СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ
Кузнецова Галина Владимировна
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
В статье анализируются основные тенденции в развитии российской торговли услугами. На базе актуальной международной и официальной российской статистики показывается замедление темпов развития этой сферы, а также несоответствие ее структуры мировым трендам. Отмечается, что доля услуг в объеме российской внешней торговли невелика и сокращается. В качестве положительной тенденции выделяется рост экспорта и импорта телекоммуникационных, информационных и прочих услуг. Делается вывод о том, что недостаточное развитие сферы услуг в России ухудшает позиции нашей страны в системе международных экономических отношений. Резюмируется, что присоединение страны к ВТО, большая открытость российского рынка, адаптация отечественного законодательства к международной практике будут способствовать улучшению делового климата России, росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сферы услуг и технологий.
MODERN POSITION OF RUSSIA IN THE WORLD
MARKET OF SERVICES
Kuznetsova, Galina V.
PhD, Assistant Professor of the Department for World Economy of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
The purpose of article is the analysis of new trends in the development of the Russian trade in services. Based on the up-to-date international and official Russian statistical data the delay indevelopment rates is demonstrated, so as the not compliance of the Russia services foreign trade to world trends. It is noted that the share of services in volume of the Russian foreign trade is small and is reducing still. As a positive tendency the growth of export and import of telecommunication, information and other services is allocated. Results of research bring to conclusions that insufficient development of this sphere in Russia worsens of the country's position in the international economic relations. The author concludes that through joining the WTO, the increase in openness of the Russian market, the harmonization of the Russian legislation in the field with the world's "best practices" will positively influence the business climate in Russia, and will improve its competitiveness and attractiveness for investments in the fields of services and technologies.
Ключевые слова: услуги, международная торговля услугами, мировой рынок услуг, Россия, российская внешняя торговля.
Keywords: services, international trade in services, world market of services, Russia, Russian foreign trade.
Одной из важнейших тенденций развития современных международных экономических отношений является возрастание роли сектора услуг. На их долю сейчас приходится более 70% мирового внутреннего продукта. Рост влияния сферы услуг на развитие экономики наблюдается во всех странах, хотя и с разной динамикой: в странах с высокими доходами сфера услуг составила 73% ВВП, в странах со средними доходами - 54% ВВП, и даже в странах с низкими доходами она приблизилась к половине - 47% ВВП. Однако внутри каждой из этих групп степень участия услуг в формировании ВВП по странам сильно различается. Наибольший удельный вес услуг в ВВП наблюдался в Гибралтаре - 100%, Гонконге - 92,3%, Люксембурге - 86%. Высоко участие услуг в ВВП Франции - 79%, Греции - 78,5%, Кипра - 79,3%, Канады -78%, Италии - 73,3%, Германии - 71,3%. В странах БРИКС этот показатель составил в Бразилии - 67,5%, Индии - 55,3%, Китае - 43,6%, ЮАР - 65,8%. В странах с низкими доходами доля услуг в ВВП колеблется в широких пределах: в Ямайке - 64,6%, Гаити - 57%, Гане -37,4%, Мали - 38%, Нигерии - 35,2%, Алжире - 30,2%, Анголе - 24,6%, Сьерра-Леоне - 21%, Экваториальной Гвинее - 3,8%1. В России доля услуг в национальном ВВП составляет около 60%.
Рост влияния сферы услуг сопровождается увеличением числа занятых в этой области. Наиболее высокое значение этого показателя характерно для: США - 81% от общего числа занятых, Люксембурга -81%, Великобритании - 79%, Дании и Норвегии - по 78%, Нидерландов
2 т—г
- 72%, Японии - 70%. В России этот показатель составляет 62%2. По этим показателям Россию можно отнести к категории среднеразвитых стран. Вместе с тем на мировом рынке услуг позиции России остаются слабыми, здесь на ее долю приходится менее 1,2% мирового экспорта и 1,9% мирового импорта (доля России в мировом товарном экспорте и импорте около 2,5%). Ряд тенденций развития российского рынка услуг не соответствует основным мировым трендам.
