Научная статья на тему 'Детерминанты развития малого бизнеса в России на рынке платных услуг на современном этапе'

Детерминанты развития малого бизнеса в России на рынке платных услуг на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
824
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / БИЗНЕС-АССОЦИАЦИИ / СФЕРА УСЛУГ / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ДЕЛОВЫЕ УСЛУГИ / SMALL BUSINESS / THE SERVICES SECTOR / STRUCTURAL CHANGES IN THE SERVICES SECTOR / BUSINESS ASSOCIATION / KNOWLEDGE-INTENSIVE BUSINESS SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилинкова Ирина Николаевна

Состояние вопроса. В настоящее время в российском малом бизнесе в сфере услуг наблюдается дисбаланс в секторальном распределении субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что более половины отечественных малых предприятий функционируют именно в сервисном секторе, доминируют малые предприятия в торговой сфере, в то время как в других областях их доля чрезвычайно мала. Полученные результаты. В статье проанализированы структурные сдвиги в сфере услуг и состояние потребительского спроса за первое десятилетие XXI века, последствия кризиса 2008 года, рассмотрены формы и модели развития малого бизнеса на традиционных потребительских сервисных рынках и рынках деловых интеллектуальных услуг. Заключение. Основными разнонаправленными детерминантами развития малого бизнеса на современном этапе являются экспансия крупных сетевых компаний, углубление внутриотраслевой специализации, рост уровня самоорганизации малых предпринимателей, формирование виртуального рыночного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA’S SMALL BUSINESS DEVELOPMENT DETERMINANTS IN THE PAID SERVICES SECTOR AT THE PRESENT STAGE

Background. There is an imbalance in the sectoral structure of small business in Russia. Sales outlets prevails over other firms of services sectors. Results. Structural changes and conditions of the customer demand in the services sector are examined in this article. Effects of the world depression are analyzed. Small business development models of the consumers' market and knowledge-intensive business sector are described. Conclusion. High-tech, science-based services industries are gaining a new momentum for development. The major determinants of Russian small business development at the present stage are: • the rapid expansion of large business (retail network, hotel network etc.); • the intensification of intra-sectoral specialization; • the virtual enterprise formation in cyber-space; • high standard of small business owner ’s self-organization.

Текст научной работы на тему «Детерминанты развития малого бизнеса в России на рынке платных услуг на современном этапе»

УДК 338.46 ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ НА РЫНКЕ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Жилинкова И.Н.

Состояние вопроса. В настоящее время в российском малом бизнесе в сфере услуг наблюдается дисбаланс в секторальном распределении субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что более половины отечественных малых предприятий функционируют именно в сервисном секторе, доминируют малые предприятия в торговой сфере, в то время как в других областях их доля чрезвычайно мала.

Полученные результаты. В статье проанализированы структурные сдвиги в сфере услуг и состояние потребительского спроса за первое десятилетие XXI века, последствия кризиса 2008 года, рассмотрены формы и модели развития малого бизнеса на традиционных потребительских сервисных рынках и рынках деловых интеллектуальных услуг.

Заключение. Основными разнонаправленными детерминантами развития малого бизнеса на современном этапе являются экспансия крупных сетевых компаний, углубление внутриотраслевой специализации, рост уровня самоорганизации малых предпринимателей, формирование виртуального рыночного пространства.

Ключевые слова: малый бизнес; бизнес-ассоциации; сфера услуг; структурные изменения в сфере услуг; интеллектуальные деловые услуги.

RUSSIA’S SMALL BUSINESS DEVELOPMENT DETERMINANTS IN THE PAID SERVICES SECTOR AT THE PRESENT STAGE

Zhilinkova I.N.

Background. There is an imbalance in the sectoral structure of small business in Russia. Sales outlets prevails over other firms of services sectors.

Results. Structural changes and conditions of the customer demand in the services sector are examined in this article. Effects of the world depression are analyzed. Small business development models of the consumers' market and knowledge-intensive business sector are described.

