Научная статья на тему 'Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства'

Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1275
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / INNOVATIONS / MECHANISM OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF SUPPORT / SMALL INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Людмила Геннадьевна

Актуальность заявленной темы определяется целевой установкой российского государства на построение новой экономики инновационного типа, где малые предприятия могут стать драйверами инновационного развития. В статье исследованы вопросы развития инноваций в России и малого инновационного предпринимательства в частности. На основе анализа сложившейся ситуации выявлены проблемы, сдерживающие инновационную активность предприятий малого бизнеса, основной из которых является несформированность механизма инновационной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Предложена авторская трактовка механизма инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Созданнный механизм инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства может служить основой научно-инструментального подхода для формирования стратегии и программ развития малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

The relevance of the stated theme is determined by the target setting of the Russian state to build a new economy of an innovative type, where small enterprises can become drivers of innovative development. The article investigates the issues of innovation development in Russia and in particular small innovative entrepreneurship. Based on the analysis of the current situation, the problems that hinder the innovative activity of small businesses have been identified, the main of which is the unformed mechanism of innovation infrastructure to support small business. The author’s interpretation of the mechanism of innovative infrastructure of support of small business has been offered. The сreated mechanism of innovation infrastructure to support small businesses can serve as the basis of scientific and instrumental approach to the formation of strategies and programs for the development of small innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Механизм инновационной инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства»

УДК 334.012.6, 338.24

JEL P41

DOI 10.26425/1816-4277-2019-1-64-71

Руденко Людмила Геннадьевна

канд. экон. наук, ЧОУВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва

e-mail: mila.k07@mail.ru

Rudenko Lyudmila

Candidate of Economic Sciences, Moscow S. U. Witte University, Moscow

e-mail: mila.k07@mail.ru

МЕХАНИЗМ ИННОВАЦИОННОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Актуальность заявленной темы определяется целевой установкой российского государства на построение новой экономики инновационного типа, где малые предприятия могут стать драйверами инновационного развития. В статье исследованы вопросы развития инноваций в России и малого инновационного предпринимательства в частности. На основе анализа сложившейся ситуации выявлены проблемы, сдерживающие инновационную активность предприятий малого бизнеса, основной из которых является несформированность механизма инновационной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Предложена авторская трактовка механизма инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Созданнный механизм инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства может служить основой научно-инструментального подхода для формирования стратегии и программ развития малых инновационных предприятий.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, инновации, механизм инновационной инфраструктуры поддержки, малое инновационное предпринимательство.

MECHANISM OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF SUPPORT OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Abstract. The relevance of the stated theme is determined by the target setting of the Russian state to build a new economy of an innovative type, where small enterprises can become drivers of innovative development. The article investigates the issues of innovation development in Russia and in particular small innovative entrepreneurship. Based on the analysis of the current situation, the problems that hinder the innovative activity of small businesses have been identified, the main of which is the unformed mechanism of innovation infrastructure to support small business. The author's interpretation of the mechanism of innovative infrastructure of support of small business has been offered. The сreated mechanism of innovation infrastructure to support small businesses can serve as the basis of scientific and instrumental approach to the formation of strategies and programs for the development of small innovative enterprises.

Keywords: small entrepreneurship, small business, innovations, mechanism of innovative infrastructure of support, small innovative entrepreneurship.

Инновации способны стать решающим фактором в развитии экономики страны. С их помощью можно удовлетворить растущие потребности общества, придать новые качества продукту и услуге, удовлетворить индивидуальные потребности покупателя. Они способны обеспечить конкурентоспособность продукции как на отечественном, так и на мировом рынках.

В мировой экономике малые предприятия (далее - МП) воспринимаются как драйверы инновационной экономики. В России бытует мнение, что двигателями инновационной экономики являются крупные организации, в том числе с государственным участием, в то время как за рубежом в инновационной деятельности МП имеют конкурентные преимущества перед крупными в силу ряда причин: способности к быстрому научному перепрофилированию, большой доли высококвалифицированного персонала, узкой специализации, сильной мотивации, эффективности и гибкости организационной структуры, высокой доли затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), быстроты включения в кооперацию с другими инновационными компаниями и учреждениями, высокой адаптивности к внешним изменениям

© Руденко Л.Г., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2018. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

и требованиям клиентов, быстроты наладки производства на выпуск уникальной инновационной продукции [9; 11]. Предприятия малого бизнеса способны развивать и поддерживать инновации во многих сферах экономики: в туризме и гостиничном бизнесе, в общественном питании и в сфере услуг, в обслуживании производства и в ЖКХ, в сельском хозяйстве и в производстве промышленных и продовольственных товаров, в строительстве и в торговле, а также в сфере инновационных технологий.

