УДК 330. 35
Т. В. Показаньева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ФГБОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
T. V. Pokazanyeva
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF STATE REGULATION OF SMALL ENTERPRISES' INNOVATIVE ACTIVITY FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
В статье рассмотрена система государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий. Раскрыты формы поддержки инновационного бизнеса. Представлена региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства на примере Курганской области. Обоснована необходимость создания более полной информационной базы о деятельности малых инновационных предприятий.
Ключевые слова: государственное регулирование, инновационная деятельность, малые инновационные предприятия, формы поддержки.
Татьяна Викторовна Показаньева
Tatyana Viktorovna Pokazanyeva кандидат экономических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Введение. Государство как институт власти играет ведущую роль в развитии инновационной политики. Оно создаёт условия и регулирует инновационное развитие, как в масштабах страны, так и в масштабах отдельных регионов. Государство выполняет функцию катализатора инновационной активности национального бизнеса, создавая с помощью различных финансовых и налоговых механизмов благоприятные условия для расширения вложений в высокотехнологичные проекты.
В системе государственного регулирования инновационной деятельности особое место занимают меры, направленные на поддержку малых предприятий. Это обусловлено важной ролью малого бизнеса в инновационном развитии экономики. Малые инновационные предприятия (МИП) располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчёте на одного работника по сравнению с крупными пред-
In article state regulation system of small enterprises' innovative activity is considered. Support forms of innovative business are opened. The regional sys-tem of small business' regulation and support on the example of the Kurgan region is presented. Need of creation fuller information base about small innova-tive enterprises' activity is proved.
Keywords: state regulation, innovative activity, small innovative enterprises, support forms.
приятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Более конкретно роль МИП проявляется в создании новых рабочих мест, внедрении новых товаров и услуг, удовлетворении нужд крупных предприятий, обеспечении потребителей специальными товарами и услугами.
К преимуществам МИП, способствующих повышению эффективности внедрения нововведений, относятся:
- более быстрая адаптация к требованиям рынка;
- гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;
- большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
- осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты;
- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков.
Методика. В данной статье проведён анализ системы государственного регулирования инновационной деятельности малых предприятий, использованы статистический и аналитический методы.
Результаты. Основные направления государственного регулирования связаны с нормативно-законодательным, программно-проектным, организационным и финансовым обеспечением.
Главным документом, регулирующим инновационную деятельность в РФ, является принятая в 2011 г. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р), которая определяет перечень основных направлений и мероприятий по реализации инновационного развития экономики в целом, а также отдельных регионов [1]. В рамках её реализации в целях стимулирования инновационной деятельности малых предприятий планируется выполнение ряда мер по созданию благоприятного налогового режима для осуществления венчурного инвестирования и ведения малого инновационного бизнеса, предоставлению на конкурсной основе малым компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности, расширению механизмов поддержки деятельности частных инвесторов малых инновационных предприятий, усилению инновационной направленности программ по поддержке малого и среднего предпринимательства и др. Помимо этого, предполагается поддержка развития центров подготовки персонала, создаваемых отдельными компаниями, и образование на условиях государственно-частного партнёрства отраслевых центров повышения квалификации в отраслях экономики, где инновационная продукция выпускается преимущественно в рамках деятельности малых предприятий.
На законодательном уровне закреплён ряд мер по развитию инновационной инфраструктуры с целью формирования инновационной среды, стимулирования внедрения результатов научно-исследовательских работ в производство. В решении этих проблем важная роль принадлежит специальному фонду, созданному по постановлению Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. под № 65 «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» (с изменениями от 26 октября 2000 г.). Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере образован для развития малого бизнеса (создание малых наукоёмких фирм, бизнес-инкубаторов, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Фонд поощряет конкуренцию в научно-технической сфере путём оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоёмким проектам, разрабатывае-
мым малыми предприятиями. В настоящее время представительства Фонда активно работают в 64 регионах РФ.
Среди последних государственных инициатив по поддержке малого бизнеса следует отметить закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать МИП (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»), что обеспечивает решение задачи по созданию инфраструктуры коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности вузов, содействует трансферу новых знаний и технологий и продвижению инноваций.
Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе её мер на любом из уровней лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.). Методы государственного стимулирования инновационной активности МИП подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы включают различные формы финансирования, стимулирования, коо -перации МИП с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами; преимущественное право на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд; целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере.
К косвенным методам государственного регулирования развития МИП относятся законодательно-правовые акты, совокупность мер в области налогообложения, в частности, применения налоговых льгот, различные формы информационного и консультационного обеспечения.
Более детальную картину всего многообразия мер государственного регулирования отражает классификация форм поддержки МИП по содержанию (таблица).
