УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО КИТАЯ, ГОСУДАРСТВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СНГ: БУДЕТ ЛИ ТОЛК ДЛЯ РОССИИ
А. Н. НЕПП,
кандидат экономических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет, Уральский федеральный университет,
ЦЗЯН ЦЗИН, старший научный сотрудник, Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии академии общественных наук КНР (Китай, Пекин),
А. Д. БУСЫГИН, студент, Российский государственный профессионально-педагогический университет,
А. А. ШИЛКОВ,
соискатель, Уральский государственный аграрный университет,
ЛЮ ЦЗЯНЬМЭЙ, преподаватель,
Столичный экономический торговый университет (Китай, Пекин)
620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
100732, China, PRC, Beijing, Jianguomenneidajie, No. 5
620012, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11
100070, China, Beijing, Fengtai District, Flower-Town
Положительная рецензия представлена Б. А. Ворониным, доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой управления и права Уральского государственного сельскохозяйственного университета.
16 декабря 2011 г. Россия официально вступила в ВТО. Протокол о присоединении с российской стороны подписала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, а со стороны ВТО — глава организации Паскаль Лами. Протокол должен быть ратифицирован Государственной Думой РФ и подписан Президентов Российской Федерации. Через 30 дней после ратификации Россия станет полноправным членом ВТО.
В ходе переговорного процесса, который длился более 15 лет, Россия активно пыталась отстоять право на защиту национальных предприятий и организаций. Камнями преткновения стали отрасли сельского хозяйства, финансовый сектор, в том числе банки и страховые компании, экспорт сырьевых ресурсов (нефти, минералов, металлов, леса).
В итоге, Россия согласилась на снижение импортных пошлин в среднем до 7,8 % с нынешних 10 % на всю продукцию, в том числе на сельхозпродукцию — до 10,8 % с нынешних 13,2 %, на промышленные товары — до 7,3 с 9,5 % Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям, в том числе продукции рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов. Отменяются лицензии на импорт более чем десятка видов продукции. Программы субсидирования промышленности и сельского хозяйства должны быть либо отменены, либо изменены таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены правилами ВТО (Отчет рабочей группы по вступлению в ВТО, сайт Консультанта). Национальные страховые компании остались, по сути, без протекционистской защиты, протекционизм отечественным банкам существенно урезан.
Правительство пошло на эти уступки в надежде интенсифицировать внешнюю торговлю за счет устранения барьеров для российских товаров со стороны стран-партнеров и благодаря этому увеличить приток инвестиций и придать импульс развитию экономики страны в виде роста ВВП, что впоследствии
положительно отразится на создании новых рабочих мест и росте доходов населения.
Не напрасны ли эти надежды? Мы попытались ответить на этот вопрос в нашей статье, построенной на результатах исследований, проведенных тремя исследовательскими группами из Чехии, Китая и России. В рамках исследований проанализированы история взаимоотношений с ВТО и переговоров о вступлении стран Восточной Европы, государств — бывших республик СССР и Китая.
В рамках исследования рассматривались следующие страны: Китай, государства Восточной Европы: Чехия, Румыния, Венгрия, Словакия, Болгария, Польша; государства — бывшие республики СССР: Кыргызстан, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Украина, Молдова. Выбор стран основывался на следующих причинах: 1) государства должны были в прошлом либо в настоящее время иметь плановое экономическое устройство в соответствии с социалистическими принципами; 2) страны должны быть членами ВТО.
История взаимодействия государств — бывших республик СССР с ВТО/ГАТТ. Попытки создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу по окончании Второй мировой войны. Как не покажется странным, но активное участие в разработке данного проекта активное участие принимали наблюдатели от Советского Союза, а основным оппонентом выступали США, под давление которых проект провалился. Второй и третий раз история повторилась в 1955 и в 1964 г.: Советский Союз выступал инициатором либо активным разработчиком, США, опасаясь распространения коммунистических идей, становились антиглобалистом. Ответом со стороны СССР на эти действия стало создание в государствах соцлагеря Совета экономической взаимопомощи — СЭВ. Китай, всегда отличавшейся самостоятельностью решений, членом СЭВ не стал.
