Научная статья на тему 'Россия в международной торговле услугами'

Россия в международной торговле услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5781
844
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIA’S TRADE / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / РОССИЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / ВТО / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЕ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИТ-УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / INTERNATIONAL TRADE / SERVICES / THE WTO / EXPORTS / IMPORTS / TRANSPORT SERVICES / TOURISM SERVICES / EDUCATION SERVICES / CONSTRUCTION SERVICES / TELECOMMUNICATIONS SERVICES / IT SERVICES / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алабян Сурен Саакович, Морозенкова Ольга Владимировна

В статье анализируются основные современные тенденции развития международной и российской внешней торговли услугами. Рассматриваются особенности, риски и преимущества в сфере услуг после присоединения России к ВТО. Раскрываются актуальные проблемы конкурентоспособности в области транспортных, туристических, образовательных, строительных, телекоммуникационных и ИТ-услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and international trade in services

In the article, the recent trends in the development of international and Russia’s foreign trade in services are analyzed. The features, risks and advantages of the service sector after Russia’s entry to the WTO are considered. Current challenges of competitiveness in transportation, tourism, education, constructing, telecommunications and IT services sectors are revealed.

Текст научной работы на тему «Россия в международной торговле услугами»

Россия в международной торговле услугами

В процессе формирования постиндустриального общества, в развитых странах к концу ХХ века все более возрастающую роль приобретает международная торговля услугами. Под влиянием научно-технического прогресса меняется её структура, появляются новые виды услуг.

Понятие «услуга» определяется сегодня группой таких наукоемких отраслей, как современный транспорт, глобальные телекоммуникационные системы, финансово-кредитные и банковские услуги, насыщенные электроникой, компьютерные и информационные услуги, современное здравоохранение и образование.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

Торговля услугами в мире развивается стремительно, опережая темпы роста торговли товарами. Динамику развития международной торговли услугами определяет ряд долговременных факторов экономического развития.

Научно-технический прогресс - это одно из главных обстоятельств, меняющих не только место услуг в экономике, но и традиционное представление об этой сфере в экономике. Услуги сегодня - это наукоемкие отрасли хозяйства, использующие новейшие информационные технологии. В конце прошлого века в сферу услуг стран, занимающих лидирующие позиции в мировой торговле услугами, направлялось боле 2/3 всей потребляемой информационной техники.

В сфере услуг наибольшее значение приобретает функционирование транснациональных корпораций (ТНК), поскольку именно в этом секторе формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии. По оценкам в конце прошлого столетия из числа 100 крупнейших ТНК мира - половина действовала в сфере услуг. 1

С.С. Алабян,

О.В. Морозенкова

УДК 339.5 (100) ББК 65.428 А-450

1 Дюмулен И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика. - М.:ВАВТ, 2010, с.363.

В последней трети ушедшего столетия развился многоплановый многофункциональный мировой рынок услуг. По оценкам Секретариата ВТО, мировой экспорт услуг за 1980 - 2008 гг. вырос с 381 млрд долларов до 3,8 трлн долларов. Мировой экономический кризис привел к сокращению объема мирового экспорта услуг в 2009 г. до 3,4 трлн долларов. В 2011 г. объем мирового экспорта услуг вырос на 11% по отношению к 2010 г. и достиг 4170 млрд долларов, превысив докризисный уровень 3850 млрд долларов в 2008 году (см. таблицу 1).

Таблица 1

Структура мирового экспорта услуг за 2011 и 2012 годы и ежегодное процентное изменение, 2005-2012 гг. (в млрд долл., %)

Экспорт, млрд долл. Годовой прирост, % Прирост в среднем за 2005-2012

2011 2012 2010 2011 2012

Всего 4170 4345 10 11 2 8

Транспортные услуги 860 885 16 9 2 7

Туристические услуги 1065 1105 9 12 4 7

Прочие услуги, в т.ч. 2240 2350 8 12 1 10

Услуги связи 110 100 3 10 -3 8

Строительные услуги 100 110 -4 8 3 10

Страховые услуги 85 100 1 0 2 11

Финансовые услуги 310 300 7 12 -4 8

Компьютерные и информационные услуги 250 265 12 14 6 14

Роялти и лицензионные сборы 270 285 8 14 -2 9

Прочие деловые услуги 1070 1145 9 13 2 9

Услуги в области персонального обслуживания, культуры и рекреационные услуги 50 35 14 13 3 7

Источник: International Trade Statistics 2012. p. 147-183, http://www.wto.org/english/ res_e/statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf

Данные за 2012 г. БИКИ №40 (10032), 30 мая 2013г., с.5. По оценкам ВТО и ЮНКТАД.

Годовой прирост мирового экспорта услуг в 2012 г. был всего 2% и составил 4345 млрд долларов. Прирост транспортных услуг примерно соответствовал приросту всех коммерческих услуг, также 2%, а туристических - 4%, существенно превышал последний. Экспорт прочих коммерческих услуг вырос всего на 1%.2

Быстрее всего рос сектор по оказанию трансграничных компьютерных и информационных услуг - 6%. По объему этих услуг лидируют США и страны ЕС, где сосредоточена основная часть мирового интеллектуального потенциала в этой области. Прочие виды деловых услуг, охватывающие юридические и бухгалтерские услуги, рекламу, маркетинг, консалтинг и такой важный для коммерциализации инновационной деятельности сегмент, как инжиниринговые услуги, выросли на 2%. Ведущие позиции на мировом рынке в области инжиниринговых услуг устойчиво занимают фирмы США, Франции, Англии, Японии, Германии, Италии, Канады и Швеции. Для географической структуры рынка инжиниринговых услуг характерно преобладание экспорта в развивающиеся страны, основная часть которых приходится на нефтедобывающие государства Ближнего и Среднего Востока и Азии.3 В последние годы инжиниринговые компании развитых стран сталкиваются с конкуренцией со стороны местных фирм и экономоператоров из Бразилии, Мексики, Индии, Кореи, Китая. 4

По услугам связи (почтовым, курьерским, телекоммуникационным) был зарегистрирован спад на 3%, а по строительным услугам - увеличение на аналогичный процент. Рост отмечался и по страховым услугам - на 2%. Особенно значительный спад произошел в области финансовых услуг (т. е. по услугам, предоставляемым банками и финансовыми посредниками) - на 4%. 5

Ведущее место в мировой торговле услугами занимают развитые страны. На их долю в 1980 г. приходилось свыше 80% мирового экспорта услуг и около 70% мирового импорта услуг. В 2006 г. их доля уменьшилась примерно до 72% в экспорте и 69% - в импорте. Соответственно, как и в мировой торговле выросла доля развивающихся государств.6 Ниже приводится таблица десяти ведущих экспортеров и импортеров услуг в 2012 году.

2 БИКИ №40 (10032), 30 мая 2013г., с.5.

3 Рыбец Д. В. Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) на мировом рынке // Российский внешнеэкономический вестник, №8, 2011. с. 89,91.

4 Бирюкова О., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 году и перспективы ее развития // Экономическое развитие России, №5, 2013. с. 52. http://www. iep.ru/files/text/RED/Russian_Economic_Developments_05_2013.pdf

5 БИКИ №40 (10032), 30 мая 2013г., с.5.

6 Дюмулен И. И. Международная торговля. Экономика, политика, практика. - М.: ВАВТ, 2010, с.363.

Таблица 2

10 ведущих экспортеров и импортеров в мировой торговле услугами в 2012 году

(в млрд долл., %)

Страна -экспортер Экспорт,* млрд долл Доля в общемировом экспорте, % Прирост экспорта за год, %о Страна -импортер Импорт,* млрд долл -О ^ * ^ ^ 3 1 I 3 э з ^ V© § ов а £ ^ § 1 ^

Мир в целом 4345 100,0 2 Мир в целом 4105 100,0 2

1.США 614 14,1 4 1.США 406 9,9 3

2.Велико- британия 278 6,4 -4 2. Германия 285 6,9 -3

3.Германия 255 5,9 -2 3. Китай 4 281 6,8 19

4. Франция 208 4,8 -7 4.Велико- британия 176 4,3 1

5.Китай4 190 4,4 4 5.Япония 174 4,2 5

6.Индия 148 3,4 8 6. Франция 171 4,2 -10

7.Япония 140 3,2 -2 7.Индия 125 3,0 1

8.Испания 140 3,2 -1 8. Сингапур 117 2,8 3

9. Сингапур 133 3,1 3 9.Нидерлан- ды 115 2,8 -5

10.Нидер- ланды 126 2,9 -7 10. Ирландия 110 2,7 -5

Примечания к таблице:

предварительные данные об объеме экспорта

4 Предварительные данные

Источник: БИКИ №40 (10032), 30 мая 2013 г., с.5.

РОССИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО

Торговля услугами в РФ развивается также стремительно, как и во всем мире, опережая темпы роста торговли товарами, что связано с общим экономическим подъемом страны и соответствует мировым тенденциям.7 Россия находится на 22-м месте по экспорту (58 млрд долл.), что составляет 1,3% от общемирового экспорта и 10% прироста экспорта за год, 14-е место по импорту (102 млрд долл.)

- 2,5% от общемирового импорта и 16% прироста импорта за год.8

7 Кобрина И. А., Седов К.Б. Внешняя торговля России услугами // Российский внешнеэкономический вестник 2007, №12, с. 35-53

8 БИКИ №40 (10032), 30 мая 2013, с.5.

На мировых рынках услуг наша страна выступает в роли нетто-импортера, постоянно имея в торговле ими отрицательный баланс. Это объясняется неразвитостью в нашей стране транспортной и туристической инфраструктур, слабостью финансовых, консультационных, аудиторских и иных подобных организаций, что ограничивает возможности предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям.9

22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации. В рамках ВТО действует Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), представляющее многосторонний свод принципов и правил международной торговли услугами, соблюдение которых обязательно для всех стран-членов ВТО.10 Среди основных документов, которые были необходимы для присоединения РФ к ВТО, входит:

► Доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна будет выполнять после присоединения, описание торгового режима присоединяющейся страны и ее законодательства.

► Перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования). 11

Для каждого сектора, включенного в Перечень, прописываются обязательства, определяющие условия поставки услуг четырьмя основными способами: трансграничная поставка, потребление за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.

Обязательства России являются гарантией того, что режим доступа на российский рынок услуг не станет более жестким для иностранных поставщиков. В настоящее время Россия принимает обязательства по 116 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО). Однако в подавляющем большинстве случаев обязательства не предусматривают каких-либо изменений в действующей системе регулирования. Основным исключением из этого правила является сектор страхования, в котором общая квота иностранного участия в секторе должна быть повышена с 25% до 50%, а лимит на участие иностранного инвестора в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, вырастет с 49% до 51% и отменяется через 5 лет. 12

9 Бирюкова О. В. Основные направления обеспечения экономических интересов российских экспортеров в международной торговле услугами. // Российский внешнеэкономический вестник 2012 №6 стр. 88-102

10 Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). http://www.vneshmarket.ru/ сойепМоситей_г_С7ЕЛС6С3-50В8-4886-81Е7-Б189Б002Л410.Йт1

11 Всемирная торговая организация. http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6

12 Россия 22 августа стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Бизнес-ТАСС. http://www.gfskur.ru/news/2106/

В целях защиты российских поставщиков финансовых услуг российскими обязательствами предусматривается только частичное открытие финансового рынка. В последнее время иностранные поставщики активно развивают свою деятельность на российском рынке, приобретая долю в уставном капитале отечественных банков и страховых компаний, в том числе крупнейших из них. Это должно способствовать повышению качества и разнообразию банковских и страховых услуг для российских потребителей.

Согласно обязательствам ВТО половина рынка будет закреплена за российским капиталом, а вторая половина станет полем для конкуренции между российскими и иностранными компаниями. Иностранное участие будет возможным, как и сейчас, только в форме создания в России банков с иностранными инвестициями или приобретения существующих российских банков. Деятельность в России филиалов иностранных банков не допускается. За счет роста конкуренции в банковском секторе, появления новых игроков можно ожидать некоторого снижения процентных ставок за кредиты. 13 При формировании проекта Перечня российских обязательств преследовалась цель создать нормальную конкурентную среду на национальном рынке услуг, привлечь иностранные инвестиции, с одной стороны, и обеспечить необходимый уровень защиты для тех российских поставщиков услуг, которые пока находятся в неравном положении по отношению к иностранным конкурентам, с другой.

Более половины мирового экспорта услуг осуществляется посредством коммерческого присутствия (сбыт за рубежом услуг действующих там предприятий с иностранным участием). В России способ поставки коммерческого присутствия не получил заметного развития. Поставка услуг на мировой рынок напрямую связана с движением прямых иностранных инвестиций. Транснациональные компании (ТНК) в последнее время все активнее проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют значительных капиталовложений. ТНК активно действуют в телекоммуникационном секторе, строительстве, финансовой сфере. 14

В российской торговле услугами преобладают транспортные услуги и услуги, связанные с перемещением через государственную границу физических лиц - деловые поездки и туризм. В российском экспорте на долю этих услуг в 2012 г. приходилось 48,4%, и в импорте 54,4% (см. таблицу 3).

13 Успех страны на мировом рынке грузовых и пассажирских перевозок будет определяться прежде всего деятельностью российских транспортных компаний. http://www.tg.by/ partners5.php

14 О ходе переговоров по доступу на рынок услуг в рамках процесса присоединения России к ВТО. http://www.wto.ru/russia.asp?f=de1a1&t=11

Таблица 3

Структура российского экспорта и импорта услуг, 2010 и 2012 гг. (в млн долл., %)

Виды услуг Экспорт Импорт

2010 2012 2010 2012

Млн долл. % Млн долл. % Млн долл. % Млн долл. %

Всего 49 159 100 62 686 100 75 279 100 108 894 100

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам 2 322 4,7 2 166 3,5 202 0,3 212 0,2

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров 1 826 3,7 1 782 2,8 730 1,0 1 527 1,4

Транспортные услуги 14 872 30,3 19 161 30,6 11 901 15,8 16 443 15,1

Поездки 8 830 18,0 11 187 17,8 26 693 35,5 42 798 39,3

Строительство 3 487 7,1 4 751 7,6 4 602 6,1 7 424 6,8

Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов 429 0,9 329 0,5 1 011 1,3 1 288 1,2

Финансовые услуги 1 053 2,1 1 312 2,1 2 656 3,5 2 757 2,5

Плата за пользование интеллектуальной собственностью 386 0,8 664 1,1 4 842 6,4 7 629 7,0

Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги 2 624 5,3 3 494 5,6 3 955 5,3 5 715 5,2

Прочие деловые услуги 12 342 25,1 16 410 26,2 15 635 20,8 19 875 18,3

Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха 474 1,0 556 0,9 999 1,3 1 117 1,0

Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям 515 1,0 875 1,4 2 053 2,7 2 110 1,9

Источник: Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2010 год. http://www.cbr.ru/ statistics/print.aspx?fi1e=credit_statistics/trade-ex-b_new_2010.htm&pid=svs&sid=itm_9828;

Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2012 год. http://www.cbr.ru/statistics/ print.aspx?fi1e=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.htm&pid=svs&sid=itm_9828

ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ

В основном активное сальдо по транспортным услугам в России достигается за счет выгодного географического положения и интенсивной эксплуатации транспортных средств, а не за счет конкурентоспособности отечественных перевозчиков. В 2012 году в экспорте доля грузовых перевозок составила 34,2%, пассажирских - 37,1%, вспомогательных и дополнительных транспортных услуг - 28,7%, в импорте 50%, 32%, 18% соответственно.15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пассажирских перевозках наибольший объем поступлений от экспорта обеспечивается авиационным транспортом. Более дешёвый железнодорожный транспорт преобладает при осуществлении поездок из России в страны СНГ и обратно (см. таблицу 4).

Таблица 4

Структура экспорта и импорта пассажирских перевозок по видам транспорта в 2012 году (%)

Вид транспорта Экспорт Импорт

Воздушный 93,7 88,6

Железнодорожный 5,2 10,6

Автомобильный 1,0 0,7

Источник: Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг за 2012 год (по методологии платежного баланса). http://www.cbr. ru/statistics/print.aspx?fi1e=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.htm&pid=svs&sid=itm_9828

В структуре грузовых перевозок большая часть доходов от экспорта поступает от предприятий трубопроводного транспорта, что говорит о сырьевой направленности российского товарного экспорта. Также большую долю в экспортных поступлений занимают воздушный и железнодорожный вид транспорта (см. таблицу 5).

