский АПК служит субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам. Нормами ВТО такая практика отнесена к «желтой корзине», то есть, считается мерой, вызывающей диспропорции в торговле. Из бюджетов всех уровней предприятия АПК после присоединения к ВТО имеют право получить («из желтой корзины») в текущем году девять миллиардов долларов. К 2018 году данная статья поддержки будет постепенно сокращена до 4,4 миллиарда. Еще есть возможность прямых субсидий в

размере 5% от валовой продукции сельского хозяйства по условию, называемому de minimis.

Самая большая поддержка АПК за счет бюджетов всех уровней быта в предкризисном 2008 году - около 6,5 млрд. долларов, поэтому в рамках действующей экономической политики агропромышленный комплекс вряд ли может получить сумму, значительно превышающую эту величину.

Разница в бюджетном финансировании сельского хозяйства между Россией и конкурентами (рис. 1) ставит российскую продукцию в заведомо проигрышное положение при либерализации международной торговли.

УДК 637.5:339.9

Ключевые слова: диспропорции в торговле, «желтая корзина», поддержка АПК, отраслевая наука, стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности, нетарифная защита, квота

За 2007-2013 гг Евросоюз потратит на поддержку АПК из бюджета ЕС 373,1 млрд. евро, а в 2014-2020 годах предусмотрено потратить еще 374,4 млрд. евро. Соединенные Штаты поддерживают американских экспортеров государственными субсидиями в объеме не менее 1,5 млрд. долларов США ежегодно. Россия не субсидировала аграрный экспорт и, присоединяясь к ВТО, взяла на себя обязательство не субсидировать его впредь [1 ].

В 2012 году российские аграрии получили в качестве поддержки от государства 172 млрд. рублей.

Защита мясного рынка России после присоединения к ВТО

Рисунок 1. Уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей, в центах на 1 $ произведенной продукции)

На пути становления в ВТО / ГЛАВНАЯ ТЕМА

ДР

значительно ослабла. В таблице 1 приведены основные условия допуска импортного мяса на рынок России. По оценкам Минсельхоза РФ, в результате ослабления режима импорта только свиноводству потребуется дополнительное финансирование из государственного бюджета в размере 20 млрд. рублей ежегодно.

Потеря позиций в защите отечественного производителя очевидна. На 2012 год планировалось установить квоту на импорт свинины в размере 430 тыс. тонн. Фактический объем импорта свинины (без учета стран ТС) составил 740,6 тыс. тонн, что на 10% превышает показатель 2011 года.

Для отечественных производителей свинины реальную опасность представляет снижение пошлин на живых свиней с 40 до 5%. В 2012 году уже произошел всплеск импорта живых свиней. Если в 2011 году эта статья импорта составляла 80, то в 2012-м -уже 120 тысяч тонн [2]. Этот шаг будет означать серьезное давление на рынок живых свиней в СевероЗападном и Центральном федеральных округах - на них приходится основной импорт убойных животных.

Ситуация в производстве мясной продукции вызывает еще меньше оптимизма, не смотря на то, что доля отечественной продукции на российском рынке сегодня составляет более 95%. Мясоперерабатывающие предприятия в 90-е годы в основном работали на дешевом импортном сырье, благодаря чему смогли провести модернизацию. Высокий уровень защиты рынка готовых продуктов полностью соответствовал принципу тарифной эскалации, который подразумевает прямую зависимость пошлины от глубины переработки импортируемой продукции: чем выше передел, тем выше пошлина. Отказ от процентной (адвалорной) ставки ввозной пошлины в пользу фиксированной будет означать на деле понижение ставки с нынешних 20 до 8% в 2015 году и нарушение принципа тарифной эскалации. По всем статьям, иностранным (преимущественно европейским) производителям на высокомаржинальном

рынке колбас и деликатесов открывается перспектива, о которой они еще недавно не могли даже мечтать: оборот готовых мясных продуктов превышает в России 500 млрд. рублей в год. Для сравнения: валовой сельскохозяйственный продукт России - 3,5 трлн. рублей. [3].

В сфере технического регулирования также есть значительные изменения. Присоединившись к ВТО, Россия признает главное правило оценки безопасности продукции: в международной торговле главенствующее положение имеют нормы, признанные Комиссией Кодекса Алиментариус. Если импортируемая продукция не соответствует национальным стандартам, доказывать правомерность ограничений импорта национальные надзорные органы должны в комиссии. Во всех иных случаях действует тот стандарт, который отвечает требованиям Кодекса Алиментариус. Таким образом, ВТО препятствует нетарифным ограничениям в международной торговле.

