5. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ, В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКИ НОВОЙ ФОРМАЦИИ
Медведев Александр Иванович, к.э.н., доцент, доцент кафедры маркетинга и рекламы.
Место работы: Хабаровская государственная академия экономики и права.
Медведева Наталья Михайловна, к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права.
Место работы: Дальневосточный институт
Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов
формирования, развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере услуг. В работе проведен анализ взаимодействия правовых и экономических аспектов функционирования системы малого бизнеса, предпринята попытка выделения и систематизации наиболее значимых факторов, оказывающих основополагающее влияние на интеграционные процессы бизнеса и власти, а также механизмов их взаимодействия.
Ключевые слова: сфера услуг, поддержка
предпринимательства, экономика малого бизнеса, право, регионы.
ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS TO SUPPORT THE EFFECTIVE FUNCTIONING OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE SPHERE OF SERVICES, IN THE CONTEXT OF THE ECONOMY OF NEW FORMATION
Medvedev Alexander Ivanovich, PhD of economics, associate Professor of the Department of marketing and advertising.
Place of employment: Khabarovsk state Academy of Economics and law.
Medvedev Natalia Mihailovna, PhD of law, associate Professor, head of the Department of civil law of the far East Institute.
Place of employment: Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation.
Annotation: The article is devoted to the issues of the formation, development and state support of small and average business in sphere of services. In the paper the analysis of the interaction between legal and economic aspects of the functioning of the system of small business, attempt to highlight and systematization of the most significant factors which have a fundamental impact on the integration processes of business and government, as well as mechanisms of their interaction. Keywords: services, enterprise support, the Economics of small business, law, regions.
Рыночные отношения в нашей стране начали развиваться довольно стихийно, что во многом обуславливалось отсутствием достаточных знаний о самой их природе, хотя говорить о полном отсутствии таковых, видимо неправомерно. Но рынок и стихия, понятия принципиально разные, несмотря на то, что первый из них предполагает свободу производства, реализации, движения товара, регулируемых потребностями покупателя и конкуренцией как необходимой составляющей рыночных отношений, механизмом их саморегулирования. Тем не менее, в основе эффективной деятельности компании в рыночных условиях лежит система управления, использование бизнес - планирования.
Следует отметить, что довольно внимательное изучение рыночных отношений началось много ранее их реального развития, хотя в то время они трактовались более критично. Об этом свидетельствует и появление соответствующей литературы, правда, выпускаемой для ограниченного пользования.
Возрастание интереса к их анализу можно объяснять разными причинами, но немаловажное место среди них занимало понимание ограниченности плановой экономики, подогреваемое изучением иной формы хозяйствования. Даже в те времена для желающих и имеющих доступ к переводной зарубежной литературе была возможность разобраться в сущности рыночной экономики, позволяющей достигнуть высокого материального уровня жизни населения. В определенном смысле позитивное влияние оказал и запрет, который стимулировал интерес к изучению и размышлениям.
Объективно говоря, плановая экономика давала достаточно поводов для критики, как в практическом воплощении, так и в теории; например, в рамках политэкономии, где основы капиталистической экономики излагались довольно четко и ясно, социалистическая же подавалась весьма смутно и размыто.
Актуальность планирования как такового казалась очевидной, но все попытки усовершенствования плановой системы хозяйствования, соединения,
казалось бы, позитивных черт обеих экономических систем неизменно терпели неудачу. Здравый смысл неизбежно подводил к необходимости развития рыночных отношений, которые, в конечном счете, начали воплощаться в экономическую практику.
Первые годы перехода экономики России к
рыночным отношениям характеризовались наивысшей степенью стихийности, ознаменованной лозунгом
«разрешено все, что не запрещено». Экономические отношения строились вне действия каких-либо нормативов и законодательной базы, тем более что таковых для новых условий хозяйствования еще не существовало, а старые оказывались недействующими.
И, тем не менее, рыночные отношения начали развиваться, происходило становление российского класса предпринимателей, которые преимущественно обучались на собственных ошибках, но параллельно с этим осуществлялось упорядочение экономических отношений с помощью разработки системы законодательных актов. Не случайно, западными аналитиками не раз отмечалось довольно быстрое прохождение начального этапа становления рыночной экономики, вопреки осуществляемым прогнозам.
Это можно объяснить многими причинами, в том числе накопленным негативным опытом и нерастраченным потенциалом, возможностью самореализации для предпринимателей и даже спецификой российского образования, которое редко давало конкретные знания для их претворения в практике, но обеспечивало широкий кругозор, способствовало проявлению потребности в интеллектуальном росте.
