Научная статья на тему 'Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве'

Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2642
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ / СФЕРА УСЛУГ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ / SERVICE SPHERE / SERVICE SPHERE DEVELOPMENT / SERVICE SPHERE IN THE WORLD ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Е. А.

Исследованы тенденции сферы услуг в современном мировом хозяйстве, где акцент делается на возрастающей доли услуг в экономиках стран. Акцент сделан на введение института международного регулирования сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tendencies of the service sphere development in the world economy

Tendencies of the service sphere in the modern world economy are investigated highlighting the increasing share of services in economies of different countries. Introduction of the institute of international regulation of the service sphere is accentuated.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве»

Chelubeeva Y.V. Unemployment as a factor of economic instability in Adam Smith's view. The paper is devoted to studying the outlook of Adam Smith (one of the founders of the economic theory) concerning organization of a labour market. It is noted, that its condition is influenced by technical progress, seasonal fluctuations of em-

ployment, the state tax policy and a cultural-psychological condition of a society. The complex approach to revealing the reasons of unemployment allows specifying ways to overcome it.

Key words: unemployment, kinds of unemployment, labour market, personal employment (unemployment).

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Е.А. Ветрова

Исследованы тенденции сферы услуг в современном мировом хозяйстве, где акцент делается на возрастающей доли услуг в экономиках стран. Акцент сделан на введение института международного регулирования сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг; развитие сферы услуг; сфера услуг в мировом хозяйстве.

Экспансия сферы услуг является общемировой тенденцией и важнейшим фактором роста ВВП, и главным механизмом обеспечения занятости. В последнее время мы наблюдаем интенсивный перелив факторов производства из сферы материального производства в сектор услуг [1]. Согласно Д. Беллу «постиндустриальное общество основано на услугах» [2].

Резкое возрастание доли услуг и уменьшение занятости в сельском хозяйстве и промышленности и характеризует, собственно, сам переход к постиндустриальному обществу, основанному на услугах. Связана возникшая тенденция, главным образом, с научно-техническим прогрессом.

Услуги, или т. н. третичный сектор экономики, стали выделять в предмет некоторого анализа недавно. Это связано с тем, что общий объем торговли услугами за последние 20 лет резко вырос в 5 раз. Так, доля услуг в объеме мирохозяйственных связей на сегодняшний день составляет 30 %. Их удельный вес в ВВП развитых стран составляет до 3/4. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля услуг 55 % к ВВП соответственно. В целом, к мировому ВВП доля услуг составляет 64 %.

По оценкам некоторых специалистов, доля услуг в мировом ВВП в конце 1980-х гг. составила 70 %. Из них опять же 70 % приходится на ведущие развитые страны (особенно США, Великобританию, Францию, Германию, причем на эти четыре страны

приходится 44 % мирового экспорта услуг и 50 % импорта, а также Японию, Сингапур и Гонконг). На восемь ведущих стран приходится 2/3 мирового экспорта услуг и 50 % импорта. В самих этих странах на сферу услуг приходится 70-80 % ВВП и общей численности занятых и 2/3 капиталовложений и основного капитала [3].

Условно, в зависимости от развития сферы услуг, страны можно объединить в три группы: развитые страны; новые индустриальные страны со средним уровнем развития услуг; страны с переходной экономикой, для которых характерно развитие одной-двух сфер из всего сектора в целом. Так, среди стран с развивающейся экономикой, например, Южная Корея специализируется в инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика, Турция, Египет - туристических, страны Карибского моря - финансовых, Панама - транспортных.

Большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития услуг. Доля стран с переходной экономикой в мировом товарообороте составляет около 4 % [4]. Если говорить о распределении стоимости услуг по видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Лидерами в данных отраслях являются США, Великобритания и Франция. Экспортная выручка от туристических услуг во Франции, Италии, Канаде, Швейцарии составляет 40-50 % [5].

Как мы знаем, в современных условиях существует четыре способа международной торговли услугами.

1. Трансграничная торговля, когда производитель и потребитель не пересекают границу, а пересекает сама услуга. На ее долю приходится свыше 40 % всего международного объема торговли услугами.

2. Потребление за границей (например, с целью учебы или лечения) - 20 %.

3. Коммерческое присутствие в стране предоставления услуги, когда компания, предоставляющая услугу, открывает свое представительство в стране потребления - 40 %.

