Научная статья на тему 'Формирование торговой политики Республики Армения после присоединения к ЕАЭС'

Формирование торговой политики Республики Армения после присоединения к ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
1111
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
торговая политика / внешняя торговля / товар / Республика Армения / ЕАЭС / трансформация / интеграция / интеграционный процесс / trade policy / foreign trade / goods / Republic of Armenia / ЕAEU / transformation / integration / integration process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паносян Нарек Меружанович

Рассмотрены изменения в торговой политике Республики Армения и внешней торговле страны в условиях ЕАЭС. Именно в этом контексте определены как статические, так и динамические эффекты, влияющие на экономику страны, с помощью сравнительного анализа уровня экономического развития государств — членов пятерки ЕАЭС на основе международных рейтингов, оценки динамики внешней торговли, расчета комплексного показателя конкурентоспособности и индекса выявленного сравнительного преимущества (индекс Балаши).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the trade policy of the Republic of Armenia after accession to the EAEU

The theoretical basis is the theory of integration in trade in goods. Changes in the trade policy of the Republic of Armenia and foreign trade of the country in the conditions of the EAEU are considered. It is in this context, both static and dynamic effects affecting the economy of the country. The tasks have been solved using methods to study the theoretical implications of integration on the welfare of member states and third countries, to carry out a comparative analysis of the level of economic development of the five States of EAEU based on international ratings, assessing the dynamics of foreign trade, calculating the integrated competitiveness index and the index of the identified comparative advantages (the Balashi index).

Текст научной работы на тему «Формирование торговой политики Республики Армения после присоединения к ЕАЭС»

УДК 339.5

Паносян Н.М.1

Формирование торговой политики Республики Армения после присоединения к ЕАЭС

Рассмотрены изменения в торговой политике Республики Армения и внешней торговле страны в условиях ЕАЭС. Именно в этом контексте определены как статические, так и динамические эффекты, влияющие на экономику страны, с помощью сравнительного анализа уровня экономического развития государств — членов пятерки ЕАЭС на основе международных рейтингов, оценки динамики внешней торговли, расчета комплексного показателя конкурентоспособности и индекса выявленного сравнительного преимущества (индекс Балаши).

Ключевые слова: торговая политика, внешняя торговля, товар, Республика Армения, ЕАЭС, трансформация, интеграция, интеграционный процесс.

Введение

Наряду с процессами либерализации торговли в рамках Генерального соглашения по торговле товарами (ГАТТ), а в последующем и Всемирной торговой организации (ВТО) развивались интеграционные процессы разного уровня и масштаба. В международной торговле начался совсем новый процесс, который можно назвать «либерализацией 2.0», либо «неопротекционизмом». Страны стали углублять свои торгово-экономические отношения посредством учреждения интеграционных блоков и заключения преференциальных торговых соглашений в более узком формате. Данный узкий формат постепенно стал приниматься и ВТО и соответственно потребовал регулирования.

В научных кругах до сих пор нет единого мнения о характере влияния региональной интеграции на движение торговых потоков прежде всего ее участников, а также третьих стран, не состоявших в ней.

1 Паносян Нарек Меружанович — магистр экономики, инженер филиала

«Фирмы Ордена Трудового Красного Знамени Мосстроймеханизация-3» ПАО «Мос-промстрой». E-mail: <panosyannarek@mail.ru>.

Интеграционные процессы получили распространение и на пространстве постсоветских стран. Государства с переходной экономикой стали активно интегрироваться в международное сообщество, в том числе и в международную торговлю.

Формирование и эволюция торговой политики Армении в 1996-2013 гг.

В условиях глобализации Армения как страна с переходной экономикой должна тесно сотрудничать с партнерами как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Если рассмотреть эволюцию развития торговой политики Армении, то можно заметить, что изначально после обретения своей независимости страна заявляла о приоритете европейских ценностей, необходимости создания рынка на основе свободной конкуренции, а также о необходимости внедрения современных подходов, существующих и функционирующих в то время в развитых странах мира. Это именно те принципы, которые были характерны для большинства стран СНГ и других стран с переходной экономикой.

До вступления Республики Армения в ЕАЭС правовая база внешнеэкономической деятельности в основном состояла из обязательств (в многостороннем формате), взятых на себя Арменией в результате присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) 5 февраля 2003 г. Немалую ее часть составили также обязательства по соглашениям в двустороннем формате в рамках СНГ о свободной торговле, что не противоречит требованиям ВТО [1]. Кроме того, Республика Армения подписала также соглашение о свободной торговле с Туркменистаном. Аналогичное соглашение еще с 1996 г. у Армении есть и с Татарстаном [2]. В договорно-правовую базу внешнеэкономической деятельности страны также вошли соглашение между Евросоюзом и Арменией «О партнерстве и сотрудничестве (СПС)» и соглашение в формате Task Force между США и Арменией [3].

Законодательство, регулировавшее торгово-экономическую деятельность страны, отражало стремление к сближению с европейскими стандартами, а потому все законодательные реформы и изменения были направлены именно на достижение этой цели.