1 URL: http://www.nationmaster.com/graph/eco_gdp_com_by_sec_ser-economy-gdp-composition-sector-services
2 URL: http://data.worldbank.org/indicator/SL.SRV.EMPL.ZS?order=wbapi_data_value_2009+wbapi _data_value&sort=asc
В российской законодательной практике услуга рассматривается как результат разнородной деятельности, которая изменяет состояние потребляющих единиц или содействует обмену продуктами или финансовыми активами1. Под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны, как это было сформулировано в Законе РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 06 декабря 2011 г.).
Как известно, в соответствии с положениями Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), поставка услуг может осуществляться четырьмя способами.
- трансграничной поставкой;
- потреблением за рубежом;
- коммерческим присутствием;
- перемещением физических лиц.
У России в организации внешней торговли услугами имеется ряд особенностей, отличающих ее от большинства развитых стран и характерных для стран развивающихся. Это преобладание в экспорте трансграничной торговли, а в импорте - потребления услуг физическими лицами за рубежом. Торговля услугами через коммерческое присутствие, т. е. с использованием каналов представительств иностранных компаний в России или российских компаний за рубежом, не велика, что в целом связано со слабым участием иностранного капитала в развитии национальной экономики и присутствием российского - в иностранных государствах. Такая ситуация свидетельствует о том, что Россия пока не включилась в основные мировые тенденции.
Так, динамика роста российской торговли услугами ниже, чем торговли товарами. За период с 1995 г. по 2012 г. стоимость экспорта товаров выросла в 7,3 раза, экспорта услуг - в 6,5 раза. Только в 2013 г. темпы роста торговли услугами оказались выше темпов роста торговли товарами. В отличие от торговли товарами, торговля услугами складывается с отрицательным сальдо, размеры которого нарастают: в 2011 г. - 35,9 млрд долларов, в 2012 г. - 46,5, в 2013 г. - 58,3 млрд долларов. Отношение экспорта услуг к экспорту товаров в 1995 г. составляло 12,7%, в 2012 г. - 10,3%, в 2013 г. - 13,4%, по данным за три квартала 2014 г. - 13,2% (рис. 1, табл. 1). В развитых странах торговля услугами обычно складывается с положительным сальдо, а отношение экспорта услуг к экспорту товаров держится на уровне 24% все 2000-е гг.
1 Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2013 : статистический сборник / Банк России - М., 2014. - С. 11.
В отличие от большинства развитых стран в международном обмене услугами основными для России формами являются в отношении экспорта - трансграничная торговля, а в отношении импорта - потребление услуг физическими лицами за рубежом. Что касается иностранных компаний на территории России, поставляющих услуги через коммерческое присутствие, то она невелика. Объемы продаж услуг через коммерческое присутствие зарубежных компаний в России также незначительны, что определяется слабым участием иностранного капитала в развитии национальной экономики в целом. Также пока не развит сбыт услуг за рубежом через коммерческое присутствие российских юридических и физических лиц.
100 000 50 000 28 845
П
57 136 45 797 49 159 58 039 62 340
0
-50 000
2005 г. 200 -40 471
8 г
200
9 г
201
0 г
201
-100 000 -77 556 -63 397 -75 279
1 г
201
-91 495
2 г
70 123
201
-150 000
-108 927
3 г
50 153
Янв
- с
201
ен. 4 г
-94 386
-128 400
□ Экспорт
□ Импорт
Рис. 1. Экспорт и импорт услуг в млн долл. (по методике платежного баланса РФ)1
Таким образом, как по структуре поставок, так и по их способам торговля услугами России не отражает те прогрессивные сдвиги, которые происходят на глобальном уровне.
В структуре российского экспорта и импорта услуг наибольший удельный вес имеют транспортные услуги и туризм (поездки), однако доля их снижается (как и во всем мире). В 1995 г. удельный вес транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг составил 35%, туризма -40,6%, в 2005 г. - 36 и 23%, в 2013 г. - 29,8 и 17,1% соответственно. Что касается импорта, то в 1995 г. доля транспортных услуг составила 16%, доля туризма - 57%, через 10 лет в 2005 г. этот показатель составил по транспортным услугам - 13%, по туризму - 44%, в 2012 г. - 13,6% и 41,7% соответственно. Быстро растет торговля прочими услугами. Если общая торговля услугами выросла за период с 2000 г. по 2013 г. по экс-
1 Составлено по: URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=PAR_7237#CheckedItem
порту в 7,2 раза, а по импорту - в 8 раз, то торговля прочими деловыми услугами увеличилась за этот период в 14 раз по экспорту и 11,2 раза по импорту (табл. 1).