15 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2012 год.

http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?fi1e=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.

htm&pid=svs&sid=itm_9828

Таблица 5

Структура экспорта и импорта грузовых перевозок по видам транспорта в 2012 году (%)

Вид транспорта Экспорт Импорт

Морской 11,8 37,2

Воздушный 28,1 47,7

Космический 0,2 0,7

Железнодорожный 21,8 5,3

Автомобильный 7,3 8,4

Трубопроводный 28,5 0,5

Почтовые и курьерские услуги 2,2 0,2

Источник: Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг за 2012 год (по методологии платежного баланса). http://www.cbr. ru/statistics/print.aspx?fi1e=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.htm&pid=svs&sid=itm_9828

Важнейшей проблемой является техническое и технологическое отставание транспортной системы России по сравнению с развитыми странами. Почти во всех отраслях транспортного комплекса сохраняются тенденции старения основных фондов и их неэффективного использования. Износ основных производственных фондов по отдельным группам основных средств достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать. Она не готова к повсеместному применению современных технологий, в первую очередь - контейнерных. 16

Контейнерные перевозки - относительно молодой для России вид доставки грузов. В настоящее время уровень контейнеризации в России составляет 4-5%, что на порядок ниже, чем в Европе. Основные тенденции мирового контейнерного рынка на сегодняшний день - это полноценное восстановление контейнерных потоков к докризисным объемам; опережающий рост оборота груженых контейнеров по сравнению с порожними; рост доли контейнерных перевозок. Также отмечаются рост инвестиций в контейнерный бизнес, развитие контейнерных терминалов, совершенствование системы логистики перевозок, оптимизация взаимодействия видов транспорта.

Основными факторами роста контейнерных перевозок в России являются потребительский спрос, низкий уровень контейнеризации, а также увеличение доли экспортно-импортных операций России с другими странами. Перспективным

16 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. http://ppp-transport.ru/ppp/strategy/

сегментом может стать транзит грузов из стран АТР в Европу. В новейшей истории произошли глобальные изменения в мировой экономике. В результате центры производства были размещены в странах АТР, а центры потребления произведенной в Китае и Южной Корее продукции остались в Европе. В силу своего географического положения Россия находится между этими центрами производства и потребления. Сейчас из АТР в Европу морским путем перевозятся миллионы контейнеров. Потенциал огромен, но без поддержки государства бизнес не сможет решить амбициозную задачу по увеличению транзитных контейнерных перевозок. Президент ОАО «РЖД» В. Якунин также особо подчеркивает значение «восточного вектора» развития железнодорожных контейнерных перевозок. Российские железнодорожники тесно взаимодействуют с китайскими компаниями и грузоотправителями в части обеспечения контейнерных перевозок грузов из Китая в Европу транзитом по территории России и Казахстана. 17

Важной проблемой является недостаточный уровень конкурентоспособности отечественных компаний. Для нормального функционирования рынка перевозок должны быть единая национальная транспортная политика и единые правила, которые бы регулировали работу всех коммерческих предприятий, участвующих в перевозках грузов. Должна быть государственная программа развития транзитных грузоперевозок. 18

В связи с присоединением России к ВТО на рынке логистических услуг ожидаются определенные перемены, направленные на сегментацию и укрупнение. Как и в других сферах российской экономики, в логистике появляются опасения, что рынок ждет экспансия западных компаний. «Западные логистические компании начинают активно приходить в регионы. Еще перед тем как Россия присоединилась к ВТО, они начали активно работать в Казани, Нижнем Новгороде и других регионах, а далее пойдут на Урал и в Сибирь. При присоединении к ВТО объем товарной массы возрастет, а западные компании доверяют именно западным перевозчикам. Крупные фирмы будут доверять крупным перевозчикам, и рынок перераспределится в их пользу», - отмечает президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири С. Максимов.19

Чтобы конкурировать с западными компаниями, нужно серьезно позиционировать себя на международных рынках, вкладываться в «раскрутку» бренда, участвуя, например, во всемирных выставках.

17 Взлет или рецессия? Вот в чем вопрос... Официальный печатный орган Министерства транспорта РФ. Транспорт России. http://www.transportrussia.ru/rynok-us1ug/vz1et-i1i-retsessiya-vot-v-chem-vopros.htm1

18 Успех страны на мировом рынке грузовых и пассажирских перевозок будет определяться прежде всего деятельностью российских транспортных компаний. http://www.tg.by/ partners5.php

19 БИКИ №37 (10029), 21 мая 2013 г., с.3.

В настоящее время качественное состояние и техническая оснащенность транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, воздушные и водные порты, терминалы и т.д.) не способствуют увеличению пропускной способности транспортных артерий, ограничивают перевозки людей и грузов. Тем самым транспортная инфраструктура становится одним из ключевых факторов модернизации экономики регионов, их дальнейшей интеграции. В данном контексте следует особо остановиться на концепции осей развития, которая базируется на экономико-географических подходах, учитывающих пространственный фактор, в частности расстояние между регионами. Чем сильнее сконцентрировано производство и меньше дистанция между смежными секторами экономики, тем эффективнее обмен между ними и быстрее растет национальный доход региона в целом. Транспортно-инфраструктурный фактор способствует выравниванию уровней регионального развития. Модернизация транспортной инфраструктуры в этих условиях должна быть ориентирована на повышение географической и экономической доступности и качества транспортных услуг, повышение пропускной способности транспортных систем и снижение транспортных издержек пользователей транспортных услуг.20

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года21 отмечается, что качество транспортных услуг и конкурентоспособность в мире достигли высокого уровня развития. В сегментах транспортного рынка, услуги которых имеют спрос, конкуренция перешагнула стадию соревнования за качество транспортных услуг. Оно гарантировано. Борьба носит ценовой характер. На этом фоне усиливаются требования к экологичности транспорта. Для российской транспортной системы эти уровни развития пока не достижимы. Необходимо стимулирование поэтапного повышения качества транспортных услуг, интеграции технологий транспортного обслуживания, повышения конкурентоспособности перевозчиков и операторов транспортных узлов. Вслед за этим можно ожидать оптимизации ценовой доступности транспортных услуг. В качестве ограничений должны выступать заданные уровни безопасности и экологичности транспорта.

Для обеспечения доступности услуг транспортного комплекса необходимо решение задач по строительству железнодорожных линий для организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения и обновлению парка пассажирских вагонов, формированию единой автодорожной сети круглогодичной доступности, обеспечению роста перевозок морским транспортом грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах, развития аэропортовой сети (аэропор-

20 Задворный Ю.В. Транспортная инфраструктура регионов и модернизация экономики // Российское предпринимательство, № 12 Вып. 2 (174), 2010, те.158-163. http://www. creativeconomy.ru/artic1es/11422/

21 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. http://ppp-transport.ru/ppp/strategy/

ты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты); комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры; обеспечение транспортной безопасности.22

В результате выполнения мероприятий Транспортной стратегии и программы транспортная система Российской Федерации выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны, будет обеспечено укрепление российской транспортной системы на мировом рынке транспортных услуг и устойчивое повышение уровня реализации транзитного потенциала страны.

ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ

Наибольшее значение в международной торговле услугами, помимо транспортных, имеют туристические услуги, являясь крупным источником валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран, так и для стран с переходной экономикой. Так в 2012 году выручка от туристических услуг в мире составила 1105 млрд долл. - 25,6% от общего мирового экспорта услуг.23 Российская доля в мировом экспорте туристических услуг в 2011 году составляет меньше 1,1%, в импорте Россия занимает 5-ю позицию и 3,4% от общего мирового импорта туристических услуг, ежегодное процентное приращение в 2010 г. - 27%, в 2011г. - 22%.24 По данным российского платежного баланса по статье «поездки» отрицательное сальдо продолжает увеличиваться, если в 2004 году оно составляло 9,7 млрд долл., то в 2012 году - 31,6 млрд долл., что объясняется расширением туристических поездок за рубеж. В структуре экспорта туристических услуг преобладают деловые поездки (64,2%) над личными (35,8%), в то время как в структуре импорта наблюдается обратная ситуация: на деловые поездки приходится лишь 4,7%, а на личные - 95,3%.25

По посещаемости в 2011 году, первые десять стран расположены в следующем порядке: Франция, США, Китай, Испания, Италия, Турция, Великобритания, Гер -мания, Малайзия, Мексика. По доходам от туризма порядок стран несколько другой: США (116,3 млрд долл. США), Испания (59,9 млрд долл. США), Франция

22 Федеральная целевая программы “Развитие транспортной системы России (2010 -2020 годы)”. с.3. http://ppp-transport.ru/rts2020/fcp%202020/fcp_2020_401.doc

23 БИКИ №40 (10032), 30 мая 2013 г., с.5.

