Слободчикова Татьяна Николаевна - аспирант ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
УДК 334.7 (571.6)
T.N. Slobodchikova Small business: the selection criteria and the role in the economy of the Far
East
The article describes the social and economic role of small business, its impact on the employment and GDP. The concept of entrepreneurship, the views of various authors on the definition, the types and functions of business are discussed.
Keywords: entrepreneurship, forms of entrepreneurship, small business, small business functions.
Малое предпринимательство: критерии выделения и роль в экономике Дальнего Востока
В статье производится оценка социальной и экономической роли малого предпринимательства, его влияния на занятость и валовой внутренний продукт страны. Рассматриваются: понятие
«предпринимательство», взгляды различных авторов на данное определение, виды и функции предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, виды предпринимательства, малое предпринимательство, функции малого предпринимательства.
Теория предпринимательства получила широкий резонанс в кругу отечественных и зарубежных авторов, поскольку в условиях становления рыночной инфраструктуры субъекты предпринимательства являются ведущими хозяйствующими единицами и основой развития рынка. До сих пор в науке не сложилось однозначного определения сущности предпринимательства, что обусловлено многими факторами: от отрасли знания, в которой проводится исследование, до накопленного опыта самого исследователя.
Одним из первых ученых, разработавших концепцию предпринимательства, является Ричард Кантильон (1680 - 1734 гг.), согласно его теории, предпринимательская деятельность связана исключительно с несением бремени риска и принятием эффективных решений в процессе деятельности, причем, не связанной с производством.
Французский экономист Жан Батист Сей (1767 - 1832 гг.) вышел на новый уровень исследования, связывая предпринимательскую деятельность с
эффективным использованием ресурсов с целью получения максимальной прибыли. Жан Батист Сей, в отличие от Адама Смита, указывал не просто на производительную деятельность предпринимательства, а на деятельность, в процессе которой предприниматель выбирает наиболее рациональный и выгодный способ получения дохода, комбинируя факторы производства.
Впервые роль предпринимательства как фактора экономического развития отмечена американским ученым Й. Шумпетером (1883 - 1950 гг.). Отличительной особенностью предпринимательства Й. Шумпетер считает новаторство, при этом, создание чего-либо нового в частности, в экономической сфере, всегда сталкивается с сопротивлением социальной среды. Именно поэтому предприниматель занимает особую нишу в социально-экономической жизни общества. Он остается таковым до тех пор, пока создает новшество. Как только он перестает это делать, он перестает быть предпринимателем.
Идея новаторства как признака предпринимательства находит своё продолжение в концепции Питера Друкера, который в отличие от своих предшественников оперирует более глубокими и точными экономическими понятиями. Характеризуя предпринимательство, он отмечает, что эта деятельность связана с созданием нового рынка и формированием новых покупателей. Впервые П. Друкер указывает на инновационный тип мышления, присущий предпринимательству, базой для которого выступают современные знания.
В научной литературе XVIII - XIX вв., посвященной предпринимательству, заложены фундаментальные основы и принципы его функционирования, которые остаются актуальными и сегодня. В своих трудах ученые тех веков дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности.
Анализируя точки зрения различных ученых-экономистов, выделим основные характеристики предпринимательства:
- осуществление хозяйственной деятельности в условиях риска;
- самостоятельность и свобода;
- экономическая заинтересованность, получение прибыли;
- новаторство;
- эффективное использование ресурсов, вовлекаемых в предпринимательскую деятельность, в том числе и человеческих;
- экономический рост посредством принятия решений, базирующихся на современных знаниях, навыках и умениях человека, иначе говоря, на человеческом капитале.
Эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой и действуют одновременно. В итоге, предпринимательство можно определить как организованный процесс создания чего-то нового, который всегда связан с риском и ответственностью (финансовой, моральной, социальной и т. д.), процесс, нацеленный на получение прибыли и личное удовлетворение хозяйствующего субъекта.
Вид деятельности предприятия, его функциональное назначение и роль в экономике страны в значительной мере зависят от размера предприятия. Даже в рамках одной территории или отрасли крупные и малые предприятия, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Каждое из них восполняет ту ячейку экономики, которая необходима для её нормального и успешного функционирования. Сегодня крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, обеспечивая целостность и непрерывность функционирования экономики.
В современном мире тенденция такова, что большинство создаваемых предприятий являются малыми, поскольку этот тип организаций предполагает относительно небольшую численность сотрудников, минимальный стартовый капитал, а также использование специальных налоговых режимов (льгот) и возможность быстрой переориентации производства. Большим недостатком в теории предпринимательства является отсутствие четко прописанных общемировых критериев отнесения предприятий к малым. Каждая страна, в силу своих географических, экономических, социальных и других особенностей, устанавливает свои критерии.
