ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ
УДК 338.242:332.1
М.С. ГУСЕВА, к.экон.н., доцент кафедры региональной экономики и управления
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, ул. Советской Армии, 141 Электронный адрес: [email protected]
Д.В. АМЕЛЬКИНА, магистрант кафедры региональной экономики и управления
ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, ул. Советской Армии, 141 Электронный адрес: [email protected]
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КЛАСТЕРЕ: ПОТРЕБНОСТИ,
Актуальность статьи определяется необходимостью развития потенциала малого предпринимательства в целях инновационного прорыва российской экономики. Проблема, по мнению авторов, заключается в том, что развитию малого инновационного бизнеса не способствует сложная и неадекватная потребностям предпринимателей государственная система регулирования и поддержки.
Целью статьи является исследование условий функционирования малых предприятий - участников инновационных кластеров и обоснование мер по совершенствованию государственной поддержки, направленной на реализацию инновационного потенциала малого предпринимательства.
Методологическую основу исследования составляют системный подход, методы структурного, предметного, функционального, статистического анализа, метод экспертных оценок.
К основным направлениям повышения эффективности государственной поддержки малых инновационных предприятий отнесены: оптимизация нормативно-правовой базы, совершенствование оценки деятельности государственных программ и институтов развития, обеспечение патентной поддержки и защиты права авторства, совершенствование моделей финансирования инновационной деятельности. Государственная поддержка должна реализовываться с учетом потребностей малого инновационного предприятия на стадиях жизненного цикла.
Практическая значимость работы определяется тем, что предложенные мероприятия могут быть использованы органами исполнительной власти в целях повышения эффективности государственной поддержки малого инновационного предпринимательства.
Ключевые слова: малые инновационные предприятия; инновационный кластер; государственная поддержка; стадии жизненного цикла инновационного бизнеса
66 © Гусева М.С., Амелькина Д.В., 2016
РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
Б01: 10.17072/2218-9173-2016-3-66-84
В программных документах инновационного развития Российской Федерации [11; 13] отмечается, что основу инновационного предпринимательства составляет малый бизнес, обеспечивающий генерацию новых идей, появление инноваций, трансфер знаний и технологий в производство. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года (далее - Стратегия) предполагает ориентацию основных мер и мероприятий государственной поддержки на две целевые группы предприятий:
- высокотехнологичные и экспортно-ориентированные малые и средние предприятия, действующие в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг;
- быстрорастущие фирмы («газели»), обеспечивающие создание и внедрение инноваций, и решающие тем самым задачи по повышению конкурентоспособности российской экономики.
Стратегией предполагается создание, развитие и совершенствование функционирования элементов региональных и территориальных инновационных систем, оптимизация взаимодействия между ними для обеспечения поддержки малого и среднего инновационного предприятия на всех стадиях жизненного цикла. К числу ключевых элементов региональных и территориальных инновационных систем отнесены инновационные территориальные кластеры [14].
Нормативной основой появления малых инновационных предприятий стал принятый в августе 2009 г. федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [9]. В практике государственного управления и программирования инновационного и кластерного развития используется термин «малые инновационные компании», создаваемые научными, учебными заведениями, иными юридическими, а также физическими лицами в целях снижения рисков крупных предприятий в освоении инновационной продукции и развития прорывных технологий и продуктов. Однако ни один из перечисленных программных и нормативных документов, включая основополагающий федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10], не содержит конкретных правил в отношении малых инновационных компаний или малых предприятий, осуществляющих разработки и научные исследования в области технических и естественных наук, созданных промышленными предприятиями или частными лицами. В условиях государственной политики, направленной на развитие инноваций в стране, данное обстоятельство не способствует максимальному развитию инновационного потенциала малых предприятий.
Далее в статье будем использовать термин «малые инновационные предприятия» (МИП) по отношению ко всем малым фирмам, осуществляющим инновационный бизнес, независимо от организационно-правовой формы и статуса учредителя.
Современные условия макроэкономической нестабильности существенно ограничивают инновационную активность малого предпринимательства в стране. По результатам опроса, проведенного KPMG в России в 2015 г., представители малого и среднего бизнеса России к проблемам, сдерживающим их развитие, относят четыре фактора: доступ к финансированию (на данный фактор указали 50% предпринимателей), плохой бизнес-климат (30%), проблемы с кадровыми ресурсами (30%) и рынками сбыта [15]. Российские инновационные кластеры, активно формируемые в целях инновационного прорыва, решают ряд этих проблем. Они создают условия для подготовки необходимых высококвалифицированных научных кадров и освоения рынков сбыта инновационной продукции малыми предприятиями и в целом способствуют повышению эффективности государственной поддержки малого бизнеса. Вместе с тем без снижения стоимости кредитных ресурсов, улучшения условий ведения бизнеса и развития институциональной среды невозможно достичь стратегических параметров развития малого инновационного бизнеса в стране.
Проводимые в России исследования эффективности государственной поддержки инновационной деятельности и малого бизнеса демонстрируют неоднозначные результаты. Например, исследование KPMG «Оценка эффективности программы поддержки МСП МЭР» (2015 г.) показало, что 1 рубль, потраченный на поддержку МСП, возвращает в бюджет 7 руб. Прирост ВВП на 1 вложенную единицу: США - 19, Англия - 34, МЭР РФ - 27,6. При этом наиболее эффективной является не финансовая, а консультационная поддержка предпринимателей [15].
