Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики'

Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1097
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SMALL BUSINESS / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE ECONOMY / DEVELOPMENT FACTORS / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / РИСКИ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенок В.Л., Сафронова Ж.С., Бразевич Д.С.

В статье приводится научный анализ переходного этапа экономики России на инновационный путь развития, который является сложнейшим вызовом для современного государства. Показана насущная потребность в теоретическом и практическом осмыслении возможностей современного рынка, обусловленная поиском эффективных средств управления инновационными процессами. Выявлена особая роль малого и среднего предпринимательства, призванного обеспечить конкурентоспособную среду в условиях инновационной деятельности. Обосновано, что наиболее органична инновационная среда именно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые способны наиболее эффективно и быстро реагировать на спрос потребителей, влиять на него и развиваться с учетом регионального развития. Выявлено, что государственные меры поддержки малого бизнеса не достаточно эффективны и, на данный момент, не способны решить проблемы малого бизнеса в применении новых инновационных технологий экономического развития, тем самым сокращая возможности перехода экономики страны на инновационный путь развития. Анализируется вопрос, как малое предпринимательство становится определяющим фактором развития инновационного сектора страны. Приведены понятия инновационной деятельности малого предприятия. Проанализирован вопрос о становлении и развитии малого предпринимательства, которое за последние годы стало важнейшим сектором экономики, и оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Показана неравномерность распространения малого бизнеса в стране по регионам, обозначены существующие риски малого предпринимательства. Обоснованы преимущества малого бизнеса перед крупными государственными предприятиями в инновационном развитии России. Определены и обоснованы факторы, влияющие на эффективность деятельности малых предприятий. Проведен анализ исторического развития малых инновационных предприятий в Санкт-Петербурге, предоставлен статистический анализ данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Василенок В.Л., Сафронова Ж.С., Бразевич Д.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small entrepreneurship as factor of development of innovative economy

The scientific analysis of a transitional stage of economy of Russia on the innovative way of development which is the most difficult call for the modern state is provided in article. The pressing need in theoretical and practical judgment of opportunities of the modern market caused by search of effective remedies of management of innovative processes is shown. The special role of the small and average business designed to provide the competitive environment in the conditions of innovative activity is revealed. It is proved that the innovative environment for the enterprises of small and medium business which are capable to react most effectively and quickly to demand of consumers is most organic, to influence it and to develop taking into account regional development. It is revealed that the state measures of support of small business aren't rather effective and, at the moment, aren't capable to solve problems of small business in use of new innovative technologies of economic development, thereby reducing possibilities of transition of national economy by an innovative way of development. The question as small business is analyzed becomes the defining factor of development of the innovative sector of the country. Concepts of innovative activity of small enterprise are given. The question of formation and development of small business which in recent years became the most important sector of economy is analysed, and exerts considerable impact on a social and economic situation in Russia. The unevenness of distribution of small business in the country on regions is shown, the existing risks of small business are designated. Advantages of small business before the large state enterprises in innovative development of Russia are proved. The factors influencing efficiency of activity of small enterprises are defined and proved. The analysis of historical development of the small innovative enterprises in St. Petersburg is carried out, the statistical analysis of data is provided.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики»

УДК: 330.161

Малое предпринимательство как фактор развития инновационной экономики

Д-р. экон. наук, профессор Василенок В.Л. fem1421@yandex.ru Канд. пед. наук Сафронова Ж.С. shan_safronova@mail.ru Университет ИТМО 191002, Россия, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 9 Канд. социол. наук Бразевич Д.С. brazevich1986@mail.ru Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) 190013, Россия, Санкт-Петербург Московский пр. д. 26

