Научная статья на тему 'Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства'

Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / НАЧАЛО XXI В. / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / RUSSIA / EARLY 21ST CENTURY / INNOVATIVE ECONOMY / ECONOMIC POLICY / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрин Юрий Николаевич

В России оценку эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства осуществляют Минэкономразвития России, администрации субъектов РФ и муниципальных образований, т.е. сами разработчики (исполнители) программ. Даже по этим оценкам ни одна из четырех федеральных программ господдержки малого предпринимательства не была выполнена в полном объеме. Эти функции необходимо поручить независимой структуре, подотчетной только Президенту РФ Федеральному агентству по контролю в сфере малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Economy and Institutional Environment of Small Business

The efficiency of the state programs for supporting small business in Russia is appraised by the Ministry of Economic Development, regional administrations and municipal institutions, that is, by the developers and executors of these programs. Even their assessment shows that none of the four programs has been fully implemented. These functions should be entrusted to an independent structure responsible only to the RF President The Federal Agency for Control of Small and Middle Business.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика и институциональная среда малого предпринимательства»

ЭКОНОМИКА, ИНВЕСТИЦИИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС

Ю.Н. Александрин

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Александрин Юрий Николаевич - кандидат экономических наук,

доцент Кубанского государственного университета.

Новая экономическая политика, курс на инновационную модель развития экономики объективно предполагает возрастание роли малого предпринимательства и особенно - малого инновационного бизнеса как наиболее креативного элемента предпринимательской среды. От эффективной государственной поддержки этого стратегического сегмента отечественной экономики зависит не только рост инновационного потенциала, развитие внутреннего рынка, но и повышение национальной конкурентоспособности, возрастание роли России на мировом рынке наукоемких технологий.

По оценкам экспертов, более 75-80% прироста ВВП промышленно развитых стран обеспечивается за счет инноваций. В настоящее время все производство наукоемкой продукции в мировой экономике базируется на 5055 макротехнологиях. Семь наиболее развитых стран, обладающих 45 макротехнологиями, контролируют 80% рынка инноваций. США ежегодно экспортируют наукоемкой продукции примерно на 700 млрд. долл., Германия - на 530, Япония - на 400 млрд. долл. Объем мирового рынка инноваций составляет в настоящее время около 2,5-3 трлн. долл. При этом доля США на рынке наукоемкой продукции составляет 39%, Японии - 30, Германии - 16, России -около 0,5% (7).

Для стран - лидеров рынка инноваций существует одна общая макроэкономическая закономерность - приоритетная роль малого бизнеса в национальных экономиках. Об этом говорят следующие цифры: доля субъектов малого предпринимательства в 2009 г. составила: в ВВП - от 52 (США) до 57% (Германия), в общем количестве предприятий от 97,6 (США) до 99,3%

(Германия), в общей численности занятого в экономике населения - от 50,1 (США) до 69,3% (Япония) (6).

В России показатели уровня развития малого предпринимательства значительно ниже: доля в ВВП - около 21%, общей численности занятых -16,6%. Доля малых предприятий составляет примерно 40% от их общего количества. При этом доминируют микро- и малые предприятия, занимающиеся оптовой (розничной) торговлей - 45,8% (42,4%), и операциями с недвижимостью (риэлтерские услуги и арендный бизнес) - 18,6% (16,0%). В строительстве функционирует 11,5% микро- и 11,9% малых предприятий, в обрабатывающих производствах - 9,6 и 10,7%.

Участие малого предпринимательства в сфере услуг минимально: в гостиничном и ресторанном бизнесе, в сфере коммунальных и социальных услуг занято 2,4% микро- и 2,5% малых предприятий. Самая пессимистичная ситуация в сфере малого инновационного бизнеса: только 0,9% малых и микропредприятий в России занимаются данным видом экономической деятельности (табл. 1).

Таблица 1

ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РФ В 2009 Г.