Порядок допуска зарубежных производителей на российский рынок также изменился. В некоторых случаях актуальным остался реестр предприятий-экспортеров, который составляет Россельхо-знадзор по результатам аттестации. В ходе переговоров по вступлению России в ВТО удалось достичь соглашения, о том, что ведение таких реестров является ветеринарной мерой. Члены ВТО согласились, что для товаров высокой и средней степени риска ее применение соответствует принципам ВТО. Безопасность мяса, ввозимого из США, гарантируют национальные надзорные ведомства страны-экспортера. С одной стороны, такой порядок ущемляет суверенитет России в сфере обеспечения безопасности пищевых продуктов, с другой - дает Рос-сельхознадзору все основания проявлять особое внимание к продукции из США.

По оценкам Всемирного банка пищевая промышленность России потеряет в ближайшие годы 14% объема производства и 15% рабочих мест, сельское хозяйство - 3% валового продукта и столько же

рабочих мест. В масштабах экономики это весьма ощутимые потери: оборот розничного продуктового рынка в стране равен примерно 40% от всего рынка потребительских товаров, а доля пищевой промышленности в ВВП страны составляет порядка 14% [1]. ВВП России в 2012 году составил 62,4 трлн. рублей.

Снижение уровня защиты отечественного производителя не замедлило сказаться на мясном рынке. Так, суммарный объем импорта свинины в сентябре-октябре 2012 года составил 142 тыс. тонн, что на 36% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 19% больше, чем в 2010 году. Суммарный показатель января-августа 2012 года был на 2% ниже, чем годом ранее. То есть, показатели заметно выросли в сентябре-октябре, когда на режим импорта стали влиять обязательства России перед ВТО.

Существенно вырос импорт мяса птицы. В октябре 2012 года в Россию ввезли 53,4 тыс. тонн мяса птицы, что на 14% выше показателя октября 2011 года. Объем ввоза в сентябре-октябре 2012 году выше, чем в 2011-м на 35%. Суммарный объем импорта мяса птицы за 10 месяцев 2012 года составил 384,24 тыс. тонн, что на 19% выше аналогичного показателя 2011 года.

Подписание протокола о присоединении России к ВТО практически не сказалось на рынке говядины: в октябре 2012 по сравнению с октябрем 2011 года поставки говядины были на 9% выше. Импорт говядина по итогам сентября-октября 2012 года на 18% выше, чем в 2011 году. Суммарный показатель января-октября 2012 года составил 521,8 тыс. тонн (на 2% выше относительно того же периода 2011 года).

Оптимистические сценарии экономического развития России в условиях членства в ВТО главным образом строятся на фундаменте рыночного либерализма и отталкиваются от преимущества свободной конкуренции и участия в международном разделении труда. Но разница в уровне поддержки товаропроизводителей ЕС

0

ГЛАВНАЯ ТЕМА / На пути становления в ВТО

Таблица 1. Условия импорта мяса и мясных продуктов до и после присоединения России к ВТО. (По данным Минэкономразвития РФ)

Наименование позиции и код ТН ВЭД Квота 2011 Текущие ставки пошлин Квота при вступлении в ВТО Начальные уровни связывания Конечные уровни связывания

Мясо КРС (свежее, 560 тыс. тонн По квоте Вне квоты 570 тыс. тонн По квоте Вне квоты 27,5% при условии

охлажденное, 15%, но 50%,но отказа от тарифных

мороженное): 0201 не менее 1 евро за кг. не менее 1 евро за кг 15% 55% квот

Мясопродукты (субпродукты) говяжьи нет 25%, но не менее 0,35 евро за кг нет 15% 15%

Высококачественная говядина: 0201 30 00 5, 0202 30 100 5, 0202 30 500 5 и 0202 30 900 5 нет 15%, но не менее 0,8 евро за кг нет 15%, однако, ценовой критерий не распространяется на США, Аргентину и Канаду 15%

15%, но 75%,но

Свинина: 0203 472,1 тыс. тонн не менее 0,25 евро за кг не менее 1,5 евро за кг 400 тысяч тонн 0% 65% 25% с 01.01. 2020 г.

15%, но 75%,но

Свиной тримминг: 0203 29 27,9 тыс. тонн не менее 0,25 евро за кг не менее 1,5 евро за кг 30 тысяч тонн 0% 65% 25% с 01.01. 2020 г.

