Научная статья на тему 'Формирование рекреационного кластера как конкурентной формы организации развития региональной туристско-рекреационной системы'

Формирование рекреационного кластера как конкурентной формы организации развития региональной туристско-рекреационной системы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
544
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОНЫ / CLASTER / TOURISM / A RECREATION / A COMPETITION / REGIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карашева А. Г., Байсултанова Л. Б., Кудашева Н. З.

В статье рассмотрены проблемы формирования рекреационного кластера туристско-рекреационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Карашева А. Г., Байсултанова Л. Б., Кудашева Н. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreation cluster formation as a competitive form of organization of regional tourism and recreation system

In article problems of formation recreational claster turistsko-recreational system are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование рекреационного кластера как конкурентной формы организации развития региональной туристско-рекреационной системы»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ФОРМИРОВАНИЕ РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КАК КОНКУРЕНТНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

КАРАШЕВА А.Г.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент в туризме», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

e-mail: [email protected];

БАЙСУЛТАНОВА Л.Б.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

e-mail: [email protected];

КУДАШЕВА Н.З.,

ассистент кафедры «Экономика и менеджмент в туризме», Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»,

e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены проблемы формирования рекреационного кластера туристско-рекреационной системы.

Ключевые слова: кластер; туризм; рекреация; конкуренция; регионы.

RECREATION CLUSTER FORMATION AS A COMPETITIVE FORM OF ORGANIZATION OF REGIONAL TOURISM AND RECREATION SYSTEM

KARASHEVA A.G.,

Ph.D., Associate Professor of «Economics and Management in Tourism», Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekov,

e-mail: karasheva.a @ gmail.com;

BAISULTANOVA L.B.,

Ph.D., Associate Professor, Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekov,

e-mail: [email protected];

KUDASHEVA N.C.,

Assistant of the Department of «Economics and Management in Tourism», Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekov,

e-mail: [email protected]

In article problems of formation recreational кластера turistsko-recreational system are considered.

Keywords: claster; tourism; a recreation; a competition; regions.

JEL classification: L83, O18.

Основной критерий выделения региона - общность народнохозяйственных задач - основан на совокупности используемых или намеченных к эксплуатации природных богатств, исторически сложившейся структуре хозяйственной деятельности или плановой структуре экономического развития.

© А.Г. Карашева, Л.Б. Байсултанова, Н.З. Кудашева, 2013

Для того чтобы более точно представить предмет науки о региональной экономике и управлении, рассмотрим сущность понятия «туристский регион». Понятие «туристский регион» не имеет в настоящее время однозначного толкования и поэтому разными науками и разными исследователями формулируется неодинаково.

М.А. Морозов и О.Д. Коль понимают под туристским регионом «территорию, предлагающую определенный набор услуг, которые отвечают потребностям туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, размещения и т. д.» (Мисаков, Уянаев, 2008).

А.Д. Чудновский и М.А. Жукова определяют туристский регион как «территорию, имеющую четко очерченные границы, располагающую объектами туристского интереса и предлагающую набор услуг, удовлетворяющий потребностям туристов, что способствует воспроизводству социальных и экономических процессов обеспечения жизни населения, обусловленных местом региона в системе территориального и общественного разделения труда» (Чудновский, Жукова, 2007).

Раскрытие сущности понятия «туристский регион» и рассмотрение его в качестве предмета научного исследования предполагает обзор тех функций (табл. 1), которые объективно присущи этому территориальному образованию и без выявления которых невозможно понять роль и значение туристского региона в социально-экономическом и политическом развитии общества.

Таблица 1

Функции туристского региона

Экономическая функция Содержание

Предложения Выражает зависимость объема туристских услуг от числа организаций в регионе, их доходов и финансовой стратегии

Спроса Показывает зависимость платежеспособности всех субъектов регионального рынка от уровня их доходов и цен

Активности Характеризует трудовую активность населения региона, его мотивацию и ориентированность

Специализации региона Выступает в форме как внутренней, так и внешней функции. Внутренняя функция выражается в приоритетном развитии какой-либо одной или нескольких отраслей региональной экономики, имеющей доминирующее качение в региональном хозяйственном комплексе. Внешняя специализация региона определяется тем объемом и структурой производства товаров и услуг, которые пойдут не только на удовлетворение внутрирегиональных потребностей, но и на их реализацию в других регионах страны

Регионального управления Воспроизводство ротона как социально-экономической системы

Хозяйственная Обеспечение устойчивого развития региона, эффективного использования производственного и научного потенциала, создание в регионе необходимой рыночной конъюнктуры и конкуренции, а также его инвестиционной привлекательности

Демографическая Обеспечение полной занятости населения, активизация социальных факторов, влияющих на естественный прирост, воспроизводство населения и формирование трудового потенциала региона

Экологическая Решение проблем, связанных с утилизацией отходов, снижение материалоемкости производства, очисткой сточных вод и т. д. Состояние окружающей среды важно, так как от этого зависят качество и условия жизни населения

Социальная Обеспечение высокого уровня жизни местного населения региона путем, например, полной занятости, жилищного строительства, проведение различного рода социальных программ

Под функцией туристского региона понимается служебная роль (назначение) экономики региона по отношению к другим регионам, экономике страны в целом и элементам, составляющим региональную экономику.