Результаты исследования, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей в 2016 г., показывают, что почти 74% опрошенных не знают о механизмах государственной поддержки, появившейся в последние 2 года, по субсидированию компенсации части затрат на НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Более половины опрошенных (58%) не пользовались за последние два года инструментами государственной поддержки и/или услугами институтов развития. Около 43% участников опроса не обращались за поддержкой из-за слишком сложных и длительных процедур оформления необходимой документации, 19% компаний не устраивают условия, на которых предоставляется господдержка [20]. Данные обстоятельства свидетельствуют о невысокой эффективности государственной поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства и созданных институтов развития.
За 2015 год в инновационной среде Российской Федерации зафиксированы позитивные изменения, что нашло отражение в рейтингах «Global Innovation Index»: российская экономика с 48-го места поднялась на 43-е. Однако ряд инновационных критериев: показатели расходов на НИОКР, число инновационных предприятий, патентная активность снижаются. При этом отмечается повышение спроса на инновационную продукцию, рост бюджетных расходов на НИОКР, а также показателей исследовательской кооперации. Доля инновационной продукции в России невысока и составляет 8-9% ВВП (в странах-лидерах ~15%), последние 3 года не имеет динамики роста. Инновационными можно считать 5-6% малых предприятий [6; 7; 8].
По мнению экспертов, важным барьером в развитии малого инновационного бизнеса являются:
- отсутствие поддержки на значимых, в том числе ранних, стадиях развития инновационно-ориентированного предприятия;
- «разомкнутая» модель инновационной системы, провоцирующая уход российских научных достижений, инноваций и стартапов на зарубежные рынки [8];
- нескоординированность различных программ поддержки, действующих одновременно по линии различных ведомств и институтов развития и подменяющих друг друга, что приводит к проведению однотипных мероприятий;
- непродуманная адресность программ поддержки, необоснованность объемов и сроков финансовой поддержки и льготного кредитования.
В значительной мере развитие МИП ограничивает сложная, нестабильная и непонятная предпринимателям система регулирования экономики со стороны государства [3; 4; 5]. На основе представленных данных можно сделать вывод о том, что, даже с учетом успешной реализации программ поддержки малого бизнеса в России, сформировавшийся механизм государственных программ инновационного предпринимательства оказывается недостаточно эффективным. Проблема, по мнению авторов, заключается в том, что развитие малого инновационного предпринимательства ограничивается сложной и неадекватной потребностям бизнеса системой регулирования и поддержки со стороны государства, а также отсутствием высокоинформативных и достоверных показателей оценки эффективности деятельности институтов развития по поддержке МИП.
Целью статьи является исследование условий функционирования малых предприятий - участников инновационных кластеров и обоснование мер по совершенствованию государственной поддержки, направленной на реализацию инновационного потенциала малого предпринимательства. Объектом исследования выступают МИП, в том числе включенные в кластерные структуры, предметом - организационно-экономические аспекты государственной поддержки малого предпринимательства.
Российские специалисты, анализируя опыт отечественного инновационного малого бизнеса, формулируют основные подходы к определению МИП и их роли в инновационном развитии страны. По мнению Г.П. Белякова, МИП разрабатывают и внедряют в производство технологии и изделия высокой наукоемкости, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности (далее - РИД) высших учебных заведений [1]. Исходя из определений инновационной деятельности и малых предприятий М.В. Сафронов и Ю.А. Ани-щенко определяют МИП как предприятие, осуществляющее коммерциализацию знаний, технологий и оборудования [17]. Именно о коммерциализации в качестве важнейшей функции МИП говорит А.В. Журов, отмечая, что их роль «заключается в первичной проверке коммерциализуемости идеи, разработке прототипа продукта и подготовке документации, необходимой для запуска производства, включая инициацию процесса оформления прав на интеллектуальную собственность» [3]. Д.С. Юдин считает, что «малые инновационные предприятия при ВУЗах - это относительно новые хозяйствующие
субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующиеся независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений и создания обстановки восприимчивости различных инноваций» [21]. Таким образом, в исследованиях российских авторов четко прослеживается утверждение того, что МИП являются связующим звеном между наукой и производственным сектором и способствуют инновационному росту национальной экономики.
Выводы зарубежных исследователей инновационного предпринимательства показывают, что исключительные возможности для реализации инновационного потенциала и дополнительный импульс развития малый инновационный бизнес получает в рамках рыночных интегрированных кластерных сетей [18].
Рассмотрим особенности функционирования малого инновационно-ориентированного бизнеса на примере крупнейшего в России кластера авиакосмического профиля - инновационного территориального аэрокосмического кластера (АКК) Самарской области. В общей выручке инновационных аэрокосмических кластеров страны доля Самарского кластера достигает 20%, численность работающих в АКК превышает четвертую часть всех занятых в них (2013 г.). Самарский кластер уверено лидирует по объемам выручки, численности работающих, темпам роста выручки, но снижает долю инновационной продукции в общем объеме произведенной кластером продукции и услуг [2, с. 20; 12].