Тема статьи актуальна, потому что Россия находится на пути построения новой экономики инновационного типа. Данный вопрос обострился в связи с серьезными вызовами современности: экономическими санкциями, мировыми кризисами, нестабильност геополитической обстановки.

Анализируя динамику инновационных показателей, можно отметить следующее: Россия в рейтинге инновационного развития занимает 45 место с индексом 38,76 в 2017 г. Для сравнения, в 2013 г. она заняла 62 место с индексом 37,2 [18]. Оценка проводилась по глобальному индексу инноваций, который рассчитывается на основе 82 показателей, характеризующих условия ведения инновационной деятельности, и располагаемых ресурсов и достигнутых результатов осуществления этой деятельности.

В десятку лидеров по развитию инноваций в 2017 г. вошли Швейцария, Швеция, Нидерланды, США, Великобритания, Дания, Сингапур, Финляндия, Германия, Ирландия. В десятку стран с наименьшим уровнем развития инноваций вошли Мали, Нигерия, Буркина Фасо, Зимбабве, Бурунди, Нигер, Замбия, Того, Гвинея, Йемен.

Если сравнивать основные инновационные показатели России по данным Росстата за 2013-2017 гг., можно отметить отрицательную динамику по многим из них. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, за исследуемый период уменьшился на 1,6 %, доля инновационных товаров (работ и услуг) в общем объеме реализованных товаров (работ и услуг) уменьшилась на 2 %, доля организаций, осуществлявших экологические инновации, снизилась на 0,4 % (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели инновационной деятельности в России за 2013-2017 гг.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций), % 10,1 9,9 9,3 8,4 8,5

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, % 8,9 8,8 8,3 7,3 7,5

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млрд руб. 38 335 41 233 45 525 51 316 57 611

в том числе инновационные товары, работы, услуги, млрд руб. 3 507,9 3 579,9 3 843,4 4 364,3 4 167,0

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 9,2 8,7 8,4 8,5 7,2

Затраты на технологические инновации, млрд руб. 1 112,4 1 211,9 1 200,4 1 284,6 1 405,0

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 2,9 2,9 2,6 2,5 2,4

Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, % 2,9 2,8 2,7 2,4 2,3

Окончание таблицы 1

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Удельный вес организаций, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, % 1,9 1,7 1,8 1,4 1,4

Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций, % 1,5 1,6 1,6 1,1

Источник: [20]

МП России не набрали значительного инновационного потенциала, и по разным оценкам к ним можно отнести всего 2 % всех предприятий, в то время как в Ирландии малый бизнес занимает 75 % в промышленной отрасли, в Германии - 62 %, в Норвегии - 49%, во Франции - 38% [11].

Среди проблем низкого уровня развития малых инновационных предприятий (далее - МИП) в России можно назвать:

- несформированность инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- рассогласованность документов стратегического и тактического плана на федеральном и региональном уровнях;

- сложность получения государственного и муниципального заказов на инновационную деятельность;

- низкий спрос в стране на инновационные товары и услуги;

- отсутствие разработанных стандартов для инновационных продуктов и услуг, что затрудняет их вывод на рынок;

- недостаточный уровень инновационного прогнозирования;

- низкий уровень государственного финансирования;

- слаборазвитая регулятивная среда с использованием комплекса мер налогового, тарифного, таможенного и антимонопольного регулирования;

- неразвита система защиты и регулирования интеллектуальной собственности;

- по-прежнему избыточны бюрократические барьеры и существует проблема коррупции и откатов;

- низкая осведомленность предпринимателей о существующих государственных программах поддержки МИП, о механизмах инновационной поддержки на уровне государства и регионов, об объектах инновационного развития (технологических платформах, инжиниринговых центрах, Российском фонде технологического развития, Фонде перспективных исследований, Российском Банке поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и др.) и, соответственно, низкий уровень востребованности услуг подобных институтов;

- пассивность в организации помощи инновационной деятельности со стороны региональных властей;

- существующие барьеры при осуществлении внешнеэкономической инновационной деятельности, что снижает уровень экспорта инновационных идей, продукции и импорта технологий;

- слаборазвитые горизонтальные связи, соответственно, малый бизнес ориентирован на индивидуальную работу;

- среди инструментов нефинансовой поддержки отмечается разрыв между ожиданиями и предлагаемым качеством следующих услуг: поддержка экспорта и продвижение продукции на внешние рынки, обучение и предложение специальных образовательных программы;

- нехватка квалифицированных кадров в области инновационных технологий [10; 12; 13; 17].