На мировом уровне ГАТТ, предшественница ВТО, была создана лишь в 1987 г. Примечательно, что интеграция в торговле активизировалась с прибли-
IHS.
Экономика *■
Таблица 1
Ряд уступок и обязательств стран, присоединившихся к ВТО*
Страна Год вступления в ВТО Тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам Тарифные уступки по другим товарам Агрегированные меры поддержки сельского хозяйства
Кыргызстан 1998 11,7 % (в основном от 5 до 20 %), без переходного периода, кроме шерсти; по шерсти — 5 лет 6,7 % (в основном ниже 10%), переходный период 7 лет 5 % от ВНП с/х
Латвия 1999 33,6 % (в основном от 10 до 40 %), переходный период 9 лет, неприменение СЗМ 9,3 % (в основном ниже 15 %), переходный период 9 лет 5 % от ВНП с/х; использование 24 млн СПЗ (SDR) (около 8 %), как минимум до 1 января 2003 г. 5 % от ВНП с/х
Эстония 1999 117,7 % (в основном от 10 до 30 %), переходный период 5 лет, неприменение СЗМ 6,6 % (в основном ниже 15 %), переходный период 6 лет 5 % от ВНП с/х
Грузия 2000 12,1 % (в основном от 12 до 20 %), переходный период 5 лет, неприменение СЗМ 5,8 % (в основном от 0 до 12 %), переходный период 5 лет 10 % от ВНП с/х
Молдавия 2001 В основном от 10 до 15 %, максимально 40 %, переходный период 4 года, неприменение СЗМ В основном от 10 до 20 %, максимально 40 %, переходный период 4 года Снижение на 16 % за четыре года
Литва 2001 В основном от 15 до 35 %, максимально 50 %, переходный период 8 лет, неприменение СЗМ В основном от 10 до 20 %, максимально 30 %, переходный период 4 года Снижение на 17 % за пять лет
Украина 2008 Снижение импортных пошлин до 4,95 % Снижение средних импортных пошлин до 10,66 % Продукция на экспорт не субсидируется. Продукция для внутреннего производства может пользоваться государственной поддержкой без ограничений. Ожидаемая поддержка. 5 % от ВНП с/х
Примечание: * составлено авторами на основе данных информационного бюро по присоединению России к ВТО.
жением падения железного занавеса и ослаблением напряженности во взаимоотношения СССР и США. Опасаться распространения «коммунистической заразы» уже не было необходимости.
В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ 19861994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для создания Всемирной торговой организации — ВТО. Китай, проводивший самостоятельную внешнюю политику и строящий коммунизм на китайский манер, активно принимал участие в разработке принципов ГАТТ.
В 1991 г. Советский Союз распался, бывшие страны СЭВ и бывшие республики СССР начали самостоятельный путь к ГАТТ/ВТО. Этот путь для одних государств стал трудным и тернистым, для других
— относительно коротким и легким. Однако цель для рассматриваемых государств была единой и совпадала с целью ВТО — доступ к открытым рынкам и устранение дискриминации в отношении своей продукции.
СНГ, Прибалтика и Грузия. В настоящее время ВТО является одной из самых авторитетных международных организаций, специализирующихся на проблемах регулирования современной торговли.
С распадом Советского Союза республики, представлявшие некогда единое пространство, стали интегрироваться в различные международные организации. Из 15 бывших союзных республик 8 стали членами ВТО, 6 являются наблюдателями, и лишь Туркмения находится пока вне процедур этой организации.
В ходе присоединения стран к ВТО ими был оговорен ряд уступок и обязательств.
Не всем государствам удавалось быстро вступить в ВТО. Процесс протекал с разной скоростью и интенсивностью. Объяснялось это в том числе уступками, на которые было готово пойти правительство страны-претендента.
