Научная статья на тему 'Анализ бизнес-среды малого предпринимательства Краснодарского края посредством системы интегральных показателей'

Анализ бизнес-среды малого предпринимательства Краснодарского края посредством системы интегральных показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2878
770
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / БИЗНЕС-СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / BUSINESS CLIMATE / BUSINESS ENVIRONMENT / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плешакова Марина Владимировна

Одной из приоритетных задач Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач. Общеизвестно, что характер деятельности субъектов малого бизнеса является важным индикатором делового и экономического климата в стране, поэтому поддержка развития данного сектора экономики рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики. Для оценки результативности государственной поддержки развития малого бизнеса необходима комплексная система измеримых показателей, которые не только количественно характеризуют положение и развитие этого сегмента экономики, но и отражают состояние общего бизнес-климата в стране, регионе. В статье проанализированы основные показатели и условия функционирования малого бизнеса на примере Краснодарского края. Определена система интегральных показателей, которая состоит из двух групп в зависимости от источника статистических данных: количественных предоставляемых официальными статистическими органами, а также другими органами государственной власти; качественных рассчитываемых на основе субъективной статистики по результатам независимых опросов субъектов малого предпринимательства и разнообразных исследований по данной тематике. Результаты анализа позволяют выявить и оценить спектр и масштаб основных проблем и препятствий на пути развития малого бизнеса, а также возможность своевременно контролировать и корректировать цели и задачи государственной политики по развитию малого предпринимательства в крае. В статье показаны результативные меры государственной помощи в Краснодарском крае по формированию благоприятной бизнес-среды. Автором делается вывод, что фактор государственной поддержки малого предпринимательства заключает в себе серьезный потенциал содействия развитию данного сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of small businesses as market institutes that would provide the solution of economic and social problems, is projected as one of the most foreground tasks of the socioeconomic development of the Russian Federation in the medium-term prospects. It is generally known that the activity of small business entities is an important indicator of business and economic climate in the country. In this connection, the small business support is one of the main directions of the state policy. To assess the efficiency of state support for small business we should take into consideration the complex analysis of the measurable indicators that not only quantitatively characterize the status and the development of this economic sphere but also reflect the economic climate in the country or its regions on the whole. The article contains the review of the main indicators and conditions of small business functioning in Krasnodar Krai. The authors determine the system of the integrated indicators. It consists of two groups and depends on the source of statistical data quantitative which are provided by official statistical bodies, and qualitative calculated on the basis of subjective statistics according to the results of independent poll of small business representatives and different research on this subject. The experimental data let us clearly recognize and reveal the spectrum and the measure of the main problems and obstacles in the expansion of small business as well as control and correct the objectives and tasks of the state policy on small business development in the region. The article describes the effective measures of the state support in Krasnodar Krai on forming the favorable business environment. The author comes to the conclusion that the factor of small business state support contains a significant potential of improving this sector.

Текст научной работы на тему «Анализ бизнес-среды малого предпринимательства Краснодарского края посредством системы интегральных показателей»

®

DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.6.7

УДК 346.26:339

ББК 65.290.31(2Рос-4Кр)

АНАЛИЗ БИЗНЕС-СРЕДЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ПОСРЕДСТВОМ СИСТЕМЫ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Плешакова Марина Владимировна