В 2004 г. по инициативе Европейского Союза (ЕС) Республика Армения вошла в проект ЕС под названием «Европейская политика добрососедства (ЕПД)», который создал новую базу для сотрудничества и взаимодействия, переведя статус Армении с партнера на статус «соседняя страна». В соответствии с целями реализации данной политики была проработана программа действий сторон на последующие пять лет и более, утвержден-

ная и подписанная 14 ноября 2006 г. Данная программа предусматривала приведение законодательства, нормативно-правовых актов и стандартов Армении в соответствие с европейскими критериями. В этом контексте можно отметить, что на данном этапе создавались реальные предпосылки для дальнейшей интеграции.

Следующим этапом интеграции Армении и ЕС стал проект под названием «Восточное партнерство». Этот проект был инициирован в 2009 г., но по своей значимости считается вторым этапом интеграции. В рамках данного проекта предполагалось сотрудничество в формате «27 + 6» (27 стран — членов ЕС + 6 стран в статусе партнеров). В состав шести стран-партнеров вошли бывшие республики СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Для детальной проработки программы реализации Восточного партнерства было создано пять рабочих групп: по вопросам торговли, политики в отношении малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, транспорта и экологии.

В 2010 г. официально стартовали переговоры по соглашению об ассоциации Армении с ЕС. Предусматривалось, что соглашение заменит действующее СПС, положения которого, по мнению сторон, были уже не актуальны. Составной частью нового соглашения стало соглашение «О создании глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» (далее — соглашение о ГВЗСТ). В случае подписания данного соглашения Армения получила бы возможность обеспечить свободное передвижение товаров и услуг. Согласно этому соглашению Армения и ЕС предполагали отказаться от взимания таможенных пошлин во взаимной торговле, а также снизить технические барьеры.

Одним из эффективных инструментов взаимодействия Армении и ЕС являлся режим преференциальной торговли GSP+, который давал возможность Армении экспортировать на рынок ЕС порядка 6 400 видов товаров без обложения пошлинами или по заниженным таможенным тарифам. Армения получила возможность воспользоваться режимом GSP+ с 2009 по 2013 г.

В 2013 г. ЕС заявил, что с 2014 г. режим торговли меняется, вследствие чего усложнялись требования и условия. В сжатые сроки Министерство экономики Республики Армения представило пакет документов, удовлетворяющий новым критериям GSP+, и с 2014 г. наряду с девятью другими странами Армения получила исключительную возможность воспользоваться новым режимом GSP+, который, несомненно, являлся стимулом развития для экономики вплоть до сегодняшнего дня.

Наряду с интеграционным процессом с ЕС Армения также стремилась поддерживать активные внешнеэкономические со странами постсоветского пространства, главным образом на двусторонней основе, в том числе тес-

ные и стабильно развивающиеся отношения с Российской Федерацией как с основным партнером.

Попытка стран постсоветского пространства интегрироваться в один блок в рамках СНГ оказалась сложным делом. Следующей попыткой интеграции на постсоветском пространстве стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), в состав которого Армения первоначально не вошла, а выступила лишь в качестве наблюдателя [4]. Важным фактором, определившим нейтральный подход Армении к ЕврАзЭС было то, что торговая политика республики и так была довольно либеральной и представляла большие возможности для всестороннего развития экономических отношений со странами — партнерами. Не следует также забывать и о том, что в этот период Армения вела активные переговоры с ВТО о вступлении. Поэтому естественно, что руководство страны старалось регулировать свою торгово-политиче-скую деятельность исходя из общепринятых ВТО норм и положений.

В этот период в Армении наибольшей популярностью пользовалась европейская модель интеграции. Однако в республике всегда рассматривалась возможность переключиться на евразийскую модель интеграции, которая в отличие от Европейской модели была в начале пути и еще полностью не сформировалась.

К 2010 г. после десятилетнего развития интеграции уже в рамках Таможенного союза (ТС) евразийская модель интеграции стала более привлекательной и более реалистичной с точки зрения реализации норм и положений ТС в государствах — его членах. К тому же 2010 г. были созданы все необходимые правовые условия для функционирования Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

В январе 2012 г. начался следующий этап интеграции — формирование Единого экономического пространства (ЕЭП), что обеспечивало гармонизацию законодательства во всех сферах взаимодействия стран-участниц, а также закладывало основы координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. В ЕЭП начал свое формирование единый рынок труда, который, безусловно, подвышал экономическую привлекательность союза для стран постсоветского пространства, в частности и для Армении, в том числе и потому, что на территории Российской Федерации спрос на рабочую силу был наиболее высок.

3 сентября 2013 г. состоялась встреча Президента Республики Армения с Президентом Российской Федерации. Она послужила импульсом начала новой экономической реформы в стране, ориентированной на региональную экономическую интеграцию на базе евразийской экономической интеграционной модели. Безусловно, такая реформа предусматривала и трансформацию торговой политики Армении со странами, не входящими в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в частности со странами ЕС.

Оценка комплементарности экономик государств — членов ЕАЭС с учетом данных международных рейтингов

Для целесообразности включения страны в интеграционный проект интересно рассмотреть уровень экономического развития его участников. Поэтому далее будет проведен анализ по двум направлениям: классификация государств — членов ЕАЭС по уровню экономического развития и определение уровня их развития на основе различных международных рейтингов.

Несмотря на большое количество классификаций стран по уровню экономического развития, разработанных различными международными организациями и институтами, в данном анализе будет использована классификация ООН по показателю ВВП на душу населения.

