Научная статья на тему 'Состояние и пути развития сферы торгово-сервисных услуг национальной экономики Республики Таджикистан'

Состояние и пути развития сферы торгово-сервисных услуг национальной экономики Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
418
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ТОРГОВЛИ / МАЛЫЕ ТОРГОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОГРАНИЧЕННОСТЬ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ УСЛУГ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Норматова Шахноза Маноновна

Задача. Сфера торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан имеет возрастающий тренд развития и становится одним их основных источников роста ВВП. Существует проблема эффективности деятельности сферы торговли в аспекте повышения степени удовлетворенности потребностей населения. Модель. В статье проведен анализ и оценка состояния сферы торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан. В рамках дальнейшего исследования выделено, что основная доля субъектов торговли приходится на малые предприятия. Выделено проблемное поле предоставления торгово-сервисных услуг потребителям малыми торговыми предприятиями. Выводы. Определено, что одним из наиболее эффективных путей развития розничной торговли в условиях жесткой конкуренции, является переход и развитие сетевой модели розничной торговли. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при процессе реформирования торгово-сервисных услуг в национальной экономике. Практическое значение. Выводы проведенного анализа и предложенные пути развития могут быть использованы при формировании стратегии развития сферы торгово-сервисных услуг в Республике Таджикистан. Оригинальность/ценность. Выполненное исследование содержит приращение научного знания в сфере развития торгово-сервисных услуг в условиях перехода к рыночным отношениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND WAYS OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF TRADE AND SERVICES OF THE NATIONAL ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Task. The trade and service sector of the Republic of Tajikistan has a growing development trend and is becoming one of the main sources of GDP growth. There is a problem of the effectiveness of the trade in the aspect of increasing the degree of satisfaction of the needs of the population. Model. The article analyzes and assesses the state of the sphere of trade and service services of the Republic of Tajikistan. In the framework of further research, it was highlighted that the main share of trade subjects falls to small enterprises. The problem field of providing trade and service services to consumers by small trade enterprises has been highlighted. Findings. It has been determined that one of the most effective ways of developing retail trade in the face of fierce competition is the transition and development of the retail retail network model. Scope of research / the possibility of subsequent use of the results of scientific work. The results of the study can be used in the further development of the reform of trade and service services in the national economy. Practical value. The conclusions of the analysis and the proposed paths of development can be used in shaping the development strategy of the trade and services sector in the Republic of Tajikistan. Originality / value. The study contains an increment of scientific knowledge in the development of trade and services in the transition to market relations.

Текст научной работы на тему «Состояние и пути развития сферы торгово-сервисных услуг национальной экономики Республики Таджикистан»

Норматова Ш. М.

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

13.5. СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Норматова Шахноза Маноновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Место работы: Таджикский государственный университет права бизнеса и политики

[email protected]

Аннотация

Задача. Сфера торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан имеет возрастающий тренд развития и становится одним их основных источников роста ВВП. Существует проблема эффективности деятельности сферы торговли в аспекте повышения степени удовлетворенности потребностей населения.

Модель. В статье проведен анализ и оценка состояния сферы торгово-сервисных услуг Республики Таджикистан. В рамках дальнейшего исследования выделено, что основная доля субъектов торговли приходится на малые предприятия. Выделено проблемное поле предоставления торгово-сервисных услуг потребителям малыми торговыми предприятиями. Выводы. Определено, что одним из наиболее эффективных путей развития розничной торговли в условиях жесткой конкуренции, является переход и развитие сетевой модели розничной торговли.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при процессе реформирования торгово-сервисных услуг в национальной экономике. Практическое значение. Выводы проведенного анализа и предложенные пути развития могут быть использованы при формировании стратегии развития сферы торгово-сервисных услуг в Республике Таджикистан.

Оригинальность/ценность. Выполненное исследование содержит приращение научного знания в сфере развития торго-во-сервисных услуг в условиях перехода к рыночным отношениям.

Ключевые слова: сфера торговли, малые торговые предприятия, ограниченность торгово-сервисных услуг, торговые сети.

THE STATE AND WAYS OF DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF TRADE AND SERVICES OF THE NATIONAL ECONOMY OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Normatova Shahnoza M., PhD in Economics, Associate Professor of Department «Management» Work place: Tajik State University of law, business and politics

[email protected]

Annotation

Task. The trade and service sector of the Republic of Tajikistan has a growing development trend and is becoming one of the main sources of GDP growth. There is a problem of the effectiveness of the trade in the aspect of increasing the degree of satisfaction of the needs of the population.