Мясопродукты (субпродукты шпик) свиные нет 25%, но не менее 0,35 евро за кг нет 15% 15%

Живые свиньи: 0103 нет 40%, но не менее 0,5 евро за кг нет 5%, но не менее 0,1 евро за кг 5%, но не менее 0,1 евро за кг

Колбасы и аналогичные

продукты из мяса,

субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, нет 25% но не менее 0,4 евро за кг нет 20%, но не менее 0,4 евро за кг 0.25 евро за кг с 01.01. 2015 г.

изготовленные на их основе:

1601 00

и России уже ставит под сомнение свободу конкуренции. Если, как утверждают оптимисты глобализации, выигрыш России в том, что в стране будет больше производиться продукции, востребованной на мировом рынке, то у нас и сегодня 80% в экспорте занимают углеводородное сырье и металлургическая продукция первого передела. ВТО лишь закрепляет сырьевой статус экономики, а для ее диверсификации наши возможности сужаются: потери бюджета от либерализации торговли уже в этом году составят около 180 млрд. рублей и более 200 миллиардов - в 2014 году, а значит, бюджетная поддержка проектов, отвечающих национальным интересам России, скорее всего, сократится.

Рост потребительского рынка, очевидно, пока нельзя рассматривать как фактор экономического роста. Согласно уточненному прогнозу социально-экономического развития, подготовленному Минэкономразвития РФ в 2013 году

рост реальных доходов населения составит 3,7 %. Это значит, что после всех обязательных платежей на руках у населения останется денег больше, чем в прошлом году на 3,7 %. Однако, это не означает, что доходы населения возрастут равномерно по социальным группам и регионам. Расчет на снижение потребительских цен также пока себя не оправдал. При значительной волатильности цен на рынке мясного сырья и продукции животноводства, розничные цены с августа 2012 года не снизились, а в некоторых случаях даже выросли. Потребительская инфляция в январе 2013 года выше того же периода прошлого года на 7,2%.

Россия встраивается в глобальный проект

Реалистический сценарий строится на оценке практики международной торговли, функционирования ВТО, как института глобальной экономики, который,

в первую очередь, служит интересам стран ЕС и Соединенных Штатов и на основе тенденций в мировой экономике.

Протекционизм характерен для всех стран членов ВТО. Методы его после вступления во Всемирную торговую организацию несколько меняются у всех стран, но актуальность сохраняется. Двенадцать лет длится так называемый Дохийский раунд переговоров о постепенном устранении препятствий в международной торговле продовольствием. Развивающиеся страны, выступившие его инициаторами, так и не смогли улучшить свое положение на потребительском рынке стран ЕС. Министр экономического развития РФ Андрей Белоусов, комментируя подписание Государственной Думой протокола о присоединении к ВТО, заявил, что Россия намерена присоединиться к Дохийскому раунду и «сдвинуть его с мертвой точки».

Все вопросы, которые не полу-

На пути становления в ВТО / ГЛАВНАЯ ТЕМА

ДР

чается снять этим многосторонним соглашением участники раунда пытаются решить в двустороннем порядке и путем создания зон свободной торговли между несколькими участниками. Так, в настоящее время Соединенные Штаты и ЕС работают над созданием трансатлантической зоны свободной торговли. Регионализация затронула Южную Америку (МЕРКОСУР) и Юго-Восточную Азию (АСЕАН).

По прогнозам ВТО и ООН, потребление мяса на планете в ближайшие 20 лет вырастет на 50%. Соразмерно увеличить производство на имеющейся научно-технологической базе не представляется возможным, а существенные возможности для экстенсивного развития производства мяса есть только в Бразилии и России. Поэтому имеющиеся ресурсы будут рано или поздно задействованы, вопрос только в том, кто станет главным выгодоприобретателем в деле их использования.

Инерционный сценарий, обусловленный хроническим недофинансированием и отсутствием эффективной продовольственной политики, скорее всего, приведет к тому, что российский АПК превратится в объект глобализации, а иностранные инвестиции в этом контексте уже нельзя будет рассматривать как благо для экономики. Кроме того фундаментальные возможности для экспансии транснационального капитала происходят от неконтролируемой эмиссии мировой валюты - доллара. Образно говоря, при самом нежелательном развитии ситуации Россия отдаст продовольственную независимость и невосполнимые ресурсы в обмен на резаную бумагу.