24 International Trade Statistics 2012. р. 141,153,154. http://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf

25 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2012 год.

http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.

htm&pid=svs&sid=itm_9828

(53,8 млрд долл. США), Китай (48,5 млрд долл. США), Италия (43,0 млрд долл. США), Германия (38,8 млрд долл. США), Великобритания (35,9 млрд долл. США), Австралия (31,4 млрд долл. США), Макао (Китай), Гонконг (Китай) (27,7 млрд долл. США). 26

Россия, по данным World Tourism Organization, получила в 2011 году за туристические услуги 11,4 млрд долл. США. Объем потребительских расходов на международный туризм составил в РФ в 2011 году 32,5 млрд долл. США (228 долл. на человека), что на 6 млрд долл. США больше, чем в 2010 году. Россия по этому параметру заняла 7 место в мире. Перед ней Германия, США, Китай, Великобритания, Франция, Канада, а после - Италия, Япония и Австралия.27

В региональной структуре экспорта по статье «поездки» преобладают страны дальнего зарубежья - 59,5%, из которых больше удельного веса приходится на страны ЕС, на долю стран СНГ - 40,4%.28 Наибольшие расходы в России осуществляют граждане следующих стран: Украины, Германии, Узбекистана, Казахстана и Китая. В региональной структуре импорта туристических услуг также преобладают страны дальнего зарубежья, на них приходиться - 91,3%, и на страны СНГ всего 8,7%.29 Максимальные расходы граждане Российской Федерации осуществляют в Турции, Египте, Украине, Германии и Финляндии.

Несмотря на положительную динамику показателей развития отрасли, в России сохраняются значительные барьеры для развития туристического бизнеса. В рейтинге ежегодного доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ), посвященного конкурентоспособности стран в сфере туризма и путешествий, в 2011 г. Россия заняла 59-ю позицию из 139, уступая Китаю и Корее.30 В докладе также сообщается, что наилучшими условиями для развития этого сектора обладают

26 The UNWTO World Tourism Organization, UNWTO Tourism Highlights, 2012 Edition. р.6. http://mkt.unwto.org/en/publication/unwto-tourism-highlights-2012-edition

27 The UNWTO World Tourism Organization, UNWTO Tourism Highlights, 2012 Edition. р.13. http://mkt.unwto.org/en/publication/unwto-tourism-highlights-2012-edition

28 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2012 год. http://www.cbr.ru/statistics/ print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.htm&pid=svs&sid=itm_9828

29 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2012 год. http://www.cbr.ru/statistics/ print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.htm&pid=svs&sid=itm_9828

30 The Travel &Tourism Competitiveness Report 2011, World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2011. р. 8. http://www.weforum.org/reports/travel-tourism-competitiveness-re-port-2011

Швейцария, Германия и Франция. В первую десятку входят также Австрия, Швеция, США, Великобритания, Испания, Канада и Сингапур.

По версии Ростуризма31 конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях представлены в таблице 6.

Таблица 6

Конкурентные преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских

направлениях

Конкурентные преимущества Конкурентные слабости

Политическая стабильность Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.)

Стабильность национальной валюты Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

Наличие богатейших культурных и природных ресурсов Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные места Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Рост доходов граждан на душу населения Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках

Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов

Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

Завышенные тарифы для иностранных туристов на услуги государственных музеев

31 Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. приказом. N 51 от 6 мая 2008 г., с.94. admtyumen.ru/html/ upload/Стратегия РостуризмЛос

Конкурентные преимущества Конкурентные слабости

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров

Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с использованием автотранспорта

Помимо увеличения гостиниц туристского класса, как было упомянуто Росту-ризмом, необходимо, чтобы эти гостиницы соответствовали современному уровню, т.е. при их эксплуатации использовались современные информационные технологии. Кроме того, необходимо контролировать соответствие качества услуг, предоставляемых гостиницами, участвующими в туристическом бизнесе и ценами на них.

Можно выделить несколько основных направлений использования информационных технологий:

♦ система бронирования;

♦ система расчетов с гостями;

♦ система бухучета;

♦ система электронного запирания;

♦ торговые терминалы;

♦ контроль состояния номерного фонда;

♦ учет дополнительных услуг;

♦ управление доходностью;

♦ система управления качеством обслуживания;

♦ система жизнеобеспечения (отопление, холодоснабжение и кондиционирование, водоснабжение, канализация, дренажные системы, электроснабжение, освещение, системы безопасности и пожаротушения, автопаркинг, телефонная связь, эфирное и интерактивное телевидение).32

Также необходимо развивать сеть автодорог в РФ, повышать их качество, это также касается авиа- и железнодорожного транспорта. Эти предложения пересекаются с предложениями по модернизации рынка транспортных услуг:

1. Необходимо наладить процесс подготовки высококвалифицированных кадров для туристического и гостиничного рынка России.

2. Увеличить государственную некоммерческую рекламу туристских возможностей страны на зарубежном и внутреннем рынках и создания положительного образа России за рубежом.

32 Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России. с.3. http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/economics/nosov.pdf

3. Пересмотреть тарифы на услуги государственных музеев для иностранных туристов. Продолжить коррекцию визовой политики в отношении государств, не представляющих миграционной опасности, в основном с развитыми странами.

СТРОИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Особого внимания заслуживает рынок строительных услуг. За последние несколько десятков лет перечень услуг, предлагаемых крупными международными строительными фирмами сильно расширился и изменился. Это произошло из-за сдвигов в структуре спроса на мировом рынке. Так, из-за роста запросов клиентов многие крупные подрядные фирмы кроме строительных услуг, стали предоставлять услуги по финансированию и разработке проектов, а иногда и по их эксплуатации.

К перспективным для российских строительно-подрядных организаций направлениям можно отнести трубопроводный транспорт, объекты энергетики, подземные сооружения, по причине имеющихся технических наработок в области сооружения таких объектов и сравнительно дешевой рабочей силы. Но, к сожалению, данные преимущества постепенно теряются по причине увеличения цен на сырье, оборудование и материалы, и повышение зарплаты в строительном секторе. Кроме того, увеличивается разрыв по строительным и промышленным технологиям с развитыми странами.

Одним из основных факторов, которые ограничивают развитие мирового строительного рынка, по оценкам западных специалистов это нехватка квалифицированных кадров, из-за малой привлекательности профессии строителя, которая обусловлена большой долей физического труда и небезопасными условиями труда. Это характерно и для России. Экспорт российских строительных услуг увеличивается достаточно медленно, а импорт гораздо быстрее.

В России до сих пор не сформировалась полноценная отрасль промышленного строительства. Запуски новых машиностроительных заводов, металлургических и химических комбинатов, нефтеперерабатывающих комплексов, электростанций и тому подобных промышленных объектов в новой истории России случаются редко. Они стали штучным продуктом. И это при том, что потери промышленного капитала в стране приблизились к угрожающим 75%.33

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Советском Союзе возводились сотни масштабных, технологически сложных промышленных объектов, в том числе из разряда «впервые в мире»; были развиты все необходимые компетенции — от проектирования до строительно-монтажных и пусконаладочных работ. Однако в первой половине 1990-х эта мощная система промышленного строительства была полностью разрушена. И лишь очень небольшая часть ее была использована для создания уже российской отрасли. В настоящее время в стране относительно крупных компаний-подрядчиков очень мало. Но и они, как правило, не обладают полным набором компетенций, присущих класси-

33 Рубан О. Вся надежда на интеграторов // Эксперт, №11 (843), 2013. http://expert.ru/ expert/2013/11/vsya-nadezhda-na-integratorov/

ческим инжиниринговым фирмам. Эти фирмы очень разные. Группа Е4 и холдинг «Промстрой» сделали ставку на развитие советских инженерных и строительных школ и надстраивают к ним опыт управления проектами в современных условиях, а группа ИСТ и компания «Спектрум» предпочли заимствовать элементы зарубежной инжиниринговой культуры и адаптируют западные бизнес-процессы к российской специфике.34 Но при всех различиях именно из этих и им подобных компаний должны вырастать интеграторы полного цикла, способные реализовывать масштабные индустриальные проекты под ключ.

Отсутствие зрелого заказчика — главная проблема сегодняшнего рынка. Это не способствует развитию такого характерного для зрелого рынка подхода к промышленному строительству, как ЕРС-подряд, который подразумевает, что заказчик отдает весь проект, «от» и «до», одному подрядчику, который несет ответственность за все и сдает заказчику полностью готовый объект. В развитых странах такой подход к промышленному строительству давно признан оптимальным с точки зрения затрат, сроков и рисков. А в России он никак не приживается. В итоге страдает качество новых объектов, перерасходуются бюджеты, срываются сроки окупаемости инвестиций и так далее.

Для продвижения отечественных строительных услуг на мировой рынок целесообразно предпринять следующие меры:

♦ обеспечение более качественной подготовки специалистов строительных специальностей, учитывающей мировой опыт в этой отрасли;

♦ создание и развитие производства технологического и строительного оборудования конкурентоспособного уровня;

♦ разработка и производство современных стройматериалов;

♦ поддержка исследований в области современных строительных технологий;

♦ создание работающей государственной системы страхования долгосрочных коммерческих и политических рисков при экспорте строительных услуг российских компаний;

♦ проведение аналитических исследований тенденций на мировом строительном рынке и его конъюнктуры, для определения направлений поддержки экспорта строительных услуг со стороны государства;

♦ необходима также поддержка отечественных строительных компаний, успешно работающих на внутреннем рынке, во избежание его захвата зарубежными строительно-подрядческими фирмами и инжиниринговыми компаниями.