Наиболее релевантна классификация ООН по показателю ВВП на душу населения. Классификация ООН делит страны на три основополагающие группы: бедные с доходом до 6 тыс долл., со средним уровнем дохода — 6 тыс. — 15 тыс. долл., богатые — свыше 15 тыс. долл. [5].

В государствах — членах ЕАЭС наблюдается разный уровень ВВП на душу населения. В 2016 г. самый высокий доход на душу населения зафиксирован в Российской Федерации — 8 655 долл., за ней идет Республика Казахстан с доходом 7 505 долл., т.е. они входят в группу со средним доходом. Остальные три государства — члены ЕАЭС по состоянию на 2016 г. намного уступают своим союзникам: Республика Беларусь — 5 тыс. долл., Республика Армения — 3 615 долл., Кыргызская Республика — 1 100 долл. Эти показатели свидетельствуют о низком уровне ВВП на душу населения, что по классификации ООН позволяет отнести данные страны к группе бедных.

Необходимо заметить, что на начальном этапе построения союза, в 2014 г., три государства-члены, стоявшие у истоков создания союза, имели намного лучшие показатели (табл. 1.).

Таблица 1

Показатели ВВП на душу населения государств — членов ЕАЭС, 2014-2017 гг., долл.

Год Республика Армения Республика Беларусь Республика Казахстан Кыргызская Республика Российская Федерация

2014 3 995 8 309 12 661 1 293 13 939

2015 3 618 5 952 10 388 1 139 9 218

2016 3 615 5 001 7 505 1 100 8 655

2017 3 860 5 760 8 840 1 140 10 610

Источник: [6].

В рамках оценки комплементарности экономик государств — членов ЕАЭС целесообразно обратиться к международным рейтингам, отражающим зафиксированные результаты национальных экономик с помощью обобщенного показателя — индекса глобальной конкурентоспособности. Полезным может быть и рейтинг стран по индексу человеческого развития.

Согласно докладу Всемирного экономического форума (Давос) по индексу глобальной конкурентоспособности Республика Армения в 2014 г. занимала 85-е место в мире, а в 2017 г. уже 73-е место (табл. 2). С 2014 г. страна зафиксировала перманентное улучшение индекса глобальной конкурентоспособности. Основными факторами улучшения данного показателя стали такие индикаторы, как «инновации» и «совершенствование бизнеса». В 2017 г. в докладе о конкурентоспособности отмечено отставание Армении по индикаторам «доступ к финансовым ресурсам», «ставка налога», «налоговое регулирование», «коррупция», «правительственная бюрократия», «регулирование иностранной валюты».

Таблица 2

Сравнительная характеристика международных рейтингов конкурентоспособности экономик

Страна Рейтинг

Всемирный экономический форум IMD

2014 2015 2016 2017 2014 2015 2016 2017

Республика Армения 85 82 79 73 — — — —

Республика Беларусь — — — — — — — —

Республика Казахстан 50 42 53 57 32 34 47 32

Кыргызская Республика 108 102 111 102 — — — —

Российская Федерация 53 45 43 38 38 45 44 46

Источник: [7].

В отношении индекса конкурентоспособности у Республики Армения схожая ситуация с Российской Федерацией, которая, как и Армения, в рассматриваемый период (2014-2017) зафиксировала перманентное улучшение данного показателя. В 2014 г. Россия заняла 53-е место, а уже в 2017 г. улучшила свои позиции на 15 пунктов, заняв 38-е место в мире.

Для Российской Федерации в 2017 г. самыми проблематичными фактора-з ми для введения бизнеса оказались «коррупция», «ставка налога», «доступ

| к финансовым ресурсам», «инфляция», «налоговое регулирование», «недо-

статочный уровень квалифицированной (образованной) рабочей силы».

Сильное отставание наблюдалось по индикатору «макроэкономическая среда»: если в 2014 г. по данному показателю она занимала 31-е место в мире, то уже в 2017 г. находится на 53-м месте. Причиной ухудшения показателя, безусловно, стала рецессия 2015-2016 гг. в стране. В целом же в рассматриваемом периоде Российская Федерация улучшила свой индекс конкурентоспособности за счет таких его компонентов (составляющих), «как инфраструктура», «эффективность товарного рынка».

В 2014-2017 гг. схожая ситуация в динамике индекса конкурентоспособности наблюдалась также у Республики Казахстан и Кыргызской Республики: в первые два года налицо тенденция улучшения показателя конкурентоспособности, а в последующем — ухудшение данного показателя. Но по сравнению с Казахстаном Кыргызстан в 2017 г. улучшил свои позиции на целых девять пунктов и занимает теперь 102-е место в мире.

По глобальному индексу конкурентоспособности Республика Казахстан в 2017 г. занимала 57-е место. Однако по сравнению с 2014 г. у Казахстана в 2017 г. ухудшились практически все компоненты индекса. Например, значительное ухудшение было отмечено по компоненту «макроэкономическая среда» (с 27-го места Казахстан опустился на 98-е).

Важным аспектом для настоящего исследования экономического уровня развития государств — членов ЕАЭС является анализ и других рейтингов. Рассмотрим показатели стран ЕАЭС по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) (табл. 3). Среди государств — членов ЕАЭС по показателям по ИРЧП лидируют Россия и Беларусь с незначительным отставанием в 2015 г. Беларусь добилась таких результатов благодаря усиленной и прагматичной социальной политике.

