Denis Y. Taburov, Ph. D. (Engineering), the expert researcher of the Center for Branch Economics Address: Research Financial Institute, 127006, Russia, Moscow, Nastasyinsky Lane, 3, p. 2 E-mail: [email protected] Spin-code: 8827-4542
Contribution of the authors: Inna N. Rykova: General project management, analysis and addition of the article text. Denis Yu. Taburov: collection and processing of materials, preparation of the original version of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.
08.00.05 УДК 339.3
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© 2018
Михаил Яковлевич Веселовский, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление» ГБОУ ВО МО «Технологический университет», г. Королев (Россия) Виктория Евгеньевна Барковская, преподаватель кафедры «Управление» ГБОУ ВО МО «Технологический университет», г.Королев (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена анализу состояния малого инновационного бизнеса в современной России. В настоящее время развитие и поддержка малого инновационного предпринимательства является одним из важнейших инструментов становления инновационной отечественной экономики. Одной из основных проблем малого инновационного предпринимательства является отсутствие эффективного организационно -экономического механизма взаимодействия производственной и научной сферы, который бы смог стимулировать малое инновационное предпринимательство и обеспечить рынок инновациями.
Материалы и методы: проанализированы статистические данные по количеству зарегистрированных малых предприятий, ведущих инновационную деятельность. Исследования авторов базируются на комплексном подходе к выбору методического инструментария - методов статистического, сравнительного и абстрактно-логического анализа, моделирования, формализации, индуктивно-дедуктивного и общелогических методов, примененного к анализу экономических показателей малых инновационных предприятий. Результаты: проанализированы современные меры по развитию и поддержке малого инновационного предпринимательства в России и регионах. Выделены особенности развития и поддержки малого инновационного бизнеса в современных условиях. В связи с поставленной проблемой обозначены недостатки современной системы малого инновационного предпринимательства. На основе выявленных проблем предложены меры по развитию малого инновационного предпринимательства в стране и регионах. Авторами предлагается проводить оценку эффективности инновационной деятельности малых предприятий в несколько этапов, а также создать федеральное агентство на базе Минэкономразвития, в задачу которого входила бы поддержка деятельности малых инновационных предприятий на всех этапах их функционирования.
Обсуждение: решение сложнейших проблем малого инновационного предпринимательства в Российской Федерации должно быть обеспечено всесторонней поддержкой государства, путем создания комплекса мероприятий и программ на федеральном и региональных уровнях.
Заключение: предлагаемые авторами организационно-экономические предложения позволят значительно активизировать деятельность малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Ключевые слова: бизнес-инкубатор, государственная поддержка, инновации, инновационная деятельность, инновационная инфраструктура, инновационная экономика, инновационный процесс, малое инновационное предпринимательство, малое предприятие, оценка инновационной деятельности, программы развития, эффективное развитие.
Для цитирования: Веселовский М. Я., Барковская В. Е. Организационно-экономические аспекты развития малого инновационного предпренимательства // Вестник НГИЭИ. 2018. № 6 (85). С. 109-119.
ORGANIZATIONAL-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE
© 2018
Mikhail Yakovlevich Veselovsky, Dr. Sci. (Economy), the professor, the head of the chair «Management»,
University of Technology, Korolyov City (Russia) Viktoria Evgenievna Barkovskaya, the lecturer of the chair «Management» University of Technology, Korolyov City (Russia)
Abstract
Introduction: the article is devoted to the analysis of the state of small innovative business in modern Russia. At present, the development and support of small innovative entrepreneurship is one of the most important tools for the development of an innovative domestic economy. One of the main problems of small innovative entrepreneurship is the lack of an effective organizational and economic mechanism for interaction between the production and scientific spheres that could stimulate small innovative entrepreneurship and provide the market with innovations. Materials and methods: the statistical data on the number of registered small enterprises, leading innovation activities are analyzed. The authors' research is based on an integrated approach to the selection of methodological tools -methods of statistical, comparative and abstract-logical analysis, modeling, formalization, inductive-deductive and general methods applied to the analysis of economic indicators of small innovative enterprises.