ПРОЧИЕ ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ

Еще одна сравнительно крупная статья торговли услугами «прочие деловые услуги», удельный вес которых составил в 2012 году в экспорте 26,2% и в им-

34 Рубан О. Вся надежда на интеграторов // Эксперт, №11 (843), 2013. http://expert.ru/ expert/2013/11/vsya-nadezhda-na-integratorov/

порте 18,2%35 (см. таблицу 3). Экспорт услуг делового, профессионального и технического характера растет наиболее динамично среди всех видов услуг.

По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско- бухгалтерскими услугами. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. В число лидеров сервисной сферы входит и ряд популярных видов бизнес-услуг - по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию в фирмах оптимального психологического и социального климата. 36

Потребности российских производителей в сложном технологическом оборудовании не удовлетворяются отечественным производством, в результате чего наблюдается постоянный дефицит по статье «операционный лизинг». В услугах операционного лизинга отражаются операции, связанные с краткосрочной арендой транспортных средств, и операции, связанные с арендой здания и сооружений. На российском рынке сформировалась устойчивая тройка лидеров - «ВЭБ-лизинг», «ВТБ лизинг» и «Сбербанк лизинг».37 В совокупности доля этих компаний составила около 43% от всего объема нового бизнеса, при этом сохраняется и невысокая диверсификация экспорта по видам оборудования, что делает операционный лизинг крайне уязвимым к проблемам экономики.

Основными партнерами России как по экспорту, так и по импорту деловых, профессиональных и технических услуг среди стран дальнего зарубежья являются Великобритания, США, Германия, Кипр, Нидерланды. Среди стран СНГ устойчиво доминируют Украина, Белоруссия и Казахстан, на которые приходится почти 80% торгового оборота деловых, профессиональных и технических услуг в этой группе стран.38

35 Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2012 год. http://www.cbr.ru/statistics/ print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.htm&pid=svs&sid=itm_9828

36 Международный рынок услуг: Учебник / Под ред. В. А. Черненко. — СПб.: Нестор-История, 2011, с.35.

37 Эксперт. Рейтинговое агентство: Рэнкинг лизинговых компаний по итогам 2011 года. http://www.raexpert.ru/ratings/leasing/2011_itogi/

38 Бирюкова О. В. Основные направления обеспечения экономических интересов российских экспортеров в международной торговле услугами // Российский внешнеэкономический вестник, № 6, 2012, с. 92-93.

ИТ-УСЛУГИ

У России есть возможность занять свою нишу на рынке ИТ-услуг. Эта отрасль может стать одной из движущих сил российской экономики. На текущий момент ядро ведущих российских провайдеров ИТ-услуг сформировалось и состоит из немногочисленной группы крупных многопрофильных ИТ-компаний, которые предлагают свои услуги для решения широкого круга бизнес-задач. Однако в целом рынок ИТ-услуг характеризуется высокой фрагментированностью. Ни одна из российских компаний не занимает доминирующего места на рынке. Этот факт свидетельствует о принципиальной тенденции к растущей консолидации рынка. Если за рубежом три компании, а именно, IBM, HP и Accenture, делят 90% мирового рынка ИТ-услуг, то в России, по данным отчета «Competitive Profiles and Analysis of Leading IT Services Players in Russia, 2012», совокупная доля пятерки лидеров «Крок», «IBS», «Ланит», «Техносерв» и «Epam Systems» составляет около 28% рынка ИТ-услуг. 39

По данным аналитиков наибольшим спросом ИТ-услуги пользовались среди банков, где ведущим поставщиком стала компания «Крок». В государственном и телекоммуникационном секторах лидерами стали компании «Ланит» и «Техносерв» соответственно.

Российские игроки сохраняют лидирующие позиции на отечественном рынке, значительно опережая по годовому обороту в области ИТ-услуг иностранных конкурентов. Компания НР, которая до этого была единственной зарубежной компанией в списке ведущих поставщиков ИТ-услуг, выбыла из десятки лидеров. Тем не менее, вовлеченность иностранных компаний в российские проекты продолжает расти благодаря появлению всё большего числа партнерств между российскими и зарубежными поставщиками.

Географически большая часть ИТ-компаний сконцентрирована в Москве и Санкт-Петербурге. В регионах ощущается отсутствие крупных и эффективно функционирующих ИТ-компаний.

Продуктовый портфель многопрофильных ИТ-компаний отличается широким спектром предлагаемых услуг, относящихся к различным сегментам. Вместе с тем, полный комплекс ИТ-услуг по решению задач от разработки решения до его реализации с ответственностью за результат предлагается лишь небольшим числом компаний и по отдельным направлениям. Отметим также, что объем операционного капитала российских ИТ-компаний еще недостаточен для работы в тех условиях, в которых действуют зарубежные провайдеры ИТ-услуг. Например,

39 ИТ-услуги (рынок России). http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0 %B0%D1%82%D1%8C%D0%B8:%D0%98%D0%A2-%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83 %D0%B3%D0%B8_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE %D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8)

российскими ИТ-компаниями практически не предлагаются комплексные аутсорсинговые услуги, предоставление которых предполагает первоначальное приобретение ИТ-активов заказчика и перевод персонала от внутренней ИТ-службы клиентской организации в штат провайдера услуг.40

Развитие новых технологий в сфере информационных технологий (ИТ) оказывает существенное влияние на продуктовые портфели поставщиков ИТ-услуг, определяя необходимость перестройки бизнеса. На рынке неизменно появляются новые ИТ-услуги, связанные с возникновением и развитием новых технологий и средств коммуникации.

В докладе «О стратегических направлениях развития индустрии информационных технологий (ИТ) в России» АПКИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий) приводит для России с учетом позиции Минкомсвязи и ИТ-сообщества, следующие факторы, определяющие развитие ИТ-индустрии :

1. Поддержка государства.

2. Ликвидация бюрократических барьеров для инвестиций в ИТ.

3. Усиление внутренней и международной кооперации.

4. Создание национальной системы ИТ-образования.

5. Использование мировых стандартов.

6. Повышение эффективности госзаказа.

7. Совершенствование законодательства.

8. Совершенствование таможенного и налогового регулирования.

9. Развитие практики ИТ-аутсорсинга.

Там же выделяются перспективные направления развития информационных технологий:

1. Облачные вычисления (cloud computing).

2. Технологии распознавания речи и изображений.

3. Электронная коммерция.

4. Электронное правительство.

5. Дистанционное обучение.

6. Технологии беспроводного доступа в интернет через спутники нового поколения.

7. Аутсорсинг - от создания ИТ-инфраструктуры - к сервисной модели. 41

40 Васильев Р.Б., Левочкина Г.А. Оценка степени зрелости российского рынка ИТ-услуг // БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №2(20) - 2012 г., с.59,60. http://ecsocman.hse.ru/hse-data/2012/09/17/1245162665/8.pdf

41 Доклад «О стратегических направлениях развития индустрии информационных технологий (ИТ) в России» // Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. Подготовлен при участии Института экономических стратегий РАН (ИНЭС). с.54, 55. http://www.apkit.ru/committees/investment/projects/strategy/

Несмотря на очевидные успехи на мировом рынке ИТ, расширение доли российских компаний за рубежом сдерживается рядом факторов: недостаточное владение иностранными языками; ограниченные возможности по проведению успешных маркетинговых компаний, в том числе по созданию филиальной сети за пределами страны. Уровень владения иностранным языком стал одним из весьма значимых факторов, определяющих привлекательность поставщика ИТ-услуг для потенциального клиента. В ситуации, когда основными зарубежными заказчиками в России являются компании из США, Канады и стран ЕС, владение навыками устной и письменной речи на английском языке становится значимым конкурентным преимуществом российского специалиста в отрасли и часто, к сожалению, решающим.42 У России имеется потенциал ускорения темпов роста экспорта продуктов 1Т-индустрии до 30% и достижения к 2020 году объема экспорта в 27,6 млрд долларов.43

Однако в нашей стране очень остро стоят проблемы дефицита кадров и несовершенство процедур выделения средств на фундаментальную науку и НИОКР. Кроме того, участию России в конкуренции за сегмент разработки встроенного ПО препятствует отсутствие специального таможенного режима для ввоза в Россию так называемых «инженерных образцов», то есть новой техники, не производимой серийно, а предназначенной для разработки и тестирования ПО.