Таблица 3

Индекс развития человеческого потенциала

Страна Год/Место

2012 2013 2014 2015

Республика Армения 87 87 85 84

Республика Беларусь 50 53 50 52

Республика Казахстан 69 70 56 56

Кыргызская Республика 125 125 120 120

Российская Федерация 55 57 50 49

Источник: [8].

В рассматриваемом периоде Республика Армения показывала незначительное, но постоянное улучшение данного показателя по сравнению с предыдущим. По ИРЧП Армения по данным за 2015 г. занимала 84-е место из

а

й 05

£ ^

188 стран, которые вошли в Доклад человеческого развития ООН. Среди публикуемых международными организациями рейтингов интересен и такой показатель, как Всемирный индекс счастья (табл. 4).

Таблица 4

Всемирный индекс счастья

Страна Год/место

2014 2017

Республика Армения 121 129

Республика Беларусь 67 73

Республика Казахстан 60 60

Кыргызская Республика 98 92

Российская Федерация 49 59

Источник: [9].

Низкие рейтинги государств — членов ЕАЭС по всемирному индексу счастья вызваны разными причинами у каждого из участников интеграционного объединения. Для России и Казахстана низкие показатели являются следствием сырьевой ориентированности их экономик. В России доля участия сырьевого сектора в ВВП составляет почти 10%. Наряду с этим снизилась доля обрабатывающей промышленности: она составляет в структуре ВВП примерно 12%. Экономика Казахстана также зависит от природных ресурсов (нефти, газа, руд и др.). Доля добывающей промышленности в ВВП Казахстана составляет около 20%, нефтяная отрасль — 10%. Большая часть продукции нефтяной отрасли экспортируется (почти 80% от общей добычи). При этом экспорт природных энергоносителей обеспечивает почти 50% доходов бюджета. В отличие от своих двух союзников Беларусь имеет намного более скромные запасы природных ресурсов.

Иная ситуация у Армении и Кыргызстана, экономика которых в значительной степени базируется на сельском хозяйстве. В то же время Армения богата минеральными продуктами и имеет весьма успешную работающую отрасль по добыче драгоценных металлов. Основная проблема Армении — транспортная изоляция, что обусловлено напряженной политической ситуацией с ближними соседями по региону. Данный фактор является определяющим для развития экономики страны. Только решение этого чувствительного вопроса приведет к улучшению многих показателей, в том числе всемирного индекса счастья [10].

Среди глобальных индексов наиболее известным является Doing Business (табл. 5).

з Среди государств — членов ЕАЭС в 2014 г. наилучший показатель был у Ар-

| мении — 38-е место, но необходимо отметить, что данный результат зафик-

сирован до вступления страны в ЕАЭС. Необходимо заметить, что Прави-

Таблица 5

Doing Business в 2014-2018 гг.

Страна Год/Место

2014 2018

Республика Армения 37 47

Налогообложение 82 87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Защита миноритарных инвесторов 60 62

Международная торговля 45 52

Республика Беларусь 63 38

Налогообложение 60 96

Защита миноритарных инвесторов 94 40

Международная торговля 145 30

Республика Казахстан 50 36

Налогообложение 16 50

Защита миноритарных инвесторов 25 1

Международная торговля 186 123

Кыргызская Республика 68 77

Налогообложение 153 151

Защита миноритарных инвесторов 58 51

Международная торговля 75 84

Российская Федерация 92 35

Налогообложение 48 52

Защита миноритарных инвесторов 100 51

Международная торговля 155 100

Источник: [11].

тельство Армении особое внимание уделяет выполнению всех необходимых план действий и реформ для улучшения бизнес-имиджа страны в мире.

По данным за 2018 г. лидирующие позиции по Doing Business занимают Россия, Казахстан, Беларусь — они идут почти наравне друг с другом (35-е, 36-е,38-е места соответственно). Кыргызстан намного уступает своим союзникам по блоку и занимает лишь 77-е место в мире. Армения в 2018 г. занимает 47-е место и намного ухудшила свои позиции по сравнению с 2014 г.

Результаты всех рассмотренных международных рейтингов показывают, что страны — члены ЕАЭС имеют схожие проблемы, а именно неравномерность развития регионов, недостаточные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и инфраструктурные проекты, низкая эффективность рынков, коррупция и сильная зависимость от мировой конъюнктуры.

а

е ^

Влияние членства в ЕАЭС на трансформацию торговых потоков Республики Армении

Несмотря на свое неблагоприятное географическое расположение Республика Армения всегда старалась вести такую торгово-экономическую политику, которая стимулировала бы отечественного производителя и создала бы хорошие условия для привлечения прямых иностранных инвестиций в инфраструктурные проекты, которые способствовали бы повышению экспортного потенциала ее экономики.

В 2000-2017 гг. в динамике внешней торговли республики наблюдалась обнадеживающая тенденция: несмотря на то что сальдо экспортных и импортных операций оставалось отрицательным, за время участия Армении как полноправного члена в ЕАЭС отрицательное сальдо сократилось (рис. 1). В то же время в 2016-2017 гг. увеличились объемы экспорта из страны, чему способствовало также стабильный курс валюты в 2015-2017 гг. и усиление ориентации на рынке стран, входящих в интеграционный блок, в частности на российский рынок.