Рыночные отношения делают интересы потребителя основной движущей силой развития экономики, а в отдельных случаях могут даже предвосхищать его потребности. Это относится не только к опыту японского бизнеса, в рамках которого сегодня наблюдается стремление к ориентации на прогнозирование растущих потребностей покупателя и к предложению ему разработанных на этой основе товаров и услуг, но и к любому западному «продавцу», который, «обслуживая» покупателя, обычно предлагает возможные варианты удовлетворения его потребностей.
В каждой стране могут быть свои особенности экономического развития, в том числе, наблюдаться монополистические тенденции, блокирующие
функционирование конкурентной среды. Однако изучать и использовать накопленный в этих странах опыт, если наша страна вступила на путь развития рыночной экономики, представляется необходимым.
Сама необходимость приближения производства товаров и услуг к запросам потребителя требует минимизировать «расстояние» между ними. Информация о потребностях необходимо
производителю, ибо от владения ею, умения ее использовать во многом зависят успехи его деятельности. При этом потребности имеют
склонность к довольно быстрому изменению, вследствие чего государство оказывается попросту не способным оперативно реагировать на подобные перемены.
Основу рыночной экономики, в соответствии с классической ее моделью, составляют предприятия среднего и малого бизнеса, специфика которых, позволяет им быстро перестраивать свое производство в соответствии с меняющимися потребностями покупателя. Они более динамичны, чутки к новейшим тенденциям и запросам времени.
Эти предприятия создают необходимую конкурентную среду, способствуя выпуску новейших изделий, высококачественной продукции,
предоставлению актуальных услуг. Как правило,
именно с помощью государства формируется условия, наиболее благоприятные для их развития.
Государство, несомненно, воздействует на динамику рыночных отношений в экономически развитых странах. Оно является субъектом взаимодействия наравне с другими, но строго в соответствии со своим функциональным назначением; последнее в разных странах имеет отличия, обуславливаемые спецификой общественно-экономического развития. Однако ни в одной из этих стран государство не вмешивается в сферу производства и услуг, если только это не затрагивает интересы всего общества, проблемы национальной безопасности, экологии или иные общезначимые проблемы.
В современных условиях особенно возрастает роль малого и среднего бизнеса сферы услуг в условиях противодействия мировому финансовому кризису, так как именно малый бизнес, возможность начать собственное дело, смогут смягчить последствия кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства, в связи с этим развитие предпринимательства становится стратегическим приоритетом государственной политики.
Усиление роли малого и среднего бизнеса в российской экономике, как основы для формирования среднего класса, является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, особенно в период мирового финансового кризиса, когда малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы «остаться на плаву» и получать доходы от своей деятельности. В то же время малый бизнес является главным фактором экономического роста, быстро адаптируется к изменяющимся условиям рынка, инновационен, социально ориентирован, создает новые рабочие места.
Предпринимательство предполагает наличие новаторской экономической деятельности, касающейся, не только нахождения новых видов источников сырья и рынков сбыта, реорганизации производства и освоения новых видов товаров и услуг, но и внедрения широкого круга инноваций.
Именно предприниматель представляется главным действующим лицом рыночной экономики, реализующим в процессе своей деятельности присущие ей экономические отношения собственности.
Принципы действующего законодательства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства основаны на приоритете текущего состояния экономики, а также регионального регулирования в данной сфере жизнедеятельности общества.
В 2008г. Правительством России одобрена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», которая ставит целью достижение к 2020г. высоких количественных и качественных показателей развития малого и среднего бизнеса.
Также сформирован Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению не дискриминационного доступа к ресурсам субъектов, естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства сферы услуг.
Для преодоления кризисных явлений Правительством Российской Федерации был разработан и принят «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики», подготовленный, в том числе, на основе рекомендаций делового сообщества, в котором сформирован
самостоятельный раздел, относящийся к специальным мерам поддержки малого предпринимательства.
Разработана и утверждена Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации, в рамках которых малому и среднему бизнесу так же уделено приоритетное место.
Приняты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов малого и среднего бизнеса.
Развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае осуществляется в соответствии с краевыми и муниципальными программами, другими документами. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам поддержки малого предпринимательства, основанный на реализации программ, разрабатываемых с учетом достигнутого состояния, потребностей малого бизнеса, проблем и задач, а также других факторов, оправдывает себя.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю в 2011 году базовая совокупность (реально действующих) малых предприятий составляет 51,7 тыс. единиц, из которых 13,6 тыс. относятся к микропредприятиям (с численностью работающих до 15 человек), 2,9 тыс. единиц к малым, а 1,33 тыс. единиц - к средним предприятиям.
