Научная статья на тему 'Перспектива развития малого бизнеса сферы услуг в Краснодарском крае'

Перспектива развития малого бизнеса сферы услуг в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СФЕРА УСЛУГ / ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА СФЕРЫ УСЛУГ / SMALL BUSINESS / THE SCOPE OF SERVICES / PROGRAMME / THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранович К. К., Каранович М. К.

В статье рассматриваются вопросы развития малого бизнеса сферы услуг в Краснодарском крае. Приведены результаты исследования состояния сектора малого бизнеса в Краснодарском крае. Обозначены направления совершенствования механизма поддержки малого бизнеса сферы услуг на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каранович К. К., Каранович М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECT OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS SERVICES IN KRASNODAR KRAI

In article the condition of small business of a services sector in Krasnodar Krai is considered. The result of research of a condition of sector of small business is given in Krasnodar Krai. The directions of improvement of the mechanism of support of small business of a services sector at regional level are designated.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития малого бизнеса сферы услуг в Краснодарском крае»

вары и услуги) в поисках максимальной выгоды (снижение себестоимости, увеличение прибыльности, повышение степени удовлетворенности клиентов и т.д.) иногда в разрез с собственными возможностями.

Прогрессивный лидер - крупные предприятия, реализующие активную инновационную политику, имеют большой бюджет и штат специалистов, занимающихся обоснованием необходимости внедрения той или иной инновации.

Озабоченный имиджем - малые предприятия, которые используют внедренные инновационные продукты, как способ подчеркнуть свою конкурентную позицию. Как правило, в большей степени такие предприятии ориентированы на внешнюю среду, при этом уделяя недостаточно внимания эффективности внутренних бизнес-процессов.

Эффективный последователь - средние успешные на рынке предприятия, использующие инновационные продукты (товары и услуги) в том числе для повышения собственного имиджа в глазах своих потребителей и партнеров. В то же время данные предприятия, как правило, внедряют инновации уже кем-то опробованные на рынке и приносящие стабильный результат.

Преуспевающий лидер - крупные предприятия, первыми внедряющие инновации для достижения положительного имиджа в глазах потребителей и партнеров.

Решительный практик - малые, средние и крупные предприятия. Основная цель реализации инновационной политики данных предприятий - достижение собственных целей. Поэтому выбор внедряемых инноваций у них строго обоснован и согласован с общим планом развития предприятия.

Осторожный потребитель - малые, средние и крупные предприятия, внедряющие инновации для замены морально устаревшей продукции.

На рисунке 2 представлены модели поведения физических лиц.

Классификация типов покупательского поведения физических лиц произведена по следующим параметрам: интенсивность потребления (низкая, средняя, высокая), уровень образования (низкий, средний, высокий, очень высокий), уровень дохода (низкий, средний, высокий) и мотивы потребления. Таким образом, было выделено 9 классов потребителей: рискующий испытатель, технологический адепт, амбициозный подражатель, экспериментатор, убежденный искатель, уверенный потребитель, социально открытый индивид, консерватор, традиционалист. Каждый представленный класс характеризуется некоторыми определенными параметрами поведения: скорость принятия решения о покупке, возможность повторной покупки, авторитетность в глазах других групп потребителей.

Таким образом, определение психографических типов потребителей инновационных телекоммуникационных продуктов позволит увеличить рентабельность продаж за счет персонализации предложения, а также повысить эффективность процесса принятия решений по управлению телекоммуникационным предприятием на основе моделирования поведения выделенных типов.

Литература:

1. Дли М.И., Какатунова Т.В. Нечеткие когнитивные модели региональных инновационных систем // Интеграл. 2011. №2(58). С. 16-18.

2. Дли М.И., Какатунова Т.В. Процедура распространения результатов инновационной деятельности в регионах // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. №1. С. 5-8.

3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - Киев: «Ваклер» -2006. - 399 с.

4. Мухина М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов // Маркетинг в России и за рубежом. №3. 2000.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА СФЕРЫ УСЛУГ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Каранович К.К., к.э.н., доцент ФГПОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

Каранович М.К., к.э.н., доцент ФГПОУ ВПО «Сочинский государственный университет»

В статье рассматриваются вопросы развития малого бизнеса сферы услуг в Краснодарском крае. Приведены результаты исследования состояния сектора малого бизнеса в Краснодарском крае. Обозначены направления совершенствования механизма поддержки малого бизнеса сферы услуг на региональном уровне.

Ключевые слова: малый бизнес; сфера услуг; программы; государственная поддержка малого бизнеса сферы услуг,

PROSPECT OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS SERVICES IN KRASNODAR KRAI

Karanovich K., Ph.D., Associate Professor, FGPOU VPO «Sochi State University»

Karanovich M., Ph.D., Associate Professor, FGPOU VPO «Sochi State University»

In article the condition of small business of a services sector in Krasnodar Krai is considered. The result of research of a condition of sector of small business is given in Krasnodar Krai. The directions of improvement of the mechanism of support of small business of a services sector at regional level are designated.