Таблица 1
Динамика внешней торговли России услугами* (млрд долл.)
1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 янв. -сент.
Баланс услуг -9,6 -6,7 -3,8 -4,3 -9,8 -8,7 -5,9 -46,5 -58,6 -44,2
Экспорт услуг 10,6 9,6 25,0 51,1 41,6 45,0 54,0 62,3 69,9 50,1
Транспортные 3,8 3,6 9,1 15,0 12,4 14,9 17,0 19,1 20,8 15,9
Поездки (туризм) 4,4 3,4 5,9 11,8 9,4 8,8 11,4 10,8 12,0 9,4
Прочие 2,5 2,6 10,0 24,3 19,9 21,2 25,6 33,4 37,1 24,9
Импорт услуг 20,2 16,2 38,7 75,4 61,4 73,7 90,0 108,8 128,5 94,4
Транспортные 3,3 2,3 5,1 13,0 9,5 12,0 15,3 16,4 17,5 11,8
Поездки (туризм) 11,6 8,8 17,3 23,8 20,9 26,6 32,5 42,8 53,5 41,8
Прочие 5,3 5,1 16,3 38,7 31,4 35,0 42,2 50,0 57,5 40,9
* Источник: Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2013 : статистический сборник / Банк России. - М., 2014. - URL: http://www.cbr.m/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_27472#CheckedKem
В географической структуре российской торговли услугами, как и в торговле товарами, преобладают страны дальнего зарубежья, однако участие этого сегмента более ощутимо: на него приходится более 80% экспорта и 90% импорта. При этом наибольшая доля принадлежит Европейскому союзу. Около 10% приходится на страны Северной Америки, 8% - на Азию (табл. 2). В разбивке по странам наибольшие объемы в 2012 г. приходится на пять основных (млрд долл.): Великобритания (экспорт - 5,3, импорт - 6,0), США (4,1 и 6,1), Германия (3,8 и 7,1), Кипр (3,0 и 4,9) и Нидерланды (1,5 и 3,3). Экспорт в Китай составил 1,5 млрд долларов, импорт из этой страны - 2,1 млрд долларов. Со всеми этими странами сальдо торговли услугами - отрицательное1.
Что касается стран СНГ, то, как мы видим, объемы торговли с ними невелики. Наиболее значительными партнерами России являются (2013 г.): Украина (экспорт - 2,3 и импорт 4,3 млрд долл.), Казахстан (1,9 и 1,0 млрд долл.), Узбекистан (1,3 и 0,4 млрд долл.), Беларусь (0,8 и 0,4 млрд долл.). По данным за январь - июнь 2014 г. рейтинг стран не изменился: экспорт в Украину составил 1,1 млрд долларов, импорт -1,0 млрд долларов, Казахстан - 0,9 и 0,4 млрд долларов, Беларусь -0,6 и 0,9 млрд долларов, Узбекистан - 0,6 и 0,2 млрд долларов соответ-
1 URL: http://www.cbr.ru/statistics
ственно. Со всеми странами СНГ (кроме Беларуси) торговля услугами складывается для России с положительным сальдо (табл. 2)1.
Таблица 2
Географическое распределение торговли России услугами* (млн долл.)