В статье приводится научный анализ переходного этапа экономики России на инновационный путь развития, который является сложнейшим вызовом для современного государства. Показана насущная потребность в теоретическом и практическом осмыслении возможностей современного рынка, обусловленная поиском эффективных средств управления инновационными процессами. Выявлена особая роль малого и среднего предпринимательства, призванного обеспечить конкурентоспособную среду в условиях инновационной деятельности. Обосновано, что наиболее органична инновационная среда именно для предприятий малого и среднего бизнеса, которые способны наиболее эффективно и быстро реагировать на спрос потребителей, влиять на него и развиваться с учетом регионального развития. Выявлено, что государственные меры поддержки малого бизнеса не достаточно эффективны и, на данный момент, не способны решить проблемы малого бизнеса в применении новых инновационных технологий экономического развития, тем самым сокращая возможности перехода экономики страны на инновационный путь развития. Анализируется вопрос, как малое предпринимательство становится определяющим фактором развития инновационного сектора страны. Приведены понятия инновационной деятельности малого предприятия. Проанализирован вопрос о становлении и развитии малого предпринимательства, которое за последние годы стало важнейшим сектором экономики, и оказывает значительное влияние на социально-экономическую ситуацию в России. Показана неравномерность распространения малого бизнеса в стране по регионам, обозначены существующие риски малого предпринимательства. Обоснованы преимущества малого бизнеса перед крупными государственными предприятиями в инновационном развитии России. Определены и обоснованы факторы, влияющие на эффективность деятельности малых предприятий. Проведен анализ исторического развития малых инновационных предприятий в Санкт-Петербурге, предоставлен статистический анализ данных. Ключевые слова: малое предпринимательство, инновации, инновационная деятельность, инновационная экономика, развитие, риски, факторы развития, эффективность.

DOI: 10.17586/2310-1172-2018-11-1-98-104

Small entrepreneurship as factor of development of innovative economy

D.Sc., professor Vasilenok V.L. fem1421@yandex.ru Ph.D. Safronova Zh.S. shan_safronova@mail.ru ITMO University 191002, Russia, St. Petersburg, st. Lomonosov, 9 Ph.D. Brazevich D.S. brazevich1986@mail.ru Saint-Petersburg state technological Institute (University) 190013, Russia, St. Petersburg Moscow Ave. 26

The scientific analysis of a transitional stage of economy of Russia on the innovative way of development which is the most difficult call for the modern state is provided in article. The pressing need in theoretical and practical judgment of opportunities of the modern market caused by search of effective remedies of management of innovative processes is shown. The special role of the small and average business designed to provide the competitive environment in the conditions of innovative activity is revealed. It is proved that the innovative environment for the enterprises of small and medium business which are capable to react most effectively and quickly to demand of consumers is most organic,

to influence it and to develop taking into account regional development. It is revealed that the state measures of support of small business aren't rather effective and, at the moment, aren't capable to solve problems of small business in use of new innovative technologies of economic development, thereby reducing possibilities of transition of national economy by an innovative way of development. The question as small business is analyzed becomes the defining factor of development of the innovative sector of the country. Concepts of innovative activity of small enterprise are given. The question of formation and development of small business which in recent years became the most important sector of economy is analysed, and exerts considerable impact on a social and economic situation in Russia. The unevenness of distribution of small business in the country on regions is shown, the existing risks of small business are designated. Advantages of small business before the large state enterprises in innovative development of Russia are proved. The factors influencing efficiency of activity of small enterprises are defined and proved. The analysis of historical development of the small innovative enterprises in St. Petersburg is carried out, the statistical analysis of data is provided.

Keywords: small business, innovation, innovative activity, innovative economy, development factors.

Введение

На современном этапе развития России ключевым звеном экономики являются субъекты малого бизнеса, которые задают тон инновационному процессу социально-экономического развития. Малый бизнес, удовлетворяя потребности населения, приобретает некоторые специфические черты, которые имеют ярко выраженные децентрализованный характер. Так инновационный бизнес приобретает региональную направленность и его фокусировка основана на удовлетворении потребностей отдельных местных сообществ. За счет этого повышается экспортный потенциал субъектов Российской Федерации. Иными словами, учет экономического развития регионов и их экономических потребностей мобилизует потенциальные возможности всей экономической системы страны, повышает мобильность и конкурентоспособность отдельных отраслей народного хозяйства.

Малое предпринимательство является источником средств существования, способом раскрытия личностного потенциала индивида. По словам экономистов, объективно расширяющаяся реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью. Малые предприятия способны создавать новые рабочие места, вследствие этого могут обеспечивать снижение уровня безработицы и социальной напряженности в отдельных регионах, в частности, и в целом, в стране.

Основная часть

Малое инновационное предприятие, при грамотной поддержке государства, способно повысить эффективность использования ресурсов. Уже сейчас благодаря инновационной деятельности малого и среднего бизнеса создаются не только новые рабочие места, то есть оживляется рынок рабочей силы, но и проводятся социально-политические мероприятия, направленные на повышение уровня жизни россиян. Малый инновационный бизнес способен актуализировать человеческий и социальный капитал посредством развития определенной ментальности и стимулирования развития новых форм самоактуализации индивида, развитие личной активности, предпринимательских способностей и потенций.