Keywords: small business; the scope of services; programme; the State support of small business services

В последние годы потенциал экономики Краснодарского края приобрел огромный интерес, как в научных, так и в бизнес кругах. Уровень развития Краснодарского края получил высокую оценку в процессе многих исследований. Для общего представления об уровне развития края отметим, что согласно рейтингу, проведенному общественной организацией ОПОРА РОССИИ в 40 регионах в рамках проекта «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011» Краснодарский край, наряду с Московской областью, Челябинской областью, Ставропольским краем и Самарской областью, занимает одно из лидирующих позиций по качеству условий для развития малого бизнеса сферы услуг [1]. В валовом региональном продукте Краснодарского края сфера услуг составляет около 55% и будет увеличиваться, что привлекает инвесторов в эту сферу. Планируется к 2020 году довести долю малого бизнеса в ВРП края до 60 процентов [2].

Краснодарский край входит в тройку лидеров в России по раз-

витию малого бизнеса, а в ЮФО по основным показателям развития занимает первое место. Общее количество субъектов малого бизнеса по состоянию на 2011 год составляло 48 534 (Таблица 1)

[3].

В 2011 году численность занятых на малых предприятиях снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на один процент и составила, по оценке, 124,848 тыс. человек, из которых 13 934 тыс. человек работники списочного состава, 9 746-замещали рабочие места на правах внешних совместителей и 4188

- работали по договорам гражданско-правового характера.

Малыми предприятиями за обследуемый период вложено 11 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в действующих ценах на 24% больше соответствующего периода прошлого года. Оборот малых предприятий составил 315,0 млрд. рублей.

Для рассмотрения объекта исследования - малого бизнеса сферы услуг - обратимся к данным таблицы 2, характеризующую ко-

Таблица 1. Показатели развития малого бизнеса в регионе1

Малые предприятия

ПОКАЗАТЕЛИ всего из них микро-предпр и яти я

2008 2009 2011 2008 2009 2011

Число предприятий (на конец года) 42071 538942’ 54532 34965 467192) 48534

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек 295806 309204 315113 102836 112707 124848

Средняя численность внешних совместителей, человек 24171=» 24084 17825 113073’ 14613 9746

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, человек 99793) 11976 10500 З7623> 6438 4188

Оборот предприятий, млрд.рублей 570,9 683,5 763,2 220,3 229,8 315,8

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей З6,03> 34,7 38,4 6,93> 6,2 11,0

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) 19,8 21,2 21,9 6,9 7,7 8,7

Оборот предприятий 35,3 37,5 32,9” 13,6 12,6 13,6”

Инвестиции в основной капитал ^ 10,83' 9,2 5,7'1 2,13) 1,7 1,6:>

личественную отраслевую структуру организаций сферы услуг[3]. В приведенной таблице некую сложность представляет методика выделения видов экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, а именно раздел G «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Так в ряде источников некоторые виды деятельности, входящие в названный раздел представляют собой продолжение процесса производства сферы обращения и относятся таким образом, к сфере материального производства. Также возникает сложность с разделом I «Транспорт и связь». Здесь возможно разделение на две ветви: транспорт и связь в промышленном и сельскохозяйственном производстве, представляющая собой, как и в первом случае, продолжение процесса производства и относящийся к материальному производству; и услуги транспорта и связи населению, представляющую собой непроизводственную сферу. Данные таблицы не позволят более детально рассмотреть выделенные разделы с целью более корректного проведения анализа, поэтому представим возможным их отнесение к нематериальной сфере.

Преобладающее количество малых предприятий - 49,1 % осуществляли деятельность в «Оптовой и розничной торговле; ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». Из общего числа предприятий организации, занимающиеся «Операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 27,5 %».

Доля «Транспорта и Связи» (8,7%) обусловлена не только высокоразвитым транспортным комплексом краснодарского края, но и включением в этот раздел различных видов деятельности туристских агентств, которые входят в важную отрасль специализации экономики Краснодарского края - туризм.

Еще два вида деятельности сферы услуг в крае имеют большое значение «Гостиницы и рестораны» и «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг» со значение 7,9% и 3,09% соответственно, то также связано с включением в эти разделы многих видов деятельности прямо или косвенно формирующих рекреационный комплекс Кубани. Таким образом, в непроизводственной сфере Краснодарского края явно просматривается по-

вышенное значение рекреационного комплекса.

По показателям, можно сделать вывод, данный сектор экономики имеет развитую социально-экономическую среду и благоприятную ситуацию на рынке услуг.

