СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО
Е.А. Бессонова, Н.С. Гридчина, А.И. Стифеев
Аннотация. Рассмотрены мнения отечественных и зарубежных СМИ на вступление России в ВТО, обобщены точки зрения на возможные последствия этого события для сельского хозяйства, определены возможные изменения в сельском хозяйстве Курской области, вызванные вступлением в ВТО.
Ключевые слова: ВТО, сельское хозяйство, Курская область.
22 августа 2012 г. после 18 лет переговоров Россия стала 156-й страной-членом ВТО, но до сих пор эксперты и аналитики не пришли к единому мнению о последствиях этого события.
Зарубежная пресса приветствует вступление России в ВТО, отмечая при этом, что стране придется совершить революцию в экономике. Чтобы участвовать в мировом соревновании и не погибнуть от конкуренции, России необходимы как воздух модернизация и отказ от командных методов. По прогнозам Всемирного банка, новый статус поможет России увеличить свой ежегодный объем производства на 162 млрд. долларов, что будет способствовать росту доходов россиян на 25%, говорится в статье The Los Angeles Times. Россия «заинтересована не столько в наращивании экспорта, сколько в стимулировании собственной экономики путем роста розничного потребления, роста доходов и повышения эффективности» отмечает журналист Business Week Мэттью Филипс [8].
В России же вступление в ВТО вызвало противоречивую реакцию. Сторонники ВТО считают, что страна станет более привлекательной для иностранных инвесторов и сможет добиться экономического роста, противники отмечают такие проблемы, как низкая производительность труда, высокий износ оборудования, недостаток высококвалифицированных специалистов и, как следствие, низкое качество и неконкурентоспособность выпускаемой продукции. В докладе «ВТО Ин-форм» и Strategic Business Solutions говорится, что потери экономики страны в 2020 г., обусловленные вступлением в ВТО, составят 3% ВВП и около 19% годового производства в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве [6. - С.21]. Россия ощутит последствия от вступления в ВТО только через пять-десять лет. Об этом рассказал Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на форуме «Антиконтрафакт-2012», передает РИА Новости [10]. На наш взгляд, нельзя дать четкого и однозначного ответа на вопрос, к каким социально-экономическим последствиям приведет вступление России в ВТО. Так или иначе, изменения произойдут во всех секторах экономики страны и отдельных регионов.
Одной из наиболее чувствительных отраслей, в которой могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, является сель-
ское хозяйство. По данным исследования Российской ассоциации производителей сельхозтехники прямой эффект от снижения импортных пошлин - снижение внутреннего сельхозпроизводства на 8,1%, снижение объемов сельхозпроизводства повлечет сокращение рабочих мест, прямые потери бюджета России от снижения пошлин на сельхозпродукцию, производства и безработицы - 94 млрд. рублей [1. - С.6]. В докладе «ВТО Информ» и Strategic Business Solutions говорится, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. руб., или 35% недополученного роста. Данная цифра связана с увеличением импорта продуктов животноводства до 25-40%, сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 20-30% российских сельхозпроизводителей. В результате будет потеряно до 1,7 миллиона рабочих мест [6. - С.32]. По данным исследования, проведенного Центром экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) при Российской экономической школе при содействии компании «Эрнст энд Янг», изменения объема производства и уровня занятости в сельском хозяйстве вследствие вступления в ВТО таковы: уменьшение объема производства составит 1,17%, уменьшение оплаты квалифицированного труда - 0,84%, уменьшение оплаты неквалифицированного труда - 0,38% [2. - С. 45].
При анализе возможных последствий присоединения России к ВТО недостаточно рассматривать страну как единое целое, необходимо исследовать и региональный срез. Попытаемся определить возможные изменения в сельском хозяйстве Курской области, вызванные вступлением в ВТО.
