TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗБИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА
РЕУТОВА Ю.Н.,
аспирант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая ул. 69
В тексте статьи приведены методические аспекты формирования региональной стратегии развития санаторно-курортного комплекса на основе кластерного подхода и уточнено определение кластера, применительно к туристско-рекреационному комплексу, на основе анализа инвестиционного потенциала кластера даны рекомендации по совершенствованию методики разработки и реализации стратегии развития СКК Краснодарского края.
Ключевые слова: кластерная политика; санаторно-курортный комплекс; рекреация; региональная инвестиционная политика; инвестиционный проект; инфраструктура кластера; туристический продукт; инвестиционный потенциал кластера.
The text of the article shows the methodological aspects of the formation of a regional strategy for development of sanatorium-resort complex on the basis of the cluster approach and clarify the definition of cluster in relation to tourism and recreation complex, based on an analysis of the investment potential of the cluster recommendations on improving the methodology of developing and implementing development strategies CCM Krasnodar region.
Keywords: cluster policy, health-resort, recreation, regional investment policies, investment projects, the cluster infrastructure, tourism product, the investment potential of the cluster.
Коды классификатора JEL: L85.
Кластеры — группы организаций (компаний, предприятий, объектов инфраструктуры, научноисследовательских институтов, вузов и др.) — (структура кластера представлена на рис. 1), связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства продукции (услуги), ее реализации или потребления ресурсов, — в последнее время заняли особую нишу в пространстве объектов экономического анализа и синтеза [10]. Причин этому несколько.
Специализированные ресурсы Связанные отрасли
1
Технологии и оборудование Ключевые товары (услуги)
Специализированные услуги
Потребители
Рис. 1. Структура кластера
Первая связана с особенностями самих кластеров. По своей экономической сущности кластеры занимают промежуточное место между автономными организациями, региональными промышленными комплексами и отраслевыми альянсами, сочетая в себе черты всех указанных видов экономических систем. Кроме того, кластер несет на себе и отпечаток проектных систем, поскольку часто является плодом сознательных организационных усилий лиц, рассматривающих формирование кластера как управленческий проект.
© Ю.Н. Реутова, 2G1G
Вторая причина интереса к кластерам объясняется сложившимися тенденциями в развитии управления экономикой. Дело в том, что и экономическая теория, и хозяйственная практика не смогли удовлетворительно решить проблемы рыночной координации отечественной экономики в условиях глобализации и инноватизации экономики.
Третья причина связана с необходимостью резкого усиления инновационной компоненты экономики. Возможно, что отказ в кластерах от жесткого управления, присущего холдингам и подобным структурам, позволит качественно повысить активность агентов-инноваторов (авторов инновационных идей), адаптивность и восприимчивость агентов-имитаторов (реализующих инновационные идеи) и реактивность агентов-фасилитаторов (обеспечивающих финансами и другими ресурсами этот процесс).
И, наконец, последняя причина интереса к кластерным системам связана с тенденциями группировки и консолидации капиталов, которые могут привести к активизации процессов интеграции предприятий. Тогда кластеры могут надолго стать основной формой организации промышленности (непроизводственного сектора), поскольку именно такие экономические системы в наибольшей степени способствуют налаживанию взаимодействия участников кластера на основе надежных кооперационных договоренностей, обеспечивающих баланс между самостоятельностью участников кластера и их координацией.
Особенностью применения современного кластерного подхода при планировании развития туризма в российских регионах состоит в том, что внимание акцентируется на развитии единичных территорий с высоким уровнем туристского потенциала, в то время как многие другие части региона остаются за пределами проектов [1].
В туристские проекты должна быть вовлечена вся территория региона без исключения. За счет единичных, даже очень ярких туристских объектов невозможно выйти на качественно новый уровень туристского движения. Включить регион в международные туристские процессы можно только с помощью возможностей всего региона. Через развитие системы туристских объектов, выражающих возможности всех территорий, можно выйти на принципиально иные масштабы этой деятельности. Для этого можно использовать кластерный подход.
Главное отличие кластера в туристской сфере от всевозможных прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) — в его маршрутной территориальной организации. Туристский маршрут и соответствующий ему туристский поток связывает объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. Благодаря туристскому потоку формируется кластер [2]. Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но в любом случае главное условие развития туристского кластера — это наличие или появление маршрутов и туристских потоков. Яркими примерами возникающих туристских кластеров является активизация туризма на территории в связи с культурным событием, вызывающим событийные туристские потоки.