В АКК Самарской области действуют 27 малых предприятий с общей численностью работающих более 600 чел. (табл. 1).
Несмотря на рост ряда ключевых показателей состояния и развития малого бизнеса в АКК, роль малых предприятий в кластере в 2014 г. уменьшилась, а восстановление роста некоторых показателей в 2015 г. не является существенным. Доля инновационной продукции кластера сокращается, производительность труда растет невысокими темпами.
По видам деятельности малые предприятия Самарского кластера распределены следующим образом: инжиниринговых - 10, производственных - 7 и сервисных - 10 предприятий.
Университеты - участники кластера являются учредителями 5 малых предприятий; предприятия - 3. И у тех, и у других основной вид деятельности - научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Учредителями 19 малых предприятий являются физические лица. Таким образом, участниками кластера создано 5 из 58 [19] МИП, работающих в Самарской области.
Структурно малый бизнес аэрокосмического кластера Самарской области представлен:
- малыми предприятиями, принимающими на себя часть функций других участников кластера, освобождающими их от непрофильной деятельности и способствующими тем самым снижению издержек последних;
- малыми инновационными компаниями (далее - МИК), создаваемыми крупными производственными или научными (образовательными) участни-
Таблица 1
Участие малого бизнеса в основных показателях аэрокосмического кластера Самарской области в период 2012-2015 гг., %1
Наименование показателя Значение показателя
2012 2013 2014 2015
Доля малых предприятий в числе участников кластера 25,9 21,9 42,3 42,9
Доля сотрудников в малых предприятиях кластера в общей численности работников кластера 0,66 1,04 1,23 1,52
Доля выручки малых предприятий в выручке кластера 0,07 0,09 0,04 0,05
Доля экспортной выручки малых предприятий в выручке кластера 0,29 0,08 0,02 0,03
Доля прибыли малых предприятий в прибыли кластера 0,12 0,08 -0,03 0,02
Доля вновь созданных или модернизированных высокопроизводительных рабочих мест малым бизнесом в общем показателе кластера 1,51 1,62 0,53 0,4
Доля финансовой государственной поддержки малых предприятий в общей сумме финансовой государственной поддержки предприятий кластера 12,7 0,43 0,2 0,3
Справочная информация:
Доля инновационной продукции/услуг в отгруженной всеми предприятиями кластера, % 29,8 24,7 22,9 21,0
Средняя выработка на одного работника кластера, млн руб./чел. 0,89 1,12 1,24 1,39
ками кластера для решения конкретной проектной задачи и обеспечивающими проработку конкретной инновационной идеи (продукции).
Поддержка малого бизнеса аэрокосмического кластера Самарской области, в том числе инновационного, осуществляется по нескольким государственным программам и проектам:
1. Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области» на 2014-2019 годы государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014-2019 годы. В рамках подпрограммы предусмотрено решение следующих задач:
1 Рассчитано авторами по данным государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области на 2014-2018 годы» [12] и Комплексного инвестиционного проекта развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2012-2021 гг.
- развитие и совершенствование информационной и консультационной помощи малым предприятиям в вопросах повышения эффективности управления, направленного на достижение высокой конкурентоспособности продукции и ее успешное продвижение на российском и мировом рынках;
- расширение инструментов и совершенствование форм оказания финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства;
- развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
Общий объем финансирования программы на 2014-2019 гг. должен составить 1 511,092 млн руб. В 2015-2019 годах на прямую финансовую поддержку малых предприятий - участников аэрокосмического кластера по указанным направлениям планируется направить не менее 55 млн руб. [16].
2. Подпрограмма «Развитие инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области» на 2015-2018 годы государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области на 2014-2018 годы». Важнейшей задачей подпрограммы признано создание в кластере системы «воспроизводства МИК и их вовлечения в инвестиционные и инновационные проекты крупных предприятий кластера, повышение конструкторско-технологические компетенции МИК за счет включения их в проекты по созданию и развитию инжиниринговых центров, а также в инжиниринговые проекты кластера».
Государственная поддержка в рамках указанной подпрограммы оказывается в финансовой и нефинансовой формах. Финансовая поддержка малых предприятий - участников кластера осуществляется в форме предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг для возмещения расходов по лизинговым платежам, процентным платежам по кредитам на строительство или реконструкцию производственных зданий, строений и сооружений, осуществляемых для собственных нужд, либо на приобретение производственного оборудования или производства оборудования для собственных нужд.
Общий объем финансирования подпрограммы на 2014-2018 гг. должен составить 2 573,978 млн руб., в том числе за счет средств областного бюджета 2 021,978 млн руб. Средства подпрограммы направляются на финансирование Инжинирингового центра, Центра инновационного развития и кластерных инициатив и других организаций, обеспечивающих предоставление различных услуг малым предприятиям - участникам кластера в рамках их нефинансовой поддержки [12].
Нефинансовая поддержка малых предприятий кластера в рамках данной подпрограммы выражается в содействии инновационной деятельности и предоставлении ряда услуг осуществляемых на базе специализированной организации АКК (рис.1).