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет pmv23@list.ru

ул. Ставропольская, 149, 350040 г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. Одной из приоритетных задач Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу определено развитие малого предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего решение экономических и социальных задач. Общеизвестно, что характер деятельности субъектов малого бизнеса является важным индикатором делового и экономического климата в стране, поэтому поддержка развития данного сектора экономики рассматривается в качестве одного из основных направлений государственной политики. Для оценки результативности государственной поддержки развития малого бизнеса необходима комплексная система измеримых показателей, которые не только количественно характеризуют положение и развитие этого сегмента экономики, но и отражают состояние общего бизнес-климата в стране, регионе. В статье проанализированы основные показатели и условия функционирования малого бизнеса на примере Краснодарского края. Определена система интегральных показателей, которая состоит из двух групп в зависимости от источника статистических данных: количественных - предоставляемых официальными статистическими органами, а также другими органами государственной власти; качественных - рассчитываемых на основе субъективной статистики по результатам независимых опросов субъектов малого предпринимательства и разнообразных исследований по данной тематике. Результаты анализа позволяют выявить и оценить спектр и масштаб основных проблем и препятствий на пути развития малого бизнеса, а также возможность своевременно контролировать и корректировать цели и задачи государственной политики по развитию малого пред-

3 принимательства в крае. В статье показаны результативные меры государственной помощи в Краснодарском крае по формированию благоприятной бизнес-сре-

4 ды. Автором делается вывод, что фактор государственной поддержки малого

? предпринимательства заключает в себе серьезный потенциал содействия разви-

«

Ц тию данного сектора.

¡3 Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, предпринимательский

климат, бизнес-среда, государственная поддержка.

©

В концепции развития экономики России малому бизнесу отводится немаловажная роль, поскольку именно данный вид бизнеса является самой распространенной формой предпринимательства, которому присущи мобильность, рыночная инициатива, высокий потенциал самоорганизованности, гибкость приспособления к меняющимся рыночным условиям и пр. Развитие малого предпринимательства способствует повышению уровня экономической свободы, формированию гражданского общества. Вместе с тем при оценке перспектив развития малого предпринимательства следует также иметь в виду влияние общего бизнес-климата в стране, регионе. Динамика данного фактора напрямую зависит от проводимой государством экономической политики, а также результативности комплекса мер и мероприятий, направленных на формирование благоприятной предпринимательской среды.

Условия ведения бизнеса определяются рядом факторов, таких как политика, экономика, окружающая среда. Успех или неудача в бизнесе могут зависеть в значительной степени от комбинации этих факторов. Так, государственная политика, законы и нормативные акты на государственном или муниципальном уровнях могут непосредственно влиять на бизнес через налоги, лицензионные сборы, разрешительные документы. Экономические и рыночные факторы, такие как демография, доступность капитала и сырья, транспорта, средств связи, источников энергии, а также наличие или отсутствие конкурентов, влияют на успех бизнеса в не меньшей степени. Условия ведения предпринимательской деятельности различаются по секторам экономики: в производственном секторе, который чаще всего представлен крупным бизнесом, наблюдаются высокие материальные и трудовые затраты по сравнению с непроизводственной сферой, в которой заняты в основном субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Таким образом, достоверная и актуальная информация о факторах, которые составляют бизнес-среду, является необходимым условием для эффективного функционирования предпринимательства и результативности деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере поддержки бизнеса.

При рассмотрении предпринимательского сектора используют количественные и качественные показатели, характеризующие деятельность субъектов МСП. Количественные показатели демонстрируют изменения, происходящие в бизнесе, но не дают полного представления об условиях их функционирования и результативности системы мер, принимаемых со стороны государства. Для оценки состояния предпринимательского климата следует использовать качественные показатели, которые отражают степень удовлетворенности бизнесменов имеющимися условиями ведения бизнеса и эффективность программ и процедур государственной поддержки [5]. Эффективность и результативность деятельности органов власти зависит от целостного понимания проблем малого бизнеса, и поэтому необходимо применять комплексную систему измеримых показателей, характеризующих состояние и развитие малого предпринимательства в стране, регионе.

Анализ основных показателей и условия функционирования бизнеса рассмотрим на примере сектора МСП Краснодарского края.