Количество субъектов малого В % от общего

Вид экономической предпринимательства, ед. количества

деятельности Всего Микро- Малые Микро-

предприятия предприятия предприятия

1 2 3 4 5

Всего 1 347 667 1 065 016 100,0 100,0

В том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 35 271 18 829 2,6 1,8

рыболовство, рыбоводство 2 796 1 885 0,2 0,2

добыча полезных ископаемых 5 187 3 946 0,4 0,4

обрабатывающие производства 144 464 101 952 10,7 9,6

производство и распре-

деление электроэнергии, 6 860 4 425 0,5 0,4

газа и воды

строительство 160 208 122 318 11,9 11,5

оптовая и розничная

торговля, бытовое об- 571 867 487 991 42,4 45,8

служивание населения

гостиницы и рестораны 34 347 25 610 2,5 2,4

транспорт и связь 73 435 56 459 5,4 5,3

Продолжение табл. 1

1 2 3 4 5

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 223 851 171 080 18,6 16,0

научные исследования и разработки 12 163 9 862 0,9 0,9

образование 3 559 2 886 0,3 0,3

здравоохранение и предоставление социальных услуг 15 534 11 436 1,2 1,1

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 33 514 25 684 2,5 2,4

Источник: (5, с. 13).

Аналогичная ситуация с отраслевой структурой малого бизнеса складывается и в федеральных округах России. В 2009 г. оптовой и розничной торговлей занимались от 40,0% (Южный федеральный округ) до 47,3% (Уральский федеральный округ) малых и микропредприятий, операциями с недвижимостью и арендным бизнесом - от 13,8% (Южный федеральный округ) до 17,6% (Сибирский федеральный округ). При этом в обрабатывающих отраслях функционировало всего от 8,0% (Дальневосточный федеральный округ) до 11,8% (Приволжский федеральный округ) субъектов малого предпринимательства, в строительстве - от 11,1% (Северо-Западный и Центральный федеральные округа) до 14,8% (Южный федеральный округ). Что касается малого инновационного бизнеса, то уровень выше среднероссийского отмечается только в Центральном (1,4%) и Северо-Западном (1,0%) федеральных округах. В Приволжском и Уральском федеральных округах лишь 0,7% малых и микропредприятий занимаются инновационными разработками, а в Южном и Дальневосточном и того меньше - 0,5 и 0,3% соответственно (5, с. 22-33).

Если рассматривать индикаторы отраслевой структуры малого предпринимательства относительно субъектов РФ - лидеров федеральных округов по уровню развития малого предпринимательства, то оптовой и розничной торговлей занимается от 38% малых предприятий в Краснодарском крае до 56,6% в Свердловской области. Риэлтерские и арендные услуги предоставляют от 14,9% малых и микропредприятий в Краснодарском крае до 18,3% в Свердловской области. Что касается обрабатывающих производств, то здесь показатели значительно скромнее: этим видом экономической деятельности занимается от 6,5% (Свердловская область) до 11% (Нижегородская область) субъектов малого предпринимательства. Дифференциация субъектов РФ по

инновационной активности малого бизнеса еще более внушительная, чем в федеральных округах: от 0,3% малых предприятий в Приморском крае до 1,9% в г. Москве.

Следует отметить, что отраслевая структура малого предпринимательства, несмотря на изменения критериев субъектов МСП1 в 2008 г., практически не меняется уже около 15 лет. С 1996 по 2009 г. среди субъектов малого предпринимательства преобладают предприятия оптовой и розничной торговли (42,7% - в 1996 г. и 42,4% - в 2009 г.). На второй позиции - строительные предприятия (16,4 и 11,9% соответственно), на третьей - промышленные (15,7 и 10,7%). Далее: малые предприятия, оказывающие услуги в сфере здравоохранения и соцобеспечения (1,3% - в 1996 г. и 1,2% - в 2009 г.), образовательные услуги (0,8 и 0,3% соответственно). Лишь по двум видам экономической деятельности субъектов малого предпринимательства с 1996 по 2009 г. произошли значительные изменения. Доля предприятий, занятых риэлтерским бизнесом увеличилась с 0,5% в 1996 г. до 18,6% в 2009 г. (более чем в 37 раз). Одновременно за анализируемый период сократилась доля малых инновационных предприятий с 5,5 до 0,9% (более чем в 6 раз)2. На наш взгляд, эффективно решать масштабные задачи перехода к инновационной модели экономики с такими деформациями отраслевой структуры малых и средних предприятий достаточно проблематично.