Model. The article analyzes and assesses the state of the sphere of trade and service services of the Republic of Tajikistan. In the framework of further research, it was highlighted that the main share of trade subjects falls to small enterprises. The problem field of providing trade and service services to consumers by small trade enterprises has been highlighted.

Findings. It has been determined that one of the most effective ways of developing retail trade in the face of fierce competition is the transition and development of the retail retail network model.

Scope of research / the possibility of subsequent use of the results of scientific work. The results of the study can be used in the further development of the reform of trade and service services in the national economy.

Practical value. The conclusions of the analysis and the proposed paths of development can be used in shaping the development strategy of the trade and services sector in the Republic of Tajikistan.

Originality / value. The study contains an increment of scientific knowledge in the development of trade and services in the transition to market relations.

Keywords: trade, small trade enterprises, limited trade and service services, trade networks.

В современной экономике многих стран происходят структурные изменения в сторону увеличения непроизводственной сферы или сферы услуг. Данная сфера становится одним их основных источников роста ВВП и денежных доходов населения. Наиболее динамично развиваются услуги торговли.

Закон Республики Таджикистан от 14 марта 2014 г., № 1075 «О торговле и бытовом обслуживании» определяет торговлю, как «деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении купли-продажи произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а так-

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

же выполнение работ и бытовое обслуживание, связанные с продажей товаров».

С точки зрения экономики торговля является одной из сфер предпринимательства, где реализуются взаимные интересы производителя и потребителя. Торговля является связывающим звеном производства и потребления и способствует товарно-денежному обращению. Эффективность деятельности сферы торговли во многом зависит от степени удовлетворенности потребностей населения, так как реализация товаров населению является завершающим этапом товародвижения [Пыханов,2008].

Необходимо отметить, что развитие сферы услуг торговли Республики Таджикистан имеет возрастающий тренд, что соответствует мировым тенденциям (таб.1). Розничный товарооборот в 2016 году составил 16166,7 млн. сомони, что в 3 раза больше по сравнению с 2010 годом[9,с.394]. Темп роста розничного товарооборота в период с 2010 по 2016 год выше, чем темп роста ВВП в 1,5 раза.

Таблица 1

Развитие розничного товарооборота Республики Таджикистан за 2010-2016 годы

Годы ВВП, млн. сом. Розничный товарооборот, млн. сом Доля розничного товарооборота в ВВП;% Число предприятий торговли, ед. Занято в торговле, тыс. чел

2010 24707,1 5997,7 24 2710 122,6

2011 30071,1 7425,5 25 3324 125,0

2012 36163,1 9013,9 25 3845 137,5

2013 40525,5 11311,7 28 7214 135,7

2014 45606,6 12823,9 28 7721 138,4

2015 48408,7 14377,7 30 7831 149,3

2016 54471,1 16166,7 30 7948 149,8

Темп роста, в разах 2 3 1,3 3 1,2

■ Всего действующих торга &ых предприятий, ед.

■ до 30 чел.

от31 до 200 чел.

■ более 201 чел.

Количество торговых предприятий и зависимости от числа работающих, чел

Рассчитано автором

Данные таблицы 1 показывают, что розничный товарооборот является важным источником ВВП страны. В 2016 году доля розничного товарооборота в валовом внутреннем продукте составила 30% и увеличилась в 1,3 раза в сравнении с 2010 годом.

Непрерывное увеличение объема розничного товарооборота связано с несколькими причинами: во - первых, с ростом доходов населения страны, так как розничный товарооборот отражает совокупный платежеспособный спрос; во - вторых, расширяется сфера торгового обслуживания за счет роста количества торговых предприятий, число которых в период с 2010 по 2016 годы увеличилось в 3 раза; в - третьих, растет число крупных предприятий современного торгового формата - супермаркет и более мелких торговых предприятий формата «магазин у дома».

В сфере торговли функционируют около 20% предприятий от общего количества предприятий национальной экономики. Рост предприятий торговли способствует созданию новых рабочих мест, в данной сфере работают 6% занятого населения. Количество занятых в торгово - сервисной сфере с каждым годом увеличивается, в 2016 году их число составило 149,8 тыс. человек, что на 20% больше по сравнению с 2010 годом [Статистика,2017].