Экспорт
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Янв. -июнь
Всего 24 970 51 178 41 593 44 980 54 024 62 339 62 339 32 334,9
СНГ 4 381,4 10 682,3 7 687,0 8 110,9 6 141,8 10 052,9 10 052,9 4 681,2
ЕврАзЭС 1 254,0 4 995,3 2 861,9 3 113,4 3 610,3 3 769,0 3 769,0 2 050,0
Страны 20 588,8 40 495,0 33 906,3 36 869,7 43 798,0 52 287,1 52 287,1 27 653,8
дальнего зарубежья
ЕС 9 943,8 20 650,3 16 004,8 17 212,6 20 885,9 23 850,2 23 850,2 13 245,3
АТЭС 4 194,9 6 923,8 6 557,4 17 212,6 7 820,3 8 082,4 8 082,4 4 022,2
ОЭСР 13 426,8 25 552,0 21 226,0 22 988,1 27 933,2 32 649,6 32 649,6 17 179,2
Импорт
Всего 38 745 75 468 61 429 73 682 89 972 108 826 108 826 57 723,1
СНГ 4 859,6 7 486,4 6 244,5 7 781,6 8 831,4 10 323,3 10 323,3 3 886,2
ЕврАзЭС 1 220,9 2 642,7 1 826,6 2 146,4 2 253,4 3 271,5 3 271,5 1 511,2
Страны 33 885,4 67 981,8 55 184,9 65 900,7 81 141,0 98 503,1 98 503,1 5 383,7
дальнего зарубежья
ЕС 16 487,0 31 682,9 26 547,3 31 412,4 40 543,9 46 757,7 46 757,7 26 484,4
АТЭС 4 937,7 7 900,6 6 791,9 8 409,8 11 121,6 13 387,7 13 387,7 7 413,8
ОЭСР 24 965,5 40 953,5 33 924,6 39 742,9 50 403,2 60 488,7 60 488,7 33 849,3
* Источник: Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2013 : статистический сборник / Банк России. - М., 2014. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_27472#CheckedItem
Транспортные услуги, хотя и остаются главным источником поступлений в сфере услуг, но по своей динамике отстают от потребностей развития и модернизации национальной экономики. В структуре экспорта этого вида услуг наибольший удельный вес приходится на грузовые перевозки - 38%, доля вспомогательных операций - 32%, пассажирских перевозок - 30%. В экспорте услуг грузовых перевозок на долю воздушного транспорта приходится 30% всей стоимости, трубопроводного транспорта - 29%, железнодорожного - 20%, водного -15%, автодорожного - 5%, космического - 1% .
Основной объем транспортных услуг реализуется в странах дальнего зарубежья: 75% грузовых перевозок, 88% пассажирских и 94% -вспомогательных. Наиболее значительными потребителями российских
1 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2010 г. : статистический сборник / Банк России. - 2011. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade_ new_2014.htm&pid=svs&sid= itm_44615
2 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2010 г. : статистический сборник / Банк России. - 2011. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/default.aspx?Prtid=svs&ch= ITM 32486#CheckedItem
транспортных услуг выступают Швейцария, Германия, Кипр, в том числе услуг воздушного транспорта - Германия, Китай, Великобритания, водного транспорта - Кипр, Швейцария, Виргинские острова. Список стран явно свидетельствует о большом удельном весе различного рода агентских услуг.
Недостаточно высокий уровень развития транспортных услуг связан в первую очередь с общей отсталостью соответствующей инфраструктуры в России. По официальным данным Министерства транспорта РФ, износ основных фондов организаций транспорта составляет 5060%. Около 95% самоходных речных судов эксплуатируется более 20 лет и свыше 40% - более 40 лет. 30% автобусов и 40% грузовых автомобилей имеют срок эксплуатации свыше 13 лет. В парке воздушных судов 27,6% имеет срок службы более 30 лет и не соответствует международным стандартам по шумам и эмиссии вредных веществ двигателей. Что касается дорожной инфраструктуры, то протяженность проблемных железных дорог в 2011 г. составила 7,6 тыс. км, только 8% автомобильных дорог имеют многополосную проезжую часть, 39% соответствует международным нормативным требованиям1.
На международном рынке туризма, Россия, несмотря на свой значительный потенциал, также занимает скромное место: 1,3% - по экспорту и 2,0% по импорту. Для этого сектора характерно увеличивающееся год от года отрицательное сальдо (в 2013 г. - 41,1 млрд долл.), что говорит о преимущественном развитии выездного туризма. За 2000-2013 гг. доходы от зарубежного туризма выросли в 3,5 раза, а расходы - в 6,1 раз. В структуре экспорта этого вида услуг преобладают деловые поездки (60%), в структуре импорта - личные (свыше 90%). В экспорте туристических услуг на страны дальнего зарубежья приходится 82%. Основными получателями доходов были Великобритания (11%), США (10%), Германия (8%), Кипр (6%), Швейцария (5%). В импорте доля стран дальнего зарубежья еще выше - 89%. Лидерами являются Турция, Германия, Великобритания (их доля по 7%), США (6%), Кипр (5%). Среди стран СНГ наиболее крупными партнерами по экспорту России являются Украина, Казахстан, Узбекистан, а импортерами - Украина, Беларусь, Казахстан.