Для повышения роли малого предпринимательства в экономике страны Правительство Российской Федерации к 2012 г. планирует увеличить долю МСП:

• в численности занятых по отношению к экономически активному населению до 28%;

• в валовом внутреннем продукте до 29% ВВП;

• в обороте неторгового сектора МСП (промышленность, строительство, ЖКХ, социальные услуги, инновации, образование, здравоохранение) до 40%;

• инновационных предприятий в отраслевой структуре МСП в 6 раз -до 6% (10).

Большинство ученых-экономистов рассматривают проблему стимулирования малого предпринимательства в РФ только через призму увеличения объемов финансирования из бюджетов всех уровней. В этой связи необходимо отметить, что в последние пять лет финансирование господдержки МСП за счет средств федерального бюджета увеличилось в 16 раз: с 1,5 млрд. руб. в 2005 г. до 24 млрд. руб. в 2010 г. Однако только многократное увеличение объемов финансирования при существующих институтах государственной

1. Малое и среднее предпринимательство.

2. Рассчитано автором по: (4, с. 9; 5, с. 13). 104

поддержки МСП не позволит в ближайшей перспективе достигнуть мирового уровня развития этого стратегического сегмента предпринимательства. Об этом свидетельствуют и основные показатели динамики развития малого предпринимательства РФ, по данным ежеквартального информационно-аналитического доклада НИСИПП (табл. 2).

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ РФ ЗА 2009 гг. в К к 2008 г.

Федеральный округ (ФО) Среднесписочная численность работников * Объем оборота Инвестиции в основной капитал

РФ, всего 98,9 83,0 67,4

Центральный 97,5 82,1 59,2

Северо-Западный 98,8 84,8 56,5

Южный 95,1 87,3 76,2

Приволжский 96,8 83,7 67,1

Уральский 115,6 92,6 71,8

Сибирский 100,3 74,1 75,2

Дальневосточный 100,4 74,0 63,6

* Без внешних совместителей и работников по договорам гражданско-правового характера.

Источник: (2).

Отрицательная динамика развития малого предпринимательства за анализируемый период отмечается как в целом по России, так и по федеральным округам. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1,1% снизилась среднесписочная численность работников малых и микропредприятий в РФ, в том числе на 3,2% - в Приволжском ФО, на 4,9% - в Южном ФО. Прирост среднесписочной численности работников отмечается в Уральском ФО на 15%; в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах он был минимальным и составил 0,3 и 0,4% соответственно. В целом по стране с 2008 по 2009 г. на 17% снизился оборот малых и микропредприятий. Для всех федеральных округов характерна отрицательная динамика по данному показателю. Наибольшее сокращение оборота малых предприятий было в Центральном, Сибирском и Дальневосточном федеральном округах. Аналогичная картина наблюдается и в динамике инвестиций. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. этот показатель снизился в целом по РФ почти на 34%. Самый сильный спад был в Центральном и Северо-Западном округах.

Приоритетным направлением в сфере МСП должно стать формирование принципиально новых институциональных основ государственного регулирования малого предпринимательства, адекватных инновационной модели экономики. В настоящее время реализацией государственной политики сти-

мулирования малого предпринимательства занимается Минэкономразвития России и еще 12 министерств и ведомств.

Кроме того, в марте 2008 г. была создана Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства для обеспечения координации деятельности органов исполнительной власти и взаимодействия с представителями предпринимательского сообщества. К компетенции комиссии относится решение как стратегических, так и оперативных задач развития малого бизнеса: от определения мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства до совершенствования порядка применения контрольно-кассовой техники, от совершенствования института микрофинансирования до упрощения бухгалтерского и налогового учета. Всего более 20 направлений, охватывающих практически все сферы деятельности малого предпринимательства.

Следует подчеркнуть, что при таком колоссальном объеме работ, комиссия функционирует на общественных началах и проводит заседания по мере необходимости. Особого внимания заслуживает и состав этого органа: из 31 члена комиссии только три представляют интересы малого предпринимательства (ОПОРА России, Деловая Россия), остальные - высокопоставленные чиновники федерального и регионального уровней, Администрации Президента и аппарата Правительства РФ (8). Можно ли ожидать прорыва в сфере МСП при существующих институтах государственного регулирования малого предпринимательства? На наш взгляд, нет.