Малые предприятия заняты в основном в сфере услуг (70,9%), в строительстве (15,3%), обрабатывающих производствах (13,3%).
Число индивидуальных предпринимателей в крае выросло более чем на 6 тыс. человек (около 26%), и в 2011 году составило 35,2 тыс. человек.
Структурное распределение малого бизнеса по видам экономической деятельности в крае в основном соответствует общероссийской ситуации.
Плотность малого и среднего бизнеса на тыс. человек населения в 2010 г. по ДВФО составила 14,0 единиц. При этом, самая высокая плотность 56,4 единицы приходится на Сахалинскую область, а в Приморском, Хабаровском, Камчатском краях и Магаданской области от 10,0 до 14,0 единиц.
Территориально, в Хабаровском крае, основная часть малых предприятий (80%) и индивидуальных предпринимателей (69%) размещена в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре.
В 2011 году на малых предприятиях было занято более 207 тыс. человек. Помимо постоянных работников, малые предприятия активно привлекают внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.
2011 году в Хабаровском крае оборот малых предприятий составил 94 млрд. рублей, или 38% от экономического оборота организаций края по всем видам экономической деятельности. Отчисления в бюджеты всех уровней составили 6,4 млрд. рублей.
В целом малый и средний бизнес с учетом работающих по трудовым договорам у индивидуальных предпринимателей обеспечивает
трудоустройство 28 процентов от числа занятых в экономике края.
За 2011 год поступления денежных средств от малого и среднего бизнеса в бюджет края составили 5,1 млрд. рублей, во все уровни бюджетов - 9,1 млрд. рублей.
Бюджетное финансирование развития малого и среднего бизнеса в 2011г. в крае составила около 500 млн. рублей.
Сегодня экономическую основу многих поселений в районах составляют структуры малого и среднего предпринимательства сферы услуг - это именно тот рычаг, который может эффективно воздействовать на экономику региона в целом.
Кроме того, учитывая существующую проблему безработицы и значительное количество занятых в малом предпринимательстве, требует к себе серьезного отношения органов власти края и органов местного самоуправления создание благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе.
Таким образом, об эффективности мер государственной поддержки органами власти Хабаровского края свидетельствует положительная динамика показателей деятельности малых предприятий края на протяжении ряда лет. В сравнении с соседними регионами Дальневосточного округа (Приморский край, Амурская обл., Еврейская АО) даже за последние три года малые предприятия Хабаровского края работают более эффективно .
Несмотря на положительные результаты деятельности малого предпринимательства в крае, все же потенциал его используется пока не в полной мере. Проблемы малого предпринимательства, в основном, те же, что и у крупного бизнеса, но проявляются они гораздо острее.
Ключевыми факторами, негативно влияющими на развитие малого предпринимательства в Хабаровском крае, по-прежнему являются2:
- недостаток собственных финансовых средств, производственных и офисных помещений;
- недоступность банковских кредитных ресурсов, особенно для начинающих предпринимателей;
- слабо развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства, особенно в районах;
- несовершенство налогового законодательства, так и административные барьеры, препятствующие работе предпринимателей.
Основные препятствия для развития малого предпринимательства носят экономический характер: чтобы встать на ноги, предприниматель, особенно начинающий, должен рассчитывать только на свои силы.
По оценке экспертов до 90 % субъектов малого бизнеса нуждаются в привлечении кредитов для начала своей деятельности. Отсутствие залогового
1Воронцова, Л.С. Развитие малого предпринимательства на Дальнем востоке. Методологический аспект и региональные особенности / Л.С. Воронцова // Регионология. - 2009. - № 4. - С. 23-45.
2 О ходе выполнения мероприятий краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы», постановление Правительства Хабаровского края от 23 июля 2009 года № 214-пр «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на 2010-2012 годы»// Информационно-правовая система Консультант плюс.
обеспечения, высокие процентные ставки по кредитам, соответственно недоступность банковских кредитных ресурсов, являются тормозом для развития малого бизнеса. Коммерческие банки до сих пор еще неохотно работают с субъектами малого бизнеса, особенно с начинающими.
Не менее важной проблемой являются слишком высокие производственные расходы малых предприятий, которые порой достигает 20 % от себестоимости продукции. Это арендная плата, затраты на получение финансовых ресурсов для открытия бизнеса, приобретение производственных помещений, юридические, бухгалтерские,
консультационные услуги.
