Научная статья на тему 'Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства современного вуза'

Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства современного вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / ИНФРАСТРУКТУРА ИННОВАЦИЙ / INFRASTRUCTURE OF INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / INNOVATIVE ACTIVITIES OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поляков Николай Александрович, Яныкина Нина Олеговна

Проблемам поддержки малого предпринимательства российского вуза уделяется значительное внимание. Особенно в свете последних законодательных инициатив государства, предоставивших право учебным заведениям учреждать малые инновационные предприятия. Российские вузы увеличивают число малых предприятий с целью практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности и, в качестве инвестиционного ресурса, используют права на результаты интеллектуальной деятельности. Однако, учебные заведения не проявляют достаточной активности в судьбе малого инновационного бизнеса в дальнейшем. Данная ситуация, по мнению авторов, определяется фактором недостаточного нормативного, кадрового и финансового обеспечения деятельности университетских предприятий. Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства современного вуза характеризуется появлением новых форм поддержки, объединяющих все три ключевых элемента инфраструктуры: институциональный, кадровый и финансовый. При этом в соответствии с Концепцией «предпринимательского университета», вуз может и должен прилагать усилия к развитию каждого из указанных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поляков Николай Александрович, Яныкина Нина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support Infrastructure for Small Innovative Companies at Modern University

At the moment, is being increasingly focused on the problem of entrepreneurship and small companies support at the Russian universities. This problem is especially important in terms of the latest legislative initiatives that have given to the budgetary higher educational institutions the right to become the founder of the small innovative companies. With the aim of practical implementation of their inventions, Universities ready enlarge the number of such companies, and use the IP rights as an investment resource. Nevertheless, higher educational institutions do not put significant efforts to their enterprises development. The authors believe that this is caused by the insufficiency of legislation, competence and investment resources for university enterprises’ activity support. Support infrastructure for small innovative companies at modern university is featured by arising new forms of support that cover all the three infrastructure elements: institutional, professional (staff) and financial. And, in accordance to the model of «entrepreneurial university», higher educational institution is able and should put its efforts to develop and enhance each of the elements listed above.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства современного вуза»

Инфраструктура поддержки

малого инновационного предпринимательства современного вуза

Н.А. Поляков

доцент кафедры ЭИР СПбГУ [email protected]

Н.О. Яныкина

аспирант кафедры ЭИР СПбГУ, директор Центра экспертизы проектов НИУ ИТМО [email protected]

Проблемам поддержки малого предпринимательства российского вуза уделяется значительное внимание. Особенно в свете последних законодательных инициатив государства, предоставивших право учебным заведениям учреждать малые инновационные предприятия. Российские вузы увеличивают число малых предприятий с целью практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности, и в качестве инвестиционного ресурса используют права на результаты интеллектуальной деятельности. Однако, учебные заведения не проявляют достаточной активности в судьбе малого инновационного бизнеса в дальнейшем. Данная ситуация, по мнению авторов, определяется фактором недостаточного нормативного, кадрового и финансового обеспечения деятельности университетских предприятий.

Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства современного вуза характеризуется появлением новых форм поддержки, объединяющих все три ключевых элемента инфраструктуры: институциональный, кадровый и финансовый. При этом в соответствии с Концепцией «предпринимательского университета», вуз может и должен прилагать усилия к развитию каждого из указанных направлений.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие, инфраструктура инноваций, инновационная деятельность университета.

со

о

CN

г--h-

h-

<

CQ О

Активная предпринимательская деятельность современного университета не является ключевым критерием эффективности международных глобальных рейтингов1. Однако, вопросам развития инновационно-предпринимательской деятельности, проблемам поддержки малого предпринимательства российского вуза уделяется значительное внимание. Особенно в свете последних законодательных инициатив государства, предоставивших право учебным заведениям учреждать малые инновационные предприятия, создавать и развивать университетскую инфраструктуру инновационной деятельности.