По мнению главы РУССОФТа, для роста индустрии и обеспечения её будущего необходимо расширять существующие льготы по страховым взносам на малые предприятия, а также воспользоваться опытом по поддержке экспорта в таких странах, как Индия, Китай, Германия, Финляндия. Там существуют федеральные агентства или иные органы, систематически в плановом порядке помогающие компаниям выходить на глобальные рынки. Можно создать такое агентство в России или наделить его функциями существующие институты развития.

Актуальна также проблема патентования программного обеспечения на территории США, с которой сталкиваются российские 1Т-компании при выходе на глобальные рынки. «Единственный рецепт в этой ситуации состоит в том, чтобы у российских компаний появлялось как можно больше международных патентов,

42 Савинов Ю.А., Абрамова А.В. Конкурентоспособность России на мировом рынке ИТ-услуг в условиях мирового экономического кризиса: проблемы и возможности укрепления позиций // Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование архитектуры внешнеэкономических связей и повышение международной конкурентоспособности России». Издательство «МГИМО-Университет» 2010. с.170

43 Такие цифры озвучил президент РУССОФТа В. Макаров на круглом столе «Активы и пассивы российской 1Т-индустрии на глобальном рынке: векторы развития отрасли», организованным ОАО «РВК» и НП «РУССОФТ». Экспорт российских 1Т-технологий достигнет 27,6 млрд. долларов к 2020 году. http://polit.ru/news/2012/12/17/jump_IT_2020/

которые бы сопровождали их предметную деятельность и делали бы их бизнес гораздо более защищенным, чем он есть сегодня». 44 Малому и среднему бизнесу перед выходом на международные рынки необходима твёрдая основа на внутреннем рынке. «Российские инновации должны быть востребованы внутри нашей собственной страны. Это первая помощь государства, которую оно может оказать

- покупать отечественные инновационные софтверные продукты». 45

В мире идет постепенное улучшение отношения к российским высокотехнологичным компаниям, и это улучшение во многом является результатом последовательного продвижения российского ИТ-бизнеса на ведущие позиции на глобальном рынке. Подобное улучшение восприятия российского ИТ-бизнеса способствует получению новых заказов на разработку ПО и продажам готовых решений и продуктов из России, прежде всего в экономически развитых странах. 46

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ

Развитие российского рынка телекоммуникационных услуг в основном соответствует мировым тенденциям.47 Охват населения мобильной связью уже давно сравним с другими развитыми странами, операторы сотовой связи предоставляют своим абонентам самые современные виды услуг. Современное состояние мирового рынка телекоммуникационных услуг можно охарактеризовать, как ситуацию близкую к насыщению: проникновение сотовой связи достигло уже почти 100%, абоненты фиксированной связи начинают постепенно отказываться от услуги, и только интернет и цифровое ТВ еще несколько лет будут являться драйверами рынка.

В общероссийском масштабе на рынке телекоммуникационных мобильных услуг представлено три крупных общероссийских оператора, так называемая «Большая тройка» - ОАО «МТС», «ВымпелКом» и «МегаФон», с подавляющей долей рынка (около 150 млн абонентов).

Межрегиональные операторы предоставляют свои услуги в нескольких регионах России - ОАО «Ростелеком», российское подразделение шведского холдинга

44 Слова президента и генерального директора компании ABBYY Сергей Андреев. Экспорт российских IT-технологий достигнет 27,6 млрд. долларов к 2020 году. http://polit.ru/ news/2012/12/17/jump_IT_2020/

45 Мнение Председателя совета директоров Группы компаний SPIRIT Андрея Сви-риденко. Экспорт российских IT-технологий достигнет 27,6 млрд. долларов к 2020 году. http://polit.ru/news/2012/12/17/jump_IT_2020/

46 Российская индустрия экспортной разработки программного обеспечения. Восьмое ежегодное исследование. НП «РУССОФТ», 2011. с.10. russoft.ru/files/RUSSOFT_Survey_8_ ru.pdf

47 Ефремов А. А. Мировой рынок телекоммуникационных услуг: тенденции и принципы // Российский внешнеэкономический вестник 2009, №5, с. 31-36.

Tele2 AB - «Теле2-Россия», и ЗАО «СМАРТС». Число абонентов каждого из таких операторов существенно меньше общероссийских - несколько миллионов абонентов. Несмотря на это в регионах они составляют серьёзную конкуренцию компаниям «Большой тройки». Существуют также небольшое количество существенно более мелких региональных операторов, пока еще не поглощенных вышеупомянутыми компаниями сотовой связи.

Самой острой проблемой развития телекоммуникационного рынка России является несовершенство законодательства о связи. В первую очередь, это отсутствие понятия технологической нейтральности частотного спектра. Сегодня, когда идёт активное сращивание телекоммуникационной отрасли с ИТ-отраслью, операторам крайне важно обеспечить в своих сетях доступ к современным услугам связи. Однако по закону оператор не имеет права использовать свой частотный ресурс, высвобождаемый при отказе от устаревшего стандарта связи. Например, для перехода на стандарты 4G предприятия сотовой связи могли бы использовать те частоты, на которые государство уже выдавало лицензии, но под другие устаревшие стандарты.

Из-за этого для межрегиональных и региональных операторов сотовой связи возникают проблемы, связанные с невозможностью перехода на современные стандарты и, как следствие, со снижением их конкурентоспособности, по сравнению с операторами «Большой тройки» и компанией «Ростелеком», получивших необходимые лицензии по конкурсу. Данное обстоятельство препятствует развитию телекоммуникационной отрасли России в целом, а способствует лишь снижению уровня конкуренции и увеличению технологического разрыва. 48

Наибольшее развитие в ближайшие несколько лет получат по прогнозам экспертов мобильный интернет-доступ, широкополосный интернет-доступ и платное цифровое телевидение.49

Необходимо проводить внедрение цифрового телевизионного вещания, не только по кабельным каналам, но и эфирного. Причем должны существовать не только платные ТВ каналы, но и свободные, как на данный момент сделано для аналогового телевидения. В настоящее время, дальше нескольких тестовых цифровых каналов в крупных городах (причем часть из них платные) дело не пошло.

Несмотря на прогнозы о сосредоточении в скором времени рынка телекоммуникационных услуг в руках нескольких самых крупных операторов, в связи с поглощением региональных операторов и небольших провайдеров более крупными,

48 Кобылко А. А. Рынок телекоммуникационных услуг в России: проблемы и перспективы развития. Центральный экономико-математический институт РАН (Москва). с.2,4. www.econorus.org/c2013/files/kt8o.doc

49 Обзор рынка телекоммуникаций в России. http://marketpublishers.ru/lists/7988/news. html

либо их исчезновением с рынка, из-за конкуренции и несоответствия современным требованиям,50 видится необходимым продолжение их поддержки со стороны государства с целью повышения конкуренции и повышения качества услуг в отрасли.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Высокие позиции занимает сервис образовательных услуг. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей человека постиндустриального общества. 51 Основной объем оказания российских образовательных услуг иностранцам приходится на высшую школу. При этом 3/4 иностранных студентов, получающих высшее образование в России, приезжают прежде всего из Белоруссии, Казахстана, Китая, Украины и Узбекистана. 52 На долю России приходится около 1% ежегодных доходов от мирового рынка образовательных услуг. Данный показатель свидетельствует о низкой международной конкурентоспособности отечественной системы образования.53

В последние годы российские вузы в рамках двусторонних договоров с партнерскими университетами и прежде всего из США, ЕС, стран Азии (Китая, Кореи, Японии) стали внедрять академические программы двойных дипломов (преимущественно бакалавриата), предусматривающие взаимное (попеременное) обучение студентов на компенсационной основе с последующим вручением каждому успешно завершившему курс обучения диплома соответствующего российского и иностранного вуза. Такая форма обучения в России вызывает несомненный интерес у части зарубежной молодежи, однако она пока не получила широкого распространения (в этих программах участвует лишь несколько тысяч человек).

Стремление получить образование за рубежом, помимо его качества и престижности, в значительной мере стимулируется знанием языка страны обучения. Существует прямая взаимосвязь между наибольшей распространённостью в мире английского языка и тем обстоятельством, что среди пятёрки стран - лидеров международного образования три - англоязычные (США, Великобритания и Австралия). В то же время русский язык, достигший пика своей распространённости и популярности в конце 1980-х годов, после краха так называемой перестройки и

50 Кобылко А. А. Рынок телекоммуникационных услуг в России: проблемы и перспективы развития. Центральный экономико-математический институт РАН (Москва). с.4. www. econorus.org/c2013/files/kt8o.doc

51 Международный рынок услуг: Учебник / Под ред. В. А. Черненко. — СПб.: Нестор-История, 2011. с.36.