3. Комплексный инвестиционный проект развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 20122021 гг. Он предусматривает оказание финансовой и иной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) за счет средств федерального и регионального бюджетов (табл. 2).
Позиционирование и продвижение новых продуктов СМСП
Консалтинговые
услуги по специализации отдельных СМСП к требованиям потребителя.
Обучающие тренинги, образовательные и коммуникационные мероприятия
Нефинансовая поддержка СМСП
Информационные кампании в СМИ дня СМСП кластера, содействие в организации их участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях
Маркетинговые услуги и разработка брендов
Правовое обеспечение
Рис. 1. Основные виды нефинансовой поддержки малых предприятий в аэрокосмическом кластере Самарской области2
Государственная поддержка малых предприятий аэрокосмического кластера Самарской области, млн руб.3
Таблица 2
Наименование показателя 2012 2013 2014 2015 2016-2021
Финансовая государственная поддержка на 4,0 4,0 4,0 4,0 24,0
инвестиционной стадии
В том числе:
за счет средств федерального бюджета 2,5 2,5 2,5 2,5 15,0
за счет средств бюджета субъекта Российской Фе- 1,5 1,5 1,5 1,5 9,0
дерации
Иная государственная поддержка 0,0 0,0 3,0 3,0 18,0
В том числе:
за счет средств бюджета субъекта Российской Фе- 3,0 3,0 18,0
дерации
Итого 4,0 4,0 7,0 7,0 42,0
Проведенный анализ показателей инновационности и результатов присутствия малого бизнеса в аэрокосмическом кластере Самарской области [2] показывает, что эффективность мер государственной поддержки малого инно-
2 Составлено авторами по данным государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области на 2014-2018 годы» [12].
3 Составлено авторами по данным Комплексного инвестиционного проекта развития инновационного территориального аэрокосмического кластера Самарской области на 2012-2021 гг.
вационного предпринимательства в кластерных структурах пока невелика: увеличение бюджетных ассигнований на развитие малого инновационного бизнеса не приводит к росту объемов отгруженной инновационной продукции, производительности труда и улучшению финансового состояния МИП. Очевидна острая необходимость в совершенствовании мер государственной поддержки малого бизнеса, которые, на наш взгляд, будут способствовать реализации инновационного потенциала предпринимательства (рис. 2).
Создание нормативно-правовой базы в отношении МИП
Совершенствование показателей оценки эффективности государственных программ развития малого инновационного бизнеса
Учет потребностей МИП в ресурсах и формах поддержки на разных стадиях жизненного цикла при разработке программ государственной поддержки малого инновационного бизнеса
Обеспечение патентной под держки и юридической защиты права авторства
Совершенствование моделей финансирования инновационной деятельности
Рис. 2. Основные направления совершенствования государственной поддержки МИП
1. Создание нормативно-правовой базы в отношении малого инновационного предпринимательства, содержащей критерии отнесения малого бизнеса к инновационному, порядок создания, функционирования и завершения деятельности МИП.
Необходимо разработать и утвердить отдельный федеральный закон, включающий следующие основные положения:
- выделение МИП в качестве отдельной группы - получателей господдержки, которая требует особого внимания со стороны государственных органов власти;
- формирование критериев, по которым малые предприятия могут быть отнесены к инновационно-активным (статус МИП), определение их прав и обязанностей;
- определение сущности государственного регулирования и полномочий органов государственной власти в области развития частной инициативы в научной сфере и инновационного предпринимательства;
- формулирование целей и задач налоговой политики в отношении МИП;
- установление норм, регламентирующих порядок использования результатов инновационной деятельности МИП, порядок охраны РИД, созданных МИП;
- определение особенностей финансовой, имущественной и прочих форм поддержки инновационной деятельности, возможностей и условий участия МИП в государственных закупках.
2. Совершенствование методик оценки деятельности институтов развития и эффективности выполнения государственных программ инновационного малого бизнеса за счет введения предлагаемого перечня количественных и качественных показателей.
Количественные показатели (ожидаемые результаты деятельности МИП), относительные значения, характеризующие долю и динамику:
- числа малых предприятий, осуществляющих затраты на НИОКР и инновации (МИП);
- численности работающих на малых предприятиях, осуществляющих деятельность в области инноваций;
инновационной продукции в объеме отгруженной продукции малыми хозяйствующими субъектами, кластерными структурами;
- количества патентов, полученных МИП;
- объема финансовой помощи, направленной на развитие инновационной деятельности малых предприятий;
- объема инновационной продукции, товаров и услуг, реализованных/ предоставленных государственным и муниципальным организациям в рамках государственных закупок;
- показателей кооперации малых и крупных предприятий и других участников кластеров;
- экспортной выручки малых компаний.
Качественные показатели, характеризирующие удовлетворенность МИП условиями осуществления инновационной деятельности:
- качество нормативно-правового регулирования (наличие, полнота и актуальность действующих нормативных актов, непосредственно относящихся к инновационной деятельности малых предприятий);
- обеспеченность МИП инновационной и научной инфраструктурой;
- степень удовлетворенности малых предприятий обеспеченностью и доступностью производственных и офисных помещений, инновационной, транспортной, инженерной и логистической инфраструктуры;
- уровень удовлетворенности МИП качеством предоставляемых государственных услуг, в том числе через МФЦ;
- эффективность действия программ государственной поддержки инновационной деятельности в оценке малыми хозяйствующими субъектами.