Рассмотрим торговые предприятия с позиции количества работающего населения на одном предприятии (рис.1).

Рисунок 1. Количество торговых предприятий в зависимости от числа работающих по Республике Таджикистан за 2016 год.

Данные рисунка 1 показывают, что средние торговые предприятия составляют 233 единицы или 3,7% и 10 предприятий (0,1%) можно назвать крупными. Основная часть действующих торговых предприятий или 96,7% по размеру можно отнести к малым предприятиям, на них работают не более 30 человек. Развитие малого предпринимательства в торговле в республике объясняется рядом известных преимуществ ведения малого бизнеса, к которым относятся: государственная поддержка, низкий размер начального капитала, упрощенная система управления предприятием, решения принимает чаще всего владелец предприятия, быстро реагируют на изменения рыночной ситуацией, ближе к потребителю, лучше знает его потребности [Котельникова,2009]. Однако, у малого предпринимательства в торговле имеются и недостатки, среди которых выделяют; ограниченность финансовых ресурсов сдерживает развитие предприятия; высокие издержки обращения; угроза банкротства во время экономического кризиса и др. [Фетисова, Курченков, Матина; 2013]. По нашему мнению, к перечисленным недостаткам в аспекте проводимого исследования можно отнести ограниченность предоставления торгово-сервисных услуг потребителям.

Малые торговые предприятия предоставляют основные услуги населению связанные с процессом купли-продажи товаров. Материально - техническая база мелких и малых торговых предприятий не позволяет им организовывать дополнительные услуги для покупателей.

Анализируя современное состояние национальной экономике и в частности развитие торговли, мы приходим к выводу, что стабилизация экономики способствует росту доходов населения, потребительские предпочтения меняются. Всё большая часть покупателей предпочитают пользоваться услугами розничных предприятий современных форматов, где они могут получить не только основные услуги торговли, но и дополнительные, например, услуги культурно - бытового характера.

В связи, с чем небольшие торговые предприятия становятся не конкурентоспособными, часть из них перестают функционировать. Так, в 2016 году по официальным данным в экономике страны числится 7948 торговых предприятий, но только 7322 являются действующими( таб. 1, рис.1).

Зарубежный опыт доказывает, что одним из наиболее эффективных путей развития розничной торговли в условиях жесткой конкуренции, является переход и развитие сетевой модели розничной торговли[Резникова,2010].

Родиной сетевой модели розничной торговли считаются США, где в середине XIX века была создана первая торговая сеть компанией «Great Atlantic & Pacific Tea Company». В настоящее время торговыми сетями охвачено все рыночное про-

Норматова Ш. М.

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТОРГОВО-СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

странство этой страны. На маленькие магазинчики, лавки и прочие розничные точки приходится около 4 % доли потребительского рынка. В Европе первая торговая сеть появилась в конце XIX века, которую основала компания «Ahold» (Нидерланды). В современной Европе доля сетевой торговли составляет 70-75 % розничного товарооборота, в России торговая сеть контролирует до 30 %. потребительского рынка. По мнению ряда, ученых сетевая торговля является значительным феноменом розничной торговли XX века[Фетисова, 2009] .

Розничная торговая сеть представляет собой интеграцию самостоятельных юридических лиц с целью максимизации объемов дохода и прибыли, что достигается благодаря охвату большого количества покупателей. В розничных торговых сетях начинает работать эффект от масштаба, который отсутствует на небольших предприятиях.

Особенность розничной торговой сети заключается в принципе её функционирования - унификация и стандартизация основной части торгово-технологических процессов, методов реализации и продвижения товаров. Это способствует стабилизации хозяйственной деятельности небольших торговых предприятий входящих в розничную торговую сеть[Иванов, 2005].

Другая особенность торговых сетей проявляется в создаваемом ими торговом пространстве имеющим определенную торговую конъюнктуру. Характерной особенностью всех торговых сетей является и создаваемое ими торговое пространство, формирование определённой торговой конъюнктуры, что делает её узнаваемой и популярной.

Отличительным признаком любой торговой сети является единство. Выделенный признак проявляется в едином координирующем центре, в едином управлении товарными ресурсами, в единых закупках и поставках товаров. Все это предопределяет схожесть ассортимента товаров и товарной номенклатуры и применение общей ценовой политики [Котельникова,2009].