Ситуация изменилась в 2017 г.: по сравнению с 2016 г. сальдо увеличилось на целых 30% и составило -1,9 млрд долл.

До вступления страны в ЕАЭС в число ее крупных торговых партнеров входили Россия, Германия, Китай, Бельгия, Болгария и Ирак. Объемы торговли с ближними соседними странами — Грузией и Ираном — были довольно скромными: в 2014 г. на них приходилось по 5% общего объема экспорта Армении (рис. 2).

После вступления Армении в ЕАЭС торговля с партнерами по блоку активизировалась. При этом большая часть экспорта направлялась на российский рынок. В 2017 г. на Россию пришлось 24% общего экспорта страны, что существенно превышает показатели 2014 г. (рис. 3).

По сравнению с 2014 г. в 2017 г. Германия потеряла свою лидирующую позицию среди стран ЕС в структуре экспорта Армении. Ее место заняла Болгария. В 2017 г. экспортные поставки в нее составили 286 млн долл., что в 3 раза превышает аналогичный показатель 2014 г. В 2017 г. в число крупных партнеров вошли ОАЭ, их доля в структуре экспорта страны составила 5%. В 2017 г. Иран прибавил по сравнению с 2014 г. 1% в структуре экспорта Армении, а Грузия — 2%. Улучшение показателей экспорта Армении в Грузию и Иран в период после вступления в ЕАЭС говорит о том, что Армения ведет политику наращивания торговых отношений и сближения со своими соседями по региону, и это огромный плюс. Активизация и стабильное развитие торговых связей между Ираном и Арменией полезны тем, что могут стимулировать Иран присоединиться к интеграционным процессам в рамках ЕАЭС.

5000 Млрд доля

4000

3000

2000

1000

Драм/долл. 700

-1000

-2000

-3000

-4000

Рис. 1. Динамика показателей внешней торговли и номинального валютного курса, млн долл.; драм/долл.

экспорт; ■ импорт; ■ сальдо; — курс доллара

Интеграционные процессы в ЕАЭС

Интеграционные процессы в ЕАЭС

Рис. 2. Основные торговые партнеры Республики Армения по экспорту в 2014 г.: ■ Российская Федерация; ■ Казахстан; ■ Беларусь; Германия; ■ Нидерланды; ■ Бельгия; ■ Болгария; США; ■ Иран; Китай; ■ Ирак; ■ Канада; Грузия; Туркменистан; ■ Италия; остальные страны мира

Рис. 3. Основные торговые партнеры Республики Армения по экспорту в 2017 г.: ■ Российская Федерация; ■ Казахстан; ■ Беларусь; Бельгия; ■ Болгария; ■ Германия; ■ Италия; ■ Нидерланды; I США; ОАЭ; ■ Иран; ■ Швейцария; Китай; Ирак; ■ Грузия; остальные страны мира

По сравнению с Россией Беларусь, Кыргызстан и Киргизия занимают незначительные места в структуре экспорта Армении. В 2017 г. на Беларусь приходилось 1,19 % общего объема ее экспорта. Однако необходимо заметить, что экспорт Беларуси в Армению расширяется и значительно превышает экспорт Армении в Беларусь. Так, в 2017 г. объем экспорта Беларуси в Армению составил 37,7 млн долл., что на 21% превышает аналогичный показатель 2014 г.

Объемы экспорта Армении в Казахстан и Кыргызстан невелики, хотя и по результатам 2017 г. зафиксирован рост по отношению к 2016 г. Тем не менее в структуре экспорта Армении на эти два союзных государства совокупно приходится 0,29%.

Трудности в развитии внешнеторгового оборота в большей степени связаны с географической отдаленностью Армении от государств — членов ЕАЭС и отсутствием общей границы, что, соответственно, вызывает сложности передвижения товаров между Арменией и государствами — членам союза. Следовательно, задача Республики Армения — совместно с государствами — членами ЕАЭС уменьшить влияние отсутствия общей границы. В этом направлении надо ориентироваться как на реализацию инфраструктурных проектов в рамках ЕАЭС, так и на развитие торгово-экономических отношений с государствами, которые могут открыть пространство для диверсификации путей для передвижения товаров. В этом контексте особо интересно временное соглашение о зоне свободной торговли с Исламской Республикой Иран, а также возобновление и придание нового импульса развитию торговых отношений между государствами — членами ЕАЭС и Грузией.

Из основных статьей экспорта лидирующую позицию занимают поставки руды, на внешних рынках особый спрос имеет армянская медь и медная продукция (табл. 6).

Таблица 6

Удельные веса ключевых статей товарного экспорта Армении в 2012-2016 гг.

Товарная группа Год

2012 2013 2014 2015 2016

Руда (в основном медная) l9,5 20,7 l9,5 24,7 22,6

Драгоценные и полудрагоценные камни и металлы l2,l l2,7 l5,3 l3,9 l9,0

Табак 2,9 4,7 7,8 ll,5 ll,9

Напитки алкогольные и безалкогольные l3,l l4,5 l2,7 7,5 l0,0

Алюминий 6,2 5,8 6,3 5,8 4,8

Источник: рассчитано автором на основе данных ITC. URL: <https://www.trademap.org/ Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=l|05l||||TOTAL|||2|l|l|2|2|l|l|l|l> [12].

