Научная статья на тему 'Региональный аспект развития государственной поддержки малого предпринимательства'

Региональный аспект развития государственной поддержки малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1535
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владыка М. В., Логвиненко Е. А.

Развитие малого предпринимательства на современном этапе рассматривается как важнейшее условие устойчивого экономического роста российской экономики. При этом большое внимание уделяется региональному аспекту этого развития. С этой целью необходимо определить основные направления поддержки малого предпринимательства и потенциал региона в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект развития государственной поддержки малого предпринимательства»

УДК 658.114:332.1

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

М.В. ВЛАДЫКА1 Е.А. ЛОГВИНЕНКО2

Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород

1) e-mail:

vladyka@bsu.edu.ru

2) e-mail:

Logvinenko@bsu.edu.ru

Развитие малого предпринимательства на современном этапе рассматривается как важнейшее условие устойчивого экономического роста российской экономики. При этом большое внимание уделяется региональному аспекту этого развития. С этой целью необходимо определить основные направления поддержки малого предпринимательства и потенциал региона в данной сфере.

Ключевые слова: малое предпринимательство, микропредприятия, региональная политика, государственная поддержка, региональная структура поддержки малого бизнеса.

Малый бизнес сегодня является важным и обязательным элементом функционирования развитой рыночной экономики, выполняя ряд важных функций, таких как регулирование занятости, сокращение социальной дифференциации населения, формирование доходной части бюджетов всех уровней, поддержание конкурентной среды и другие. Однако, несмотря на относительно длительный период формирования в России рыночных отношений, малое предпринимательство занимает на сегодняшний день довольно скромную долю в экономике страны: вклад российских малых предприятий в ВВП около 20% против 50-60% по сравнению с наиболее развитыми мировыми державами. Экономические процессы последних лет показали, что данная сфера бизнеса, чтобы реализовать заложенный в неё потенциал, требует повышенного и более взвешенного внимания со стороны государственных структур разного уровня. Наиболее вескими причинами этого являются недостаточность финансовых ресурсов и трудности привлечения дополнительных, нехватка квалифицированного персонала, высокий уровень налогообложения, труднодоступность производственных помещений, неразвитость инфраструктуры, зависимость от рыночной конъюнктуры.

Российская экономика сегодня переживает не самые лучшие времена. И хотя эксперты не прогнозируют резкого ухудшения экономической ситуации в ближайшей перспективе, но медленное снижение - это общепризнанный факт. Темпы экономического роста в России замедляются - во втором квартале текущего года ВВП вырос всего на 1,2% против 4,3 % за аналогичный период прошлого года (рис. 1).

Динамика ВВП, в % ы соотв. периоду

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 201 2 г. 201 2 г. 201 2 г. 201 2 г. 2013 г. 2013 г.

Рис. 1. Динамика ВВП российской экономики за период 2012-13 гг. [1]

2013. №22 (165). Выпуск 28/1

Решение проблемы дальнейшего развития отечественной экономики лежит в том числе и в сфере поддержки предпринимательства. С целью стимулирования малого предпринимательства и повышения его роли многие российские исследователи считают необходимым, в первую очередь, изменить структуру МСП, перейдя от преимущественно посреднических форм бизнеса к промышленным, инновационным [10, 16]. При этом формирование эффективного механизма поддержки в современных условиях должно, по мнению ряда авторов, опираться преимущественно на муниципальный уровень как наиболее близкий к мелкому бизнесу [6, 14]. Для решения поставленных задач предлагается, в частности, сократить перечень приоритетных видов деятельности, претендующих на получение государственной помощи, перераспределив ее в пользу наиболее эффективных, повысив тем самым в целом эффективность муниципальных программ поддержки [14]; реализовать региональное развитие, основанное на кластерном подходе и требующее глубокого взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом и конструктивного сотрудничества с образовательными и исследовательскими структурами при эффективной поддержке государства на всех уровнях [3]; стимулировать развитие малого инновационного предпринимательства как основы модернизации российской экономики при активном сотрудничестве с крупным бизнесом, используя при этом такие инструменты взаимодействия, как франчайзинг, финансовый лизинг, субподряд, венчурное предпринимательство, имущественная поддержка наукоемких производств [1, 11, 16]; повысить роль специальных налоговых режимов как меры по стимулированию малого и среднего предпринимательства [17]; использовать в качестве перспективного инструмента регулирования предпринимательства на муниципальном уровне бенчмаркинг, который уже хорошо зарекомендовал себя в различных областях хозяйственной практики [4, 6] и ряд других мер.

