УДК 338.46 ББК 65.9
СФЕРА СЕРВИСА РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СЕРВИСНЫХ КЛАСТЕРОВ
Л.А.Иевенко, Я.И.Федулова
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Калужский филиал 248010, г.Калуга, ул. Комсомольская роща, д.39, стр.1
В течение длительного периода развития экономики формировалось представление о сфере услуг как о второстепенном секторе, подчиненном и полностью зависящем от промышленности. В конце XX века в развитых странах мира преодолено это исторически сложившееся представление. Вклад сферы услуг в ВВП США, стран Западной Европы и Японии достиг 63-74 %, а целый ряд производственных услуг - банковских, финансовых, информационных, управленческих, компьютерных - определяется в настоящее время в качестве ведущих элементов национального развития. Возникло понятие «сервисной экономики» [1], обусловленное развитием инфраструктурных отраслей и инвестированием капиталов в развитие управленческой деятельности, информационных потоков, а также в повышением уровня культуры и профессиональных качеств самих работников сервиса.
В настоящее время стало реальностью вступление России в ВТО, основу которого составляют три базовых соглашения: Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Не рассматривая эффекты от вступления России в ВТО, можно полагать, что оно приведет и к изменению потребительского поведения населения. В связи с этим развитие сферы услуг России и ее модификация, достижение баланса между сферой материального производства и сферой обслуживания становятся необ-
ходимыми условиями дальнейшего развития экономики.
В настоящее время сфера услуг России включает, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению (ОКУН) [2], 13 групп услуг населению с делением услуг на группы, подгруппы, которые, в свою очередь, подразделяются на виды деятельности по целевому функциональному назначению. По классификации ВТО насчитывается 160 видов услуг - от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, причем на первый план выдвигаются отрасли, основанные на использовании сложного интеллектуального труда. Директива Европейского союза разделяет все виды услуг на три категории:
- услуги, предоставляемые потребителям (розничная торговля, общественное питание и гостиничный бизнес, бытовые услуги, предоставляемые авторемонтными мастерскими, химчист-ками, косметическими салонами и т.п.);
- услуги, предоставляемые бизнесу, к которым относятся услуги профессионального характера (юридические, аудиторские, консультационные), технологические (в том числе информационные и компьютерные), оптовая торговля, услуги по подбору кадров;
- услуги, предоставляемые одновременно потребителям и бизнесу [3].
Одним из показателей уровня развития экономики страны считается доля услуг бизнесу в общем объеме услуг. В США примерно 30% работников сферы услуг занято предоставлением услуг потребителям, 27% - в сфере услуг бизнесу.
В связи с вышеизложенным, представляет интерес анализ динамики сферы услуг России. Данные Госкомстата [4] позволяют наиболее полно изучить динамику платных услуг населению. График динамики объемов платных услуг в 1992-2010 годах в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах приведен на рис.1. Из рис.1 следует, что с 1992 по 2000 г. темпы роста объема плат-
ных услуг существенно выросли. Наблюдаемый рост вызван развитием сферы сервиса в целом вследствие программы приватизации и появления в рыночной экономике новых видов услуг: консалтинга, инжиниринга, лизинга, психологического и семейного консультирования, культурно-валеологических услуг, игрового и шоу-бизнеса и др.
Годы
Рис.1
Объем платных услуг населению, в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
С 2000 по 2007 год динамика темпов роста объема платных услуг положительна. Объем платных услуг населению за этот период увеличился более чем в 5 раз. Заметное снижение темпов роста имеет место в 2008 году, и явное падение, связанное с экономическим кризисом, - в 2009 году. В то же время экономический кризис способствовал развитию сервисных инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность сервисных предприятий в условиях быстро меняющейся конъюнктуры и потребительского спроса, что привело к положительной динамике уже в 2010 году. За январь-сентябрь 2011 года темп роста объема сервисных услуг составил 103,3%, что подтверждает положительную динамику.
Вклад сферы платных услуг населению в ВВП России приведен на рис.2. Из него следует, что после роста в период с 1998 по 2002 год, в последующие пять лет, вплоть до 2007 года, вклад сферы платных услуг населению в ВВП составлял примерно 10% и изменялся незначительно. Рост влияния этого показателя на РВП наблюдается в посткризисный период: 11, 52 % - в 2009 г.,
12,50
и н 12,00 ^ м
5 М 11,50
* О 11,00
| £ 10,50
^ 5
В | 9,00
ю 8 8,50
О «
я 8,00
1998 2002 2006 2010
Годы
Рис.2
Вклад объема платных услуг населению в ВВП, %
12,25% - в 2010 г., что подтверждает сделанное ранее предположение о положительном влиянии кризиса на развитие сервисных инноваций.
