Научная статья на тему 'Механизмы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности малых предприятий'

Механизмы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / SMALL INNOVATIONAL COMPANIES / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATIONAL SYSTEM / КРЕДИТНО-ГАРАНТИЙНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / CREDIT GUARANTEE MECHANISMS / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / VENTURE CAPITAL / ГРАНТЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ СТАРТОВЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОР. РАБОТ ПО ВЕНЧУРНЫМ ПРОЕКТАМ / GRANTS RESEARCH AND DEVELOPMENT OF VENTURE PROJECTS / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / BUSINESS INCUBATORS / ТЕХНОПАРКИ / TECHNOLOGY PARKS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE GUARANTEE SUPPORT / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАЙМЫ И ГАРАНТИИ ИННОВАЦИОННЫМ КОМПАНИЯМ / GOVERNMENT LOANS AND GUARANTEES TO INNOVATIONAL COMPANIES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / STATE GUARANTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION / РИСКИ ГАРАНТИЙНОЙ ПОДДЕРЖКИ / THE RISKS OF GUARANTEE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сажин Аркадий Алексеевич

В статье раскрывается роль малых предприятий в формировании инновационной экономики. Представлен анализ инструментов инновационной деятельности: кредитно-гарантийные и инвестиционные механизмы, венчурный капитал, банковские кредиты, гранты на проведение стартовых исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Анализ проведен на материале ведущих западных стран. Особое место уделено исследованию финансового механизма инновационной деятельности в российских компаниях. Большое внимание обращается на государственные «инвестиционные» гарантии Российской Федерации в условиях стабильного и кризисного развития. Раскрыты факторы, повышающие эффективность государственной гарантийной поддержки инновационных предприятий, способствующие построению эффективной национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сажин Аркадий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of public financial support of innovative small businesses

The article reveals the small businesses and their role in the innovation economy. The analysis of a range of innovational instruments is given: credit guarantee and investment mechanisms, venture capital, bank loans, grants for research and development, the establishment of business incubators and technology parks. This analysis is performed due to the material of leading Western countries. Particular attention is paid to the study of financial mechanism of innovation in Russian companies. Much attention is drawn to the question of state «investment» guarantees of the Russian Federation in a stable and crisis period. Chief factors of increase in the efficiency of state guarantee support for innovational companies that contribute to the creation of an efficient national innovational system are defined.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности малых предприятий»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2013. № 2

А.А. Сажин

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье раскрывается роль малых предприятий в формировании инновационной экономики. Представлен анализ инструментов инновационной деятельности: кредитно-гарантийные и инвестиционные механизмы, венчурный капитал, банковские кредиты, гранты на проведение стартовых исследовательских и опытно-конструкторских работ, создание бизнес-инкубаторов и технопарков. Анализ проведен на материале ведущих западных стран. Особое место уделено исследованию финансового механизма инновационной деятельности в российских компаниях. Большое внимание обращается на государственные «инвестиционные» гарантии Российской Федерации в условиях стабильного и кризисного развития. Раскрыты факторы, повышающие эффективность государственной гарантийной поддержки инновационных предприятий, способствующие построению эффективной национальной инновационной системы.

Ключевые слова. Малые инновационные предприятия, национальная инновационная система, кредитно-гарантийные механизмы, венчурный капитал, гранты на проведение стартовых исследовательских и опытно-конструкторских работ по венчурным проектам, бизнес-инкубаторы, технопарки, государственная гарантийная поддержка, государственные займы и гарантии инновационным компаниям, государственная гарантия Российской Федерации, риски гарантийной поддержки.

The article reveals the small businesses and their role in the innovation economy. The analysis of a range of innovational instruments is given: credit guarantee and investment mechanisms, venture capital, bank loans, grants for research and development, the establishment of business incubators and technology parks. This analysis is performed due to the material of leading Western countries. Particular attention is paid to the study of financial mechanism of innovation in Russian companies. Much attention is drawn to the question of state «investment» guarantees of the Russian Federation in a stable and crisis period. Chief factors of increase in the efficiency of state guarantee

Сажин Аркадий Алексеевич — аспирант кафедры экономики инновационного развития факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: sazhin_arkadiy@inbox.ru

support for innovational companies that contribute to the creation of an efficient national innovational system are defined.

Key words. Small innovational companies, the national innovational system, credit guarantee mechanisms, venture capital, grants research and development of venture projects, business incubators, technology parks, state guarantee support, government loans and guarantees to innovational companies, state guarantee of the Russian Federation, the risks of guarantee support.

