Научная статья на тему 'Оценка потенциала малых инновационных предприятий'

Оценка потенциала малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОСТЬ / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / МЕТОДИКА ОТБОРА / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛЬГОТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / INNOVATION / SMALL INNOVATIVE BUSINESS / ESTIMATION PROCEDURE / REGIONAL AUTHORITIES / GOVERNMENT INCENTIVES / DEVELOPMENT / SELECTION METHODOLOGY / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / BENEFITS / PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширинкина Елена Викторовна, Кауфман Наталья Юрьевна

Настоящая статья посвящена проблеме инновационного регионального развития разработке методического инструментария оценки инновационности предприятий для оказания им поддержки региональными органами власти. Данное исследование представляет собой попытку теоретического обоснования и практической реализации мер по поддержке малого инновационного предпринимательства. Объектом исследования являются малые инновационные предприятия. Предмет исследования система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства. Теоретической и методологической основой исследования являются современная экономическая теория, современные концепции в инновационной области, системный подход, диалектический метод познания, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, сравнения. В ходе исследования авторами лично были получены следующие результаты: определены состояние и перспективы развития малого инновационного предпринимательства, систематизированы формы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, применяемые в отечественной и зарубежной практике, выработаны рекомендации, направленные на стимулирование инновационного предпринимательства; разработана методика отбора малых инновационных предприятий для предоставления им льгот. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании концептуального подхода по отбору малых инновационных предприятий для предоставления им определенных льгот. Основные научные результаты заключаются в следующем: обоснована необходимость поддержки и стимулирования развития малых инновационных предприятий Российской Федерации, определен перечень мероприятий, направленных на стимулирование инновационного предпринимательства, предложена методика, позволяющая отбирать перспективные малые инновационные предприятия для оказания им поддержки региональными органами власти. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что изложенные теоретические и методические положения доведены до уровня конкретных рекомендаций по стимулированию малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ширинкина Елена Викторовна, Кауфман Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

This article surveys the problem of the innovation regional development the development of methodological tools for evaluating innovative enterprises in order to give them support by regional authorities. This study represents an attempt of the theoretical and practical implementation of measures to support small innovative business. The object of research is small innovative business. The subject of research is the system of state support of small innovative business. Theoretical and methodological basis of research are modern economic theory, modern concepts in the field of innovation, system approach, dialectical method of knowledge, methods of induction and deduction, analysis and synthesis, comparison. During the study, the authors obtained the following results: the status and prospects of development of small innovative business are determined; forms of state support of small innovative enterprises used in domestic and foreign practice are systematized; recommendations aimed at stimulating innovative entrepreneurship are formulated; a method of selection of small innovative companies to provide them with benefits is developed. The scientific novelty of the research is the development and the validation of a conceptual approach for the selection of small innovative companies to provide them with certain benefits. The main scientific results are as follows: the necessity to support and stimulate the development of innovative enterprises is justified; a list of measures designed to stimulate innovative entrepreneurship is made; a method that allows you to select promising small innovative companies for their support by regional authorities is offered. The practical significance of the study results is that theoretical and methodical positions are brought to the level of specific recommendations to encourage innovative business.

Текст научной работы на тему «Оценка потенциала малых инновационных предприятий»

УДК336

Е.В. Ширинкина, Н.Ю. Кауфман

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Настоящая статья посвящена проблеме инновационного регионального развития - разработке методического инструментария оценки инновационности предприятий для оказания им поддержки региональными органами власти. Данное исследование представляет собой попытку теоретического обоснования и практической реализации мер по поддержке малого инновационного предпринимательства. Объектом исследования являются малые инновационные предприятия. Предмет исследования - система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства. Теоретической и методологической основой исследования являются современная экономическая теория, современные концепции в инновационной области, системный подход, диалектический метод познания, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, сравнения. В ходе исследования авторами лично были получены следующие результаты: определены состояние и перспективы развития малого инновационного предпринимательства, систематизированы формы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, применяемые в отечественной и зарубежной практике, выработаны рекомендации, направленные на стимулирование инновационного предпринимательства; разработана методика отбора малых инновационных предприятий для предоставления им льгот. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании концептуального подхода по отбору малых инновационных предприятий для предоставления им определенных льгот. Основные научные результаты заключаются в следующем: обоснована необходимость поддержки и стимулирования развития малых инновационных предприятий Российской Федерации, определен перечень мероприятий, направленных на стимулирование инновационного предпринимательства, предложена методика, позволяющая отбирать перспективные малые инновационные предприятия для оказания им поддержки региональными органами власти. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что изложенные теоретические и методические положения доведены до уровня конкретных рекомендаций по стимулированию малого инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: инновационность, малые инновационные предприятия, методика оценки, региональные органы власти, государственное стимулирование, развитие, методика отбора, инновационное предпринимательство, льготы, показатели.