Учитывая стратегическую роль малого бизнеса в решении масштабных задач модернизации экономики России, необходимо создать специализированное министерство в структуре Правительства РФ - Министерство малого и среднего предпринимательства, которое бы занималось исключительно реализацией государственной политики и стратегии развития малого предпринимательства. Например, в США переломным моментом в развитии малого бизнеса стало создание в 1953 г. Администрации малого бизнеса США (8БА), которая подотчетна только Президенту США и Конгрессу. 8БА имеет 105 представительств во всех штатах и крупных городах, 1100 центров развития малого предпринимательства, 389 консультационных и 118 социально ориентированных центров, реализующих программы развития МСП на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (11).

Похожая структура есть и в системе государственного регулирования малого бизнеса Японии - Агентство малого и среднего предпринимательства (8МБА), которое входит в состав Министерства экономики, торговли и промышленности (МЕТ1). 8МБА состоит из 59 региональных и 261 местных отделений, 313 центров развития малого предпринимательства. Особое внимание уделяется развитию малого бизнеса в регионах. Для этого в структуре

Агентства МСП Японии создано специализированное структурное подразделение - Агентство регионального развития МСП (SMRJ) (6).

Как показывает мировой опыт, формирование оптимальных институциональных основ стимулирования МСП невозможно без создания института оценки эффективности государственных программ поддержки малого бизнеса. В США эти функции выполняет Генеральная инспекция (OIG), подотчетная только президенту страны и Конгрессу, хотя формально она входит в структуру Администрации малого бизнеса США (SBA). На деятельность OIG ежегодно расходуется 16-17 млн. долл. Кроме этого, для оценки эффективности государственной поддержки МСП привлекаются: Департамент управления и бюджета при Президенте США (Office of Management and Budget), Департамент финансовой инспекции Правительств США (US General Accountability Office).

Департамент управления и бюджета при Президенте США, применяя методику «Рейтинговой оценки эффективности программ» (Program Assessment Rating Tool), осуществляет анализ десяти приоритетных программ SBA, выполняемых в рамках долговременной стратегии развития малого предпринимательства. При этом рассматриваются и оцениваются следующие важнейшие параметры: цель и структура программ; стратегическое планирование и управление реализацией программ, оценка достигнутых результатов и обеспечение отчетности. Департамент финансовой инспекции (GAO), являясь независимой организацией при Конгрессе США, осуществляет выборочную проверку исполнения различных программ, реализуемых агентством SBA, по результатам которой дает рекомендации по совершенствованию финансовых и организационных механизмов реализации этих программ. Наряду с этими ведомствами, по инициативе SBA, для оценки эффективности реализуемых программ и мероприятий в сфере МСП привлекаются независимые аудиторские компании, специализированные экспертные организации. По результатам проведенных аудиторских проверок в открытой печати публикуется ежегодный отчет о деятельности Администрации малого бизнеса США, эффективности программ государственной поддержки МСП.

В России оценку эффективности программ государственной поддержки малого предпринимательства осуществляют: на федеральном уровне - Минэкономразвития России, на региональном и муниципальном уровнях - администрации субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, качество своей работы оценивают сами разработчики (исполнители) программ. Но даже по этим оценкам, которые трудно признать объективными, ни одна из четырех федеральных программ господдержки малого предпринимательства не была выполнена в полном объеме. Например, Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации 1994-1995 гг. была выполнена на 31%, а Федеральная программа

1996-1997 гг. - на 70%. К сожалению, не произошло позитивных изменений и в настоящее время. По данным Росфиннадзора России, из 24 млрд. руб., выделенных на государственную поддержку малого предпринимательства в 2010 г., 1 млрд. руб. - нецелевое использование, а 822 млн. руб. - вообще оказались неиспользованными (3).