Продолжается развитие и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих для предпринимателей
необходимый спектр услуг. Вместе с тем, наличие объектов инфраструктуры на краевом и, особенно на муниципальном уровне, не может удовлетворять потребности предпринимателей. Органы
муниципальных образований не проявляют
заинтересованности в поиске форм участия по
созданию объектов инфраструктуры для оказания услуг предпринимателям. В основном, объекты инфраструктуры расположены в Хабаровске, где
сосредоточено более 50 процентов субъектов малого предпринимательства, что делает их практически недоступными для малых предпринимателей других муниципальных образований Хабаровского края.
Большой проблемой в развитии малого предпринимательства остаются проблемы информационной доступности и грамотности в
ведении бизнеса. В рамках основных направлений региональной политики в этой сфере планируется развитие информационной поддержки малого предпринимательства, направленная на повышение информированности в грамотном ведении бизнеса.
Нехватка квалифицированных кадров в этой сфере деловой активности всегда остается острой. В соответствии с основными направлениями поддержки предпринимательства продолжается подготовка кадров для предпринимательских структур и повышение квалификации руководителей и специалистов малого бизнеса. В Хабаровском крае формируется многоуровневая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы малого бизнеса. Осуществляется подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов для малых предприятий через систему начального профессионального образования.
Действие предпринимательского законодательства в пространстве и по кругу лиц определяется следующими правилами: федеральное
законодательство действует на всей территории Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации распространяется на территорию соответствующих регионов и не может противоречить нормам федеральных нормативных правовых актов. При этом, направление в развитии малого и среднего предпринимательства в различных регионах может иметь разные приоритеты. Принципы действующего законодательства в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства основаны на приоритете регионального регулирования в данной сфере жизнедеятельности общества.
На основании вышеизложенного можно говорить о том, что механизмы законодательной и экономической поддержки в настоящее время действительно выстраиваются для содействия развитию предпринимательства.
Однако, наличие отдельных разрозненных
разработок в данной области подчеркивает необходимость комплексного, разностороннего анализа проблемы формирования системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и особенностей ее функционирования в России.
Острота противоречий между бизнесом и властью имеет объективные корни. Наиболее беззащитным в этих взаимоотношениях является потребитель продукции (услуг) бизнеса и власти.
Основополагающая идея совершенствования «барьерной роли» государства основана на реализации четырех направлений: сокращении
регулирующих функций государства,
совершенствовании деятельности государственных органов власти, включении общественности в систему контроля деятельности предпринимателей и повышении цивилизованности предпринимательской среды.
Список литературы:
1. Андреева И. О критериях выделения малого и среднего
бизнеса / И. Андреева, К. Павлов // Общество и экономика. - 2007. - №7. Агеев, А. И.
Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев. - М.: Наука, 2009.
2. Афанасьев, В. Г. Вопросы правового регулирования экономической функции государства / В. Г. Афанасьев // Государство и право. - 2007. - № 9.
3. Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. - М.: Владос, 2002. - 317 с.
4. Воронцова, Л.С. Развитие малого предпринимательства на Дальнем востоке. Методологический аспект и региональные особенности / Л.С. Воронцова // Регионология. - 2009. - № 4. - С. 23-45.
5. Долгопятова, Т. Г. Роль законодательства и регулирования в становлении малого бизнеса в России / Т. Г. Долгопятова // Вопросы экономики. - 2006. № 11.
6. Заусаев, В. К. Бизнес и власть. Возможны ли цивилизованные отношения? / В. К. Заусаев // Власть и управление на Востоке России. - 2007.- № 4.
7. Колесникова Л.А.. Предпринимательство и малый
бизнес в современном государстве: управление
развитием. М.: Новый Логос,2007. - 277 с.
8. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. - М.:Бизнес и банки, 2005. - 327 с.
9. Райзберг Б.А. Основы экономики и
предпринимательства. Кн.2. М.: Высшая школа
экономики, 2007. - 344 с.
10. О реализации дополнительных мер по государственной
поддержке субъектов малого предпринимательства : Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1102. // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2009. - № 3.
11. О ходе выполнения мероприятий краевой целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010-2012 годы», постановление Правительства Хабаровского края от 23 июля 2009 года № 214-пр «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на 2010-2012 годы»// Информационно-правовая система Консультант плюс.