Развитие расширенного воспроизводства обусловило возникновение тенденции экономического роста, что, в свою очередь, спровоцировало постоянно растущую потребность в усовершенствованиях как на производстве, так и вне производственного процесса. Процесс усовершенствования принято называть процессом нововведений, либо инновационным процессом. Вместе с тем, существуют различные толкования терминов инноваций и инновационных процессов.

Так, в 30-е гг. XX в. австрийский ученый Шумпетер вводит понятие «инновации» как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности [11]. Другие зарубежные ученые, такие, как В. Хартман, Э. Мэнсфилд, Б. Твисс, Э. Роджерс [12-15] трактуют эту категорию по-разному в зависимости от предмета своего исследования и объекта.

На наш взгляд, значительно более глубокое понятие категориальной сущности инноваций предложено авторами справочного издания РЭА им. Г.В. Плеханова, где она характеризуется ими как результат творческой деятельности, которая направлена на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных методов и форм и т. д. [4]. В соответствии с определением, которое формулирует Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), нововведение - это трансформация идеи в рыночный продукт или услугу, в новый или улучшенный производственный процесс или в новый метод оказания социальной услуги [9]. Сущность понятия новшества дается и в Федеральном законе «Патентный закон Российской Федерации» [7], в соответствии с которым категории новшества и инновации как результата научно-технической разработки преимущественно совпадают и отличаются от обычного понятия «продукт труда» только новизной и реальной применимостью в промышленности.

Очевидно, что в настоящее время существует целый ряд категорийных понятий, таких, как новшество, новация, инновация, нововведение, которые зачастую отождествляются. Однако нами опровергается такое синонимирование; сущность нововведения означает прогрессивное новшество, которое задействовано в динамике иявляется новым для организационной системы, принимающей и исполь-

зующей ее. В составе основных характеристик нововведений необходимо отметить: предмет инновации; уровень новизны; степень преобразований; масштаб преобразований; степень подготовленности новшества к внедрению; оценку ожидаемого полезного эффекта и ее обоснование; ожидаемую продолжительность внедрения; трудоемкость внедрения; объем финансовых затрат на внедрение.

На наш взгляд, именно польза - главное отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения, если они не становятся основой инновации, могут не иметь социальной и экономической ценности.

В составе основных проблем малых инновационных компаний можно назвать недостаточность их финансовых ресурсов. В настоящее время еще не сформировалось цельное представление о механизме финансового обеспечения инновационного бизнеса, оно носит пока фрагментарный характер. Стартующие идеи сегодня имеют возможность получить поддержку из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, однако после разработки образца инноватор сталкивается с проблемой поиска денежных средств для функционирования механизма и процедуры его выпуска. Очевидно, что средств при этом потребуется на порядок больше, чем при разработке. Крупные компании не проявляют интереса на предмет поддержки инновационных разработок, которые ведутся в малом инновационном бизнесе, зачастую они лишь отслеживают уже освоенные ими ниши, и только общая конкуренция заставляет их диверсифицироваться и, как следствие, предпринимать кое-что для малых инновационных фирм [10].

Необходимо отметить, что государство не является коммерсантом, и поэтому является здесь неэффективным помощником, зачастую медленно и нерешительно отвечая на потребности. Так, ассигнования на фундаментальное исследование и содействие НТП из средств федерального бюджета в постоянных ценах сократились за 1992-2013 гг. вчетверо. В 1991 г. они составляли 0,89 % от ВВП, или 3,54 % от расходов федерального бюджета, а в 2013 г. - 0,28 % и 1,46 %. В процентах к ВВП затраты на исследования и разработки составили в 2012 г. в Великобритании - 1,88 %; Германии -2,52 %; Китае - 1, 23 %; Корее - 2,91 %; США - 2,67 %; Японии - 3,12 %. В России они составили 2,03 % в 1990 г. и 1,25 % - в 2012 г. [8].

Рис. 1. Отраслевая структура объема продукции (работ, услуг), выпускаемой малыми предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа в 2012 г.

