Научная статья на тему 'ВТО и продовольственная безопасность России'

ВТО и продовольственная безопасность России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1729
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / WORLD TRADE ORGANIZATION / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / AGRICULTURAL PRODUCERS / DISTRIBUTION / CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунина М. В., Федорова О. В., Щепакин К. М.

Рассмотрено присоединение России к ВТО, влиянию этого шага на успешную реализацию прогрессивных экономических реформ в РФ, выявлению целей и преимуществ, преследуемых Россией в процессе присоединения к ВТО, а также последствиям для отечественных сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WTO AND FOOD SECURITY OF RUSSIA

Article is devoted to Russia's WTO accession, the impact of this move on the successful implementation of progressive economic reforms in Russia, the identification of objectives and benefits sought by Russia in the WTO accession process, as well as the implications for domestic agricultural producers and the food industry.

Текст научной работы на тему «ВТО и продовольственная безопасность России»

Problems regarding the management of regional budget investments. The survey below discloses the problems of the regions carrying out budget investments as well as other recommendations taking into account current regional socio-economic development tasks.

Keywords: budget investments, stimulation of external and internal investment, budget investments management

Kostin Ivan Vasilievich, candidate of economical science, docent, Russia, Kaluga, Kaluga Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Shchepakin Konstantin Mihailovich, doctor of technical science, professor, Russia, Tula, Tula State University

УДК 336.027

ВТО И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ

М.В. Якунина, О.В. Федорова, К.М. Щепакин

Рассмотрено присоединение России к ВТО, влиянию этого шага на успешную реализацию прогрессивных экономических реформ в РФ, выявлению целей и преимуществ, преследуемых Россией в процессе присоединения к ВТО, а также последствиям для отечественных сельхозпроизводителей и предприятий пищевой промышленности.

Ключевые слова: всемирная торговая организация, внешнеэкономические связи, сельхозпроизводители, распределение, потребление.

Становление современной мировой экономики основано на привлечении в совокупный процесс воспроизводства все новых стран, превращением мировой торговли в один из важнейших факторов экономического роста, удовлетворения потребностей национальных хозяйств и населения в разнообразных товарах и услугах.

Мировая экономика является сложной системой, включающей множество разнообразных элементов, основу которой образуют международное и национальное производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из этих фаз мирового воспроизводственного процесса как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и доли в целом, оказывает влияние на функционирование всего мирового хозяйства.

Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей, в том числе торговых, идет как на национальном, так и на межгосу-

дарственном уровнях. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, в соответствии с которыми взаимодействуют договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы содержат общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

Присоединение к ВТО — это присоединение России к сложившейся в мире развивающейся практике правового и административного регулирования международных экономических отношений. Образно говоря, этот шаг означает присоединение России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что условия присоединения к ВТО — компромисс, вырабатываемый в ходе переговоров; компромисс, достигаемый как комплекс взаимных уступок и взаимных, часто жестких условий, их обуславливающих. При присоединении России к ВТО решалась сложная задача — определить национальные экономические интересы и приоритеты, определить пределы уступок и условия, гарантирующие национальную экономическую безопасность, и суметь отстоять их в ходе сложных переговоров, в условиях уже проявившего себя экономического давления западных стран, попыток добиться от России одностороннего открытия рынка, невзаимных уступок, нежелания признать того, что многие отрасли промышленности России обладают сравнительными преимуществами (прежде всего, это большие масштабы и низкие издержки производства), позволяющими экспортировать товары по конкурентоспособным ценам, ощутимо влиять на формирование уровня мировых цен на товары и стать одним из ценообразующих факторов на мировом рынке[5].

Пример уступок и обязательств, присоединившихся к ВТО отдельных стран по официальным данным Секретариата ВТО Всемирный Банк, Обзор Всемирного банка, Расчеты ЮНКТАД представлены в таблице 1 [10].