Осознавая возможные риски и угрозы российскому АПК и мясной отрасли, как его важной части, центральная и региональные власти принимают меры, чтобы найти новые способы системной поддержки АПК. Главные цели принимаемых мер - защита внутреннего рынка от экспансии субсидированной иностранной продукции и достижение продовольственной независимости.

Возможности для оперативного реагирования в целях защиты от недобросовестной конкуренции заложены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (с изменениями и дополнениями) [4]. В этот закон перенесены нормы ВТО, регулирующие деятельность членов организации по защите национальных рынков в особых случаях.

Меры, предусмотренные в данном законе, ограничены по времени, и в период их действий национальные производители и правительство должны, в зависимости от причин обращения к ФЗ №165, либо урегулировать противоречия с зарубежными партнерами, либо изменить хозяйственную практику.

Широко используется в международной торговле и нетарифное ограничение импорта. Самые распространенные поводы для ограничения доступа на внутренний рынок нежелательной продукции - показатели ее безопасности для потребителя. Формальный предлог находят, как правило, там, где разные представления о безопасности закреплены в национальных нормах. В начале текущего года Россельхознадзор запретил импорт мяса из ряда предприятий США и Бразилии, которые при выращивании животных использовали рактопамин. В России и еще примерно 140 странах использование этого стимулятора роста в животноводстве запрещено. Понятно, что поставщики, заинтересованные в российском рынке, будут вынуждены отказаться от его применения и возобновят поставки, но временный вакуум на рынке подстегнет цены, что выгодно отечественным производителям, а мясо, полученное без стимулятора, вырастет в себестоимости, и уже страна-поставщик должна будет решать, как восполнить своим животноводам потери.

Подобные меры не могут рассматриваться, как основное средство в конкурентной борьбе на долгосрочный период. Их можно охарактеризовать как тактические,

но для завоевания лучших позиций нужны системные меры инновационного развития. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 N 559-р «Об утверждении Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» на развитие мясной промышленности предусмотрено бюджетное финансирование в размере 99,15 млрд. рублей. Для перехода к модели инновационного развития и создания нового технологического уклада пищевой промышленности предполагается использовать новые формы государственно-частного партнерства на базе технологических платформ.

Стратегией предусматривается решить следующие задачи:

- строительство современных объектов и увеличение мощности организаций по первичной переработке скота до 2167 тыс. тонн мяса на кости в год;

- внедрение новых технологических процессов по организации убоя, комплексной переработке скота и продуктов убоя на основе инновационных ресурсосберегающих технологий и доведение интегрированного показателя глубины переработки до 90-95%;

- увеличение выпуска и расширение ассортимента охлажденного мяса с увеличенным сроком годности;

- увеличение сбора и глубины переработки побочных сырьевых ресурсов убоя животных;

- снижение экологической нагрузки на окружающую среду в зоне работы организаций.

Предусматривается строительство 33 современных производственных объектов по убою и первичной переработке скота, из них 25 - средней мощностью 80 тонн в смену и 8 - мощностью 200 тонн в смену. Будут проведены реконструкция и модернизация объектов организаций общей сменной мощностью 2590 тонн. [5].

Когда экономические границы стран становятся прозрачными, эффективное использование достижений отраслевой науки, опора на инновации, передовые методы контроля качества и безопасности

0

ГЛАВНАЯ ТЕМА / На пути становления в ВТО

продукции формируют оптимальную модель развития предприятия и отрасли в целом. Финансирование научных исследований - один из немногих реальных способов повысить конкурентоспособность национального товаропроизводителя.

ВНИИМП имеет солидный портфель разработок и перспективных направлений, способных внести вклад в повышение производительности труда, качества продукции, энергетической эффективности производства, совершенствование технологий, снижение потерь сырья и увеличение срока годности мясной продукции. По основным задачам модернизации мясной промышленности, намеченным Стратегией развития перерабатывающей промышленности, разработаны национальные и международные стандарты, расширяющие ассортимент охлажденного мяса и увеличивающие сроки его годности. Своего применения ждут технологии глубокой переработки побочных сырьевых ресурсов. Внедряются на предприятиях по убою и первичной переработке скота объективные методы инструментальной оценки выхода мышечной ткани.