Рассматривая процесс вступления в ВТО, следует учитывать обстоятельства и условия, в которых страны находилась к середине 90-х гг., когда начался переговорный процесс, среди которых отраслевая структура национальной экономики, объемы и характер экспорта и импорта, состояние институтов, призванных обеспечивать проведение внешнеэкономической политики (например, таможенной службы), помощь, которую ряд стран получали от международных финансовых организаций и стран-доноров.
Шесть бывших республик СССР: Грузия, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова и Эстония согласились с сокращением тарифных ставок от 10 до 35 % при импорте сельскохозяйственной продукции с переходным периодом от 4 до 9 лет и сохранением оговоренного объема поддержки сельского хозяйства. По другим товарам новые ввозные пошлины составили от 5,8 до 15 % с переходным периодом от 4 до 9 лет [1].
К моменту вступления в ВТО у ряда государств — бывших республик СССР, таких как Киргизия, особенно нечего было защищать на своем внутреннем рынке. Перерабатывающая промышленность, особенно чувствительная к иностранной конкуренции, переживала сильный спад. Таким государствам не было необходимости обострять переговоры с целью
T4
сохранить защитные барьеры для безопасности собственных производителей. В результате Бишкек быстрее вступил в ВТО, согласившись на выдвигаемые требования. При этом, аргументируя слабостью национальной экономики, все же получил ряд льгот в виде защитных мер на переходный период для ряда отраслей.
Республика Молдова при вступлении в ВТО практически не смогла сохранить меры поддержки собственного производителя. В соответствии с Ма-ракешским соглашением, таможенные пошлины Республики Молдова на импорт не должны превышать уровня, указанного в Списке ^1. Снижение пошлин было столь значительным, что позднее встал вопрос о повышении защитных мер до уровня, допустимого в рамках ВТО.
Украина к моменту вступления в ВТО обладала сильной промышленностью в металлургической и добывающих отраслях, емким рынком сбыта. Обрабатывающие производства и сельское хозяйство пользовалось обширной государственной поддержкой. Переговорный процесс по вступлению в ВТО проходил долго и взвешенно с учетом интересов национального производителя. В итоге в качестве предпосылки вступления в ВТО Украина обязалась сократить программы государственной поддержки экспорта национальной продукции. При этом удалось сохранить большинство программ поддержки национального производства для внутреннего рынка. Борьба за национального производителя, сложность переговорного процесса привели к тому, что Украина вступила ВТО одна из последних в СНГ — 2008 г.
Путь Восточной Европы в ВТО. Переговорный процесс стран Восточной Европы нельзя рассматривать без учета евроинтеграции. На фоне активного вхождения в европейские структуры Чехия, Польша, Венгрия и другие государства активно использовали лоббистские возможности европейских партнеров. Итогом стало более быстрое вступление в ВТО по сравнению со странами СНГ (табл. 2). Отметим все же, что интеграция в структуры ВТО стран Прибалтики Латвии, Литвы и Эстонии, несмотря на поддержку со стороны Евросоюза, стала все же более медленной по сравнению со странами Восточной Европы, такими как Венгрия, Польша, Чехия, Румыния, Словакия (табл. 1). Причиной этого стало наследие СССР: отраслевая структура экономик, тесные внешэкономические связи, корпоративные связи с бывшими республиками СССР, не входящих в состав Европейского союза.
Для столь быстрого переговорного процесса необходимы были значительная инфраструктурные и законодательные преобразования в соответствии со взятыми обязательствами перед ВТО, МВФ, Всемирным банком, а также ЕС. При этом выполнение обязательств перед ЕС часто способствовало интеграции в ВТО. Так, например, в соответствии с соглашением о присоединении Болгарии к Центральноевропейскому соглашению о свободной торговле (ЦЕССТ), которое вступило в силу с 1 января 1999 г., создана зона свободной торговли на базе Чехии, Словакии, Венгрии, Польши, Румынии и Словении. В соответствии с соглашением промышленные товары пошлинами не облагаются. Таким образом, в ходе евроинтеграции были выполнены принципы ВТО — снижение торговых барьеров.
Таблица 2
История интеграции стран Восточной Европы в ВТО
Страна Дата вступления в ВТО
Болгария 1 декабря 1996 г.