Results: modern measures on development and support of small innovative entrepreneurship in Russia and regions are analyzed. The peculiarities of development and support of small innovative business in modern conditions are singled out. In connection with the problem posed, the shortcomings of the modern system of small innovative entrepreneur-ship are indicated. Based on the identified problems, measures were proposed to develop small innovative entrepre-neurship in the country and regions. The authors suggest to evaluate the effectiveness of innovative activities of small enterprises in several stages, as well as to create a federal agency on the basis of the Ministry of Economic Development, whose task would be to support the activities of small innovative enterprises at all stages of their operation. Discussion: solving the most complex problems of small innovative entrepreneurship in the Russian Federation should be ensured by comprehensive state support, by creating a set of measures and programs at the federal and regional levels. The conclusion: the organizational and economic proposals offered by the authors will make it possible to significantly increase the activity of small enterprises that carry out innovative activities.
Keywords: business incubator, state support, innovation, innovative activity, innovative infrastructure, innovative economy, innovation process, small innovative entrepreneurship, small enterprise, innovation activity evaluation, development programs, effective development.
For citation: Veselovsky M. Ya., Barkovskaya V. E. Organizational-economic aspects of development of small innovative enterprise // Bulletin NGIEI. 2018. № 6 (85). P. 109-119.
Введение
Современная экономика характеризуется новым этапом развития предпринимательства и усилением его инновационной составляющей. Малое инновационное предпринимательство начинает занимать все большее место в структуре экономики страны и регионов. Однако темпы его развития отстают от поставленных задач.
Сфера малого и среднего бизнеса характеризуется высокой зависимостью от внешних факторов. Одним из важнейших сдерживающих факторов дальнейшего развития малого инновационного предпринимательства является отсутствие эффективного организационно-экономического механизма взаимодействия производственной и научной сферы. Растущая потребность в инновациях и по-
вышение спроса на них должны обеспечить преодоление разрыва между наукой и производством.
Материалы и методы По данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства на 10 ноября 2017 года, в Российской Федерации зарегистрировано 5,862 миллионов субъектов малого предпринимательства. За последний год прирост этого показателя составил 1,7 % (в ноябре 2016 года -5,788 миллионов) [14].
Однако доля малого бизнеса в ВВП России крайне мала и рост ее происходит незначительными темпами. В 2016 году доля малого бизнеса в ВВП составила 21,2 % при 19,5 % в 2011 году. Все это свидетельствует об определенной стагнации в деятельности малых предприятий [3, с. 190].
2016
Рис. 1 Доля малого бизнеса в ВВП России [14] Fig. 1 The share of small business in Russia's GDP [14] Источник: составлено авторами на основе данных Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России - 2017 г.» http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_47/Main.htm
Между тем, за рубежом малые предприятия являются основой экономики (рис. 2). Например, в странах Европейского Союза доля малого бизнеса в ВВП составляет 67 %, Японии - 55 %, США - 52 %. Это достигается за счет формирования эффективной системы поддержки малого бизнеса на основе развитой сети государственных и частных объединений по регулированию развития и поддержки малых инновационных предприятий. В этой системе активную роль занимают министерства экономики, промышленности и торговли, а в вопросах занятости, обучения, международной торговли участвуют
и другие правительственные органы [2, с. 262]. В их составах созданы структурные подразделения, отвечающие за развитее малого предпринимательства. Так, в составе Министерства внешней торговли и промышленности центрального правительства Японии функционирует Управление малых предприятий [15]. Во многом благодаря его усилиям обеспечено лидирующее положение малого предпринимательства в таких отраслях, как производство комплектующих изделий и конструкций, швейная промышленность, обувная и галантерейная промышленность, строительство, сфера услуг и др.
Рис. 2 Доля малого бизнеса в ВВП зарубежных стран [22] Fig. 2 The share of small business in the GDP of foreign countries [22] Источник: составлено авторами на основании данных официального сайта Министерства экономического развития Хабаровского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://msb.khabkrai.ru/malyi-biznes-zarubezhnyi-opyt/ (дата обращения 13 марта 2018 г.).
Исключительно интересен опыт США по развитию малого предпринимательства. Это достигается такими инструментами как доступность источников капитала, возможность приобретения материально-технических средств на льготных условиях, предоставление возможности пользования информационными сетями и техническими библиотеками, обеспечение доступа к базам данных, предоставление специализированных услуг консультирования мелких инновационных предприятий в области налогообложения, маркетинга, планирования, ведения отчетности, стра-
хования, оформления патентов [7, с. 87]. К сожалению, в России, наряду с низким уровнем развития малого бизнеса, наблюдается и структурный перекос (рис. 3). Как видим, наибольшее количество малых предприятий создано в оптовой и розничной торговле, в сферах услуг, строительства и обрабатывающих производств. Совокупный удельный вес малыхпредприятий функционирующих в сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, образовании, здравоохранении и других видах деятельности составляет всего 9 %.
