Научная статья на тему 'Сфера сервиса России: состояние и перспективы развития сервисных кластеров'

Сфера сервиса России: состояние и перспективы развития сервисных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2574
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ЭКОНОМИКА / СЕРВИСНЫЕ ИННОВАЦИИ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ / ТЕМПЫ РОСТА / КЛАСТЕРЫ / SERVICE INDUSTRY / THE ECONOMY / SERVICE INNOVATION / PAID SERVICES TO POPULATION / THE GROWTH RATE / CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иевенко Людмила Алексеевна, Федулова Янина Ивановна

Приведен анализ динамики сферы услуг России по данным государственной статистики за 1992-2011 годы. Отмечено развитие сферы сервиса вследствие появления новых видов услуг и формирования региональных кластеров, а также влияние экономического кризиса на развитие сервисных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scope of service in Russia: state and development prospects and prospects of development of service clusters

An analysis of Russia's sphere of services to government statistics for 1992-2011 years. Noted the development of sphere of service due to the emergence of new services and the formation of regional clusters, as well as the impact of the economic crisis on the development of service innovation.

Текст научной работы на тему «Сфера сервиса России: состояние и перспективы развития сервисных кластеров»

УДК 338.46 ББК 65.9

СФЕРА СЕРВИСА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СЕРВИСНЫХ КЛАСТЕРОВ

Л.А.Иевенко, Я.И.Федулова

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Калужский филиал 248010, г.Калуга, ул. Комсомольская роща, д.39, стр.1

В течение длительного периода развития экономики формировалось представление о сфере услуг как о второстепенном секторе, подчиненном и полностью зависящем от промышленности. В конце XX века в развитых странах мира преодолено это исторически сложившееся представление. Вклад сферы услуг в ВВП США, стран Западной Европы и Японии достиг 63-74 %, а целый ряд производственных услуг - банковских, финансовых, информационных, управленческих, компьютерных - определяется в настоящее время в качестве ведущих элементов национального развития. Возникло понятие «сервисной экономики» [1], обусловленное развитием инфраструктурных отраслей и инвестированием капиталов в развитие управленческой деятельности, информационных потоков, а также в повышением уровня культуры и профессиональных качеств самих работников сервиса.

В настоящее время стало реальностью вступление России в ВТО, основу которого составляют три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Не рассматривая эффекты от вступления России в ВТО, можно полагать, что оно приведет и к изменению потребительского поведения населения. В связи с этим развитие сферы услуг России и ее модификация, достижение баланса между сферой материального производства и сферой обслуживания становятся необ-

ходимыми условиями дальнейшего развития экономики.

В настоящее время сфера услуг России включает, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) [2], 13 групп услуг населению с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. По классификации ВТО насчитывается 160 видов услуг - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, причем на первый план выдвигаются отрасли, основанные на использовании сложного интеллектуального труда. Директива Европейского союза разделяет все виды услуг на три категории:

- услуги, предоставляемые потребителям (розничная торговля, общественное питание и гостиничный бизнес, бытовые услуги, предоставляемые авторемонтными мастерскими, химчист-ками, косметическими салонами и т.п.);

- услуги, предоставляемые бизнесу, к которым относятся услуги профессионального характера (юридические, аудиторские, консультационные), технологические (в том числе информационные и компьютерные), оптовая торговля, услуги по подбору кадров;

- услуги, предоставляемые одновременно потребителям и бизнесу [3].

Одним из показателей уровня развития экономики страны считается доля услуг бизнесу в общем объеме услуг. В США примерно 30% работников сферы услуг занято предоставлением услуг потребителям, 27% - в сфере услуг бизнесу.