Венгрия 1 января 1995 г.
Польша 1 июля 1995 г.
Румыния 1 января 1995 г.
Словакия 1 января 1995 г.
Чехия 1 января 1995 г.
Перед вступлением в ВТО государствам пришлось принимать серьезные поправки в законодательную базу.
В Болгарии, были приняты ряд нормативных документов, регулирующих внешнеторговую деятельность, среди которых наиболее важные: Таможенный тариф; Закон о таможне; Положение о применении закона о таможне; Закон о налоге на добавленную стоимость; Закон о страховании экспорта.
Венгрия, Польша и Румыния на законодательном уровне в соответствии с обязательствами по вступлению в ВТО законодательно отменили тарифные и количественные ограничения на большинство товаров, за исключением сельскохозяйственной продукции, текстиля и стали. Польше, однако, удалось сохранить ряд защитных мер, в частности преференционный таможенный режим для защиты польских товаров либо товаров, произведенных с участием польских фирм, а также автономный режим, по сути запретительный, для нежелательный товаров из стран- нечленов ВТО В Венгрии, кроме того, изменения коснулись и логистических и дорожно-транспортных систем: в рамках вступления в ВТО страна обязалась переориентировать торговые пути в государства ЕС и ЦЕССТ.
Словакия также как партнеры по ЦЕССТ законодательно устранила тарифные и нетарифные барьеры в отношении стран-членов ВТО. Однако правительство страны добилось разрешение для поддержки собственных производителей в течение длительного времени сохранять импортные квоты на некоторые продукты, такие как обувь (импортируется из Китая) и сахара (импортируется из Чехии), квоты на ряд продуктов питания. Сохранены нетарифные меры на автомобили: импортные автомобили старше десяти лет запрещены для здоровья и окружающей среды.
Факторами, влиявшими на вступление и участие в ВТО Чехии:
— разделение Чехословакии на Чешскую и Словацкую республики в 1993 г.;
— трансформации экономики;
— вступление в ЕС в 2004 г.;
— государственная политика в области поддержки иностранных прямых инвестиций.
В качестве предпосылок к вступлению в ВТО Чехия взяла обязательства разрешить иностранным фирмам в установлении коммерческого присутствия в стране для того, чтобы обеспечить широкий спектр услуг. Кроме того Чехия отменила ограничения в ряде отраслей пассажирских и грузовых перевозок на внутренних водных путях, железнодорожных перевозок, а также автомобильным транспортом. Были снижены барьеры также в отрасли аудио-видеопроизводства. Значительной ревизии подверглись законодательство в области прав интеллектуальной соб-
ственности. Чехии удалось отстоять преференции инвесторам с вступлением в ВТО.
Китай и ВТО. Китай является одним из разработчиков Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). 10 ноября 2001 г. Четвертая министерская конференция стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО) в Дохе (Катар) единогласно приняла решение о вступлении Китая в ВТО. После этого, извещение о вступлении Китая в ВТО, утвержденное Всекитайским Собранием Народных Представителей, было передано в штаб-квартиру ВТО. Через месяц, то есть 11 декабря 2001 г. Китай официально стал 143 членом ВТО, завершив, таким образом, пятнадцатилетний период переговоров, который продолжался с момента подачи заявки о восстановлении статуса договаривающейся стороны ГАТТ в июле 1986 г.
В течение длительных и сложных переговоров о вступлении в ВТО Китай непрерывно углублял внутреннюю экономическую реформу и политику открытости, постепенно поднимал экономическую мощь и увеличивал объем внешней торговли, поэтапно создавал и совершенствовал социалистический рыночный экономический механизм. Китайская экономика постепенно включилась в процессы всемирной экономической глобализации. Правительство КНР неоднократно подтверждало свою, основанную на анализе реальной ситуации, позицию по вопросу членства страны в ВТО. Переговорная позиция Китая опиралась на три принципа:
— в соответствии с принципом единства прав и обязанностей КНР принимает на себя обязательства, соответствующие уровню экономического развития страны;
— на основе соглашений Уругвайского раунда, Китай проводит со странами-членами многосторонние и двухсторонние переговоры, в ходе которых определяет справедливые условия вступления в ВТО;
— Китай настаивает на вступлении в ВТО в статусе развивающейся страны с низким уровнем доходов на душу населения.
