Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства при вступлении России в ВТО'

Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства при вступлении России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
352
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Векленко Василий Иванович, Пигорев Игорь Яковлевич, Шамина Ирина Леонидовна

Рассмотрены соглашения ВТО по сельскому хозяйству, проанализированы последствия вступления в ВТО Украины и Китая, условия и проблемы, имеющие место в России в связи с ее членством в ВТО, приоритеты развития сельского хозяйства, меры по их реализации и актуальными направлениями государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Векленко Василий Иванович, Пигорев Игорь Яковлевич, Шамина Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства при вступлении России в ВТО»

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ В ВТО

Е.Л. Золотарева, В.И. Векленко, И.Я. Пигорев, И.Л. Шамина

Аннотация. Рассмотрены соглашения ВТО по сельскому хозяйству, проанализированы последствия вступления в ВТО Украины и Китая, условия и проблемы, имеющие место в России в связи с ее членством в ВТО, приоритеты развития сельского хозяйства, меры по их реализации и актуальными направлениями государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: ВТО, сельское хозяйство, развитие, государственное регулирование.

Вступление России в ВТО привело к необходимости существенного пересмотра внешнеэкономической политики, прежде всего по отношению к импорту товаров и услуг. По правилам ВТО государство-член организации должно отказаться от политики протекционизма, т.е. ликвидировать экономические барьеры для импортных товаров. Иностранный бизнес уравнивается в права с национальным капиталом.

В отношении сельского хозяйства в ВТО в настоящее время действуют три соглашения Уругвайского раунда:

1) Соглашение по сельскому хозяйству, охватывающее три направления:

- доступ к рынкам, предполагающее увеличение доступности рынков страны посредством всеобщей тарификации и снижению уровня тарифов;

- политику внутренней поддержки сельского хозяйства, состоящее в сокращении поддержки, поскольку она оказывает искажающее воздействие на торговлю;

- экспортные субсидии, заключающееся в сокращении как бюджетных ассигнований на субсидирование экспорта, так и физических объемов товаров, экспорт которых субсидируется.

2) Соглашение о санитарных и фитосанитарных стандартах (СФС);

3) Соглашение о технических барьерах в торговле (ТБТ) [1].

Соглашения СФС и ТБТ противодействуют применению неоправданных мер, связанных с санитарными, фитосанитарными и техническими стандартами. В соответствии с Соглашениями ограничения такого рода не должны играть роль торговых барьеров. Страны, вступающие в ВТО, обязаны провести гармонизацию технических, санитарных и фитосанитарных мер на основе международных норм или собственных стандартов, подлежащих научной оценке, подтверждающей необходимость их применения.

Российская Федерация не единственное государство, которое вступало во Всемирную торговую организацию в последнем пятилетии прошлого века после преобразования ГАТТ в ВТО. Среди таких государств, прошедших процесс согласований со всеми странами-участниками, и Китай, и страны бывшего СССР. Китай считался наиболее подготовленным к вступлению в ВТО; а Украина является страной с наиболее близкой к России структурой экономики.

Украина присоединилась к ВТО всего лишь за полгода до начала нового мирового кризиса - 16 мая 2008 г. Продолжительность переходного периода для Украины как члена ВТО была определена всего пятью годами. Следует отметить низкий уровень защиты украинской экономики по сравнению с другими странами. Украина вступила в ВТО после краткого процесса переговоров, согласившись на относительно слабую защиту и непродолжительный переходный период. Это

неблагоприятно сказалось на развитии экономики Украины. Показатели динамики ВВП у нее в последующие годы были отрицательными в отличие от других стран бывшего СССР.

После вступления в ВТО в сельском хозяйстве Украины наблюдался рекордный рост активности в конкурентоспособных секторах при столь же рекордных провалах там, где характеристики производства не позволяли конкурировать с импортной продукцией. В этих условиях снятие барьеров на импорт и фактический запрет на государственную поддержку экспорта (более жесткая сертификация винодельческой продукции, отказ от финансового стимулирования отрасли) стало критичным для отрасли. В масличном производстве, где до вступления в ВТО удалось осуществить техническую модернизацию, а за счет вступления - обеспечить нулевые барьеры при экспорте, объемы производства и экспорта значительно выросли. В неконкурентоспособных секторах, для которых не удалось достичь соглашений о «зеркальном» снижении пошлин и где сохранились экспортные барьеры, произошел быстрый и ожидаемый спад объемов производства. Общий итог для украинского сельского хозяйства оказался неоднозначным. Объем производства сельскохозяйственной продукции в целом сократился по сравнению с 2008 г. на 3,3%, а экспорт вырос на 6%. При этом многие сегменты пока не вышли на уровень 2008 г. [2].

