Научная статья на тему 'Малый инновационный бизнес: топология, особенности развития, государственнная поддержка и стратегия'

Малый инновационный бизнес: топология, особенности развития, государственнная поддержка и стратегия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МИП) / ЦЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МИП / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / SMALL INNOVATION BUSINESS (SIB) / INNOVATIVE ACTIVITIES OBJECTIVES / SMALL INNOVATION BUSINESS / STATE SUPPORT / INNOVATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тесленко Ирина Борисовна, Вахромеева М. П.

Статья посвящена типологии малых инновационных предприятий (МИП), особенностям и целям их деятельности, государственной поддержке, и стратегии инновационного развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL INNOVATION BUSINESS: TYPOLOGY, DEVELOPMENT FEATURES, GOVERNMENT SUPPORT AND STRATEGY

The article is devoted to small innovation business (SIB) typology, features and objects of its activities, government support and state innovation development strategy.

Текст научной работы на тему «Малый инновационный бизнес: топология, особенности развития, государственнная поддержка и стратегия»

УДК 334.012

МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС: ТОПОЛОГИЯ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ, ГОСУДАРСТВЕНННАЯ ПОДДЕРЖКА

И СТРАТЕГИЯ

И.Б. Тесленко, М.П. Вахромеева

Владимирский государственный гуманитарный университет им. А.Г. иН.Г. Столетовых

Статья посвящена типологии малых инновационных предприятий (МИП), особенностям и целям их деятельности, государственной поддержке, и стратегии инновационного развития страны.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия (МИП), цели инновационной деятельности государственная поддержка МИП, инновационная стратегия.

В настоящее время создание целостной национальной инновационной системы (НИС) в России является важнейшей задачей в реализации выбранной страной стратегии развития по инновационному пути и повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

С конца 90-х годов XX века в стране создаются отдельные элементы НИС, внедряются инструменты зарубежного инновационного механизма, однако имеющиеся данные по ряду критериев оценки эффективности инновационной деятельности говорят о весьма скромных достижениях в инновационной сфере.

Так, доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций в России в 2000 г. составляла 10, 6%, в 2005 г. - 9,3%, в 2008г. - 9,6%, в 2009 - 10,0%, в 2013 г. -10,8% (прогноз). Доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 2000 г. составляла 4,0%, в 2005 г. -5,1%, в 2008 г. - 5,4%, в 2009 г. - 5,1%, в 2013 г. - 6,0%) (прогноз) [1].

За 2005-2009 г.г. число предприятий, внедрявших инновации, сократилось. Среди инновационно активных только 3% ориентируют свои разработки на мировой рынок, 19%) - на российский, 7% - на собственное предприятие. Из неинновационных предприятий 27% относятся к разряду «имитаторов». По мнению экономистов Центра исследований ГУ-ВШЭ причина-

ми этого является технологическая слабость и «утечка мозгов» [2].

Использование результатов интеллектуальной деятельности крайне не одинаково по федеральным округам Российской Федерации. За 2010 г. наибольшее количество объектов интеллектуальной собственности (патентов, полезных моделей, баз данных, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.п.) было использовано в ЦФО (7558, из них во Владимирской области - 294), меньше всего в Северо-Кавказском федеральном округе - 112.

В 2010 г. по всем округам было подано 9263 заявки на регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, что почти в 2 раза больше, чем в 2006г. Количество заявок на объекты промышленной собственности и на выдачу патента на изобретение тоже увеличилось за этот период, но не так значительно, всего на 10%, коэффициент изобретательской активности (количество заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на 10000 человек населения) в 2007 г. составлял 2,6, в 2010 г. - 2,85.

По количеству заявок на выдачу патента на изобретение, поданных российскими заявителями в регионах, в 2010 г. Владимирская область среди областей ЦФО (без учета Москвы и Московской области) занимает 4 место после Ивановской, Воронежской и Курской областей;

по количеству заявок на выдачу патента на полезную модель - 7 место, по количеству заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания - 3 место [3].

В целом можно констатировать, что инновационная деятельность и развитие имеют место, но осуществляются неравномерно, имеющийся потенциал используется недостаточно эффективно, несмотря на наличие достаточно большого количества как крупных, так и средних и мелких инновационных фирм. Попытаемся выяснить причины этого.