Очевидно, что проведенное исследование показывает, что сегодня в стране отсутствует полная и достоверная информация о состоянии инновационной деятельности, а имеющуюся информацию о данных опроса следует трактовать с осторожностью. В настоящее время все имеющиеся количест-

венные и качественные данные основываются на выборочном и монографическом исследовании отдельных сегментов и форм инновационной деятельности. Недостаточность информации о новой технологии и рынках реализации, возможностях для кооперирования с другими научными организациями и предприятиями - все эти негативные и неблагоприятные обстоятельства влияют на разрыв, сложившийся в информационных и производственно-экономических связях.

В 2012 г. изменилась отраслевая структура выпускаемого малыми предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры объема продукции (см. рис. 1). Возникли предприятия, которые относятся к отрасли «Наука и научное обслуживание», их удельный вес в общем объеме производства составил 0,6 %, что является свидетельством начала переориентации субъектов малого предпринимательства в округе [5].

Динамика объема наукоемкой продукции, произведенной малыми предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлена на рис. 2.

ю о.

I

300 250 200 150 100 50 0

262,5

185 ____

17/Д

ГОДЫ

12012 г.2 ■ 2013 г. ■ 2014 г.

Рис. 2. Динамика объема наукоемкой продукции, произведенными малыми предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012-2014 гг. [6].

Из представленных данных явствует, что инновационными предприятиями в 2012 г. было произведено продукции на общую сумму 185 млн руб. Инновационные предприятия произвели товаров и услуг в Уральском федеральном округе на 3638,5 млн руб., что составило 3,6 % общего объема продукции произведенной малыми предприятиями. В 2013 г. малыми инновационными предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа было произведено продукции на сумму 177,1 млн руб., при этом доля в отраслевой структуре объема продукции малых предприятий округа в 2013 г не изменилась. В 2014 г. объем производства продукции малых инновационных предприятий вырос до 262,5 млн руб. и в отраслевой структуре общего объема производства малых предприятий составил 1 %.

В целом по Уральскому федеральному округу количество инновационных компаний составляет 3 % от общего числа малых предприятий, что составляет 1698 ед. В 2012 г. ими инвестировано в основной капитал средств в размере 15,9 млн. руб. (рис. 3).

Инвестиции малых инновационных компаний Ханты-Мансийского автономного округа в основной капитал в 2012 г. составили 3,1 млн руб. [2]. В 2013 г. инвестиции в основной капитал малого инновационного бизнеса сократились до 0,1 млн руб., в 2014 г. - выросли до 0,9 млн руб. [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс развития малого инновационного предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе только начинается и находится на стадии становления. В этой связи для его динамичного и поступательного развития необходима определенная поддержка со стороны властей. Поэтому в планах создания правовой основы для развития малого инновационного бизнеса в округе и в планах привлечения бюджетных средств в виде государственных субсидий, гарантий и налоговых льгот, имеющих преимущественно роль финансовых инструментов и одновременно катализатора в инвестиционных проектах с участием бизнес-структур.

Оценка потенциала малых инновационных предприятий 67

СЕРИЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2016. Т. 26, вып. 2

Рис. 3. Динамика объемов инвестиций в основной капитал, осуществленных малыми инновационными предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа в 2012 - 2014 гг.

Материал и методика исследований

Оценка инновационности предприятий при отборе должна осуществляться экспертной группой. Предлагаемая методика включает следующие этапы (см. рис. 4):

На первом этапе анализируются предоставленные материалы по проекту, где определяется тип инновационного продукта и отрасль и делается вывод об актуальности и новизне инновационного проекта, о соответствии его целям и стратегии потенциального инвестора. Если проект не соответствует данным требованиям, то прекращается его дальнейшее рассмотрение.

Далее осуществляется оценка инновационности, для этого оценивается финансовое состояние организации, качество управления ею и уровень ее развития. Выносится заключение о степени инно-вационности: сильная, слабая.

Предлагаемая методика включает следующие этапы:

1) предварительная оценка инновационного продукта;

2) оценивание степени финансового состояния малого инновационного предприятия;

3) определение уровня качества управления организацией;

4) оценка степени развития инновационного предприятия;

5) определение востребованности рынком инновационного продукта;

6) оценка конкурентных преимуществ инновационной продукции.