В рамках переговорного процесса китайское правительство дважды (апрель 1996 г. и октябрь 1997 г.) в широких масштабах снижало таможенные тарифы, а также отменило ряд различных нетарифных ограничений. В апреле 1998 г. рабочая группа по вступлению Китая в ВТО представила Секретариату организации таблицу снижения таможенных тарифов, в которой были пересмотрены около 6000 налоговых индексов.
Очевидное ускорение процедуры вступления Китая в ВТО начинается с 1999 г. В апреле 1999 г. во время официального визита премьера Китая Чжу Жунди в США, стороны заключили важнейшее соглашение по сельскому хозяйству и добились существенного сближения позиций по принципам регулирования доступа на национальные рынки. По итогам визита была опубликована «Совместная декларация по вопросу присоединения Китая к ВТО».
В ноябре того же года официальная американская торговая делегация посетила Китай. В ходе двухсторонних переговоров в Пекине 15 ноября было подписано соглашение по вступлению Китая к ВТО. Достигнутые двухсторонние договоренности явились сигналом к завершению переговоров с другими ос-
новными торговыми партнерами — со странами ЕС (подписано в мае 2000 г.) и Мексикой (подписано в сентябре 2001 г.). Таким образом, все затребованные 37 странами-членами ВТО двусторонние соглашения были заключены.
17 сентября 2001 г. на 18-м официальном заседании рабочей группы по вступлению Китая в ВТО были оформлены все юридические документы, а работа группы была завершена.
По данным «Белой Книги», опубликованной пресс-офисом Госсовета КНР, к концу 2011 г. Китай выполнил все обязательства, принятые на себя при вступлении в ВТО:
— отменено более 2300 законодательных актов и отраслевых регламентов;
— ограничено количество издаваемых законов;
— упорядочен порядок лицензирования;
— усовершенствовано регулирование взаимоотношений в торговле и внешнеэкономической деятельности;
— общий таможенный уровень для импортных товаров снижен с 15,3 % в 2001 г. до 9,8 % в 2010 г.
Россия: вступление в ВТО — самоцель? Прежде всего, хотим отметить, что на наш взгляд, у России выбора — вступать или не вступать в ВТО — по сути, не оставалось. После того как к ВТО присоединился Китай, практически все основные торговые партнеры России Германия, Нидерланды, Китай, США, Индия стали членами ВТО, Вне ВТО из основных внешнеторговых партнеров России остался только Казахстан. В соответствии с правилами ВТО, таким образом, стала функционировать и внешняя торговля России с этими партнерами и в отношении России как нечлена ВТО стали применяться дискриминационные меры. Россия как аутсайдер в этом процессе оказывалась в заведомо проигрышной ситуации, лишая себя возможности использовать механизмы ВТО.
Нам хотелось бы написать, что воздействие ВТО на макроэкономические показатели России будет аналогичным Китаю с привлечением десятков миллиардов долларов иностранных инвестиций и росту ВВП в 10 %. Однако сравнение исходных данных, с которыми вступал Китай в ВТО и которые имеет Россия, заставляет в этом сомневаться.
Из анализа рисунка видим, что китайская продукция благодаря низкой стоимости труда (110 долл. США в 2001 г.) и значительной неоцененности юаня по сравнению с долларом (53 % в 2001 г.) получала значительный запас конкурентоспособности по сравнению с иностранными товарами даже при падении защитных импортных пошлин:
— недооцененность национальной валюты давали преимущества отечественной промышленности и экспортерам;
— низкие издержки на оплату труда давали дополнительные преимущества по сравнению с иностранными предприятиями;
— стоимость кредитов, сопоставимая со ставками в Европейском союзе и США, давала доступ китайским бизнесменам к инвестициям.