Следует подчеркнуть, что некоторые из перечисленных выше предложений в той или иной мере находят свое отражение в программах поддержки малого предпринимательства как на федеральном уровне, так и на региональном. В докладе Правительства Российской Федерации отмечается, что необходимо «сделать серьёзный прорыв в области инвестиций, в области роста производительности труда, в области диверсификации нашего производства, и здесь предпринимательская инициатива, инициатива малого и среднего бизнеса как основы предпринимательства крайне важна» [18]. Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к числу малых и средних установлены Федеральным Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007 г. [13]. Основным является численность работников - не более 100 чел. для малого предприятия, и не более 250 чел. для средних предприятий. К субъектам малого предпринимательства относят и индивидуальных предпринимателей. Закон выделил новую категорию в составе малых предприятий -микропредприятие, если численность не превышает 15 человек. В табл.1 приведены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства по занятости, обороту и доле участия в уставном (складочном) капитале.

Таблица 1

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства [18]

Типология Занятость на предприятии Оборот предприятия Критерий независимости происхождения

Микропредприятия До 15 чел. До 60 млн. руб. Доля участия в уставном (складочном) капитале не должна превышать 25% для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций

Малые предприятия 16-100 чел. До 400 млн. руб.

Средние предприятия 101-250 чел. До 1000 млн. руб.

2013 № 22 (165). Выпуск 28/1

Существенными дополнением является установление в качестве регулятора доли участия в уставном (складочном) капитале, которая не должна превышать 25% для хозяйствующих субъектов, не являющихся малыми и средними предприятиями, иностранных юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций. В целом, динамика основных показателей развития сектора малого предпринимательства за последние четыре года (2009-2012 гг.) отражена в табл.2.

Таблица 2

Динамика основных экономических показателей деятельности малого предпринимательства в России (с учетом микропредприятий) [5]*

Показатели деятельности малых предприятий 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Число предприятий (на конец года), тыс. 1601,9 1242,3 1836,5 1997,0

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 10254,0 9790,2 10420,8 10481,0

Оборот предприятий, млрд. руб. 16873,1 18933,8 22612,0 23465,9

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 346,1 520,3 431,6 521,6

* Составлено по данным ежеквартального информационно-аналитического доклада «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012 году, апрель 2013, НИСИПП.

Как видно из таблицы, несмотря на довольно резкие колебания количества малых предприятий, особенно падение в 2010 г., средняя численность занятых в данном секторе держалась примерно на одном уровне. Этот показатель инертен, в то время как показатель оборота показывал положительную динамику на протяжении всего рассматриваемого периода. Резкий спад числа малых предприятий в 2010 году произошел из-за уменьшения численности микропредприятий - более чем на 350 тыс. единиц. Одновременно в этой сфере бизнеса произошло и снижение численности занятых - более чем на 1 млн. 200 тыс. человек, часть из которых, как можно предположить, «перетекла» на более «крупные» малые предприятия (здесь численность возросла за указанный год более чем на 0,5 млн.). Отметим, что по данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», с начала 2013 года прекратили свое существование 739 тысяч индивидуальных и малых предприятий. С учетом появившихся за этот период 249 тысяч предприятий, убыль в этом сегменте составила почти 0,5 млн. [8]. Как показывает практика, эти предприятия никуда не исчезают, а переходят в неформальный сектор, в котором, по экспертным оценкам, численность занятых уже больше, чем в сфере малого и среднего предпринимательства вместе взятых. Одной из наиболее существенных причин этого процесса в настоящее время является нестабильность в налоговой сфере, изменения, связанные с увеличением страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Правительству предстоит большая работа, чтобы возвратить количественные показатели деятельности малых и средних предпринимателей хотя бы на прежний уровень. Проблемы развития малого предпринимательства в течение текущего года рассматривались на разных уровнях управления неоднократно. В табл. 3 приведены предложения со стороны федеральных властей по улучшению ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства. Эти предложения рассмотрены на заседании Правительства РФ 3 октября 2013 г.