К основным количественным показателям, характеризующим деятельность малого бизнеса Краснодарского края, относятся: число действующих субъектов малого предпринимательства, численность работников, оборот предприятий, объем инвестиций, основные и оборотные средства и др. В Краснодарском крае количество малых предприятий в 2013 г. составило 6,0 тыс. ед. (без субъектов среднего бизнеса и микропредприятий), на них работает около двухсот тысяч человек (198,7 тыс. чел.). Оборот малых предприятий края в 2013 г. достиг 562 817,9 млн руб. (см. табл. 1). Среди регионов Южного федерального округа Краснодарский край занимает ведущее место по уровню развития данного сегмента экономики [4]. Кроме того, малые предприятия Кубани отличаются сравнительно высокой инвестиционной активностью. Объем инвестиций в основной капитал составил 32,2 млрд руб. (без микропредприятий).

Анализ состояния сектора малого бизнеса экономики Краснодарского края показывает положительную динамику его развития. Наблюдается незначительное увеличение числа субъектов малого бизнеса (в том числе и

Таблица 1

Динамика основных показателей деятельности малых предприятий (без микропредприятий) по Краснодарскому краю

Регион Количество малых Среднесписочная чис- Оборот Инвестиции

предприятий, тыс. ленность работников малых предприятий, в основной капитал,

ед. малых предприятий млн руб. млн руб.

(без внешних совмес-

тителей), тыс. чел.

2012 г. 2013г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

Краснодарский 5,9 6,0 194,9 198,7 492 849,3 562 817,9 30 576,2 32 280,3

край

Всего по ЮФО 18,3 17,4 506,8 483,5 1 120 969,7 8 095 950,0 52 404,9 35 579,2

Примечание. Составлено автором по: [6].

в расчете на душу населения), численности занятых, объемов оборота и инвестиций в основной капитал.

Нужно отметить, что по итогам января 2014 г. количество предпринимателей в РФ сократилось на 10 тыс. чел. по сравнению с январем 2013 года. Это связано с проводимой социальной политикой государства, когда страховые взносы на одного работника значительно увеличились (с 17 тыс. руб. до 35,6 тыс. руб.), и хотя в начале 2013 г. размер взносов в социальные фонды уменьшился почти в два раза, это не спасло ситуацию.

В Краснодарском крае число малых предприятий на конец 2013 г. увеличилось на 1,7 % по сравнению с 2012 г., что обусловлено в большей степени успешно проводимой региональной политикой по отношению к малому предпринимательству. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) возросла на 1,9 %, оборот предпри-

ятий - на 14,2 %, инвестиции в основной капитал - на 5,6 % [6].

В отраслевой структуре по сферам экономической деятельности в 2013 г. малое предпринимательство наиболее масштабно представлено в оптовой и розничной торговле, ремонте транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования и составляет 35,6 % от общего числа предприятий малого бизнеса. Значимым видом экономической деятельности малых предприятий (без микропредприятий) являются операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,9 %), а также строительство (14,1 %) и обрабатывающие производства (15,0 %) (см. табл. 2). Наименьший интерес у предпринимателей в этом сегменте экономики вызывают отрасли, связанные с предоставлением услуг в сфере образования, в рыболовстве и добыче полезных ископаемых (0,3 %, 0,4 % и 0,6 % соответственно) [2].

Виды экономической деятельности Доля МСП в общем объеме производства, %

Оптовая и розничная торговля, услуги, в том числе ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий 35,6

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,9

Строительство 14,1

Обрабатывающие производства 8,9

Транспорт и связь 6,7

Таблица 2

Отраслевая структура малого предпринимательства по основным видам экономической деятельности в Краснодарском крае, 2013 г.

Примечание. Составлено автором по: [6]. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2014. № 6 (29) 6 7

В целом отраслевая структура малого и среднего бизнеса Краснодарского края соответствует отраслевой структуре МСП России и практически не изменилась по сравнению с 2012 годом.

Таким образом, количественные показатели характеризуют состояние и функционирование сектора МСП в Краснодарском крае и показывают, что данный сегмент экономики является существенным фактором регионального развития.