4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу, когда услуга заключается непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель - 1 % соответственно [6].

Доля России в международной торговле услугами за последние 20 лет составляла менее 1 %, причем импорт превышает экспорт. В настоящее время эта цифра составляет около 1,5 %. Но по сравнению с товарами доля услуг в национальной экономике выше и составляет около 60 %. По данным ВТО, Россия в 2003 г. по экспорту услуг заняла 24-е место, а по импорту 18-е. Соответственно доля импорта 1,5 %, а доля экспорта 0,9 % [7]. Структура экспорта услуг России: 42 % -туризм, 33 % - транспортные услуги, 25 % -прочие частные услуги. Россия и страны СНГ хоть и обладают потенциалом для развития туристических и транспортных услуг, но их экспорту мешает слабая материально-техническая база. Россия приближается к мировой тенденции и уже в 1994 г. доля услуг в ВВП превысила долю товаров, а в 2004 г. составила 54,8 % против 32 %.

Несмотря на опережающий рост услуг, их доля во внешнеторговом товарообороте менее значительна по сравнению с товарной долей. Так, в 1990-х гг. на экспорт услуг приходилось 20-25 % всего мирового экспорта товаров и услуг. Одновременно наметились большие изменения в структуре мирового экспорта услуг: снижается доля

транспортных услуг и продолжает расти доля международных туристических и деловых услуг. Увеличение последних связано с обслуживанием бизнеса. Новые средства связи позволяют отказаться от личного контакта

продавца и покупателя, что обусловливает увеличивающийся спрос на те деловые услуги, которые раньше имели товарную форму: финансовые, банковские, страховые.

В последнее время также наблюдается значительный рост торговли через Интернет. Объем мировой торговли в 2003 г. составил 2 трлн долл., и их потенциал оценивается в 30 % ВВП развитых стран. В секторе услуг развитых стран растет удельный вес финансово-кредитных услуг, здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Остается на прежнем уровне доля торговли товарами, и снижается значение государственного управления.

Существует несколько классификаций услуг. По классификатору ООН в их число входит 160 видов услуг, разделенных на 12 разделов:

1) деловые - 46;

2) транспортные - 33;

3) услуги связи - 25;

4) финансовые и страховые - 17;

5) строительные и инжиниринговые - 5;

6) дистрибьюторские - 5;

7) общеобразовательные - 5;

8) услуги по защите окружающей среды - 4;

9) услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4;

10) туризм и путешествия - 4;

11) услуги в области организации досуга, культуры, спорта - 5;

12) прочие услуги [8].

По оценкам экспертов доля услуг в мировом товарообороте занижена на 40-50 % в связи с тем, что, как правило, услуги предоставляются вместе с товарами, причем доля услуг в цене составляет ее значительную часть. Далее заниженными предоставлены расходы туристов и людей, находящихся в деловой поездке, также трудно рассчитать заработную плату, выплачиваемую иностранным рабочим.

Относительная новизна услуг как предмета анализа затрудняет точное определение объекта анализа, а специфический характер услуг порождает проблемы по оценке достоверности информации по данной сфере. Но в отношении методологии исследования сферы услуг серьезных расхождений нет. Первоначально рассматривается общий объем услуг и их структура в зависимости от определен-

ных критериев, далее оценивается динамика предоставления услуг, в т. ч. по отдельным их видам. На следующем этапе анализируется эффективность предоставления услуг и удовлетворение спроса. Завершает процесс изучения сферы услуг региональный анализ. Существует ряд особенностей, затрудняющих проведение их анализа:

- сложность отделения цены на товар от цены на сопутствующие услуги (например, отделение стоимость его доставки от стоимости самого товара);

- специфика фиксации смены собственника (услуга не существует в виде объекта и вследствие этого на нее не распространяется право собственности);

- неосязаемость услуг;

- постоянное изменение качества;

- невозможность хранения [9].

В отличие от международной торговли товарами импорт или экспорт услугами не предусматривает обязательного пересечения границы. Достаточным условием является то, что покупатель и производитель являются резидентами разных стран.