Таблица 3

Предложения Правительства Российской Федерации по улучшению положения МСП [18]

введение с 2014 года дифференцированного подхода к расчёту страховых платежей для малого и среднего

бизнеса_______________________________________________________________________________________________

введение упрощённой системы для самозанятых граждан, с тем, чтобы они не становились формально индивидуальными предпринимателями, приобретали простой патент для самозанятых______________________________

внесение предложения по перераспределению в пользу местных бюджетов доходов от налога, взимаемого в

связи с применением упрощённой системы налогообложения_________________________________________________

расширение пространства для развития МСП, связанного с участием в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также для закупок для целей институтов развития и государственных компаний, цель -

сделать данную процедуру более либеральной_____________________________________________________________

расширение деятельности в области гарантий и в области предоставления специального долгосрочного фондирования для инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Предлагается такой источник, как размещение средств Фонда национального благосостояния в сумме 100 млрд. рублей* через финансовый институт, в качестве которого будет выступать Внешэкономбанк_____________________________________________

предполагается завершение формирования национальной гарантийной системы путем создания Федерального гарантийного фонда. Принято решение о его капитализации. Федеральный гарантийный фонд должен быть создан как небанковская кредитная организация, которая будет должным образом регулироваться и

контролироваться со стороны Банка России_______________________________________________________________

предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на формирование региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса. Имеются в виду и инфраструктурные проекты, и создание соответствующих бизнес-инкубаторов, технопарков, стартапов и субсидирование их финансирования______________________

изменение порядка кредитования МСП со стороны государственного института развития - Внешэкономбанка, который сейчас является институтом, формирующим программу кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства через свой дочерний банк (МСП-банк) и оказывающим гарантийную поддержку, что приводит к удорожанию кредита для конечного заёмщика примерно на 2,5 процентных пункта. Если бы Внешэкономбанк выступил непосредственно оператором, по-настоящему связующим звеном между государством и коммерческими банками, это позволило бы удешевить кредитные ресурсы для малого бизнеса_________

* по другим источникам, эта цифра может быть выше - Д0130, и даже 200 млрд. руб. ; подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/226i348)

Часть рассмотренных выше предложений уже нашла свое отражение в изменениях, внесенных в ряд федеральных законов, связанных с предпринимательством. В частности, Госдума рассмотрела и утвердила законопроект о снижении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (ИП), имеющих годовой доход до 300 тыс. руб., который вступит в силу уже с 1 января 2014 г. [18]. Госдума также рассмотрела законопроект о снятии ограничений на участие иностранцев и институтов развития в капитале МСП, что, по мнению Правительства, должно привести к активизации малого инновационного предпринимательства [18]. Также становится более либеральным порядок выкупа госимущества малым и средним бизнесом (Федеральный закон от 02.07.2013 № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства») [12]. Также продлевается до июля 2015 г. действие закона о малой приватизации, предоставившего малым и средним предприятиям преимущественное право приобретения в собственность арендуемых ими помещений. С января следующего года вступает в силу законодательство о федеральной контрактной системе - Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ, который предполагает определённый уровень квотирования. Не менее 15% этих расходов будет направляться на цели закупок товаров и услуг именно в секторе малого и среднего предпринимательства (в настоящее время нижняя планка составляет 10%). Параллельно с новым Федеральным законом разработана «дорожная карта» Правительства России, согласно которой к 2018 году планируется вывести долю малого бизнеса на 25% от количества участников госзаказа. [18]

Уровень развития малого предпринимательства в разных регионах страны довольно существенно варьируется. В Белгородской области ситуация благоприятна. Об этом, в частности, свидетельствуют показатели, приведенные в табл. 4, о состоянии малого предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) в Центральном федеральном округе Российской Федерации в 2012 г. Как видно, область опережает соседние регионы по показателю количества МП на 100 тыс. чел. населения, является одним из

2013 № 22 (165). Выпуск 28/1

лидеров по среднесписочной численности занятых и обороту, уступая лишь Воронежской области, и имеет неплохой результат по объему инвестиций в основной капитал.