Рис. 3 Распределение малого бизнеса по отраслям [14] Fig. 3 Distribution of small business by industry [14] Источник: составлено авторами на основе данных Росстата «Малое и среднее предпринимательство в России
2017 г.» http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_47/Main.htm
Результаты
В последние годы государством предприняты определенные меры по активизации деятельности малых инновационных предприятий. Во многих регионах созданы бизнес-инкубаторы, оказывающие помощь начинающим предпринимателям в решении следующих задач:
• предоставление офисных территорий и площадей с мебелью и офисной техникой для предпринимательской деятельности на льготных условиях;
• организация системы консалтинговых услуг, в частности юридических, аудиторских, бухгалтерских и маркетинговых;
• содействие в регистрации малого инновационного предприятия и техническом обеспечении проекта;
• привлечение финансирования крупных предприятий и корпораций и их ресурсов;
• организация помощи в привлечении научного и кадрового потенциала, путем взаимодействия с научными учреждениями и университетами;
• обеспечение коммуникационной составляющей между малым инновационным бизнесом и органами государственной власти, а также помощь в организации взаимодействия и совместной работы с бизнес-сообществами.
В ряде регионов сумели организовать активную работу по предоставлению субсидий малому инновационному предпринимательству преследующей цели:
• создание наилучших условий для действующих малых предприятий;
• привлечение наиболее активной части населения страны к открытию собственного малого бизнеса;
• поддержка наиболее перспективных инновационных бизнес-проектов в малом предпринимательстве [10].
Серьезной формой поддержки малого предпринимательства стало создание на федеральном уровне Фонда содействия развитию малого инновационного предпринимательства в научной и техни-
ческой сфере, который ведет ряд программ, основными из которых являются:
1. Программа «Старт». Данная программа оказывает содействие и государственную поддержку малым инновационным предприятиям, задействованным в производстве новых товаров или услуг, изделий, технологий на основе результатов своих научно-технологических исследований, обладающими большим потенциалом и возможностями к коммерциализации [17].
2. Программа - «У.М.Н.И.К.». Цель программы - выявление молодых учёных, имеющих высокий научный потенциал, которые хотели бы самореализоваться через внедрение инноваций и инновационную деятельность. В рамках программы организовано привлечение специалистов, способных оказать организационную поддержку и финансирование инновационных проектов и движений, тем самым стимулируя и привлекая массовое участие молодых ученых страны к научно-техническим разработкам [16].
3. Программа «Развитие», предусматривающая создание инновационных продуктов или услуг, ориентированных на рынок, и, в свою очередь, базирующихся на интеллектуальной собственности, которая принадлежит создателю инновации. Задача такой программы заключается в повышении рыночной капитализации участвующих малых инновационных предприятий [8, с. 98].
В схематичном виде государственная поддержка развития малого инновационного предпринимательства представлена на рисунке 4.
Указанные ниже и другие меры позволили несколько активизировать работу малых инновационных предприятий, но в целом, к сожалению, они не стали играть заметной роли в отечественной экономике. По-прежнему малое инновационное предпринимательство сталкивается с рядом проблем, к основным из которых можно отнести следующие.
Сложная и большая по объему налоговая и бухгалтерская отчетность. Казалось бы, после внедрения упрощенной системы налогообложения и внедрения налога на вмененный доход (ЕНВД), уровень налоговых сложностей должен бы снизиться. Однако, после того как сумма единовременного социального взноса возросла вдвое, уровень налоговых и страховых платежей стал непосильный бременем для многих малых предприятий [20].
Малодоступность малых инновационных предприятий к материальным ресурсам. В настоящее время лишь одна треть спроса малого предпринимательства в материальных ресурсах полностью удовлетворяется. Предприниматели, только начинающих малый бизнес, сталкиваются с большими трудностями, при попытке получить кредит [18].