3. Разработка и реализация программ государственной поддержки малого инновационного бизнеса с учетом потребностей МИП в ресурсах и формах поддержки на разных стадиях жизненного цикла.
В таблице 3 представлены оценки потребностей МИП в наиболее значимых ресурсах и поддержке на разных стадиях жизненного цикла. Формы господдержки классифицированы в соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Таблица 3
Потребность МИП в ресурсах и поддержке на разных стадиях жизненного цикла
Наиболее значимые ресурсы Формы и меры необходимой поддержки
Стадия возникновения
Финансовые: организационные и административные расходы, аренда офиса, патентные расходы и т.д. Информационные: юридическая поддержка, научно-техническая и патентная информация, маркетинговая поддержка Имущественная поддержка: - лицензирование и аренда офиса (предоставление офиса); - программы передачи инновационных технологий и патентов. Иная поддержка: юридические услуги при создании предприятия и лицензировании; маркетинговые услуги (маркетинговые исследования, анализ различных рынков); - консалтинговые услуги по специализации МИП; обеспечению соответствия продукции и услуг МИП стандартам и требованиям потребителей; бухгалтерские услуги по постановке на учет, выбору оптимальной налоговой системы и т.д.; - патентные услуги.
Стадия развития
Финансовые: ресурсы для приобретения научного и производственного оборудования. Производственные: лабораторные и производственные помещения. Кадровые: научные работники, узкоспециализированные работники, аспиранты, студенты. Информационные: справочная информация, доступ к специальным прикладным продуктам. Финансовая поддержка: - краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств; - венчурное и проектное финансирование; - снижение затрат МИП на обслуживание кредитов, затрат на НИОКР. Имущественная поддержка: - возможность использования офисного помещения, научных лабораторий, исследовательских баз и промышленного оборудования; - доступ к специализированным информационным сетям и прикладным продуктам. Иная поддержка: - консалтинговые услуги в области обеспечения соответствия продукции и услуг МИП стандартам и требованиям потребителей; - организация образовательных мероприятий, направленных на внедрение систем менеджмента качества; - услуги по позиционированию и продвижению новых продуктов МИП; - услуги по ведению бухгалтерского и кадрового учета; - патентные услуги.
Стадия роста
Производственные: лабораторные и производственные помещения, оборудование, вычислительная техника. Материальные: инструменты, сырье и материалы. Финансовые: оборотные средства. Информационные: информация о потребителях и рынках. Финансовая поддержка: - краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств; - снижение затрат МИП на обслуживание кредитов; - субсидирование затрат на НИОКР. Имущественная поддержка: - возможность использования офисного помещения, научных лабораторий, исследовательских баз и промышленного оборудования; - доступ к специализированным информационным сетям и прикладным продуктам. Иная поддержка: - консультационная поддержка по организации доступа МИП к выполнению государственного/муниципального заказа; - организация образовательных мероприятий, направленных на внедрение систем менеджмента качества; - услуги по предоставлению информации о потребителях и рынках, позиционированию и продвижению новых продуктов МИП; - услуги по ведению бухгалтерского и кадрового учета; - патентные услуги.
Стадия зрелости
Информационные: информация о конкурентах в занимаемом сегменте рынка, о возможности выхода на новые рынки. Материальные: более качественное, высокотехнологичное, экологически чистое и экономичное сырье. Производственные: более совершенное оборудование и техника, высоко оснащенные лабораторные помещения. Кадровые: высококвалифицированные менеджеры и узкие специалисты. Финансовая поддержка: - краткосрочное кредитование на пополнение оборотных средств; - снижение затрат МИП на обслуживание кредитов; - субсидирование лизинговых расходов, затрат на НИ-ОКР, -кредитование внешнеэкономической деятельности. Имущественная поддержка: - возможность использования офисного помещения, научных лабораторий, исследовательских баз и промышленного оборудования; - доступ к специализированным информационным сетям и прикладным продуктам. Иная поддержка: - организация образовательных мероприятий по осуществлению внешнеэкономической деятельности, внедрению систем менеджмента качества, по авторскому праву, брен-дированию товаров и услуг; - услуги по организации участия МИП в выставочных и ярмарочных мероприятиях, торговых миссиях и т.д.; - информирование о новых и экологически чистых сырье, материалах, экологических требованиях на новых рынках; - услуги по выводу продукции МИП на рынки крупных заказчиков; - услуги по ведению бухгалтерского и кадрового учета; - патентные услуги.
Стадия затухания
Информационные: юридическая и патентная поддержка. Кадровые: специалисты в области патентного и авторского права, кризисного управления. Иная поддержка: - юридические услуги по реорганизации инновационного бизнеса; - консалтинговые услуги по внешнему и антикризисному управлению; - патентные услуги.