Необходимо отметить, что в 2012-2016 гг. основными потребителями армянской меди были третьи страны. Китай — наиболее крупный покупатель армянской меди (44% общего объема экспорта медной руды, или 139 млн долл.). Другими крупными потребителями медной руды являются Болгария, Грузия и Румыния, на них приходилось 25, 14, 12% общего объема экспорта медной руды Армении (рис. 4).

1

Рис. 4. Структура армянского экспорта меди по странам в 2012-2016 г: I Китай; ■ Болгария; ■ Швейцария; ■ Румыния; ■ Грузия; ■ другие страны

Источник: рассчитано автором на основании данных Национальной службы статистики

Армении. URL: <http://www.armstat.am/ru/?nid=82&id=163>.

Таким образом, следует подчеркнуть, что главный экспортный продукт Армении не ориентирован на рынок ЕАЭС. Объемы экспорта как до вступления страны в ЕАЭС, так и после этого вхождения росли стабильно, но при этом не зафиксирована переориентация на рынки союза.

В 2012-2016 гг. самым крупным потребителем армянских драгоценных и полудрагоценных металлов и камней стала Канада. В рассматриваемый период наблюдался постоянный рост объемов экспорта Армении в эту страну. В 2016 г. Армения поставляла в Канаду драгоценных и полудрагоценных камней и металлов на 137 млн долл. Армения поставляет драгоценные и полудрагоценные камни и металлы также в страны — члены ЕС, из которых наиболее крупными импортерами являются Германия (в 2016 г. объем экспорта составил 2,5 млн долл.) и Бельгия (с объемом экспорта 29 млн долл.). Среди других импортеров армянских драгоценных и полудрагоценных камней и металлов следует выделить ОАЭ с объемом экспорта 28,5 млн з долл., Гонконг — 57 млн, США — 6 млн и Туркменистан — 4,2 млн долл.

| Из государств — членов ЕАЭС наибольшие объемы поставок данной про-

дукции Армения осуществляет в Россию. В 2016 г. экспорт в Россию соста-

вил 28 млн долл. Объемы, поставляемые в Беларусь и Казахстан, составили в 2016 г. 3,7 млн и 0,7 млн долл. соответственно. В целом объемы экспорта Армении драгоценных и полудрагоценных камней и металлов с 2012 по 2014 г. включительно (до вступления в ЕАЭС) на рынки Беларуси, Казахстана и России увеличивались, однако в 2015 г. резко снизились по отношению к 2014 г. (на 77,7%) и составили 9,31 млн долл. В 2016 г. этот показатель улучшился по сравнению с 2015 г. и составил 32,5 млн долл., что превышает объем экспорта до интеграционного периода в 2012 год на 13,7%.

В 2012-2016 гг. в состав ключевых экспортно ориентированных продуктов Армении входят также табак и табачные изделия, спиртные напитки, алюминий. В экспорте табака и табачных изделий в 2012-2016 гг. наметилась позитивная тенденция: объемы экспорта стабильно росли. В 2016 г. общий объем экспорта этой продукции составил 211,6 млн долл., что в 5 раз превышает аналогичный показатель доинтеграционного периода (см. табл. 1). Факторами стимулирования экспорта табака и табачных изделий стали развитость отрасли в стране и новые возможности в условиях ЕАЭС ввиду диверсификации рынков сбыта.

С 2012 по 2014 г. потоки вывоза алкогольных и безалкогольных напитков из страны уверенно росли. Однако в 2015 г. произошел резкий спад объемов экспорта по данному виду продукции на 41,5% (110,5 млн долл.) по отношению к предыдущему году. Такая тенденция в 2015 г. была характерна для многих видов экспортной продукции, что было связано с сильным ослаблением курса рубля и национальной валюты Армении — драма.

Совсем другая ситуация в ключевых показателях импорта Армении в 20122016 гг. Прежде всего необходимо отметить, что товарная структура импорта намного более разнообразная, чем структура экспорта. Основными импортируемыми Арменией товарами являются минеральное топливо, оборудование, электрическое оборудование, электромеханические товары, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы, фармацевтическая продукция (табл. 7). Из ключевых импортных товаров первое место занимает минеральное топливо. В 2012-2016 гг. импортные потоки в страну в доинте-грационный период упали только в 2014 г., а в первый год после вхождения в ЕАЭС, в 2015 г. вновь выросли. Рост составил 17% по отношению к 2014 г.

Страновая структура импорта Армении по минеральному топливу довольно суженная. Основным поставщиком в Армению данной продукции является Россия. В рассматриваемый (2012-2016). При этом в доинтеграционный период зафиксированы в целом рост объемов импорта — в 2014 г. импорт достиг высшей точки: объемы импортных потоков составили 634,5 млн долл. (рис. 5).

В послеинтеграционном периоде в страну минеральное топливо в основном поступает из двух стран — Ирана и России, поставки осуществляют также Ирак и Израиль.

Таблица 7

Удельные веса ключевых статей товарного импорта Армении в 2012-2016 гг.

Товарная группа Год

2012 2013 2014 2015 2016

Минеральное топливо 21,2 22,0 19,6 20,7 17,8

Оборудование 9,0 9,5 9,1 8,1 7,8

Электротехнические товары 5,0 4,0 4,8 4,4 6,8

Драгоценные и полудрагоценные камни и металлы 4,2 6,9 7,3 3,6 5,0

Фармацевтическая продукция 2,6 3,0 2,9 3,4 3,6

Источник: рассчитано автором на основе данных 1ТС. URL:<https://www.trademap.org/Prod-ий_8е1Соип^у_Т8.а8рх?пурш=1|051||||ТО^|||2|1|1|2|2|1|1|1|1>.