При этом российским университетам предложена новая роль:

• стратегического партнера малого инновационного предприятия (применяется практически всегда, так как минимальная доля вуза в предприятии, ограниченная законодателем, дает право университету участвовать в управлении или получить контроль над компанией);

• венчурного партнера (схема венчурного финансирования в российской практике используется крайне редко);

• портфельного инвестора (практически не применяется, в силу сложных схем и отсутствия прозрачных регламентов извлечения дохода). Очевидно, что классических вариантов мотивации инвестора в текущих условиях развития законодательной базы и наработанного опыта предпринимательской активности университета недостаточно. Тем не менее, российские вузы увеличивают число малых предприятий с целью практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности, и в качестве инвестиционного ресурса используют права на результаты интеллектуальной деятельности. Однако возникают проблемы дальнейшего развития университетских предприятий. Учебные заведения не проявляют достаточной активности в судьбе малого инновационного бизнеса.

Актуальность вопроса по формированию эффективных механизмов развития предпринимательской деятельности вузов, включая мотивацию студентов и профессорско-преподавательского состава, подтверждает и зарубежный опыт. Примером служит опыт Стенфордского университета в США, Университета Лунд в Швеции или Университета Ильменау в Германии. Существенный вклад в развитие теоре-

1 Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities), Рейтинг университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings), Всемирный рейтинг университетов (QS World University Rankings).

тических положений предпринимательской деятельности университетов внесли Б.Кларк с концепцией «Предпринимательского университета» [1] и Г. Иц-ковиц с концепцией «Тройной спирали» [2]: в обеих концепциях университет рассматривается в качестве «драйвера» экономического развития, что, очевидно, предполагает его причастность в процессах развития малого инновационного предпринимательства:

• в содержательной части — в качестве поставщиков интеллектуального капитала;

• в инфраструктурной части — в качестве субъекта, обеспечивающего поддержку процессов развития предпринимательской среды, генерации проектных идей и предложений и т. п.

При этом термин «инновационная инфраструктура» получил широкое распространение в приложении к вопросам развития и поддержки предпринимательства в вузах Российской Федерации. В современном правовом поле инновационная инфраструктура определяется как совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг [3]. В приложении к вузу под «совокупностью организаций» подразумевается круг структурных подразделений и внешних субъектов, оказывающих поддержку инновационным проектам вуза.

Очевидно, что и содержательный, и инфраструктурный блоки развития инновационной деятельности университета взаимосвязаны, первый обеспечивает сущностное наполнение, а второй — эффективную организацию. С управленческой точки зрения формы инфраструктурной поддержки малого инновационного предпринимательства в вузе представляют определенный интерес. При этом состояние всех аспектов инфраструктурной поддержки предпринимательства в современном вузе в настоящей статье охватить достаточно сложно, поэтому, с т. з. авторов необходимо остановиться на отдельных ее элементах:

• Нормативный (институциональный)

• Финансовый (возможности финансовой поддержки)

• Кадровый (возможности получения качественного консалтинга).

Для понимания принципов и механизмов инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности в вузе обратимся к более чем 30-летней истории коммерциализации интеллектуальной собственности, разработанной в университетских лабораториях США, развитию которой способствует существующая с 1980 г. законодательная база [4], которая является ключевым нормативным элементом инновационной инфраструктуры американских университетов.

Федеральная поддержка инноваций в университетах США в основном представлена в виде прямого (через государственные контракты и прямое финансирование работ) и косвенного (через предоставление субсидий и льгот). В качестве примера прямого фи-

нансирования приведем государственные программы SBIR и STTR, аналогичные программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В начале 1980-х в США была разработана новая государственная инновационная политика, направленная на привлечение научно-технического потенциала малого бизнеса для решения национальных проблем. В 1982 году был принят закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Development Act), стимулирующий участие малого бизнеса в государственных заказах.