Начнем с определения типологии, особенностей деятельности и государственной поддержке малых инновационных предприятий (МИП).

В 2004 г. ИЭПП провел среди пред-приятий-победителей «Конкурса русских инноваций» (конкурс проводил журнал «Эксперт») исследование происхождения и сферы деятельности малых инновационных фирм. Исследование показало, что большинство фирм вышли из состава научных или конструкторских организаций (см. таблицу 1).

Таблица 1

Типология малых инновационных фирм, вошедших в выборку

Происхождение фирмы Сфера деятельности (вид продукта) Рынок

1 2 3

Создана руководителем лаборатории академического института, но на базе отраслевого НИИ, более тесно связанным с производимым конечным продуктом фирмы Производство лекарственных белков на основе достижений биотехнологии Внутренний рынок, рынок СНГ

Выросла из ОКБ при заводе, с самого начала была самостоятельной организацией Приборы ночного видения Начинали с внутреннего рынка, он оказался узким, вышли на мировой рынок

Создана альянсом ученого из академического НИИ и бизнесмена, под выполнение конкретного проекта Температурные датчики и другие приборы для измерения температуры в широком диапазоне Конечный продукт продается на внутреннем рынке, а ряд комплектующих и полуфабрикатов - на зарубежном рынке

Создана лидером научной школы, не привязана к конкретной организации Математические алгоритмы, применяемые в банковском, страховом бизнесе, торговле Внутренний рынок

Создана сотрудниками академического НИИ, но работает автономно Полупроводниковые лазеры и другие устройства на основе нитрида галлия Внешний рынок - до 70% продаж

Создана российским ученым и его западным коллегой после стажировки российского ученого в Германии Российские научные приборы, криогенные приборы Зарубежный рынок

Компания была создана группой из 7 ученых, работавших в отраслевом НИИ Технологии напыления покрытий Внутренний рынок

Организована на базе отраслевого НИИ руководителем группы. В фирму ушли все молодые сотрудники Технология дробления и измельчения Внешний рынок, а затем -внутренний

Создана банкиром, который заинтересовался наукоемким бизнесом Лекарственные препараты, в том числе биодобавки и биодженерики Внутренний рынок

Образована двумя молодыми специалистами на базе отраслевого НИИ Производство пьезоэлектрических материалов для мобильных систем нового поколения Внутренний рынок, затем -зарубежный

Создана выходцами из различных научных НИИ, лидер имеет три образования, включая юридическое Производство препаратов для очистки крови Внутренний рынок

Окончание таблицы 1

1 2 3

Генеральный директор компании ранее работал в НПО, перешел в технологические брокеры, основав компанию за рубежом, затем компания была создана в России, с со-руководителем - российским ученым из академического НИИ Приборы для микроисследований (микроскопы нового поколения) Внутренний рынок, начало освоения внешнего рынка и высокие перспективы занять его (потенциальная доля - 40%)

Создана на базе завода. Хотели сохранить таким образом научную школу Устройства для энергетики Емкий внутренний рынок

Создана инженером-энтузиастом на основе его изобретения Совершенствование деталей в машиностроении Внутренний рынок (ограничен уровнем технологического оснащения) и внешний рынок

Создана на базе лаборатории отраслевого НИИ Производство стоматологических материалов, инструментов и оборудования Внутренний рынок и рынок СНГ

Создана на базе кафедры вуза Термоэлектрические материалы Внешний рынок

Выделилась из состава академического НИИ Г азоаналитические приборы Внутренний рынок, начало завоевания внешнего рынка

Создана выпускниками вуза, работавшими после его окончания в разных организациях Проектирование, производство и пуско-наладка систем для автоматизации различных объектов нефтяной и газовой промышленности Внутренний рынок

Как видно из данных таблицы, способы создания малых инновационных фирм различны (их в основном четыре), сфера деятельности малых фирм очень разнообразна, большинство фирм работает на внутреннем рынке, хотя может постепенно переходить от внутреннего к зарубежному рынку.

Среди источников финансирования малых предприятий (собственные средства организаторов малой фирмы; банковский кредит; федеральный и региональный бюджеты; средства бизнес - ангелов -частных инвесторов, вкладывающих деньги в рисковые инновационные компании или проекты, ещё не оформленные в отдельное юридическое лицо и т.п.) преобладают собственные средства. Среди источников финансирования инноваций (средства Фондов, международных программ, заказов предприятий, венчурного финансирования, реинвестирования прибыли) преобладает реинвестированная прибыль [4].