Китай от членства в ВТО получил значительный выигрыш, поскольку хорошо подготовился к вступлению в ВТО. Процедура переговоров, как и в случае с Россией, заняла значительное время. Полтора десятилетия прошли в дискуссиях об открытии китайских рынков сельского хозяйства, финансовых услуг и телекоммуникаций. Страна последовательно добивалась от партнеров по переговорам значительных уступок, продолжая в то же время активно развивать собственную промышленность. Китай вступил в ВТО в 2001 г. со средним уровнем импортных пошлин, почти на 25% более высоким, чем у России. К моменту открытия внутренних рынков, перерабатывающие отрасли китайской промышленности были весьма конкурентоспособны благодаря: дешевизне юаня, низкой стоимости рабочей силы, значительной доле в экспорте продукции перерабатывающих отраслей, доступности кредитов.

Дешевые факторы производства и дешевая валюта позволили Китаю выиграть от снятия торговых барьеров. Для России эти инструменты сейчас недоступны. Сегодня как российские банки, так и отрасли реальной экономики зависят от внешних кредитов. Общий внешний долг России составляет 538 млрд. долл. при 36 млрд. долл. собственно госдолга. Это значит, что современная Россия не сможет воспользоваться девальвацией рубля для защиты отечественного производства, иначе кредиты окажутся слишком дорогими для экономики.

При вступлении Китай отстоял высокий уровень тарифов - в среднем более 10%, а в дальнейшем фактически «на грани фола» вел весьма искусную игру по стимулированию национальной экономики, что периодически становилось предметом заявлений США и ЕС о нарушении китайскими властями обязательств, принятых в рамках членства в ВТО. В итоге на фоне стабильной отраслевой структуры Китай сумел в 6 раз увеличить объемы торговли, поддерживая небольшой положительный баланс между экспортом и импортом.

Китайская экономика выиграла от вступления в ВТО за счет притока иностранных инвестиций, были

созданы новые рабочие места, национальные производства в полной мере использовали преимущества дешевизны ресурсов для продолжения индустриализации, переноса в страну производств из других стран мира. ВВП на душу населения вырос почти в 3 раза.

Тем не менее, отдельные отрасли экономики Китая пострадали. Первоначальный эффект для сельского хозяйства был шоковым: масса разорившихся крестьянских хозяйств, слабая конкурентоспособность по сравнению с производителями сельхозпродукции в других странах. Однако постепенно крестьяне, лишившиеся источников дохода, нашли заработок в быстро развивающихся промышленных производствах. Рост безработицы в аграрном секторе в целом соответствовал общему курсу страны на урбанизацию и индустриализацию. При всех благоприятных внешних и внутренних факторах, способствовавших успешному использованию Китаем выгод взаимодействия с ВТО, нельзя недооценивать роль китайского правительства: взрывной рост внешнеторговых операций Китая - результат вдумчивого управления притоком иностранных инвестиций и поддержания стабильно низкого курса юаня, обеспечивавшего несомненную конкурентоспособность китайских товаров.

Обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с вступлением в ВТО, можно разделить на 4 группы:

1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот.

2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам.

3. Сокращение экспортных пошлин.

4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления.

Наибольшие последствия для российской экономики будут иметь первые две группы обязательств, которые значительно облегчат доступ на российский рынок продукции иностранных производителей и приведут к уменьшению на рынке доли продукции отечественных компаний.

Само по себе вступление в ВТО не позволяет решить одну из наиболее важных проблем инвестиционного климата России - неразвитость институциональной среды. Данный фактор, наряду со слабой эффективностью финансовой системы, является ключевым для сдерживания инвестиций в российскую экономику.

В рейтинге стран, составленном организацией World Economic Forum, по уровню развития институциональной среды Россия находится на 128-м месте, по общему уровню конкурентоспособности (Global Competitiveness Index) - на 66-м, а по емкости рынка (включающего доступность экспортных каналов продаж) - на 8-м [2].