В России, согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», первоочередным критерием отнесения предприятий к малым является численность работников (как и во многих странах Европейского союза). При этом, для каждой отрасли устанавливаются предельные значения:
- до 100 чел. для промышленности, строительства и транспорта;
- до 60 чел. для сельского хозяйства и научно-технической сферы;
- до 50 чел. для оптовой торговли;
- до 30 чел. для розничной торговли и бытового обслуживания населения;
- до 50 человек для остальных отраслей и при осуществлении других видов деятельности.
Численность сотрудников в большинстве стран мира является основным критерием отнесения предприятий к числу малых. Но в различных государствах размер занятых значительно колеблется. Связано это с тем, что нет единого четкого определения малого предпринимательства. Если в Российской Федерации предельная численность, согласно которой предприятие считается малым, составляет 100 чел., то в США относят к малым предприятиям объединения с численностью до 1500 чел., во Франции
- не более 500 чел., в Канаде - 200 чел., в Японии - до 300 чел., в Великобритании - до 49 чел., в Индии вообще численность не регламентируется [1]. Судить о том, какой показатель является наиболее рациональным и правильным, не представляется возможным, здесь должны быть учтены и географические, и экономические, и социальные, и политические особенности той или иной страны. Хотя в России, по мнению
автора, расширение размера численности критерия, например до 150 чел., позволит привлечь в малое предпринимательство еще больше населения, тем самым простимулировав экономический рост и развитие страны, а пополнения в бюджет увеличатся благодаря многочисленности субъектов малых предприятий. Возможно, такой небольшой критерий - 100 человек -объясняется особенностью российской экономики: чем больше малых предприятий, тем больше льгот необходимо будет делать для них. Считается, что гораздо проще, эффективнее и экономически целесообразнее работать с крупными и средними компаниями, нежели с малыми. России необходимо, в первую очередь, осознать ту особую роль, которую малые предприятия способны выполнять в жизни целой страны. Численность сотрудников как критерий отнесения предприятий к малым во многих странах (США, Чешская Республика, Канада, Китай, Россия, Япония и другие) зависит также от сферы деятельности организации. Как правило, максимальная численность отводится для промышленности и строительства.
Большинство стран в качестве еще одного критерия отнесения предприятий к числу малых использует годовой оборот предприятия. Этот показатель, как и предыдущий, зависит от ряда факторов, первостепенным из которых является уровень экономического развития страны. Конечно, в странах, опережающих Россию по этим показателям, критерий будет значительно выше. Так, в Швейцарии годовой оборот малого предприятия не должен превышать 20 млн. евро, в Германии - 700 тыс. евро, в США - 20 млн. долл., в Канаде - 10 млн. долл. [1]. В России, согласно Постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без учета НДС) должны составлять не более 400 млн. рублей или примерно 13 млн. долл.
Годовой оборот, устанавливаемый каждой страной самостоятельно, зависит не только от уровня экономического развития самого государства, но и степени поддержки малого предпринимательства со стороны правительства. Так, в США основным рычагом помощи малым предприятиям являются госзаказы. Малые предприятия, наряду с крупными, участвуют в тендерах и госзакупках. Еще одной формой поддержки малого предпринимательства являются венчурные фонды, имеющие уже полувековую историю в США. В России венчурный бизнес начал зарождаться лишь с конца 90-х гг. и сейчас находится в начальной стадии становления [2]. Венчурный бизнес - новый виток в развитии экономики, позволяющий на практике применять технические и технологические новинки, результаты научных достижений. Малые предприятия - идеальный объект для венчурных инвестиций, поскольку они достаточно динамичны, способны быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка без больших потерь. Малые предприятия активно изучают эту сторону финансирования, но в России тенденция такова, что только крупные компании могут заявить о прибыльности венчурных фондов, хотя
изначально, согласно опыту зарубежных стран, наибольшую прибыль в этой сфере приносят именно малые компании. Таковыми изначально были сегодняшние гиганты «МЫ» и «Арр1е».
Таким образом как в Российской Федерации, так и в других зарубежных странах основными критериями отнесения предприятий к числу малых являются среднегодовое число занятых работников на предприятии и ежегодный оборот. Эти два критерия наиболее универсальные, подходящие практически для каждой страны. Ввиду того, что до сих пор не сложилось единого общемирового определения малого предпринимательства, мы наблюдаем разноплановые требования и критерии, предъявляемые к представителям данного субъекта экономики.