Conclusion. High-tech, science-based services industries are gaining a new momentum for development. The major determinants of Russian small business development at the present stage are:

• the rapid expansion of large business (retail network, hotel network etc.);

• the intensification of intra-sectoral specialization;

• the virtual enterprise formation in cyber-space;

• high standard of small business owner’s self-organization.

Keywords: small business, the services sector, structural changes in the services sector; business association, knowledge-intensive business sector.

В настоящее время услуги обеспечивают приблизительно 60%-ный вклад в объем российского ВВП. Базовыми макроэкономическими условиями роста сферы услуг в России остаются в настоящий момент:

• огромный внутренний рынок с неудовлетворенным внутренним спросом на услуги, особенно в регионах;

• оживление хозяйственных связей с традиционными рынками СНГ ;

• расширение занятости в сфере услуг, вследствие роста производства данной сферы.

В связи с усилением глобализации современный этап развития сферы услуг в России характеризуется разнонаправленным набором детерминант, оказывающих влияние на экономические процессы, происходящие в рамках института малого предпринимательства.

1. В настоящее время в России продолжается формирование крупных сетевых компаний в сфере услуг, ограничивающее возможности развития и расширения малого и среднего бизнеса. Процесс концентрации производства в сфере услуг является общемировой тенденцией. С начала 1970-х годов начались активные процессы слияния и поглощения и формирования крупных сетевых систем в отраслях розничной и оптовой торговли, общественного питания, туриндустрии услуг, финансового посредничества. Отражением этой тенденции в России может служить тот факт, что в списке самых крупных компаний страны, который составляется журналом «Эксперт», до 2003 года отсутствовали сервисные компании. В 2004 г. список участников был расширен до 400, а в рейтинге смогли принять участие компании всех сфер деятельности. В рейтинге «Эксперт-400» 2011 года 18% компаний составляли компании финансового сектора, который вырос в 3 раза за последние пять лет. [1] Помимо финансового сектора наиболее быстро процессы концентрации капитала протекали в сфере страхования, транспорта, розничной и оптовой торговли, телекоммуникации и связи, информационных технологий (таблица 1).

Уровень концентрации рынка определяется количеством крупных компаний в отрасли и монопольной властью конкретных игроков. Например, в сфере телекоммуникаций рыночная доля пяти компаний мобильной связи (МТС, МегаФон, Выпелком,Теле2 Россия, Ростелеком (+Скай Линк)) составляет 98%. [2] В таких условиях говорить о развитии малого предпринимательства в отрасли не приходиться. Ограничения на развитие малого бизнеса на-

кладываются спецификой отрасли, определяемой технологическими особенностями производства.

Таблица 1

Отраслевая структура рейтинга "Эксперт-400" 2011 г.

Отрасль Количество компаний в рейтинге "Эксперт 400"

Розничная торговля 41

Оптовая торговля 38

Банки 29

Инжиниринг, промышленно-инфраструктурное строительство 27

Транспорт 25

Страхование 10

Строительство 9

Информационные технологии 9

Жилищно-коммунальное хозяйство 8

Телекоммуникации и связь 6

Сервисные компании 3

Многоотраслевые холдинги 1

Упаковка 1

Общественное питание 1

Операции с недвижимостью 1

Составлено по http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011/trends/return_form/

Наличие крупных сетевых компаний в розничной и оптовой торговле и их экспансия на данных рынках затрудняет появление отраслевых ниш, которые осваиваются малыми предприятиями, стимулируя их на поиск новых

форм и методов торговли с одной стороны, и выявление и генерацию -специфических потребительских сегментов, не охваченных крупным бизнесом. Например, развитие внемагазинных форм торговли, составляющей в настоящее время 4,3% всего розничного оборота, представляет собой многообещающую стартовую площадку для малого бизнеса. Согласно исследованиям Высшей школы экономики (ВШЭ), рынки Интернет-торговли подвержены наименьшей консолидации (рис. 1). [3] На долю трех крупнейших Интернет-компаний приходится 4,5% рынка. За исключением сегментов книжной торговли, бытовой техники, электроники, в которых половина рынка контролируется крупными игроками, на данном рынке преобладают небольшие Интернет-магазины. По разным оценкам функционирует от 4 до 6 тысяч фирм и их количество увеличивается с каждым днем.