Изучение вклада сферы услуг в целом в ВВП дает несколько иные результаты. В сферу услуг включим доступные данные государственной статистики:
- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
- гостиницы и рестораны;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;
- транспорт и связь;
- финансовая деятельность;
- строительство;
- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Суммарный вклад перечисленных услуг в ВВП приведен на рис.3, из которого видно, что рост показателя начинается в 2005 году, что не вполне согласуется с
данными о вкладе в ВВП платных услуг
Годы
Рис.3.
Вклад сферы услуг в ВВП
населению.
Рассмотрим изменение структуры платных услуг населению, обусловленное развитием новых отраслей экономики. При переходе к инновационной экономике должны появляться услуги, связанные с информатизацией, внедрением новых технологий, развитием инфраструктуры, в том числе консалтинга, венчурного финансирования инновационных проектов и т.п.
Поскольку инновационная эконо-мика требует подготовки высококвали-
фицированных специалистов и переподготовки уже имеющих профессиональное образование, должен расти объем услуг в сфере образования. На рис.4 приведена динамика объема основных платных услуг населению по видам за период с 1994 по 2010 год.
30
28
26
24
22
20
18
16
14
12
10
8
6
4
2
Пассажирский
ЧР
01
А
Ю
О
— ^ _ образования _ - ^
—----------•#— — щ
Медицинские
Медицин
1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012
Годы
Рис.4
Динамика объема платных услуг населению (по видам) в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
Из рис.4 видно, что за 16 лет увеличились темпы роста двух видов платных услуг: коммунальные - в 1,45 раза и услуги связи - в 2,53 раза. Причем рост объемов коммунальных услуг происходит в большей части в связи с ростом оплаты этих услуг населением, а не вследствие расширения спектра этих услуг и повышения качества. Инновационная составляющая частично обусловливает рост услуг связи за
счет развития телекоммуникаций, мобильной связи, информационных технологий.
Другие виды услуг, занимающие лидирующее положение в 90-е годы ХХ столетия (транспортные и бытовые), уменьшают темпы роста своих объемов.
Анализ структуры платных услуг населению в 1995 г. и 2010 г. показывает, что бытовые и жилищные услуги, являющие приоритетными в 1995 году, уступили ме-
0
сто услугам связи. Следует отметить, что в 1995 году коммунальные услуги не выделялись в отдельный сектор, а включались в жилищные, так что рост объемов жилищнокоммунальных услуг за 15 лет составляет 5,6 %.
Несомненно, рост объемов услуг связи является показателем инновационного преобразования социально-экономиче-ской сферы, чего нельзя сказать о сфере образования, объемы которой за исследуемый период изменились незначительно, что отмечалось и в [5].
Исследование сферы услуг России в целом показывает, что наиболее динамичными отраслями сферы услуг являются банковский сектор и розничная торговля.
Российский банковский сектор включает (по данным 2010 г.) 1178 кредитных организации, из них 1148 банков [6]. Банковский сектор является высоконцентрирован-ным - на долю десяти крупнейших банков приходится 46% всех кредитов и депозитов. В 2000-2007 году доходы банков росли примерно на 60% ежегодно. К настоящему времени ситуация изменилась Доходы банков в % по отношению к доходам предыдущего года за период 2007- 2010 году приведены на рис.7.
Из рис.7 следует, что кредитная система России находится в неустойчивом со-
100
стоянии. Сказываются последствия экономического кризиса и внутренние проблемы: большинство банков являются мелкими с низкой производительностью труда персонала и низкой автоматизацией банковских операций. По мнению экспертов [3], существующая банковская система недостаточна для обеспечения эффективного развития экономики России.
После вступления России в ВТО положение российских кредитных организаций еще более усложнится. На финансовый рынок придут филиалы иностранных финансовых и страховых компаний, и предоставят российским гражданам, предприятиям и организациям возможность пользоваться более крупными, длинными и дешевыми кредитными ресурсами с более качественным сопровождением услуг.
Следует отметить, что среди кредитных организаций внебюджетные фонды содействуют развитию инновационной деятельности российских предприятий, причем их вклад в инновационные проекты соизмерим с бюджетным финансированием и иностранными инвестициями в эту сферу. Данные о вкладе внебюджетных фондов в развитие инноваций за период с 1997 по 2007 год приведены в табл.1.
5С
Ш
О
X
(О
ю
.0
о
.0
ю
а
01
Ї 0
5 -50 а
-100
П
2007 2008
2009
01)
Годы
Из таблицы видно, что в то время как объем государственных и иностранных инвестиций в инновационные проекты снижается, объем внебюджетных фондов, оказывающих финансовые услуги разработчикам инновационных проектов, остается, в среднем, на уровне 4%.
