Научная статья на тему 'Повышение потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет управления их инновационной активностью на региональном уровне'

Повышение потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет управления их инновационной активностью на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
726
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / INVESTMENT / INVESTMENT INFRASTRUCTURE / INVESTMENT POTENTIAL / INNOVATION / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INNOVATION MANAGEMENT / INNOVATIVE POTENTIAL / COMPETITIVENESS / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уварова Ксения Сергеевна

Введение: научная статья посвящена анализу направлений и методических рекомендаций по повышению потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе управления их инновационной активностью, с учетом региональных особенностей. Материалы и методы: теоретико-методологическую основу научного исследования составили теоретические и методические материалы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области институциональной экономики, макроэкономики, региональной экономики, макрорегулирования. В основе примененной методологии системный анализ как научный метод изучения макро-мезои микропроцессов, происходящих в национальных инновационных системах, приемы и средства экономико-статистического анализа. Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также аналитические материалы, представленные в глобальной сети Internet, данные по субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющих инновационную деятельность, включая информацию, размещенную на официальных сайтах. Результаты: проведен анализ инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса на основании данных рейтинга «100 лучших изобретений России» по таким ключевым показателям деятельности, как количество (с учетом структурных пропорций), выручка, рентабельность. Проведена группировка инновационно-активных субъектов малого и среднего бизнеса по эффективности основной деятельности и использованию источников финансирования. Выявлены группы факторов, сдерживающие инновационную активность субъектов малого и среднего бизнеса на основе официальной методики. Обсуждения: на основе официальных статистических данных было проведено ранжирование групп факторов, препятствующих повышению инновационного потенциала и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Определена зависимость факторных критериев от региональных особенностей организации инновационной инфраструктуры. Определены факторы, препятствующие повышению потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства. Заключение: разработаны рекомендации по нейтрализации наиболее значимых факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства, с учетом зарубежного и передового российского опыта по основным направлениям (институциональному, финансово-экономическому), отражающих специфику особенностей отдельных регионов, которые будут способствовать реализации Стратегии инновационного развития России, а также государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уварова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING THE CAPACITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY MANAGING THEIR INNOVATIVE ACTIVITY AT THE REGIONAL LEVEL

Introduction: the scientific article is devoted to the analysis of methods aimed at improving the capacity of small and medium entrepreneurship on the basis of the management of their innovation activity, taking into account regional peculiarities. Materials and Methods: the theoretical and methodological basis of scientific research constituted the domestic and foreign scholars in the field of institutional Economics, macroeconomics, regional Economics, macro regulation. The basis of applied methodology the system analysis as a scientific method of studying the macro -, meso and micro-processes occurring in national innovation systems, methods and tools of economic and statistical analysis. The information base of the research were statistical data of Federal state statistics service (Rosstat), as well as analytical materials, represented in the global network Internet, the data of innovative-active small and medium-sized businesses, including information posted on official websites. Results: the analysis of the innovative activity of subjects of small and average business on the basis of the rating «100 best inventions of Russia» on such key performance indicators as the amount (taking into account the structural aspect ratio), revenue, profitability. It was done the grouping of innovation-active subjects of small and medium-sized businesses, operating efficiency and use of funding sources. It is identified groups of factors that restrain innovation activity of subjects of small and average business on the basis of official methodology. Discussion: on the basis of official statistical data was carried out by ranking the groups of the factors hindering the increase of innovative potential and innovative activity of subjects of small and average business. The dependence of the factor criteria from regional features of organization of innovative infrastructure is shown. It is identified barriers to improving the capacity of small and medium-sized businesses. Conclusion: developed recommendations for the neutralization of the most significant factors hampering innovative activity of Russian business, taking into account international and best Russian experience in the main areas (institutional, financial and economic), taking into account regional characteristics which will contribute to the implementation of the Strategy of innovative development of Russia and the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy» for the period up to 2020.

Текст научной работы на тему «Повышение потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет управления их инновационной активностью на региональном уровне»

8. Martyshenko S. N., Martyshenko N. S. Optimizatsiya struktury investitsii v regional'nye turisticheskie proekty [Optimization of the structure of investments in regional Turi-statistics projects], Region: Ekonomika i Sotsiologiya [Region: Economics and Sociology], 2008. No. 3, pp. 23-32.

9. Nizamutdinov M. M., Oreshnikov V. V. Opredelenie parametrov upravleniya regional'nym razvitiem na osnove algoritmov nechetkoi logiki [Definition of parameters of management of regional development on the basis of fuzzy logic algorithms], Ekonomika i matematicheskie metody [Economics and mathematical methods], 2016. Vol. 52, No. 2, pp. 30-39.

10. Nikonets O. E., Mikhalev S. I. Faktory innovatsionnogo razvitiya regional'noi ekonomiki Rossii [Factors of innovative development of regional economy of Russia], Progressivnye tekhnologii razvitiya [Progressive technologies of development], 2013. No. 11, pp. 35-41.

11. Rostova O. V., Suloeva S. B. Etapy upravleniya investitsionnym protsessom v regione [Stages of investment process management in the region], Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki [Scientific and technical Statements of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences], 2008. No. 4 (61), pp. 78-85.

12. Ryabova M. A. Predprinimatel'stvo i potentsial regiona [Entrepreneurship and potential of the region], Rossiiskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship], 2010. No. 2-2, pp. 154-157.

13. Ryabova M. A., Bazhov L. B. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya «kon"yunktura rynka aviaperevozok» [Essence and content of the concept of «air transport Market»], Vestnik Ul'yanovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Herald of Ulyanovsk State Technical University], 2011. No. 3 (55), pp. 76-78.

14. Sadunashvili L. R., Markov A. V. Rossiiskaya ekonomika v usloviyakh mezhdunarodnykh sanktsii [Russian economy under the conditions of international sanctions], Vestnik Voronezhskogo instituta ekonomiki i sotsial'nogo upravleniya [West-Nick of the Voronezh Institute of Economics and Social management], 2017. No. 1, pp. 55-58.

