Научная статья на тему 'Формирование рыночной конкурентной среды в отдельных секторах сферы услуг'

Формирование рыночной конкурентной среды в отдельных секторах сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / РЫНОК / ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ТОВАР (БЛАГО) / SERVICES / MARKET / INFRASTRUCTURE / MARKET ENVIRONMENT / DEMAND / SUPPLY / GOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Л. В.

Статья посвящена исследованию ключевых компонентов рыночной среды в сфере услуг на примере сектора рекреации. Установлено, что масштабность и важность сферы рекреационных услуг свидетельствуют о ее принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны. Отсюда автор делает вывод, что для формирования эффективной рыночной среды в сфере рекреационных услуг необходимы: непосредственное государственное планирование с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснование политики занятости, обеспечение роста бюджетных доходов и управление состоянием платежного баланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation market environment in selected service sectors

The paper suggests key components of the market environment in the service sector: the case of recreation. Established that the magnitude and importance of the scope of recreational services showed that it belonged to the strategic sectors of the economy. Hence the author concludes that the creation of an efficient market environment in the area of recreational services should be: direct state planning to ensure balanced development of regional and sectoral economic complexes, support the policy of employment, growth of budgetary revenue and managing the balance of payments.

Текст научной работы на тему «Формирование рыночной конкурентной среды в отдельных секторах сферы услуг»

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В ОТДЕЛЬНЫХ СЕКТОРАХ СФЕРЫ УСЛУГ

БОНДАРЕНКО Л.В.,

аспирант,

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, г. Шахты Ростовской области, е-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию ключевых компонентов рыночной среды в сфере услуг на примере сектора рекреации. Установлено, что масштабность и важность сферы рекреационных услуг свидетельствуют о ее принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны. Отсюда автор делает вывод, что для формирования эффективной рыночной среды в сфере рекреационных услуг необходимы: непосредственное государственное планирование с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснование политики занятости, обеспечение роста бюджетных доходов и управление состоянием платежного баланса.

Ключевые слова: сфера услуг; рынок; инфраструктура; рыночная среда; спрос; предложение; товар (благо).

The paper suggests key components of the market environment in the service sector: the case of recreation. Established that the magnitude and importance of the scope of recreational services showed that it belonged to the strategic sectors of the economy. Hence the author concludes that the creation of an efficient market environment in the area of recreational services should be: direct state planning to ensure balanced development of regional and sectoral economic complexes, support the policy of employment, growth of budgetary revenue and managing the balance of payments.

Keywords: services; market; infrastructure; market environment; demand; supply; good.

Коды классификатора JEL: L16, L85.

Сфера рекреационных услуг в настоящее время является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Сфера рекреационных услуг Российской Федерации, как и ее регионов, обладая значительным потенциалом, занимает весьма скромное место на международной арене, что обусловлено тяжелым состоянием материально-технической базы, низким качеством предоставляемых услуг, недостаточной квалификацией обслуживаемого персонала и специалистов, сложившейся неэффективной системой управления.

© Бондаренко Л.В., 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

Целью функционирования сферы рекреационных услуг является удовлетворение потребности российских и иностранных рекреантов и туристов в высококачественных услугах, достижение которой может быть затруднено отсутствием действенных методов и инструментов управления. Дальнейшее развитие сферы рекреационных услуг приведет к увеличению числа игроков на рынке и, как следствие, уменьшению воспринимаемых отличий между ними, что напрямую зависит от высокоразвитой управленческой культуры.

Россия относится к числу государств, в которых в начале XXI века прогнозируются наивысшие темпы развития сферы рекреационных услуг, при государственной поддержке данной отрасли. Развитию сферы рекреационных услуг должны способствовать явное улучшение экономической ситуации в нашей стране и наличие востребованного во всем мире турпродукта — городского, экологического, культурно-познавательного и других направлений туризма.

Оценка современного состояния сферы рекреационных услуг указывает на низкий уровень ее развития как по качественным, так и по количественным показателям.

Масштабность и важность сферы рекреационных услуг свидетельствуют о ее принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного планирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Многочисленные связи данной сферы с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов рекреационной деятельности.