Рис. 1. Уровень консолидации внемагазинной торговли в России 2010 г.

Помимо Интернет-торговли динамично развивается вендинг (продажа товаров и услуг через торговые автоматы), занимающая пока менее 1% розничного оборота России. Интерес к нему со стороны индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса заметно увеличился после кризиса 2008 года. Эксперты Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ) прогнозируют рост рынка вендинга к 2020 году в 10 раз. [4] Расширению этого рынка должно способствовать появление отечественного производства тор-

говых автоматов. Растущий спрос вендингового рынка стимулирует развитие сопутствующих услуг, оказываемых малыми предпринимателями, например, востребованы услуги локаторства (поиск мест для установки автоматов).

Коммерчески эффективные малые предприятия, ориентированные на узкую нишу покупательского интереса (нишевые точки), несмотря на неблагоприятное состояние предпринимательского климата последних лет, продолжают появляться во всех отраслях сферы услуг. Например, рынок хостелов (мини-отели квартирного типа для небогатых путешественников) на рынке гостиничных услуг, магазины, специализирующиеся на продаже интеллектуальной литературы, на рынке книжной продукции. С середины 2000-х годов в России начинает складываться система предприятий микрофинансирования, отвечающая потребностям малого предпринимательства в финансовом секторе и.т. п.

Отличительной особенностью нишевого бизнеса текущего момента следует назвать высокий уровень его самоорганизации, выражающийся в росте количества некоммерческих предпринимательских объединений, способствующих защите интересов малых предпринимателей. Например, только в вышеупомянутых секторах в 2011 году были созданы "Лига хостелов", объединяющая около 20 мини-гостиниц, и Альянс независимых издателей и распространителей, объединяющий 60-70 издательств и магазинов (Ad Marginem, "Текст", "ОГИ" и др.). [5] Налаживание горизонтальных связей между участниками рынка, проведение исследований, подготовка дайджестов, организация региональных ярмарок и выставок, разработка отраслевых кодексов предпринимательской этики, участие в работе государственных органов и организаций по разработке отраслевой политики, организация сотрудничества с российскими, зарубежными и международными некоммерческими и коммерческими структурами, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции — вот неполный перечень задач бизнес-организаций малых предпринимателей. Для предпринимательских сообществ новой посткризисной

волны характерно относительно небольшое количество членов, предпринимательская инициативность нацеленность на высокие стандарты бизнеса, наличие четко сформулированной гражданской позиции. Таким образом, посредством деятельности бизнес-ассоциаций компенсируется более низкая рентабельность и производительность труда малого бизнеса по сравнению с крупным, и обеспечивается большая устойчивость и выживаемость малых предприятий на рынке.

2. Несмотря на то, что вектор движения структурных отраслевых сдвигов непроизводственного сектора соответствует потребностям постиндустриального общества, тем не менее, за последнее десятилетие XXI века существенных изменений в структуре платных услуг России не произошло (рисунок 2).

прочие образования првового характера ветеринарные санаторно-оздоровительные медицинские физической культуры туристские культуры гостиницы коммунальные жилищные связи транспортные бытовые

0 5 10 15 20 25 30

□ 2010 Щ2000

Рис. 2. Структура платных услуг населению в 2000 и 2010 гг.

(в процентах к итогу). *

*Рассчитано по Российскому статистическому ежегоднику - 2011г. Таблица 20.40. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_13/IssWWW.exe/Stg/d5/20-40.htm

1 0,2

? 0°4

3,2

4,7

:№

дд

1 2,8

31,8 3 1:7

2,3

5,2

А9

4,6

14,2

1

1 г-111,2

21,2

,2

20

25,8

497

14,6

В 2010 году лидерами по объёмам потребления были коммунальные услуги - 21,2 %, транспортные услуги - 20 % и услуги связи - 19,5 %. Причем услуги связи и коммунальные услуги демонстрировали наибольший рост в течение десятилетия на 8% и 7% соответственно, преимущественно за счет сокращения доли транспортных (на 5,8%) и бытовых услуг (на 4,9%). Такое распределение объясняется тем, что коммунальные и услуги связи практически не предоставляются населению на бесплатной основе и относятся к категории экономических благ первой необходимости, следовательно, обладают жесткой эластичностью спроса по доходу.