15. Sidorov D. A., Koltunov K. E. ShOS v mnogopolyusnom mire [SCO in the multipolar World], Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i tekhnologii [Modern tendencies of development of science and technologies], 2016, No. 2-5, pp. 155-158.

16. Sozinova A. A. Mekhanizmy upravleniya reorganizatsiei predprinimatel'skikh struktur v sovremennoi Rossii [Mechanisms of management of reorganization of entrepreneurial structures in modern Russia], Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economy and Management: problems, solutions], 2016. Vol. 2. No. 8, pp. 369-372.

17. Dzhamai E. V., Demin S. S. Analiz tekushchikh tendentsii i prognoz razvitiya otechestvennogo rynka grazhdanskoi aviatsionnoi tekhniki [Analysis of Current Trends and the Forecast of the Development of the Domestic Market of Civil Aviation Equipment], Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences], 2015. No. 6-2, pp. 133-137.

18 Yandieva M. S. K voprosu globalizatsii mirovoi ekonomiki [To the issue of globalization of the world economy], Vuzovskoe obrazovanie i nauka: materialy regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii [University education and Science: The materials of the regional scientific and practical conference], Magas, 2011, pp. 150-152.

Submitted 19.02.2018, revised 15.03.2018.

About the author:

Dmitry V. Bunkovsky, Ph. D. (Economy), associate professor of the chair philosophy, psychology and social and humanitarian disciplines

Address: East Siberian institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 664074, Russia, Irkutsk, Lermontov St., 110. E-mail: bdv611@yandex.ru Spin-code: 9821-8511

Author have read and approved the final manuscript.

08.00.05 УДК 332.1

ПОВЫШЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА СЧЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИХ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

© 2018

Ксения Сергеевна Уварова, преподаватель кафедры «Экономика и финансы»

Пензенский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Аннотация

Введение: научная статья посвящена анализу направлений и методических рекомендаций по повышению потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе управления их инновационной активностью, с учетом региональных особенностей.

Материалы и методы: теоретико-методологическую основу научного исследования составили теоретические и методические материалы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области институциональной экономики, макроэкономики, региональной экономики, макрорегулирования. В основе примененной методологии - системный анализ как научный метод изучения макро-мезо- и микропроцессов, происходящих в национальных инновационных системах, приемы и средства экономико-статистического анализа. Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, а также аналитические материалы, представленные в глобальной сети Internet, данные по субъектам малого и среднего бизнеса, осуществляющих инновационную деятельность, включая информацию, размещенную на официальных сайтах.

Результаты: проведен анализ инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса на основании данных рейтинга «100 лучших изобретений России» по таким ключевым показателям деятельности, как количество (с учетом структурных пропорций), выручка, рентабельность. Проведена группировка инновационно-активных субъектов малого и среднего бизнеса по эффективности основной деятельности и использованию источников финансирования. Выявлены группы факторов, сдерживающие инновационную активность субъектов малого и среднего бизнеса на основе официальной методики.

Обсуждения: на основе официальных статистических данных было проведено ранжирование групп факторов, препятствующих повышению инновационного потенциала и инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Определена зависимость факторных критериев от региональных особенностей организации инновационной инфраструктуры. Определены факторы, препятствующие повышению потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заключение: разработаны рекомендации по нейтрализации наиболее значимых факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства, с учетом зарубежного и передового российского опыта по основным направлениям (институциональному, финансово-экономическому), отражающих специфику особенностей отдельных регионов, которые будут способствовать реализации Стратегии инновационного развития России, а также государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» на период до 2020 г.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная инфраструктура, инвестиционный потенциал, инновации, инновационная активность, инновационная инфраструктура, инновационный менеджмент, инновационный потенциал, конкурентоспособность, малое и среднее предпринимательство, национальная инновационная система, региональная экономика.

Для цитирования: Уварова К. С. Повышение потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет управления их инновационной активностью на региональном уровне // Вестник НГИЭИ. 2018. № 4 (63). С. 103-115.

BUILDING THE CAPACITY OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES BY MANAGING THEIR INNOVATIVE ACTIVITY AT THE REGIONAL LEVEL

© 2018

Ksenia Sergeevna Uvarova, lecturer of the chair «Economics and Finance»

Penza branch Federal state institution the «Financial University under the Government of the Russian Federation»

Abstract

Introduction: the scientific article is devoted to the analysis of methods aimed at improving the capacity of small and medium entrepreneurship on the basis of the management of their innovation activity, taking into account regional peculiarities.

Materials and Methods: the theoretical and methodological basis of scientific research constituted the domestic and foreign scholars in the field of institutional Economics, macroeconomics, regional Economics, macro regulation. The basis of applied methodology - the system analysis as a scientific method of studying the macro -, meso - and micro-processes occurring in national innovation systems, methods and tools of economic and statistical analysis. The infor-

mation base of the research were statistical data of Federal state statistics service (Rosstat), as well as analytical materials, represented in the global network Internet, the data of innovative-active small and medium-sized businesses, including information posted on official websites.

Results: the analysis of the innovative activity of subjects of small and average business on the basis of the rating «100 best inventions of Russia» on such key performance indicators as the amount (taking into account the structural aspect ratio), revenue, profitability. It was done the grouping of innovation-active subjects of small and medium-sized businesses, operating efficiency and use of funding sources. It is identified groups of factors that restrain innovation activity of subjects of small and average business on the basis of official methodology.

Discussion: on the basis of official statistical data was carried out by ranking the groups of the factors hindering the increase of innovative potential and innovative activity of subjects of small and average business. The dependence of the factor criteria from regional features of organization of innovative infrastructure is shown. It is identified barriers to improving the capacity of small and medium-sized businesses.

Conclusion: developed recommendations for the neutralization of the most significant factors hampering innovative activity of Russian business, taking into account international and best Russian experience in the main areas (institutional, financial and economic), taking into account regional characteristics which will contribute to the implementation of the Strategy of innovative development of Russia and the state program of the Russian Federation «Economic development and innovative economy» for the period up to 2020.