Примечания и пояснения к таблице 1:

- СЗМ - специальные защитные меры в сельском хозяйстве

- ИТА (Minsterial Declaration on Trade in Information Technology Products) - Соглашение по информационным технологиям, подразумевает снижение до нуля всех импортных пошлин и остальных тарифных торговых барьеров на оговоренную в Соглашении продукцию в сфере информационных технологий

Таблица І

Уступки и обязательства присоединившихся к ВТО стран

ВНП на душу населения (доллары США), на момент вступления Страна Год вступления в ВТО Тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам Тарифные уступки по другим товарам Участие в секторальных инициативах Агрегированные меры поддержки сельского хозяйства Экспортные субсидии по сельскому хозяйству

1380 Болгария 1996 34,9% (в основном от 15 до 63%) переходный период в 56 лет применение СЗМ по некоторым товарам 12,6% (в основном от 5 до 25%) переходный период до 15 лет Только в нескольких “нулевых” инициативах снижение на 79% за два года Снижение по реальным выплатам на 35,8 и по ассигнованиям на 22,0% за 6 лет

300 Киргизия 1998 11,7% (в основном от 5 до 20%) без переходного периода, кроме шерсти; по шерсти - 5 лет неприменение СЗМ 6,7% (в основном ниже 10%) переходный период 7 лет Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА 5% от ВНП с/х Ноль

620 Грузия 2000 12,1% (в основном от 12 до 20%) переходный период 5 лет неприменение СЗМ 5,8% (в основном от 0 до 12%) переходный период 5 лет Все “нулевые” инициативы, за исключением алкогольных напитков, химическая гармонизация, ИТА 10% от ВНП с/х Ноль

370 Молдова 2001 в основном от 10 до 15% максимально 40% переходный период 4 года неприменение СЗМ в основном от 10 до 20% максимально 40% переходный период 4 года Все “нулевые” инициативы, за исключением алкогольных напитков и мебели, хим. гармонизация, ИТА Снижение на 16% за четыре года Ноль

2470 Латвия 1999 33,6% (в основном от 10 до 40%) переходный период 9 лет неприменение СЗМ 9,3% (в основном ниже 15%) переходный период 9 лет Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА 5% от ВНП с/х; использование 24 млн СПЗ (SDR) (около 8%) как минимум до 1.01.2003) Ноль

3480 Эстония 1999 17,7% (в основном от 10 до 30%) переходный период 5 лет неприменение СЗМ 6,6% (в основном ниже 15%) переходный период 6 лет Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА 5% от ВНП с/х Ноль

2620 Литва 2001 в основном от 15 до 35% максимально 50% переходный период 8 лет неприменение СЗМ в основном от 10 до 20% максимально 30% переходный период 4 года Большинство “нулевых” инициатив, химическая гармонизация, ИТА Снижение на 17% за пять лет Ноль

- Секторальные инициативы - юридически не обязательные для выполнения инициативы, проявленные отдельными странами-членами ВТО в отношении отдельных групп товаров. “Нулевые” инициативы: принятие страной на себя обязательств по снижению до нуля импортных тарифов на определенные виды товаров

- СПЗ (SDR) - специальные права заимствования (Special Drawing Rights) - искусственная денежная единица на основе корзины пяти ведущих западных валют, созданная МВФ, СПЗ являются международным резервным активом и используются членами МВФ качестве счетной и учетной единицы и для расчетов между собой.

Россия при вступлении во Всемирную торговую организацию взяла на себя следующие обязательства[5]:

Снижение средних ставок импортных таможенных пошлин на все товары. Например, на сельхозпродукцию они уменьшаются до 10,8% (с 13,2%), промышленные товары - до 7,3% (с 9,5%). На зерно средняя ставка импортной пошлины составит - 10% (до вступления в ВТО - 15,1%), автомобили - 12% (до вступления в ВТО - 15,5%), древесину и бумагу - 8% (до вступления в ВТО - 13,4%).

Для 1/3 товаров снижение произошло с момента присоединения к ВТО. Для 1/4 пошлины достигнут указанного уровня спустя 3 года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок - 8 лет для птицы и 7 лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов. Будут ограничены экспортные пошлины по более чем 700 товарным позициям. Это коснется некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов.

