Научная статья на тему 'Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики'

Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1417
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL ENTREPRENEURSHIP / SMALL ENTERPRISE / SMALL BUSINESS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туренко Татьяна Александровна

Рассматривается роль малого предпринимательства в устойчивом развитии экономики. Показаны особенности российского малого бизнеса, преимущества и недостатки малых предприятий. Исследован практический опыт развития малого бизнеса в России и за рубежом. Рассмотрено влияние экономического кризиса на состояние малого бизнеса и предложены некоторые меры по поддержке малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Туренко Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL ENTREPRENEURSHIP AND ITS ROLE IN SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

The article describes the role of small entrepreneurship in sustainable development of the economy, as well as peculiarities, advantages and disadvantages of Russian small enterprises. The author studies the process of development of small business in Russia and in other countries, and the impact of the economic crisis on small enterprises, and suggests some measures to support small business.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики»

Ю УДК 334.72 Т.А. Туренко

ББК 65.29

К

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

тН

О

N Рассматривается роль малого предпринимательства в устойчивом

развитии экономики. Показаны особенности российского малого бизнеса, преимущества и недостатки малых предприятий. Исследован практический опыт развития малого бизнеса в России и за рубежом. Рассмотрено влияние экономического кризиса на состояние малого бизнеса и предложены некоторые меры по поддержке малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малое предприятие, малый бизнес, устойчивое развитие, конкурентоспособность малого бизнеса.

T.A. Turenko

SMALL ENTREPRENEURSHIP AND ITS ROLE IN SUSTAINABLE ECONOMIC DEVELOPMENT

The article describes the role of small entrepreneurship in sustainable development of the economy, as well as peculiarities, advantages and disadvantages of Russian small enterprises. The author studies the process of development of small business in Russia and in other countries, and the impact of the economic crisis on small enterprises, and suggests some measures to support small business.

Keywords: small entrepreneurship, small enterprise, small business, sustainable development, competitiveness of small business.

os| Устойчивое развитие экономики зависит от множества факторов,

! важнейшим среди которых является развитие малого предприниматель-

и«| ства. Малое предпринимательство стало первым шагом, с которого на-

ом | чался путь России в рыночную экономику.

< | Российский малый бизнес обладает некоторыми, отличающими его

k0| от малых предприятий большинства стран, особенностями. Наиболее

0^1 hOS

« - совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких ви-

значимыми из них являются:

дов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентиро-ьо 1 ваться на однопродуктовую модель развития;

к'Ил О

мо| - стремление к максимальной самостоятельности, в то время как

к®а значительная часть зарубежных малых предприятий работает на усло-

НН виях субподряда;

.'З - общий низкий технический уровень и низкая технологическая осна-

щенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;

- высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с п оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

■- - низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и куль-

туры рыночных отношений;

МЧ - высокая степень приспособляемости к сложной политической и эко-

СО номической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе госу-

дарственного управления и нарастающей криминализацией общества;

© ТА. Туренко, 2010

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

ОЙ"

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

«¡г I

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

- неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

- работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультативных и обучающих услуг.

- субъекты российского малого бизнеса имеют в собственности очень мало вещественного основного капитала. В среднем по России 15% малых предприятий, действующих менее трех лет, и до 32% малых предприятий, действующих свыше трех лет, владеют собственными помещениями. Остальные субъекты малого предпринимательства работают в арендованных помещениях и на арендованном оборудовании;

- все негативные моменты низкой защищенности прав собственности в полной мере относятся к сфере малого бизнеса;

- в нашей стране трудно налаживается кооперация между малыми предприятиями. Это явление связано с отсутствием надежных партнерских отношений, доверия к институтам государства и рынка;

- практически по той же причине с очень большими сложностями идет налаживание отношений малых и крупных предприятий;

- трудовые отношения в сфере малого бизнеса России еще далеки от цивилизованных норм. Работа без трудовых контрактов, с зарплатой, не отражаемой в бухгалтерской отчетности, без каких-либо официально оформленных социальных гарантий — это широко распространенная практика российской сферы малого бизнеса;

- фактически российская система экономических институтов поощряет крупный бизнес, что определяет специфику положения малого предпринимательства России;

- малый бизнес генерирует позитивную конкурентную среду. Но пока высокая конкуренция среди малых предприятий оказывает слабое воздействие на монопольное положение ведущих крупных предприятий;

- малый бизнес в России более тесно связан с теневой экономикой, чем малый бизнес высокоразвитых стран. Это отличие имеет принципиальное значение, так как широкомасштабная вовлеченность в теневую экономику серьезно мешает развитию не только самого малого предпринимательства, но и всего национального хозяйства.

Таким образом, сложившаяся структура и характер российской экономики обусловливают развитие российского малого предпринимательства по модели, свойственной для стран «развивающихся рынков». Степень зрелости российского малого предпринимательства, его институциональная структура, как и вся предпринимательская среда, еще очень далеки от уровня развития аналогичных экономических структур в ведущих западных странах. Они вполне могут быть определены как «подростковые».