Инновационная деятельность компаний является ключевым фактором, обеспечивающим экономический рост страны, повышение уровня жизни населения, решение социальных задач и национальной безопасности, конкурентоспособности государства в долгосрочной перспективе.

Наиболее активными и гибкими участниками инновационного процесса являются малые и средние предприятия. Высокая инновационная активность и результативность мелкого и среднего бизнеса позволяют крупным предприятиям внедрять принципы внутреннего предпринимательства, использовать мелкие и средние предприятия для разработки нововведений. Одновременно малые предприятия самостоятельно занимаются инновационной деятельностью.

В современных условиях важным элементом инновационной инфраструктуры развитых стран являются малые инновационные предприятия. По количественным показателям они относятся к субъектам малого предпринимательства. Так, во Франции к ним относятся компании, отвечающие следующим критериям: срок существования менее 8 лет, число сотрудников — не более 250 человек, годовая выручка не более 50 млн евро, прямые затраты на исследования и разработки не менее 15% общей суммы текущих издержек. Доля физических лиц и венчурных фондов в капитале не менее 75%.

В России малые предприятия составляют 95,2% от общего числа коммерческих организаций. Численность занятых на них — 25,2% от общего числа занятых в экономике, инвестиции в основной капитал — 10% от общего числа инвестиций, выручка от реализации товаров — 28,5% (без банков, страховых и кредитных организаций). Затраты на технологические инновации малых предприятий России в 2011 г. составили 9479,3 млн руб.2

1 См.: Ерошкин А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 10. С. 24.

1 Презентация ВЭБ по вопросу разработки механизма государственной га-

рантийной поддержки малым и средним предприятиям в России.

Инновационная деятельность малых предприятий — это научные исследования, трансфер знаний в предпринимательскую среду, внедрение инноваций в производство, налаживание серийного выпуска, доведение новых технологий и продуктов до потребителя.

Малые инновационные предприятия создают потенциал для изменения пропорций в производстве, способствуют взаимосвязи развития науки, промышленности и экспорта. Они являются технологическими лидерами в зарождающихся отраслях экономики, открывают новые сегменты рынка, внедряют новые технологии, повышают конкурентоспособность производства и углубляют диверсификацию.

Поэтому малые инновационные предприятия отвечают современным потребностям инновационной экономики, придавая ей гибкость и адаптивность, влияя на распространение в экономике новой культуры бизнеса.

По статистике, в европейский странах от 30 до 60% малых и средних предприятий являются инновационно-активными3. В России, несмотря на общую положительную динамику развития малого предпринимательства, масштабы инновационно-активных предприятий несравнимо малы: их доля в общей структуре субъектов малых предприятий составляет от 1,4 до 3,5%. При этом из всех малых инновационных предприятий только 15% могут считаться по-настоящему инновационными, они проводят научные исследования, охраняют интеллектуальную собственность, занимаются коммерциализацией нововведений на рынке .

Основные причины, сдерживающие развитие инновационных предприятий в России:

• недостаток денежных средств предприятий: удельный вес предприятий, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций промышленного производства в России, в 2006 г. был равен 9,4%, в то время как в развитых странах ЕС он составил: в Австрии 57,5%, Германии 72,8%, Швеции 54,3%, Франции 36,1%, Дании 57,7%. Не менее 30% в других странах, наименьший показатель в ЕС — в Болгарии — 18%;

• недостаточная финансовая поддержка со стороны государства;

3 См.: Нестеренко Ю.Н. Кредитная поддержка в системе финансового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий России // Вестн. РГГУ. Сер. Экономика. 2010. № 6. С. 160.

4 Там же.

5 Статистический сборник. Россия и страны мира. М., 2008. С. 312.

• недостаточная помощь малым инновационным предприятиям фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: в 2008 г. — 1,5% расходов федерального бюджета на наукУ;

• высокая стоимость нововведений: затраты на инновации составляют 1,5% стоимости промышленной продукции (в странах ЕС этот показатель — 4,2%)7;

• низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию, выражающийся в сравнительно небольшой доле идей, дошедших до реализации.

К этому следует добавить несовершенство законодательной базы, недостаточные льготы в налоговом законодательстве для инновационных предприятий, ограниченность доступа к заемным средствам, конкуренцию со стороны крупных отечественных предприятий и иностранных компаний.

Все это говорит о необходимости ускоренного решения назревших проблем в области отечественного инновационного предпринимательства. Для оказания финансовой поддержки малым и средним инновационным предприятиям в ведущих странах используется широкий набор инструментов. К ним относятся различные кредитно-гарантийные и инвестиционные механизмы, призванные стимулировать приток акционерного венчурного капитала и банковских кредитов в малые и средние предприятия. Наряду с этим активно применяются и такие методы, как выделение грантов на проведение стартовых исследовательских и опытно-конструкторских работ по венчурным проектам, а также создание бизнес-инкубаторов и технопарков, где обеспечиваются благоприятные условия для их роста.