Чтобы достичь значительного конкурентного преимущества и запланированных показателей экономического роста необходимо комплексно внедрять инновации, задействуя все три основных типа: продуктовые инновации, процессные инновации и инновации в построении бизнес-модели. Инновационный путь развития компании в значительной степени повышает ее доходность, позволяет расти опережающими темпами и превосходить конкурентов. По результатам исследования «Детализация роста» (Granularity of Growth), проведенного McKinsey, общая прибыль акционеров (англ. Total Shareholder Return или TSR) частных компаний, лидирующих в применении инноваций, на 15 % выше средней по отрасли (23,5 % против 8,7 %) [19].

Успешность развития малых инновационных предприятий зависит не только от их инновационного потенциала, но и от условий его развития, от степени сформированности механизма инновационной инфраструктуры поддержки. Необходимо отметить, что на законодательном уровне не закреплено понятие «механизм инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства» (далее - МИИПМП), что мешает разработать систему управления развитием инновационных МП. Многие ученые также не дают определения МИИПМП, а лишь рассматривают отдельные его составляющие. Неопределенность задач и функций данного механизма приводит к размытым стратегическим и тактическим целям в программах поддержки МИП, поэтому целесообразно определить содержание МИИПМП, раскрыть его через цели, задачи, функции, инструменты (рис. 1).

Органы управления (Корпорация МСП)

МИИПМП

Цель - создание благоприятных условий для формирования и развития МИП как драйвера роста инновационного потенциала

Задачи: \

1) развитие инновационных отраслей экономики;

2) привлечение инвестиций и финансирование в развитие МИП;

3) снижение и разделение рисков частных инвесторов;

4) повышение эффективности инвестиций, вложенных в инновационную сферу;

5) консультационно-экспертная поддержка МИП;

6) оказание экспортной поддержки при коммерциализации инновационных идей и технологий;

7) повышение и переподготовка кадров для реализации проектов в инновационной сфере;

8) привлечение МИП к выполнению государственных

Инструменты поддержки МИП

- . . *

правовые

Организационные

X

экономические

Функции:

стимулирование инновационной деятельности; инвестирование и финансирование; информационное обеспечение; техническое консультирование, лизинговые операции, обеспечение комфортного правового поля; правовая защита, в частности защита интеллектуальной собственности; поддержка в участии в госзакупок и муниципальных закупках; обучение и переподготовка кадров; бухгалтерское сопровождение; обеспечение экспортно-импортных операций

Показатели оценки реализации МИИПМП:

1) доля МИП в общей численности предприятий;

2) доля МИП в числе МП;

3) доля МИП, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций,

4) доля МИП, осуществлявших маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций;

5) доля МИП, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций;

6) доля инновационных товаров, работ, услуг МИП в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

7) доля затрат МИП на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

8) доля инвестиций МИП

Составлено автором по материалам исследования Рис. 1. Механизм инновационной инфраструктуры поддержки малых предприятий

целевые

Вслед за отдельными учеными полагаем, что содержание механизма инновационной инфраструктурной поддержки МП в первую очередь определяется его целью: создание условий для формирования и развития МИП в наиболее технологически сложных отраслях экономики.

Инновационная инфраструктура призвана решать следующие задачи:

- развитие инновационных отраслей экономики;

- привлечение инвестиций и финансирование в развитие МИП;

- снижение и разделение рисков частных инвесторов;

- повышение эффективности инвестиций, вложенных в инновационную сферу;

- консультационно-экспертная поддержка МИП;

- оказание экспертной поддержки при коммерциализации инновационных идей и технологий;

- повышение и переподготовка кадров для реализации проектов в инновационной сфере;

- привлечение МИП к выполнению государственных и муниципальных заказов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди функций МИИПМП можно выделить основные: стимулирование инновационной деятельности, инвестирование и финансирование, информационное обеспечение, техническое консультирование, лизинговые операции, обеспечение комфортного правового поля, правовая защита, в частности защита интеллектуальной собственности, поддержка в участии в государственных и муниципальных закупках, обучение и переподготовка кадров, бухгалтерское сопровождение, обеспечение экспортно-импортных операций [15].