Оценку инновационной способности организации предлагается осуществлять в соответствии со шкалой, где каждый тип финансового состояния делится на пять уровней развития. Так, высокая инновационная способность соответствует диапазону 3-5 уровней развития при хорошем и удовлетворительном типах финансового состояния; низкая инновационная способность - 1-2 уровню развития. Проект отклоняется при неудовлетворительном финансовом состоянии.

После оценки инновационной способности предприятия проводится анализ инновационности самой продукции, услуги или технологии, включающей оценку востребованности инновации рынком и оценку конкурентных преимуществ инновационного продукта.

В заключение делается вывод о том, что инновационный продукт, услуга, технология соответствуют высокой или низкой рыночной востребованности. При этом необходимо учитывать, что в каждом отраслевом сегменте имеется свой набор параметров, по которым необходимо присваивать высокую или низкую востребованность рынком. Общими параметрами будут такие, как более высокий прогнозируемый темп роста рынка по сравнению с отраслью, превышение внутренней нормы рента-

бельности над ставкой дисконтирования, превышение периода окупаемости над аналогами в данной отрасли. Если инновационная продукция (услуга, технология) имеет низкую востребованность рынком, то она отклоняется.

Рис. 4. Методика отбора малого инновационного предприятия

На шестом этапе необходимо выявить глубину вносимых изменений инновацией в систему, определить, какими конкурентными преимуществами должен обладать данный инновационный продукт по отношению к существующим аналогам, прототипам, в соответствии с таблицей.

При такой оценке отсекаются некоторые варианты и выделяется 4 типа малых инновационных предприятий (МИП): 1 тип - это развитое МИП, имеющее высокую инновационную способность; 2 тип - МИП, созданные недавно, имеющие недостаточно устойчивую и низкую инновационную способность; 2 тип - МИП, имеющие развитую ивысокую инновационную способность; 4 тип - МИП, созданные недавно, являющиеся неустойчивыми и имеющие низкую инновационную способность.

Для МИПов 1 и 3 типов целесообразно региональным органам власти предоставлять финансирование в форме налогового и/или инвестиционного налогового кредита, бюджетного кредита, компенсации процентной ставки, лизинга. Для МИПов 2 и 4 типов - в виде субсидий, гарантирования части залога. МИПам, имеющим низкую инновационную способность, при условии, что предлагаемые им инновационные продукты, услуга или технология особенно актуальны для современного развития промышленного производства региона могут быть предоставлены дополнительные льготы.

Шкала оценки степени иновационности продукта

№ п/п Глубина вносимых изменений инновацией Конкурентные преимуществ а продукта/услуги/ технологии Степень инновационности продукта как конкурентного преимуществ а

1 Регенерирование первоначальных свойств системы Конкурентное преимуществ о низкого порядка Отклонение проекта

2 Изменение количественных свойств системы (аналога, прототипа)

3 Перегруппировка составных частей системы (аналога, прототипа) с целью улучшения ее функционирования Слабая иннов ационность

4 Адаптивные изменения элементов системы (аналога, прототипа) с целью приспособления к друг другу

5 Новый вариант простого качественного улучшения полезных свойств системы (аналога, прототипа)

6 Новое поколение - меняются все или большинство свойств (аналога, прототипа), базовая структурная концепция остается Конкурентные пре имуществ а высокого порядка Сильная иннов ационность

7 Новый вид, качественное изменение первоначальных свойств и концепции без включения новых функций

8 Изменение функций всей системы аналога, прототипа) или большей ее части

Результаты и их обсуждение

Для апробации предлагаемой методики авторами были рассмотрены данные малого инновационного предприятия - ООО «Ультразвуковая техника», занимающегося разработкой ультразвукового силового оборудования: от ультразвуковых генераторов и магнитострикционных и пьезоэлектрических преобразователей до комплектных ультразвуковых установок и технологических линий. Разрабатываемое ультразвуковое оборудование применяется в промышленности и энергетике. Проведенная оценка позволила отнести ООО «Ультразвуковая техника» ко второму типу предприятий (малые инновационные предприятия с низкой инновационной способностью), а предлагаемый ими продукт -к обладающим сильной степенью инновационности. То есть региональные органы власти могут предоставить ООО «Ультразвуковая техника» субсидию (бюджетные средства, предоставляемые физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов), гарантирование части залога, лизинг.

Таким образом, государству необходимо предпринимать конкретные действия, направленные на сохранение и развитие научно-технического и инновационного потенциала страны.