Объем розничной и оптовой торговли в 2002-2010 гг. увеличился в стране в 6,4 раза, главным образом благодаря росту доходов населения, которые возросли в расчете на одного жителя за тот же период.
Рис.5
Прибыль кредитных организаций , в % к предыдущему году Таблица 1.Средства, направляемые на развитие инновационной деятельности российскими
Годы 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
1 77 80 74 84,5 82,3 88,1 85,9 88,3 86,1 78,7 77,3 79,6
2 5,0 4,8 3,4 3,3 2,7 1,9 0,7 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1
3 12,2 7,9 10,1 7,0 5,3 1,5 0,5 1,8 2,3 1,5 0,6 0,3
4 5,8 7,4 4,4 2,9 4,1 2,9 2,8 2,7 3,1 5,1 4,0 4,2
5 0,2 0,2 8,1 2,3 5,6 5,6 10,1 7,1 8,3 14,6 18, 15,8
1- собственные средства предприятий, 2 - средства федерального бюджета, 3 - иностранные инвестиции, 4 - внебюджетные фонды, 5 - прочие источники.
Вступление России в ВТО приведет к увеличению притока транснациональных корпорации, создающих свои торговые сети и гипермаркеты. Произойдет дальнейший рост современных торговых центров с высокой производительностью труда, доля которых в общих объемах торговли уже выросла от 8% в 2001 году до 50% в 2010.
Для сохранения конкурентоспособности российских сервисных предприятий становится необходимым создание и внедрение сервисных инноваций. Под инновацией в сфере сервиса (новшества, нововведения) понимается результат инновационной деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и др.), который способен более эффективно удовлетворять общественные потребности. Данные об инновационной деятельности в сфере сервиса Госкомстат приводит для предприятий связи, деятельности, связанной с информационными и телекоммуникационными технологиями и оптовой торговли [7]. По официальным данным, среди организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации в 2007 году, доля предприятий связи составляла 46,2 %, доля. Предприятий, связанных с информационными и телекоммуникационны-ми технологиями, - 14,7%, предприятий торговли - 39,1 %.
Официальной статистикой не учитываются инновации на предприятиях автосервиса, ремонта бытовой техники и др. Большинство из них являются малыми негосударственными предприятиями, а любое предпринимательство по своей природе является инновационным. Для сохранения конкурентоспособности эти предприятия вынуждены заниматься разработкой и внедрением специального технологического оборудования, средств диагностики и контрольно-измерительных приборов, новых приспособлений и инструментов, поисками наиболее эффективных форм организации труда и методов хозяйствования. Создание новых областей сервиса, связанных с развитием
научно-технического прогресса, обеспечивает создание новых рабочих мест и увеличение ВВП.
Новые направление развитие сферы сервиса России связаны с созданием и развитием сети территориально-производственных кластеров, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
М.Е.Портер [9] рассматривает кластеры как крупные экономические комплексы производственных фирм, научноисследовательских институтов и предприятий инфраструктуры научной деятельности, связанные географическим положением. При этом ядром, образующим кластер, является подсистема генерации знаний. Классическим примером являются шесть кластеров Нидерландов [10], Силиконовая долина в США, Эмилия-Романья в Италии и др.
А. Маршалл [11] и П.Р.Кругман [12] считают кластером вертикальные производственные сети, в которых ядро составляют сопряженные звенья производственного процесса «поставщик - сборщик - дистрибьютер - покупатель».
Третье определение характеризует кластер как секторы с высокой степенью агрегации, например, «химический кластер», «сельскохозяйственный кластер» и т.п. В рамках такого кластера не обязательно все фирмы сотрудничают между собой. Сотрудничающие фирмы образуют сети внутри кластера или между кластерами [13].
В соответствии с «Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» Министерства образования и науки Российской Федерации, «территориальные кластеры (далее - кластеры) -объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависи-
мости в сфере производства и реализации товаров и услуг».
В соответствии с последними определениями, в Калужской области к настоящему времени сформирован автомобильный кластер на основе автомобильных заводов «Фольксваген», «Пежо-Ситроен», «Мицубиси» и «Вольво» -предприятий, выпускающих комплектующие автомобилей, сервисных предприятий, высших учебных заведений, образовательного центра по подготовке кадров для автомобильной промышленности. В процессе формирования находятся кластеры жизнеобеспечения и развития среды, агропищевой, транспортнологистический, биотехнологий и фармацевтики, туристско-рекреационный кластер и др.
Предприятия сферы сервиса являются как элементами кластерных систем, так и образуют особые системы конкурентоспособных предприятий - «сервисные кластеры». Под сервисным класте-
ром понимается систему взаимосвязанных предприятий, продуктом которых являются услуги предприятий различного характера, расположенных на определенной территории и проявляющих тенденцию к усилению своего значения в экономике региона или фактически играющих в ней важную роль [14].