Малое предпринимательство изначально строится в условиях ограниченных финансовых ресурсов, и финансовых рисков, такова его природа, поэтому оно должно строиться на научных подходах в управлении и с учетом специфики отдельных региональных рынков.

Инновационная деятельность малого бизнеса - это отдельная структура бизнес-процессов, отдельный объект управления, который включает в себя управление капиталами финансовыми, трудовыми и иными ресурсами. Без системного подхода правление становится неэффективным. В данном случае инновации должны затрагивать все стороны (интеллектуальные, социальные, экономические, психологические) малого бизнеса.

В современных реалиях инновационно-проектная деятельность показывает, что количество инновационных предложений превышает спрос на них. Во многих исследованиях ученых подчеркивается, что только малое количество идей имеет успешное, в экономическом плане, воплощение, остальные идеи, в лучшем случае, экономически не выгодны, в худшем - наносят больше ущерба, чем пользы.

Лишь одна инновационная идея из сорока предложенных жизнеспособна и ее реализация влечет за собой экономические выгоды. Инновационный рынок уже сейчас позволяет выбирать наиболее эффективные предложения, но барьером в этом направлении является низкая предпринимательская осведомленность и культура.

Успешное функционирование малого бизнеса обусловлено следующими факторами:

1) удовлетворение потребительского спроса товарами и услугами, которые крупным компаниям экономически невыгодны;

2) высокий оборот капитала;

3) использование инноваций, адаптированных под непосредственные нужды региона.

Малый бизнес имеет возможности более гибкого реагирования на запросы рынка, чем крупные предприятия, соответственно это обеспечивает большие возможности для инновационного развития и эффективного использования ресурсов.

Помощь в доступе к ресурсам должна осуществляться со стороны государственных органов и регулироваться на правовой основе. Для полноценного функционирования малого бизнеса необходим учет:

1) долей малого предпринимательства в общей численности субъектов рыночной экономики;

2) долей прироста валовой продукции малого предпринимательства в приросте валового внутреннего продукта;

3) суммы налоговых поступлений в бюджеты за счет субъектов малого бизнеса;

4) обеспечения населения рабочими местами;

5) потребностей местного населения и пр.

Экономический рост и благосостояние многих развитых стран базируется на динамичном функционировании предприятий малого бизнеса, которые могут достигать эффективности как в реальном секторе экономики, при производстве материальных благ и товаров, а также и сфере производства услуг, научного и информационного обслуживания.

Мы придерживаемся точки зрения, что инновации необходимо трактовать как деятельность, направленную на создание нового продукта, конечным результатом реализации, которой являются новые виды товаров, техники, технологии, методов и способов организации производства, труда, а также и управления.

Сфера, объединяющая малые и средние предприятия различных отраслей, получила в мировой и отечественной практике общее название - малый бизнес. Малое инновационное предприятие в России можно определить как мобильную хозяйственную единицу, образованную на базе соединения интеллектуальной и финансовой собственности и способную работать в условиях трансформирующегося рыночного спроса.

По данным исследований Росстата, на январь 2015 года, в Российской Федерации было зарегистрировано и действовало (МСП), на которых было занято более 18 млн. человек, что составляло 25% от общего числа занятых в экономике.

Общая численность занятых в экономике по состоянию на конец 2014 г. составляла 71539 тыс. человек. Основу сектора МСП по количеству хозяйствующих субъектов составляют ИП - 2,4 млн. или 53,3% всех МСП и микропредприятия - 1,9 млн. или 41% всех МСП. Малые предприятия составляют 5,2%, а средние - 0,3% от общего количества субъектов МСП. При этом на микропредприятиях и в сегменте ИП трудится более половины всех занятых в секторе МСП - 55% [13, о 96].

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2015 г. (по итогам 2014 года) представлены в табл. 1 [13, о 96] .