Бытовые услуги представляют собой традиционный и наиболее объемный сектор платных услуг населению (9,7% всех платных услуг в 2010 г), оставаясь при этом наиболее специфичным и социально-значимым. Сокращение удельного веса бытового обслуживания в общем объеме платных услуг соответствует мировым трендам. Приобретение новой бытовой техники, обуви, мебели, одежды и.п. в настоящее время оказывается дешевле их ремонта. Развитие современных технологий позволяют постоянно расширять и обновлять ассортимент бытовой техники и других товаров для дома и семьи при одновременном их удешевлении. Отчасти подобные процессы определяют динамику авторемонтного бизнеса. С другой стороны, растущий спрос на автомобили в нашей стране делает данный сегмент бытовых услуг весьма коммерчески перспективным, в том числе и для малого бизнеса.

Удельный вес прочих категорий платных услуг за десятилетие уменьшился не более чем на 2% по каждому виду, за исключением услуг правового характера, потребление которых сократилось на 3,4%. Евгений Шестаков, управляющий партнер ИНТЕЛЛЕКТ-С, комментируя проект государственной программы «Юстиция» отметил: «Рынок юридических услуг стал наиболее заметным в структуре национальной экономики только в начале второго десятилетия новейшей постсоветской истории. Минимальный рост, по данным различных исследований, составляет 20-30% в год, что является хорошим по-

казателем в сравнении с другими отраслями». [6] По оценкам Минюста, 90% юридического бизнес-консалтинга в настоящее время оказывается частными юридическими фирмами, большинство из которых относится к малому и среднему бизнесу. Рост спроса на юридические услуги обуславливается усложнением материального и процессуального законодательства в последние годы и ужесточением корпоративных, налоговых и административных требований к предпринимателям. Необходимость учитывать новейшие экономические и правовые риски предопределяет потребность в ежедневном юридическом обслуживании бизнеса.

На протяжении всего десятилетия сформировался и сохранялся устойчивый потребительский спрос на рынках риэлтерских услуг, общественного питании и ресторанного бизнеса, гостиничного бизнеса, медицинских услуг, образования.

В целом, на сферу услуг по данным самих предпринимателей приходится порядка 7 % оборота малых предприятий России, без учета оптовой и розничной торговли, составляющей 70% оборота малых предприятий. [7] По данным официальной статистики удельный вес предприятий оптовой и розничной торговли, с учетом фирм, оказывающих бытовые услуги несколько ниже -около 61%. На долю предприятий прочих сервисных отраслей, исключая строительство приходиться 13,6% всего оборота малых предприятий (рисунок 3). [8]

□ сельское хозяйство

□ добыча полезных ископаемых: производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

□ обрабатывающие производства

□ строительство

□ оптовая и розничная торговля: ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

□ транспорт и связь

□ операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

□ прочие виды деятельности.

Рис. 3. Оборот малых предприятий (без микропредприятий) по видам экономической деятельности в 2011 году, в % к итогу.

Таким образом, официальные и неофициальные источники свидетельствуют о явном дисбалансе в секторальном распределении субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что более половины отечественных малых предприятий функционируют именно в сервисном секторе, доминируют малые предприятия в торговой сфере, в то время как в других областях их доля чрезвычайно мала.

3. Мировой финансовый кризис 2008 года выявил неодинаковую адапто-геннность предприятий сферы услуг к его последствиям. Отраслевые аналитики, отметили, что наибольшую устойчивость в условиях экономического кризиса для сегмента потребительских услуг продемонстрировали преимущественно крупные предприятия, предоставляющие услуги мобильной связи, телекоммуникационные услуги, жилищно-коммунальные услуги, и малые пред-

приятия, оказывающие бытовые услуги, ориентированные на потребителей со средним и ниже среднего дохода. [9]

Например, недорогие салоны красоты и косметологии, автосалоны, фитнес центры и.т.п. Т.е. в меньшей степени от кризиса пострадали сервисные предприятия, обладающие неэластичным спросом по доходу на услуги. Наиболее заметно снизились объемы туристских, транспортных и финансовых услуг, а также количество клиентов в ресторанном бизнесе. Т.е. предприятия, предоставляющие услуги второй необходимости или роскоши и, следовательно, обладающие высокой эластичностью спроса по доходу.