Государственное планирование развития сферы рекреационных услуг должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

Развитие сферы рекреационных услуг играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет сферы рекреационных услуг создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития данной сферы способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д., т.е. развивается социальная сфера. Поэтому программы по развитию сферы рекреационных услуг отрасли можно рассматривать как социальные технологии.

Следует признать, что за последние годы вопросам совершенствования законодательства в сфере рекреационных услуг не уделялось достаточного внимания со стороны государственных органов власти и управления. Не получили нормативно-правового подкрепления продекларированные в федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [2] приоритеты государственной поддержки внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, а также ряд других принципиальных положений закона. Хотя, реализация принятой Правительством РФ Концепции развития туризма в Российской Федерации, несмотря на все ее очевидные недостатки, могла бы в значительной мере усилить динамику развития отрасли.

К числу факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие сферы рекреационных услуг, относятся: политическая, экономическая и социальная стабильность в стране; уровень развития экономики в целом; формирование положительного имиджа России на международном рынке услуг; признание туризма в качестве приоритетной отрасли развития национальной экономики; государственная поддержка приоритетных направлений туризма; инвестиционная привлекательность данной отрасли; наличие современной инфраструктуры; наличие доступных высокоаттрактивных экологически чистых рекреационных ресурсов; платежеспособный спрос населения; ценовая политика в сфере рекреационных услуг; качество предоставляемых услуг; демографическая и социальная структуры населения; национальные традиции и мотивация; интеграция в международный туристский рынок; безопасность бизнеса; наличие высококвалифицированных кадров и др.

С одной стороны, современное состояние сферы рекреационных услуг в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления услуг, сокращением материальной базы и значительным несоответствием потребностям населения в услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства рекреационных объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа организаций сферы рекреационных услуг по всей территории России.

Сфера рекреационных услуг стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В настоящее время сфера рекреационных услуг фактически пока не признана одной из приоритетных отраслей экономики, справедливо претендующей на достаточную государственную поддержку, а именно:

❖ в России пока не создана (не возрождена) эффективная инфраструктура сферы рекреационных услуг;

❖ в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;

❖ констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо в платежном балансе страны;

❖ отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг в общей структуре услуг;

❖ не используются в полной мере возможности емкого внутреннего рынка и богатых рекреационных ресурсов;

❖ отмечается низкий уровень рекреационной подвижности населения, неудовлетворительные показатели оборота и интенсивности сферы рекреационных услуг в целом;

❖ мал удельный вес рекреационных услуг в общем объеме предоставляемых платных услуг населению;

❖ роль сферы рекреационных услуг в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления, весьма незначительна;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

❖ сфера рекреационных услуг не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.

Под рекреационными ресурсами понимают систему природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания рекреационного продукта. Главную роль в формировании подобного продукта играют природные ресурсы. В соответствии с федеральным законодательством часть наиболее высокоаттрактивных ресурсов имеет статус особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия. Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Такие территории относятся к объектам общенационального достояния. С учетом специфики использования особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений, различают следующие категории территорий: государственные природные заповедники, национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты [1].

Кроме природных ресурсов, в сфере рекреационных услуг используются искусственно созданные человеком ресурсы и объекты показа. Такие ресурсы составляют культурное наследие и культурное достояние государства. Культурное наследие народов Российской Федерации — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и ее народов, их вклада в мировую цивилизацию. Кроме того, это совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.

Расширение территориальных зон рекреационных ресурсов обусловлено проведением специальных исследований их значимости, доступности, аттрактивно-сти, инвестиционной привлекательности. Кроме того, необходима экономическая оценка ресурсов по соответствующим критериям. Развитие сферы рекреационных услуг за счет имеющихся доступных локальных зон и территорий требует разработки эффективных программ рационального природопользования, сохранения и воспроизводства ресурсов. Эти направления связаны со значительными финансовыми затратами с привлечением большого числа трудовых ресурсов.