Keywords: investment, investment infrastructure, investment potential, innovation, innovation activity, innovation infrastructure, innovation management, innovative potential, competitiveness, small and medium enterprises, national innovation system, regional economy.

For citation: Uvarova K. S. Building the capacity of small and medium-sized businesses by managing their innovative activity at the regional level // Bulletin NGIEI. 2018. № 4 (63). P. 103-115.

Введение

Принятие ряда нормативных документов, определяющих задачи инновационной направленности экономического развития России (в частности, распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.», постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»), недостаточно высокие темпы роста производства во всех отраслях и низкий уровень инновационной деятельности субъектов российского бизнеса, глобальная интеграция, санкци-онная политика и экономическая нестабильность обуславливают необходимость управления повышением инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.

Прежде чем переходить к исследованию, необходимо еще раз обратиться непосредственно к понятиям «инновационный потенциал» и «инновационная активность».

По мнению Кравченко С. И., инновационный потенциал - это способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т. п.) [1, с. 387]. Зарубежные группы ученых определяют инновацион-

ный потенциал как совокупность технологических, научно-технических, инфраструктурных, финансовых, социокультурных, правовых и иных факторов, которые образуют собой систему, направленную на обеспечение создания, внедрения, восприятие и реализацию новшеств. То есть инновационный потенциал выступает в качестве ключевого объекта инновационного менеджмента [2, а 217].

Инновационная активность предприятия - характеристика динамизма инновационной деятельности производства, оцениваемая по скорости и объемам создания, продвижения на рынок и использования инноваций в хозяйственной деятельности. Инновационная активность отражает интенсивность использования инновационного потенциала [3, с. 176].

Таким образом, инновационная активность показывает степень интенсивности инновационной деятельности и способность реализовать инновационный потенциал, а инновационная восприимчивость характеризует способность системы к освоению различных новшеств и отражает степень адаптации системы к запросам потребителей.

Согласно исследованиям, проводимым совместно Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD, а также Всемирной организацией интеллектуальной собственности с целью оценки инновационного потенциала стран мира, Российская Федерация по глобальному инновационному индексу находится на 48 месте среди 141 исследуемой страны.

Показатель инновационной активности составляет 39,32, что превышает среднесписочное значение по рейтингу [4, с. 24]. Данный индекс рассчитывается на основе учета уровня эффективности инновационной деятельности, характеризующийся соотношением инвестиций в инновации результатов от них.

Субъекты малого и среднего бизнеса (далее -МСБ) являются важным элементом жизнедеятельности национальной инновационной системы (далее - НИС). «Зоной» деятельности инновационных предприятий МСБ являются ранние этапы развития бизнеса: посевная (наличие идеи, отсутствие юридически оформленного субъекта), стартовая (микропредприятия), стадия раннего роста (микропредприятия, малые и средние предприятия), стадия расширения (средние предприятия) [5].

В соответствии с исследованиями ЕЭК ООН для компаний, находящихся на ранних этапах развития, присущи следующие черты: пытаются коммерциализировать радикальные инновации; полагаются на внешнее долевое финансирование; исследуют новые технологии и должны развивать рынок под них; темп их роста является непредсказуемым и сложным для анализа; успешная структура бизнеса может быть разработана не сразу, а в ходе экспери-

ментов [6, с. 80]. Для того, чтобы субъекты малого и среднего предпринимательства являлись одним из главных элементов НИС, способствующим экономическому росту, как на региональном, так и на государственном уровне, необходимо с учетом постоянно меняющихся условий как внешней, так и внутренней среды их функционирования, проводить исследование факторов, препятствующих их инновационной деятельности.

Материалы и методы Проведем анализ инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Несмотря на то, что на современном этапе субъектам малого и среднего бизнеса уделяется приоритетное внимание, законодательно в России не определены критерии, отражающих их инновационную специфику [7, с. 31]. Поэтому анализ инновационной активности субъектов малого и среднего бизнеса был проведен на основании данных рейтинга «100 лучших изобретений России» [8] (далее - ТОП-100). Сюда вошли субъекты - патентообладатели за период 2010-2015 гг. В выборку попало 35 субъектов МСБ, отвечающих критериям МСБ и раскрывающих финансовую отчетность (таблица 1).

Таблица 1. Характеристика инновационно-активных субъектов малого и среднего бизнеса, попавших в выборку Table 1. Characteristics of innovative-active subjects of small and medium-sized businesses that are in the sample

Виды субъектов / Types of subjects

Стадии Микропредприятия / Малые / Средние/

жизненного Microenterprises Small enterprises Medium-sized enterprises

цикла/

Stages of the выручка, количество выручка, количество, выручка, количество,

life cycle млн. руб./ ед. / млн. руб./ ед. / млн. руб./ ед. /

revenue, the number revenue, the number revenue, the number

million rubles of units million rubles of units million rubles of units

Стартовая / Starting Раннего роста / Early Growth Доля, % / Proportion

5-25

25-60

21

60-400

400-1000

45,8

32,8

21,4

Источник: составлено автором на основании данных рейтинга «100 лучших изобретений России»

8

4

Основным источником финансирования инновационной деятельности инновационно-активных субъектов малого и среднего предпринимательства являются собственные средства (62,9 %), прежде всего, на ранних стадиях жизненного цикла (таблица 2). По мере роста объемов продаж и повышению ее эф-

фективности (таблица 16) субъекты начинают использовать платные источники финансирования [9]. Хочется отметить, что Федеральной налоговой службой России для сферы деятельности «научные исследования и разработки» за 2016 г. показатель рентабельности продаж установлен на уровне 9,3 % [10].