В период кризиса получил новый импульс к развитию рынок деловых интеллектуальных услуг. В первую очередь возрос спрос на услуги, призванные поддерживать конкурентоспособность бизнеса, в их числе:

• «обязательные» - такие как аудит финансовой отчетности предприятия, юридические услуги по оценке договоров, заключенных компанией, и. т. п.; оказание такого рода услуг, зачастую осуществляется на условиях аутсорсинга - кадровым агентствам отдаются функции подбора персонала, независимым аудиторским фирмам функции внутреннего аудита

• «добровольные» - консультационные услуги, направленные на повышение эффективности ведения бизнеса, привлечение капитала, управление рисками и другие аспекты бизнеса. В частности, услуги по оптимизации расходов, эффективному управлению оборотным капиталом, комплексному анализу текущих проектов для определения их приоритетности в условиях кризиса, управление ИТ-рисками или рисками корпоративного мошенничества. [10]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперты отмечают, что основными потребителями деловых интеллектуальных услуг, являются крупные, платежеспособные компании. Этим объясняется сосредоточение компаний-операторов в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Региональные компании, как отмечают столичные аналитики данного рынка, потенциальные покупатели интеллектуального продукта представлены в основном малыми и средними фирмами. Они ведут себя более

сдержано и настороженно на рынке интеллектуальных услуг, считая расходы на внешний консалтинг, экспертизу, коучинг, и т.п. избыточными для своего бюджета, и предпочитают более консервативные схемы в отношении возможных путей развития собственного бизнеса. По мнению директора рекламно-издательского центра «Деловой партнер» И.Беловой, «понимание необходимости интеллектуальных услуг пока обратно пропорционально удаленности территории: чем дальше от столиц, тем более настороженно ведут себя представители бизнеса, - считает она. - Это психологические особенности российского менталитета: нет культа саморазвития, моды на самосовершенствование. Внешние застывшие признаки благополучия зачастую превалируют над желанием практиковать новые подходы и получать новые знания».[11]

Действительно, сдерживающим фактором развития рынка интеллектуальных услуг является невысокий уровень человеческого капитала потенциальных потребителей услуг. Интеллектуальная услуга является «знаниеем-кой», а потому предполагает умение клиента воспользоваться оказанной услугой. Тем не менее, думается, что основной сдерживающей причиной развития этого рынка в регионах является в большей степени низкая платежеспособность малого и среднего бизнеса, а не его недостаточная компетенция или особенности российского менталитета, как считают некоторые представители деловых кругов в столице. В этом случае выходом для малых и средних предприятий будет являться возможность воспользоваться привилегиями члена бизнес-ассоциации. Одним из направлений деятельности региональных предпринимательских объединений в настоящее время является организация образовательных программ для предпринимателей с привлечением приглашенных консультантов, что существенно может сократить расходы на оплату дорогостоящего внешнего высококвалифицированного специалиста и продвинуть бизнес, сэкономив на оплате обучения за тренинги, рекрутинг и т.п. в столичной фирме. А для продавцов интеллектуальных услуг — возможность выйти на региональные рынки. Рост спроса на интеллектуальные услуги в регионах

со стороны малых и средних компаний, выживших в кризис, может быть обусловлен:

• необходимостью экспертной оценки предприятий, которые ищут новые пути развития и сокращения управленческих затрат;

• наличием свободных средств у расширяющихся компаний, которые могут быть направлены на развитие;

• осознанием недостатка собственных интеллектуальных ресурсов и средств, необходимых для развития бизнеса.