Россия открывает иностранным компаниям доступ на внутренний рынок товаров и услуг. Так, зарубежные страховые фирмы смогут открыть прямые филиалы на нашей территории (но лишь через 9 лет после присоединения страны к ВТО). "Дочки" иностранных банков будут приравнены к отечественным. При этом общая сумма зарубежного капитала в банковской системе России не должна превышать 50%. С момента вступления в ВТО алкогольная, фармацевтическая и криптографическая продукция будет ввозиться без лицензии.

Установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединяться к ВТО, преследуя определенные цели и выгоды.

Цели и преимущества, преследуемые Россией в процессе присоединения России к ВТО, представлены на рисунке 1[10].

Цели присоединения России к ВТО

Цели присоединения России к ВТО

Вышеуказанные цели и преимущества вступления России в ВТО не исключают угроз в разных сферах экономики страны. В современных экономических условиях сложным и проблемным является вопрос дальнейшей судьбы АПК. Не секрет, многие специалисты считают, что данный шаг является губительным для большинства сельхозпроизводителей и

предприятий пищевой промышленности.

Причем под угрозой оказывается вся система продовольственной безопасности и социальная стабильность страны.

С момента вступления России в ВТО прошло примерно полгода. И уже можно подводить определенные итоги и делать неголословные выводы. На прилавках стало больше молочной и мясной продукции Суммарный объем импорта свинины в сентябре-октябре 2012 года составил 142 тысячи тонн, что на 36 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 19 процентов - чем в 2010 году. По итогам января-октября 2012 года импорт свинины составил 578,22 тысячи тонн, что на 5 процентов больше аналогичного показателя прошлого года. Для сравнения: суммарный показатель января-августа, до вступления России в ВТО, был на 2 процента ниже, чем годом ранее[11]. Увеличившийся поток импортной продукции не всегда имеет хорошее качество. В результате мы наблюдаем целую серию запретов на ввоз продукции из разных стран. С конца ноября ограничения коснулись продукции из Латвии (в связи со вспышками классической чумы свиней). В адрес профильного министерства Германии было направлено письмо с претензиями по качеству ветеринарного контроля животноводческой продукции, был наложен запрет на ввоз крупной партии говядины из Италии. И в завершении всего вспыхнул скандал из-за содержания в американской свинине и говядине рактопамина.

В данной ситуации страдают не только потребители , но и производители продукции, а это уже ставит под угрозу продовольственную безопасность страны.

В.В. Путин в своем выступлении признал, что первый этап вступления ВТО — угроза для России, Глобализация торговли ударила по моногородам и бюджетам регионов. Совету безопасности поручено разработать программу повышения эффективности промышленности: закрыть убыточные заводы и предотвратить рост безработицы [3].

Ранее глава Минэкономразвития Андрей Белоусов отмечал, что в 2013 году прямые потери бюджета от вступления в ВТО могут составить 188 млрд рублей, в 2014 году — 257 млрд рублей[9].

В рамках членства в ВТО Россия обязалась в течение нескольких лет снижать импортные пошлины и защитные тарифы. Сейчас средневзвешенный тариф составляет 9,5%, в 2013 году он снизится до 7,6%, в 2014-м — до 6,9%, а в 2015-м составит около 6%. В частности, с 23 августа 2012 года снижены или отменены пошлины на тысячу видов товаров, в том числе на автомобили и свинину[10].

Президент поручил министрам продумать «более сложные, более гибкие инструменты регулирования» для защиты уязвимых отраслей промышленности и регионов [3].