В рамках инновационной политики США реализуются специальные государственные программы SBIR (Small Business Innovation Research/Инноваци-онные исследования малого бизнеса) и STTR (Small Business Technology Transfer/ Трансфер технологий малого бизнеса) [5], направленные на поддержку малого бизнеса в сфере высоких технологий и инновационной деятельности. Ежегодно Федеральные агентства США, участвующие в этих программах, выдают около 2 млрд. долларов малому бизнесу в виде грантов. Исполнение программ обеспечивает специальное федеральное агентство — SBA (The U.S. Small Business Administration, Office of Technology), которое отвечает за политику государства в сфере малого бизнеса. Программы реализуются через размещение Федеральными агентствами заказов на разработку необходимых технологии в централизованной системе grants.gov и на сайтах агентств по мере возникновения потребности или раз в год. Компании участвуют в конкурсном отборе, внося свои предложения по заказам, победитель конкурсного отбора получает грант на разработку технологии. У каждого агентства есть свои, утвержденные Конгрессом, критерии отбора предложений.

Миссия программы SBIR — поддерживать научные разработки и технологические инновации в приоритетных, для американской экономики, направлениях через государственное финансирование для укрепления национальной экономики [6]. К 2009 году более 112 500 грантов было выдано на общую сумму более чем 26,9 млрд. долларов. Программа состоит из трех стадий, и решение о продолжении финансирования на следующей стадии программы принимается исходя из результатов предыдущей стадии. На стадии I предоставляются до $150 000 сроком на 6 месяцев, на стадии II до $1 000 000 и сроком до 2 лет. Стадия III нацелена на дальнейшую коммерциализацию результатов НИОКР, полученных в ходе реализации первых двух, причем финансирование напрямую из ресурсов ^ программы для завершающей стадии не предусмотрено — предполагается, что проекты уже вышли на h-определенный уровень устойчивости. В отдельных ^ случаях, если проект предполагает выполнение ра- ^ бот, оказание услуг или поставку продукции для фе- s деральных нужд, осуществляется финансирование за S счет соответствующих федеральных агентств. Jj

Целью программы STTR является расширение £0 партнерства государственных и частных секторов х экономики посредством создания совместных орга- ^Е

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

низаций для малого бизнеса и некоммерческих исследовательских организаций [7]. Отличительной чертой программы является требование официального сотрудничества с научными организациями на стадиях I и II. Роль этой программы сводится к созданию механизма по преодолению барьера между наукой и коммерциализацией результатов научных разработок. Программа также состоит из трех стадий, на стадии I предоставляются до $100 000 сроком на 6 месяцев, на стадии II до $750 000 и сроком до 2 лет.

Что касается еще одного, не менее важного аспекта инновационной инфраструктуры — кадрового (консультационного): профессора и обучающиеся в вузах США имеют возможность получить качественный консалтинг как в специализированных структурных подразделениях, так и во внешних, практически не аффилированных с вузом сервисных структурах. Примером может служить инновационная инфраструктура Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (рис. 1).

В состав инфраструктуры также часто входит т. н. «неформализованная» часть: внутренняя сеть ассоциаций и неформальных инициативных групп студентов и сотрудников, организующая активность по различным направлениям предпринимательства и составляющая основу предпринимательской среды американского вуза.

Аналогичные элементы инфраструктуры инновационно-предпринимательской деятельности наблюдаются и в системах Стенфордского университета, Массачусетсткого технологического института, Университета Мэриленда и т. п.

Выстроенные взаимосвязи и баланс между формализованным и неформализованным блоками инновационной инфраструктуры, обеспечивающие высокую мотивацию сотрудников и студентов, позволяют вузам США демонстрировать высокие результаты предпринимательской активности из года в год (табл. 1).

Предпринимательская активность российских вузов была определена Законом СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-Х! «О кооперации в СССР», благо-

Проректор и исполнительный директор по предпринимательству

даря которому в технических вузах при кафедрах и лабораториях с привлечением районных комитетов комсомола, комитетов комсомола вуза стали создаваться исследовательские, проектные кооперативы. В то время начал формироваться штат профессионалов руководителей инновационных проектов т. н. «стартапов» (необходимо отметить, что предприятия, получившие свое начало в те годы, успешно работают и сегодня) [9].

Следующий этап в развитии форм поддержки малого инновационного предпринимательства обозначен принятием федерального закона № ФЗ-88 от 14.06.1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», благодаря которому во всех субъектах Российской Федерации были приняты региональные законы поддержки малого бизнеса, а также стартовала соответствующая федеральная целевая программа [10].