Россия не обладает такими преимуществами как Китай: средняя заработная плата (806 долл. США в 2011 г.) хоть и меньше чем в Европейской союзе и США, но значительно выше, чем в Китае; меньшая
I Бразилия 2 Индия
6 Турция 7 Китай
II Украина 12 Япония
3 Аргентина 4 Корея 5 Россия сейчас
В Мексика 9 Россия в ВТО 10 ЕС
13 США
13,7%
13,0%
12,6%
12,1%
| 10,0% 9,9%
9.6%
3,094
9 I
101 и; 12
7, £54
Я 5,134 4,6% 4,4%
3,5%
Рисунок 1
Средний уровень импортных пошлин России и некоторых стран-членов ВТО в 2010 г.
недооцененность рубля по отношению к доллару 33 %; более дорогие, чем в Китае, США и Европейской союзе кредитные ресурсы (11 % в 2011 г.). Все это делает продукцию российской перерабатывающей промышленности слабо конкурентоспособной по сравнению с иностранными аналогами. Велик риск потерь потери российской продукции даже внутреннего рынка.
Одна из значимых отраслей российской экономики сельское хозяйство со вступлением в ВТО лишиться большей части субсидий со стороны государства. Благодаря отмене освобождения от НДС ряда видов продукции отрасли и другим мерам субсидии по данным Министерства экономического развития и торговли будут сокращены с 9 млрд руб. до 4,4 млрд руб. к концу переходного периода в 2018 г. Кроме того, рост цен на минеральные удобрения и снижение импортных пошлин — все вместе приведет по оценке Бабкина Кузнецова к потерям в ВВП в 3,3 трлн руб., разорением до 20-30 % российских сельхозпроизводителей и потерей до 1,7 млн рабочих мест.
До вступления в ВТО Правительство России нивелировало эти недостатки за счет защитных пошлин в отношении импортных товаров. После того, как РФ стала членом ВТО, ситуация не столь радужна (рис. 1).
Как можно увидеть из рисунка, Россия уже сейчас имеет защитные барьеры существенно ниже, чем другие страны. 10 % — средняя пошлина на импортные товары в России против 12,1 % в Китае, 13 % в Индии и 13,7 % в Бразилии. При этом уровень развития производства в России далеко не столь высок как в развитых странах, таких как США, Японии государств Европейского союза, которые могут позволить себе держать низкие защитные барьеры в силу развитого уровня отечественной промышленности. Со вступлением России в ВТО эти барьеры еще снизятся.
В такой ситуации говорить о защищенности национальной перерабатывающей промышленности не приходится и, соответственно, ожидать, рост иностранных инвестиций и увеличение ВВП и ВНД за счет этих отраслей, достаточно странно.
С другой стороны снижение пошлин приведет к росту потребительской активности и росту потребления. На фоне падения защищенности российской продукции будет происходить замещение отечественной продукции на импортную. Эти два фактора приведут к существенному росту объема импорта,
что окажет влияние на развитие отраслей связанных с импортной продукцией.
Агенство Moody’s ожидает, что такие ритейлеры, как X5 Retail Group, «Азбука вкуса», «О’Кей», «М. Видео», в ассортименте которых велика доля импортных товаров и которые являются крупными импортерами, получат существенную выгоду от вступления РФ в ВТО, увеличат прибыль и рентабельность за счет этого.
Вступление в ВТО, однако, не означает, что Россия одна пошла на уступки и снизил таможенные барьеры с целью погубить свою промышленность. Уступки были двусторонними. Внешнеторговые партнеры также снижали пошлины и устраняли квоты и запретительные меры в отношении продукции из России. В частности, от таких дискриминационных мер до недавнего времени часто страдали металлурги на рынках США и Европейского союза. С вступлением в ВТО этих «заслонов» больше не будет.
По мнению экспертов агентства Moody’s, производители цветных, черных металлов и химии, скорее всего, увеличат производство и экспорт товаров. К таким компаниям отнесем гигантов металлургии ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) и ОАО «Северсталь», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», флагман химии ОАО «Уралкалий», подразделения ОАО «Лукойл» выиграют от вступления РФ в ВТО.