Объемы импорта из России в 2015-2016 гг. снизились на 32,7% по сравнению с 2014 г. и составили 426,8 млн. долл. После роста в 2015 г. в 2016 г. сократились и объемы импорта минерального топлива из Ирана на 32%. Суммарно им поставлено было топлива на 76,4 млн долл.

В 2014-2017 гг. в географической структуре импорта существенных изменений не произошло, за исключением объемов торговли с Китаем. Поднебесная увеличила свои экспортные поставки в Армению в 2017 г. почти на 15% по сравнению с 2014 г. и, соответственно, доля Китая в структуре импорта Армении выросла до 12% в 2017 г.

Анализ импортных торговых потоков в Армению показывает, что список партнеров довольно диверсифицирован. Тем не менее, кроме России и Китая традиционными крупными партнерами для Армении в импорте остались Германия, Турция, Италия, Украина, Иран и Грузия (рис. 6).

Основными поставщиками армянского рынка оборудования и электрического оборудования являются производители из Германии, Китая, Кореи, США. Для импортных потоков доинтеграционного периода по данным видам товаров характерно чередование спада и роста. В послеинтеграцион-ные два года в объеме импорта оборудований отмечен постоянный спад: импорт по отношению 2014 г. сократился на 32% и составил 253,7 млн долл.

Несмотря на развитие и рост отечественной фармацевтической отрасли импорт в Армению фармацевтических препаратов остается в числе приоритетов в стране (рис. 7). Однако в 2012-2016 гг. общие объемы импорта фармацевтической продукции стабильно сокращались (рис. 8).

з Лидирующие позиции в импорте Армении занимает Германия. В указанном

| периоде наибольший объем импорта фармацевтической продукции был

в 2013 г. — 19,9 млн долл. В 2014-2015 гг. наметился спад импорта из Герма-

Рис. 5. Основные торговые партнеры Республики Армения по импорту в 2014 г., %: ■ Российская Федерация; ■ Казахстан; ■ Беларусь;

Кыргызстан; ■ Украина; ■ Австрия; ■ Германия; I Италия; ■ Нидерланды; США; ■ ОАЭ; ■ Иран; I Швейцария; Китай; ■ Грузия; прочие страны.

Интеграционные процессы в ЕАЭС

Рис. 6. Основные торговые партнеры Республики Армения по импорту в 2017 г., %: ■ Российская Федерация; ■ Казахстан; ■ Беларусь; Украина; I Германия; ■ Италия; ■ Франция; ■ США; ■ ОАЭ; ■ Иран; Турция; ■ Швейцария; ■ Китай; ■ Грузия; прочие страны

Интеграционные процессы вЕАЭС

Млн долл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

700 600 500 400 300 200 100

-100

Болгария"

Иран

Ирак

Израиль

Румыния

Россия

Рис. 7. Страновая структура импорта Армении по минеральному топливу в 2012-2016 гг., млн долл. ■ 2012; ■ 2013; ■ 2014; ■ 2015; 2016; —логарифмическая (2012); —линейная (2016)

Млн доля 25 т-

20 -

Франция Германия Польша Словения Испания Швей- США Нидер- Россия Беларусь Казах- Кыргыз- ЕАЭС

цария ланды стан стан

Рис. 8. Страновая структура импорта Армении по фармацевтическим препаратам, в 2012-2016 гг., млн. долл.:

2012; ■ 2013; ■ 2014; ■ 2015; ■ 2016

Интеграционные процессы в ЕАЭС

нии в Армению, но в 2016 г. вновь наблюдался рост до 15,5 млн долл., что на 22% уступает аналогичному показателю 2013 г. В этой ситуации сложно оценить влияние ЕАЭС на потоки импорта из Германии в Армению. Из партнеров Армении по импорту фармацевтической продукции только Нидерланды сохранили свои темпы роста поставок в Армению на протяжении 2012-2016 гг. В 2016 г. объем импорта из Нидерландов составил 10,4 млн долл. Доля импорта из стран ЕАЭС на рынке фармацевтической продукции в 2012-2016 гг. колебалась: в 2013 г. был зафиксирован рост с последующим спадом в 2014 и 2015 гг. В 2016 г. объем импорта из стран союза в Армении составил 7,8 млн долл., что на 32% больше аналогичного показателя 2015 г. На Россию приходится почти 83% импорта фармацевтической продукции из ЕАЭС. На втором месте Беларусь, на долю которой приходится порядка 19% импорта в Армению.

Таким образом, анализ торговых потоков Армении в до- и послеинтеграци-онном периодах показал, что интеграционный фактор не оказал сильного влияния на экспортные и импортные операции с третьими странами, но в то же время послужил положительным фактором для увеличения экспортных потоков из Армении в государства — члены ЕАЭС, особенно в Россию.

Заключение

На основе изложенного выше можно сделать следующие краткие выводы.

Несмотря на то что Армения не идентична по уровню социально-экономического развития таким государствам-союзникам, как Россия и Казахстан, но близка по уровню развития и по структуре экономики с Беларусью и Кыргызстаном, ее интеграция в ЕАЭС носит в настоящее время стратегический характер.