В настоящий момент Министерство сельского хозяйства РФ подготовило для правительства план поддержки сельского хозяйства. Министер-

ство предлагает компенсировать снижение импортных пошлин, на которое согласилась пойти Россия, дорогостоящей поддержкой отдельных отраслей. Цена мероприятий будет выше, чем у всего нацпроекта по поддержке сельского хозяйства, реализованного в предыдущие шесть лет по данным агентство "Финмаркет". За 2006 - 2011 гг. на поддержку сельского хозяйства в России было потрачено 563, 5 млрд. руб. (примерно по 94 млрд. руб. в год.), одновременно государство активно использовало тарифные меры, ставя всевозможные преграды импортному продовольствию. Усиленная помощь дала свои результаты: выросло производство мяса и птицы, зерна.

Но теперь, чтобы российская продукция могла конкурировать с импортной, государство ежегодно должно тратить (по прогнозам Министерства сельского хозяйства РФ) на поддержку сельского хозяйства еще больше - от 96 до 111 млрд руб. ежегодно, и так вплоть до 2020 года - или смириться с тем, что страну заполонит импортное продовольствие [2].

Таблица 2

Угрозы вступления России в ВТО по направлениям специализации

производств АПК

Условия вступления в ВТО Угрозы

1 2

Свинина

Снижение пошлины на импорт живых свиней в 8 раз до 5%; Снижение пошлины на субпродукты с 25% до 15%. Цена на живых свиней на внутреннем рынке резко снизится. Предприятия, работающие сейчас на грани рентабельности, станут убыточными, а высокоэффективные снизят рентабельность вдвое; Приведет к потере доходности первичной переработки свиней, которая зависит от возможности реализовывать не только мясо, но и сопутствующую продукцию.

Говядина

Отмена ценового критерия в 8000 евро за тонну для говядины, которая поставляется из Канады, США, Аргентины сверх квоты. Появятся каналы для неконтролируемого ввоза импортного мяса. Оптовые цены на говядину пойдут вниз, что приведет к потерям отрасли и повышению сроков окупаемости проектов.

Птица

Снижения импортных пошлин в четыре раза. Рынки различных видов мяса взаимосвязаны, и если начнут дешеветь свинина и говядина, цены придется снижать и производителям птицы, чтобы сохранить спрос на свою продукцию.

Окончание табл.2

1 2

Сахар

Плавающая пошлина, которая в зависимости от цены на мировых рынках росла или снижалась. Заменяется плоской шкалой: импортная пошлина на сахар-сырец будет постоянной - на уровне $ 140 за т. Произойдет снижение тарифной защиты отечественных производителей на 25% Плюс к тому снижаются пошлины на сахаросодержащие сиропы, которые и без того создавали конкуренцию российскому сырью в последние годы. Снижение конкурентоспособности продукции и объемов производства отечественными производителями.

Молоко

Снижения импортных пошлин с 25 до 20%, к 2017г. до 15%. Из-за высоких затрат на содержание коровы и выращивание молодняка молочное производство в России считается низкорентабельным. Климатические условия и изношенность оборудования не могут позволить российским производителям продавать молоко за столько же, за сколько его продают производители из ЕС, США или Новой Зеландии. Это свидетельствует о том, что импорт всех видов молочной продукции возрастет, а внутреннее производство снизится. Рабочих мест в животноводстве станет существенно меньше, возрастет социальная напряженность на селе.

Масложировая продукция

Снижение импортных пошлин на жиры и маргарин Сокращение экспортных пошлин на семена подсолнечника Сокращение объемов производства или, в худшем случае, закрытие масложировых предприятий (многие из них градообразующие) спровоцируют рост безработицы и рост социальной напряженности. Увеличению объемов их вывоза, производство подсолнечного масла внутри страны упадет.

Из таблицы видно, что вступление России в ВТО влечет за собой губительные последствия во многих отраслях АПК и экономике страны в целом. Сами сельхозпроизводители (Российский союзе промышленников и предпринимателей) предлагают вспомнить практику 90-х, когда государство, чтобы стабилизировать финансовое состояние сельского хозяйства, пошло на списание части долгов. В письме на имя первого вицепремьера Игоря Шувалова председатель РСПП Александр Шохин от имени аграриев просит[1]:

- компенсировать за счет государства до 100% затрат предприятий

АПК на строительство, ремонт и модернизацию капитальных объектов, приобретение сельхозтехники, животных и земель под посевы по кредитным договорам, заключенным с 1 января 2006 года;

- продлить до 2020 года нулевую ставку налога на прибыль для сельхозпроизводителей (это предложение поддерживает и Минсельхоз);

- списать за счет государства ранее не списанную задолженность по кредитам;

- списать за счет государства пени и штрафы по просроченным договорам лизинга;

- возместить затраты на приобретение материальных ресурсов на проведение сезонных полевых работ, а также затраты на газ, электричество и воду.