Информация, представленная в таблице, позволяет выявить особенности ста-

новления и развития малых инновационных фирм можно отнести:

- связь с НИИ и вузами;

- ориентация на внутренний рынок (с возможностью последующего выхода на внешний);

- использование практики диверсификации производства;

- изучение и использование зарубежного опыта в области организации, технологии производства и управления;

- недостаток финансовых ресурсов для становления и развития (поиск инвесторов);

- отсутствие возможностей системной и поступательной деятельности и развития.

За рубежом давно сложились механизмы государственной поддержки инновационной деятельности малого бизнеса. Это, прежде всего, инициирование и финансирование инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки и технополисы и т.п.), прямое финансирование инновационных проектов (венчурное финансирование), налоговое сти-

мулирование, разработка и предложения финансовыми институтами специализированных продуктов для МИЛ (разнообразные программы кредитования малого и среднего бизнеса банковскими учреждениями, особенно программ для start-ups), государственные гарантии и т.п. В последнее время все большее распространение получает государственно-частное партнерство в инновационной и научно-технической сфере.

Наиболее известными формами поддержки малого инновационного бизнеса в США являются программа SBIR (Small Business Innovation Research Program), которая за счет средств правительства обеспечивает начальным капиталом малые предприятия, поэтапно финансирует инновацию до момента ее коммерциализации, и программа STTR (Small Business Technology Transfer) - программа передачи технологий малого бизнеса. Главной задачей этих программ является поддержка малых компаний для стимулирования роста их собственных вложений в НИОКР.

Во Франции содействие инновационной деятельности малому и среднему бизнесу оказывает Национальное агентство ANVAR (ANVAR - Agence Nationale de Valorisation de la Recherche), фонды которого финансируются правительством страны. Агентство использует две основные формы поддержки бизнеса - это предоставление беспроцентного займа на срок до 5-6 лет и предоставление грантов для реализации технологических инновационных проектов, создания инновационных компаний, повышения технологического уровня малых и средних предприятий.

Кредитование и инвестирование малых предприятий в высокотехнологичных отраслях на разных стадиях осуществления инновационного проекта в Швеции осуществляет IDF (Swedish Industrial Development Fund) - шведский фонд промышленного развития.

В Канаде реализуется программа ГОАР (Industrial Research Assistance Program) с целью стимулирования создания и развития инновационных предприятий и повышения инновационного потенциала малых предприятий.

В России также существует ряд финансовых институтов, которые своей целью ставят стимулирование процессов доведения инноваций до практического использования. Это Российский Фонд Технологического Развития (РФТР), финансирующий проекты на стадии исследования и разработки; Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), финансирующий стадию коммерческого выпуска продукции фирмой и вновь созданные инновационные компании; Венчурный инновационный фонд (ВИФ), который на долевой основе формирует и распределяет отраслевые и региональные венчурные фонды, поддерживает фирмы, производящие продукции критических технологий.

Фонд содействия использует подход фиксированных отчислений на поддержку малого инновационного бизнеса правительством (идея SBIR) и идею региональных представительств (идея ANVAR). Все отечественные фонды, так же как и институты поддержки малого инновационного бизнеса осуществляют поддержку фирм, победивших в открытом конкурсе.

Большая часть малых предприятий, поддерживаемых Фондом - это предприятия, созданные в свое время при научно-исследовательских институтах, вузах. Другая, меньшая группа малых инновационных предприятий - это самостоятельные фирмы, которые смогли выжить, так как нашли свое место на рынке наукоемкой продукции.

Несмотря на имеющуюся поддержку МИЛ их инновационное развитие затруднено.

К основным факторам, тормозящим развитие МИЛ, можно отнести: недоста-

ток финансовых средств, ограниченность спроса на наукоемкую продукцию, нежелание крупных фирм сотрудничать с мелкими, высокий уровень налогов, отсутствие необходимого оборудования, слабая государственная поддержка, сложность в получении кредитов (высокий процент, отсутствие надежных гарантий возврата кредита), сложности с проникновением на внешние рынки, исчерпание запаса прежних разработок, отсутствие гарантий прав собственности на изобретения.