Таким образом, в настоящее время региональный туризм стал рассматриваться как экономическая категория, выражающая совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере маркетинговых исследований, производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг. В этих условиях объективно возникла необходимость анализа развития региональной науки, ее научных школ, а также факторов, обеспечивающих относительное преимущество региона в международной туристской деятельности. Необходимо отметить, что при исследовании закономерностей развития территориально-рекреационной системы и анализа внутренних и внешних ее связей, с переходом к рыночным отношениям должен быть полностью изменен по сравнению с господствовавшим при административно-командной системе.

Следовательно, необходим и новый методический инструментарий, соответствующий задачам поиска управленческих решений не по распределению тех или иных ресурсов, товаров, услуг, а по налаживанию наиболее эффективных рыночных механизмов регионального развития.

В современных условиях и сама структура, и управление территориально-рекреационной системой, по мнению специалистов, должны быть усовершенствованы согласно требованиям времени (Мисаков, Уянаев, 2008). В условиях развития рыночной экономики акценты изучения должны быть смещены, во-первых, к стоимостным оценкам их функционирования, во-вторых, к конкурентным оценкам туризма и рекреационных территорий, в-третьих, к регулированию территориально-рекреационной системы.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

При этом, с точки зрения теоретического обоснования территориально-рекреационной системы, основным является четкое определение ее элементов и системообразующих факторов и связей. По нашему мнению, в качестве элементов территориально-рекреационной системы применительно к региональной экономике туризма должны и могут рассматриваться хозяйствующие субъекты.

Системообразующими процессами являются производство и потребление туристского продукта. Внутренние связи системы есть отношения между хозяйствующими субъектами по поводу производства турпродукта, а внешние отношения - с другими подсистемами региона. Таким образом, структура территориально-рекреационной системы региона может быть представлена следующим образом:

^ системообразующий процесс - туристская деятельность, производство туристических услуг;

^ внутренние связи - взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу производства туристических услуг;

^ внешние связи - связи с другими территориальными системами, подсистемами региона.

Закономерности развития территориально-рекреационной системы региона вытекают из общих закономерностей развития, во-первых, экономических, во-вторых, пространственных систем - с учетом специфики туризма как одной из отраслей экономики.

Поскольку экономика приобретает рыночный характер, постольку региональный рынок становится важнейшим компонентом понятия «регион». В развитии регионов все значительнее роль сферы услуг. Все большее значение приобретает формирование рыночной и информационной инфраструктуры. Возросла роль субъектов Российской Федерации в определении стратегии регионального развития. В новых условиях необходим переход к индикативному планированию.

К показателям, отражающим рекреационную специализацию экономики региона, относятся следующие:

^ суммарные поступления региона в текущих ценах от внутреннего и иностранного туризма;

^ доля поступлений от внутреннего и иностранного туризма в валовом региональном продукте (ВРИ); соотношение темпов роста ВРП и темпов роста поступлений от туризма;

^ доля поступлений от иностранного туризма в общей стоимости от поступлений от продажи товаров и услуг в регионе;

^ доля расходов внутренних и иностранных туристов в общих расходах на личное потребление.

Основные экономические функции туристско-рекреационной сферы можно выразить в виде создания дополнительного спроса на инвестиции, новые технологии общехозяйственного и рекреационного назначения. Кроме того, происходит стимулирование создания базовой производственной инфраструктуры и инфраструктуры туризма. Индустрия туризма стимулирует создание новых рабочих мест непосредственно в этой отрасли и косвенную занятость в смежных отраслях. Помимо производства материальных благ и услуг отрасль активизирует спрос на потребительском рынке, повышая уровень удовлетворения потребностей населения. За счет налоговых поступлений предприятий и фирм рекреационно-туристской индустрии происходит увеличение государственных доходов. Приток иностранной валюты от реализации рекреационно-туристского продукта является средством урегулирования платежного дисбаланса страны, отрасль также стимулирует экспорт товаров.