Отсутствие социальной значимости малого бизнеса. Проблема заключается в том, что уровень консолидации малого бизнеса не соответствует уровню его развитию. Во многих регионах не завершена работа по формированию общественных объединений, которые занимались бы диалогом малого бизнеса и власти [11].
Предприниматели все еще не стали социально-значимой силой. Попытки формирования положительного имиджа предпринимателя пока не принесли эффективных результатов. До сих пор целый ряд отраслей малого предпринимательства (торговля и услуги, транспорт, услуги автосервиса и т. д.) контролируется и регулируется криминальными структурами, уходят от соблюдения законодательства и выплаты налогов государству. Все это создает отрицательное общественное мнение к малому предпринимательству [4, с. 20]. В целях устранения этих и других проблем, по мнению авторов, необходимо продолжить работу по следующим направлениям.
1. Организация передачи инновационных технологий в производство. Это является одним из важных этапов процесса продвижения инновационного продукта или услуги. Именно на этом этапе вырастают различного рода барьеры. Происходит это, как правило, из-за отсутствия заинтересованности персонала в освоении инноваций [13].
2. Система стимулирования и мотивации инновационной деятельности. Стимулирование интеллектуальной деятельности является одним из важнейших и необходимых условий успешного продвижения в сфере инноваций. Совместная заинтересованность субъектов, вовлеченных в процесс создания, производства и распространения инновации, является неотъемлемым условием достижения успешного результата. В рамках рыночной экономики взгляды руководителя малого инновационного предприятия и рядового работника на систему стимулирования и мотивации разнятся [21]. Центральными фигурами на начальной стадии инновационного процесса, когда происходит заготовка образца будущего инновационного продукта или услуги, выступают научные сотрудники, инженеры, разработчики, конструкторы. От их способностей, личных и деловых качеств зависит успех дела и эффективность результата. Слабая и неэффективная система стимулирования и мотивации персонала, низкий уровень оплаты из государственного бюджета за интеллектуальный труд работников науки и образования страны вызвала ослабление интеллектуального потенциала нации, что подрывает возможности инновационного развития малого предпринимательства [5, с. 141].
Рис. 4 Организационная схема государственной поддержки малого инновационного бизнеса в России Fig. 4 Organizational chart of state support of small innovative business in Russia Источник: авторская разработка
3. Кадровое обеспечение инновационного процесса. Новая модель инновационной экономики породила отсутствие профессиональных и высококвалифицированных менеджеров в области инноваций, которые обладали бы инженерными навыками и знаниями в сочетании с навыками ведения инновационного бизнеса. Необходимо трансформировать основные профес-
сиональные образовательные программы высших учебных заведений для подготовки специалистов и бакалавров менеджмента, маркетинга, права, патентоведения и т. д., под задачи, направленные на развитие малого инновационного бизнеса. Кроме того, требуется осуществить ряд мер по развитию системы дополнительного профессионального образования [19].
4. Формирование информационной системы инновационной деятельности по аналогии с развитыми странами. Информационная система представляет собой взаимосвязь региональных информационных сетей, региональной системы государственных центров научно-технической информации, институтов, поддерживающих малое инновационное предпринимательство. В сети Internet размещено огромное количество информации по проблемам и тематике инноваций, техническая и патентная информация. Но, несмотря на это, информация о рынках, которые оказывают соответствующее влияние на решение задач и проблем малого инновационного предпринимательства и инновационного развития, т. е. данные, которые наиболее ценны для предпринимателей и бизнесменов, находится в дефиците [6, с. 404].
5. Рост общественной востребованности инновационных продуктов и услуг. В сложившихся современных рыночных условиях общественная востребованность инновационных продуктов есть не что иное, как проявление обычного платежеспособного спроса на них. Технологический рынок - это то место, где спрос на инновационные продукты или услуги может проявить себя [12]. Современный технологический рынок представляет собой весьма сложную экономическую систему, которая действует не только в рамках национального общества, но и выходит на международный уровень. Объектом купли-продажи являются здесь не только товары в явном виде, но и патенты на различные технологические новшества, лицензии и т. д. В связи с этим, современная инновационная система может существовать и активно функционировать в атмосфере востребованности производством, государством и обществом [1; 9].