Выводы

В результате проведенного исследования получены следующие результаты:

1. Определены состояние и перспективы развития малого инновационного предпринимательства.

2. Систематизированы формы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, применяемые в отечественной и зарубежной практике.

3. Выработаны рекомендации, направленные на стимулирование инновационного предпринимательства.

4. Предложена методика, позволяющая отбирать перспективные малые инновационные предприятия для оказания им поддержки региональными органами власти.

5. Изложенные теоретические и методические положения доведены до уровня конкретных рекомендаций по стимулированию малого инновационного предпринимательства.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках реализации государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Корректировка стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кауфман Н.Ю. Повышение управленческого статуса регионов в условиях реализации инновационной политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий.2015. № 4-1(43). С. 99.

2. Малыйбизнес Югры- 2012: Информационно-аналитический ежегодник. Ханты-Мансийск: ООО «Деал», 2013. 64 с.

3. Малый бизнес Югры - 2014: Информационно-аналитический ежегодник. Ханты-Мансийск: ПЦ «ЛайнАрт», 2015. 70 с.

4. Маусов Н.К.Рынок. Банки, биржи, менеджмент, маркетинг: словарь-справочник. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2012. 168 с.

5. Основные тенденции инновационной деятельности на Северо-Западе России: место малых и средних предприятий. СПб.: ООО «РОЗМЫСЛ». 2013. 76 с.

6. Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2015. 316 с.

7. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Российская газета. 2007. № 167 (4430). С. 9.

8. Фетисов Г. В замороженной техносфере экономика не растет // Российская газета. 2015. № 102 (4068). С. 10.

9. Частное предпринимательство: основные понятия, теория и практика. М: ИНИОН РАН, 1994. 118 с.

10. Ширинкина Е.В. Оценка регионального инвестиционного риска // Академический вестник. 2010. № 1. С. 19-23.

11. Шумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 2012. 182 с.

12. Broz J., Cranmer D., Desantis M.A. (1992). Profile of Small High Technology Business in the United States. Wash.: Executive Office of the President, Office of Science and Technology' Policy. Р. 13-15.

13. Clark M., Moutray C. (2013). The future of small businesses in the U.S. federal government market place. URL: http://www.papers.ssrn.com.

14. Drucker Peter F. (1817). Management: Tasks. Responsibilities. Practices // Harper & Row, Publishers, 803.

15. Williams S. Small Business Guide // Bencuin Books. 1991. N 4. P. 132-177.

Поступила в редакцию 13.01.16

E. V. Shirinkina, N. Yu. Kaufman

ASSESSMENT OF THE POTENTIAL OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

This article surveys the problem of the innovation regional development - the development of methodological tools for evaluating innovative enterprises in order to give them support by regional authorities. This study represents an attempt of the theoretical and practical implementation of measures to support small innovative business. The object of research is small innovative business. The subject of research is the system of state support of small innovative business. Theoretical and methodological basis of research are modern economic theory, modern concepts in the field of innovation, system approach, dialectical method of knowledge, methods of induction and deduction, analysis and synthesis, comparison. During the study, the authors obtained the following results: the status and prospects of development of small innovative business are determined; forms of state support of small innovative enterprises used in domestic and foreign practice are systematized; recommendations aimed at stimulating innovative entrepreneurship are formulated; a method of selection of small innovative companies to provide them with benefits is developed. The scientific novelty of the research is the development and the validation of a conceptual approach for the selection of small innovative companies to provide them with certain benefits. The main scientific results are as follows: the necessity to support and stimulate the development of innovative enterprises is justified; a list of measures designed to stimulate innovative entrepreneur-ship is made; a method that allows you to select promising small innovative companies for their support by regional authorities is offered. The practical significance of the study results is that theoretical and methodical positions are brought to the level of specific recommendations to encourage innovative business.

Keywords: innovation, small innovative business, estimation procedure, regional authorities, government incentives, development, selection methodology, innovative entrepreneurship, benefits, performance.

Ширинкина Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом E-mail: [email protected]

Кауфман Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом E-mail: [email protected]

БУ ВО «Сургутский государственный университет» 428412, Россия, Тюменская область, г. Сургут, ул. Ленина, 1

Shirinkina E.V.,

Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Personnel Management E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kaufman N.Yu.,

Candidate of Economics, Associate Professor at Department of Personnel Management E-mail: [email protected]

Surgut State University

Lenina st., 1, Surgut, Tyumen region, Russia, 428412

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.