Результатом действия, как этих, так и других факторов является незаинтересованность негосударственного бизнеса в инновациях. Собственно государственные затраты на инновации составляют в России 0,6-0,7% ВВП, что сопоставимо с такими же затратами в Германии, Франции, США, а затраты предпринимательского сектора на эти же цели в 5-13 раз ниже, чем в указанных зарубежных странах [5]. Для сравнения, отметим, что суммарные затраты на НИОКР крупнейших зарубежных компаний составляют около 400 млрд. долл. в год. Лидерами по затратам на НИОКР в мире являются Microsoft, General Motors, Pfizer, Toyota, в Европе -Nokia, Roche, Volkswagen [6].

Для российских компаний инновации не являются привлекательным видом деятельности. В добыче полезных ископаемых рентабельность по проданным товарам колеблется на уровне 30%, по активам - 12-13%, в отраслях, создающих нововведения - 6-9% [7]. В таких условиях в прибыльные отрасли по логике должны активно внедряться инновации. Однако практика говорит о другом. Наименьшая инновационная активность наблюдается как раз в высокорентабельных сырьевых отраслях (удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации там, составляет всего 5-7%) [8].

Инновационная экономика во всех странах - четко обозначенный приоритет государственного развития. Российское государство тоже могло бы активизиро-

вать свою инвестиционно-инновационную активность, особенно в таких сферах как развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование, демография), научная деятельность, транспортная инфраструктура и т.п. Однако инновационное развитие - это не просто прорывы в отдельных сферах и отраслях, это развитие общественного производства на основе использования нововведений во всех сферах экономики. Оно возможно только при заинтересованности всех участников - государства и предпринимательского сектора, осуществлении совместных усилий в этом направлении. Однако «само государство к прорывам не побуждает и их не планирует, а бизнес вообще, российский же особенно, в подвигах не слишком заинтересован, тем более, когда стабильные финансовые потоки и так гарантированы»

[9].

Такое положение дел рождает нежелание, а иногда и активное сопротивление инновациям на предприятиях, препятствует запуску механизмов инновационного развития.

По мнению Дж. Уайкоффа, для инноваций губительны отсутствие общей корпоративной инновационной культуры, связи инновационных проектов и бизнес-стратегии компании, заинтересованности менеджеров в результатах проекта, системы и регламентов управления инновациями в компании, недостаточное количество ресурсов для инновационных проектов отсутствие явно выраженного внутреннего потребителя проекта, недостаточная вовлеченность всех необходимых специалистов компании, отсутствие системы критериев успеха на каждой стадии проекта, недостаточное внимание к развитию квалификации персонала, системе управления знаниями в компании [10].

В тоже время проведенный исследователями ГУУ-ВШЭ опрос мнения 140 генеральных директоров российских предприятий (среди которых 40% руководителей оценили свою фирму по размеру

оборота как типичную для отрасли, а 25%

- как меньшую по размерам) показал, что у предприятий есть внутренние и внешние мотивы инновационной деятельности (при этом наличие денег не меняет отношения

руководителей к инновациям).

Основные цели занятий инновационной деятельностью предприятий представлены в таблице 2.

Таблица 2

Цели проведения инноваций

Цель нововведений Доля, %

Сделать фирму более прибыльной 86

Добиться нового качества ведения бизнеса 83

Оптимизировать деятельность организаций 83

Соответствовать новым запросам потребителей 79

Повысить свою репутацию в отрасли 79

Соответствовать новым требованиям законодательства 76

Соответствовать указаниям, поступающим от собственников 69

Найти решение, которое невозможно получить готовым 68

Соответствовать требованиям поставщиков 65

Уйти от конкуренции 56

Копировать успешные действия конкурентов 48

Открыть доступ к дешевым средствам 35

По расчетам И.Б. Гуркова, инвестиции в 10% годового оборота фирмы соответствуют размеру инвестиций в 10% ВНП. В начале 2010 г. только четверть обследуемых фирм имела уровень инвестиций выше 10% годового оборота, а треть компаний не имела инвестиций вообще.

Наиболее приемлемыми вариантами создания и введения инноваций руководители считают освоение новых каналов сбыта, разработку продуктов в традиционной и новой сфере деятельности, внедрение новых схем оплаты труда, покупку лицензий.