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике, способствуя ее устойчивому развитию, так как ему свойственны определенные преимущества. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества по сравнению с крупным бизнесом: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возмож-

%

Ю ность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способнос-

ти; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ О | на требования местных рынков; относительно более высокая оборачива-

^ емость собственного капитала и др.

5^ Конкурентоспособность малого предпринимательства в первую оче-

редь объясняется значительным потенциалом, который заложен в малом бизнесе, и обусловлен такими его качественными характеристиками, как персонифицированный характер отношений между предприятиями и клиентами, единство права собственности и непосредственного управления предприятием, а также ключевая роль руководителя в деятельности предприятия.

Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.

Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном §ЦЦ¥ ограничении функций между сотрудниками для малого коллектива ха; рактерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимее! мости дублирование и взаимозаменяемость.

ой § Существенным преимуществом малой фирмы является высокая ско-

^ | рость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом ин-

Й | формации, который перекрывается непосредственным общением руко-

о§! водителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают

в ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих

§к§ расходах.

в Наконец, необходимо отметить, что для организации малого бизнесов са, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства.

к®! Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей

и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукту ции, работ, услуг.

23 В то же время малый и средний бизнес имеют ряд недостатков и про-

блем:

- велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;

- низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть сво-

со их средств;

Н- сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;

О

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©

тН

О

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

НА

оК

^ 1

5к I

«Л* ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

£м§|

МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

- малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с неопытностью менеджеров или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют некомпетентность; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Тем не менее, необходимо помнить, что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства.

По мере углубления экономических реформ в России малое предпринимательство становится все более значимым фактором формирования рыночных отношений.

Вместе с тем следует отметить, что в современных условиях потенциал малого предпринимательства в российской экономике используется недостаточно. Об этом свидетельствует, во-первых, малочисленность малого предпринимательства. В российской экономике доля малых предприятий в общем числе предприятий составляет 29%, в то время как в странах европейского сообщества порядка 70-90%.

Во-вторых, его незначительная экономическая роль. В России весь сектор малого бизнеса дает около 10% ВВП и обеспечивает занятость всего 10% общей численности работающих по найму.

В-третьих, низкая насыщенность экономики малыми формами предпринимательства. В странах Западной Европы на тысячу жителей приходится в среднем 40 малых предприятий, в США их около 75, а в России — только 7-8.

В-четвертых, слабая видовая дифференциация и технологическая отсталость остаются свойствами и характеристиками российского малого предпринимательства. Доля малых предприятий, действующих в промышленности, незначительна. Подавляющая доля малых предприятий представлена мелкими образованиями, средняя численность работающих на малых предприятиях составляет около 10 чел.

В-пятых, неравномерность регионального распределения малых предприятий по территории России. Более трети малых предприятий сконцентрировано в двух крупнейших городах: 20% — в Москве и 12% в Санкт-Петербурге.

Кризисные явления в экономике России увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Как отмечают эксперты Национального института системных исследований проблем предпринимательства, в условиях кризиса осуществляется наращивание предпринимателями привлеченных заемных средств с нелегальных кредитных рынков, поскольку доступ к кредитным услугам легального рынка кредитования является ограниченным.

О

тН

О

(N

Кризис также обусловил значительное количественное сужение малого бизнеса, т.е. уход с рынка, прежде всего, «в тень» части малых предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою деятельность. По данным Росстата число малых предприятий в 2007 г. составляло 1 137,4 тыс., а на конец 2008 г. оно сократилось (без микропредприятий) до 282,7 тыс. Произошло также и сокращение численности занятых на малых предприятиях с 9 239,2 тыс. чел. в 2007 г. до 6 217,1 тыс. чел. в 2008 г. Уменьшился оборот малых предприятий с 15 468,9 млрд. р. в 2007 г. до 10 093,5 млрд. р. в 2008 г.

Все выявленные тенденции развития малого бизнеса в полной мере характерны и для малых предприятий Байкальского региона. В связи с этим для обеспечения устойчивого развития экономики необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства. Следует увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по программам государственных банков, а также провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в частных банках для расширения кредитования малых предприятий. Другими действенными мерами являются: создание новых и расширение действующих гарантийных некоммерческих фондов, поддержка в области имущества, сокращение общей налоговой нагрузки, устранение административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий.

Информация об авторе

Туренко Татьяна Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск, e-mail: turenko-ta@isea.ru.

SS1

2sl ЯЧ г

MhSI

н3і

Ой"

^ 1

Ps І

«Л*

« ¡Ґ I

8s! ИН 25 о

СнО!

£м§||

МО | £й4

нее

н

н

о

н

PQ

со

Н

Author

Turenko Tatyana Aleksandrovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chair of Economy and Management in Service Industry, Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: turenko-ta@isea.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.