В связи с вышеизложенным, представляет интерес анализ динамики сферы услуг России. Данные Госкомстата [4] позволяют наиболее полно изучить динамику платных услуг населению. График динамики объемов платных услуг в 1992-2010 годах в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах приведен на рис.1. Из рис.1 следует, что с 1992 по 2000 г. темпы роста объема плат-

ных услуг существенно выросли. Наблюдаемый рост вызван развитием сферы сервиса в целом вследствие программы приватизации и появления в рыночной экономике новых видов услуг: консалтинга, инжиниринга, лизинга, психологического и семейного консультирования, культурно-валеологических услуг, игрового и шоу-бизнеса и др.

Годы

Рис.1

Объем платных услуг населению, в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

С 2000 по 2007 год динамика темпов роста объема платных услуг положительна. Объем платных услуг населению за этот период увеличился более чем в 5 раз. Заметное снижение темпов роста имеет место в 2008 году, и явное падение, связанное с экономическим кризисом, - в 2009 году. В то же время экономический кризис способствовал развитию сервисных инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность сервисных предприятий в условиях быстро меняющейся конъюнктуры и потребительского спроса, что привело к положительной динамике уже в 2010 году. За январь-сентябрь 2011 года темп роста объема сервисных услуг составил 103,3%, что подтверждает положительную динамику.

Вклад сферы платных услуг населению в ВВП России приведен на рис.2. Из него следует, что после роста в период с 1998 по 2002 год, в последующие пять лет, вплоть до 2007 года, вклад сферы платных услуг населению в ВВП составлял примерно 10% и изменялся незначительно. Рост влияния этого показателя на РВП наблюдается в посткризисный период: 11, 52 % - в 2009 г.,

12,50

и н 12,00 ^ м

5 М 11,50

* О 11,00

| £ 10,50

^ 5

В | 9,00

ю 8 8,50

О «

я 8,00

1998 2002 2006 2010

Годы

Рис.2

Вклад объема платных услуг населению в ВВП, %

12,25% - в 2010 г., что подтверждает сделанное ранее предположение о положительном влиянии кризиса на развитие сервисных инноваций.

Изучение вклада сферы услуг в целом в ВВП дает несколько иные результаты. В сферу услуг включим доступные данные государственной статистики:

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

- гостиницы и рестораны;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

- транспорт и связь;

- финансовая деятельность;

- строительство;

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

Суммарный вклад перечисленных услуг в ВВП приведен на рис.3, из которого видно, что рост показателя начинается в 2005 году, что не вполне согласуется с

данными о вкладе в ВВП платных услуг

Годы

Рис.3.

Вклад сферы услуг в ВВП

населению.

Рассмотрим изменение структуры платных услуг населению, обусловленное развитием новых отраслей экономики. При переходе к инновационной экономике должны появляться услуги, связанные с информатизацией, внедрением новых технологий, развитием инфраструктуры, в том числе консалтинга, венчурного финансирования инновационных проектов и т.п.

Поскольку инновационная эконо-мика требует подготовки высококвали-

фицированных специалистов и переподготовки уже имеющих профессиональное образование, должен расти объем услуг в сфере образования. На рис.4 приведена динамика объема основных платных услуг населению по видам за период с 1994 по 2010 год.

30

28

26

24

22

20

18

16

14

12

10

8

6

4

2

Пассажирский

ЧР

01

А

Ю

О

— ^ _ образования _ - ^

—----------•#— — щ

Медицинские

Медицин

1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012

Годы

Рис.4

Динамика объема платных услуг населению (по видам) в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Из рис.4 видно, что за 16 лет увеличились темпы роста двух видов платных услуг: коммунальные - в 1,45 раза и услуги связи - в 2,53 раза. Причем рост объемов коммунальных услуг происходит в большей части в связи с ростом оплаты этих услуг населением, а не вследствие расширения спектра этих услуг и повышения качества. Инновационная составляющая частично обусловливает рост услуг связи за

счет развития телекоммуникаций, мобильной связи, информационных технологий.

Другие виды услуг, занимающие лидирующее положение в 90-е годы ХХ столетия (транспортные и бытовые), уменьшают темпы роста своих объемов.