Особенности стадий жизненного цикла инновационного предпринимательства должны учитываться также при предоставлении льготных налоговых режимов. Например, благоприятные налоговые условия для развития МИП должны создаваться:
- на стадиях запуска и раннего роста путем предоставления «налоговых каникул», в том числе по обязательным страховым взносам;
- на стадиях роста и зрелости путем льготирования НИОКР и предоставления налоговой льготы на прирост капитала на инвестиции;
- на стадиях возникновения и затухания путем освобождения от налогообложения и обязательных платежей по операциям с РИД и патентами.
Сопоставление необходимых ресурсов, форм (видов) господдержки, указанных в табл. 3, и реально существующей поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства в Самарской области, показывает, что некоторый перечень потребностей инновационно-ориентированного малого бизнеса не обеспечен соответствующей поддержкой. Это прежде всего относится к поддержке экспортной деятельности, выполнению управленческих процессов, не связанных с инновационной деятельностью (бухгалтерский и кадровый учет и делопроизводство), информационной и юридической поддержкой, направленной на участие МИП в государственных закупках, а также патентными и юридическими услугами, связанными с использованием РИД.
В целях повышения эффективности государственной поддержки МИП необходима ликвидация повторов однотипных мероприятий, упрощение процедур предоставления услуг и систематизация предоставляемых услуг в соответствии с потребностями стадий жизненного цикла МИП.
4. Обеспечение патентной поддержки и юридической защиты права авторства. На наш взгляд, МИП, действующие в условиях кластера, должны получать на безвозмездной основе следующие патентные услуги:
- патентование, в том числе международное, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, поддержание и продление патента, экспертиза нарушений прав на патент;
- регистрация, в том числе международная, товарного знака, товарных марок, логотипа, внесение товарного знака в таможенный реестр, продление регистрации товарного знака, экспертиза товарного знака;
- патентование решений в сфере 1Т, регистрация программ ЭВМ на территории России и за рубежом;
- подготовка лицензионных договоров, договоров отчуждения, концессии, залога исключительных прав, передачи ноу-хау, внесение изменений в договоры, их расторжение;
- патентные поиски на изобретения, полезные модели и промышленные образцы по нескольким российским и зарубежным базам данных с предоставлением отчета о поиске.
Для МИП, работающих в инновационных кластерах, созданных в отраслях экономики, признанных приоритетными в России, большое значение имеет реализация программ безвозмездной передачи МИП лицензионных прав на использование РИД, полученных за счет бюджетных средств.
5. Совершенствование моделей финансирования инновационной деятельности, в том числе за счет использования современных финансовых инструментов и механизмов привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций, совместного финансирования части прикладных исследований.
Усиление прямой государственной финансовой адресной помощи малому бизнесу необходимо осуществлять на основе отбора предприятий (проектов) в соответствии с критериями венчурного предпринимательства. Государству целесообразно направить свои усилия на развитие венчурного финансирования, например, за счет коллективных форм инвестирования (инвестиционное товарищество), конвертируемых займов, краудфинан-сирования, привлечения бизнес-ангелов. Примером такой деятельности может стать международный слет бизнес-ангелов «Volga Angels», организованный институтом развития АО «Российская венчурная компания» в сентябре 2016 г. в Самарской области.
Таким образом, МИП, являющиеся связующим звеном между наукой и производственным сектором, призваны обеспечить инновационное развитие национальной экономики. Проведенный анализ объемов и видов государственной поддержки малого инновационного бизнеса в Самарской области позволяет авторам статьи заключить, что сложная и неадекватная потребностям бизнеса действующая система государственного регулирования и поддержки не способствует развитию малого предпринимательства в инновационной сфере. Государственная поддержка в отношении субъектов малого и среднего инновационного бизнеса должна реализовываться с учетом их потребностей на разных стадиях жизненного цикла.
При этом к основным направлениям повышения эффективности государственной поддержки МИП и деятельности институтов развития авторы относят:
- оптимизацию нормативно-правовой базы и формирование отдельного законодательного акта, содержащего основные положения в области создания, функционирования и завершения деятельности малых инновационно-активных предприятий;
- совершенствование методики оценки эффективности государственных программ поддержки инновационного бизнеса и результатов деятельности инфраструктурных организаций и учреждений с учетом критериев и ожидаемых результатов деятельности МИП;
- обеспечение патентной поддержки и защиты права авторства, активную реализацию программ безвозмездной передачи МИП прав на использование РИД, полученных за счет бюджетных средств;
- совершенствование моделей и расширение инструментов финансирования инновационной деятельности.
Практическая значимость предложенных рекомендаций определяется возможностью их использования в деятельности органов государственной власти при разработке форм и инструментов государственной поддержки, направленной на реализацию инновационного потенциала малого предпринимательства аэрокосмического кластера Самарской области, и тиражирования этой практики на инновационные территориальные кластеры других субъектов Федерации.
Список литературы
1. Беляков Г.П. Развитие и стимулирование инновационной деятельности высших учебных заведений // Проблемы современной экономики. 2012. №4 (44). С. 397-400.
2. Гусева М.С., Амелькина Д.В. Организационно-экономический механизм вовлечения субъектов малого бизнеса в программы развития инновационных территориальных кластеров (на примере аэрокосмического кластера Самарской области) // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016. № 1-2. С. 18-23.