Реализация механизма осуществляется посредством включения ряда инструментов: нормативно-правовых, программно-целевых, финансово-экономических и организационно-технических.

МИП могут успешно развиваться в той стране, где создано благоприятное правовое поле. В России оно определяется рядом нормативных актов: Федеральным законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», Распоряжением «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1; 2; 5].

Организационно-техническая составляющая МИИПМП состоит из технопарков, промышленных парков, бизнес-акселераторов и бизнес-инкубаторов, испытательных центров и центров коллективного пользования, прототипирования, метрологии, а также испытательных, инжиниринговых, нанотехнологических центров. Неотъемлемой частью технического обеспечения являются Особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технологические платформы и др. [10; 14].Среди фондов и организаций с государственным участием поддержку малому бизнесу оказывают Российская венчурная компания, РОСНАНО, ВЭБ Инновации, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд содействия инновациям, Центр разработки и коммерциализации новых технологий, Фонд развития Фонд инфраструктурных и образовательных программ, Фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ), Фонд перспективных исследований (ФПИ), Российский фонд технологического развития, МСП Банк, Росинфокоминвест, Ассоциация инновационных регионов России.

Программно-целевыми инструментами являются: постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы», программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, стратегия научно-технологического развития РФ, Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., Государственные программы РФ, такие как «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Информационное общество (2011-2020 годы)» и др. [3; 4; 6; 7; 8].

Финансово-экономическими инструментами МИИПМП выступают льготное налогообложение, предоставление кредитов по пониженным ставкам и гарантий, лизинговые операции, микрофинансирование и др. [16].

Определив элементы МИИПМП, можно заключить, что он представляет собой комплекс социально-экономических отношений, возникающих в ходе осуществления инновационных процессов между государством, бизнесом, наукой и образованием с целью создания условий для реализации, приведения в действие инновационного потенциала МИП и доведения инновационного продукта (услуги) до состояния коммерциализации.

Таким образом предлагаемый автором МИИПМП позволяет объединить в единое целое существующие разрозненные элементы инновационной инфраструктуры.

Следующим этапом в построении механизма инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является оценка его результативности. В качестве показателей оценки предлагается использовать такие значения: доля МИП в общей численности предприятий; доля МИП в числе МП; доля МИП, осуществлявших организационные инновации, в общем числе организаций, доля МИП, осуществлявших маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций; доля затрат МИП на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг); доля МИП, осуществлявших экологические инновации; доля инновационных товаров, работ, услуг МИП в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг); доля инвестиций МИП.

Механизм инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства позволяет формировать условия не только для создания малых инновационных предприятий, но и для их дальнейшего устойчивого развития и раскрытия инновационного потенциала. Перспективы развития инновационной политики во многом будут зависеть от методологии формирования условий поддержки малых инновационных предприятий, от снятия существующих барьеров их формирования. Предложенный механизм инновационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства может служить основой научно-инструментального подхода для формирования стратегии и программ развития малых инновационных предприятий как на государственном, так и на региональном уровнях. Новый подход к формированию такого механизма позволит синхронизировать документы стратегического и оперативного характера на всех уровнях власти.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 г. № 216-ФЗ (ред. от 04.06.2018 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 12.11.2018).

2. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 12.11.2018).

3. Указ Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. «Развитие образования» от 01.12.2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ cons/ http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 11.11.2018).

4. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы» от 03.12.2012 г. № 2237-р (ред. от 31.10.2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 11.11.2018).

5. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 08.12.2011 г. № 2227-р (ред. от 18.10.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 11.11.2018).

6. Постановление Правительства РФ «О государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» от 08.06.2016 г. № 510 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 11.11.2018).

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы» от 15.04.2014 г. № 301 (ред. от 29.03.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 11.11.2018).

8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 15.04.2014 г. № 313 (ред. от 25.09.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 11.11.2018).

9. Грибовский, А. В. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом [Электронный ресурс] / А. В. Грибовский, С. Е. Ушакова // Наука. Инновации. Образование. - 2014. - № 16. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-innovatsionnogo-biznesa-za-rubezhom (дата обращения: 18.11.2018).

10. Еферина, Т. В. [и др.]. Системные барьеры развития инновационного бизнеса в России / Т. В. Еферина, Н. Н. Кочкина, В. О. Лизунова, Д. В. Просянюк // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 2. - С. 49-71.