В настоящее время стоит остро проблема государственного и международного регулирования торговли услугами, т. к. появление новых игроков на рынке - транснациональных компаний - привело к тому, что диверсификация их деятельности в данной сфере начала размывать границы между отдельными видами услуг. Реализация различных форм методов регулирования международной торговли услугами в различных странах связана с принятием и использованием соответствующих нормативно-правовых актов. В современных условиях существенную роль играют межгосударственные двухсторонние договора. В настоящее время эта тенденция устаревает в связи с появлением регионального уровня. Успешным примером регулирования данного аспекта на региональном уровне является ЕС, где в результате многолетнего сотрудничества были сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами, а во взаимоотношениях между странами действует принцип национального режима. Такой же принцип действует в рамках Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Однако, безусловно, одним из основных наднациональных механизмов регулирования данной сферы,

международным актом, регулирующим торговлю услугами в мировой экономике, является ГАТС - генеральное соглашение по торговле услугами, которое является одной из юридических основ ВТО и которое было принято в рамках Уругвайского раунда. В соответствии с соглашением страны, его подписывающие, не обязаны сразу либерализовать весь свой рынок услуг во всех секторах до уровня предоставления национального режима. Можно при переговорах о вступлении добиваться определенной продолжительности переходного периода применительно к отдельным секторам услуг с учетом приоритетов национальной экономической политики и уровня экономического развития. К числу наиболее открытых отраслей относится туризм. В конце 1990-х гг. были заключены соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий, а также рынка финансовых услуг, что может привести к снижению стоимости страхования и кредита.

В целом, торговля услугами является одним из самых сложных направлений вступления России в ВТО. Российское законодательство по торговле услугами развито еще в недостаточной мере. Основные общие положения по государственному регулированию внешнеторговой деятельности по области внешней торговли услугами определены в ФЗ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». За исключением транспорта российские фирмы, торгующие услугами, не сталкивались с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке.

Ведя переговоры о вступлении в ВТО по рынку услуг, Россия должна будет принять общие требования ГАТС, предоставить и согласовать общие и специфические обязательства. Потребуется также корректировать или заново формировать нормативно-правовую базу в соответствии с требованиями ГАТС. В целом, ГАТС является первым механизмом международной торговли услугами без дискриминации, на основе согласованных правил.

Многие проблемы внешней торговли услугами могут быть урегулированы путем вступления России в ВТО. Что это за проблемы?

Россия обладает огромным потенциалом с точки зрения перспективности по произ-

водству услуг в сфере программирования, космоса, туризма. Так, мировой спрос на ИТ составляет 500 млрд долл. в год, пока что доля России - лишь 60-70 млн долл. Далее, в рынке космических услуг Россия ежегодно недополучает 500 млн долл. В дальнейшем США планирует покрыть 65 % запусков, а странам СНГ оставить менее 1 %.

Для присоединения к ВТО Россия должна подготовить следующие документы:

- описание изъятий из общих принципов ГАТС, проект перечня специфических обязательств по доступу иностранных поставщиков на национальный рынок услуг;

- изменения в действующем законодательстве и международных соглашениях.

Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью специфических обязательств. Это фиксированные максимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке, таких как: ограничение количества иностранных поставщиков в данном секторе услуг, объема поставляемых ими услуг, количества учреждаемых представительств иностранных компаний, максимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг, численности иностранного персонала, выбора организационной формы компании.

Все это позволяет говорить о том, что создание действенного механизма разделения труда в мировой экономике будет способствовать развитию качественной системы международного регулирования сферы услуг, позволяющей вовлечь страны с развивающейся экономикой.

1. Гордин В.Э., Сущинская М.Д. Менеджмент в сфере услуг. СПб., 2007. С. 14.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 171.

3. Демидова Л. Сфера услуг: изменение динамики производительности // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 12. С. 40-52.

4. Мировая экономика / под ред. А. С. Булатова. М., 2005. С. 186.

5. Международные экономические отношения /

B.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2004.

C. 193.

6. Сфера услуг: экономика. Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко; под ред. Т.Д. Бурменко. М., 2007. С. 217.

7. Мировая экономика и международный бизнес / под общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Ще-нина. М., 2005. С. 516.

8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2002. С. 81.

9. Анализ экономики / В.Е. Рыбалкин, В.М. Гри-банич и др.; под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 2006. С. 37.

Поступила в редакцию 4.08.2008 г.

Vetrova E.A. Tendencies of the service sphere development in the world economy. Tendencies of the service sphere in the modem world economy are investigated highlighting the increasing share of services in economies of different countries. Introduction of the institute of international regulation of the service sphere is accentuated.

Key words: service sphere, service sphere development, service sphere in the world economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.