Научная статья на тему 'Исследование основных направлений развития малого предпринимательства в сфере услуг'

Исследование основных направлений развития малого предпринимательства в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3162
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплин В. Л.

В статье проведен анализ основных направлений развития малого предпринимательства в сфере услуг. Исследованы направления повышения эффективности и устойчивости малого бизнеса в сфере услуг, совокупность объективных факторов, оказывающих влияние на развитие данного сектора экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование основных направлений развития малого предпринимательства в сфере услуг»

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ

В. Л. КАПЛИН

Кавминводский институт сервиса Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса,

аспирант e-mail: kaplinvl@yandex.ru

В статье проведен анализ основных направлений развития малого предпринимательства в сфере услуг. Исследованы направления повышения эффективности и устойчивости малого бизнеса в сфере услуг, совокупность объективных факторов, оказывающих влияние на развитие данного сектора экономики.

Ключевые слова: сфера услуг; малое предпринимательство; развитие экономики регионов.

Коды классификатора JEL: L26, L83, L85.

Малое предпринимательство — сектор экономики, создающий во всем мире необходимую атмосферу конкуренции. Он способен быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места и т. п. Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12-14 % [2]. По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства между субъектами Российской Федерации, потенциал малого предпринимательства в развитии экономики регионов задействован крайне неравномерно.

Южный федеральный округ отличается уникальностью природно-рекреационных ресурсов, занимает выгодное экономико-географическое положение и является связующим звеном для установления устойчивых экономических, политических и культурных связей с государствами Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов. Исходя из особенностей региона и анализа имеющегося опыта, можно выделить следующие приоритетные направления развития малого предпринимательства: сфера услуг; производство и переработка сельскохозяйственной продукции; коммунальное хозяйство. В этой связи исследование и анализ ключевых направлений развития малого бизнеса приобретает особую значимость и актуальность.

Проведенный анализ показал, что в 2007-2008 гг. наиболее высокий прирост субъектов малого предпринимательства наблюдался в сфере гостиничного и ресторанного обслуживания — 42,8 %, что связано с развитием туристско-рекреационных зон субъектов Южного федерального округа [2].

Неуклонное укрепление отечественной экономики, усиление ее социальной направленности, ориентация на создание благоприятных условий для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина страны выдвигают необходимость расширения и постоянного совершенствования сферы услуг. Успешное решение этой сложной и многоаспектной проблемы во многом зависит от устойчивого развития сектора малого предпринимательства, играющего значительную роль в данной области национального хозяйства [3].

Актуальным в сложившихся условиях становится вопрос развития малого бизнеса в сфере услуг, который призван выполнять социально-экономические функции, обеспечивать сбалансированность спроса и предложения на рынке услуг, создавать новые рабочие места, решать сложный комплекс социально-экономических задач развития регионов и территорий. Особенностью развития малого бизнеса в сфере услуг является короткий жизненный цикл малых предприятий, что требует постоянного наращивания их количества и предпринимательских структур, а также повышения эффективности и устойчивости малого бизнеса.

С другой стороны, негативным моментом, характерным для всех малых форм предпринимательства, является недооценка руководителями значения управления развитием предприятия, собственностью, кадрами, что следует рассматривать как серьезный сдерживающий фактор на пути цивилизованного развития малого бизнеса во всех отраслях сферы услуг.

Тем самым становится все более необходимым устойчивое развитие малого бизнеса с позиции обеспечения снижения социальной напряженности, расширения номенклатуры услуг, оказываемых населению, предприятиям и организациям на той или иной территории. По существу, ставится задача создания стратегического управления малым бизнесом в сфере услуг, эффективность которого, как показывает теория и подтверждает практика управления, оправдана в условиях нестабильности факторов внешней среды. Оно способствует усилению действия

© В. Л. Каплин, 2009

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

рыночных механизмов по отношению к сфере услуг и выступает основополагающим условием успешного развития, как ее самой, так и экономики регионов и страны в целом на современном этапе экономических и социальных преобразований [1; 4; 5].