В США реализуются две государственные программы на федеральном уровне, связанные с финансированием малых инновационных предприятий, а также программа развития финансовых услуг для инновационных предприятий:

1. «Программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса» (the small business innovation research program — SBIR);

2. «Программа по распространению технологий малого бизнеса» (the small business technology transfer program — STTR);

3. «Программа по созданию инвестиционных компаний для малого бизнеса» (small business investment Company — SBIC).

6 См.: Нестеренко Ю.Н. Указ. соч. С. 161.

7 См.: Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5. С. 49.

Данные программы координируются Администрацией малого бизнеса США (small business administration). На программы направляется часть расходов федерального бюджета на научно-исследовательскую деятельность.

Ежегодно в рамках программы SBIR реализуется свыше 6000 проектов на общую сумму более 2 млрд долл. По программе SBIR с общим годовым бюджетом более 1 млрд долл. каждый год реализуется около 1000 инновационных технологических проектов. Посредством SBIR и STTR в США на государственном уровне обеспечивается развитие стратегически важных направлений инновационной деятельности .

Показатели инновационной деятельности европейских стран уступают аналогичным показателям в США. Поэтому на уровне руководства ЕС и правительств отдельных стран Европы сформулирована задача глобальной конкурентоспособности на основе развития инновационного предпринимательства.

С этой целью сформирован Европейский Инвестиционный Фонд (European Investment Fund — EIF), который предлагает широкий набор финансовых услуг для малых и средних инновационных предприятий.

Акционерами EIF являются Европейский инвестиционный банк, Европейская комиссия и большое число государственных, частных банков, финансовых организаций. Таким образом, EIF является примером государственно-частного партнерства в области финансирования инновационной деятельности. Основными продуктами EIF являются:

• прямые инвестиции для поддержки малых и средних предприятий;

• кредитные продукты, направленные на повышение доступности кредитных ресурсов для малых предприятий.

В настоящее время через EIF вкладывается около 37% государственных средств на развитие инновационной деятельности. В ближайшие 3—5 лет планируется увеличение государственных средств до 50% всего объема европейских венчурных инвестиций .

Несмотря на межстрановые различия, можно выделить важнейшие особенности европейской модели финансовой поддержки инновационного предпринимательства:

8 См.: Шаркова А. Мировой опыт функционирования финансовой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства // Предпринимательство. 2010. № 6. С. 95.

9 Там же. С. 98.

1. Значительная роль государственного финансирования;

2. Существенная роль «Фонда Фондов» для финансирования инновационных предприятий;

3. Большая доля (более 1/3) венчурных инвестиций из зарубежных стран;

4. Инвестирование менее рисковых проектов за счет основного участия в венчурных фондах страховых компаний и банков.

В России с участием опыта зарубежных стран созданы базовые элементы финансовой поддержки инвестиционного предпринимательства. С 1994 г. действует государственная некоммерческая организация «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Ежегодно в фонд направляется 1,5% средств федерального бюджета на науку. Финансирование предоставляется фондом на конкурентной основе в несколько этапов. С целью развития венчурного финансирования сформированы Российская Венчурная Компания («Фонд фондов») и региональные венчурные фонды.

Однако результаты деятельности отечественных фондов инновационного развития уступают зарубежным организациям. Развитие инновационной деятельности в России сдерживается низкой предпринимательской активностью в целом по стране, недостаточной государственной поддержкой стратегических направлений инвестиционной деятельности, преимущественно прямым финансированием инновационных предприятий, недостаточным разнообразием участников венчурной деятельности. Следовательно, развитие инвестиций в российские инновационные предприятия тормозится общим состоянием социально-экономической среды:

• дефицитом проектов для венчурных фондов;

• низким уровнем оценки рисков и подготовки документации;

• неготовностью к сотрудничеству.

Все это свидетельствует о необходимости развития финансовой инфраструктуры в тесной взаимосвязи с рынком инноваций и инновационной культуры общества.

Одной из приоритетных задач инновационной политики государств является содействие развитию венчурных фондов, обеспечивающих капиталом малые и средние инновационные предприятия на стадии их становления.