Анализ структуры платных услуг населению в 1995 г. и 2010 г. показывает, что бытовые и жилищные услуги, являющие приоритетными в 1995 году, уступили ме-

0

сто услугам связи. Следует отметить, что в 1995 году коммунальные услуги не выделялись в отдельный сектор, а включались в жилищные, так что рост объемов жилищнокоммунальных услуг за 15 лет составляет 5,6 %.

Несомненно, рост объемов услуг связи является показателем инновационного преобразования социально-экономиче-ской сферы, чего нельзя сказать о сфере образования, объемы которой за исследуемый период изменились незначительно, что отмечалось и в [5].

Исследование сферы услуг России в целом показывает, что наиболее динамичными отраслями сферы услуг являются банковский сектор и розничная торговля.

Российский банковский сектор включает (по данным 2010 г.) 1178 кредитных организации, из них 1148 банков [6]. Банковский сектор является высоконцентрирован-ным - на долю десяти крупнейших банков приходится 46% всех кредитов и депозитов. В 2000-2007 году доходы банков росли примерно на 60% ежегодно. К настоящему времени ситуация изменилась Доходы банков в % по отношению к доходам предыдущего года за период 2007- 2010 году приведены на рис.7.

Из рис.7 следует, что кредитная система России находится в неустойчивом со-

100

стоянии. Сказываются последствия экономического кризиса и внутренние проблемы: большинство банков являются мелкими с низкой производительностью труда персонала и низкой автоматизацией банковских операций. По мнению экспертов [3], существующая банковская система недостаточна для обеспечения эффективного развития экономики России.

После вступления России в ВТО положение российских кредитных организаций еще более усложнится. На финансовый рынок придут филиалы иностранных финансовых и страховых компаний, и предоставят российским гражданам, предприятиям и организациям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами с более качественным сопровождением услуг.

Следует отметить, что среди кредитных организаций внебюджетные фонды содействуют развитию инновационной деятельности российских предприятий, причем их вклад в инновационные проекты соизмерим с бюджетным финансированием и иностранными инвестициями в эту сферу. Данные о вкладе внебюджетных фондов в развитие инноваций за период с 1997 по 2007 год приведены в табл.1.

Ш

О

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю

.0

о

.0

ю

а

01

Ї 0

5 -50 а

-100

П

2007 2008

2009

01)

Годы

Из таблицы видно, что в то время как объем государственных и иностранных инвестиций в инновационные проекты снижается, объем внебюджетных фондов, оказывающих финансовые услуги разработчикам инновационных проектов, остается, в среднем, на уровне 4%.

Объем розничной и оптовой торговли в 2002-2010 гг. увеличился в стране в 6,4 раза, главным образом благодаря росту доходов населения, которые возросли в расчете на одного жителя за тот же период.

Рис.5

Прибыль кредитных организаций , в % к предыдущему году Таблица 1.Средства, направляемые на развитие инновационной деятельности российскими

Годы 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

1 77 80 74 84,5 82,3 88,1 85,9 88,3 86,1 78,7 77,3 79,6

2 5,0 4,8 3,4 3,3 2,7 1,9 0,7 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1

3 12,2 7,9 10,1 7,0 5,3 1,5 0,5 1,8 2,3 1,5 0,6 0,3

4 5,8 7,4 4,4 2,9 4,1 2,9 2,8 2,7 3,1 5,1 4,0 4,2

5 0,2 0,2 8,1 2,3 5,6 5,6 10,1 7,1 8,3 14,6 18, 15,8

1- собственные средства предприятий, 2 - средства федерального бюджета, 3 - иностранные инвестиции, 4 - внебюджетные фонды, 5 - прочие источники.

Вступление России в ВТО приведет к увеличению притока транснациональных корпорации, создающих свои торговые сети и гипермаркеты. Произойдет дальнейший рост современных торговых центров с высокой производительностью труда, доля которых в общих объемах торговли уже выросла от 8% в 2001 году до 50% в 2010.