На наш взгляд, оценку эффективности реализации федеральных (региональных) программ в сфере малого предпринимательства необходимо поручить независимой структуре, подотчетной только Президенту РФ -Федеральному агентству по контролю в сфере малого и среднего предпринимательства (см. рис.). Основными функциями Федерального агентства по контролю в сфере малого и среднего предпринимательства должны стать:

• оценка эффективности деятельности Министерства малого и среднего предпринимательства и уполномоченных организаций по реализации федеральных (региональных) программ поддержки малого предпринимательства;

• разработка предложений по совершенствованию государственной политики и стратегии стимулирования МСП;

• экспертиза всех нормативных актов в сфере МСП с точки зрения дерегулирования и снижения административных барьеров, разработка альтернативных вариантов;

• оказание правовой помощи, юридической защиты предпринимателей в регионах;

• ежемесячный доклад Президенту РФ, Совету Федерации и Государственной думе РФ о результатах мониторинга в сфере МСП и его опубликование в открытой печати (размещение на информационных сайтах МСП в Интернете);

• выявление организационных, экономических и правовых проблем, сдерживающих развитие МСП, и разработка предложений по их решению.

Объективность оценки эффективности государственного стимулирования малого бизнеса усилится, если к ней привлечь общественные организации, ВЦИОМ, независимые консалтинговые и аудиторские фирмы, специализированные научно-исследовательские институты, ассоциации бизнес-инкубаторов и технопарков, региональные фонды поддержки МСП, а самое главное - самих предпринимателей. Для этого целесообразно создать специальный портал в рамках электронного правительства. Внедрение и широкое использование интернет-технологий будет способствовать не только повышению объективности оценки реализуемых программ поддержки МСП всех уровней, но и усилению оперативности обратной связи с субъектами малого бизнеса.

Модель системы государственной поддержки малого предпринимательства на макро- и мезоуровнях (разработана автором) выглядит следующим образом:

Основой предложенной авторской модели трансформации институциональной среды малого предпринимательства является разграничение функций по реализации государственной политики в сфере МСП. Функции по

формированию основных направлений и принципов государственной политики развития МСП предлагается возложить на Правительственную комиссию при Президенте РФ. Функции по разработке, реализации и координации федеральных программ поддержки МСП - на Министерство малого и среднего предпринимательства. Аналогичные функции на региональном (муниципальном) уровнях целесообразно делегировать соответствующим департаментам администраций субъектов РФ и муниципальных образований (следует отметить, что в настоящее время департаменты развития МСП отсутствуют в структуре большинства региональных и муниципальных администраций). Функции по мониторингу, анализу и оценке эффективности реализации программ поддержки МСП всех уровней в соответствии с предложенной моделью будет выполнять Федеральное агентство по контролю в сфере малого и среднего предпринимательства, а также специализированные научно-исследовательские институты, независимые консалтинговые и аудиторские фирмы, общественные организации субъектов малого предпринимательства.

Развитие малого инновационного предпринимательства, как и малого бизнеса в целом, тормозит наличие многочисленных административных барьеров, правовая незащищенность. Несмотря на принятие ряда законодательных актов, направленных на оптимизацию институциональных условий в сфере МСП (проведение проверок на малых предприятиях один раз в три года, внеплановые проверки только с санкции прокуратуры, льготная приватизация арендуемой региональной и муниципальной нежилой недвижимости, уведомительный характер начала предпринимательской деятельности и т.д.), проблема остается нерешенной. В качестве примера можно привести эффективность реализации Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым государственные и муниципальные заказчики обязаны до 20% годового объема поставок товаров (работ, услуг) размещать у субъектов малого предпринимательства. К 2012 г. Минэкономразвития России планирует увеличить данный показатель до 35%.

Однако проведенный в 2009 г. Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) мониторинг фактического уровня субконтрактации малого бизнеса в регионах дал следующие результаты. Согласно аналитическим данным НИСИПП, доля государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства (в стоимостном выражении), не превышала в 2009 г. 2% от объемов всех договоров. При этом федеральные заказчики заключили с малыми предприятиями не более 1% от стоимости всех контрактов, а доля участия малых предприятий в аукционах составила всего 11% (9). Для сравнения: в США уровень 110

субконтрактации малого бизнеса составил в 2008 г. - 21,5%, в 2009 г. - 21,9, планируемый показатель в 2010 г. - 23% (11).