Спад в развитии предпринимательской деятельности в российских вузах в начале 2000-х годов был вызван прекращением деятельности ряда институтов поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне, а также вступлением в силу нового законодательства, регулирующего финансовые аспекты предпринимательской деятельности вузов. В частности, в редакции Закона «Об образовании» 1996 г. к предпринимательской деятельности образовательного учреждения были отнесены: долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним. При этом образовательное учреждение приравнивалось к предприятию и подпадало под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ данный пункт был исключен [11].

Следствием введения новых, более жестких правил осуществления предпринимательской деятельности в вузе выделяют снижение мотивации сотрудников и преподавателей к поиску заказов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), и, как следствие, их занятость в других организациях и проектах.

со

о

CN

h-h-

h-

<

со О

Г

<

Офис интеллектуальной собственност и и связей с общественностью

Институт технологического развития

О О

Инкубатор Калифорнийского Института наносистем

Инкубатор г. Лос-Анджелес (чистыетехнологии)

>- < О

"Г\

V

Компания Опбгееп

Сеть ТесИ СЕО

Группа ТИе РгореНап!

У

■J

Рис. 1. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности UCLA

Таблица 1

Предпринимательская активность университетов США [8]

Год Количество патентов Количество лицензий Количество созданных малых инновационных предприятий

2000 3764 4362 454

2001 3721 4058 494

2002 3673 4673 н/д

2003 3680 4825 н/д

2004 3,800 4783 462

2005 н/д 4932 628

2006 н/д н/д 553

2007 3622 5109 555

2008 3280 5039 595

2009 3417 5328 596

2010 4469 4284 651

2011 4700 4899 670

Следующая веха предпринимательской активности вузов обозначена Федеральным Законом от 02.08.2009 № ФЗ-217 [12], рядом дополнительных нормативных актов 2010-2012 гг., а также Постановлением Правительства РФ № 219 от 09.04.2010 г. [13], нацеленным на государственную поддержку инновационной инфраструктуры университетов, включая поддержку малого инновационного предпринимательства.

Документом предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году — 3 млрд. рублей. Программа предполагала расходование средств на следующие цели:

• создание и развитие бизнес-инкубаторов, технопарков, центров коллективного пользования, электронных библиотек;

• правовую охрану интеллектуальной собственности;

• разработку и реализацию целевых программ подготовки и переподготовки кадров для инновационного бизнеса;

• стажировки и повышение квалификации сотрудников в сфере инновационного бизнеса в иностранных университетах;

• организацию консалтинга в сфере трансфера технологий, в том числе обращений к зарубежным экспертам.

В рамках программы проводилось две очереди конкурсов на получение государственной поддержки в 2010 и 2011 годах. В ходе конкурса 2010 года было выбрано 56 университетов [14] для реализации данной программы, по итогам второй очереди в 2011 году было определено еще 22 победителя конкурса.

К числу основных показателей оценки выполнения программы относят, например, количество вновь образованных хозяйственных обществ (в терминологии настоящей статьи — малых инновационных предприятий, МИП) и количество созданных рабочих мест. Однако из 56 образовательных учреждений, победителей конкурса 2010 года, только 45 образовали такие МИП, 11 вузов МИП не создали и не достигли показателей своих программ развития инновационной инфраструктуры [15].

Университеты с целью формирования и развития внутренней инновационной инфраструктуры изыскивают дополнительные внебюджетные средства. По Программам развития национальных университетов МГУ и СПбГУ, обладающих особым статусом ведущих классических университетов РФ [16], с 2010 по 2013 гг. определены средства на обеспечение инновационной деятельности (внебюджетные источники финансирования).

Вместе с этим необходимо, также отметить значительную часть доходных поступлений от инновационной деятельности вузов (рис. 2).