Процесс возрастания роли одних форм поддержки, снижение значения других, отказа от использования третьих форм в соответствии с изменяющимися условиями неизбежен и необходим. Но независимо от тех или иных форм поддержки они на всех этапах развития МИП должны применяться в совокупности, комплексно. Только в таком случае можно достичь наибольшей эффективности их использования.
В развитии инновационного предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого бизнеса.
Таблица - Формы государственной поддержки малого инновационного бизнеса
№ п/п Название Содержание
1 Законодательная Разработка и принятие законов, нормативно-правовых и законодательных актов, государственных программ, регулирующих инновационную деятельность
2 Финансовая Субвенции (субсидии), прямое финансирование инновационных проектов, компенсация расходов на выплату процентов по кредитам, предоставление бюджетных кредитов, гарантий кредитно-финансовым организациям, осуществляющим кредитование малого бизнеса, финансово-имущественная помощь через механизм лизинга
3 Административно-организационная Установление порядка регистрации, лицензирования и сертификации
4 Информационная Создание федеральных,региональныхимуниципальныхинформационно-телекомму-никационных сетей и размещение их в сети «Интернет» (например, «Информационный портал поддержки инноваций и бизнеса»)
5 Налоговая Льготное налогообложение, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы
6 Имущественная Предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков; передача малым предприятиям оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию; создание бизнес - инкубаторов и технопарков
7 Консультационная Создание организаций, оказывающих консультационные услуги; компенсация затрат на оплату консультационных услуг; учебно-методологическая и научно-методическая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства
8 Кадровая Создание многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы на МИП
9 Товарная Доведение результатов инновационной деятельности до стадии коммерциализации и продвижения товаров МИП на рынок; государственные заказы инновационной продукции
10 Производственно-техническая Создание технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов, обеспечивающих разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и передачу в производство
11 Страховая Пониженные тарифы страховых взносов
Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства, с одной стороны, исходят из мер, применяемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона. Рассмотрим региональную систему государственной поддержки малого инновационного бизнеса на примере Курганской области.
В настоящее время в регионе действует целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 20122014 годы». Сформирована правовая база, регулирующая сферу малого и среднего предпринимательства, созданы и осуществляют свою деятельность координационные и совещательные органы. Реализация мер государственной поддержки осуществляется через специальные организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса (рисунок).
Рисунок - Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства
в Курганской области
Через данные организации осуществляются различные формы поддержки, к основным из которых относятся: гранты, субсидии, льготные займы и поручительства, микрофинансирование. По итогам 2012 года были профинансированы 91 грант, 87 из которых - на создание нового бизнеса, 4 - на создание инновационных компаний. Просубсидированы затраты по 81 договору лизинга оборудования. Гарантийным фондом малого предпринимательства Курганской области выдано 51 поручительство по кредитам на сумму 180 млн руб.; Фондом микрофинансирования - 123 микрозайма на сумму 63 млн руб. Общий объём средств, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в Курганской области за 2012 год, составил 142 млн руб. [2].
Выводы. Реализация мер, направленных на поддержку малого инновационного бизнеса, требует получения надёжной информации о деятельности малых предприятий в области создания, передачи и использования научно-технических результатов. В настоящее время данные, приводимые Росстатом, охватывают лишь незначительную часть малых предприятий (16 %), которые опрашиваются один раз в 2 года по сокращённой форме № 2МП - инновации [3]. Вышеуказанная форма предусматривает отчёт малых предприятий, зарегистрированных по таким видам экономической деятельности, как «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды». За рамками обследования остаются предприятия, работающие в сфере услуг, а также сведения о маркетинго-
вых и организационных инновациях в малых предприятиях. Поэтому с помощью данных, собираемых Рос-статом, некорректно оценивать уровень инновационного развития малого бизнеса в регионах, можно лишь характеризовать инновационную активность отдельных секторов. Данная ситуация затрудняет принятие управленческих решений по поддержке инновационной деятельности малого бизнеса как на федеральном, так и на региональном уровне. Необходимо совершенствование статистики инноваций и инновационной деятельности в РФ. Создание полной информационной базы будет способствовать принятию более эффективных управленческих решений по поддержке инновационной деятельности малого бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Список литературы
1 Инновационная Россия - 2020 // Единый информационно-аналитический портал государственной поддержки инновационного развития бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http:// innovation.gov.ru./taxonomy/term/5 86 (дата обращения: 05.08.2014).
2 Малое предпринимательство // Официальный сайт Правительства Курганской области. - 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kurganobl. ru/5651?printable (дата обращения: 14.01.2014).
3 Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России / И. М. Бортник, А. П. Золотарёв, В. Н. Киселёв [и др.] // Инновации. - 2013. - № 3. - С. 26-38.