При создании торговой сети используют в основном две схемы: централизованную и децентрализованную. Централизованная схема предполагает жесткий координирующий центр, который принимает решения по всем вопросам связанных с товаром, ценами, финансами, кадрами и т.д. Децентрализованная схема создания торговой сети предполагает единую линию поведения предприятия на потребительском рынке (формат, ассортимент, технология работы) и при этом торговое предприятие остается независимым, консолидируются только конечные результаты работы. По нашему мнению, децентрализованные принципы создания торговых сетей в наибольшей степени подходят для условий Республики Таджикистан.

Для создания розничной торговой сети необходимо выполнить следующие основные условия [Радаев,2006]:

- управление торговой сетью концентрируется в едином центре;

- коммерческая деятельность, связанная с закупкой товаров, осуществляется централизованно;

- менеджерам центра передаётся часть коммерческих функций магазинов;

- внедряется количественно-стоимостной учет;

- устанавливаются в магазинах современные контрольно - кассовые машины;

- внедряется штриховое кодирование;

- создается и внедряется локальная информационная система

Переход к сетизации торговли Республики Таджикистан является одним из закономерных и перспективных путей расши-

рения бизнеса в торгово-сервисной сфере, который позволяет не только получить значительную прибыль, но и более полно удовлетворить потребности населения независимо от уровня их доходов и повысить конкурентоспособность предприятий.

В ходе исследования выявлены следующие возможности торговой сети:

- изменения ассортимента товаров с учетом потребительских предпочтений и по ценам ниже конкурентных;

- закупки товары в больших объемах, за счет чего получать значительные скидки и экономить издержки по статье транспортные расходы;

- привлечения высококвалифицированных специалистов, что обеспечит высокий уровень управления торгово-технологическими процессами;

- диверсификации видов деятельности;

- снижение удельных затрат на единицу, что позволяет увеличить объем валового дохода;

- объединение функций оптовой и розничной торговли. Торговые сети оказывают значительное влияние на развитие

на рынка торгово - посреднических услуг. У сети больше возможностей для внедрения новых инновационных продуктов, процессов и услуг, для освоения новых рынков и завоевывая новых сегментов потребительского рынка [Резникова, 2010]. По мере развития сетевой формы организации розничной торговли увеличиваются не только масштабы их деятельности, но и развиваются современные форматы торговых предприятий [Федотов,2008](рис.2)._

Дискаунтер_

Магазин, работающий с минимальной наценкой и минимальным уровнем сервиса. Ассортимент товары повседневного спроса. Товар находится на полках в коробках. Нет торговли через прилавок. Оборудование торгового зала максимально экономичное.

Рассчитан на потребителей с низким уровнем_

Супермаркет_

Магазин, работающий по системе самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент товаров. Есть торговля через прилавок (товары, требующие взвешивания). Большое внимание уделяется интерьеру и оформлению торгового зала. Рассчитан на потребителей со средним и выше среднего уровня доходов_

Гипермаркет_

Большой торговый центр, включающий супермаркет и магазины по продаже бытовой техники, одежды и т. д. Рассчитан на потребителей с разными уровнями доходов._

Экономичный супермаркет_

Упрощенный вариант классического супермаркета с меньшим числом ассортиментных позиций. Торговая наценка максимально снижена. Есть торговля через прилавок (товары, требующие взвешивания). Торговый зал оформлен максимально просто. Рассчитан

на потребителей с разными уровнями доходов_

Мини-маркет_

Удобный магазин «У дома» - ориентирован на еженедельную потребительскую корзину. 60% ассортимента - товары повседневного спроса. Рассчитан на потребителей с разными уровнями доходов_

Рисунок 2. Современные форматы торговых предприятий. Рассматривая развитие современных форматов торговых предприятий на территории Республики Таджикистан, необходимо отметить, что наиболее перспективными являются: для сельской местности - дискаунтеры и мини-маркеты, районных центров и малых городов - экономичные супермаркеты, для областных центров и столицы-гипермаркеты и супермаркеты.