Поддержка венчурной отрасли осуществляется главным образом через механизм государственно-частного партнерства, предусматривающего совместное участие государства и бизнеса в создании и финансировании венчурных фондов. Чаще всего государство выступает соинвестором находящихся в частном

управлении венчурных фондов, формируя до 50% их капитала. Бюджетные средства в частно-государственные фонды осуществляются в форме долевых инвестиций, но могут использоваться и другие инструменты, например, долгосрочные субординированные займы. Такие займы предоставляются не сразу при организации фонда, а при финансировании фондом конкретных инновационных проектов. Это существенно повышает эффективность расходования бюджетных средств.

Традиционным инструментом государственной финансовой поддержки малых и средних инновационных компаний во многих странах мира является предоставление займов и гарантий по кредитам. Кредитно-гарантийные операции проводятся как в рамках общих национальных программ стимулирования малого бизнеса, так и в рамках национальных программ для венчурных компаний.

Государственные займы и гарантии инновационным компаниям невелики по объему (в среднем 100—500 тыс. долл.) и покрывают 50—75% стоимости осуществляемых проектов. Они выделяются на льготных условиях.

Среди льгот можно назвать следующие виды:

• низкие или даже нулевые процентные ставки по займам и гарантиям;

• длительные сроки погашения займов;

• наличие льготного периода на погашение основной суммы займа;

• субординированный характер государственных займов по отношению к другим долговым обязательствам заемщика;

• минимальные требования по обеспечению обязательств по займам и гарантиям или отсутствие их.

Проблема банковского кредитования субъектов малого предпринимательства весьма актуальна для России. Спрос на кредитные ресурсы субъектами малых предприятий удовлетворен сегодня лишь на треть, тогда как ставка по кредитам малым предприятиям увеличивается: если в 2008 г. ее уровень составлял 12—14%, то сейчас она колеблется от 20 до 25%°. На рынке доминируют краткосрочные кредиты, а среди заемщиков преобладают предприниматели сферы торговли, транспорта и сельхозпроизводители. Малые же предприятия промышленности находятся на положении аутсайдеров.

Для снижения рисков кредитования и увеличения доли заемных средств отечественных малых инновационных предприя-

10 См.: Нестеренко Ю.Н. Указ. соч. С. 161.

тий необходимо активно внедрять в практику программу предоставления государственных гарантий малому бизнесу. Их суть состоит в перенесении части финансовых рисков малых предприятий на общественный сектор и на обязательства государства покрыть затраты по выплате кредита в случае провала наукоемкого проекта. Это позволит сделать процесс кредитования малых инновационных предприятий привлекательным для коммерческих банков.

Для повышения эффективности государственной поддержки развития инновационного предпринимательства в западных странах были созданы специализированные банки, занимающиеся кредитованием малых предприятий, а также ассоциации гарантирования кредитов. Основной задачей этих организаций стало преодоление традиционных трудностей, связанных с ограниченными возможностями малых компаний в привлечении заемного капитала, с высокими затратами по сделкам и с большими информационными расходами.

В России государственная помощь малым предприятиям в получении банковских кредитов определяется законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Наряду с субсидиями и бюджетными инвестициями эта помощь включает государственные и муниципальные гарантии по обязательствам малых предприятий. Однако механизм их предоставления нормативным актом не определен, что негативно сказывается на взаимоотношениях коммерческих банков с субъектами малого предпринимательства.

Для эффективной поддержки малых инновационных предприятий в промышленности государство должно обеспечить стабильность и конкурентоспособность банковского сектора, переориентировать его на интересы малого предпринимательства. Государственная политика должна стимулировать предоставление коммерческими банками кредитов малым предприятиям. Кредитные организации, в которых государство имеет долю в уставном капитале, также должны оказывать помощь малым инновационным предприятиям по созданию благоприятных условий для кредитования.

В целом институциональная поддержка государства в кредитовании малых инновационных предприятий России выражается:

1. В увеличении возможности государства для субсидирования процентной ставки по кредитам и участии в долевом финансировании инвестиций социально значимых объектов, что ведет к снижению рисков коммерческих банков;

2. В расширении деятельности фондов финансовой поддержки предпринимательства, которые аккумулируют бюджетные

средства и финансируют программы развития малых инновационных предприятий, удовлетворяют потребности предприятий в кредитных ресурсах и предоставляют поручительство по ним;

3. В использовании механизма банковского страхования с участием государства, которое играет роль страховой компании, предлагающей банкам услуги по перестрахованию, что снижает неопределенность и риски при финансировании малых инновационных предприятий;

4. В стимулировании развития микрофинансовых организаций — кредитных кооперативов, обеспечивающих доступ малых предприятий и индивидуальных предпринимателей к заемным ресурсам;

5. В развитии небанковской инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий, включающей лизинговые, факторинговые компании и венчурные фонды.