Таблица 2. Группировка инновационно-активных субъектов малого и среднего бизнеса по эффективности основной деятельности и использованию источников финансирования Table 2. Grouping of innovative-active subjects of small and medium-sized business in terms of efficiency of main activity and use of sources of financing

Группировка субъектов малого и среднего Группировка субъектов малого и среднего бизнеса по

бизнеса по рентабельности продаж / использованию платных источников финансирования /

Grouping of subjects of small and average business Grouping of small and medium-sized businesses on the use

on profitability of sales of paid sources of funding

Доля субъектов,

Вид рентабельности / Доля субъектов / Виды субъектов / использующих платные источники / Share of entities using paid sources

Type of profitability Percentage of subjects Types of subjects

Нерентабельные / 42,9 Микропредприятия (дети) / 6,7

Unprofitable Microenterprises (children) Микропредприятия (под-

Низко рентабельные / 17,1 ростки) / 50,0

Low profitable Microenterprises (adolescents)

С нормальной рентабельностью / 25,7 Микропредприятия (взрослые) / 50,0

With a normal

profitability Microenterprises (adults)

Высоко рентабельные / 5,7 Малые предприятия / 50,0

Highly profitable Small enterprises

Сверх рентабельные / 8,6 Средние предприятия / 100,0

More profitable Medium-sized enterprises

Итого / Total 100 Всего / Total 37,1

Источник: составлено автором на основе анализа данных официальной статистики за 2016 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что прослеживается четкая зависимость рентабельности основной деятельности инновационно-активных субъектов малого и среднего предпринимательства от стадии их жизненного цикла предприятия. Поэтому менеджеры инновационных предприятий на каждой стадии сталкиваются с определенными факторами, препятствующими инновационной активности. Перейдем к анализу факторов, препятствующих инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Российской Федерации существует статистическое наблюдение факторов, препятствующих инновационной активности, которое осуществляется по форме № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» [11]. В соответствии с данным статистическим наблюдением, отслеживается 13 факторов, сгруппированных в три класса (таблица 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с 2014 года сведения о факторах, препятствующих инновационной активности, предоставляются российскими организациями не за каждый год, а только за годы, оканчивающиеся на нечетную цифру: в 2014 г. за истекший 2013 год, в 2016 г. за истекший 2015 год и т. д. Респонденты, а именно субъекты предпринимательства, ведущие инновационную деятельность оценивают факторы, которые создают препятствия в повышении их инновационной активности с учетом трех предшествующих лет. Оценка значимости факторов для респондентов определяется с учетом следующей пятибалльной шкалы:

1 - незначительный или малосущественный фактор;

2 - значительный фактор;

3 - основной или решающий фактор;

4 - затрудняюсь с ответом;

5 - данный фактор отсутствует.

Таблица 3. Реестр факторов, препятствующих инновациям, отражаемый в российской практике статистического мониторинга

Table 3. The register of factors hampering innovation, reflected in the Russian practice of statistical monitoring

№ п/п

Группы факторов / Factor groups

Факторы / Factors

1.

2.

3.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ECONOMIC FACTORS

Недостаток собственных денежных средств / Lack of own funds

Недостаток финансовой поддержки со стороны государства / Lack of financial support from the state

Низкий спрос на новые товары, работы, услуги / Low demand for new products, works, services

Высокая стоимость нововведений / High cost of innovation

Высокий экономический риск / High economic risk

Низкий инновационный потенциал организации / Low innovative potential of the organization

Недостаток квалифицированного персонала / Low innovative potential of the organization

Недостаток информации о новых технологиях / Lack of information on new technologies

Недостаток информации о рынках сбыта / Lack of information on sales markets

Неразвитость кооперационных связей / Underdevelopment of cooperation ties

Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность / Lack of legislative and regulatory documents that regulate and stimulate innovation

Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические, информа-

OTFIER FACTORS ционные, юридические, банковские, прочие услуги) / Underdevelopment of

the innovation infrastructure (intermediary, information, legal, banking, other services)

ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / INTERNAL FACTORS

Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности / Uncertainty of economic benefits from the use of intellectual property

Источник: составлено автором на основе формы № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации»

Сведения предоставляют все организации, включая:

1) организации, осуществлявшие инновационную деятельность в течение последних трех лет;

2) организации, не осуществлявшие инновационную деятельность в течение этого периода.

Обследуемые организации должны также указывать количество инновационных проектов, которые из-за действия препятствующих факторов в последние три года оказались:

- серьезно задержаны;

- остановлены (прекращены);

- даже не начаты.

Проведем сравнительный анализ существующей российской методики исследования факторов, препятствующих инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства и методики, применяемой в группе стран организация экономического сотрудничества и развития [12]. В настоящее время наиболее системным и общепри-

знанным источником методологических сведений об инновациях и подходах к их измерению является Руководство Осло [13]. Тесно связано с ним Руководство Фраскат [14], в предметные рамки которого входит научно-исследовательская деятельность. Методологические положения и рекомендации этих двух работ используются странами ОЭСР, а также Россией в процессах мониторинга инновационной деятельности. Опора на единую методологию позволяет гармонизировать терминологическую базу и обеспечить количественную сопоставимость результатов мониторинга инноваций в разных странах.

В Руководстве Осло содержатся методические указания по учету факторов, препятствующих инновациям.

Проведенное сопоставление российской методической базы и передового мирового опыта показало:

- наличие аналогов российским факторам в международном реестре;

- не охваченность ряда факторов в национальном мониторинге (включая отсутствие или недостаточность венчурного финансирования; отсутствие или недостаток квалифицированного персонала на рынке труда; жесткость внутренней организации предприятия; господство на потенциальном рынке уже укоренившихся предприятий и др.);

- расхождения при группировке факторов в укрупненные блоки и при выборе наименований блоков.

Результаты Проведем на основе данных официальной статистики за 2016 г. ранжирование негативных факторов в пилотных регионах (таблица 4). Ранжирование будет осуществляться по следующей методике: негативные факторы расположены в таблице по мере снижения средней по строке значимости фактора. Средняя значимость определяется на основе рангов. Для целей наглядности негативные факторы в таблице поделены на три группы: наиболее значимые факторы; среднезначимые факторы; менее значимые факторы [4].