В самое ближайшее время, как считают авторы, целесообразно дополнительно реализовать следующие мероприятия:
1. Необходимо организовать проведение постоянного налогового мониторинга, который позволит бизнесменам, заблаговременно до совершения сделки с партнером, получить доступ в режиме реального времени ко всем производственным и финансовым операциям каждого налогоплательщика. Такое нововведение позволить вовремя проанализировать финансовые риски будущей сделки.
2. Создать базу информационного обеспечения предпринимателей в области кредитования и микрофинансирования малого бизнеса по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования, имеющую открытый доступ для пользования.
3. Создать условия для всех сфер малого предпринимательства равными и исключить возможность ухода в серые схемы, особенно в таких сферах как торговля, автосервис и услуги. Более того, совместно со средствами массовой информации необходимо целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства, разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя малого бизнеса.
4. Образовать на региональном уровне постоянно действующий «круглый стол» на тему «Бизнес и власть. Проблемы взаимоотношения» с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, средств массовой информации. Регулярно проводить на нем общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.
5. Рассмотреть вопрос о создании на базе Департамента развития малого и среднего предприни-мательств и конкуренции Миэкономразвития Федерального агентства по поддержке и развитию малого предпринимательства. Основные задачи такого агентства должны заключаться в следующем:
• оказание правовых консультаций, а также касающихся и охраны интеллектуальной собственности;
• содействие в разработке инновационных и инвестиционных проектов;
• оказание помощи в ведении статистической отчетности;
• консультирование по бухгалтерскому учету и налогообложению;
• помощь в выборе и реализации инновационных проектов;
• разработка рекомендаций по развитию и оценке инновационной деятельности;
• содействие в защите и представлении интересов предприятий ведущих, инновационную деятельность, в органах государственной власти и управления, различных фондах и их представительствах;
• сбор, обработка и анализ информации инновационного характера и предоставление ее всем заинтересованным субъектам инновационной деятельности;
• продвижение идеи малого инновационного предпринимательства посредством подготовки и размещения соответствующих материалов в средствах массовой информации.
На Федеральное агентство можно было бы также возложить мониторинг процессов и инвестирование в инновационные проекты и их финансирование, а также оценку эффективности инновационной деятельности малых предприятий. Оценка позволит, с одной стороны, осуществить контроль за рациональным распределением и расходованием денежных средств, в том числе и бюджетных, а с дру-
гой стороны, даст возможность заинтересованным сторонам поддерживать коммуникацию и взаимодействовать с Агентством по вопросам развития малого инновационного бизнеса, что представляется исключительно важным в условиях экономической нестабильности. Проведение оценки эффективности инновационной деятельности малых предприятий, может состоять из следующих этапов (рис. 5):
I этап - Оценка функциональной эффективности
->
II этап -
Сопоставление
различных компонентов инновационной эффективности
->
III этап-
Комплексная
оценка эффективности
IV этап -
Осуществление контроля
Рис. 5 Этапы оценки эффективности инновационной деятельности малых предприятий Fig. 5 Stages of the effectiveness evaluation of innovative activity of small enterprises
Источник: авторская разработка
На первом этапе малые инновационные предприятия необходимо оценить с точки зрения функциональности. Следует определить, в какой мере решены те или иные цели и задачи, в каком состоянии находится уровень разработки инновационных продуктов или услуг, степень их внедрения и коммерциализации.
На втором этапе проводится расчет положительного и отрицательного эффектов от внедрения инноваций, их сравнение, и каким образом тот или иной эффект влияет на отдельные сферы предприятия.
Третий этап предполагает комплексную оценку малых инновационных предприятий, включающую их экономическую, социальную, экологическую, инновационно-информационную и информационно-психологическую эффективность. И заключительный, четвертый этап, заключается в осуществлении контроля эффективности инновационного проекта на основе критериев-индикаторов, предполагающий возможные корректировки в случае необходимости.
Обсуждение
Становлению современного отечественного малого инновационного предпринимательства может способствовать только мощная и более адресная государственная политика. Особое внимание необходимо уделять отраслям, которые принесут наибольший социально-экономический эффект. Следует создать равные условия перед предпринимателями малого бизнеса, путем создания комплекса государственных мероприятий, которые охваты-
вали бы все сферы развития от регулирования ценовой, налоговой и денежной политики до разработки консультационной и информационной помощи, современного товарного рынка, рынка ценных бумаг, обучения и повышения квалификации персонала. В качестве приоритетных мер является организация постоянного налогового мониторинга, формирование базы информационного обеспечения предпринимателей, привлечение общественных организаций к задачам поддержки малого бизнеса, образование постоянно действующего «круглого стола» по вопросам взаимоотношения бизнеса и власти, создание специального Федерального агентства по поддержке и развитию малого предпринимательства. Российским малым предприятиям необходимо более активно выходить на международный рынок, заниматься привлечением зарубежных инвестиций, в том числе через организацию венчурных проектов. На уровне государства следует обеспечить для малых инновационных предприятий доступность к кредитным ресурсам, выступая одновременно в качестве банковского гаранта и страхователя, получаемых ими кредитов.