Таблица 1

Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

по итогам 2014 года

Микро- Малые Средние Индивидуальные Все категории МСП

предприятия предприятия предприятия предприниматели

Количество субъектов МСП, тыс. ед. 1868,2 235,6 13,7 2413,8 4531,3

Доля в секторе МСП, % 41,2 5,2 0,3 53,3 100%

Среднесписочная численность работников, тыс. чел. 4431,1 6358,4 1585,8 5645,7 18021

Оборот (выручка) субъектов МСП от реализации товаров (работ и услуг), млрд. рублей 9699,3 16692,9 5027,8 10447,5 41867,5

В целом уровень развития малого и среднего бизнеса в России значительно отстает от стран Европы и США. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Малый бизнес в России и за рубежом

Страны Количество малых предприятий (в тыс.) Количество малых предприятий в ранге на 1000 жителей Доля работающих в общей численности занятых, % Доля малых предприятий в ВВП страны, %

Великобритания 2630 46,00 49,0 50-53

Германия 2290 37,00 46,0 50-54

Италия 3920 68,00 73,0 57-60

Франция 1980 35,00 54,0 55-62

США 19300 74,20 54,0 50-52

Япония 6450 49,60 78,0 52-55

Россия 1602 5,65 9,6 10-11

Как видно из табл., количество работающих людей на малых предприятиях в России очень мало, особенно по сравнению с другими странами. Оно составляет всего 9,6 % от общей численности занятых. В европейских странах этот показатель составляет около 40-70%, а в США, где наибольшее количество малых предприятий (более 19 тыс.), доля занятых составляет более 70% от всего работающего населения. Малый бизнес неравномерно распространен по российским регионам (табл. 3).

Таблица 3

Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. чел. населения в разрезе

по федеральным округам РФ

Федеральные округа Количество предприятий, ед.

На 01.01.2014 На 01.01.2014

РФ 192,20 РФ 192,20 РФ

Центральный ФО 208,40 Центральный ФО 208,40 Центральный ФО

Северо-Западный 247,60 Северо-Западный 247,60 Северо-Западный

Южный ФО 172,40 Южный ФО 172,40 Южный ФО

Северо-Кавказский 64,20 Северо-Кавказский 64,20 Северо-Кавказский

Приволжский ФО 143,00 Приволжский ФО 143,00 Приволжский ФО

Уральский ФО 239,80 Уральский ФО 239,80 Уральский ФО

Сибирский ФО 205,80 Сибирский ФО 205,80 Сибирский ФО

Дальневосточный 132,20 Дальневосточный 132,20 Дальневосточный

Анализ данных позволил заключить следующее, что динамика роста за данный период характеризуется нестабильной динамикой изменений. Наибольшее распространение малый бизнес имеет в промышленных и деловых центрах России. Например, в Санкт-Петербурге в 2014 году было зарегистрировано более 368 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Так 67,1% субъектов малого и среднего предпринимательства приходилось на микропредприятия с количеством работников до 14 человек; 28%

субъектов МСП являлись индивидуальными предпринимателями, 5% приходилось на малые предприятия. По сравнению с 2013 годом количество малых и микро предприятий увеличилось более чем на 18 тысяч единиц [11].

Структура деятельности микропредприятий и малых предприятий в Санкт-Петербурге в 2014 году выглядела следующим образом: более 43 %, от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства, приходилось на предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей; 21% на компании, осуществляющие операции с недвижимым имуществом; 11% на компании, работающие в сфере строительства; 8% приходилось на компании, работающие в сфере транспорта и связи; около 8,5% на компании, работающие в сфере производства.

Количество работников субъектов малого предпринимательства в 2014 г. составляла свыше 1 млн. 250 тыс. человек (45% всего занятого населения Санкт-Петербурга). Наибольшее число занятых (29%) осуществляли свою деятельность в сфере торговли.

В Санкт-Петербурге в 2014 г. работало 535 средних предприятий, что составляло 0,14% от субъектов малого и среднего бизнеса. Средние предприятия обеспечивали занятостью свыше 65 тыс. жителей Санкт-Петербурга, 37% которых или 24 тыс. человек, работали в производственном секторе.

Совокупный оборот субъектов малого предпринимательства в 2014 г. составил порядка 1,7 трлн. рублей. Наибольшая доля оборота малых предприятий традиционно приходилась на сектор торговли - 58%. На обрабатывающие производства приходилось 10% совокупного оборота малых предприятий. Общий оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 г. составил 25% от общего оборота всех организаций Санкт-Петербурга.

Объем инвестиций субъектов малого и среднего предпринимательства составил порядка 8 млрд. руб. (5% от общего объема инвестиций всех организаций Санкт-Петербурга). При этом Петербург оставался лидером в России по количеству малых предприятий на 1 тыс. жителей.