Выделяют внутренний и международный туризм, причем внутренний туризм по степени охвата доминирует над международным. По имеющимся оценкам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех туристских поездок, а общий объём расходов на внутренний туризм в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки (Чудновский, Жукова, 2007). Развитие внутреннего туризма вносит существенный вклад в экономическое благосостояние и занятость на национальном, региональном и местном уровнях, способствует быстрому развитию регионов, располагающих рекреационными ресурсами и позволяет им интегрироваться в международную индустрию туризма. Однако международному туризму уделяется гораздо большее внимание из-за его вклада в платежный баланс и валютные поступления страны.

Суть влияния туризма, в частности рекреационного, на экономику региона состоит в том, что он имеет достаточно высокий мультипликативный эффект увеличения спроса на услуги, его развитие дает импульс, прежде всего, расширению всей сферы услуг. Так, развитие рекреационного туризма, специализирующегося на санаторнокурортном лечении и оздоровлении, дает мощный импульс развитию здравоохранения, рекреационной медицины, а также физкультуры и спорта. Специализация на деловом туризме требует существенного развития сферы деловых услуг, расширения и увеличения объема услуг связи. Рост мобильности населения предъявляет новые требования и к развитию кредитно-финансовой системы, вызывает появление совершенно новых видов услуг в банковском обслуживании (Гаужаев, Маиров, Мисаков, 2013).

Существенное влияние развитие рекреационного туризма оказывает на транспорт и транспортную инфраструктуру. Это влияние неоднозначно. С одной стороны, увеличение потоков рекреантов влечет за собой рост объемов перевозок. В то же время существенно изменяются требования, предъявляемые к транспорту: скорости перемещения, безопасности, комфортности, качеству и количеству дорожных сетей. С другой стороны, требования сохранения экологической чистоты рекреационных территорий вызывают необходимость либо сокращения транспортных потоков, либо повышения экологичности транспорта.

Влияние рекреационного туризма распространяется практически на все отрасли хозяйства. Например, развитие сферы услуг повышает спрос на машины и оборудование (главным образом - транспортное и электротехническое). Увеличение нагрузок на окружающую среду вызывает необходимость в разработках и использовании при-

родоохранных технологий. Развитие туристско-рекреационной сферы оказывает непосредственное воздействие на строительство.

Огромный социальный потенциал, который заключен в туристско-рекреационной сфере, необходимо максимально использовать во всех процессах трансформации жизни общества. Туристско-рекреационная сфера, представленная многообразными типами и организационными формами, уравновешивает и сближает личные и общественные интересы, она формирует здоровый образ жизни, что способствует долголетию человека, укреплению института семьи, снижению заболеваемости. В транзитивных условиях гуманистический императив всестороннего, гармонически целостного, творческого развития человека становится экологическим и экономическим императивом, что обусловлено синтетической (системной, квалитативной и рефлексивной) революцией в механизмах развития человеческой цивилизации. Ее проявлением является усиление интегративных процессов экономики, образования и социума, а также стремительное возрастания количества наукоемких технологий (Гаужаев, Маиров, Мисаков, 2013; Чудновский, Жукова, 2007). Общеизвестно, что развитие индустрии туризма даст прирост новых рабочих мест, способствует созданию зрелищных видов отдыха, включает в оборот дополнительные природные ресурсы, что имеет большое экономическое значение. Освоение новых территорий, обладающих рекреационным потенциалом, способствует развитию международного сотрудничества и привлечению иностранного капитала, росту региональной экономики, развитию человеческого потенциала страны.

В целом развитие рекреационного туризма ведет к сокращению расходов сырья, материалов и энергии, способствуя снижению энерго- и материалоемкости национальной экономики.

Особенностью настоящего момента в России является то, что меняется не только экономический статус регионов, вытекающий из их конкурентных позиций в открытом рынке, но и внутренняя организация экономического пространства. В геоэкономическом пространстве выделяется две основные модели пространственной организации территорий - интегрированная (централизованная) и сетевая (Мисаков, Уянаев, 2008).

Первая модель была реализована во время индустриализации и связана с доминированием в региональном хозяйстве крупных массовых промышленных производств, которые являлись основным местом работы для большинства трудоспособного населения региона, главным источником налоговых поступлений в бюджет, фактором формирования инфраструктурного хозяйства региона и финансовых потоках на территории базирования.

Помимо интегрированной (централизованной) организации экономического пространства существует также сетевая, являющаяся проекцией производственных сетей на территорию - так называемые «сети, привязанные к месту» (networks of place). Она основана на том, что включает в себя автономные и взаимозаменяемые звенья - производственные комплексы и предприятия.

В докладе Европейской Комиссии глобальная сетевая экономика определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, обмена идеями и ноу-хау...».