11. Королев, В. И. Механизмы инновационного развития малого бизнеса в зарубежных странах [Электронный ресурс]// Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 11. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7meha-nizmy-innovatsionnogo-razvitiya-malogo-biznesa-v-zarubezhnyh-stranah (дата обращения: 18.11.2018).

12. Мерзлякова, Е. А. Управление развитием инновационного потенциала региона: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. -Курск, 2015. - 208 с. Режим доступа: https://www.swsu.ru/ds/diss-swsu/Merzlyakova_diss.pdf (дата обращения: 24.11.2018).

13. Морковкин, Д. Е. Управление инновационным развитием экономики и интегрированной логистической системой в Российской Федерации // Colloquium-journal. - 2018. - № 9-7 (20). - С. 40-45.

14. Руденко, Л. Г. Методология управления инфраструктурой системы поддержки малого предпринимательства: монография. - М.: изд. «Московский университет им. С. Ю. Витте», 2016. - 160 с.

15. Руденко, Л. Г. Теоретико-методологические подходы к определению сущности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства // Сибирская финансовая школа. - 2015. - № 5. - С. 75-80.

16. Суптело, Н. П. Организация бюджетной поддержки малого бизнеса на региональном уровне // Вестник университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 4 (19). - С. 30-35.D0I: 10.21777/2307-6135-2016-4-30-35

17. Тумин, В. М. Сравнительная оценка уровня инновационного развития российских регионов с использованием динамической модели (на примере регионов ЦФО) / В. М. Тумин, И. В. Сомина // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. -2014. - № 6. - С. 168-171.

18. Глобальный индекс инноваций. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2018 (последняя редакция: 25.08.2018 г.). - Режим доступа: httpsV/gtaarketru/ratings/global-innovation-index/info (дата обращения: 24.10.2018).

19. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста [Электронный ресурс] // Центр по развитию инноваций McKinsey Innovation Practice, Июль, 2018 г. - Режим доступа: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East7Russia7Our%20Insights/Innovations%20in%20Russia7Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (дата обращения: 28.10.2018).

20. Наука и инновации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 24.10.2018).

References

1. Federal'nyi zakon «Ob innovatsionnykh nauchno-tekhnologicheskikh tsentrakh i o vnesenii izmenenii v otdel'ne zakonodatel'ne akty Rossiiskoi Federatsii»ot 29.07.2017 g. № 216-FZ (red. ot 04.06.2018 g.) [Federal law «On innovative scientific and technological centers and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» dated July 29, 2017№ 216-FZ (ed. of04.06.2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 12.10.2018).

2. Federal'nyi zakon «O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi politike» ot 23.08.1996 g. № 127-FZ (red. ot 23.05.2016 g.) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017 g.) [Federal law «On science and state scientific and technical policy» dated August 23, 1996№ 127-FZ (ed. of23.05.2016)]. Available at: legal Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www. consultant.ru/cons/ (accessed 12.10.2018).

3. Ukaz Prezidenta RF «O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii» ot 01.12.2016 g. № 642 Prognoz nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 g. «Razvitie obrazovaniya» [Decree of the President of the Russian Federation dated on December 01, 2016 № 642 «On scientific and technological development Strategy of the Russian Federation» Forecast ofscientific and technological development ofthe Russian Federation for the period up to 2030 «Development ofeducation»]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 11.11.2018).

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 03.12.2012 № 2237-r (red. ot 31.10.2015 g.) «Ob utverzhdenii Programmy fundamental'nykh nauchnykh issledovanii gosudarstvennykh akademii nauk na 2013-2020 gody» [The order of the Government of the Russian Federation dated on December 03, 2012 and № 2237-p (ed. of 31.10.2015) «On approval Of the program of fundamental research of the state academies of Sciences for 2013-2020»]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 11.11.2018).

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 g. № 2227-r (red. ot 18.10.2018) «Ob utverzhdenii Strategii innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda» [Order of the government of the Russian Federation dated on December 08, 2011 № 2227-r (ed. of 18.10.2018) «On approval of the strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020»]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 11.11.2018).

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.06.2016 g. № 510 «O gosudarstvennoi programme Rossiiskoi Federatsii «Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaya ekonomika» [Decree of the Government of the Russian Federation dated on June 08, 2016 № 510 «On the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy»]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 11.11.2018).