В настоящее время можно выделить следующие сервисные кластеры: образовательный кластер, кластер торговли, финансового сервиса, услуг для бизнеса, транспортно-логистический.
В 2009 в сфере образования было занято 8,8 % всего экономически активного населения России, в сфере торговли и бытовых услуг населению -17,8%, что превышает число занятых в обрабатывающих производствах (15,4%), в финансовом секторе - 1,6%, в транспорте и связи - 8%. Динамика числа работающих в этих сферах приведена на рис.6.
5
е;
и
го
о.
I-
0 <0
01
0
I-
к
1 го
(О
«Т
I
01
е;
01
и
го
X
01
=Т
ю
о
I-
о
ЧР
оЧ
о
*
<п
Годы
♦ оптовая и розничная торговля, ремонт бытовой техники
— в— гостиницы и рестораны
— транспорт и связь
Рис.6.Динамика числа занятых в сервисных отраслях экономики в 2000-2009 годы
Из рис.6 следует, что во всех сервисных отраслях, за исключением сферы образования, численность занятых растет. Максимальный рост числа работающих за 9 лет наблюдается в сфере торговли (4,1%). В финансовой сфере он составляет 0,6%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 0,4%. Падение данного показателя в сфере образования на 0,5% связано с демографической ситуацией в стране и переходом с трехлетнего на четырехлетнее начальное образование, что привело к снижению числа учащихся и
студентов, а следовательно и уменьшению числа преподавателей. В 2010 году наблюдаемая динамика сохраняется, и можно с уверенностью прогнозировать ее на последующие годы.
В России до сих пор сфера услуг традиционно не считается наукоемким сектором экономики, и от ее реформирования не ожидается увеличения темпов экономического роста. Наоборот, по мнению зарубежных экспертов [8], инновационные преобразования в сфере сервиса развивающихся стран имеют боль-
ший экономический эффект, чем аналогичные реформы в промышленности или сельском хозяйстве, поскольку приводят к более резкому росту производительности труда. Успехи дальнейшего экономического развития России будут связаны
как с переходом на качественно новый уровень сервиса, так и формированием отношения к сфере сервиса как неотъемлемой части развития производительных сил.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект-пресс, 2004.
2. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). Постановление Госстандарта России № 163 от 28 июня 1993 года // ИУС «Государственные стандарты». 2000. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.klerk.ru/index.php (дата обращения 24.11.2011)
3. Кондратьев В. Сфера услуг в постиндустриальной экономике [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/rus/ekob/sfera_uslug_v_postindustrialnoj_ekonomike_2010-12-21.htm (дата обращения 09.11.2011).
4. Россия в цифрах. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/Main.htm (дата обращения 09.11.2011).
5. Кузьмин М.С. Рынок услуг и его развитие как составляющая социально-экономической подсистемы экономики страны // Теория и практика сервиса. 2011. № 2 (8). С.85-92.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011 г. // Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_51/IssWWW.exe/ Stg/05-08.htm. (Дата обращения: 28.11.2011).
7. Индикаторы инновационной деятельности. Статистический сборник / Государственный университет - высшая школа экономики. М., 2009.
8. P. Dee The Economy-Wide Effects of Services Trade Barriers in Selected developing Countries. In: Enhancing the performance of the Service Sector. OECD, Paris 2005.
9. Porter M.E.. The competitive Advantage of Nations. London, Macmillan Press,1990.
10. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы. В 7 т. Москва-Сканрус, 2001.Т.2.Практика экономического развития территорий.
11. Marshall A.Principles of Economics. London, Macmillan Press,1990.
12. Krugmann P.R. Geography and Trade. Leuven Univercity Press, 1991.
13. Портер М.Э.Конкуренция. Пер с англ.-М: Изд.дом «Вильямс», 2000.
14. Носков-Дукельский А.И. Развитие региональных сервисных кластеров как фактор обеспечения конкурентоспособности экономики региона. Автореф. дис....канд. эк.наук / СПбГУСЭ. СПБ., 2011.
УДК 338.242.42 ББК 344
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
С.Н.Барейко
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Выборгский филиал
188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Подгорная, 17, лит. «А»
В современной России идеология государственного управления экономикой трансформировалась от позиции всеохватывающего государственного планирования и управления до позиции разгосударствления и дерегулирования. Однако специфические особенности и условия России дали понять, что возможность
развития свободного бизнеса не может быть полностью реализована без государственного регулирования и защиты отечественного производителя.
Эффективный путь развития национального хозяйства и его предпринимательства - это отказ от монетаристских реформ, переход к построению нацио-