52 Арефьев, А. Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования / А. Л. Арефьев. - М.: РУДН, 2010. с.25.

53 Там же, 2010, с.40

распада государства, стал очень заметно терять свою популярность даже в бывших советских республиках, где он ещё недавно был государственным и доминировал в национальных системах образования.

Несмотря на ряд мер по модернизации средней и высшей школы, в том числе введение ЕГЭ, переход на двухуровневую структуру высшего образования, создание новых федеральных и исследовательских университетов и т.д., финансирование образования и науки в России по-прежнему осуществляется по остаточному принципу, а собственная материальная база большинства вузов слаба.

Основной источник финансирования профессионального образования и определение его приоритетов - национальная экономика. Однако российский рынок труда (российские предприятия, торговые компании и различные организации) заказчиками высококвалифицированных кадров не выступают, ибо на протяжении последних 8-10 лет экономика фактически не модернизируется и находится в технологическом застое. Сами же вузы (равно как и учреждения среднего профессионального образования) не в состоянии прогнозировать спрос на те или иные специальности (для них хронической стала проблема организации текущей учебно-производственной практики, за которую с предприятия и организации - потенциальные работодатели, нередко требуют с них оплаты). Как результат - многие выпускники отечественных вузов устраиваются в России не по профилю обучения и вынуждены впоследствии «доучиваться» или переучиваться, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда.54

В связи с вышеперечисленным, видятся следующие шаги по модернизации системы образовательных услуг в России:

► произвести исследование по потребностям экономики России в определенных специалистах и сопоставить с количеством и специализацией выпускников государственных вузов и средних специальных учебных заведений. По результатам исследования провести реорганизацию учебных заведений для приведения в соответствие потребностям в специалистах и выпуском таких специалистов. Кроме того, должен учитываться спрос на определенные специальности зарубежных учащихся;

► повысить государственное финансирование для тех государственных образовательных учреждений, которые выпускают необходимых для экономики России специалистов. Применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, а так же и образования в целом;

► с целью повышения эффективности использования выпускников образовательных учреждений, этим учреждениям необходимо поддерживать взаимовыгодные отношения с государственными и негосударственными предприятиями соответствующего профиля, что позволит корректировать программу обучения,

54 Там же, 2010, с.51,56,59.

проходить полноценную практику учащимся. Это упростит, в дальнейшем, трудоустройство выпускников на эти предприятия;

► повышение эффективности контроля за качеством образовательных услуг. Лицензирование и аттестация образовательных учреждений;

► необходимо также законодательное закрепление сложившейся и достаточно успешной практики выдачи «двойных дипломов»;

► международная сертификация вузов, что поможет не только укрепить свои имидж и конкурентное положение, но и повысить эффективность и качество образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сфера услуг охватывает большое количество разнородных видов деятельности. Все они необходимы для нормальной жизнедеятельности населения. Вместе с тем, непосредственное воздействие на человеческий потенциал, все значительнее влияющий на развитие экономики, оказывает относительно небольшое количество видов деятельности. Это, прежде всего, наука, образование и здравоохранение. Валовая добавленная стоимость в действующих ценах по виду деятельности «научные исследования и разработки» в 2004-2011 г. увеличивалась медленнее, чем услуг в целом, а их доля в объеме услуг уменьшилась. Рост ВДС в науке, образовании и здравоохранении несколько ускорился лишь в последние годы.55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды деятельности, непосредственно связанные с развитием человеческого потенциала, не являются в полной мере рыночными. Они в значительной мере осуществляются за счет государственных расходов и не зависят непосредственно от спроса и предложения. Эффективность новых знаний, образования, здоровья людей проявляется лишь на относительно длительных отрезках времени. В этой связи политика экономии на социальных расходах неправомерна и ведет к деградации научной деятельности, сферы образования и здравоохранения как основных направлений развития человеческого потенциала.

В передовых странах развитие производства, и в том числе услуг, осуществляется на основе собственных НИР, лицензий и производства высокотехнологичного оборудования на национальных предприятиях, что не исключает и необходимого импорта. В России развитие производства и в том числе сферы услуг базируется в значительной мере на выручке от экспорта энергоресурсов.

В связи с недостаточным развитием или отсутствием собственного производства многих видов высокотехнологичной техники увеличение услуг, оказываемых населению, осуществляется на основе импортной продукции и комплектующих изделиях. Рост производства услуг явно опережает возможности национального

55 Погосов И. А., Соколовская Е.А. Соотношение производства товаров и услуг как одно из равновесий современного национального производства. - М.: Институт экономики РАН, 2013. с.40,41.

производства по его материальному обеспечению. Сложившаяся диспропорция может и должна быть исправлена на основе модернизации производства. 56

Для реализации потенциала российским экспортерам услуг необходимо расширять круг поставляемых услуг с их ориентацией на новые и наукоемкие виды, повышать конкурентоспособность традиционных услуг, в том числе транспортных и туристических, и активнее внедряться на перспективные рынки услуг, в частности, путем создания там дочерних компаний и филиалов (так называемое коммерческое присутствие).

Значение сектора услуг для экономики России растет, однако доля экспорта услуг в совокупном вывозе страны остается практически неизменной - 10-11%, что значительно ниже среднемирового уровня в 19%.57 В ближайшие годы рост поставок услуг может стать важным направлением диверсификации российского экспорта и снижения доли его сырьевой составляющей при адекватной государственной поддержке, которая в настоящее время практически отсутствует.58

Государственная поддержка сможет нейтрализовать негативы сложившегося у нас инвестиционного и экономического климата, в частности, понижение ставок налогообложения, кредитование под льготный процент. В соответствии с инвестиционным законодательством России такая поддержка может быть предоставлена и иностранным продуцентам, вложившим капитал в соответствующие сектора российской сферы услуг.

В условиях либерализации международной торговли услугами России необходимо модернизировать национальные сектора услуг, особенно высокотехнологичных и наукоемких, которые не только являются продуктом научно-технического продукта, но активно ему способствуют. Необходимо поддерживать развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), и целесообразно больше импортировать самые современные ИКТ, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию современных конкурентоспособных услуг; расширять возможности для использования всех видов способов поставки услуг; создавать условия для создания новых видов услуг и стимулировать их поставку на зарубежные рынки.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Арефьев, А. Л. Состояние и перспективы экспорта российского образования / А. Л. Арефьев. - М.: РУДН, 2010. - 109 с. (Aref’ev, A. L. Sostojanie i perspektivy jeksporta rossijskogo obrazovanija / A. L. Aref’ev. - M.: RUDN, 2010. - 109 s.)

56 Там же, 2013, с.21,22,25.

57 UNCTAD Handbook of Statistics, United Nations, New York and Geneva, 2012. р. 2, 278.

58 Бирюкова О., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 году и перспективы ее развития // Экономическое развитие России, №5, 2013. с. 54. http://www. iep.ru/files/text/RED/Russian_Economic_Developments_05_2013.pdf

2. Бирюкова О. В. Основные направления обеспечения экономических интересов российских экспортеров в международной торговле услугами // Российский внешнеэкономический вестник, № 6, 2012, сс. 88-102. (Birjukova O. V. Osnovnye napravlenija obespechenija jekonomicheskih interesov rossijskih jeksporterov v mezhdunarodnoj torgovle uslugami // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, № 6, 2012, ss. 88-102.)

3. Бирюкова О., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 году и перспективы ее развития // Экономическое развитие России, №5, 2013, сс. 49-55. http:// www.iep.ru/files/text/RED/Russian_Economic_Developments_05_2013 .pdf (Birjukova O., Pahomov A. Itogi mirovoj torgovli tovarami i uslugami v 2012 godu i perspektivy ee razvitija // Jekonomicheskoe razvitie Rossii, №5, 2013, ss. 49-55.)

4. БИКИ №40 (10032), 30 мая 2013. - 16 с. (BIKI №40 (10032), 30 maja 2013. - 16 s.)

5. БИКИ №37 (10029), 21 мая 2013. - 16 с. (BIKI №37 (10029), 21 maja 2013. - 16 s.)