В 2014 г., по оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), выездной туризм сократился на 40-50% по сравнению с 2013 г. В числе факторов, отрицательно повлиявших на этот сектор, эксперты отмечают «экономическую ситуацию в стране, снижение покупательской способ-
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2600-р). - URL: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=19443
ности туристов из-за падения рубля, снижение доверия к рынку, внешнеполитические факторы, ограничение на выезд для некоторых категорий потребителей и увеличение количества самостоятельных туристов»1. По итогам 2014 г. большинство туристических поездок россияне совершили в Турцию - 23% от всего числа турпоездок, на втором месте Египет - 14%, по 7% у Греции и Испании2.
Что касается въездного туризма, то по данным АТОР, иностранный турпоток в Россию в 2014 г. снизился на 30-40% по сравнению с 2013 г. Основным препятствием на пути развития этого сектора, помимо обострения политической обстановки, по мнению экспертов является, неразвитость инфраструктуры (в частности, нехватка и высокая стоимость гостиничных номеров, дефицит комфортабельного и оборудованного транспорта) и слабое регулирование этого сектора. По оценке Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2011 г. по индексу конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Россия заняла 59-е место из 1394. Среднедушевые расходы граждан дальнего зарубежья на поездки в Россию составляют 542 доллара, а граждан СНГ -216 долларов. Российский путешественник за рубежом в среднем тратит 1 033 доллара против 941 доллара ранее (на 10% больше). При этом в странах дальнего зарубежья затраты составили 1 423 доллара, а в странах СНГ - 226 долларов.
Значение прочих коммерческих услуг, как было отмечено выше, в последние годы увеличивается. С 2005 г. эта группа занимает первое место в экспорте услуг и с 2008 г. - в импорте. Можно отметить быстрый рост экспорта таких характерных для постиндустриальной экономики секторов как телекоммуникационные, информационные, консалтинговые, финансовые, инжиниринговые и другие услуги, которые формируют новые условия для развития предпринимательства в целом. Россия занимает десятое место в мире по экспорту прочих услуг.
Экспорт и импорт телекоммуникационных услуг растет высокими темпами: с 2005 г. по 2013 г. рост составил 2,5 и 2,7 раза, оборот телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в 2013 г. составил 10,2 млрд долларов (5% от совокупного оборота услуг). Несмотря на опережающий по сравнению с импортом рост доходов российских компаний от предоставления нерезидентам телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг до 4,2 млрд долларов
1 URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?id=415188&sec=1466
2 TaM xe.
3 URL: http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1466&id=415195
4 The Travel & Turism Competitiveness Report 2011 / World Economic Forum. - Geneva, 2011. -P. 8. - URL: http://www.weforum.org/reports/travel-tourism-competitiveness-report-2011
(или на 19%), в 2013 г. дефицит по этой статье услуг увеличился на 0,2 млрд долларов по сравнению с данными 2012 г. и составил 1,9 млрд долларов. Основными странами - потребителями услуг российских компаний являлись США, Великобритания, Германия, Ирландия, Нидерланды и Швейцария. Высокими темпами рос экспорт в Ирландию (в 3,5 раза), Швейцарию (в 1,8 раза), Германию и в Нидерланды - на треть. Импорт телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в 2013 г. вырос на 18% и достиг 6,1 млрд долларов. Основными контрагентами выступали страны - важнейшие поставщики программного обеспечения (Германия, Нидерланды, Великобритания), а также страны, предоставляющие услуги роуминга (Украина, Соединенное Королевство, Франция)1.