Для сохранения конкурентоспособности российских сервисных предприятий становится необходимым создание и внедрение сервисных инноваций. Под инновацией в сфере сервиса (новшества, нововведения) понимается результат инновационной деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и др.), который способен более эффективно удовлетворять общественные потребности. Данные об инновационной деятельности в сфере сервиса Госкомстат приводит для предприятий связи, деятельности, связанной с информационными и телекоммуникационными технологиями и оптовой торговли [7]. По официальным данным, среди организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации в 2007 году, доля предприятий связи составляла 46,2 %, доля. Предприятий, связанных с информационными и телекоммуникационны-ми технологиями, - 14,7%, предприятий торговли - 39,1 %.

Официальной статистикой не учитываются инновации на предприятиях автосервиса, ремонта бытовой техники и др. Большинство из них являются малыми негосударственными предприятиями, а любое предпринимательство по своей природе является инновационным. Для сохранения конкурентоспособности эти предприятия вынуждены заниматься разработкой и внедрением специального технологического оборудования, средств диагностики и контрольно-измерительных приборов, новых приспособлений и инструментов, поисками наиболее эффективных форм организации труда и методов хозяйствования. Создание новых областей сервиса, связанных с развитием

научно-технического прогресса, обеспечивает создание новых рабочих мест и увеличение ВВП.

Новые направление развитие сферы сервиса России связаны с созданием и развитием сети территориально-производственных кластеров, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

М.Е.Портер [9] рассматривает кластеры как крупные экономические комплексы производственных фирм, научноисследовательских институтов и предприятий инфраструктуры научной деятельности, связанные географическим положением. При этом ядром, образующим кластер, является подсистема генерации знаний. Классическим примером являются шесть кластеров Нидерландов [10], Силиконовая долина в США, Эмилия-Романья в Италии и др.

А. Маршалл [11] и П.Р.Кругман [12] считают кластером вертикальные производственные сети, в которых ядро составляют сопряженные звенья производственного процесса «поставщик - сборщик - дистрибьютер - покупатель».

Третье определение характеризует кластер как секторы с высокой степенью агрегации, например, «химический кластер», «сельскохозяйственный кластер» и т.п. В рамках такого кластера не обязательно все фирмы сотрудничают между собой. Сотрудничающие фирмы образуют сети внутри кластера или между кластерами [13].

В соответствии с «Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» Министерства образования и науки Российской Федерации, «территориальные кластеры (далее - кластеры) -объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависи-

мости в сфере производства и реализации товаров и услуг».

В соответствии с последними определениями, в Калужской области к настоящему времени сформирован автомобильный кластер на основе автомобильных заводов «Фольксваген», «Пежо-Ситроен», «Мицубиси» и «Вольво» -предприятий, выпускающих комплектующие автомобилей, сервисных предприятий, высших учебных заведений, образовательного центра по подготовке кадров для автомобильной промышленности. В процессе формирования находятся кластеры жизнеобеспечения и развития среды, агропищевой, транспортнологистический, биотехнологий и фармацевтики, туристско-рекреационный кластер и др.

Предприятия сферы сервиса являются как элементами кластерных систем, так и образуют особые системы конкурентоспособных предприятий - «сервисные кластеры». Под сервисным класте-

ром понимается систему взаимосвязанных предприятий, продуктом которых являются услуги предприятий различного характера, расположенных на определенной территории и проявляющих тенденцию к усилению своего значения в экономике региона или фактически играющих в ней важную роль [14].

В настоящее время можно выделить следующие сервисные кластеры: образовательный кластер, кластер торговли, финансового сервиса, услуг для бизнеса, транспортно-логистический.

В 2009 в сфере образования было занято 8,8 % всего экономически активного населения России, в сфере торговли и бытовых услуг населению -17,8%, что превышает число занятых в обрабатывающих производствах (15,4%), в финансовом секторе - 1,6%, в транспорте и связи - 8%. Динамика числа работающих в этих сферах приведена на рис.6.

5

е;

и

го

о.