3. Журов А.В. Методы государственной поддержки малых инновационных предприятий России посевной стадии развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 24 с.
4. Кириллов А.В. Международный опыт развития малого и среднего инновационного предпринимательства и возможности его применения в российской экономике: дис. ... канд. экон. наук. М.: Изд-во ГУУ, 2015. 171 с.
5. Левченко О.В. Разработка механизма совершенствования организационно-экономических форм государственной поддержки инновационной деятельности малых предприятий: автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб.: Изд-во СПбГИКиТ, 2015. 24 с.
6. Наука и инновации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/sci-ence/# (дата обращения: 16.11.2016).
7. Национальный доклад об инновациях в России, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvc.ru/upload/iblock/b70/NR0I_RVC.pdf (дата обращения: 15.11.2016).
8. Национальный доклад об инновациях в России, 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/10/RVK_innova-tion_2016.pdf (дата обращения: 15.11.2016).
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности [Электрон-
ный ресурс]: федер. закон от 2 авг. 2009 г. № 217-ФЗ. URL:http://base.garant. ru/12168685/#ixzz4KJLRBsRH (дата обращения: 15.11.2016).
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 16.11.2016).
11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 апр. 2014 г. № 316. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70644224/paragraph/677:2 (дата обращения: 18.11.2016).
12. Об утверждении государственной программы Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Самар. области от 14 нояб. 2013 г. № 622. URL: http://docs.cntd.ru/document/464008199 (дата обращения: 14.11.2016).
13. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 08 дек. 2011 г. № 2227-р. URL: http://cnb.uran.ru/ userfiles/2227r.pdf (дата обращения: 19.11.2016).
14. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р. URL: http://government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7 hfPO96.pdf (дата обращения: 14.11.2016).
15. Оценка эффективности программы поддержки МСП МЭР [Электронный ресурс]. URL:https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/pdf/2015/10/ MSP_1r.pdf (дата обращения: 17.11.2016).
16. Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области на 2014-2019 годы [Электронный ресурс]: подпрограмма, утв. постановлением Правительства Самар. области от 29.11.2013 г. № 699. URL:http://docs. cntd.ru/document/464008537 (дата обращения: 14.11.2016).
17. Сафронов М.В. Малые инновационные предприятия: формирование понятийного аппарата // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Соц.-экон. и гуманит. науки. 2012. Т.2. № 8. С. 66-67.
18. Современные классики теории предпринимательства. Лауреаты Международной премии за вклад в исследования предпринимательства и малого бизнеса (1996-2010) / пер. с англ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 526 с.
19. Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы [Электронный ресурс]. URL: https://mip.extech.ru/ (дата обращения: 19.11.2016).
20. Эффективность государственной поддержки и институтов развития [Электронный ресурс]. URL:http://рспп.рф/library/view/136 (дата обращения: 14.11.2016).
21. Юдин Д.С. Методы формирования малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экон. ун-та, 2013. 19 с.
Статья получена 22.11.2016
References
1. Beljakov, G.P. (2012), "The development and stimulation of innovative activity of higher educational establishments", Problemy sovremennoj jekonomiki, no. 4, pp. 397-400.
2. Guseva, M.S. and Amel'kina, D.V. (2016), "Organizational-economic mechanism of involving small businesses in the program of development of innovative territorial clusters (for example, the aerospace cluster of Samara region)", Nauka XXI veka: aktual'nye napravlenija razvitija, no. 1-2, pp. 18-23.
3. Zhurov, A.V. (2012), "Methods of state support of small innovative enterprises in Russia the seed stage of development", Abstract of Ph.D. dissertation, Economics and Management of the National Economy: innovation management, National research University "Higher school of Economics", Moscow, Russia.
4. Kirillov, A.V. (2015), "International experience of development of small and medium innovative entrepreneurship and its application in the Russian economy", Ph.D. Thesis, The World Economy, State University of Management, Moscow, Russia.
5. Levchenko, O.V. (2015), "Development of the mechanism of perfection of organizational-economic forms of the state support of innovative activity of small enterprises", Abstract of Ph.D dissertation, Economics and Management of the National Economy: innovation management, Saint-Petersburg State University of Film and Television, St. Petersburg, Russia.
6. The official site of the Federal State Statistics Service (2015), "Science and innovation", available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/science_and_ innovations/science/# (Accessed 16 November 2016).
7. RVC (2015), "National report on innovation in Russia", available at: http:// www.rvc.ru/upload/iblock/b70/NR0I_RVC.pdf (Accessed 15 November 2016).
8. D-russia.ru (2016), "National report on innovation in Russia", available at: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2016/10/RVK_innovation_2016.pdf (Accessed 15 November 2016).
9. Garant (2009), O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam sozdanija bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami hozjajstvennyh obshhestv v celjah prakticheskogo primenenija (vnedrenija) rezul'tatov intellektuaVnoj dejatelnosti [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation concerning creation budgetary scientific and educational institutions of economic societies for the purposes of practical application (implementation) of intellectual activity results], Federal law no. 217-FZ dated 2 August 2009, available at: http://base.garant.ru/12168685/#ixzz4KJLRBsRH (Accessed 15 November 2016).