6. Васильев Р.Б., Левочкина Г. А. Оценка степени зрелости российского рынка ИТ-услуг // БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА №2(20) - 2012 г., сс. 56-64. http://ecsocman.hse.ru/hseda-ta/2012/09/17/1245162665/8.pdf (Vasil’ev R.B., Levochkina G.A. Ocenka stepeni zrelosti ros-sijskogo rynka IT-uslug // BIZNES-INFORMATIKA №2(20) - 2012 g., ss. 56-64)

7. Взлет или рецессия? Вот в чем вопрос... Официальный печатный орган Министерства транспорта РФ. Транспорт России. http://www.transportrussia.ru/rynok-uslug/vzlet-ili-retsessiya-vot-v-chem-vopros.html (Vzlet ili recessija? Vot v chem vopros... Oficial’nyj pechatnyj organ Ministerstva transporta RF. Transport Rossii)

8. Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2010 год. http://www.cbr.ru/ statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_new_2010.htm&pid=svs&sid=itm_9828 (Vneshnjaja torgovlja Rossijskoj Federacii uslugami v strukture rasshirennoj klassifikacii uslug (po metodologii shestogo izdanija Rukovodstva po platezhnomu balansu i mezhdunarodnoj investicionnoj pozicii (RPB6)) za 2010 god)

9. Внешняя торговля Российской Федерации услугами в структуре расширенной классификации услуг (по методологии шестого издания Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (РПБ6)) за 2012 год. http://www.cbr.ru/ statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_new_2012.htm&pid=svs&sid=itm_9828 (Vneshnjaja torgovlja Rossijskoj Federacii uslugami v strukture rasshirennoj klassifikacii uslug (po metodologii shestogo izdanija Rukovodstva po platezhnomu balansu i mezhdunarodnoj investicionnoj pozicii (RPB6)) za 2012 god)

10. Всемирная торговая организация. http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=6 (Vsemirnaja torgovaja organizacija)

11. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС ). http://www.vneshmarket. ru/content/document_r_C7EAC6C3-50D8-4886-81E7-B 189B002A410.html (General’noe soglashenie po torgovle uslugami (GATS))

12. Доклад «О стратегических направлениях развития индустрии информационных технологий (ИТ) в России» // Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. Подготовлен при участии Института экономических стратегий РАН (ИНЭС). - 58 с. http://www.apkit.ru/committees/investment/projects/strategy/ (Doklad «O

strategicheskih napravlenijah razvitija industrii informacionnyh tehnologij (IT) v Rossii» // Associacija predprijatij komp’juternyh i informacionnyh tehnologij. Podgotovlen pri uchastii Instituta jekonomicheskih strategij RAN (INJeS). - 58 s.)

13. Дюмулен И.И. Международная торговля. Экономика, политика, практика. -М.:ВАВТ, 2010. - 448 с. (Djumulen I.I. Mezhdunarodnaja torgovlja. Jekonomika, politika, praktika. - M.:VAVT, 2010. - 448 s.)

14. Задворный Ю.В. Транспортная инфраструктура регионов и модернизация экономики // Российское предпринимательство, № 12 Вып. 2 (174), 2010, ca 158-163. http:// www.creativeconomy.ru/articles/11422/ (Zadvornyj Ju.V Transportnaja infrastruktura regionov i modernizacija jekonomiki // Rossijskoe predprinimatel’stvo, № 12 Vyp. 2 (174), 2010, cs. 158163)

15. ИТ-услуги (рынок России). http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0 %B0%D1%82%D1%8C%D0%B8:%D0%98%D0%A2-%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83 %D0%B3%D0%B8_(%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%A0%D0%BE %D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (IT-uslugi (rynok Rossii))

16. Кобылко А. А. Рынок телекоммуникационных услуг в России: проблемы и перспективы развития. Центральный экономико-математический институт РАН (Москва). - 5 с. www.econorus.org/c2013/files/kt8o.doc (Kobylko A. A. Rynok telekommunikacionnyh uslug v Rossii: problemy i perspektivy razvitija. Central’nyj jekonomiko-matematicheskij institut RAN (Moskva). - 5 s.)

17. Международный рынок услуг: Учебник / Под ред. В. А. Черненко. — СПб.: Нестор-История, 2011. — 212 с. (Mezhdunarodnyj rynok uslug: Uchebnik / Pod red. V A. Chernenko.

— SPb.: Nestor-Istorija, 2011. — 212 s.)

18. Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России. - 3 с. http://www.teoria-practica.ru/-2-2012/economics/nosov.pdf (Nosov I.V. Sostojanie i osobennosti razvitija rynka gostinichnyh uslug v Rossii. - 3 s.)

19. Обзор рынка телекоммуникаций в России. http://marketpublishers.ru/lists/7988/news. html (Obzor rynka telekommunikacij v Rossii)

20. О ходе переговоров по доступу на рынок услуг в рамках процесса присоединения России к ВТО. http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela1&t=11 (O hode peregovorov po dostupu na rynok uslug v ramkah processa prisoedinenija Rossii k VTO)

21. Погосов И.А., Соколовская Е.А. Соотношение производства товаров и услуг как одно из равновесий современного национального производства. - М.: Институт экономики РАН, 2013 - 45 с. (Pogosov I.A., Sokolovskaja E.A. Sootnoshenie proizvodstva tovarov i uslug kak odno iz ravnovesij sovremennogo nacional’nogo proizvodstva. - M.: Institut jekonomiki RAN, 2013 - 45 s.)

22. Российская индустрия экспортной разработки программного обеспечения. Восьмое ежегодное исследование. НП «РУССОФТ», 2011. - 121 с. russoft.ru/files/RUSSOFT_ Survey_8_ru.pdf (Rossijskaja industrija jeksportnoj razrabotki programmnogo obespechenija. Vos’moe ezhegodnoe issledovanie. NP «RUSSOFT», 2011. - 121 s.)

23. Россия 22 августа стала полноправным членом Всемирной торговой организации. Бизнес-ТАСС. http://www.gfskur.ru/news/2106/ (Rossija 22 avgusta stala polnopravnym chlenom Vsemirnoj torgovoj organizacii. Biznes-TASS)

24. Рубан О. Вся надежда на интеграторов // Эксперт, №11 (843), 2013. http://expert. ru/expert/2013/11/vsya-nadezhda-na-integratorov/ (Ruban O. Vsja nadezhda na integratorov // Jekspert, №11 (843), 2013.)

25. Рыбец Д.В. Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) на мировом рынке // Российский внешнеэкономический вестник, №8, 2011, сс. 84-95 (Rybec D.V Inzhiniring (inzhenerno-konsul’tacionnye uslugi) na mirovom rynke // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, №8, 2011, ss. 84-95).

26. Савинов Ю.А., Абрамова А.В. Конкурентоспособность России на мировом рынке ИТ-услуг в условиях мирового экономического кризиса: проблемы и возможности укрепления позиций // Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование архитектуры внешнеэкономических связей и повышение международной конкурентоспособности России». Издательство «МГИМО-Университет» 2010, сс.162-172 (Savinov Ju.A., Abramova A.V Konkurentosposobnost’ Rossii na mirovom rynke IT-uslug v uslovijah mirovogo jekonomicheskogo krizisa: problemy i vozmozhnosti ukreplenija pozicij // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovershenstvovanie arhitektury vneshnejekonomicheskih svjazej i povyshenie mezhdunarodnoj konkurentosposobnosti Rossii». Izdatel’stvo «MGIMO-Universitet» 2010, ss.162-172).

27. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. http://ppp-transport.ru/ppp/strategy/ (Transportnaja strategija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 22 nojabrja 2008 g. № 1734-r)

28. Успех страны на мировом рынке грузовых и пассажирских перевозок будет определяться прежде всего деятельностью российских транспортных компаний. http://www. tg.by/partners5.php (Uspeh strany na mirovom rynke gruzovyh i passazhirskih perevozok budet opredeljat’sja prezhde vsego dejatel’nost’ju rossijskih transportnyh kompanij)

29. Федеральная целевая программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)». - 511 с. http://ppp-transport.ru/rts2020/fcp%202020/fcp_2020_401.doc (Federal’naja celevaja programmy «Razvitie transportnoj sistemy Rossii (2010 - 2020 gody)».

- 511 s.)

30. Федеральное агентство по туризму. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. Утв. приказом. N 51 от 6 мая 2008 г. - 95 с. admtyumen.ru/ html/upload/Стратегия Ростуризм.doc (Federal’noe agentstvo po turizmu. Strategija razvitija turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda. Utv. prikazom. N 51 ot 6 maja 2008 g.

- 95 s.)

31. Экспорт российских IT-технологий достигнет 27,6 млрд долларов к 2020 году. http:// polit.ru/news/2012/12/17/jump_IT_2020/ (Jeksport rossijskih IT-tehnologij dostignet 27,6 mlrd dollarov k 2020 godu)

32. International Trade Statistics WTO, 2012. - 269 р. http://www.wto.org/english/res_e/ statis_e/its2012_e/its2012_e.pdf

33. The Travel &Tourism Competitiveness Report 2011, World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2011. - 531 р. http://www.weforum.org/reports/travel-tourism-competitiveness-report-2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.