В сфере финансового обеспечения предпринимательской деятельности российских вузов, важное место занимает Фонд содействия развитию малых со форм предприятий в научно-технической сфере [17]. о Созданный в 1994 году, сегодня Фонд реализует про- ^ граммы инновационного развития, которые направ- ¡^ лены на создание новых и развитие действующих вы- С-сокотехнологических компаний, коммерциализацию ^ результатов научно-технической деятельности, при- ^ влечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест. ^ Объем средств Фонда составляет 1,5 % всех средств ей федерального бюджета на науку [17]. В Инноваци- ® онной стратегии развития РФ [18] Фонду отведено 1

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объемы финансового обеспечения инновационной активности вузов (млн. руб.)

Университет Всего 2010 2011 2012 2013

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова 52,0 5,0 25,0 20,0 2,0

Санкт-Петербургский государственный университет 46,0 1,0 10,0 5,0 30,0

со

о

<

со О

значительное место в системе поддержки инновационной деятельности предприятий, включая негосударственный сектор исследований и разработок. На практике, фонд являлся практически единственным доступным инструментом финансовой поддержки инновационных предприятий при университете до 2009 года, когда был принят Федеральный закон РФ от 02.08.2009 №217-ФЗ.

Программы СТАРТ и УМНИК, а так же завершенные ТЕМП, ПУСК и другие, являются инструментами создания и поддержки инноваций в малом и среднем бизнесе, а также направлены на стимулирование инноваций в заведениях высшей школы и научных организациях. Такого рода программы уже продемонстрировали свою успешность в зарубежных странах, например, в США.

Программа СТАРТ ориентирована на поддержку малых предприятий на начальной стадии развития, которые стремятся разработать и внедрить новую технологию, инновационную продукцию или услуги.

Основными требованиями к малым инновационным компаниям является срок существования не более двух лет и ограничения по размеру выручки.

Программа рассчитана на три этапа (каждый этап по одному году), решение о финансировании следующего этапа принимается по результатам предыдущего. Ключевым условием перехода компании на второй этап является наличие внебюджетного (стороннего) финансирования, т. е. компания за год реализации первого этапа СТАРТа должна найти стороннего инвестора, подтверждающего свою готовность вложить денежные средства в проект. В первый год программа предусматривает финансирование до 1 млн. руб., во второй год — до 2 млн. руб. и в третьем году до 3 млн. руб.

Программа стимулирует развитие и внедрение научных разработок среди малых компаний, а так же поиск и привлечение стороннего финансирования для внедрения инновационных разработок.

Программа УМНИК стимулирует проведение НИОКР среди молодых ученых, предлагая финансовую и организационную помощь. Программа проходит два этапа, на втором этапе принимаются только те, кто выполнил все требования первого. Победители программы УМНИК, которые успешно ее завершили, имеют право подать заявку на участие в программе СТАРТ. Таким образом, существует преемственность между программами, которая стимулирует внедрение разработок, полученных в ходе реализации программы УМНИК. Фонд выделяет на финансирование программы 500 млн. руб. в год, по 200 тыс. руб. на одного победителя программы.

2010 год

2020 год

2011 год

2019 год

2018 год

2012 год

2013 год

2014 год

МГУ СПбГУ

2016 год

2015 год

Рис. 2. Прогноз доходов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников, в общем объеме университетов (%)

Фонд также реализует ряд программ совместно с зарубежными институтами развития, например с TEKES (Финляндия). Конкурс на проведение совместных проектов в области прикладных исследований и инноваций, российских и финских инова-ционно-ориентированных компаний. При условии софинансирования проектов российские компании могут рассчитывать до 6 млн. рублей, финские — до 200 тыс. евро. Такие программы являются дополнительным инструментом интернационализации коммерциализации, так как предполагают паритетное финансирование и участие российского и зарубежного малого инновационного предприятия в проекте.

В системе поддержки малого инновационного предпринимательства выделяют ресурсы регионального уровня (пример Санкт-Петербурга): программа «Открытое небо», конкурсы Комитета экономического развития промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) и Комитета по науке и высшей школе (КНВШ).

В частности, КНВШ [19] ежегодно проводит конкурсный отбор на предоставление субсидий хозяйственным обществам Санкт-Петербурга, созданных высшими учебными заведениями. Субсидии предоставляются на возмещение затрат, связанных с внедрением результатов интеллектуальной деятельности, размер субсидии составлял до 400 тысяч рублей.