Конкурентоспособность предприятий этого сегмента рынка услуг обуславливается возможностью доступа к современным информационнокоммуникационным технологиям. Следовательно, устойчивый спрос на подобные услуги в свою очередь стимулирует развитие 1Т-рынка. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых взаимосвязанных услуг: системная интеграция в информационной безопасности и 1Т-инфраструктурах, 1Т-сервис, разработка и внедрение решений по защите персональных данных, а также все виды консультационных услуг и т.п.

Развитие сети Интернет и использование 1Т -технологий субъектами малого и среднего бизнеса в прочих сервисных секторах в свою очередь:

• способствуют сближению производителей и потребителей услуг, за счет существенной экономии времени на коммуникативные транзакции, отражая стремление клиентов получать более быстрое и удобное обслуживание;

• снижают территориальную привязку потребителей и производителей к конкретному месту, приводя к уменьшению издержек на приобретение, обустройство или аренду офисного помещения;

• способствуют распространению результативных методов современного менеджмента, оптимизирующих бизнес-процессы (снижение управленческих рисков, изменение содержания труда персонала и т.п.);

• стимулируют инновационную активность в фирме.

Именно высокотехнологичный национальный рынок компьютерных услуг в настоящее время является одним из важных индикаторов конкурентоспособности страны на мировом рынке. Сектор услуг в сфере информационных технологий активно стал в России развиваться с середины первого десятилетия XXI века. В докризисный период экспорт в данной области вырос в трое, превысив 3 млрд долл. в 2008 г. [12, с.8] Однако доля информационных технологий на сегодняшний момент в ВВП России составляет не больше 5%. Чтобы изменить структуру экономики и обеспечить ее конкурентоспособность на внешних рынках необходимо увеличить этот показатель, по расчетам академика А. Аганбегяна как минимум в 3 раза, т.е. до 15% в ВВП страны. [13, с.53]

В конечном итоге использование информационных технологий в экономике позволило перейти к созданию новых моделей ведения малого бизнеса,

• подразумевающих переход к трансграничному горизонтальному и прямому обмену информацией между производителем услуги и к его клиентом;

• способствующих расширению консультативных процессов, увеличению числа децентрализованных решений в бизнесе;

• приводящих к появлению клиентских сетей с участниками, находящихся в разных странах.

Таким образом, благодаря распространению информационных технологий с начала XXI века отмечается тенденция активного включения в международные экономические отношения именно малых и средних предпринимательских структур, путем создания так называемой «разновидности ТНК малого бизнеса», в том числе и через каналы социальных сетей, в отраслевых нишах, которые мало интересны крупному бизнесу. Рост количества торгуемых услуг, предоставляемых малым бизнесом, том числе расширение спектра туристских услуг, образовательных, консультационных и т.п. обусловлен не в

последнюю очередь развитием Интернета. Не случайно, специалисты говорят о формировании виртуального рыночного пространства не разделенного границами, как следствие экономической глобализации.

Распространение электронных контактов позволяет предпринимателю создавать и расширять и обновлять клиентскую базу для малого предприятия. Клиентам сервисных, в том числе виртуальных предприятий, сетевое взаимодействие позволяет оперативно и широко распространять информацию о том кому из хозяйствующих субъектов можно или нельзя доверять. Таким образом, преодолевается информационная асимметрия и, следовательно, снижаются риски и неопределенности поведения обоих сторон имеющие место быть в любой сделке по предоставлению услуг, в силу ее специфики (гетерогенности, неконтролируемости результата и.т.п.). Наличие собственного сайта предприятия, в том числе микропредприятия, способствует расширению пределов устойчивости бизнеса. Позволяет оптимизировать мелкому предпринимателю структуру издержек на рекламу, представительские расходы. Помимо всех прочих преимуществ, наличие собственного сайта предприятия расширяет возможности для предпринимателя выхода на внешний рынок.