Качественные показатели непосредственно связаны с характеристиками институциональной среды и отражают выгоды и издержки, получаемые предпринимателями от мероприятий и программ, проводимых исполнительными органами государственной власти.

К числу используемых показателей можно отнести:

- обеспеченность кредитными ресурсами, в том числе микрокредитами;

- соотношение создаваемых и ликвидируемых МСП;

- наличие межрегиональных связей;

- уровень арендных ставок и спрос на коммерческую недвижимость.

Важной задачей государственной поддержки МСП является обеспечение предприятий дешевыми кредитными ресурсами, где основное место занимают кредиты на развитие производства, внедрение инноваций. Финансирование малого и среднего бизнеса в нашей стране, как известно, осуществляется за счет трех основных источников: бюджетных средств, собственного капитала и кредитования. В структуре финансирования МСП основными источниками являются доходы от собственной деятельности и потребкредито-вание (до 90 %). Общая потребность МСП России в кредитных ресурсах составляет не менее 20-30 млрд долл., а она удовлетворена не более чем на 20-25 % [1].

В 2013 г. объемы кредитования малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае выросли более чем на 20 % и превысили объем 201 млрд руб. Приоритетными направлениями в кредитовании банков в 2013 г. являлись оптовая и розничная торговля, на долю таких кредитов приходится 45 % от общего объема выданных (по ЮФО - 41,4 %), обрабатывающие производства - 15,5 % (по

ЮФО - 25,2 %). Наблюдалось снижение кредитования отраслей сельского хозяйства, а также отраслей транспорта и связи. Малый бизнес кредитовался в основном для пополнения оборотных средств - доля таких кредитов выросла до 54 % [4].

Качественным показателем, характеризующим бизнес-среду, выступает индикатор обеспеченности МСП кредитными ресурсами, который можно рассчитать как отношение объема кредитования малых предприятий к количеству функционирующих предприятий на территории региона.

Так, обеспеченность кредитными ресурсами в Краснодарском крае в 2013 г. составила 732,5 тыс. руб. (с учетом субъектов среднего бизнеса и микропредприятий), что отражает высокие позиции среди регионов ЮФО. На субъекты малого и среднего бизнеса в крае приходится пятая часть от всех кредитов, выданных в регионе [2; 6]. Следует отметить, что в последние годы Краснодарский край по объемам кредитования не только лидирует в Южном федеральном округе, но и занимает третье место в РФ после Москвы и Санкт-Петербурга.

Соотношение создаваемых и ликвидируемых предприятий - один из показателей состояния бизнес-среды в регионе. По итогам 2013 г. число российских компаний в ЮФО, прекративших свою деятельность, достигло 24,3 тыс., а количество вновь созданных компаний составило 25,1 тыс. Согласно статистическим данным, прирост предприятий в данном секторе незначителен и составляет 4,1 %. Ситуация в Краснодарском крае подтверждает общероссийскую статистику (см. табл. 3). Число зарегистрированных предприятий в крае за анализируемый период практически не изменилось (+1,3 %), в то время как количество ликвидируемых предприятий увеличилось на 44,7 % по сравнению с 2012 годом. Негативным фактором снижения «рождаемости» малых предприятий и ликвидации имеющихся послужило решение правительства увеличить страховые взносы почти в два раза (о чем мы говорили ранее). Такая ситуация вынуждает предпринимателей сворачивать свой бизнес или уходить в «подполье».

Качественным показателем, характеризующим привлекательность бизнес-среды региона, выступает наличие межрегиональных

Таблица 3

Показатели зарегистрированных и ликвидируемых организаций по Краснодарскому краю в 2012-2013 гг.

Регион Число зарегистрированных Число официально ликвидируемых

организации организации

Всего На 1000 Всего На 1 000

организаций, организаций,

учтенных в Статис тическом учтенных в Статистичес-

регистре Росстата ком регистре Росстата

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

Краснодарский 10 371 10 506 80,1 80,4 6 789 12 295 52,4 94,1

край

ЮФО 24 507 25 137 82,5 84,7 23 916 24 365 80,5 82,1

Примечание. Составлено автором по: [6].