Подавляющее большинство предприятий США, Европейского союза, Японии, Китая, Индии являются микропредприятиями с численностью занятых до 5 чел. Среди них самая распространенная форма юридической организации - частные предприниматели или индивидуальные предприниматели (как принято говорить в нашей стране). В этих странах порядка 80% действующих фирм - это малые предприятия.
В России говорить о таких цифрах пока рано. Большинство организаций являются либо крупными компаниями, либо бюджетными предприятиями. На 100 тыс. чел. в нашей стране приходится всего лишь 154,8 официально зарегистрированных малых компаний, в то время как в государствах ЕС этот же показатель - не менее 3000.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, количество зарегистрированных малых предприятий (без учета микропредприятий, индивидуальных
предпринимателей без образования юридического лица, а также средних предприятий) на 1 января 2011 года в России насчитывались 219,7 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 января 2010 г. Несмотря на сокращение числа малых предприятий в целом по России и по федеральным округам, зафиксирован рост количества зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в нескольких регионах, лидером среди которых стал Дальневосточный федеральный округ (прирост на 4% или на 5,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), в частности в Хабаровском крае прирост на 18,9 единиц [4]. Следовательно, возросло и количество занятых на малых предприятиях. По данным экспертной оценки, ежегодный прирост числа малых предприятий в Российской Федерации составляет 3%.
Как видим, показатели, характеризующие малое предпринимательство в России, в частности в Дальневосточном федеральном округе, далеки от мировых, в связи с чем, необходимо активно внедрять программы по содействию в развитии и совершенствовании малого предпринимательства в нашей стране. Поскольку исторически развитие производительных сил любого общества начиналось с мелкого производства, эта форма
деятельности, просуществовав столетия, продолжает функционировать и сейчас, являясь основой построения рыночного механизма хозяйствования.
Малые предприятия, в силу своей массовости, сегодня связывают с уровнем социально-экономического развития страны. Во многих развитых странах на долю данных хозяйствующих субъектов приходится более 65% валового национального продукта (далее - ВНП). По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП России находится на уровне 17% - 20%, что практически в три раза ниже аналогичного показателя государств Евросоюза. В 2010 г. оборот малых предприятий на территории Российской Федерации составил 10247 млн. руб., а в Дальневосточном федеральном округе - 400 млн. руб. По сравнению с 2009 г., прирост оборота в РФ составил практически 7%, в ДФО - 19%, что весьма положительно сказалось на финансовой ситуации рынка [3]. Тем не менее, среди 8 федеральных округов по объемам оборота малых предприятий Дальневосточный федеральный округ занимает лишь 7 место. На Востоке России отмечается положительная динамика роста и развития малых предприятий, но в масштабах всей страны эти показатели не так велики, поэтому дальневосточникам не стоит останавливаться на достигнутом, необходимо наращивать и приумножать потенциал малых предприятий и, в первую очередь, по привлечению инвестиций и государственной поддержки.
Сектор малого предпринимательства создает благоприятные условия для вовлечения трудоспособного населения в производство путем создания новых рабочих мест и, как следствие, способствует сокращению безработицы. В западных странах малые предприятия обеспечивают от 40% до 70% занятости. Россия едва насчитывает 12% от общей среднесписочной численности занятых. В Дальневосточном федеральном округе на поприще малых предприятий трудятся 275 тыс. чел., что составляет 12% от общей численности занятых в регионе [5].
Малые предприятия в отличие от крупных, ориентированных на массовый выпуск продукции, как правило, стандартной, являются более гибкими к изменяющимся условиям конъюнктуры рынка. В силу своих небольших размеров, они способны быстро перестраиваться с выпуска одних товаров на выпуск других, коренным образом изменять свойства и характеристики продукции, а также создавать уникальные товары. Поэтому весьма актуален вопрос взаимодействия малых предприятий с крупными и средними организациями, что позволит активно внедрять достижения научно-технического прогресса и инноваций в народное хозяйство. Это особо значимо для Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики.
Малые предприятия, функционируя в условиях повышенной конкуренции, способствуют, в целом, «оздоровлению» национальной
экономики путем «отсеивания» нерентабельных и убыточных предприятий, рациональному использованию сырья и факторов производства, снижению безработицы и повышению занятости, максимальному удовлетворению
потребностей населения. Все перечисленное указывает на необходимость поддержки и развития малого предпринимательства.