Сфера услуг является элементом народнохозяйственного комплекса, участвует в общей системе экономических отношений, подчиняясь общим экономическим законам, действующим в обществе. В связи с этим на развитие малого бизнеса в сфере услуг оказывают влияние многочисленные факторы экономического, технологического, правового, политического, социокультурного, демографического, институционального характера.

Экономические факторы определяются масштабом рынка услуг и уровнем его развития, величиной доходов населения, уровнем платежеспособного спроса и конкуренции в отраслях, устойчивостью рубля, доступностью кредитов для предпринимателей и бизнесменов сферы услуг, состоянием основных фондов и т. д. Рынок услуг создает благоприятные условия для бизнеса из-за большой оборачиваемости капитала, что позволяет вовлекать множество малых предприятий в эту сферу деятельности, способствуя занятости в малом бизнесе большого числа экономически активных лиц. Среди факторов, формирующих малый бизнес в сфере услуг, можно выделить следующие: уровень развития инновационной деятельности в конкретном регионе; сырьевой потенциал; уровень спроса на различные виды бытовых и промышленных услуг; уровень рыночных цен; уровень льгот и дотаций; налоговая политика.

Активизация инновационной деятельности в сфере услуг зависит также от технологических факторов, включающих уровень развития науки, техники и технологий, которые в совокупности с социокультурными факторами определяют возможности реализации предпринимательской инициативы на мировом уровне.

Предприятия сферы услуг должны учитывать все многообразие маркетинговых факторов информационного характера, наличие которых должно способствовать гибкому реагированию бизнесменов и предпринимателей на любые изменения рыночной ситуации, своевременно корректируя стратегию и тактику развития предприятия сферы услуг.

На основе системного подхода к эффективности и устойчивости малого бизнеса в сфере услуг необходимо исследование совокупности объективных факторов, оказывающих влияние на развитие его предприятий и организаций. Малый бизнес в сфере услуг можно рассматривать как систему, так как бизнес представляет собой сочетание разнофункциональных и разнокачественных объектов, которые выполняют производственную, коммерческую и финансовую функции, объединенные в рамках бизнеса. Поэтому в малом бизнесе можно выделить три взаимосвязанные самостоятельные подсистемы — производственную, коммерческую и финансовую, каждая из которых является сложным образованием, имеющим собственные элементы.

Коммерческие факторы реализуются выполнением разнообразных услуг в соответствии с запросами потребителей, используя прямые методы сбыта, обеспечивающие личный контакт между производителем и потребителем, профессиональное представление качества оказываемых услуг. Причем производственные и коммерческие факторы тесно взаимосвязаны, когда производство является формирующим элементом, который развивается в условиях изменяющейся внешней среды, определяющих границы коммерческой деятельности.

В сфере обслуживания организационно-культурные принципы имеют особое значение, предопределяемое самим видом деятельности, которая связана с непосредственным контактом с потребителем, что требует создания определенного культурно-психологического климата в коллективе сотрудников малого предприятия, который учитывает единые ценностные ориентиры предприятия в процессе выполнения работниками профессиональных функций.

Отраслевые особенности услуг предопределяют возникновение дополнительных факторов, отражающих характер, приоритеты развития отраслей, территорий регионального и местного значения (информационные, инновационные, экологические, демографические, национальные интересы).

Основой малого бизнеса является предпринимательство как инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Развитие предпринимательской деятельности зависит от наличия желания открыть собственное дело и наличия возможностей, но в тоже время побудительным мотивом является не только получение прибыли, но и стремление реализовать свои замыслы, добиться признания в обществе, а также удовлетворение потребностей общества.

Предпринимательская деятельность в сфере услуг должна отличаться способностью предпринимателя принимать на себя экономические риски, связанные со спецификой развития сферы услуг на определенной территории и особенностями отраслевого характера.

Предпринимательская деятельность в сфере услуг может осуществляться в различных формах, которые дополняют друг друга, что способствует повышению эффективности производства и продвижения услуг потребителю.