связей. Формами межрегиональных связей являются товарообмен, миграция населения, финансовые, транспортные потоки и т. п. Важным критерием деловой активности бизнеса на территории Краснодарского края выступает развитая система транспортных коммуникаций. По мнению аналитического центра «РО-МИР», чем активнее авиапассажиропоток в столицу страны, тем выше степень деловой активности территории, а значит, лучше качество предпринимательской среды.

Сейчас ежедневно аэропорт Краснодара обслуживает до 25 внутренних и 10 международных рейсов. Общее количество рейсов за день из Краснодара в Москву - не менее 15 (см. табл. 4).

Таким образом, Краснодарский край по степени активности авиапассажироперевозок

среди субъектов Южного федерального округа занимает второе место, уступая лишь г. Ростову-на-Дону. Это значит, что уровень деловой активности в крае достаточно высок, о чем свидетельствует успешно проводимая краевыми властями экономическая политика по поддержке и развитию предпринимательства.

Своеобразным индикатором, характеризующим бизнес-среду, выступает уровень арендных ставок и спрос на коммерческую недвижимость. По данным экспертов компании «КАЯН», обеспеченность офисными площадями в г. Краснодаре составляет 128 кв. м на 1 тыс. жителей. Это средний показатель по сравнению с другими региональными центрами РФ. Тем не менее г. Краснодар значится в числе лидеров по объему качественных

Таблица 4

Субъект Федерации, Административный центр Количество полетов, совершаемых

входящий в состав ЮФО из административного центра в Москву (ежедневно)

Астраханская область Астрахань 5

Волгоградская область Волгоград 8

Краснодарский край Краснодар 15

Республика Адыгея Майкоп Нет

Республика Калмыкия Элиста 3 рейса в неделю

Ростовская область Ростов-на-Дону 19

Общее количество рейсов, совершаемых из административного центра ЮФО

в Москву, 2014 г.

Примечание. Составлено автором. ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2014. № 6 (29) 69

офисных площадей среди городов Южного федерального округа, но отстает от ведущих центров деловой активности Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и др.

Предпринимательский спрос в крае значительно отстает от предложения на рынке коммерческой недвижимости, тем не менее при достаточном количестве офисных площадей существуют проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса. Одна из наиболее распространенных - завышение арендных ставок (см. табл. 5). Факторы, влияющие на рост арендной платы, -это удобное месторасположение бизнес-центра (далее - БЦ), экономический и финансовый потенциал БЦ, статус арендаторов, срок аренды и др.

По оценкам экспертов, хорошее месторасположение БЦ (центр города, близость транспортных, пешеходных потоков) гарантирует 80 % успеха центра. Поэтому, без преувеличения, данный фактор можно назвать основным.

Как видно из таблицы 5, диапазон ставок на рынке коммерческой недвижимости г. Краснодара достаточно широк, но значительно разнится по местоположению БЦ. Так, в центре города арендные ставки на коммерческую недвижимость даже в старых зданиях аналогичны ставкам в БЦ класса А и В. Например, помещение площадью 60 кв. м в историческом здании с редевелопментом может стоить порядка 1 150 руб. за кв. м в месяц, а офис в здании класса С, причем с качественной отделкой, - около 9001 000 руб. за кв. м [3]. Поэтому для малого бизнеса аренда удобного офиса для ведения бизнеса в центре города является непозволительной роскошью и вынуждает предпринимателей искать более приемлемые варианты на окраине южной столицы. Это обстоятельство не всегда положительно отража-

ется на развитии самого бизнеса, поскольку требует дополнительных материальных и транспортных затрат.