В тоже время, выбор того или иного современного формата торговых предприятий, зависит от ряда факторов, к основными из которых относятся:

- этап развития торговой сети: на начальном этапе чаще всего используется концепция мини-маркета и «магазина у дома», при дальнейшем развитии переходят к концепции супермаркета, гипермаркета и мультиформата;

- размер финансовых средств;

- обеспеченность товарами в ассортименте;

Проблемы экономики и юридической практики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6'2018

- развитость рыночной инфраструктуры;

- институциональная среда сферы торговли.

Таким образом, торгово-сервисные услуги являются основным сегментом сферы услуг национальной экономики, вносят значительный вклад в социально - экономическое развитие страны. Вместе с тем, современные условия требуют совершенствования предоставляемых услуг и их развития, модернизации торговых предприятий и поиска новых форм организации хозяйственной деятельности, одной из которых являются торговые сети. Интеграция в торговые сети будет способствовать росту конкурентоспособности субъектов торговли, расширению торгово-сервисных услуг и тем самым повышению качества жизни населения Республики Таджикистан.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 88,75%.

Список литературы:

1. Закон Республики Таджикистан от 14 марта 2014 г., № 1075«0 торговле и бытовом обслуживании» Душанбе; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2014 г., № 3, ст. 186- Электронный ресурс Режим доступа http://www.mmk.tj/ru/- (Дата обращения: 10.09.2018)

2. Иванов Г.Г. Розничные торговые сети и их особенности // Российское предпринимател ьство. - 2005. - Том 6. - № 9. - С. 8-10.

3. Котельникова, З. В. Особенности развития розничных сетей и торговых форматов в продовольственном секторе российской торговли в 2000-х годах (региональный аспект) / З. В. Котельникова // Мир России. - 2009. - № 3. - С. 151-172.

4. Пыханов Д. А. Теоретические аспекты развития оптовой торговли // Российское предпринимательство. 2008. № 12, вып. 2 (125). С. 109- 113

5. Радаев, В. В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле / В. В. Радаев // Вопросы экономики. - 2006.

- № 10. - С. 41-62.

6. Резникова Е. Н. Сетизация розничной торговли // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3 (13). С. 196-199

7. Роль сетевых компаний в развитии регионального потребительского рынка [Текст] : монография / О. В. Фетисова, В. В. Курченков, Е. С. Матина ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2013. - 160 с

8. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан январь - декабрь. - Душанбе: Изд. «Шарки 0зод»,2018. -141 с.

9. Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе: ООО «ТоРус», 2017- 482с.

10. Федотов, А. Г. Современное состояние сетевого бизнеса в торговле и условия стратегического развития / А. Г. Федотов // Аудит и финансовый анал из. - 2008. - № 3. - С. 395-398.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Состояние и пути развития сферы торгово-сервисных услуг национальной экономики Республики Таджикистан» доцента кафедры менеджмента Таджикского государственного университета

право, бизнеса и политики Норматовой Шахнозы Маноновны Статья Норматовой Ш.М. посвящена состоянию и пути развития сферы торгово-сервисных услуг в Республике Таджикистан.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнений, поскольку в Республике Таджикистан прослеживаются общемировые закономерности развития и тенденции влияния глобальных экономических преобразований. Несмотря на положительные моменты развития сферы услуг, все еще остается трудно разрешимой проблема комплексного удовлетворения социально-экономических потребностей всех групп и слоев современного общества и конкретных людей.

Целью развития торгово-сервисной сферы является создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Республики Таджикистан на потребительские товары, торговые и бытовые услуги, услуги общественного питания в широком ассортименте, по доступным ценам и в пределах территориальной доступности, при установленных государством гарантиях качества и безопасности.

Автор, анализируя современное состояние национальной экономике и в частности развитие торговли, приходит к выводу, что стабилизация экономики способствует росту доходов населения, потребительские предпочтения меняются. Большая часть покупателей предпочитают пользоваться услугами розничных предприятий современных форматов, где они могут получить не только основные услуги торговли, но и дополнительные, например, услуги культурно - бытового характера. В статье проведен анализ развития розничного товарооборота Республики Таджикистан и предложены пути развития торгово-сервисных услуг, которые могут быть использованы при формировании стратегии развития сферы торгово-сервисных услуг в Республике Таджикистан.

Научная статья Ш.М. Норматовой «Состояние и пути развития сферы торгово-сервисных услуг национальной экономики Республики Таджикистан» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

канд. экон. наук, доцент Института экономики и торговли ТГУК

Шарипов З.У.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.