Заключение
Малое инновационное предпринимательство должно занять важнейшее место в отечественной инновационной системе. Крайне желательно создание и введение четко выстроенной его государственной поддержки и стимулирования. Это должно предусматриваться в федеральных, региональных и местных программах долгосрочной стратегии социально-экономического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тотоев В. Г. Исследование технической эффективности инновационного проекта // Научные труды коллектива кафедры экономики и управления в строительстве Московский Государственный строительный университет. Москва, 2003. С. 248-253.
2. Авилова В. В., Хворова Е. В., Управление инновационным предпринимательством в современных условиях // Социальное управление и регулирование в трансформирующемся обществе. 2014. № 2. С. 261-263.
3. Амосенок Э. П., Бажанов В. А. Методические подходы к анализу и оценке инновационного потенциала регионов//Регион: экономика и социология. 2015. № 4. С. 186-202.
4. Грасмик К. И. Инновационная активность малых высокотехнологичных предприятий России // ЭКО. 2016. № 8. С. 19-22.
5. Кирсанова Е. В. Обзор деятельности малых и средних предприятий в условиях кризисной внешней среды // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 141-142.
6. Козлов К. К., Соколов Д .Г., Юдаева К. В. Инновационная активность российских фирм // Экономический журнал ВШЭ. 2014. Т. 8, № 3. С. 399-420.
7. Молчанова О. П. Механизмы государственной поддержки инновационного предпринимательства: Анализ международного опыта // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 5. С. 85-90.
8. Попова Ю. С. Экономическая сущность и значение развития инновационного предпринимательства // Инновационные аспекты социально-экономического развития региона: сборник материалов IV Ежегодной научной конференции аспирантов ФТА. 2013. № 9. С. 96-100.
9. Яовлева Е. А., БучаевЯ. Г., ГаджиевМ. М. Цепочка создания стоимости инновационного продукта для потребления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12 (48). С. 118.
10. Информация к докладу ОАО «РВК»: Рынок венчурных инвестиций: мировые тенденции и российская практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusventure.ru (дата обращения 13 марта 2018 г.).
11. Электронная регистрационная карта на законопроект №495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации // автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru//main.nsf/%29?OpenAgent&RN=4953925&02 (дата обращения 13 марта 2018 г.).
12. США: общий обзор инвестиций и распределение по отраслям: Аналитика Dow Jones [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.venture-news.ru/dowjones/28977-analitika-dow-jones.html (дата обращения 13 марта 2018 г.).
13. Информация к докладу ОАО «РВК»: Рынок венчурных инвестиций: мировые тенденции и российская практика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusventure.ru (дата обращения 13 марта 2018 г.).
14. Официальный сайт государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения 13 марта 2018 г.).
15. Официальный сайт статистики Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stats.oecd.org/ (дата обращения 13 марта 2018 г.).
16. Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/files/materials/7766/ruk.oslo.pdf (дата обращения 13 марта 2018 г.).
17. Официальный сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fasie.ru (дата обращения 13 марта 2018 г.).
18. Официальный сайт Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rvca.ru/rus/ (дата обращения 13 марта 2018 г.).
19. Золин И. Е. Рынок труда: дискуссионные проблемы, состояние и приоритеты развития. Нижний Новгород, 2015. 366.
20. Аналитический обзор инновационной активности малых и средних предприятий Ростовской области в 2014 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=117983 (дата обращения 13 марта 2018 г.).
21. Золин И. Е. Рынок труда в России: новые реалии и трудовая миграция // Государственная служба. 2007. № 4. С. 130-135.
22. Официальный сайт Министерства экономического развития Хабаровского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://msb.khabkrai.ru/malyi-biznes-zarubezhnyi-opyt/ (дата обращения 13 марта 2018 г.).