Таким образом, туристский кластер формируется в пределах туристского района и характеризуется наличием бизнес-компоненты (туристских предприятий), имеющей тесные связи. Принимается во внимание возможность развития специализированного туристского предпринимательства в каждом кластере для сбалансированного развития всей туристско-рекреационной системы. Каждый кластер должен иметь возможность создания особенных туристских брендов [3]. Каждый кластер должен выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, выделяться своими видами туризма и рекреации.
Практический опыт создания туристских кластеров в РФ невелик. Одним из первых считается кластер «Красная Изба» в Великом Новгороде, который развивался посредством создания информационнотуристического центра. Этот центр объединял и координировал действия около 30 предприятий, занимался продвижением региона на туристском рынке. Еще один пример активной кластерной политики — это Республика Карелия. Создание нескольких туристских кластеров на этой территории должно привести к более равномерному распределению дестинаций, снятию нагрузки с основных мест посещения туристами, таких как Кижи, Валаам, Петрозаводск [4].
Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озера Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, республика Алтай) [5]. Формирование кластера способствует увеличению внутреннего туризма. Однако на сегодняшний день существуют препятствия на пути формирования туристского кластера: в неразвитость инфраструктуры и транспорта, что является проблемой большинства регионов РФ; длительный период формирования кластера, т.е. не моментальное получение выгод от кластера; нехватка туристских кадров.
В этих условиях пересмотр выбора объекта стратегического планирования вкупе с пересмотром методологии и методики разработки и реализации стратегии определяют необходимость создания новых схем и процедур стратегического процесса применительно к кластерам в туристско-рекреационной
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
сфере. Один из способов развития кластеров — экономические и социальные программы региональной администрации (рис. 2). Сегодня этот процесс мы наблюдаем в России и в Краснодарском крае.
Благодаря уникальным природным условиям, наличию месторождений минеральных вод и лечебных грязей Краснодарский край [6] — самый популярный курортно-туристический регион России.
Рис. 2. Система форм и методов государственного управления туристско-рекреационного комплекса региона
Его значение особенно возросло в связи с тем, что после распада СССР Россия потеряла принадлежащие ей санатории, дома отдыха, турбазы и гостиницы на Черноморском побережье Грузии и Украины, а также в Прибалтике. Краснодарский край стал фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром.
Имея уникальные природно-климатические условия, наличие медицинских учреждений и технологий, исторических достопримечательностей, создающих потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего благоприятный имидж страны на международной арене и обеспечивающего растущие потребности населения в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом; курортными здравницами; возможностью создания на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, результаты анализа которого представлены в таблице 1. Очень важно, что государство берет на себя формирование самой культуры отдыха в России, в частности, в Краснодарском крае и на побережье Азовского моря, в частности Ейского района.
Таблица 1
Результаты SWOT — анализа СКК Краснодарского края.
Сильные стороны Слабые стороны
1. Благоприятный климат. 2. Наличие уникальных бальнеологических ресурсов. 3. Наличие моря и пляжей. 4. Особенности оздоровительного и лечебного эффекта. 5. Большой потенциал бальнеологических ресурсов. 6. Наличие курортно-туристского комплекса. 7. Многообразие условий транспортной доступности. 8. Многообразие и ценовая доступность овощей и фруктов. 9. Наличие парковой зоны. 10. Наличие свободных территорий (п. Морской, остров Ейской косы). 11. Наличие частного фонда размещения. 12. Благоприятные отношения с жителями города. 13. Самобытность города. 14. Наличие ресурсов для экологического, природного и спортивного туризма. 1. Сезонность. 2. Наличие порта и железной дороги на Ейской косе. 3. Недостаток пляжных территорий. 4. Неудобства транспортной доступности (ворот курорта). 5. Низкий уровень использования бальнеологических ресурсов. 6. Недостаточное количество объектов экскурсионного показа. 7. Недостаток оздоровительных учреждений для детей. 8. Неразвитость инфраструктуры досуга и развлечений. 9. Несовременность части фонда размещения. 10. Низкая эффективность основной части здравниц. 11. Слабый имидж курорта. 12. Недостаточный уровень качества предоставляемых услуг. 13. Недостаток инвестиций.