Несмотря на то, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики в России еще не сформировался окончательно, уже сейчас можно говорить о его роли и значимости для страны и отдельных регионов. Это обусловлено множеством функций, которые выполняет данный хозяйствующий субъект: экономической, социальной,
организационной, творческой и др. Экономическая функция малого предприятия определяется его ролью как производителя продукции и услуг, работодателя, налогоплательщика, а также агента рыночных отношений. Организационная - заключается в создании конкурентной среды на рынке, отсеивании нерентабельных и убыточных предприятий, насыщении рынка разнообразными товарами. Творческая функция позволяет человеку (в рамках небольшого предприятия) реализовать свои мечты и задумки, а также способствует внедрению достижений научно-технического прогресса в производство. Создание новых рабочих мест, сокращение занятости, повышение образования сотрудников, приумножение человеческого капитала предприятия и отдельной личности - это социальная функция малых предприятий.
Реализация выделенных функций требует от российского малого предпринимательства серьезных инвестиционных вложений. Финансовый кризис 2008 - 2009 гг. значительно подкосил и в какой-то мере парализовал деятельность данного субъекта экономики. Ситуация во многом осложняется финансовыми и экономическими условиями, существующими в России: высокий уровень инфляции, налоговой нагрузки и процентных ставок; несовершенство законодательной базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства в области применения льготных налоговых режимов (глава 26.2 и 26.3 НК РФ); недостаточность финансирования программ по поддержке малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Сказываются и факторы субъективного характера. Большое влияние оказывает политика руководителя предприятия. Низкий уровень организационных, правовых и экономических знаний, неправильный подбор и расстановка кадров, низкая квалификация персонала (отказ от повышения уровня образования, компетенции, здоровья и культуры сотрудников, т. е. отказ от приумножения человеческого капитала предприятия) - всё это негативно сказывается на результатах деятельности малого предприятия.
Согласно данным, предоставленным Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», на сегодняшний день одними из первоочередных проблем малого и среднего предпринимательства являются дефицит квалифицированных кадров и отсутствие дополнительного образования (повышение квалификации) работников данных субъектов рынка. В исследовании были задействованы малые и средние предприятия 40 регионов РФ, и около 40% респондентов
ответили, что вообще не владеют информацией о существовании программ по повышению квалификации сотрудников предпринимательских структур [6]. Это достаточно высокий показатель для страны, стремящейся к инновационной, модернизированной экономике. Нехватка
квалифицированных кадров и отказ от повышения квалификации сотрудников негативно сказываются на результатах деятельности малых предприятий. Поэтому одной из проблем российского малого предпринимательства остается недооценка роли образовательного уровня кадров для финансовой деятельности предприятия, чем (в определенной мере) может объясняться убыточность и банкротство многих малых предприятий.
В Российской Федерации система государственной поддержки малых предприятий начала формироваться лишь с конца 90-х г. ХХ в., реализация которой осуществляется через механизм федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства за счет средств соответствующих бюджетов. Так, например, на территории Хабаровского края, создан Фонд поддержки малого предпринимательства, который осуществляет льготное кредитование и помощь в составлении бизнес-планов малому предпринимательству. По данным Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края только за 3-ий квартал 2011 г. оказана финансовая помощь малым предприятиям на сумму более 37 млн. руб. [7]. В целом, в Дальневосточном федеральном округе по основным показателям развития малых предприятий (численность малых предприятий и их оборот, количество занятых и инвестиции в основной капитал) в 2010 г. по отношению к 2009 г. отмечалась положительная динамика, максимальный рост этих показателей среди федеральных округов России был именно в ДФО (Хабаровский и Приморский края, Магаданская и Сахалинская области)
[4].
Таким образом, ситуация, сложившаяся в Российской Федерации, весьма противоречива. С одной стороны, мы отмечаем значительный прогресс (разработка целевых программ поддержки малого предпринимательства, льготное кредитование и специальные налоговые режимы), с другой стороны, государство зачастую ущемляет интересы малых предприятий (сокращение численности предприятий, применяющих льготные налоговые режимы; повышение единого социального налога). Федеральная политика в области малого предпринимательства должна учитывать все недостатки, сложившиеся в системе, и подобрать такой комплекс мероприятий, который способствовал бы эффективному развитию данных хозяйствующих субъектов.
Возможности для этого имеются. Система поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации имеет трехуровневую структуру: федеральный, региональный и местный уровни. Эти три уровня выполняют единую цель - формирование благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Поэтому в решении проблем малого
предпринимательства должны участвовать одновременно все три уровня, обеспечивая согласованные изменения как в законодательстве, так и в экономике.
Важным направлением в решении проблем малого предпринимательства должно стать обеспечение финансовой поддержки путем расширения льготных условий доступа малых предприятий к финансовым и материальным ресурсам, т. е. кредитование в коммерческих банках по пониженной процентной ставке, субсидии и дотации со стороны государства и др. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития предпринимательства в размере фиксированной доли расходов соответствующих бюджетов. Региональным властям необходимо увеличить сроки и объемы финансирования субъектов малого предпринимательства, расширить перечень видов деятельности, подпадающих под льготное кредитование. Региональные фонды поддержки малого предпринимательства должны содействовать малым предприятиям в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.