В течение 20 лет Армения выбирала между двумя интеграционными моделями — европейской интеграции и евразийской интеграции. Армения выстраивала свою торговую политику на основе принципов открытой экономики. Доказательством тому является стремление страны войти в состав Всемирной торговой организации, что и произошло в 2003 г.

С 1996 г. активные экономические взаимоотношения с Европейским Союзом, в рамках которых реализовались ряд поэтапных программ, постепенно превращаясь в элементы интеграции. Отношения между ЕС и Арменией дошли до того уровня, что в 2013 г. ЕС был готов заключать с Арменией соглашение об Ассоциации, которое предполагала создание зоны свободной торговли.

Однако по мере изменения геополитической конъюнктуры Армения начинает выстраивать свои внешнеэкономические отношения, все более ориентируясь на евразийскую модель интеграции, которая с 2010 г. стала более

привлекательной с учетом создания Таможенного союза и перспектив Единого экономического пространства на его основе.

Поворотным моментом стало заявление Президента Республики Армения в ходе встречи с Президентом Российской Федерации 3 сентября 2013 г.

Анализ международных рейтингов стран — членов ЕАЭС показывает схожесть уровней их экономического развития, несмотря на различия в отдельных показателях. При этом анализ международных рейтингов показывает, что все страны имеют схожие проблемы, в число которых входят неравномерность развития регионов, недостаточные затраты на НИОКР и инфраструктурные проекты, низкая эффективность рынков, коррупция и сильная зависимость от мировой конъюнктуры.

Доля Армении на внутреннем рынке ЕАЭС составляет к концу 2017 г. 1% (как и у Кыргызстана) против 63% России, 25% Беларуси и 10% Казахстана. В 2015-2016 гг. в Армении зафиксирован рост экспорта в торговле с третьими странами, но в 2017 г. произошел резкий спад на 17%, что составило 1398 млн долл.; это превышает аналогичный показатель 2014 г. на 15%.

Структура экспорта Армении слабо диверсифицирована как по видам товаров, так и по страновым партнерам.

Анализ торговых потоков Армении в доинтеграционном и послеинтеграци-онном периодах показал, что фактор интеграции на данном этапе развития не оказал сильного влияния на экспортные и импортные операции с третьими странами, но в то же время послужил положительным фактором для увеличения экспортных потоков из Армении в государства — члены ЕАЭС, в большей степени в Россию.

Источники

[1] Соглашение о свободной торговле между государствами СНГ подписано в 15 апреле 1994 г. URL: <http://www.wto.am/am/wto-agreements-am>.

[2] Соглашение о свободной торговле между Республикой Арменией и Татарстаном (вступило в силу 7 июля 1996 г.). URL: <http://www.wto.am/ am/wto-agreements-am>.

[3] Министерство экономического развития и инвестиций Республики Армения: Официальный сайт. URL: < http://www.mineconomy.am>.

[4] Евразийская экономическая интеграция: цифры и факты, первое полугодие 2015. URL: <http://www.eurasiancommission.org/ru/SiteAssets/ Pages/library/Брошюра%20Цифры%20и%20факты%20итог.pdf>.

[5] URL: <http://unstats.un.org/unsd/snaama/selbasicFast.asp>.

[6] International Monetary Fund — World Economic Outlook (April 2018). URL: <http://www.imf.org/external/datamapper/NGDPDPC@WEO/ARM/ BLR/KAZ/KGZ/RUS>.

[7] The Global Competitiveness Report 2017-2018 (2014-2015, 2015-2016, 2016-2017). URL: <http://www.weforum.org/issues/global-competitive-ness>.

[8] Human development 2016 (2013, 2014, 2015). URL: <http://hdr.undp.org/ en/content/human-development-report-2016-human-development-every-one (2013,2014, 2015)>.

[9] World Happiness Report. URL: <https://s3.amazonaws.com/happiness-re-port/2018/WHR_web.pdf (2017)>.

[10] Галоян Д.Р. Проблемы регионального сотрудничества стран, не имеющих выхода к морю // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. Ч. 2.

[11] Doing Business 2018 (2014). URL: <http://www.doingbusiness.org/reports/ global-reports/doing-business 2014(2012,2013)>.

[12] Национальная служба статистики Республики Армения: официальный сайт. URL: <http://www.armstat.am>.

Panosyan N.1

Formation of the trade policy of the Republic of Armenia after accession to the EAEU

The theoretical basis is the theory of integration in trade in goods. Changes in the trade policy of the Republic of Armenia and foreign trade of the country in the conditions of the EAEU are considered. It is in this context, both static and dynamic effects affecting the economy of the country. The tasks have been solved using methods to study the theoretical implications of integration on the welfare of member states and third countries, to carry out a comparative analysis of the level of economic development of the five States of EAEU based on international ratings, assessing the dynamics of foreign trade, calculating the integrated competitiveness index and the index of the identified comparative advantages (the Balashi index).

Key words: trade policy, foreign trade, goods, Republic of Armenia, ЕAEU, transformation, integration, integration process.

Статья поступила в редацию 23 июля 2018 г.

1 Panosyan Narek — engineer for design and estimate work in construction. E-mail:

<panosyannarek@mail.ru>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.