В структуре услуг связи 44,4% приходится на мобильную связь, 6,7% на междугороднюю и международную телефонную связь, 11% на местную телефонную связь, 8% составляют почтовые услуги и спецсвязь. Мобильная связь развивается опережающими темпами. Общее число мобильных телефонов по итогам 2013 г. составило 256,1 млн (в
2012 г. - 225,8 млн). По этому показателю Россия стоит на 4-м месте в мире: на 1-м Китай - 1 150 млн (85,2 аппарата на 100 человек), на 2-м -Индия - 867,8 млн (70,7 аппаратов на 100 человек), на 3-м - США -327,6 млн (103,9 аппаратов на 100 человек). В рейтинге лидеров сразу за Россией следует Бразилия - 265,7 млн (134,2 на 100 жителей). Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов выросла до 58% в шт. и до 87% в денежном выражении. В 2013 г. их доля была 41% и 78% соответственно. Количество смартфонов, проданных в России в
2013 г., достигло 19,7 млн - на 54,2% больше, чем в 2012 г.
В 2013 г. количество людей, пользующихся в России Интернетом с мобильных устройств, выросло в полтора раза до 25,5 млн человек, говорится в отчете «Интернет в регионах», составленном «Яндексом». Численность мобильной аудитории выросла на рекордные за все годы 8,7 млн человек, в городах с населением более 100 тыс. человек 40% людей старше 12 лет выходят в сеть со смартфонов и планшетов. Всего в России насчитывается 66,5 млн пользователей Интернета старше 18 лет. Людей, которые хотя бы раз в месяц выходят в Сеть, более 57% всего совершеннолетнего населения России. А 53 млн человек пользу-
1 См.: Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2013 : статистический сборник / Банк России. - М., 2014. - С. 50.
2 URL: http://www.vestifinance.ru/articles/41276
ются Интернетом ежедневно1. Количество мобильных телефонов на 100 жителей составило 155,5 единиц.
В 2013 г. импорт телекоммуникационных услуг превысил экспорт на 1 239 млн долларов, в то время как в 2005 г. сальдо было практически нулевым. Рынок информационных технологий (ИТ) оценивался в России в 2013 г. в 700 млрд рублей, 20 млрд долларов (1,7% от мирового).
Электронная торговля в России еще не получила должного развития. Ее доля в общем объеме розничного товарооборота составила 1,6%, что в разы ниже показателей развитых стран. Однако это направление также развивается высокими темпами. Среднегодовой рост этого сектора составил 30%, и в 2013 г. оборот достиг 520 млрд рублей, увеличившись за 4 года в 2,5 раза. По различным оценкам, в 2014 г. рост составил 33%. Большая часть покупок через каналы электронной торговли приходится на материальные товары. Доля стоимости покупок цифровых товаров и билетов составила 32% в 2013 г., в 2014 г. - 35%. По оценкам, на электронную покупку авиа- и железнодорожных билетов пришлось 18% рынка электронной торговли, на 2-м месте портативная электроника (11%), на 3-м - крупная бытовая техника (10%).
Вместе с тем темпы роста телекоммуникационных и информационных услуг не так высоки, как в быстро развивающихся странах, и Россия здесь выступает скорее как экспортер «сырья» - не доведенных до промышленного внедрения разработок и импортер готовых высокотехнологичных продуктов.
Быстрыми темпами растет экспорт деловых, профессиональных и технических услуг. В его структуре доминируют услуги в области архитектуры, инженерные услуги, реклама, маркетинг, консалтинговые услуги. Импорт услуг этой категории также опережает экспорт. Здесь, по оценкам экспертов Банка России, велика роль аутсорсинга при предоставлении нерезидентами такого рода услуг, как сейсморазведочные работы, верификация исследований, разработка проектно-сметной документации при строительстве жилых и производственных комплексов. Например, по статье «Профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления» за 2008-2013 гг. экспорт вырос в 3,4 раза, импорт - в 3,0 (табл. 3). Более половины совокупного импорта приходится на США, Германию, Украину, Нидерланды, Францию, Италию.
1 URL: http://www.vedomosti.ru/tech/news/25158321/za-god-chislo-polzovatelej-mobilnogo-mterneta-v-ro ssii
2 URL: http://www.cnews.ru/top/2014/02/13/rossiyskiy_itrynok_okazalsya_menshe_chem_ predpolagalo s_56045 5
Таблица 3
Торговля некоторыми видами профессиональных услуг* (млн долл.)