Сельское хозяйство является важнейшей отраслью экономики региона. В нем занято 5,6% работающего населения, которые производят 10,2% валового регионального продукта. Удельный вес Курской области в общероссийском объеме производства продукции сельского хозяйства в 2011 г. - 1,7%. 11 курских сельхозпредприятий и три сахарных завода включены в число ста лучших предприятий страны. За последние семь лет в регионе построили и сдали в эксплуатацию 31 животноводческий комплекс, в том числе 20 свиноводческих и 11 молочных. Регион входит в пятерку лучших производителей сахарной свеклы в России [9]. Валовой сбор сахарной свеклы в 2010 г. - 2161,2 тыс. тонн, что составляет 9,7% от общероссийского сбора.
Тем не менее, существуют определенные проблемы, связанные с адаптацией сельского хозяйства Курской области к условиям вступления России в ВТО. Они определяются рядом факторов.
Во-первых, несмотря на существенное увеличение производства сельскохозяйственной продукции в Курской области в 2011 г., оно еще не в полной мере преодолело последствия реформ 90-х годов и кризиса 2008-2010 гг. (рисунок 1).
Рисунок 1 - Динамика индексов физического объема продукции сельского хозяйства Курской области, % [5]
Рисунок 2 - Динамика рентабельности проданной продукции сельскохозяйственных организаций Курской области, % [5]
Рисунок 3 - Динамика сальдированного финансового результата организаций, осуществляющих деятельность в растениеводстве и животноводстве Курской области, млн. руб. [5]
Рисунок 4 - Приобретено новой техники сельскохозяйственными предприятиями Курской области, значение показателя за год [5]
Во-вторых, крайне низким остается уровень доходности большей части сельскохозяйственных товаропроизводителей Курской области от реализации производимой ими продукции, не обеспечивающий расширение производства, внедрение новых технологий, обновление техники, улучшение качества выпускаемой продукции (рисунок 2).
В-третьих, почти треть сельскохозяйственных предприятий Курской области убыточна. На рисунке 3 представлена динамика сальдированного финансового результата организаций, осуществляющих деятельность в растениеводстве и животноводстве.
В-четвертых, недостаточность собственных и привлеченных финансовых ресурсов не позволяет в необходимых темпах модернизировать сельскохозяйственное производство Курской области, что негативно сказывается на его конкурентоспособности (рисунок 4).
В-пятых, сохраняется отставание уровня оплаты труда занятых в сельском хозяйстве от ее уровня в среднем по экономике региона (на 14%), медленно развивается социальная инфраструктура сельских территорий, во многих селах нарастают демографические проблемы. По данным органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве за 2011 г. составила 13 982 рубля.
В рамках ВТО вопросы сельского хозяйства рассматриваются в двух соглашениях:
1. Соглашение по сельскому хозяйству и Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам.
2. Компенсационные меры против сельскохозяйственных субсидий в случае, если они нарушают требования ВТО, вводятся в соответствии с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.
Рассмотрим основные обязательства России перед ВТО и их возможное влияние на сельское хозяйство Курской области:
1. Ограничение государственной поддержки сельского хозяйства. После вступления России в ВТО здесь начнет действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам»:
- «Зеленая корзина» (Green Box Policies) - инфраструктурные, научные и образовательные государственные программы - практически не применяются в России.
- «Голубая корзина» (Blue Box Policies) - программы сокращения производства - не применяются в России.
- «Желтая корзина» (Amber Box Policies) содержит мероприятия, которые считаются стимулирующими производство. После вступления в ВТО в рамках «желтой корзины» объем государственной поддержки сельского хозяйства сократится более чем в 2 раза: с 9 млрд. долларов США в 2012 г. и до 4,4 млрд. долларов США к 2018 г. (рисунок 5). Большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, существенно превышающих планируемый размер субсидий в России.
Рисунок 5 - Объем разрешенных субсидий сельскому хозяйству в РФ, млрд. долл. («желтая корзина») [1. - С.4]
Для сельского хозяйства Курской области огромное значение имеет финансирование со стороны государства. По словам губернатора А.Михайлова, «господдержку на равных условиях получают и агрохолдинги, и фермерские хозяйства. На 2012 г. Курской области предусмотрена господдержка из федерального бюджета в сумме 2,6 млрд. рублей, а из областного бюджета в рамках заключенных с Минсельхозом соглашений -более 730 млн. рублей». Средства федерального бюджета направляются на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным малыми формами хозяйствования. Значительный объем средств выделяется на поддержку племенного животноводства и элитного семеноводства, выплачиваются компенсации затрат на приобретение средств химической защиты растений и минеральных удобрений, на поддержку страхования урожая сельхозкультур. Таким образом, снижение господдержки для сельскохозяйственных предприятий Курской области, несомненно, приведет к ухудшению их положения.