Кроме статистических показателей, важным результатом исследования является изучение механизма государственной поддержки организаций малого бизнеса сферы услуг, которая включает в себя помощь в получении кредитов, субсидирование затрат предпринимателей по целому ряду направлений деятельности, поддержку бизнеса на этапе старта, а также информационную и консультативную помощь. Все эти направления заложены в краевую целевую программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае, на которую ежегодно выделяются значительные средства [4].Например, в 2011 году на поддержку предпринимательства было выделено свыше 364 миллионов рублей.

Немалую роль в формировании благоприятного бизнес климата играют объекты инфраструктуры. На краевом уровне созданы Гарантийный фонд, бизнес-инкубатор, строится взаимодействие с Торгово-промышленной палатой и общественными объединениями предпринимателей. Также значимым инструментом можно назвать проведение семинаров и курсов повышения квалификации для субъектов малого и среднего бизнеса во всех муниципальных образованиях края. Особенно важно вооружать знаниями о правилах ведения бизнеса, знакомить с основами менеджмента и маркетинга, разъяснять условия получения государственного и муниципального заказа начинающим предпринимателям. По вопросам обучения предпринимателей и повышению уровня их профессиональной подготовки необходимо уделять самое пристальное внимание.

Кроме того, совместно с органами местного самоуправления администрацией края разработаны и предложены малому бизнесу порядка 400 инвестиционных проектов «под ключ» для их реализации на всей территории Краснодарского края. Несколько десятков соглашений в сфере малого и среднего предпринимательства, заключенных в рамках инвестиционного форума «Сочи-2012». Главная цель — создание условий для дальнейшего успешного разви-

1 1) Здесь и далее: по данным оперативной отчетности.

2) Увеличение числа малых предприятий в сравнении с 2008 годом обусловлено изменением методологии Росстата по формированию перечня обследуемых малых предприятий.

3) Без учета сельскохозяйственных микропредприятий.

4) От общего объема инвестиций в основной капитал, включающего инвестиции индивидуальных застройщиков, объемы неформальной (скрытой) деятельности.

Таблица 2. Количество организаций малого бизнеса сферы услуг в 2011 году

ВСЕГО Единиц В процентах к итогу

малью предприятия малые предприятия

всего из них микропр едпри яг ИЯ всего из них м икропре дприяг ИЯ

из них: 39179 35469 100 90,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 19251 17489 49,1 49,3

гостиницы и рестораны 3113 2661 7,9 7,5

транспорт и связь 3407 3069 8,7 8,7

в том числе связь 284 252 0,7 0,7

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 10583 9749 27,5 27,5

в том числе научные исследования и разработки 258 230 0,66 0,65

образование 142 124 0,36 0,35

здравоохранение и предоставление социальных услуг 930 839 2.4 2,37

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1211 1056 3,09 2,97

тия малого бизнеса на Кубани. И для этого необходимо совершенствовать механизмы финансовой поддержки бизнеса, увеличивать доступность денежных средств на начальном этапе ведения бизнеса, содействовать созданию новых и модернизации существующих компаний. Особое внимание необходимо уделять повышению финансовой грамотности предпринимателей. Для решения этих задач постоянно разрабатываются новые виды субсидирования затрат предпринимателей, увеличена капитализация Гарантийного фонда, прорабатываются вопросы дистанционного обучения предпринимателей ведущими ВУЗами региона через Интернет.

Сейчас муниципальные образования гораздо активнее разрабатывают собственные программы развития малого бизнеса, подают заявки на софинансирование из краевого бюджета. Также на муниципальном уровне должна решаться задача обеспечения предпринимательского сообщества информационной и консультационной поддержкой. В каждом районе края необходимо создать комплекс объектов инфраструктуры, обеспечивающих всестороннюю поддержку предпринимателей на местах.

В настоящее время, в регионе действует 170 муниципальных организаций инфраструктуры, однако не все они одинаково позитивно влияют на развитие малого бизнеса. В первую очередь, отмечена эффективность работы центров содействия развитию малого предпринимательства при ТПП, которые есть почти в каждом муниципальном образовании. Всего в крае существует 44 организации консультационной поддержки и 40 бизнес-объединений.

Что касается финансовой помощи, то среди 18 организаций кредитной поддержки, только 2 гарантийных фонда, отсутствие муниципальных фондов гарантий и поручительств, а также муниципальных микро-финансовых центров, безусловно, влияет на обеспеченность малого бизнеса кредитными ресурсами. Заметим, что недофинансирование инвестиционных проектов малого бизнеса остаётся довольно высоким.