Дата поступления статьи в редакцию 11.04.2018, принята к публикации 10.05.2018.
Информация об авторах: Веселовский Михаил Яковлевич, доктор экономических наук, профессор кафедры Управления Адрес: ГБОУ ВО МО «Технологический университет», 141070, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 42 E-mail: [email protected] Spin-код: 8335-7740
Барковская Виктория Евгеньевна, преподаватель кафедры Управления
Адрес: ГБОУ ВО МО «Технологический университет», 141070, Московская область, г. Королев, ул. Гагарина, д. 42 E-mail: [email protected] Spin-код: 4334-6762
Заявленный вклад авторов: Веселовский Михаил Яковлевич: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Барковская Виктория Евгеньевна: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Totoev V. G. Issledovanie tekhnicheskoj ehffektivnosti innovacionnogo proekta [Research of the technical efficiency of the innovation project], Nauchnye trudy kollektiva kafedry ehkonomiki i upravleniya v stroitel'stve Moskovskij Gosudarstvennyj stroitel'nyj universitet [Scientific works of the staff of the Department of Economics and Management in Construction Moscow State University of Civil Engineering]. Moscow, 2003. pp. 248-253.
2. Avilova V. V., Khvorova E. V., Upravlenie innovatsionnym predprinimatel'stvom v sovremennykh usloviyakh [Management of innovative entrepreneurship in modern conditions], Sotsial'noe upravlenie i regulirovanie v transformiruyushchemsya obshchestve [Social governance and regulation in a transforming society], 2014, No. 2, pp.261-263.
3. Amosenok E. P., Bazhanov V. A. Metodicheskie podkhody k analizu i otsenke innovatsionnogo potentsiala regionov [Methodical approaches to the analysis and assessment of the innovative potential of the regions], Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: Economics and Sociology], 2015, No. 4, pp. 186-202.
4. Grasmik K. I. Innovatsionnaya aktivnost' malykh vysokotekhnologichnykh predpriyatii Rossii [Innovative activity of small high-tech enterprises in Russia], EKO [ECO], 2016, No. 8, pp. 19-22.
5. Kirsanova E. V. Obzor deyatel'nosti malykh i srednikh predpriyatii v usloviyakh krizisnoi vneshnei sredy [Overview of the activities of small and medium-sized enterprises in a crisis environment], Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2014, No. 2, pp. 141-142.
6. Kozlov K. K., Sokolov D. G., Yudaeva K. V. Innovatsionnaya aktivnost' rossiiskikh firm [Innovative activity of Russian firms], Ekonomicheskii zhurnal VShE [Economic Journal of the Higher School of Economics], 2014, Vol. 8, No. 3, pp. 399-420.
7. Molchanova O. P. Mekhanizmy gosudarstvennoi podderzhki innovatsionnogo predprinimatel'stva: Analiz mezhdunarodnogo opyta [Mechanisms of state support of innovative entrepreneurship: Analysis of international experience], Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and abroad], 2015, No. 5, pp. 85-90.
8. Popova Yu. S. Ekonomicheskaya sushchnost' i znachenie razvitiya innovatsionnogo predprinimatel'stva [The economic essence and importance of the development of innovative entrepreneurship], Innovatsionnye aspekty sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona: sbornik materialov IV Ezhegodnoi nauchnoi konferentsii aspirantov FTA [Innovative aspects of social and economic development of the region: a collection of materials of the IV Annual scientific conference of PhD students], 2013, No. 9, pp. 96-100.
9. YAkovleva E. A., Buchaev YA. G., Gadzhiev M. M. Cepochka sozdaniya stoimosti innovacionnogo produkta dlya potrebleniya [Gadzhiev MM The value chain of innovative product for consumption], Upravlenie ehkonomicheskimi sistemami: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal [Management of economic systems: electronic scientific journal], 2012. No. 12 (48). 118 p.
10. Informatsiya k dokladu OAO «RVK»: Rynok venchumykh investitsii: mirovye tendentsii i rossiiskaya praktika [Information to the report of RVC: Venture investment market: world trends and Russian practice]. [Electronic resource]. Available at: http://rusventure.ru (accessed 13.03.2018).