2. Снижение ставок импортных пошлин на сельхозпродукцию. Ставки импортных пошлин снижаются
практически на все продукты сельского хозяйства, в том числе - производимые на территории страны. Средневзвешенная ставка снизится на 28%: средневзвешенная ставка Единого таможенного тарифа -15,634%, средневзвешенная ставка ВТО начальная -15,178%, конечная - 11,275%. Средняя максимальная пошлина по сельскохозяйственным товарам будет равна 10,8%.
По оценкам ученых Россельхозакадемии, наиболее значимые изменения могут произойти по 11 товарным группам, среди которых: живые свиньи, мясо свиней свежее и мороженое, молоко (прежде всего, сухое) и сливки сгущенные, сыры, рис, масло пальмовое, колбасы (прежде всего, сырокопченые) [4]. Таким образом, больше всего пострадают предприятия, реализующие свинину и молочные продукты, которые и так находятся не в лучшем положении в Курской области. Что касается предприятий, реализующих зерно, то мелкие и средние производители, на долю которых по приблизительным оценкам приходится порядка 70% производства зерновых в области, не смогут выдерживать столь жесткую конкуренцию и либо обанкротятся и покинут рынок, либо будут поглощены более крупными игроками, причем неизвестно, российскими или зарубежными. По мнению экспертов Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш», в такой ситуации перспектив у российской индустрии производства зерновых нет вообще никаких. Аналитики отмечают, что после вступления в ВТО Россия не сможет защитить свое сельское хозяйство с помощью таможенных пошлин. В среднем по отрасли сокращение пошлин произойдет на уровне 1,5 раза. По прогнозу Российского зернового союза (РЗС), непредвиденные потери зернопроизводителей от косвенного ущерба и недополученной прибыли, как потенциальные, так и от текущего уровня, при вступлении России в ВТО могут составить в общей сложности до 56 млрд. руб. в год. По словам представителей организации, это может произойти в связи с тем, что вступление России в ВТО способно ухудшить положение ряда сельскохозяйственных секторов и смежных с ними отраслей, что отразится на экономическом состоянии зерновиков. В частности, возможные потери зернопроизводителей из-за ухудшения положения свиноводов могут составить 18 млрд. руб. в год, от замедления развития производства высококачественной говядины - 12 млрд. руб., удорожания минеральных и органических удобрений -21 млрд. и 3 млрд. руб. соответственно и от биоэнергетики - 2 млрд. руб. [7].
3. Рост цен на минеральные удобрения. В 2011 г. в Курской области было внесено сельскохозяйственными организациями минеральных удобрений в пересчете на 100 % питательных веществ на 1 гектар посева 97,96 кг. На текущий момент сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 г. они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35-40% [6. - С.32]. Это приведет к росту затрат сельхозпредприятий области и соответственно к удорожанию продукции.
4. Обнуление экспортных субсидий в сельском хозяйстве. На наш взгляд, этот фактор не приведет к ухудшению ситуации в Курской области, так как они практически не выделяются.
5. Отмена налоговых льгот по уплате НДС на некоторые виды сельскохозяйственной продукции, произведенной в России. В рамках подготовки к присоединению к ВТО Минфин предполагает повысить льготную ставку налога на прибыль с 0% до 18% уже с 2012 г., а в 2016 г. - до 20% [6. - С. 33]. Это, безусловно, не-
гативно отразится на положении сельхозпроизводителей Курской области.
От вступления в ВТО выиграть могут лишь производители конкурентной продукции, к которой в агропромышленном секторе можно отнести производство масличных культур: подсолнечник, рапс, а также подсолнечное масло. В Курской области масличные культуры составляют в 2011 г. всего 2,6% общего объема реализации сельхозпродукции растениеводства.