Аналогичная ситуация складывается и с реализацией Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По данным Минэкономразвития Правительства России, по состоянию на май 2010 г. из 5,192 тыс. субъектов МСП только 0,16% предпринимателей выкупили арендуемое имущество. Арендуют объекты недвижимости субъектов РФ и муниципальных образований в настоящее время около 1 млн. субъектов МСП, а стали собственниками в рамках действия указанного закона -10 475 субъектов. Ни одного договора приватизации нежилой недвижимости, арендуемой субъектами малого и среднего бизнеса, на 01.01.2010 не зарегистрировано в Адыгее, Ингушетии, Мордовии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Чечне, Омской области, Якутии, г. Москве. В 11 субъектах РФ не составлено списков предлагаемой к льготной приватизации региональной и муниципальной недвижимости. В отдельных субъектах РФ (г. Санкт-Петербурге, Новосибирской, Нижегородской, Сахалинской и Курской областях) стоимость 1 м2 приватизируемой бизнес-недвижимости превысила рыночную (1).

В условиях перехода к инновационной экономике действенным инструментом сокращения административных барьеров будет включение в систему оценки эффективности работы региональных и муниципальных администраций, а также всех контрольно-надзорных органов (влияющих на качество институциональной среды МСП) следующих показателей:

• количество вновь созданных и действующих малых предприятий, в том числе производственных и инновационных;

• доля малых предприятий в валовом региональном продукте (ВРП), в том числе производственных и инновационных;

• доля малых предприятий в отраслевой структуре региона, в том числе производственных и инновационных;

• количество экспортно-ориентированных малых предприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• количество зарегистрированных патентов и внедренных разработок малыми инновационными предприятиями;

• среднесписочная численность работников малых предприятий, в том числе производственных и инновационных;

• среднемесячная заработная плата на малых предприятиях, в том числе на производственных и инновационных;

• обеспеченность малых предприятий региональной (муниципальной) имущественной инфраструктурой (бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы);

• количество малых предприятий, получивших финансовую поддержку через региональные гарантийные фонды, в том числе производственных и инновационных;

• объем финансовой поддержки малых инновационных предприятий за счет средств регионального и муниципального бюджетов, региональных гарантийных фондов;

• объем заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, заключенных с субъектами малого предпринимательства.

При отрицательной динамике предложенных индикаторов качества институциональной среды малого предпринимательства за отчетный период бюджетное финансирование данных структур должно быть сокращено пропорционально их снижению. Аналогичным образом целесообразно определять и объемы межбюджетных трансфертов для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что для решения масштабных задач модернизации российской экономики, достижения мирового уровня развития малого предпринимательства необходимо создание оптимальных институциональных основ стимулирования малого бизнеса, адекватных инновационной модели развития общества.

Литература

1. Аналитическая справка по проблемам в реализации Закона № 159-ФЗ и предложениям по их решению. ОПОРА России, 14 мая 2010. URL: http://www.opora.ru

2. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2009 г. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад НИСИПП URL: http://www.nisse.ru

3. Малый и средний бизнес-2010. Печальные итоги. Часть вторая // НИСИПП, 17.01.11. URL: http://www.nisse.ru

4. Малое предпринимательство в России. 2001. - Стат. сб. - М., 2001.

5. Малое предпринимательство в России. 2009. - Стат. сб. - М., 2009.

6. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран. Х Всероссийская конференция представителей малых и средних предприятий / НП «Московский центр развития предпринимательства, 2009. URL: http://www.giac.ru

7. Петраков Н.Я., Шагалов Г.Л. Вопросы развития экспортного потенциала высокотехнологической продукции. URL: http://www.cemirssi.ru

8. Положение о комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2008, № 178. URL: http://www.opora.ru

9. Проблемы доступа малых предприятий к государственным и муниципальным заказам: законодательство и реальная практика. Аналитическая записка НИСИПП. - Октябрь, 2009. URL: http://www.nisse.ru

10. Тезисы выступления министра Э. Набиуллиной на Х Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий «Роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики России». - М., 26.09.2010. URL: http://www.nisse.ru

11. U.S. Small Business Administration: Fiscal year 2010 Congressional Budget Justification. URL: http://www.sba.gov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.