В условиях рыночных отношений эффективное функционирование малых предпринимательских структур определяется уровнем эффективности выполнения основных коммерческих функций, которые непосредственно связаны с целевой ориентацией маркетинговой деятельности, имеющей свои особенности в сфере услуг. Специализация малого предприятия определяется специализированным ассортиментом услуг, который характеризуется преимущественным преобладанием услуг, объединенных по видам и разновидностям. Объектами коммерции в сфере услуг выступают как материальные, так и нематериальные ценности, при этом коммерция

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО.

149

активно проникает в такие сферы предпринимательства, как финансы, образование, логистика, информатика и др.

Предприятия малого бизнеса в сфере услуг являются экономическими системами, в то же время их можно рассматривать и как социально-экономическую структуру, организующую производство услуг, востребованных во внешней среде, и использующую внутренние и внешние ресурсы, что позволяет исследовать особенности их развития на основе системного подхода. Как и любая экономическая структура, предприятие малого бизнеса сферы услуг подвержено влиянию изменений, но при соответствующих институциональных условиях способно устойчиво развиваться.

Максимальное использование потенциала предпринимательства зависит как от самих бизнесменов, так и от условий, в которых протекает их деятельность. Определяющие факторы формирования условий — политическая и социальная атмосфера в стране и, в особенности, экономическая политика государства.

Сегодня развитие малого бизнеса осложнено наличием многих проблем. К факторам сдерживания малого предпринимательства в России можно отнести: нестабильность общеэкономических и правовых условий, трудности в получении малыми предприятиями необходимых помещений, кредитов, инвестиций, информации и т. д.; сложную административную обстановку; неотлаженность механизма государственной поддержки.

При анализе состояния и развития малого предпринимательства исключительно важное значение имеет региональный аспект. Принципиальную роль здесь играет также использование возможностей местной инициативы, способной обеспечить разнообразие поиска путей решения сложнейших проблем преодоления современных экономических трудностей.

Наиболее заметно малый бизнес может продемонстрировать свои возможности именно на местных рынках, выступив в качестве средства решения следующих проблем: более эффективное, полное использование и распределение материальных, кадровых, организационных и технических ресурсов; увеличение производительности труда; активизация местного предпринимательства и развитие конкуренции; увеличение интенсивности производственных и коммерческих связей; вытеснение неэффективных производств и организаций; диверсификация местной экономики; развитие мелкомасштабных рынков; приближение товаров и услуг к потребителю; выравнивание условий жизни; повышение конкурентоспособности локальной экономики.

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия строят свою деятельность исходя прежде всего из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса.

Таким образом, развитие сферы услуг происходит, с одной стороны, путем усиления разнообразия сервисной деятельности, отражая тенденцию специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны — путем возрастания роли принципа кооперации и дополнительности, отражая тенденцию единства и разнообразия. Эти тенденции проявляются в усложнении многофункциональной зависимости одних услуг от других. Так, например, услуги гостиниц не ограничиваются предоставлением потребителю места для проживания, но включают комплекс разнообразных услуг — питание в кафе и ресторане, торговые и бытовые рекреационные услуги. Услуги жилищного хозяйства неотделимы от коммунальных услуг, ремонтно-технического сервиса. Торговые услуги розничной торговли нередко сопровождаются фасовкой, хранением, подготовкой товаров к продаже, рекламными и другими услугами. Многофункциональная взаимосвязь услуг делает невозможным с позиции одного или двух критериев предложить совершенную производительно-техническую и функциональную классификацию сервисной деятельности.

Что касается услуг в чистом виде, то они обладают в отличие от чистых общественных услуг следующими альтернативными свойствами:

— индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;

— исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения какого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).

Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения. Их производство осуществляется на основе собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.

К рыночному, платному сектору услуг относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.

Немало услуг занимает промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг.

Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально-культурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Их роль в социальной интеграции, в обеспечении социального равенства и социальной защиты людей очень велика.