Таблица 4. Ранги факторов, препятствующих инновациям, в пилотных регионах Table 4. Ranks of factors hampering innovation in pilot regions

Факторы, препятствующие инновационной активности / Factors hampering innovation activity

Пилотные регионы / Pilot Regions

1

2

3

Наиболее значимые факторы / The most significant factors

1. Недостаток собственных денежных средств / Lack of own funds

2. Высокая стоимость нововведений / High cost of innovation

3. Высокий экономический риск / High economic risk

4. Недостаток финансовой поддержки со стороны государства / Lack of financial support from the state

Среднезначимые факторы / Significant factors

5. Низкий спрос на новые товары, работы, услуги / Low demand for new products, works, services

6. Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность /

Lack of legislative and regulatory documents that regulate and stimulate innovation

7. Недостаток квалифицированного персонала / Lack of qualified personnel

8. Неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности / Uncertainty of economic benefits from the use of intellectual property

9. Неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические,

информационные, юридические, банковские, прочие услуги) /Underdevelopment of the innovation infrastructure (intermediary, information, legal, banking, other services)

Менее значимые факторы / Less significant factors

11

8

6 8

10

10. Недостаток информации о рынках сбыта / Lack of information on sales markets 11 9 11

11. Низкий инновационный потенциал организации / 10 10 13

Low innovative potential of the organization

12. Недостаток информации о новых технологиях / 13 12 9

Lack of information on new technologies

13. Неразвитость кооперационных связей / Underdevelopment of cooperation ties 12 13 12

Примечание:

1. Владимирская область

2. Липецкая область

3. Пензенская область

Источник: составлено авторам на основе результатов исследования

109

4

3

4

6

5

7

7

7

5

9

6

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Наиболее значимой для пилотных регионов является группа финансовых факторов (ранги 1-4).

2. В первую тройку нефинансовых факторов во всех регионах входят: низкий спрос на новые товары, работы, услуги; недостаточность нормативно-правовой базы. Третий фактор, значимый для Владимирской и Пензенской областей, - недостаток квалифицированного персонала. В Липецкой области в первую тройку рангов попал фактор неразвитости инновационной инфраструктуры.

3. Конкретные значения рангов негативных факторов в пилотных регионах различаются. Эти особенности должны учитываться органами управления в пилотных регионах при определении приоритетности нейтрализации негативных факторов.

Обсуждения

По результатам проведенного исследования по выявлению и ранжирования факторов, препятствующих инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства на основе данных официальной статистики по пилотным регионам, финансовая группа факторов имеет доминирующее значение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать вывод, что ключевой проблемой активизации инновационного потенциала МСБ является их финансирование. В России почти в 30 % сделок средства государственной поддержки выступают основными источниками финансирования инновационной деятельности МСБ - это государственные фонды и венчурные фонды с государственным участием. Направления их финансирования в России - сектор ГГ (64 % от всех сделок), прежде всего, электронной коммерции [15, а 117].

Рассмотрим на примере Пензенского региона ключевые методы, реализуемые Правительством с целью повышения потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства. Так как, по данным исследования, главной проблемой в реализации инновационной деятельности субъектов МСБ являются вопросы затрат на инновации, особое внимание уделим вопросам финансирования.

Правительством Пензенской области в 2014 г. в целях создания условий для реализации государственной политики в области социально-экономического развития и конкурентоспособности за счет повышения инновационного потенциала была разработана и утверждена региональная государственная программа «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпри-

нимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы» (далее по тексту статьи Программа) [16].

В качестве стратегической цели Программы определено повышение и развитие инновационного потенциала за счет создания благоприятного предпринимательского климата и необходимых условий для эффективного ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса.

Для удобства планирования и реализации мероприятий в рамках Программы ее поделили на 4 направления - подпрограммы:

1. Подпрограмма 1 - развитие инвестиционного потенциала путем создания условий для развития инвестиционной деятельности как основы экономического роста региона.

2. Подпрограмма 2 - развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе.

3. Подпрограмма 3 - развитие инновационной деятельности региональных субъектов бизнеса.

4. Подпрограмма 4 - формирование и осуществление государственной политики на региональном уровне, стимулирующей развитие инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, а также субъектов малого и среднего предпринимательства

[17].

Как видим из перечня подпрограмм, подпрограмма 2 направлена на поддержку со стороны региональных органов власти субъектов малого и среднего бизнеса. В объеме предлагаемых мероприятий по развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории Пензенской области в сфере нейтрализации финансового фактора, наиболее сильно препятствующего инновационной активности, можно выделить следующие:

1. Софинансирование части затрат на строительство (реконструкции) производственной базы на основе выплаты процентов по привлеченным кредитам.

2. Предоставление региональных субсидий для субъектов, осуществляющих свою деятельность в сферах ремесленного производства, народных художественных промыслов, сельского и экологического туризма.

3. Предоставление региональных субсидий на приобретение или модернизацию имеющегося оборудования.

4. Оказание содействия по оформлению договоров лизинга оборудования в виде предоставления финансовых средств для первоначального взноса.

5. Предоставление налоговых льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются резидентами Центров регионального развития Пензенской области.

6. Софинонсирование по кредитам в размере 100 % ключевой ставки, установленной Центральным Банком Российской Федерации, заключенными субъектами малого и среднего предпринимательства на площадках Центров регионального развития Пензенской области.

7. Выступление в коммерческих банках в качестве поручителя субъектов малого и среднего предпринимательства при заключении договоров по кредитам гарантийного фонда ОАО «Поручитель».

8. Предоставление краткосрочных займов для субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств гарантийного фонда ОАО «Поручитель» [18, а 220-221].

По итогам 2017 г. финансовая поддержка была оказана 34 субъектам, среди которых предприятия различных сфер деятельности, в том числе: производства машин и оборудования, приборов, мебели, выпуска изделий из металла, пластмассы, бетона и гипса, мучных и кондитерских изделий, переработки сельскохозяйственной продукции и производства продуктов питания. Общая сумма субсидий составила 43,3 миллиона рублей. Благодаря софинансиро-ванию инновационных проектов малого и среднего бизнеса создано более 240 новых рабочих мест.