В наступившем году Правительство РФ приняло принципиальное решение о необходимости господдержки всей отрасли. На компенсацию роста стоимости кормов в форме субсидий на 1 кг. живого веса свинины, птицы, КРС, молока и производство 1 десятка яиц будет выделено до 15 млрд. рублей. Для свиноводства, как наиболее пострадавшего при вступлении России в ВТО, из этих средств будет выделено 5,7 млрд. рублей, что в 1,9 раза больше, чем

в 2011 году (3 млрд. руб.). Окончательное распределение средств среди отраслей произойдет в ближайшее время.

В 2013 году Минсельхоз продлил сроки кредитования предприятий, занимающихся мясным животноводством, с 8 до 15 лет, что, в принципе, позволяет перекредитоваться тем, кто оказался в трудной ситуации из-за дороговизны кормов и давления импорта на внутренний рынок.

В ближайшее время будут приняты решения по организации продуктовой помощи социально незащищенным категориям граждан, которая косвенно поддержит и производителей продовольствия.

Контуры будущего

Меры, принятые Правительством РФ, значительны, но, очевидно, что они еще не решают всех проблем. Пока неясно, что будет с рынком готовой мясной продукции в свете его беспрецедентной либерализации. Если его значительную часть займут иностранные производители, то снижается мотивация развития предприятий предыдущих переделов -животноводства и первичной переработки убойных животных. Меры, защищающие сельское хозяйство, по условиям ВТО нельзя применять для поддержки промышленных предприятий.

Требуется также принять законодательные меры в отношении торговых сетей. Они должны, наконец, перестать мыслить категориями маржинальности и научиться жить с оборота, как это делает торговля в странах, именуемых цивилизованными. Иначе любое снижение импортных пошлин будет приводить только к обогащению сетевых гигантов.

Вопреки желаниям внешних и внутренних противников вмешательства государства в ценовую политику необходимо сдержать рост тарифов естественных монополий. Если лет 10 назад тезис о выравнивании внутренних цен на энергоресурсы с мировыми еще мог служить оправданием для инфляции издержек, то сегодня внутренние цены на электроэнергию, углеводороды мало в чем уступают европейским и выше, чем в странах, экспортирующих энергоресурсы, но продолжают расти. Для такой холодной страны, как Россия, цены будут неподъемными при любом уровне энергоэффективности производства.

Мясной рынок России работает по законам ВТО уже почти полгода. Стали проступать контуры его будущего. Всемирная торговая организация диктует новые правила игры бизнесу. Членство в ВТО не принесло решения существующих в отрасли проблем. Мясная, как и пищевая промышленность в целом, стали разменной картой в торге с теми, от кого зависело членство РФ в торговом клубе. Для того чтобы результаты договоренностей не отбросили назад российский АПК, для обеспечения его поступательного развития, необходимо максимально активное государственное участие в управлении процессами интеграции в международную экономику и финансирование приоритетных направлений.

Контакты:

Андрей Борисович Лисицын, +7(495)676-9511

Александр Николаевич Захаров, +7(495)676-6691

Анатолий Александрович Кубышко +7(918)557-2962

Литература

1. Тарасов В.И. Риски и угрозы конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса и продовольственной независимости России при присоединении к ВТО // Россия в ВТО: воздействие на АПК : Доклад на международной конференции, ТПП РФ 27. 06. 2012. ВНИИ экономики с-х. На правах рукописи. 27 с.

2. Влияние вступления России в ВТО на свиноводческую отрасль // Исследование / Институт конъюнктуры аграрного рынка : М. 2012. 87 с. На правах рукописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мамиконян М.Л. ВТО и мясная промышленность Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации / №14/457 [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/421

4. О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров // Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://base.garant.rU/12133529/4/#400.

5. Правительство Российской Федерации распоряжение от 17 апреля 2012 г. п 559-р. Официальный сайт компании «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128940

6. Гутник Б.Е., Кузнецова О.А. ВТО - Глобальный проект, который выбрала Россия // Все о мясе. 2011. №6. С 18-20.

7. Лисицын А.Б., Небурчилова Н.Ф., Петрунина И.В., Волынская И.П., Маринина Т.А. Перспективы развития мясной отрасли России до 2020 года // Все о мясе. 2011. №6. С 22-25.

8. Всемирная торговая организация: основные принципы, функции и преимущества для стран-участниц [Электронный ресурс] Режим доступа: http://txt.www.mcx.ru/documents/document/v7_show/6475.191.htm

9. Импортные поставки мяса продолжают расти. Пресс-релиз 3 декабря 2012. Meatinfo.ru [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.