Деятельность Фонда предпосевных инвестиций (ФППИ) направлена на стимулирование развития малого предпринимательства и инноваций в экономике. ФППИ ориентирован на инвестиционную деятельность, используемые им инструменты, в отличие от грантового финансирования, предполагают возврат инвестиций. Фонд финансирует инновационные компании на ранних этапах, объем финансирования не может превышать 5 млн. руб. Ключевые этапы: предварительный (до 150 тыс. руб.), основной (до 5 млн. руб.), дополнительного инвестирования. Ориентировочный срок инвестиций Фонда предпосевных инвестиций 2-3 года.

Некоммерческая организация »Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга» [20] осуществляет поиск и отбор инновационных проектов субъектов малого предпринимательства в научно технической сфере.

Закрытый паевой инвестиционный фонд особо рисковых (венчурных) инвестиций «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга» [21] нацелен на стимулирование малого и среднего высокотехнологичного инновационного предпринимательства в Санкт-Петербурге. Принцип венчурного инвестирования предполагает участие в уставном капитале путем приобретения акций (доли) предприятия при формировании или увеличении уставного капитала юридических лиц (требование: передача Фонду за предоставленные инвестиции более 25 % акций российских закрытых акционерных обществ или долей российских обществ с ограниченной ответственностью). Размер венчурного фонда на дату его формирования составлял 400 млн. рублей.

Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов (СОБА) [22] является связующим звеном между бизнес ангелами, инвесторами и инновационными проектами, которым необходимо финансирование для развития проекта. СОБА оказывает услуги по поиску и подготовке проектов к инвестированию, привлечению капитала, а также услуги по консалтингу и продвижению проектов.

Очевидно, что нормативный (особенно с учетом вступающих с 01.09.2013 г. в силу положений законодательства, позволяющих вузу самостоятельно определять размер своего участия в создаваемых МИП) и финансовый блоки инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в РФ поступательно развиваются.

Однако, на текущий момент вузы не демонстрируют действительно серьезной активности в развитии МИП, хотя позитивные тенденции наблюдаются: в 2012 году доход одного МИПа, а всего их около 1800, в среднем составил 2,7 млн. рублей, в три раза превысив показатель 2011 года [23].

С т. з. авторов данная ситуация определяется фактором недостаточного кадрового и консультационного обеспечения деятельности предприятий, в

частности отсутствием в инновационной экосистеме российских университетов:

• критической массы профессионалов и бизнесменов, способных оказывать менторскую поддержку для создаваемых стартапов;

• необходимого объема т. н. «умных» денег, т. е. инвестиций, подкрепленных профессиональным сопровождением, (консалтингом);

• механизмов повышения осведомленности представителей вузов о возможностях предпринимательства;

• понимания степени влияния неформализованных объединений и ассоциаций в вузе на развитие предпринимательства и т. п.

При этом в соответствии с концепцией «предпринимательского университета», вуз может и должен прилагать усилия к развитию каждого из указанных направлений, а именно:

• формирование менторской поддержки для университетских предприятий может быть обеспечено при помощи института ассоциации выпускников;

• «умные» деньги могут быть привлечены через формирование университетского венчурного фонда и/или эндаумент фонда, управляющими которого должны становиться лица, обладающие профессиональным опытом, включая опыт предпринимательства и инвестиций в высокотехнологичной сфере;

• повышение осведомленности и рост компетенций в сфере предпринимательства реализуется как минимум через разработку и внедрение образовательных программ;

• повышение предпринимательской активности студентов осуществляется через создание благоприятных условий, в первую очередь, ресурсных и административных.

В заключение отметим, инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства современного вуза, представляющая собой совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, характеризуется постоянным возникновением новых форм поддержки, объединяющих все три ключевых элемента инфраструктуры: институциональный, кадровый и финансовый. В частности, при вузах как США, так и России, реализуются программы т. н. «акселераторов» (иногда — «катализаторов»), представляющие собой образовательные со курсы для стартапов, которым, наряду с обучением, о предоставляются площади, менторская поддержка и стартовый капитал.