Инфраструктурная поддержка малого бизнеса, рассчитанная по абсолютным показателям, закономерно наиболее высока в г. Краснодар. В г. Краснодар действуют Государственное унитарное предприятие Краснодарского края «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса», ЗПИФ ОР (В)И «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края», Торгово?про-мышленная Палата Краснодарского края, Некоммерческая организация «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края», Кубанский сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Гарант Кубани», Кубанский сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Деловой партнер», ООО «Межрегиональный центр обслуживания малых и средних предприятий югинформинвест», Краснодарское отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Высокие абсолютные показатели обеспеченности инфраструктурной поддержкой также зафиксированы в Кавказском районе, городе Анапе, Армавире, Новороссийске.

Рис. 1. Инфраструктура поддержки малого

Муниципальные программы поддержки существуют в 100% (44 из 44) муниципальных образований, что является очень высоким показателем.

Финансовые возможности реализации поддержки малого бизнеса сферы услугу разных муниципальных образований — различны. Безусловно, наиболее широки они в тех, в которых администрации удалось добиться инвестиционного участия краевого или федерального центра. Чаще всего эти средства направляются на создание организаций инфраструктуры поддержки. Однако, отсутствие дополнительных вливаний в муниципальный бюджет на эти направления не может быть оправданием бездействия муниципальной власти. Нельзя не отметить, что многие мероприятия программ не требуют финансирования из бюджета: их наличие или отсутствие целиком зависит от активности администраций муниципального образования.

Совместно с рядом программ развития, содействия и поддержки субъектов малого бизнеса в различных муниципальных образованиях края программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009-2012 годы» составляет единый комплекс, направленный на развитие и поддержку благоприятного бизнес климата. Развитие законодательной базы поддержки малого бизнеса является одной из приоритетных задач не только краевой программы поддержки, но и упоминается в этом качестве в большинстве муниципальных программ. Реальные результаты законодательной активности в муниципальных образованиях полностью соответствуют заявленным приоритетам - в целом, за время, учитываемое в рамках исследования, муниципальными администрациями было принято 546 локальных нормативно-правовых актов (в т. ч. 126 законодательно оформленных изменения в ранее принятые НПА).

Говоря о направлениях законодательной поддержки малого бизнеса, стоит отметить, что большинство НПА были посвящены регламентации предоставления субсидий муниципального бюджета субъектам малого бизнеса сферы услуг:

- субсидирование процентной ставки по кредитам;

- гранты на открытие бизнеса;

- субсидии на мероприятия по энергосбережению;

- субсидии на мероприятия по передаче на аутсорсинг организаций малого бизнеса непрофильных функций муниципальных учреждений.

Другая значимая часть законодательной активности была направлена на регламентацию различных мероприятий (конкурсов, выставок, конференций, форумов) для предпринимателей, а также учреждения организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В настоящее время в целях дальнейшей реализации государственной политики, направленной на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», Законом Краснодарского края от 4 апреля 2008 года №1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» утверждена долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы» [5].

бизнеса в муниципальных образованиях

Малый бизнес Краснодарского края активно развивается. В то же время в сфере малого в Краснодарском крае имеются проблемы, которые носят комплексный характер и не могут быть решены в течение одного финансового года. Программой определены мероприятия по развитию малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2013-2017 годы, реализация которых позволит: совершенствовать систему государственной поддержки малого бизнеса в Краснодарском крае, обеспечить развитие данного сектора экономики в приоритетных направлениях социально-экономического развития Краснодарского края, а также оптимально использовать финансовые ресурсы, выделяемые на развитие малого бизнеса сферы услуг.

Таким образом, реализация программных мероприятий по развитию малого бизнеса в Краснодарском крае обеспечит повышение конкурентоспособности данного сектора экономики в Краснодарском крае, будет иметь значительный мультипликативный эффект и окажет существенное влияние на общее социально-экономическое развитие Краснодарского края и рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней

Только совместными и системными усилиями всех уровней власти поддержка малого бизнеса сферы услуг будет действенна.

Литература:

1. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011/ результаты исследовательского проекта URL: http:// opora.ru/legal/analysis/research//[Электpонный ресурс] (дата обращения 30.10.2012).

2. Закон Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [Электронный ресурс] //Краснодарский край: офиц. портал. URL: http://www.krasnodar.ru (дата обращения 01.11.2012).

3. Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края. 2012: Стат. сб./ Краснодарстат. - 2012. - 120 с.

4. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2009 г. № 150 «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» на 2009 - 2012 годы» (с изменениями от 7, 29 сентября, 14 декабря 2009 г., 19 июля, 28 октября 2010 г., 10 мая, 25 июля, 21 октября 2011 г.) [Электронный ресурс] //Краснодарский край: офиц. портал. URL: http://www.krasnodar.ru (дата обращения 30.10.2012).

5. http://mbkuban.ru/[Электpонный ресурс] (дата обращения 30.10.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.