Весь комплекс мер, предлагаемых РСПП, обойдется государству в 400 млрд. руб. до 2018 года, что соответствует разрешенному ВТО уровню господдержки.

Выходит на то, чтобы компенсировать потери от вступления в ВТО в ближайшие 6-8 лет правительству только для сельхозпроизводителей нужно в сумме найти около 1 трлн. руб. А ведь они далеко не единственные, кто обещает разорение и упадок от собственной неспособности конкурировать с импортом[2].

На данном этапе также довольно остро стоит вопрос, касающийся льготного приобретения сельхозпроизводителями ГСМ. Так с 2003 года нефтяные компании ежегодно поставляли аграриям ГСМ со скидкой в 2030% от оптовой цены, рассчитывая объемы из площади обрабатываемой земли и производимых работ. Во втором полугодии 2012 года правительство сократило скидку на ГСМ с 30% до 20% .Вступление России в ВТО лишает отечественных сельхозпроизводителей скидок на горючесмазочные материалы (ГСМ) уже с начала 2013 года[6].

С позиции государства мероприятия по поддержке АПК отражаются в осуществляемых и принимаемых программах. Проект госпрограммы состоит из шести подпрограмм и четырех федеральных целевых программ. Подпрограммы - "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства", "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции", "Развитие мясного скотоводства", "Поддержка малых форм хозяйствования", "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие", "Обеспечение реализации государственной программы".

В числе федеральных целевых программ - "Социальное развитие села до 2013 года", "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (проект), "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года", "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на 2014- 2020 годы" (проект) [8].

Объем бюджетного финансирования госпрограммы развития АПК на 2013-2020 годы из федерального бюджета составит 1 трлн. 509 млрд. рублей. Кроме того, объем средств из бюджетов субъектов РФ превысит 770 млрд рублей. Таким образом, общий объем финансирования составит более 2,2 трлн. рублей[8].

Государство в лице министерства сельского хозяйства в связи со вступлением России в ВТО планирует отступать от прежних форм субсидирования, переходя к поддержке доходности сельхозпроизводителей. В частности предусматривается так называемые "погектарные" субсидии. На эти цели будет направлять от 15 млрд. до 38 млрд. рублей в год. Эта мера не включается в "желтую корзину" и в условиях ВТО может использоваться без ограничений. Размеры субсидий будут определяться по ставке на 1 га площади, рассчитанной по установленным параметрам. Предполагается, что субсидия составит 1 тыс. рублей на 1 га при затратах 6-7 тыс. рублей на 1 га.

Определенную поддержку отрасли окажет и сохранение нулевой ставки налога на прибыль сельхозорганизаций без ограничения срока.

Новым направлением госпрограммы стала подпрограмма "Развитие мясного скотоводства", объем финансирования которой составляет 65,3 млрд. рублей. Господдержка увеличится с 6,8 млрд. рублей в 2013 году до 9,5 млрд. рублей в 2020 году. Введен и новый вид поддержки молочной отрасли - субсидии на 1 литр реализованного товарного молока. Объем финансирования - 10-12,5 млрд. рублей в год.

Новая госпрограмма предусматривает также увеличение финансирования экономически значимых региональных программ - до 21,3 млрд. рублей ежегодно.

Согласно представленным на заседании правительства документам Минсельхоза, на финансирование подпрограммы по развитию растениеводства, переработки и реализации его продукции в 2013-2022 года планируется направить 466,6 млрд. рублей. Причем к 2013 году финансирование возрастет до 76,1 млрд. рублей против 45,9 млрд. рублей в 2010 году.