В целом текущая ситуация на рынке коммерческой недвижимости определяет тенденции развития бизнес-среды в ближайшем будущем. А учет современных потребностей субъектов малого бизнеса становится важной задачей для регулирующих органов различных ветвей власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, интегральные показатели, рассчитываемые на основе количественного и качественного анализа, позволяют выявить и оценить спектр и масштаб основных проблем и препятствий на пути развития малого бизнеса. Данная система дает возможность своевременно контролировать и корректировать цели и задачи государственной политики по развитию МСП и созданию благоприятной предпринимательской среды в зависимости от существующих ограничений и достигнутых в предшествующие периоды результатов.

Так, государственная политика Краснодарского края в сфере развития малого бизнеса характеризуется комплексным подходом при создании благоприятных условий его функционирования, включая совершенствование региональной нормативной правовой базы, формирование разветвленной и многоуровневой инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, применение доступных кредитно-финансовых механизмов, а также поддержку внешнеэкономической и инновационной деятельности субъектов малого бизнеса.

К числу основных мер поддержки субъектов МСП в крае относят [2]:

1. Создание и развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства. Для этого созданы институциональные структуры, такие как:

Таблица 5

Диапазон арендных ставок в бизнес-центрах г. Краснодара, март 2014 г.

Класс объекта Арендная ставка, руб. за кв. м / мес.

Бизнес-центры класса А 1 000-2 500

Бизнес-центры класса В+ / В 600-1300

Бизнес-центры класса С 350-650

Примечание. Составлено автором по: [3]. 7 0 М.В. Плешакова. Анализ бизнес-среды малого предпринимательства Краснодарского края

- ГУП КК «Краснодарский краевой инновационный центр развития малого и среднего бизнеса»;

- Межрегиональный центр обслуживания малых и средних предприятий ООО «Югин-форминвест»;

- Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Краснодарского края;

- региональное отделение «Опора России»;

- «Кубаньлизингмаш» - региональная лизинговая компания для малых и средних предприятий;

- сеть торгово-промышленных палат и организаций, оказывающих консультационные, учебные и юридические услуги предприятиям малого бизнеса.

2. Финансовая поддержка - субсидирование части затрат, понесенных в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, по лизинговым платежам, на уплату процентов по кредитам кредитных организаций.

В Краснодарском крае создан и успешно функционирует НП «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края», предоставляющий поручительства по банковским кредитам. Денежные средства, предоставленные из краевого и федерального бюджетов, служат залоговой базой по выдаваемым банками кредитам.

3. Организация повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников субъектов МСП.

4. Информационная и консультационная поддержка, в том числе на специализированных информационных ресурсах в сети Интернет (например, служба «Одного окна»).

Все эти меры направлены на формирование условий по улучшению предпринимательского климата, создание привлекательного имиджа края, привлечение бизнеса из других стран и регионов. Создание эффективной предпринимательской среды помогает предприятиям МСП реализовать значительный экономический потенциал, стать конкурентоспособными на рынке, что способствует успешному региональному развитию и росту экономики страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Александрин, Ю. Н. Адаптация институтов развития малого предпринимательства к инновационной экономике / Ю. Н. Александрин // Экономика: теория и практика. - 2011. - № 2 (22). - С. 39-48.

2. Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.mbkuban.ru/gos1.html (дата обращения: 20 нояб. 2014). - Загл. с экрана.

3. Нужнова, И. Недвижимость Краснодара для бизнес-центров: что предлагает рынок / И. Нужно-ва. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bn.ru/krasnodarskii-krai/articles/2014/03/ 07/156441.html (дата обращения: 20 нояб. 2014). -Загл. с экрана.

4. Плешакова, М. В. Анализ состояния предпринимательского климата Краснодарского края / М. В. Плешакова // Экономика: теория и практика. - 2014. - № 2 (34). - С. 43-48.