Таблица 4

Показатели состояния малого предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей)** в Центральном федеральном округе Российской Федерации в 2012 г. [5]

Субъекты Российской Федерации Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях, тыс. человек Оборот малых предприятий в текущих ценах, млн. рублей Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях в текущих ценах, млн. рублей

Российская Федерация 1 395,9 10 481,1 23 465 937,2 521 545,0

Центральный федеральный округ 1 449,2 3 096,7 8 731 813,7 146 099,7

В т.ч.

Белгородская область 1214,0 103,3 214 752,2 8 026,2

Брянская область 874,9 75,8 141 750,9 4 426,3

Воронежская область 980,9 196,4 286 394,5 23 275,7

Курская область 781,2 56,0 102 769,5 2 957,0

Орловская область 902,0 49,3 70 198,6 2 856,2

Липецкая область 1023,6 87,9 152 924,9 12 140,9

Тамбовская область 767,4 62,7 108 384,5 9 357,8

**без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера

По данным, приводимым в докладах об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации за 2010-2012 гг., подготовленных некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП»), можно сделать вывод о положительных тенденциях развития данного сектора экономики в Белгородской области за последние три года. Например, из 4-х основных показателей (количество МП, численность занятых на МП, оборот МП и инвестиции в основной капитал МП) в 2010 г. по сравнению с 2009 г. только два последних имели положительную динамику, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - уже три (кроме первого), в 2012 году регион вошел в число 24 субъектов РФ, в которых по всем четырем показателям наблюдалась положительная динамика[5]. Приведенные факты свидетельствуют о той большой и кропотливой работе, которую проводит Правительство Белгородской области с целью стимулирования предпринимательства. Частности, еще в 2007 году, в соответствии с Постановлением Правительства Белгородской области от 5 марта 2007 г. «Об утверждении областной программы «Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства Белгородской области на 2007-2010 годы», была создана инфраструктура, в которую входят [9]:

• Департаменты Белгородской области;

• Органы местного самоуправления муниципальных районов и городские округа;

• Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства;

• ОГУ «Белгородский региональный ресурсный центр» (ОГУ «БРРИЦ»);

• Белгородская торгово-промышленная палата;

• Центр инвестиционного роста Белгородской области;

• Белгородское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»;

• Ассоциация «Ремесленная палата Белгородской области»;

• Некоммерческое партнерство «Гильдия купцов и промышленников»;

• Белгородское региональное представительство государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. №22 (165). Выпуск 28/1

• Государственная инспекция труда в Белгородской области;

• Областное объединение организаций профессиональных союзов;

• Управление по труду и занятости населения Белгородской области;

• Региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей в Белгородской области.

Указанная программа получила продолжение в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на 2011-2016 годы». За последние годы в области появились такие новые структуры поддержки, как Белгородский гарантийный фонд содействия кредитованию, некоммерческая организация «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Белгородской области», которая совместно с ЗАО «Металлинвесттраст» и НПФ «Гефест» сформировала закрытый паевой инвестиционный фонд смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Белгородской области» (ЗПИФ), с помощью средств которого уже реализуются 3 проекта на общую сумму инвестиций 118,9 млн. руб. и находятся на рассмотрении еще 4 проекта на общую сумму инвестиций 299,9 млн. руб. [9]. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2013 годы» на текущий год запланированы и успешно реализуются следующие направления по поддержке малого и среднего предпринимательства на территории региона:

- предоставление целевых безвозвратных грантов до 300 тыс. руб. начинающим малым предприятиям на создание собственного бизнеса на условиях долевого финансирования (15% от стоимости проекта) целевых расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности [9];

- выдача целевых займов размером до 1 млн. руб. под 10 % годовых сроком до трёх лет на реализацию инвестиционных проектов под поручительство физических лиц или залог имущества [9];

- новое для региона направление поддержки: «Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных видов деятельности по уходу и присмотру за детьми». Субсидия составляет сумму до 600 тыс. руб. и подразумевает 15процентное софинансирование со стороны предпринимателя [9];

- предоставление поручительства по частично обеспеченному банковскому кредиту, поддержка развития лизинга малых инновационных компаний, субсидирование части затрат на выкуп земельных участков в технопарках, строительство производственных мощностей и закупку оборудования [7].