Тем не менее, по мнению экспертов, Россия вступает в ВТО на условиях лучших, чем у развитых стран, но более плохих, чем у развивающихся. Российская экономика вступает во Всемирную торговую организацию с более высоким уровнем защиты своей экономики, чем у развитых стран, но уступающим большинству стран развивающихся. Для России ставки при вступлении имеют приемлемые значения, однако по завершении переходного этапа наша страна будет иметь сравнительно низкий уровень тарифной защиты.

Основными проблемами России при вступлении в ВТО являются:

- возможность увеличения экспорта продукции сельского хозяйства, пищевой промышленности и др. связано с решением институциональных проблем, включая НДС и таможенные процедуры;

- продвижение отечественной продукции на зарубежные рынки проблематично в связи с ограничениями по использованию государственных инструментов (в частности, субсидий), наличием препятствий в виде

международных технических регламентов и сложной системой отстаивания национальных интересов в международных регулирующих организациях;

- возможности по снижению курса рубля для поощрения экспорта ограничены российской денежно-кредитной политикой [2].

Проведенный анализ опыта вступления в ВТО других стран, проблем, возникающих в связи с этим в России показывает, что в качестве приоритетов развития сельского хозяйства и АПК страны следует выделить следующие направления:

- увеличение производства конкурентоспособной продукции с целью импортозамещения;

-усиление экспортной ориентации производства.

Для реализации этих направлений необходимо:

-увеличить объемы производства продукции, востребованной на внутреннем и мировом рынке (наращивание поголовья скота и птицы, использование более продуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных);

-снизить издержки производства на основе его оптимизации; укрупнения, специализации, кооперации, интеграции в АПК;

-более широко использовать косвенные меры господдержки производителей («зеленая корзина»);

- исследовать спрос на внутреннем рынке и прогнозировать его конъюнктуру;

- исследовать мировые рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия и прогнозы их конъюнктуры;

- расширить позиции и развивать новые направления экспорта (диверсификация);

- расширить ассортимент продукции, повышать ее качество;

- повышать конкурентоспособность экспорта за счет качества (производство экологически чистой продукции);

- последовательно интенсифицировать производство, использовать новые технологии, в т.ч. иностранные, активно привлекать инвестиции;

- повышать долю готовой продукции в экспорте;

- развивать ИКС для разработки инвестиционных проектов, аутсорсинга и других новых форм менеджмента;

- осваивать новые рыночные «ниши» (производство сельскохозяйственной продукции для технических целей).

В связи с этим актуальными направлениями государственного регулирования сельскохозяйственного производства должны быть:

1. Обеспечение:

- повышения конкурентоспособности экспортной продукции;

- развития импортозамещающих производств, в первую очередь предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

- организации презентаций товаров отечественных предприятий, участия их в международных выставках и ярмарках;

2. Содействие:

- исследованию последствий либерализации агро-продовольственного рынка и возможностей снижения рисков для аграрного сектора;

- осуществлению моделирования вариантов торговой политики (проведение сценарных расчетов);

- научному обеспечению мероприятий имплемен-тационного периода;

- созданию информационно-аналитического мониторинга для отслеживания реакции агропродовольст-венного рынка на выполнение обязательств, взятых Россией по линии ВТО;

- развитию теории многофункциональности сельского хозяйства, которая объективно определяет особую роль аграрного сектора не только в производственной, но и в социальной, социокультурной, экологической сферах, в сфере безопасности страны, позволяет достаточно широко трактовать меры поддержки аграрного сектора и шаги в области торговой политики.

3. Усиление государственной поддержки:

- инновационной и инвестиционной политики в сельском хозяйстве с акцентом на использование достижений НТП в молочном и мясном скотоводстве, строительство животноводческих комплексов, упрочение кормовой базы;

- кредитной политики в отношении компенсации затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате процентов по инвестиционным кредитам;

- банков, финансирующих сельское хозяйство;

- увеличение объемов производства экологически чистой продукции растениеводства и животноводства.

Список использованных источников

1 Сайт Всемирной торговой организации http://www.wto.org.

2 Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корчевой Е.А. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации // ВТО-информ. SBS 2012.

Информация об авторах

Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-13.

Векленко Василий Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. (4712)39-40-13.

Пигорев Игорь Яковлевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Шамина Ирина Леонидовна, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры инновационных методов управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.