Возможности Угрозы
1. Создания курорта современного уровня. 2. Обретение статуса субъекта особой экономиической зоны рекреационно-туристского типа. 3. Освоение прибрежной территории Таганрогского залива и создание новой курортной зоны в районе п. Морской. 4. Вовлечение в рекреационное использование острова Ейской косы. 5. Увеличение потоков отдыхающих. 6. Увеличение сезонности и переход к круглогодичной загрузке курорта. 7. Увеличение эффективности курортно-туристского комплекса. 8. Устойчивость развития СКК. 9. Повышение имиджа курорта. 10. Значительное повышение качества услуг курорта. 11. Повышение управляемости СКК. 12. Административная поддержка предприятий СКК. 13. Интенсификация инвестиционного процесса. 1. Усиление конкуренции. 2. Размыв и уменьшение пляжных территорий. 3. Загрязнение моря промышленными, канализационными и ливневыми стоками. 4. Близость технических транспортных путей. 5. Угроза «керосинового пятна». 6. Эрозия побережья Таганрогского залива. 7. Физическая ветхость инфраструктуры. 8. Отсутствие генплана курорта. 9. Организационно-правовая и экономическая обособленность сферы курортного бизнеса.
Потенциал здесь огромен: 93 процента россиян отдыхают на дачах, в городских квартирах, а у нас в регионе — многие на диком побережье Азовского моря и Таганрогского залива, на катерах и в палатках, останавливаясь, где придется, как правило, в необорудованных местах. Необходимо предложить им по доступным ценам центры отдыха, оснащенные элементарными удобствами, например, кемпинги с местами для установки палатки и стремиться к тому, чтобы возможность получить турпродукт имел каждый человек, причем в соответствии со своим достатком и вкусом.
Несмотря на проблемы, стоящие перед регионом, Краснодарский край вполне способен стать одним из конкурентоспособных и благополучных в стране. Необходимо обратить внимание на выгоды геополитического, экономико-географического, транспортно-географического положения края. Помимо транспортного комплекса весьма перспективен рекреационный комплекс региона. Кроме того, Кубань — это один из наиболее крупных и недостаточно освоенных региональных потребительских рынков России. Развитая инфраструктура, приморское положение и достаточное количество трудоспособного населения являются существенными предпосылками для создания на Азово-Черноморском побережье курортов мирового уровня.
Санаторно-курортный комплекс (СКК) Азовского побережья характеризуется сезонностью. Так, число мест в месяц максимальной загрузки в 2,7 раза превышает число круглогодичных мест. И если для СКК этот показатель составляет — 1,3 раза, то по организациям отдыха и турбазам число мест в месяц максимального развертывания превышает круглогодичные более, чем в 5 раз. Только прямой вклад, без учета мультипликативного эффекта, СКК Краснодарского края в бюджеты всех уровней составляет не менее 1200,0 млн р., а валовой выпуск товаров и услуг, по экспертным оценкам, около 37 млрд р., что составляет около 12% валового регионального продукта края.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
Исследование предприятий СКК Краснодарского края позволяет сделать следующие выводы:
— санаторно-курортный бизнес имеет сезонность функционирования, сезонная заполняемость составляет 78-80%;
— 9,15% СКК по различным причинам, в последние годы, не функционировали;
— основной причиной низкой заполняемости является несоответствие цен уровню услуг, отсутствие гибкой системы, направленной на снижение стоимости путевок в несезон;
— в структуре себестоимости снижается удельный вес минеральных лечебных ресурсов, при этом их цена возросла более чем в два раза, одновременно снижается энергоемкость услуг, что свидетельствует о снижении качества лечебных и прочих услуг;
— имеет место упущенная выгода СКК в части объемов реализации путевок корпоративным клиентам.
Анализ инвестиционных проектов в сфере СКК указывает на слабость инвестиционных процессов на курорте (табл. 2). Инвестиционную деятельность следует рассматривать с двух точек зрения: наличия инвестиционных проектов в стадии завершения и объемов инвестиционных средств курорта. В 2009 г. в курортно-туристский комплекс было инвестировано на реконструкцию материально-технической базы: обновление основных фондов, номерного фонда за счет собственных средств предприятий 16,4 млн руб, запланированные суммы из краевого бюджета по Целевой программе развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на период 2005-2010 гг. — 600 тыс. руб. перенесены на 2006 г.
Инвестиционный портфель курорта включает ряд проектов, относящихся к созданию новых инфраструктурных объектов, значительно улучшающих облик курорта; к ним относятся: проект по строительству набережной Таганрогского залива, строительству грязелечебницы, спортивного комплекса, создание дельфинария и крупной новой курортной зоны в районе п. Морской на берегу Таганрогского залива с гостиницами, торговым и развлекательным центрами, созданием парковой зоны и аттракций.