В республиках СКФО хозяйственная власть в этом случае не концентрируется, а, напротив, распределяется. Экономическая мощь региона определяется не объемами производства, а мобилизационным ресурсом всей сети, ее общим влиянием на глобальные обмены. Вместо жесткой специализации в виде монопрофильности, свойственной иерархически организованным централизованным регионам, сетевой экономике присуща так называемая гибкая специализация, способность к инновациям. Во многом эти качества сетевых регионов базируются на скрытом знании и междисциплинарном обмене информацией, характерных для производственных сетей. Собранные вместе предприятия, входящие в сеть кооперации и взаимодействия, образуют различные формы межфирменной кооперации (стратегическая сеть, стратегическое партнерство, виртуальная кооперация, сетевая кооперация, предпринимательская сеть, кластер).

Современное развитие общества характеризуется ведущей ролью научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Внедрение новейших технологий потребовало новых форм организации инновационных процессов на всех уровнях - федеральном, региональном, отраслевом, на уровне компаний и предприятий. Существенным элементом повышения эффективности оказался организационный фактор, связанный с региональным объединением производителей. В этом случае не отдельное рекреационное предприятие конкурирует на рынке, а региональный рекреационный комплекс, который сокращает свои транзакционные издержки благодаря совместной технологической кооперации компаний.

Проведенные нами исследования показывают, что одним из способов повышения конкурентоспособности исследуемого региона - КБР является реализация кластер - ориентированной региональной политики. Ее основу составляют кластеры, сформированные на территориях из предприятий, выполняющих разные функции, но объединенных одним технологическим процессом, результатом которого является конечный продукт, созданный усилиями всех участников процесса от науки и подготовки кадров до технологов, упаковщиков, транспортников и дилерской сети.

Впервые понятие кластера ввел Майкл Портер. Согласно его теории, «кластеры - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций».

Другими словами, кластер в общеэкономическом смысле представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производ-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 2 Часть 3

ственных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга в достижения конкретного хозяйственного эффекта и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом.

В целом, различаются три формы кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект (приоритет) его функционирования (Мисаков, Уянаев, 2008).

Регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т. д.)

Вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик — производитель - сбытовик-клиент»).

Отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации.

Как показывает опыт развитых стран, кластерную стратегию лучше всего проводить на уровне, на котором достигается наибольшее преимущество в конкуренции. Таким образом, для разных уровней подходят местные, региональные, национальные или международные стратегии. Исследования показывают: в условиях уже существующих кластеров местного уровня или при наличии «шефства» крупных предприятий над малыми и средними важны адаптация продуктов к местным рынкам или тесное сотрудничество между фирмами и их основными поставщиками (совместная разработка, совместное производство). Если же кластеры носят межнациональный характер или дают громадную экономию благодаря эффекту масштаба производства (некоторые направления в сфере фундаментальной науки и техники; ряд материальных «новых комбинаций», крупные показательные проекты, ориентированные на растущий спрос), то приемлем общеевропейский уровень сотрудничества.

Говоря о кластерах, можно выделить две альтернативные стратегии, которые дополняют друг друга, во-первых, это стратегии, направленные на повышение использования знаний в существующих кластерах, и, во-вторых, стратегии, направленные на создание новых сетей конструктивного сотрудничества внутри кластеров.

ЛИТЕРАТУРА

Гаужаев А.З., Маиров А.Ю., Мисаков В.С. (2013). Институционально-организационный контекст стратегии модернизации развития региональных производственных комплексов // TERRA ECONOMICUS. Ростов-н/Д. № 2. Ч. 2.

МисаковВ.С., УянаевБ.Б. (2008). Методологические аспекты территориального экономического развития. Нальчик: ЗАО «Насып».

Морозов М.Л., Коль О.Д. (1998). Дестинация - важнейший элемент туризма // Туризм: проблемы, перспективы. № 1.

Чудновский А.Д., Жукова М.А. (2007). Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. М.: КНОРУС. С. 17.

REFERENCES

Gauzhaev A.Z., MairovA.Yu., Misakov V.S. (2013). The institutional and organizational context of the modernization strategy of the development of regional industrial complexes. TERRA ECONOMICUS. Rostov-on-Don. No. 2. Part 2. (In Russian.)

Misakov V.S., Uyanaev B.B. (2008). Methodological aspects of territorial economic development. Nalchik. (In Russian.)

Morozov M.L., Kol' O.D. (1998). Destination - a key element of tourism. Tourism: problems and prospects. No. 1. (In Russian.)

ChudnovskyA.D. ZhukovaM.A. (2007). Management of the tourism industry in modern Russian conditions: a tutorial. A.D. Chudnovsky, M.A. Zhukova. Moscow. KNORUS . P. 17. (In Russian.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.