7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 301 (red. ot 29.03.2018) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie nauki i tekhnologii» na 2013-2020 gody» [Resolution ofthe government of the Russian Federation dated on April 15, 2014 № 301 (ed. of29.03.2018) «On approval ofthe state program ofthe Russian Federation «development of science and technology» for 2013-2020»]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 11.11.2018).

8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 313 (red. ot 25.09.2018) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020 gody)» [Resolution of the government of the Russian Federation dated on April 15, 2014 № 313 (ed. of25.09.2018) «On approval ofthe state program ofthe Russian Federation «Information society (2011-2020)»]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 11.11.2018).

9. Gribovskii A. V., Ushakova S. E. Mehanizmy gosudarstvennoi podderzhki malogo innovatsionnogo biznesa za rubezhom [Mechanisms of state support of small innovative businessabroad], Nauka. Innovatsii. Obrazovanie [Science. Innovation. Education], 2014, I. 16. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-gosudarstvennoy-podderzhki-malogo-innovatsionnogo-bi-znesa-za-rubezhom (accessed 18.11.2018).

10. Eferina T. V., Kochkina N. N., Lizunova V. O., Prosyanyuk D. V Sistemnye bar'ery razvitiya innovatsionnogo biznesa v Rossii [Systemic barriers of development of innovation business in Russia], Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Public administration issues], 2016, I. 2, pp. 49-71.

11. Korolev V. I. Mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya malogo biznesa v zarubezhnykh stranakh [Mechanisms of innovative development of small business in foreign countries], Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Journal], 2017, I. 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-innovatsionnogo-razvitiya-malogo-bizne-sa-v-zarubezhnyh-stranah (accessed 18.11.2018).

12. Merzlyakova E. A. Upravlenie razvitiem innovatsionnogo potentsiala regiona: diss. ... kand. ekon. nauk: 08.00.05 [Management of innovative potential of the region: Cand. Sci. (Economics) diss.], Kursk, 2015, 208 p. Available at:https://www.swsu.ru/ds/ diss-swsuZMerzlyakova_diss.pdf (accessed 24.11.2018).

13. Morkovkin D. E. Upravlenie innovatsionnym razvitiem ekonomiki i integrirovannoi logisticheskoi sistemoi v Rossiiskoi Federatsii [Management of innovative development of the economy and integrated logistics system in the Russian Federation], Colloquium-journal, 2018, I. 9-7 (20), pp. 40-45.

14. Rudenko L. G. Metodologiya upravleniya infrastrukturoi sistemy podderzhki malogo predprinimatel'stva: monografiya. [Methodology of management of the infrastructure of the support system for small business: monograph], M.: izd. « Moskovskii universitet im. S. Ju. Vitte», 2016, 160 p.

15. Rudenko L. G. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k opredeleniyu sushchnosti infrastrukturnoi podderzhki malogo predprinimatel'stva [Theoretical and methodological approaches to the definition of infrastructure of support of small business], Sibirskaya finansovaya shkola [Siberianfinancial school], 2015, I. 5, pp. 75-80.

16. Suptelo N. P. Organizatsiya byudzhetnoi podderzhki malogo biznesa na regional'nom urovne [Organization of budget support of small business on regional level], Vestnik universiteta imeni S. Ju. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie, 2016, I. 4(19), pp. 30-35. DOI: 10.21777/2307-6135-2016-4-30-35

17. Tumin V M., Somina I. V Sravnitel'naya otsenka urovnya innovatsionnogo razvitiya rossiiskikh regionov s ispol'zovaniem dinamich-eskoi modeli (na primere regionov CFO) [Comparative assessment of the level of innovative development of Russian regions using a dynamic model (for example, the regions ofthe Central Federal district)], Vestnik BGTU im. V G. Shukhova, 2014, I. 6, pp. 168-171.

18. Global'nyi indeks innovatsii. Gumanitarnaya entsiklopediya [Global innovation index. Humanitarian encyclopedia], Tsentr gumanitarnykh tekhnologii [Center for humanitarian technologies], 2006-2018. Available at: https://gtmarket.ru/ratings/glob-al-innovation-index/info (accessed 24.10.2018).

19. Innovatsii v Rossii - neischerpaemyi istochnik rosta [Innovation in Russia is an inexhaustible source of growth], Tsentr po razvitiyu innovatsii McKinsey Innovation Practice [McKenzie practice innovation development center], July, 2018. Available at: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/ Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (accessed 28.10.2018).

20. Nauka i innovatsii [Science and innovations]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/science/# (accessed 24.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.