Что касается того, как сотрудники фирм воспринимают нововведения, то на первом месте, по мнению руководителей, оказалась возможность повысить заработки всего коллектива, затем возможность повысить свой личный заработок, продвижение по службе, избавление от монотонной, рутинной работы, возможность самостоятельно принимать решения, сплотить вокруг себя подчиненных [11].

В целом, судя по результатам опроса, на предприятиях сложился вполне

благоприятный климат для создания и внедрения инноваций, благодаря тому, что инновационная деятельность становится единственным вариантом выживания в современных условиях тех предприятий, которые не связаны контрактами с крупным бизнесом и не входят в государственно-монополистические объединения.

Государство уже реализовало ряд мер по поддержке инновационного предпринимательства: в стране создана президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики; комиссия по высоким технологиям и инновациям; принят закон ФЗ № 217 о создании малых инновационных предприятий при вузах и академических институтах (уже создано около 400 МИП); решено разрабатывать инновационные программы на каждом предприятии с государственным участием; есть решение о поддержке государством крупных инновационных проектов с целевым объемом продаж к 2015 г. не менее 15 млрд. руб. [12].

В настоящее время, чтобы инновационное деятельность не превратилась в простой лозунг, назрела необходимость ос-

мысления будущего движения, формирования комплексной стратегии инновационного развития.

Комплексность предполагает совокупность таких составляющих как: конкретные сроки стратегии (исходя из опыта зарубежных стран - не менее 10 лет); цель (место страны на мировом рынке инноваций); ресурсное обеспечение достижения цели через формирование особой бюджетной стратегии; соответствующее законодательство (касается введения новых организационно-правовых форм инновационных предприятий, совершенствования корпоративного и налогового законодательства, пересмотра таможенного кодекса и создание стимулов для экспорта новинок, экспортного контроля, разработки стимулов для деятельности бизнес-ангелов, совершенствования технического регулирования в стране и др.); конкретные направления технических и технологических прорывов (электроэнергетика, автомобилестроение, регенеративная медицина и др.); четко выстроенные региональные приоритеты инновационного развития; исполнители в лице соответствующих органов власти и управления и инструменты государственной инновационной политики, стимулирующие новаторскую деятельность всех видов предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник. 2009.

- М.: Росстат, 2009. - С. 561; Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. -М.: Минэкономразвития. - Сентябрь 2010 г.

2. www.unova.ru

3. www.rupto.ru Роспатент. Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам. Аналитические материалы по состоянию изобретательской активности в регионах РФ за 2010 г. Справка об использовании результатов интеллектуальной деятельности по Федеральным округам за 2010 г.

4. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Совершенствование экономических механизмов государственного регулирования коммерциализации результатов научных исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. -148с.

5. Россия в цифрах. 2009. - М.: Росстат, 2009. - С. 383,384.

6. Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес. Корпоративное управление. М.; Изд. «Дело». -2010. - С. 10-11.

7. Спасенных М.Ю. Инновационный бизнес. Корпоративное управление. М.; Изд. «Дело». -2010.-С. 400, 401.

8. Российский статистический ежегодник. 2009. -М.: Росстат, 2009. - С. 562.

9. Зайко А. Стратегия «Малой России» // Эксперт. - 2010. - 4 окт. // www.expert.ru /print issues/expert/2010/3 9/strategief_maloi_rj ssii/

10. Wycoff J. The “Big 10” Innovation Killers: How to Keep Your Innovation System Alive and Well// journal for Quality and Participation. Vol. XXVI.-2003,-№2 .

11. Турков И.Б, Моргунов Е.Б.. Мотивация руководителей средних российских предприятий к инновациям. // ЭКО. -2011. - №1- С.87, 88, 94, 96.

12. Чубайс А. Инновационная экономика в России: что делать?// Вопросы экономики. - 2011,- №1-С. 123.

Рукопись поступила в редакцию 16.05.2011.

SMALL INNOVATION BUSINESS: TYPOLOGY, DEVELOPMENT FEATURES, GOVERNMENT SUPPORT AND STRATEGY

I. Teslenko, M. Vakhromeeva

The article is devoted to small innovation business (SIB) typology, features and objects of its activities, government support and state innovation development strategy.

Keywords: small innovation business (SIB), innovative activities objectives, small innovation business, state support, innovation strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.