11. Elektronnaya registratsionnaya karta na zakonoproekt No. 495392-5 «O gosudarstvennoi podderzhke innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii. Avtomatizirovannaya sistema obespecheniya zakonodatel'noi deyatel'nosti [Electronic registration card for the bill number 495392-5 «On state support of innovation in the Russian Federation. Automated system of legislative support]. [Electronic resource]. Available at: http://asozd2.duma.gov.ru//main.nsf/%29?OpenAgent&RN= 4953925&02 (accessed 13.03.2018).
12. CShA: obshchii obzor investitsii i raspredelenie po otraslyam: Analitika Dow Jones [USA: general overview of investments and distribution by industry: Analytics Dow Jones]. [Electronic resource]. Available at : http://www.venture-news.ru/dowjones/28977-analitika-dow-jones.html (accessed 13.03.2018).
13. Informatsiya k dokladu OAO «RVK»: Rynok venchurnykh investitsii: mirovye tendentsii i rossiiskaya praktika [Information to the report of RVC: Venture investment market: world trends and Russian practice]. [Electronic resource]. Available at: http://rusventure.ru (accessed 13.03.2018).
14. Ofitsial'nyi sait gosudarstvennoi statistiki Rossiiskoi Federatsii [Official website of the state statistics of the Russian Federation ]. [Electronic resource]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (accessed 13.03.2018).
15. Ofitsial'nyi sait statistiki Organizatsii ekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitiya [Official website of Statistics of the Organization for Economic Cooperation and Development ]. [Electronic resource]. Available at: http://stats.oecd.org/ (accessed 13.03.2018).
16. Rukovodstvo Oslo: Rekomendatsii po sboru i analizu dannykh po innovatsiyam [Oslo Guidelines: Guidelines for the Collection and Analysis of Innovation Data ]. [Electronic resource]. Available at: http://old.mon.gov.ru/files/materials/7766/ruk.oslo.pdf (accessed 13.03.2018).
17. Ofitsial'nyi sait Fonda sodeistviya razvitiyu malykh form predpriyatii v nauchno-tekhnicheskoi sfere [Official site of the Foundation for Assistance to Small Innovative Enterprises in the Scientific and Technical Sphere ]. [Electronic resource]. Available at: http://www.fasie.ru (accessed 13.03.2018).
18. Ofitsial'nyi sait Rossiiskoi Assotsiatsii Venchurnogo Investirovaniya [Official site of the Russian Venture Investment Association]. [Electronic resource]. Available at: http://www.rvca.ru/rus/ (accessed 13.03.2018).
19. Zolin I. E. Rynok truda: diskussionnye problemy, sostoyanie i prioritety razvitiya [Labor market: discussion problems, status and development priorities], Nizhny Novgorod, 2015. 366 p.
20. Analiticheskii obzor innovatsionnoi aktivnosti malykh i srednikh predpriyatii Rostovskoi oblasti v 2014 godu [Analytical review of innovative activity of small and medium-sized enterprises in the Rostov Region in 2014]. [Electronic resource]. Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=117983 (accessed 13.03.2018).
21. Zolin I. E. Rynok truda v Rossii: novye realii i trudovaya migraciya [The labor market in Russia: new realities and labor migration], Gosudarstvennaya sluzhba [Public service]. 2007. No 4, pp. 130-135.
22. Ofitsial'nyi sajt Ministerstva ehkonomicheskogo razvitiya Habarovskogo kraya [Official site of the Ministry of Economic Development of the Khabarovsk Krai]. [Electronic resource]. Available at: https://msb.khabkrai.ru/malyi-biznes-zarubezhnyi-opyt/ (accessed 13.03.2018).
Submitted 11.04.2018, revised 10.05.2018.
Information about the authors: Mikhail Ya. Veselovsky, Dr. Sci. (Economics), the professor of the chair of Management Address: University of Technology, 141070, Moscow Region, Korolev, Gagarin Str., 42 E-mail: [email protected] Spin code: 8335-7740
Viktoria E. Barkovskaya, the lecturer of the chair of Management Address: University of Technology, 141070, Moscow Region, Korolev, Gagarin Str., 42 E-mail: [email protected] Spin code: 4334-6762
Contribution of the authors: Mikhail Ya. Veselovsky: general project management, analysis and addition of the text of the article. Viktoria E. Barkovskaya: collection and processing of materials, preparation of the original text.
All authors have read and approved the final manusctipr.
119