На подпрограмму по развитию животноводства, переработки и реализации его продукции предусмотрено 499,4 млрд. рублей. В 2013 году на нее будет выделено 57,7 млрд рублей, в 2020 году объем финансирования возрастет до 58,3 млрд рублей.

Финансирование федеральных целевых программ "Плодородие до 2013 года" и "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года" определено в 69,2 млрд. рублей. С 2013 по 2020 году оно увеличится с 7,2 млрд. рублей до 1- млрд. рублей. На поддержку малых форм хозяйствования выделяется 83,7 млрд. рублей. В 2013 году малый агробизнес получит 8,6 млрд. рублей, в 2020 году финансирование увеличится до 12,3 млрд. рублей.

Планируется, что реализация намеченных мер позволит к 2020 году по сравнению с 2012 годом увеличить производство сельхозпро-

дукции на 19,6%. В частности, в растениеводстве - на 19%, в животноводстве - на 19,8%.

Производство пищевых продуктов увеличится на 34,8%. Инвестиции в основной капитал возрастут на 41,9%. Общий уровень рентабельности сельхозпроизводства увеличится на 3 процентных пункта[8].

Предполагается, что принимаемые меры позволят к 2020 году существенно увеличить производство основных видов сельхозпродукции.

Через восемь лет Россия должна производить на треть больше продуктов питания и напитков, чем в 2012 году. Во всяком случае, так запланировано в госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Кроме этого в результате выполнения госпрограммы должны снизиться импорт и увеличиться экспорт российской сельхозпродукции [7].

Например, через восемь лет в России планируют производить уже 115 миллионов тонн зерна в год. Это примерно на 30 миллионов тонн больше, чем сейчас. Соответственно вырастет и экспорт этого вида сель-хозсырья. При оптимальном раскладе эксперты оценивают объем зерна, который ежегодно может продавать Россия за границу в 35-40 миллионов тонн, против 20-25, которые в среднем экспортировались ранее.

В рейтинге потенциальных лидеров отечественного сельского хозяйства и сахарная свекла. К 2020 году объем ее производства должен увеличиться, как минимум, в два раза и составить более 20 миллионов тонн в год. "Вырасти" и по зерну, и по свекле власти рассчитывают за счет улучшения использования земель сельхозназначения и развития элитного семеноводства.

Значительный прирост запланирован и в производстве животноводческой продукции, то есть всего, что сделано из мяса и молока. Так, производство скота и птицы через восемь лет должно увеличиться на треть и составить более 14 миллионов тонн в год, а молока - на 20 процентов и составить почти 40 миллионов тонн в год. Соответственно вырастет производство, яиц, сыров, колбас и полуфабрикатов. Вместе с этим Россия планирует нарастить поставки мяса птицы за рубеж до 400 тысяч тонн, свинины - до 200 тысяч тонн. Кроме этого страна должна ежегодно наращивать экспорт растительного масла и риса.

Рост экспортных поставок продовольствия возможен только при полном удовлетворении внутренних потребностей. Власти обещают, что в результате реализации госпрограммы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей доктрины продовольственной безопасности. Так, Россия должна почти на 100 процентов обеспечивать себя зерном, на 93 процента свекловичным сахаром, на 88 процентов растительным маслом, на 99 процентов картофелем, почти на 90 процентов мясом и молоком. Например, среднегодовое потребление мяса на душу населения должно возрасти до с 69,1 до 73,2 килограмма, молока и молочных продуктов с 247 до 259 килограммов [7].

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, как ожидается, увеличится до 22,5 тысячи рублей с чуть более 13 тысяч в 2012 году. Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в АПК в размере 4,5 процентов, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 10-15 процентов с учетом субсидий. Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к 2020 году, как рассчитывают авторы госпрограммы, возрастет на 42 % [7].