Таким образом, механизмы государственного финансирования инновационной деятельности малых предприятий постоянно обновляются и оптимизируются. При этом первоочередное внимание уделяется формированию финансовых механизмов, позволяющих ускорить коммерциализацию получаемых научных знаний.

Для России особую остроту приобретают проблемы определения приоритетных направлений государственной политики и финансового обеспечения инновационного предпринимательства, формирования социально-экономической среды инновационного развития, осуществление внешнеэкономической деятельности.

На современном этапе развития российской экономики все более значительную роль в качестве важного инструмента экономической политики государства играют государственные гарантии. Государственные гарантии — главное условие привлечения денежных ресурсов для финансирования проектов в сфере модернизации экономики, инфраструктуры, частно-государственного партнерства, поддержки экспорта высокотехнологичной продукции.

В структуре программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации высокая доля отводится «инвестиционным гарантиям». На 2012 г. они составляли 30%, что в два раза больше, чем в 2011 г. Прогноз на 2013, 2014 и 2015 гг. предполагает соответственно: 1732,2 млн руб., 2306,3 млн руб. и 2717,0 млн руб.11

11 Основные направления государственной долговой политики российской Федерации на 2012—2014 гг.

Но государственные гарантии Российской Федерации рассматриваются в России и как гибкий «антикризисный» механизм. Накопленная за последние годы практика активного использования государственных гарантий Российской Федерации как инструмента поддержки российских хозяйствующих субъектов, оказавшихся в условиях экономического кризиса, позволяет получить ряд выводов, имеющих системное значение с точки зрения оценки целесообразности дальнейшего наращивания или, напротив, свертывания государственной гарантийной поддержки отечественных предприятий. По состоянию на 12 октября 2012 г. по обязательствам российских предприятий было предоставлено 200 госгарантий на сумму 619,6 млрд руб., состоящих на учете во Внешэкономбанке. Данная форма господдержки была оказана 128 принципалам (заемщикам), получившим коммерческие кредиты в десяти банках Российской Федерации. Разрабатывается механизм предоставления государственных гарантий Российской Федерации малым и средним предприятиям.

Однако практика активного применения государственной гарантийной поддержки имеет и свои негативные стороны. Последствия использования этого инструмента могут быть весьма обременительными для федерального бюджета и малоэффективными для стимулирования экономического роста. С точки зрения рисков федерального бюджета немаловажное значение имеет тот факт, что исполнение государственных гарантий происходит независимо от результатов реализации проектов, в поддержку которых гарантии предоставлялись. Получатели государственной гарантийной поддержки не несут каких-либо обязательств и ответственности в связи с реализацией или неэффективной реализацией поддерживаемых государством проектов.

Государственные гарантии являются эффективным инструментом решения проблем предприятий в области текущей и краткосрочной ликвидности, но не могут решить задачи оптимизации управления бизнеса и увеличения продаж производимых товаров. Нет оснований ожидать от неплатежеспособных компаний радикального выздоровления при получении государственной гарантийной поддержки.

В целях повышения эффективности инструмента государственных гарантий, а также управления рисками бюджета, связанными с их предоставлением, при оказании гарантийной поддержки предприятиям целесообразно исходить из следующих основных принципов:

— установление единых подходов ко всем предприятиям, получающим государственную гарантийную поддержку;

— при отборе компаний, получающих государственную поддержку, не включать финансово-убыточные предприятия;

— обеспечение распределения рисков между государством и участниками гарантийной поддержки;

— принятие определенных ограничений получателями гарантийной поддержки на период действия госгарантий;

— установление ответственности принципала за нереализацию проектов, обеспеченных государственной поддержкой.

Учет всех указанных факторов предоставления государственной гарантийной поддержки инновационных предприятий, изменяющих количественное и качественное их положение в экономике страны, будет способствовать построению эффективной национальной инновационной системы.

Список литературы

Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Ерошкин А. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минфин России.

Нестеренко Ю.Н. Кредитная поддержка в системе финансового обеспечения деятельности малых инновационных предприятий России // Вестн. РГГУ. Сер. Экономика. 2010. № 6.

Николаев О.В. Организационные структуры инновационной деятельности // Вестн. РГГУ. Сер. Экономика. 2011. № 10.

Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2012—2014 гг.

Росстат. URL: http://www.gks.ru/

Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5.

Статистический сборник. Россия и страны мира. М., 2008.

Федеральный Закон «О государственном бюджете на 2012 год и плановый период 2013—2014 годов» № 216-ФЗ.

Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ.

Маркова А. Мировой опыт функционирования финансовой инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства // Предпринимательство. М., 2010.

Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес // Вопросы экономики. 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.