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3

Другие смешанные услуги обладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют к частному сектору экономики. Так, культурно-развлекательные и досуговорекреационные, туристические, спортивно-оздоровительные, жилищно-коммунальные и некоторые бытовые услуги, несмотря на их определенную социальную ориентированность, ближе всего к частному, платному сектору услуг.

Следует подчеркнуть, что подавляющая доля услуг имеет смешанную направленность, так как социальная значимость этих услуг несомненна, а поэтому вопрос о классификации услуг является одним из основных методологических вопросов, требующих решения для развития сферы сервиса на мировом уровне.

Структура услуг населению в России не способствует формированию рабочей силы высокого качества, а следовательно, снижаются возможности роста производительности труда и повышения благосостояния народа. Кроме этого, имеет место также разброс в структуре платных услуг по регионам России. Например, если в 11 субъектах Российской Федерации услуги пассажирского транспорта занимают более 25 % объема платных услуг, то в 27 регионах они не превышают 15 % по бытовым услугам. Те же уровни удельного веса отмечены соответственно в 17 и 29 регионах.

Для формирования развитой сферы платных услуг в Российской Федерации следует исходить из того, что все перечисленные услуги должны быть доступны каждому члену общества, а процесс их оказания должен протекать в цивилизованных организационно-правовых формах. Это выводит развитие сферы платных услуг на уровень государственной политики.

Как отмечалось выше, основная масса предприятий сферы сервиса относится к малому предпринимательству. Малые предприятия сферы сервиса наряду с общей ролью малого бизнеса в экономике страны призваны решать следующие вопросы: экономия и рациональное использование свободного времени человека; денежные доходы населения (ремонтные услуги); должны способствовать оживлению крупного производства и научно-технического прогресса; влиять на духовное обогащение общества через социально-культурные услуги; способствовать осуществлению социальной политики государства (услуги социального обеспечения и здравоохранения); повышать образовательный уровень населения; организовывать отдых людей (туризм, развлечения и т. п.).

В России малый сектор экономики только начинает формироваться. Сравнительный анализ экономики нашей страны и других стран позволяет сделать вывод о том, что для достижения необходимого уровня развития в структуре российской национальной экономики должно быть не менее 11-12 млн малых предприятий.

Сфера малого бизнеса не является пока определяющей и на рынке труда России. Тем не менее, малый бизнес уже сегодня играет серьезную роль в снижении темпов роста безработицы. По мере становления инфраструктуры малой экономики это влияние будет усиливаться.

Наибольшее влияние малый бизнес оказывает на местные рынки, на которых он позволяет решать следующие проблемы:

— эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, рост производительности труда;

— повышение эффективности использования и увеличение интенсивности производственных и коммерческих связей, вытеснение неэффективных производств;

— диверсификация местной экономики, развитие региональных рынков, приближение товаров и услуг к потребителю, территориальное выравнивание уровня жизни населения;

— содействие повышению конкурентоспособности;

— создание дополнительных рабочих мест при относительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях;

— увеличение объемов, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции;

— освоение новых технологий, перспективных рынков и увеличение выпуска новых видов продукции;

— внедрение новых форм организации производства, финансирования и сбыта.

Таким образом, эффективное развитие малого бизнеса в сфере услуг различной отраслевой направленности возможно только при рациональной организации системы управления, основой которой является организационная культура предприятия и управления, обеспечивающая согласованность действий персонала и реализацию миссии предприятия, сформулированной с учетом культуры предприятия, его ценностных ориентаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малое предпринимательство в России. 2007 : Стат. сб. / Росстат М., 2007.

2. Образцова О. И. Предпринимательский потенциал российского общества: Россия в GLOBAL ENTREPRENEURSHIP MONITOR // Вопросы статистики. 2007. № 7. С. 29-38.

3. Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке. //http//rcsme.ru/libArt.asp?id=3420.

4. http://www.businesspravo.ru.

5. http://www.rcsme.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.