Следует отметить, что сфера рекреационных услуг является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Аналогичным же образом приоритетными темпами развиваются и глобальные рынки услуг в целом. Одна из базовых причин опережающего роста услуг в структуре производства и потребления — стремительный рост уровня и качества жизни в экономически развитых (либо приближающихся к развитым) странах и макрорегионах планеты, — востребованность разнообразного и качественного досуга (рекреации), ориентация на рекреационную активность как один из базовых приоритетов качественного потребления.

Основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие сферы рекреационных услуг в Российской Федерации, прежде всего, является сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и возможностью приобретения путевок (платежеспособность населения, как известно, невысока). Негативно сказываются и слабая материально-техническая база некоторых учреждений, оставшаяся в наследство от прошлых лет. К этому можно добавить и недостаточный уровень развития инфраструктуры многих курортов, и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц, а также урбанизацию и перенаселенность курортных городов и поселков из-за возросшей миграции населения. Ослабление контроля использования природных лечебных ресурсов приводит к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

В стране, к сожалению, еще не созданы экономически благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие сферы рекреационных услуг, отсутствуют государственная реклама и система информирования граждан о ее преимуществах, что очень важно для популяризации отдыха и лечения в России.

Еще одной особенностью рекреационного предложения является его слабая эластичность, которая обусловливается пространственной связанностью потребления с конкретными товарами и услугами рекреационного спроса в территориально ограниченных конкретных местах. Это не позволяет импортировать товары и услуги в случаях нерационального увеличения спроса или экспортировать их в случае снижения спроса. На современном рынке низкая эластичность частично преодолевается посредством образования различных организаций сферы рекреационных услуг и монополий. Организованное участие на рынке фирм позволяет координировать и направлять их деятельность в реальных рыночных условиях. Сегодня на смену обособленным агентствам приходят сети, способные предложить как более выгодную цену, так и более качественное обслуживание, что, несомненно, будет способствовать повышению лояльности рекреантов по отношению к ним. Средняя эффективность агентских сетей в сравнении с обычными агентствами в два раза выше, а по доходу — в четыре-пять раз. Немаловажным фактором развития национальной сферы рекреационных услуг следует признать внедрение информационных технологий. В ближайшее время сотрудникам агентств даже не придется ездить в ознакомительные рекламные туры — они смогут просматривать их на дисках.

Важным фактором и вместе с тем показателем оценки пропорциональности рынка выступает уровень цен на услуги сферы рекреационных услуг. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры влияние этого фактора усиливается.

Следует подчеркнуть, что система продвижения продукта сферы рекреационных услуг должна быть основана на заинтересованности как самих производителей услуг, так и государства, которые могут получить значительные экономические дивиденды и социальные эффекты от развития рекреации.

Основной задачей развития российской рекреации (и, тем самым, ее более эффективного и ощутимого присутствия на глобальном рынке рекреационных услуг) видится, таким образом, коренное обновление производственной и рекреационной инфраструктуры в соответствии с мировыми стандартами. Решение этой задачи требует расширения инвестиций в отрасль, что требует решения взаимосвязанных задач:

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 3 Часть 2

• выстраивание стратегии инвестиционного процесса в отрасли, и механизмов координации усилий всех участников рынка, включая государственные управленческие структуры;

• выявление проблемных ситуаций, препятствующих активизации инвестиционной деятельности в отрасли, и реализация политики «точек роста»;

• активная наступательная позиция, связанная с концентрацией инвестиций на основных перспективных направлениях.

Таким образом, формирование рыночной среды в сфере рекреационных услуг обусловливает потребность реализации как на уровне государства, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий новых подходов, которые должны учитывать произошедшие изменения структуры и направленности развития сферы рекреационных услуг, ведущие тенденции социально-экономического развития, формирующие спрос, а также уделять внимание актуальным задачам обеспечения конкурентоспособности и в этой связи — новым управленческим технологиям и инвестиционным приоритетам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселов С.Н., Леонова Л.А. Императивы и направления развития рекреационнотуристского сектора сферы услуг курортного региона. Пятигорск: РИА на КМВ, 2009.

2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ (с изменениями, внесенными от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ) // http:// www.russiatourism.ru/ ZAKON-132-FZ.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.