Reference list:
1. Andreeva And. On criteria for the allocation of small and medium business. Andreeva, To. Pavlov // Society and economy. - 2007. - №7. Ageev, A. And. Entrepreneurship: issues of ownership and culture / AI. Ageyev. - M.: Nauka, 2009.
2. Afanasiev, In. Mr.. Issues of legal regulation of the economic functions of the state. Mr.. Afanasiev // State and law. - 2007. - № 9.
3. Bazhenov JK.. Small business. - M.: Vlados, 2002. - 317.
4. Vorontsov, H.P. The development of small entrepreneurship in the Russian far East. Methodological aspect and regional features / HP. Vorontsova // Регионология. - 2009. - № 4. - With. 23-45.
5. Долгопятова, T. Mr.. The role of legislation and regulation in the formation of small business in Russia / T. Mr.. Долгопятова // Questions of economy. - 2006. № 11.
6. Zausaev, In. To. Business and power. Is it possible to civilized relations? / In. To. Zausaev // Power and management in the East of Russia. - 2007.- № 4.
7. Kolesnikova L.A.. Entrepreneurship and small business in
the modern state: development control. M.: New
Logos,2007. - 277.
8. Ants A.I. Small business: Economics, organization and Finance. - M.:Business and banks, 2005. - 327.
9. Reisberg B. A. The basis of the economy and entrepreneurship. Кн.2. M.: Higher school of Economics, 2007. - 344.
10. On additional measures of state support of subjects of small business : Resolution of the Government of the Russian Federation of 31/12/2008. № 1102. // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2009. - № 3.
11. On the implementation of activities of the regional target program «Development and support of small and medium entrepreneurship in the Khabarovsky Krai in 2010-2012», the decree of the Government of Khabarovsk territory as of July 23, 2009, № 214-PR «Development and support of small and average business of the Khabarovsk territory on 2010-2012 years»// Information-legal system Consultant plus.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Экономико-правовые механизмы поддержки эффективного функционирования малого и среднего бизнеса в сфере услуг, в контексте экономики новой формации» Медведева А. И., Медведевой Н.М.
Рецензируемая статья является научной публикацией, в которой рассмотрены актуальные вопросы формирования и развития малого и среднего предпринимательства в России, системе государственной поддержки данного процесса в свете современных тенденций экономических отношений, формирующихся на российском рынке.
Рыночные отношения делают интересы потребителя основной движущей силой развития экономики, а в
отдельных случаях могут даже предвосхищать его
потребности, именно поэтому среди рыночных потенциалов особое место занимает всемерное форсирование
разнообразных форм малого бизнеса, особенно в сфере услуг.
Как нам представляется, современные компании сферы услуг являются основой для создания новых моделей и форм функционирования экономических субъектов. На сегодня именно сфера услуг обеспечивает экономическое развитие страны и новые рабочие места.
Необходимо отметить, что экономическая эффективность деятельности малых предприятий сегодня действительно является одной из важнейших проблем экономики России, и признанием данного факта является одобренная Правительством РФ «Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации», которая ставит целью достижение к 2020г. высоких количественных и качественных показателей развития малого и среднего бизнеса.
На наш взгляд авторам удалось обозначить в качестве одной из серьезных проблем развития малого бизнеса то, что препятствия для развития малого предпринимательства носят, в первую очередь, экономический характер: чтобы встать на ноги, предприниматель, особенно начинающий, должен рассчитывать только на свои силы. Косвенно данную проблему обуславливают и слишком высокие производственные расходы малых предприятий.
В развитии проблематики темы, в статье проведен анализ развития и совершенствование деятельности объектов инфраструктуры поддержки, осуществляющих для
предпринимателей необходимый спектр услуг.
Авторами отмечено, что наличие объектов инфраструктуры на местных уровнях, не может удовлетворять потребности предпринимателей. Органы муниципальных образований не проявляют заинтересованности в поиске форм участия по созданию объектов инфраструктуры для оказания услуг предпринимателям.
Большой проблемой в развитии малого
предпринимательства остаются и проблемы информационной доступности и грамотности ведения бизнеса.
Необходимо отметить, что представленная научная работа способствует дальнейшему становлению и совершенствованию новых форм предпринимательской деятельности в нашей стране, расширению и развитию современных видов услуг, способствующих становлению высокого качества жизни и уровню потребления граждан России.
Учитывая вышеизложенное, и тот факт, что статья
соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, рекомендую данную статью к публикации в журнале «Бизнес в законе».
доктор социологических наук, профессор, зам. Директора ДВИ -филиала РАНХиГС.
Н. М. Байков