Второе направление предполагает косвенную финансовую поддержку малых предприятий, направленную на привлечение инвестиций и накопление капитала в данном сегменте экономики. Важнейшей мерой здесь являются льготные налоговые режимы. Необходимо упразднить критерии, позволяющие малым предприятиям использовать налоговые льготы. Разрешение ситуации с высокими ставками социальных налогов, введенных с первого января 2011 г., нормализует ситуацию и обеспечит выход большинства малых предприятий из тени.
В-третьих, государству необходимо сделать акцент на помощи малым предприятиям в инновационной сфере, а также оказать помощь в решении кадрового вопроса. РФ необходимо перенимать опыт зарубежных стран по созданию бизнес-инкубаторов, инновационных центров и научных парков, где малые предприятия могут получить свободный доступ к информации, консультациям и капиталу. Такие объединения создают необходимую информационную и консультационную инфраструктуру, помогают в освоении технологий и техники, осуществляют помощь в обучении персонала. Так, например, на Дальнем Востоке в 2009 г. на базе Тихоокеанского государственного университета созданы инновационные подразделения (бизнес-инкубатор, инновационные малые предприятия), деятельность которых направлена на содействие развитию инновационной сферы в Хабаровском крае.
Решение кадрового вопроса должно также осуществляться сообща. Фонды поддержки малого и среднего предпринимательства (совместно с учебными заведениями регионов) должны организовать курсы по подготовке и переподготовке персонала для малого предпринимательства с ориентацией на приоритетные для экономики региона виды деятельности. Тогда сфера
малого предпринимательства станет более доступной и привлекательной для многих граждан РФ.
Особенностью российского предпринимательства является то, что в каждом регионе малые предприятия развиваются по-своему, что обусловлено рядом факторов: географическими особенностями, экономической,
политической, правовой, социальной, этнической и другими составляющими. Малое предпринимательство Дальнего Востока получило широкое распространение относительно недавно (конец 90-х гг. ХХ в.), поэтому всё ещё отстает в развитии от остальных регионов России, что подтверждается экспертными оценками. Основная часть малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания. Дальневосточная территория весьма привлекательна для предпринимательства и в других отраслях. Большое разнообразие природных и климатических условий позволяют заниматься различными видами деятельности, а не только торговлей. Поэтому государство через комплекс вышеперечисленных мероприятий должно простимулировать, создать благоприятные условия для вовлечения малых предприятий Востока России в производственную сферу.
Только правильная и целенаправленная политика по поддержке и развитию малого предпринимательства как со стороны государства, так и внутри самого малого предприятия позволит оживить, нормализовать и улучшить ситуацию, сложившуюся в данном сегменте экономики, и с максимальной полезностью использовать потенциал малых предприятий. А их успешное функционирование - залог укрепления и становления рыночного механизма хозяйствования, т. е. того, к чему стремится наше государство.
Литература и источники:
1. Малый бизнес: зарубежный опыт. По данным Национального
института системных исследований проблем предпринимательства. [Электронный ресурс] -. - Режим доступа:
http://www.nisse.ru/business/article/article 1141.html.
2. Венчурные инвестиции в России. [Электронный ресурс] -. -
Режим доступа: http://business.rin.ru/cgi-bin/search.pl7action =view&num
=343534&razdel= 40&w=0#.
3. Буев, В. Малый бизнес в России: что делать7 Национальный
институт системных исследований проблем предпринимательства. [Электронный ресурс] / В. Буев [и др.] -. - Режим доступа:
http://www.nisse.ru/work/projects/monitorings/small-business/small-business_35.html.
4. Сайдулов, Ф. С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2010 году (без микропредприятий) / Ф. С. Сайдулов, А. М. Шестоперов // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. - Москва: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2011. - 32 с.
5. Информационно-аналитический доклад Национального
института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) «Малый бизнес и государственная поддержка сектора», август 2010 [Электронный ресурс] -. - Режим доступа:
http://www.nisse.ru/business/article/article_1681.html?effort=1.
6. Предпринимательский климат в России: индекс Опоры 2010 -
2011[Электронный ресурс] -. - Режим доступа:
http://rcsme.ru/libCat.asp?id=123&l id=1.
7. Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства -получателей поддержки за 3 квартал 2011 года. [Электронный ресурс] -. -Режим доступа: http://msb.khabkrai.ru/reestr