В Пензенской области по состоянию на 10.01.2018 г., по данным Единого реестра, зарегистрировано 47 231 субъект малого и среднего предпринимательства. Причем за 2017 г. их количество возросло более чем на 7 тысяч, или же на 17,5 %. Участие субъектов МСБ в формировании валового регионального продукта по итогам 2017 г. составляет 34,2 %, что на 9,6 % больше по сравнению с 2016 г. Только по итогам 3-х кварталов 2017 г. оборот субъектов МСБ Пензенского региона составил более 100 млрд руб. По данным прогнозов экспертов в лице представителей региональных органов власти, по итогам 2017 г. данный показатель возрастет более чем на 25 % по сравнению с 2016 г. Группа субъектов МСБ обеспечивает создание рабочих мест для 20% экономически активного населения в регионе. По данным на 31.12.2017 г., среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, составляет 132,9 тыс. чело-

век [19]. Таким образом, можно сделать вывод, что положительную динамику в социально-экономическом росте региона можно напрямую связать с увеличением количества субъектов МСБ и той системе государственного управления, которая реализуется Правительством Пензенской области.

Реализуемые меры финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Пензенской области являются востребованными. Так по итогам 2017 г. 11,5 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства получили финансовую поддержку различного рода на общую сумму более 700 млн. рублей за счет средств бюджета Пензенской области [20].

Дополнительно к общей региональной Программе в каждом муниципальном образовании с учетом территориальных и отраслевых особенностей определены и реализуются дополнительные мероприятия по развитию малого и среднего бизнеса, что говорит о целостном всестороннем воздействие.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что субъекты малого и среднего бизнеса напрямую влияют на социально-экономическое развитие страны. Опираясь на официальные результаты реализации программы «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы» можно судить о положительном опыте организации системы государственной поддержки, в первую очередь финансовой, в рамках инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства. То есть с помощью методов государственного управления инновационной активностью можно добиться повышения инновационного потенциала субъектов МСБ в регионе и на общегосударственном уровне. Таким образом, в современных условиях развитие малого и среднего бизнеса в регионах - это возможность привлечения дополнительных инвестиций, создание дополнительных рабочих мест, как следствие -снижение уровня безработицы и социальной нестабильности, увеличение налоговых поступлений в региональный бюджет. Повышение социально-экономического отдельно взятого региона дает гарантию стабильного экономического роста и повышения конкурентоспособности страны в международных экономических процессах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уварова К. С. Инновационный потенциал и инновационная активность российского бизнеса // В сборнике: Научная дискуссия современной молодёжи: экономика и право, сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 387-389.

2. Бондаренко В. В., Уварова К. С. Управление инновационным потенциалом и факторы, способствующие его активизации: корпоративный аспект // В сборнике: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов. Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. 2016. С. 217-219.

3. Бондаренко В.В., Уварова К. С. Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности региона // В сборнике: Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов, Сборник научных трудов VIII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, учащихся, преподавателей и практиков. 2017. С. 176-178.

4. Тютюкина Е. Б., Попадюк Т. Г., Абдикеев Н. М., Мотова М. А., Оболенская Л. В., Губернаторов А. М., Морева Е. Л., Ильина С. А., Уварова К. С., Красоченкова Н. П. Исследование факторов, препятствующих инновационной активности российского предпринимательства, и разработка предложений по их нейтрализации // отчет о НИР № АААА-А-16-116070610095-0 от 28.04.2016 (Правительство РФ). 2016. 231 с.

5. Ооржак В. О. Формирование и реализация стратегии промышленного развития региона // Диссертация на сосискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва. 2001.

6. Уварова К. С., Бондаренко В. В. Роль субъектов малого и среднего бизнеса в национальной инновационной системе // В сборнике: Стратегическое развитие инновационного потенциала отраслей, комплексов и организаций Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В. В. Бондаренко, Ф. Е. Удалова. 2016. С. 80-84.

7. Юданов А. Ю. Что такое инновационная фирма // Вопросы экономики. М. : Финансовый университет при правительстве РФ, 2012. № 7. С. 30-46.

8. 100 лучших изобретений России. [Электронный ресурс]. URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/inventions_utility_models/impin. (Дата обращения: 11.01.2018).

9. Городникова Н. В., Гохберг Л. М., Дитковский К. А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2016: статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2016. 320 с.

10. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statis-tics/science_and_innovations/science/. (Дата обращения: 14.01.2018).

11. Приказ Росстата от 25.09.2015 № 442 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации». [Электронный ресурс]. URL: ttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186859; fld=134;dst= 100771,0;rnd= 0.6411630835014391. (Дата обращения: 12.01.2018).

12. Шаталов М. А. Формирование инструментария мониторинга и прогнозирования устойчивого развития региональных экономических систем // Russian Journal Of Management. 2017. Т. 5. № 3. С. 364-371.

13. Oslo Manual. Guidelines for collecting and interpreting innovation data / OECD, 2005. Third edition. Русская версия: Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Совместная публикация ОЭСР и Евростата. Третье издание. Перевод с англ. М. : ЦИСН, 2010. 107 с.

14. Frascati Manual. Proposed standard practice for surveys on research and experimental development / OECD, 2002. P. 23-24. Русская версия: Руководство Фраскати // Предлагаемая стандартная практика проведения обзоров в сфере исследований и экспериментальных разработок. ОЭСР, 2002. М. : ЦИСН, 2011. 129 с.

15. Оболенская Л. В. Разработка типологии специализации субъектов инновационной инфраструктуры для развития классификационных подходов // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 5. Материалы Шестнадцатого всероссийского симпозиума. Москва, 14-15 апреля 2015 г. Под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера. М .: ЦЭМИ РАН, 2015. С. 117-120.

16. Постановление Правительства Пензенской области № 780 от 23 октября 2013 года № 780-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://prom.pnzreg.ru/files/prom_pnzreg_ru/docs/postanovlenie_pravitelstva_ penzenskoy_ obl__ot_21_10_2013_n.pdf . (Дата обращения 19.01.2018).

17. Постановление Правительства Пензенской области от 18.02.2016 № 86-пП «О внесении изменений в государственную программу Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 21.10.2013 № 780-пП (с последующими изменениями)». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432898743. (Дата обращения 19.01.2018).