I-

0 <0

01

0

I-

к

1 го

«Т

I

01

е;

01

и

го

X

01

ю

о

I-

о

ЧР

оЧ

о

*

<п

Годы

♦ оптовая и розничная торговля, ремонт бытовой техники

— в— гостиницы и рестораны

— транспорт и связь

Рис.6.Динамика числа занятых в сервисных отраслях экономики в 2000-2009 годы

Из рис.6 следует, что во всех сервисных отраслях, за исключением сферы образования, численность занятых растет. Максимальный рост числа работающих за 9 лет наблюдается в сфере торговли (4,1%). В финансовой сфере он составляет 0,6%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 0,4%. Падение данного показателя в сфере образования на 0,5% связано с демографической ситуацией в стране и переходом с трехлетнего на четырехлетнее начальное образование, что привело к снижению числа учащихся и

студентов, а следовательно и уменьшению числа преподавателей. В 2010 году наблюдаемая динамика сохраняется, и можно с уверенностью прогнозировать ее на последующие годы.

В России до сих пор сфера услуг традиционно не считается наукоемким сектором экономики, и от ее реформирования не ожидается увеличения темпов экономического роста. Наоборот, по мнению зарубежных экспертов [8], инновационные преобразования в сфере сервиса развивающихся стран имеют боль-

ший экономический эффект, чем аналогичные реформы в промышленности или сельском хозяйстве, поскольку приводят к более резкому росту производительности труда. Успехи дальнейшего экономического развития России будут связаны

как с переходом на качественно новый уровень сервиса, так и формированием отношения к сфере сервиса как неотъемлемой части развития производительных сил.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-пресс, 2004.

2. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). Постановление Госстандарта России № 163 от 28 июня 1993 года // ИУС «Государственные стандарты». 2000. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.klerk.ru/index.php (дата обращения 24.11.2011)

3. Кондратьев В. Сфера услуг в постиндустриальной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/sfera_uslug_v_postindustrialnoj_ekonomike_2010-12-21.htm (дата обращения 09.11.2011).

4. Россия в цифрах. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/Main.htm (дата обращения 09.11.2011).

5. Кузьмин М.С. Рынок услуг и его развитие как составляющая социально-экономической подсистемы экономики страны // Теория и практика сервиса. 2011. № 2 (8). С.85-92.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_51/IssWWW.exe/ Stg/05-08.htm. (Дата обращения: 28.11.2011).

7. Индикаторы инновационной деятельности. Статистический сборник / Государственный университет - высшая школа экономики. М., 2009.

8. P. Dee The Economy-Wide Effects of Services Trade Barriers in Selected developing Countries. In: Enhancing the performance of the Service Sector. OECD, Paris 2005.

9. Porter M.E.. The competitive Advantage of Nations. London, Macmillan Press,1990.

10. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы. В 7 т. Москва-Сканрус, 2001.Т.2.Практика экономического развития территорий.

11. Marshall A.Principles of Economics. London, Macmillan Press,1990.

12. Krugmann P.R. Geography and Trade. Leuven Univercity Press, 1991.

13. Портер М.Э.Конкуренция. Пер с англ.-М: Изд.дом «Вильямс», 2000.

14. Носков-Дукельский А.И. Развитие региональных сервисных кластеров как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики региона. Автореф. дис....канд. эк.наук / СПбГУСЭ. СПБ., 2011.

УДК 338.242.42 ББК 344

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

С.Н.Барейко

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Выборгский филиал

188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Подгорная, 17, лит. «А»

В современной России идеология государственного управления экономикой трансформировалась от позиции всеохватывающего государственного планирования и управления до позиции разгосударствления и дерегулирования. Однако специфические особенности и условия России дали понять, что возможность

развития свободного бизнеса не может быть полностью реализована без государственного регулирования и защиты отечественного производителя.

Эффективный путь развития национального хозяйства и его предпринимательства - это отказ от монетаристских реформ, переход к построению нацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.