5. Плешакова, М. В. Использование интегральных показателей развития малого бизнеса как фактор повышения результативности государственной поддержки предпринимательства в РФ / М. В. Плешакова, И. В. Кудряшова // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 45. - С. 18-23.

6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //krsdstat.gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/enterprises/ small_and_medium_enterprises/ (дата обращения: 19 нояб. 2014). - Загл. с экрана.

REFERENCES

1. Aleksandrin Yu.N. Adaptatsiya institutov razvitiya malogo predprinimatelstva k innova-tsionnoy ekonomike [Adaptation of the Institutions of Small Business Development to Innovative Economy]. Ekonomika: teoriya i praktika, 2011, no. 2 (22), pp. 39-48.

2. Maloe i srednee predprinimatelstvo Krasnodarskogo kraya [Small and Medium Enterprises ofKrasnodar Krai]. Available at: http://www.mbkuban.ru/ gos1.html (accessed November 20, 2014).

3. Nuzhnova I. Nedvizhimost Krasnodara dlya biznes-tsentrov: chto predlagaet rynok [Real Estate of Krasnodar for Business Centers: What Does the Market Offer?]. Available at: http: www.bn.ru/ krasnodarskii-krai/articles/2014/03/07/156441.html (accessed November 20, 2014)

4. Pleshakova M.V. Analiz sostoyaniya predprinimatelskogo klimata Krasnodarskogo kraya [The Analysis of the Business Climate of Krasnodar

ISSN 1998-992X. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экон. Экол. 2014. № 6 (29) 71

Krai]. Ekonomika: teoriya ipraktika, 2014, no. 2 (34), pp. 43-48.

5. Pleshakova M.V., Kudryashova I.V. Ispol-zovanie integralnykh pokazateley razvitiya malogo biznesa kak faktor povysheniya rezultativnosti gosudarstvennoy podderzhki predprinimatelstva v RF [The Use of Integrated Indicators of Small Business Development as a Factor of Increasing the Effectiveness of State Support for Entrepreneurship

in Russia]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika, 2013, no. 45, pp. 18-23.

6. Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Krasnodarskomu krayu [The Territorial Body of the Federal State Statistics Service in Krasnodar Krai]. Available at: http://krsdstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/ru/statistics/ enterprises/small_and_medium_enterprises/ (accessed November 19, 2014).

THE ANALYSIS OF BUSINESS ENVIRONMENT OF SMALL BUSINESS IN KRASNODAR KRAI THROUGH THE SYSTEM OF INTEGRATED INDICATORS

Pleshakova Marina Vladimirovna

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of World Economy and Management, Kuban State University pmv23@list.ru

Stavropolskaya St., 149, 350040 Krasnodar, Russian Federation

Abstract. The development of small businesses as market institutes that would provide the solution of economic and social problems, is projected as one of the most foreground tasks of the socioeconomic development of the Russian Federation in the medium-term prospects. It is generally known that the activity of small business entities is an important indicator of business and economic climate in the country. In this connection, the small business support is one of the main directions of the state policy. To assess the efficiency of state support for small business we should take into consideration the complex analysis of the measurable indicators that not only quantitatively characterize the status and the development of this economic sphere but also reflect the economic climate in the country or its regions on the whole. The article contains the review of the main indicators and conditions of small business functioning in Krasnodar Krai. The authors determine the system of the integrated indicators. It consists of two groups and depends on the source of statistical data - quantitative which are provided by official statistical bodies, and qualitative - calculated on the basis of subjective statistics according to the results of independent poll of small business representatives and different research on this subject. The experimental data let us clearly recognize and reveal the spectrum and the measure of the main problems and obstacles in the expansion of small business as well as control and correct the objectives and tasks of the state policy on small business development in the region. The article describes the effective measures of the state support in Krasnodar Krai on forming the favorable business environment. The author comes to the conclusion that the factor of small business state support contains a significant potential of improving this sector.

Key words: entrepreneurship, small business, business climate, business environment, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.