В зависимости от направления и вида поддержки с предпринимателями работают Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Белгородский ресурсный инновационный центр, Белгородский гарантийный фонд содействия кредитованию, Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Белгородской области [2].

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса и развивая для этого инфраструктуру, государственные органы Белгородской области учитывают сложившееся к настоящему времени социально-экономическое положение в этих сегментах хозяйственной деятельности, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых перемен, предполагаемые перспективы. Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

1. Бочарова, О.Н. Инновационные процессы в малом предпринимательстве как предпосылка модернизации отечественной экономики. // Социально-экономические явления и процессы. 2012. №04(038). С. 19-22

2. Владыка, М.В. Региональные механизмы инновационного предпринимательства / М.В. Владыка, Е.А. Логвиненко // Научные ведомости БелГУ. 2011. Вып. 20/1. №19 (114). С. 40-46

3. Гамидуллаев, Р.Б. Преимущества государственного управления малым инновационным предпринимательством на основе инновационных кластеров в России / Р.Б. Гамидуллаев,

Список литературы

ЛА. Гамидуллаева // Вопросы современной науки и практики. - Университет им. В.И. Вернадского. 2012. №3(41).

4. Дупленко, Н.Г. Использование бенчмаркинга для развития малого предпринимательства в муниципальном образовании / Н.Г. Дупленко // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. №4(11)

5. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад «Динамика развития малого предпринимательства в регионах России, НИСИПП. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nisse.ru/.

6. Захарченко, А.А. Формирование и развитие системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне / А.А. Захарченко // Муниципальная экономика. Вопросы теории. 2011. № з.С. 12-13.

7. Информационное агентство «Бел. ру». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bel.rU//news/business/2013/02/22/75580.html.

8. Информационное агентство REGNUM. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://regnum.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Информационный портал поддержки малого и среднего бизнеса Белгородской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mb31.ru/.

10. Комиссаров, А.К. Направления стимулирования развития малого предпринимательства в Российской Федерации / А.К. Комиссаров // Научно-практический журнал МИР. 2012. №2(10). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://idnayka.ru/MIR/MIR_v10.pdf.

11. Ломовцева, О.А. Технопарки как точки инновационного роста и фактор развития региональной экономики / О.А. Ломовцева, Р.Ю. Канищев // Научные ведомости БелГУ. 2011. № 19-1. С. 35-39.

12. Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osspb.ru/osnews/11776/.

13. Российская Федерация. законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07. 2007 г. № 209-ФЗ // Российская газета. 31.07.2007.

14. Орлов, Е.В. Совершенствование механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства, используемых в муниципальном образовании города Кострома / Е.В. Орлов // Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством. Раздел 2. Региональные аспекты развития экономики. 2013. №03(17).

15. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Информационноаналитический раздел. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://info.minfin.ru/gdp.php.

16. Ромашова, Л.О. Тенденции развития малого предпринимательства в России / Л.О. Ромашова // Знание. Понимание. Умение. 2011. №2. С.94-99.

17. Турбина, Н.М. Совершенствование налогообложения по специальным режимам как фактор развития малого и среднего предпринимательства в России / Н.М. Турбина // Социальноэкономические явления и процессы. 2012. №12(046).

18.Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://smb.gov.ru/.

THE REGIONAL DIMENSION OF DEVELOPMENT STATE SUPPORT OF SMALL ENTREPRENEURSHIP

Small business development is considered crucial at the current stage condition for sustainable economic growth of the Russian economy. Along with that close attention is paid to the regional aspect of this development. For this purpose it is necessary to identify the main areas of support for small businesses and the region's potential in this area.

Keywords: small entrepreneurship, micro enterprises, regional policy, state support, regional structure of support to small business.

M.V. VLADYKA1 E.A. LOGVINENKO2

Belgorod State National Research University Belgorod

1) e-mail:

vladyka@bsu.edu.ru

2) e-mail:

Logvinenko@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.