18. Уварова К. С., Таишев Р. А. Методы поддержки малого предпринимательства на примере Пензенской области // В сборнике: Управление реформированием социально- экономического развития предприятий, отраслей, регионов сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, преподавателей и практиков. 2016. С. 220-222.

19. Министерство экономики Пензенской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://econom.pnzreg.ru/. (Дата обращения 17.01.2018).

20. Министерство промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://prom.pnzreg.ru/. (Дата обращения 17.01.2018).

Дата поступления статьи в редакцию 19.02.2018, принята к публикации 27.03.2018.

Информация об авторе: Уварова Ксения Сергеевна, преподаватель кафедры «Экономика и финансы»

Адрес: Пензенский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 440052, Россия, Пенза, ул. Калинина, д. 33Б E-mail: ksuvvarova@yandex.ru Spin-код: 4188-0484

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Uvarova K. S. Innovatsionnyi potentsial i innovatsionnaya aktivnost' Rossiiskogo biznesa [Innovation potential and innovative activity of Russian business], V sbornike: Nauchnaya diskussiya sovremennoi molodezhi: ekonomika i pravo sbornik statei mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [In the collection: Scientific discussion of modern youth: economics and law, a collection of articles of the international scientific and practical conference], 2016, pp. 387-389.

2. Bondarenko V. V., Uvarova K. S. Upravlenie innovatsionnym potentsialom i faktory, sposobstvuyushchie ego aktivizatsii: korporativnyi aspect [Management of innovation potential and factors contributing to its activation: the corporate aspect], V sbornike: Upravlenie reformirovaniem sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya predpriyatii, otraslei, regionov. Sbornik nauchnykh trudov VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, magistrov, aspirantov, prepodavatelei i praktikov [In the collection: Management of the reform of the social and economic development of enterprises, industries, regions. Collection of scientific works of the VII International Scientific and Practical Conference of students, masters, post-graduate students, teachers and practitioners], 2016, pp.217-219.

3. Bondarenko V.V., Uvarova K. S. Razvitie promyshlennosti i povyshenie konkurentosposobnosti regiona [Development of industry and increasing the competitiveness of the region], Vsbornike: Upravlenie reformirovaniem sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya predpriyatii, otraslei, regionov Sbornik nauchnykh trudov VIIIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, aspirantov, uchashchikhsya, prepodavatelei i praktikov [In the collection: Management of the reform of social and economic development of enterprises, industries, regions. Collection of scientific works of the VIII International Scientific and Practical Conference of students, postgraduates, students, teachers and practitioners], 2017, pp. 176-178.

4. Tyutyukina E. B., Popadyuk T. G., Abdikeev N. M., Motova M. A., Obolenskaya L. V., Gubernatorov A. M., Moreva E. L., Il'ina S. A., Uvarova K. S., Krasochenkova N. P. Issledovanie faktorov, prepyatstvuyushchikh innovatsionnoi aktivnosti rossiiskogo predprinimatel'stva i razrabotka predlozhenii po ikh neitralizatsii [Investigation of the factors hindering the innovative activity of Russian entrepreneurship and the development of proposals for their neutralization], Otchet o NIR No. AAAA-A-16-116070610095-0 ot 28.04.2016 (Pravitel'stvo RF). 2016. 231 p.

5. Oorzhak V. O. Formirovanie i realizatsiya strategii promyshlennogo razvitiya regiona [Formation and implementation of the strategy of industrial development of the region. Ph. D. (Economy) diss.] Moscow. 2001.

6. Uvarova K. S., Bondarenko V. V. Rol' sub"ektov malogo i srednego biznesa v natsional'noi innovatsionnoi sisteme [The role of small and medium-sized businesses in the national innovation system], V sbornike: Strategicheskoe razvitie innovatsionnogo potentsiala otraslei, kompleksov i organizatsii Sbornik statei VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [In the collection: Strategic development of innovation potential of industries, complexes and organizations. Collection of articles of the VI International Scientific and Practical Conference], In V. V. Bondarenko, F. E. Udalova.(eds.), 2016, pp. 80-84.

7. Yudanov A. Yu. Chto takoe innovatsionnaya firma [What is an innovative firm], Voprosy ekonomiki [Issues of Economics], Moscow: Finansovyi universitet pri pravitel'stve RF, 2012. No. 7, pp. 30-46.

8. 100 luchshikh izobretenii Rossii [100 best inventions in Russia] [Electronic resource]. URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/inventions_utility_models/impin. (accessed 11.01.2018).

9. Gorodnikova N. V., Gokhberg L. M., Ditkovskii K. A. i dr. Indikatory innovatsionnoi deyatel'nosti: 2016: statisticheskii sbornik [Indicators of innovation: 2016: a statistical collection], Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». Moscow: NIU VShE, 2016. 320 p.

10. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki Rossiiskoi Federatsii. Ofitsial'nyi sait [Federal Service of State Statistics of the Russian Federation. Official site] [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statis-tics/science_and_innovations/science/. (accessed 14.01.2018).

11. Prikaz Rosstata ot 25.09.2015 No. 442 «Ob utverzhdenii formy federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya No. 4-innovatsiya «Svedeniya ob innovatsionnoi deyatel'nosti organizatsii». [Electronic resource]. URL: ttp://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186859; fld=134;dst= 100771,0;rnd= 0.6411630835014391. (accessed 12.01.2018).

12. Shatalov M. A. Formirovanie instrumentariya monitoringa i prognozirovaniya ustoichivogo razvitiya regional'nykh ekonomicheskikh sistem [Formation of tools for monitoring and forecasting the sustainable development of regional economies], Russian Journal Of Management, 2017. Vol. 5. No. 3, pp. 364-371.

13. Oslo Manual. Guidelines for collecting and interpreting innovation data. OECD, 2005. Third edition. Russkaya versiya: Rukovodstvo Oslo. Rekomendatsii po sboru i analizu dannykh po innovatsiyam. Sovmestnaya publikatsiya OESR i Evrostata. Tret'e izdanie. Moscow: TslSN, 2010. 107 p. (In Russ.)