Текущие тенденции позволяют предположить, ^ что с развитием дистанционных форм обучения (eL- ^ earning), новых возможностей прототипирования ^Е и 3D-моделирования инновационной продукции, а s также с учетом растущей интернационализации рос- jj сийских университетов, в ближайшие годы в России g будут формироваться новые модели инфраструктуры х поддержки малого предпринимательства при вузах. ^Е

Литература

1. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. 1998.

2. Etzkowitz H. Triple Helix: University, Industry, Government. Innovation in Action. 2008.

3. Федеральный закон РФ от 21 июля 2011 г. №254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о науке и государственной научно-технической политике».

4. The Bayh-Dole Act or University and Small Business Patent Procedures Act (1980), the Stevenson-Wydler Technology Innovation Act (1980).

5. SBIR/STTR // Режим доступа: www.sbir.gov (дата обращения 15.03.2013).

6. Описание программы SBIR (англ.) // Режим доступа: www. sbir.gov/about/about-sbir (дата обращения 18.03.2013).

7. Описание программы STTR (англ.) // Режим доступа: www. sbir.gov/about/about-sttr (дата обращения 18.03.2013).

8. Данные AUTM Licensing Surveys 2000-2011 // Режим доступа: http://www.autm.net (дата обращения 18.03.2013).

9. Колесников А.Н. Предпринимательство в вузах России: развитие этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития // Программа «Эврика». Комплексная система развития научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в вузе. Кейс Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) — пилотного университета программы / Под ред. В.Н. Васильева и Н.Р. Тойовнена. М., 2012. URL: http://www.eureca-usrf.org/about/Bibliot/ITMO.pdf (дата обращения 10.02.2013).

10. Постановление Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256 «О федеральной целевой программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 годы».

11. Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

12. Федеральный закон .№217 от 02.08.09 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

13. Постановление Правительства РФ № 219 от 09.04.2010 г. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

14. Список победителей открытого конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Режим доступа: 1зйр://минобрнауки. рф/документы/1437 (дата обращения 15.03.2013).

15. Федеральный закон РФ №259-ФЗ от 10.11.2009 г. «О Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».

16. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере // Режим доступа: www.fasie.ru (дата обращения 20.03.2013).

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

18. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р.

19. Комитет по Науке и Высшей Школе Санкт-Петербурга // Режим доступа: www.knvsh.gov.spb.ru (дата обращения 20.02.2013).

20. Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга // Режим доступа: www.vf-spb.ru (дата обращения 20.03.2013).

21. Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга // Режим доступа: www.venture-spb.ru (дата обращения 20.03.2013).

22. Санкт-Петербургская организация бизнес-ангелов // Режим доступа: www.soba.spb.ru (дата обращения 11.03.2013).

23. Смирнов СА. Доходы малых инновационных предприятий растут // Режим доступа: http://www.rsci.ru/innovations/ small_innovative_enterprises/233761.php (дата обращения 11.03.2013).

Support infrastructure for small innovative companies

at modern university

N.A. Polyakov, associate professor, Economics of R&D Department, Faculty of Economy N.O. Yanykina, PhD student, Economics of R&D Department, Faculty of Economy

At the moment, is being increasingly focused on the problem of entrepreneurship and small companies support at the Russian universities. This problem is especially important in terms of the latest legislative initiatives that have given to the budgetary higher educational institutions the right to become the founder of the small innovative companies.

With the aim of practical implementation of their inventions, Universities ready enlarge the number of such companies, and use the IP rights as an investment resource.

Nevertheless, higher educational institutions do not put significant efforts to their enterprises development. The authors believe that this is caused by the insufficiency of legislation, competence and investment resources for university enterprises' activity support.

Support infrastructure for small innovative companies at modern university is featured by arising new forms of support that cover all the three infrastructure elements: institutional, professional (staff) and financial. And, in accordance to the model of «entrepreneurial university», higher educational institution is able and should put its efforts to develop and enhance each of the elements listed above.

Keywords: small innovation enterprise, infrastructure of innovation, innovative activities of the University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.