10. ConsultantPlus (2007), O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii [On the development ofsmall and medium-sized entrepreneurship
in the Russian Federation], Federal law no. 209-FZ dated 24 July 2007, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (Accessed 16 November 2016).
11. Garant (2014), Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Jekonomicheskoe razvitie i innovacionnaja jekonomika" [On approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy"], Government Resolution of the Russian Federation no. 316 dated 15 April 2014, available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70644224/paragraph/677:2 (Accessed 18 November 2016).
12. Kodeks (2013), Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Samarskoj oblasti "Sozdanie blagoprijatnyh uslovij dlja investicionnoj i innovacionnoj dejatel'nosti v Samarskoj oblasti na 2014-2018gody" [On approval of the State program of Samara region "Creation of favorable conditions for investment and innovation activity in the Samara region for 2014-2018"], Resolution of the government of Samara region no. 622 dated 14 November 2013, available at: http://docs.cntd.ru/document/464008199 (Accessed 14 November 2016).
13. The official site of the Central Scientific Library of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (2011), Ob utverzhdenii Strategii innovacionnogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [On approval of strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020], Order of Government of the Russian Federation no. 2227-R dated 8 December 2011, available at: http://cnb.uran.ru/userfiles/2227r.pdf (Accessed 19 November 2016).
14. The official site of the Russian Government (2016), Ob utverzhdenii Strategii razvitija malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [On approval of Strategy of development of small and medium enterprises in the Russian Federation for the period till 2030], Order of Government of the Russian Federation no. 1083-R dated 2 June 2016, available at: http://government.ru/media/files/jFDd9wbAbApxgEiHNaXHveytq7hfPO96 .pdf (Accessed 14 November 2016).
15. KPMG (2015), "Evaluation of the effectiveness of the SME support programme the MAYOR", available at: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ pdf/2015/10/MSP_1r.pdf (Accessed 17 November 2016).
16. Kodeks (2013), Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Samarskoj oblasti na 2014-2019gody [Development ofsmall and medium-sized entrepreneurship in the Samara region for 2014-2019], approved by Resolution of the government of Samara region no. 699 dated 29 November 2013, available at: http://docs.cntd.ru/ document/464008537 (Accessed 14 November 2016).
17. Safronov, M.V. (2012), "Small innovative enterprise: the formation of conceptual framework", Aktual'nye problemy aviacii i kosmonavtiki. Social'no-jekonomicheskie i gumanitarnye nauki, vol. 2, no. 8, pp. 66-67.
18. Sovremennye klassiki teorii predprinimatel'stva. Laureaty Mezhdunarodnoj premii za vklad v issledovanija predprinimatel'stva i malogo biznesa (1996-2010) [Modern classics theory of entrepreneurship. The winners of the International prize for contribution to the study of entrepreneurship and small business (1996-2010)] (2013), Translated by Chepurenko, A.Ju., Izdatel'skij dom Vysshej shkoly jekonomiki, Moscow, Russia.
19. Mip.extech.ru (2016), "Registration and monitoring of small innovative enterprises of scientific-educational sphere", available at: https://mip.extech.ru/ (Accessed 19 November 2016).
20. The official site of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP), "Efficiency of the state support of development institutions", available at: http://pcnn.p^/library/view/136 (Accessed 14 November 2016).
21. Judin, D.S. (2013), "Methods of formation of small innovative enterprises on the basis of higher educational institutions", Abstract of Ph.D dissertation, Economics and Management of the National Economy: innovation management, Saint-Petersburg state University of Economics, St. Petersburg, Russia.
Received 22 November 2016
STATE SuPPoRT For SMALL iNNoVATiVE ENTREPRENEuRSHiP iN THE CLuSTER: NEEDS, RESouRCES And oPPoRTuNÍTÍES
Maria S. Guseva
Samara State University of Economics, 141 Sovetskaya Armia str., Samara, 443090, Russia
E-mail: [email protected]
Darya V. Amelkina
Samara State University of Economics, 141 Sovetskaya Armia str., Samara, 443090, Russia
E-mail: [email protected]
Topicality of the paper is determined by the need to develop business potential for innovative breakthrough in the Russian economy. The authors see the problem in the fact that the development of small innovative business is not conducive to the complicated and entrepreneurs' need lacking state system of regulation and support.
The aim of this paper is to study the conditions of small enterprises-participants functioning in innovative clusters and substantiation of measures on perfection of state support aimed at the implementation of innovative business potential.
Methodological basis of research is the system approach, methods of structural, object, functional, statistical analysis, method of expert estimations.
The efficiency of the state support to the small innovative enterprises is increased through the following areas: the optimization of the regulatory framework, improving the evaluation activities of government programs and development institutions, support of patent provision and copyright protection, the development of financing models for innovation activity. State support must be adapted to the needs of small innovative enterprises at the stages of life cycle.
Practical significance of the work is determined by how the proposed measures can be used by executive authorities to enhance the efficiency of state support of small innovative entrepreneurship.
Key words: small innovative enterprises; innovation cluster; government support; life-cycle stages of innovative business