Преимуществами от вступления России в ВТО можно считать:
1. Возможность доступа сельскохозяйственной продукции на мировой рынок.
2. Приток инвестиций в аграрный сектор. В Курской области иностранные инвестиции в 2011 г. составили 63,2 млн. долларов США. Основной объем иностранных инвестиций был направлен в сельское хозяйство -70,5%. Согласно последним исследованиям инвестиционного климата, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт», Курская область входит в категорию 3B1 «Пониженный потенциал - умеренный риск». В эту же категорию входят такие области, как Воронежская, Калужская, Ярославская, Тульская, Тамбовская и ряд других. По инвестиционному потенциалу Курская область занимает 38 место среди российских регионов, по инвестиционному риску - 26 место. В агропромышленном комплексе Курской области осуществляют деятельность ООО «Иволга - Холдинг» (Казахстан) и компания «Myllyn Paras Oy» (Финляндия) [3].
3. Доступ к арбитражной системе разрешения споров в ВТО.
Однако надо отметить, что все преимущества Курская область может реализовать только в долгосрочной перспективе. На наш взгляд, одним из основных рисков, связанных со вступлением России в ВТО, является усугубление системных проблем существующих в сельском хозяйстве Курской области. Существует вероятность того, что продукция мелких и средних сельхозпредприятий региона не выдержит конкуренции с импортной продукцией. Это может привести к снижению объемов производства продукции, сокращению заработной платы работников, их увольнению и в конечном счете к банкротству. Конкуренцию могут выдержать лишь крупные предприятия Курской области, применяющие современные технологии, продукция которых не будет уступать по качеству и цене импортной продукции.
Для минимизации рисков в агропромышленном комплексе Курской области, возникающих в связи с присоединением России к ВТО, необходимо:
1. Создавать условия для быстрой модернизации экономики региона и предотвращения (ослабления) негативных эффектов:
- устранение коррупции и административных барьеров со стороны надзорных и контролирующих органов;
- повышение мобильности населения, создание бирж труда и занятости;
- обеспечение экономики долгосрочными низкопроцентными кредитами;
- наращивание вложений в инфраструктуру и образование.
2. Осуществлять финансирование мероприятий по компенсации стоимости минеральных удобрений.
3. Выделять субсидии из федерального и регионального бюджетов сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию части стоимости приобретаемой современной сельскохозяйственной техники.
4. Осуществлять частичное погашение кредиторской задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей.
5. Принять систему мер для обеспечения доходности сельскохозяйственного производства с целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
Список использованных источников
1 Вступление России в ВТО. Последствия для села и экономики. - М.: Российская ассоциация производителей сельхозтехники, 2012. - 14 с.
2 Вступление России в ВТО: аналитический обзор: Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) при Российской экономической школе при содействии компании «Эрнст энд Янг», 2012. - 92 с.
3 Инвестиционная деятельность в Курской области. URL: http ://www. sef-kursk.ru/investment.jsp
4 О рисках и угрозах обеспечения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО. URL: http://www.vniiesh.ru/news/9651. html
5 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/
6 Оценка макроэкономических последствий вступления России в ВТО. - М.: «ВТО Информ»,Strategic Business Solutions, 2012. - 40 с.
7 Последствия вступления России в ВТО для рынка зерна РФ. URL: http://www.perfectagro.ru/pdfeconom/econom_16.html
8 России придется совершить революцию в экономике. URL: http: // www.inopressa.ru/article/23Aug2012/inotheme/ russia_wto.html
9 Российская газета. URL: http://www.rg.ru
10 РФ ощутит последствия от вступления в ВТО через пять-десять лет. URL: http://www.rg.ru/2012/10/22/ vto-anons.html
Информация об авторах
Бессонова Елена Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: [email protected]
Гридчина Нина Сергеевна, магистрант ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», e-mail: gridchina-nina1 @yan-dex.ru
Стифеев Анатолий Иванович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий кафедрой экологии и охраны природы, ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».