Путем разработки и внедрения электронных платформ типа В2В возможно решить проблему поиска потенциального инвестора для малого предпринимателя и поиска потенциально коммерчески выгодных проектов и их оценки для инвесторов (например, для бизнес-ангелов). Эффективными создателями и модераторами таких ресурсов могут стать отраслевые биснес-ассоциации, региональные торгово-промышленные палаты. [14, с. 134]

По данным рейтинга «Эксперт-400» В 2011 году именно компании, оказывающие услуги в области информационных технологий демонстрировали самые высокие темпы роста в посткризисный период, наряду с промышленностью и инфраструктурным строительством (рисунок 4). Подобный факт косвенным образом свидетельствует об оживлении потребительского спроса на

рынке деловых услуг в России и является позитивной тенденцией начала второго десятилетия 2000-х годов

Розничная торговля

Промышленность Банки

Оптовая "орговля Телекомм^икации и :вя:ь

Транспорт

Ж|-ли цно-ти м унальн ое ХОЗЯЙСТВО

Информационные технслогии Страхозаше

Строительство"'

-30 5о То 0 10 20 30 40 50

Темп прироста, %

■ 2007 1 2008 □ 20С9 12010 И2011

Рис. 4. Отрасли лидеры по темпам роста 2007-2011гг http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011/trends/return_form/

Таким образом, основными детерминантами развития малых предприятий сферы услуг на современном этапе являются:

• продолжающиеся процессы концентрации производства сферы услуг, стимулирующие мелких предпринимателей на выявление и генерацию специфических потребительских сегментов, не охваченных крупным бизнесом, а также на поиск новых форм и методов организации бизнеса;

• углубление внутриотраслевой специализации и разделения труда, приводящее к появление новых рынков услуг;

• высокий уровень самоорганизации предпринимателей малого и среднего бизнеса, обусловленный неблагоприятным предпринимательским

климатом, несовершенством государственных программ поддержки малого бизнеса и недостаточностью институциональной инфраструктуры малого бизнеса;

• невысокие темпы структурных сдвигов сферы услуг, консервирующие секторальные диспропорции в развитии малого бизнеса;

• рост спроса на интеллектуальные деловые услуги, вызванный необходимостью преодоления неблагоприятных последствий финансового кризиса 2008 г.

• формирование виртуального рыночного пространства и новых моделей ведения малого бизнеса, вследствие развития информационных технологий.

Список литературы

1.Рейтинг крупнейших компаний - "Эксперт-400", 2011. ЦКЪ: http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011/ (дата обращения: 15.09.2012).

2.Миндич Д. Возвращение формы. ЦКЬ:

http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011/trends/return_form/ (дата обращения: 15.09.2012).

3. Доли рынка мобильных операторов : Вести. Экономика. 31.05.12. ЦКЬ: http://www.vestifinance.ru/infographics/1158 (дата обращения: 10.09.2012).

4. Стевенс Р. Особенности и тенденции развития внемагазинной торговли России: текущее состояние, потенциал развития, регулирование. ЦКЪ: http://www.tpprf.ru/common/upload/kom27_analitic_VMT_06.2011.pdf (дата обращения: 15.09.2012).

5. Эксперты прогнозируют рост рынка вендинга в РФ в 10 раз : РБК

27.10.2011. URL:http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20111027110455.shtml (дата обращения: 02.09.2012).

6. См.: Гончарова А. Опечатка капитализма : "Коммерсантъ Секрет

Фирмы". 02.04.2012. №4 (320). ШЬ:

http://www.kommersant.ru/doc/1891370?isSearch=True; Лига хостелов. URL: http://ruhostels.ru/news.html (дата обращения: 02.09.2012).

7. Тенденции развития рынка юридических услуг в 2011 году. URL: http://www.lawfirmmanagement.ru/publications/articles/56-up.html (дата обращения: 04.09.2012).

8. Что думают компании сферы услуг о вступлении в ВТО. 16.02.2012:

URL: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_1006.html (дата обращения:

20.04.2012).

9. http ://www. gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/ d02/Image2789. gif (дата обращения: 05.09.2012).

10. Сергеев М. Кризис дорогих удовольствий. Отечественная сфера услуг стремительно теряет клиентов. Независимая газета. 2008-12-04. URL: http://www.ng.ru/economics/2008-12-04/1_pleasures.html (дата обращения:

15.09.2012).