С 2013 года отмечается увеличение объема инвестиций в производственном секторе. В 2015 г. в структуре инвестиций обрабатывающие производства занимали 1 место или 35 % от общего объема инвестиций, 2 место занимали - транспорт и связь (27%), 3 место - строительство (16%) [11].

Малый и средний бизнес в Санкт-Петербурге имеет перспективы роста, данный сегмент важен для экономики города и поддерживается правительством. Так, например, на реализацию программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в 2014 году было выделено 315,4 млн. руб., при этом приоритетным направлением развития является поддержка малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в производственной и инновационной сфере, так как именно эти предприятия обладают резервом развития экспортной деятельности. В 2015 году произошел прирост в 4% по отношению к 2012 г. количества малых предприятий, осуществляющих деятельность в области обрабатывающих производств и инноваций.

Сегодня становится очевидным, что для успешного развития сферы промышленного производства в российской экономике важно и формирование инновационной среды, и активный рост предпринимательского сегмента, в особенности - сегмента инновационного предпринимательства, деятельность которого характеризуется высокой емкостью когнитивных (информационных) ресурсов и способностью максимизировать отдачу за счет использования научно обоснованного новаторства.

Статистически достоверно, что для предпринимателей более актуальными являются потребности в признании и самовыражении, чем для наемных работников. В то время как потребности в безопасности и межличностном общении более актуальны для наемных работников, по сравнению с предпринимателями. Это может свидетельствовать о большей значимости для предпринимателей наиболее полной реализации своего потенциала и необходимостью определения своего места в обществе.

Малые инновационные предприятия могут открывать новые сегменты рынка, повышать наукоемкость и конкурентоспособность предприятий, быть инициаторами создания и последующего удовлетворения новых, ранее неизвестных потребностей рынка Малые инновационные предприятия, как правило, заняты разработкой и преобразованием научных идей в новые технологии и продукты. По сути, в этом и состоит их отличие от обычных форм малого и среднего предпринимательства. Основная сфера деятельности и распространения малого инновационного бизнеса на сегодняшний день - это новейшие быстрорастущие наукоемкие отрасли, такие как: электроника, информатика, фармацевтика, химия, связь, биоинженерия.

Малое инновационное предпринимательство осуществляет связь между фундаментальными исследованиями и массовым производством нового инновационного продукта. Малые инновационные предприятия доводят научные открытия до отработанной промышленной технологии и в последующем передают результаты крупным компаниям, которые организуют массовое производство на основе новых методов.

По сути, сегодня в России практически нет системы, которая способствовала бы коммерциализации инновационных технологий, выводу их на рынок, что в свою очередь позволило бы нам переходить к информационной экономике.

Заключение

В заключении обозначим следующее, развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений, позволяющих сформировать важное звено в инновационной цепочке от научной идеи до инновации. В то же время развитие малого инновационного предпринимательства выступает фактором решения многих социальных и экономических проблем российских регионов.

В свою очередь подчеркнем, что активизацией развития инноваций для малого бизнеса, в первую очередь, является конкурентоспособная среда, в условиях которой производители продукции или поставщики услуг вынуждены искать инновационные механизмы сокращения издержек производства и расширения рынков сбыта. Вследствие этого малые инновационные предприятия, первыми применяющие эффективные инновации, инновационные технологии, и разрабатывающие их сами, с учетом спроса, становятся не просто конкурентоспособными, но и имеют ряд преимуществ перед другими предприятиями.

Литература

1. Бортник И.М. Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России // Инновации. 2013. № 3 (173). С. 27.

2. Бурлаков В.В., Дзюрдзя О.А. Венчурный инвестор. Его цели, задачи и значение для малого инновационного предпринимательства. Регулирование инновационных и интеграционных процессов в российской экономике: проблемы, механизмы, перспективы: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. С.6-10.

3. Бокарева Е.В. Мониторинг экономики России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 3-2 (43). С. 126-128.

4. Горностаева А.Н. Теория и практика инновационного управления российскими промышленными предприятиями: монография. - Брянск: Изд-во БГТУ, 2014. - 189 с.

5. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1.

6. Витковская О.И. Социально-психологический портрет предпринимателя // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С.23-25.

7. Иваний П.В. Государственная стратегия поддержки малого бизнеса в США: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. -М., 2012. - 25 с.

8. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 03.07. 2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) // СПС Консультант плюс.