Немаловажно, что в новой госпрограмме прописаны мероприятия, направленные на развитие пищевой перерабатывающей промышленности. В конце года в минсельхозе состоялось обсуждение соответствующей стратегии, в котором приняли участие законодатели и представители бизнеса. Если говорить в целом, то для того, чтобы стать серьезным игроком на мировом продовольственном рынке Россия должна научиться производить не только сырье, но и продукты его переработки, например, продавать за границу и муку, и зерно, так же как и минтай, и собственные полуфабрикаты из рыбного сырья.

Как заявил премьер Дмитрий Медведев, в ближайшие годы агропромышленный комплекс будет жить в новых условиях - в условиях ВТО и дальнейшей интеграции в рамках Таможенного союза. "Здесь открываются как новые перспективы, так и создаются дополнительные сложности. В связи с этим необходимо стимулировать дальнейший рост конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей и их переход на новый технологический уровень, обеспечить создание современной инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки продукции", - подчеркнул премьер[8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, эксперты, производители и представители власти сходятся во мнении о необходимости активной поддержки АПК. Иначе западная продукция станет проникать к нам в еще больших количествах, что сделает практически неконкурентоспособным отечественное продовольствие. Неизбежно будет нарушен потребительский баланс в пользу импортных окорочков, мяса, молочных продуктов. А это - уже прямой вызов идеям обеспечения продовольственной безопасности страны.

Список литературы

1. Агромолтехника [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М.], 2005-2013. Режим доступа: http://www.aqro.su.ru

2. Агрообзор/ Спасение АПК России после присоединения к ВТО можент обойтись 1 трлн.руб. [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М.], 2005-2013. Режим доступа: http://www.aqroobzor.ru

3. Вести.ру/ Путин: как поддержать отечественного производителя в условиях ВТО [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М.], 14.01.2013. Режим доступа: http://www.vesti.ru.ru

4. В Женеве вышли в свет сразу три статистических ежегодника ВТО// «Независимая газета», [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М],

05.12.2012. Режим доступа: http://www.nq.ru

5. ВТО-информ /Последствия присоединения России к ВТО

[Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М], 2012. Режим доступа:

http://www.wto-inform.ru

6. Ежедневеая деловая газета РБК daily/ ВТО начала негативно влиять на АПК // А. Кузьменко [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М],

12.10.2012. Режим доступа: http://www.rbc daili.ru

7. К 2020 году Россия будет производить на треть продуктов больше, чем сейчас//«Российская газета», [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М], 08.01.2013. Режим доступа: http://www.rq.ru

8. Министерство сельского хозяйства [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М.], 2007-2013. Режим доступа: http://www.mcx.ru

9. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М],2012-2013. Режим доступа: http://www.economi.qov.ru

10. Россия и всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М.], 2013. Режим доступа: http://www.wto.ru

11. Центр маркетинга. Обзор российского рынка мяса [Электронный ресурс]. Электрон. дан. [М.], 2007-2013. Режим доступа:

http://www.marketcenter.ru

Якунина М.В., канд. экон. наук, Россия, Калуга, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

Федорова О.В., канд. экон. наук, Россия, Калуга, Институт управления, бизнеса и технологий,

Щепакин Константин Михайлович, д-р техн. наук, проф., Россия, Тула, Тульский государственный университет

WTO AND FOOD SECURITY OF RUSSIA M.V. Yakunina, O.V. Fedorova, K.M. Shchepakin

Article is devoted to Russia's WTO accession, the impact of this move on the successful implementation of progressive economic reforms in Russia, the identification of objectives and benefits sought by Russia in the WTO accession process, as well as the implications for domestic agricultural producers and the food industry.

Keywords: world trade organization, foreign economic relations, agricultural producers, distribution, consumption.

Yakunina M V , candidate of economical science, Russia, Kaluga, Kaluga State University named after K. Tsiolkovsky,

Fedorova O V, candidate of economical science, Russia, Kaluga, Institute of Management, Business and Technology,

Shchepakin Konstantin Mihailovich, doctor of technical science, professor, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.