Таблица 2
Перечень выгод при реализации инвестиционных проектов в санаторно-курортном кластере
Виды выгод Выгоды по группам населения в возрасте:
моложе трудоспособного трудоспособном старше трудоспособного
Снижение уровня заболеваемости Экономия затрат на лечение Экономия затрат на лечение. Экономия от сокращения выплат по социальному страхованию за период временной нетрудоспособности. Дополнительная выгода от производства продукции из-за сокращения невыходов на работу по болезни Экономия затрат на лечение
Снижение уровня инвалидизации Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсий по инвалидности. Дополнительная выгода от производства продукции в течение предстоящей жизни работников (сокращение числа нетрудоспособных инвалидов) Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсий по инвалидности. Дополнительная выгода от производства продукции из-за сокращения выбытия из производственного процесса (сокращение числа нетрудоспособных инвалидов) Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсии по инвалидности
Снижение уровня смертности Дополнительная выгода от произ-водства продукции в течение предстоящей жизни работников. «Стоимость сохраненных лет» Дополнительная выгода от производства продукции вследствие увеличения численности занятых в экономике. «Стоимость сохраненных лет». Экономия от сокращения социальных выплат в связи с потерей кормильца «Стоимость сохраненных лет»
Приток необходимых инвестиций следует ожидать с обретением курортом Ейск статуса субъекта особой экономической зоны рекреационно-туристского типа. Субъекты свободной зоны приобретают целый ряд льгот и преференций, вызывающих интерес у российских и зарубежных инвесторов.
Алгоритм кластерного подхода применительно к формированию стратегии развития туризма в регионе заключается в следующем:
1. Необходимо определить основные конкурентные туристские преимущества региона среди других в России, возможно, и мире, и обозначить территории, где выделенные преимущества проявляются наиболее ярко;
2. Затем следует провести туристское районирование, при котором необходимо интегрировать подходы и принципы природного и социально-экономического районирования. Одним из основных принципов туристского районирования должен быть принцип завершенности туристских маршрутов, а также учет выделенных конкурентных туристских преимуществ. Далее в пределах выделенных районов необходимо наметить территории, которые отличались бы выражением какого-либо основного преимущества. В таком случае каждый район мог бы предлагать особенные турпродукты и взаимодополнять друг друга в региональной системе. Туристский район при таком подходе является протокластером, т.е. территорией потенциально способной выполнять туристские функции.
3. На следующем этапе в каждом протокластере необходимо выделить доминанту, объект который способен своим появлением и развитием структурировать пространство вокруг себя. В таком случае на основе туристских районов складываются или могут сложиться в перспективе территориальные сочетания предприятий — туристские кластеры. В связи с этим на основе сетки туристских районов следует определить пространственную структуру будущих туристских кластеров. В пределах протокластера выделяются три зоны. Первая — центральная зона, ядро, своеобразный генератор туристских инноваций, распределитель туристских потоков. Вторая зона базовая, опорная. Это территория-концентрация основных туристских объектов и маршрутов. Третья зона — ареал перспектив туристского бизнеса. Третья зона кластера может выходить за пределы административных границ региона, охватывая территории межрегионального туристского сотрудничества. Это дальняя зона влияния кластера, распространяющаяся на области перекрытий с соседними подобными системами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61.
2. Воронов А. Кластерный анализ — база управления конкурентоспособностью на макроуровне / А. Воронов,
A. Буряк // Маркетинг. 2003. № 1. С. 12.
3. География рекреационных систем СССР / Отв. ред. В.С. Преображенский, В.М. Кривошеев. М.: Наука, 1980.
4. Мироненко Н.С. Рекреационная география / Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов. М.: МГУ, 1981.
5. Полухина А.Н. Развитие управления в сфере туризма и гостеприимства: монография. Йошкар-Ола: LANFORT, 2010. 256 с.
6. Преображенский В.С. Территориальная рекреационная система как объект изучения географических наук /
B.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, Л.И. Мухина / Изв. АН СССР. Сер. геогр. 1974. № 2.
7. Реутова Ю.Н. Модель инвестиционного развития санаторно-курортного кластера // Журнал Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 3(18).
8. Реутова Ю.Н. Создание условий для роста инвестиционной привлекательности региона (на примере Краснодарского края) // Журнал «Экономический вестник Южного федерального округа». 2007. № 2.
9. Твердохлебов И.Т. Основы рекреационного районирования // Географические проблемы организации отдыха и туризма. М., 1969.
10. PorterM.E. The competitive advantage of nations. New York: The Free Press, 1990. 274 р.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3