2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Январь - июнь 2014
Плата за пользование интеллектуальной собственностью -1 277 -4 074 -3 606 -4 456 -5 275 -6 965 -7 651 -3 684
Экспорт 256 406 381 386 556 664 738 311
Импорт 1 533 4 481 3 987 4 842 5 830 7 629 8 389 3 995
Услуги в области научных исследований и разработок 369 406 264 291 303 230 203 186
Экспорт 481 508 371 364 418 399 383 260
Импорт 113 103 107 74 115 169 181 75
Профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления 313 467 233 789 1 354 1 299 1 711 959
Экспорт 2 419 5 768 4 505 5 050 6 509 6 923 8 189 3 785
Импорт 2 106 5 301 4 273 4 262 5 155 5 624 6 478 2 826
Технические, торгово-посреднические и прочие деловые услуги -1 865 -3 954 -3 436 -4 373 -5 480 -5 241 -6 342 -3 879
Экспорт 2 892 7 392 6 579 6 927 7 816 9 087 9 876 4 323
Импорт 4 757 11 346 10 015 11 300 13 296 14 328 16 218 8 202
Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха -253 -449 -458 -525 -566 -562 -493 -170
Экспорт 187 389 348 474 493 556 770 454
Импорт 440 838 806 999 1 059 1 117 1 264 624
Аудиовизуальные и связанные с ними услуги -252 -421 -461 -490 -564 -503 -577 -290
Экспорт 127 261 259 360 310 314 289 120
Импорт 379 682 720 850 875 817 865 410
Прочие услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха 0 -28 3 -36 -1 -58 83 120
Экспорт 61 128 88 114 182 242 482 334
Импорт 61 156 85 149 184 300 398 214
* Источник-. ШЬ: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=PAR_7237#CheckedItem
Но в целом, несмотря на несомненные успехи, показатели в сфере экспорта и импорта услуг в России пока невысоки, что связано со слабым развитием этого сектора в экономике страны в целом, которое в свою очередь сдерживается неразвитостью или даже отсутствием инфраструктуры, низким качеством и неконкурентоспособностью сектора услуг, недостаточно надежным регулированием. Такая ситуация в сфере услуг ухудшает позиции России в системе международных экономических отношений и требует принятия дополнительных мер. Вместе с тем можно надеяться, что членство страны в ВТО, продолжающаяся интеграция российской экономики в систему мировой экономики, адап-
тация отечественного законодательства к «лучшей» международной практике будут способствовать улучшению делового климата России, росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности сферы услуг и технологий.
Список литературы
1. Алабян С. С., Морозенкова О. В. Россия в международной торговле услугами // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. -№ 10. - С. 19-50.
2. Дюмулен И. И. Международная торговля: Экономика, политика, практика : монография. - 2-е изд. - М. : Всероссийская академия внешней торговли, 2012.
3. Коновалова Д. И. Международная торговля услугами: основные тенденции и проблемы развития. - М. : МГИМО МИД России, 2009.
4. Макаров А., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами // Экономическое развитие России. - 2014. - № 5. - С. 43-47.
References
1. Alabyan S. S., Morozenkova O. V. Rossiya v mezhdunarodnoy torgovle uslugami [Russia in International Trade in Services], Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian External Economic Vestnik], 2013, No. 10, pp. 19-50. (In Russ.).
2. Dyumulen I. I. Mezhdunarodnaya torgovlya: Ekonomika, politika, praktika : monografiya [International Trade: Economy, Policy, Practice, monograph], 2nd edition, Moscow, Vserossiyskaya akademiya vneshney torgovli, 2012. (In Russ.).
3. Konovalova D. I. Mezhdunarodnaya torgovlya uslugami: osnovnye tendentsii i problemy razvitiya [International Trade in Services: Main Tendencies and Problems of Development], Moscow, MGIMO MID Rossii, 2009. (In Russ.).
4. Makarov A., Pakhomov A. Itogi mirovoy torgovli tovarami i uslugami [Results of World Trade by Goods and Services], Ekonomicheskoe razvitie Rossii [Economic Development of Russia], 2014, No. 5, pp. 43-47. (In Russ.).