14. Frascati Manual. Proposed standard practice for surveys on research and experimental development / OECD, 2002. P. 23-24. Russkaya versiya: Rukovodstvo Fraskati // Predlagaemaya standartnaya praktika provedeniya obzorov v sfere issledovanii i eksperimental'nykh razrabotok. OESR, 2002. M. : TsISN, 2011. 129 s.

15. Obolenskaya L. V. Razrabotka tipologii spetsializatsii sub"ektov innovatsionnoi infrastruktury dlya razvitiya klassifikatsionnykh podkhodov [Development of typology of specialization of subjects of innovation infrastructure for the development of classification approaches], Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii. Sektsiya 5. Materialy Shestnadtsatogo vserossiiskogo simpoziuma [Strategic planning and enterprise development. Section 5. Materials of the Sixteenth All-Russian Symposium], Moscow, 14-15 aprelya 2015. RAN G.B. Kleinera (ed.). Moscow: TsEMI RAN, 2015. pp. 117-120.

16. Postanovlenie Pravitel'stva Penzenskoi oblasti No. 780 ot 23 oktyabrya 2013 goda No. 780-pP «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Penzenskoi oblasti «Razvitie investitsionnogo potentsiala, innovatsionnoi deyatel'nosti i predprinimatel'stva v Penzenskoi oblasti na 2014-2020 gody». [Electronic resource]. URL:

http://prom.pnzreg.ru/files/prom_pnzreg_ru/docs/postanovlenie_pravitelstva_penzenskoy_obl_ot_21_10_2013_n.pdf

(accessed 19.01.2018).

17. Postanovlenie Pravitel'stva Penzenskoi oblasti ot 18.02.2016 No. 86-pP «O vnesenii izmenenii v gosudarstvennuyu programmu Penzenskoi oblasti «Razvitie investitsionnogo potentsiala, innovatsionnoi deyatel'nosti i predprinimatel'stva v Penzenskoi oblasti na 2014-2020 gody», utverzhdennuyu postanovleniem Pravitel'stva Penzenskoi oblasti ot 21.10.2013 No. 780-pP (s posleduyushchimi izmeneniyami)». [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432898743. (accessed 19.01.2018).

18. Uvarova K. S., Taishev R. A. Metody podderzhki malogo predprinimatel'stva na primere Penzenskoi oblasti [Methods of supporting small business on the example of the Penza region], Vsbornike: Upravlenie reformirovaniem sotsial'no- ekonomicheskogo razvitiya predpriyatii, otraslei, regionov sbornik nauchnykh trudov VIIMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii studentov, magistrov, aspirantov, prepodavatelei i praktikov [n the collection: Management of the reform of social and economic development of enterprises, industries, regions, the collection of scientific works of the VII International Scientific and Practical Conference of Students, Masters, graduate students, teachers and practitioners], 2016, pp. 220-222.

19. Ministerstvo ekonomiki Penzenskoi oblasti. Ofitsial'nyi sait [Ministry of Economics of the Penza region. Official site] [Electronic resource]. URL: http://econom.pnzreg.ru/. (accessed 17.01.2018).

20. Ministerstvo promyshlennosti, transporta i innovatsionnoi politiki Penzenskoi oblasti. Ofitsial'nyi sait [Ministry of Industry, Transport and Innovation Policy of the Penza Region. Official site] [Electronic resource]. URL: http://prom.pnzreg.ru/. (accessed 17.01.2018).

Submitted 19.02.2018, revised 27.03.2018.

About the authors: Ksenia S. Uvarova, lecturer of the chair «Economics and Finance»

Address: Penza branch Federal state institution the «Financial University under the Government of the Russian Federation», 440052, Russia, Penza, Kalinina str. 33B E-mail: ksuvvarova@yandex.ru Spin-code: 4188-0484

Author have read and approved the final manuscript.

08.00.05 УДК: 332.1

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГРУЗОПОТОКОВ И ИХ ОСВОЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

© 2018

Виктор Михайлович Бунеев, доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление работой флота» Сибирский государственный университет водного транспорта, Новосибирск (Россия) Виктория Александровна Виниченко, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Экономика транспорта и финансов»

Сибирский государственный университет водного транспорта, Новосибирск (Россия)

Аннотация

Введение: районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности имеют для России стратегическое значение, поскольку способствуют укреплению целостности Российской Федерации, а также являются гарантом экономической и социальной безопасности страны. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 года, пришедшая на смену Концепции развития внутреннего водного транспорта № 909-р, утв. Правительством РФ 03.07.2003 г. также отмечает доминирующую роль водного транспорта в обслуживании и обеспечении жизнедеятельности Севера и Заполярья России.

Материалы и методы: в качестве объекта исследования рассматриваются региональная транспортная система северного завоза, которая входит в состав систем более высокого уровня регионального хозяйственного комплекса и социальной сферы. Исследуются особенности освоения грузопотоков в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Рассматриваются объемы перевозок внутренним водным и морским транспортом за последние 17 лет. При помощи метода экстраполяции автором был спрогнозирован объем перевозок по каждому виду транспорта на период до 2030 год. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года также предусматривает наличие прогнозных показателей в виде целевых индикаторов, которые рассчитаны по инновационному и базовому варианту развития транспортной системы страны. Проводится сравнение между прогнозным показателем, рассчитанным методом экстраполяции на основе фактических данных и значениями индикаторов, указанных в стратегии.

Результаты: приведены результаты прогнозирования грузопотоков и возможности их освоения в рамках реализации транспортной стратегии в районах Крайнего Севера. В качестве исходной информации приняты стратегические данные о грузовой базе речного и морского видов транспорта.

Обсуждение: в статье были проанализированы объемы перевезенных грузов, а также спрогнозированы их значения на период до 2030 года по аналогии с «Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года». Однако, с учетом расстояний Севера, а также сложных условий эксплуатации, нельзя не учитывать такой показатель, как дальность расстояния перевезенных грузов. Его влияние сказывается непосредственно на себестои-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.