11.Дегтерева В. А. К вопросу о согласовании инвестиционных приори-

тетов развития сферы сервиса в кризисной экономике // Проблемы современной экономики. 2010. N 3 (35). URL: http://www.m-

economy.ru/art.php?nArtId=3290 (дата обращения: 15.09.2012).

12.Подкиньте бизнесу знаний, и он поплывет быстрее // НДП "Альянс Медиа" 26.03.2011. URL: http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=896293 (дата обращения: 16.09.2012).

13. Кудрин А., Сергиенко Щ. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2011. №3. С.4-19.

14. Аганбегян А. О месте экономики России в мире // Вопросы экономики. 2011. №5. С.43-55.

15. Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес // Вопросы экономики. 2011. № 1. С.127-137.

References

1. Reyting krupneyshikh kompaniy - ”Ekspert-400”, 2011.

http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011/ (accessed September 09, 2012).

2. Mindich D. Vozvrashchenie formy.

http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011/trends/return_form/ (accessed September 09, 2012).

3. Doli rynka mobil'nykh operatorov. Vesti. Ekonomika. 31.05.12. http://www.vestifinance.ru/infographics/1158 (accessed September 10, 2012).

4. Stevens R. Osobennosti i tendentsii razvitiya vnemagazinnoy torgovli Rossii: tekushchee sostoyanie, potentsial razvitiya, regulirovanie.

http://www.tpprf.ru/common/upload/kom27_analitic_VMT_06.2011.pdf (accessed September 15, 2012).

5. Eksperty prognoziruyut rost rynka vendinga v RF v 10 raz.: RBK

27.10.2011. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20111027110455.shtml (accessed September 02, 2012).

6. Sm.: Goncharova A. Opechatka kapitalizma. "Kommersant" Sekret Firmy".

02.04.2012. no (320). http://www.kommersant.ru/doc/1891370?isSearch=True; Liga khostelov. URL: http://ruhostels.ru/news.html (accessed September 02, 2012).

7. Tendentsii razvitiya rynka yuridicheskikh uslug v 2011 godu. http://www.lawfirmmanagement.ru/publications/articles/56-up.html (accessed September 04, 2012).

8. Chto dumayut kompanii sfery uslug o vstuplenii v VTO. 16.02.2012: URL: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_1006.html (accessed April 20, 2012).

9. http ://www. gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/ d02/Image2789. gif (accessed September 04, 2012).

10. Sergeev M. Krizis dorogikh udovol'stviy. Otechestvennaya sfera uslug

stremitel'no teryaet klientov. Nezavisimaya gazeta. 2008-12-04.

http://www.ng.ru/economics/2008-12-04/1_pleasures.html (accessed September 15, 2012).

11. Degtereva V. A. Problemy sovremennoy ekonomiki 35, no 3 (2010). http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3290 (accessed September 15, 2012).

12. Podkin'te biznesu znaniy, i on poplyvet bystree. NDP "Al'yans Media"

26.03.2011. http://www.allmedia.ru/newsitem.asp?id=896293 (accessed September

16, 2012).

13. Kudrin A., Sergienko Shch. Voprosy ekonomiki, no. 3 (2011): 4-19.

14. Aganbegyan A. Voprosy ekonomiki, no. 5 (2011): 43-55.

15. Shilov A. Voprosy ekonomiki, no. 1 (2011): 127-137.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Жилинкова Ирина Николаевна, соискатель кафедры внешнеэкономической деятельности и торгового дела, старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики

Санкт-Петербургский торгово-экономиче^ий университет ул. Новороссийская, д.50, г. Санкт-Петербург, 194021, Россия е-mail: irin_Z@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zhilinkova Irina Nikolaevna, competitor of the chair of foreign economic relations and trade, senior lecturer of the chair of economic theory and world economy.

St. Petersburg University of Trade and Economics

50, Novorossiyskaya street, St. Petersburg, 194021, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е-mail: irin_Z@rambler.ru

Рецензент:

Котляров Иван Дмитриевич, к.э.н., доцент кафедры внешнеэкономической деятельности и торгового дела Санкт-Петербургского торгово-экономического института

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.