Барьеры на вывоз российской продукции существовали не только со стороны внешнеторговых партнеров. В частности при экспорте нефти, газа, цветных металлов и древесины российское Правительство устанавливало значительные вывозные пошлины. Со вступлением в ВТО в течение переходного периода пошлины на экспорт должны быть ликвидированы, что позитивно повлияет на вывоз этих товаров. Сырьевые компании, таким образом, смогут нарастить свое производство и увеличить продажи за рубеж.
Потенциально должна вырасти доля минеральных ресурсов, но ее рост обусловлен не присоединением к ВТО, а тем, что Россия является одним из крупнейших экспортеров минеральной продукции на мировом рынке.
Выводы.
В ходе проведенного исследования нами было выявлено, что страны, имеющие небольшим ВВП, такие как Молдова, Грузия легче проходили процедуры
вступления в ВТО. Второй причиной сравнительно легкой и быстрой интеграции в ВТО стало поддержка внешнеторговых партнеров. К таким странам отнесем Чехию, Венгрию, Словакию, Румынию, Болгарию, Польшу, государства Прибалтики Латвию, Литву, Эстонию, обладающие лоббистской. У стран со сравнительно большим ВВП Китай, Украина процедура переговоров шла существенно тяжелее и медленнее.
На основе анализа влияния вступления в ВТО на страны Восточной Европы, СНГ, Грузии и Китае нами сформулированы возможные последствия и выводы для России от вступления в ВТО. Интеграция в ВТО вызовет:
— значительный рост импорта за счет падением защитных барьеров для российской продукции и роста потребительской активности в связи со снижением пошлин;
— рост экспорта за счет сырьевой продукции: нефти, газа, металлов, древесины, не испытывающей жесткой иностранной конкуренции. Однако падение экспорта сельскохозяйственной продукции;
— умеренный либо слабый рост ВВП и ВНД за счет существенного роста производства сырьевых товаров на фоне снижения производства в перерабатывающей промышленности;
— умеренный либо слабый рост ПИИ благодаря росту инвестиций в сырьевые отрасли, отрасли услуг
(банковской, страховой) на фоне снижения инвестиций в перерабатывающее производство;
— развитие сырьевых отраслей и стагнацию перерабатывающих секторов;
— рост зависимости российской экономики от мировых цен на сырье.
Членство в ВТО означает, что страна должна изучать торговые правила мирового хозяйства, а также действовать в соответствии с ними. Показателен опыт Китая в данном вопросе. По данным Министерства Коммерции КНР, в конце 2010 г., Китай выступал в качестве ответчика по 692 торговым спорам на общую сумму 38,98 млрд долл. США. Следует обратить внимание, что при доле Китая в мировом экспорте около 10 %, доля торговых споров с партнерами достигает 30 % от всего числа разбирательств в рамках ВТО.
Главное, что Россия может получить от вступления в ВТО, — это стимулирование конкуренции. Что, в свою очередь, приведет к росту экономики, уровня и качества жизни ее граждан.
Чтобы компенсировать негативное влияние на некоторые отрасли, у России есть целый арсенал инструментов, которые могут быть использованы в периоды реализации (вступления в ВТО), — это, к примеру, программа по стимулированию частных инвестиций и повышения конкурентоспособности, субсидирование для сельскохозяйственного сектора и различные налоговые льготы.
Литература
1. Маракешское соглашение о создании всемирной торговой организации. 15 апреля 1994 г. иЯЬ : http://www.wto.ru/ ru/content/documents/docs/marakesh.doc.
2. Овчаров Л. Н. Вступление России в ВТО: мнимые и реальные социальные последствия / под ред. Л. Н. Овчарова. М. : Независимый Институт Социальной Политики, 2003.
3. Отчет Рабочей группы по вступлению России в ВТО от 20.12.2011 г. URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70006344.
4. Всемирная торговая организация. URL : www.wto.org.
5. Информационное бюро по присоединению России к ВТО. иЯЬ : www.wto.ru.