9. Дуборкина И.А. К вопросу о моделях стратегического управления на предприятиях сферы сервиса // Сервис в России и за рубежом. 2007. № 2 (2).

10. Минаева Е.В. Инновационное формирование корпоративной бизнес-стратегии организации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2013. № 14. С. 208-213.

11. Кардаш Д.Ю. Общее состояние малого и среднего предпринимательства Российской Федерации за период 2014-2016 гг. // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 5.

12. Данные с официального сайта Администрации Санкт-Петербурга. Статистика и аналитика // htpp://gov.spb.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Труд и занятость в России. 2015. Стат.сб. / Росстат. - M., 2015. - 274 c.

14. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России". 2015. Росстат. -M., 2015. - 96 с.

15. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С.83-89.

16. Прошкина Л.А., Лазуко А. Роль малого и среднего бизнеса в России // Проблемы развития производственной сферы экономики РФ: сб. статей международной научно-практической конференции. - Пенза, 2013. Вып. 2. С. 33.

17. Юлдашева С.Н. Малый бизнес как фактор развития экономики // Молодой ученый. 2016. №13. С. 559-561.

Reference

1. Bortnik I.M. Instrumenty analiza innovacionnoj dejatel'nosti malogo predprinimatel'stva v Rossii // Innovacii. 2013. № 3 (173). Р. 27.

2. Burlakov V.V., Dzjurdzja O.A. Venchurnyj investor. Ego celi, zadachi i znachenie dlja malogo innovacionnogo predprinimatel'stva. Regulirovanie innovacionnyh i integracionnyh processov v rossijskoj jekonomike: problemy, mehanizmy, perspektivy: sbornik statej II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza: RIO PGSHA, 2014. Р. 6-10.

3. Bokareva E.V. Monitoring jekonomiki Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2006. № 3-2 (43). Р. 126-128.

4. Gornostaeva A.N. Teorija i praktika innovacionnogo upravlenija rossijskimi promyshlennymi predprijatijami: monografija. - Brjansk: Izd-vo BGTU, 2014. - 189 р.

5. Chirikova A.E. Psihologicheskie osobennosti lichnosti rossijskogo predprinimatelja // Psihologicheskij zhurnal. 1998. T. 19. № 1.

6. Vitkovskaja O.I. Social'no-psihologicheskij portret predprinimatelja // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2005. № 21. Р. 23-25.

7. Ivanij P.V. Gosudarstvennaja strategija podderzhki malogo biznesa v SShA: Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata jekonomicheskih nauk. -M., 2012. - 25 р.

8. Federal'nyj zakon ot 26.12.2008 № 294-FZ (red. ot 03.07. 2016) «O zashhite prav juridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej pri osushhestvlenii gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) i municipal'nogo kontrolja» (s izm. i dop., vstup. v silu s 04.07.2016) // SPS Konsul'tant pljus.

9. Duborkina I.A. K voprosu o modeljah strategicheskogo upravlenija na predprijatijah sfery servisa // Servis v Rossii i za rubezhom. 2007. № 2 (2).

10. Minaeva E.V. Innovacionnoe formirovanie korporativnoj biznes-strategii organizacii // Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2013. № 14. Р. 208-213.

11. Kardash D.Ju. Obshhee sostojanie malogo i srednego predprinimatel'stva Rossijskoj Federacii za period 2014-2016 gg. // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2017. № 5.

12. Dannye s oficial'nogo sajta Administracii Sankt-Peterburga. Statistika i analitika // htpp://gov.spb.ru

13. Trud i zanjatost' v Rossii. 2015. Stat.sb. / Rosstat. - M., 2015. - 274 р.

14. Statisticheskij sbornik «Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii". 2015. Rosstat. -M., 2015. - 96 р.

15. Nurmuhametov A.V. Teorija i praktika gosudarstvennogo regulirovanija i podderzhki razvitija sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva // Aktual'nyeproblemy jekonomiki iprava. 2014. № 3 (31). Р.83-89.

16. Proshkina L.A., Lazuko A. Rol' malogo i srednego biznesa v Rossii // Problemy razvitija proizvodstvennoj sfery jekonomiki RF: sb. statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza, 2013. Vyp. 2. Р. 33.

17. Juldasheva S.N. Malyj biznes kak faktor razvitija jekonomiki //Molodoj uchenyj. 2016. № 13. Р. 559-561.

Статья поступила в редакцию 02.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.