ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2
ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ
БОНДАРЬ Т.Г.,
аспирант кафедры теории менеджмента, государственного и муниципального управления, Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются причины возникновения инновационных форм интеграции хозяйственных систем, особенности их реализации. Рассмотрена сущность кластера как наиболее универсальной формы частно-государственного партнерства. Проведен анализ функционирования кластерного образования в Ставропольском крае на базе туристско-рекреационной отрасли. Обосновано, что действующая кластерная политика неэффективна в силу ряда причин. Предложены направления совершенствования развития отрасли на основе методов кластеризации с учетом выделенных недостатков.
Ключевые слова: инновации; кластер; частно-государственное партнерство; форма организации отрасли.
PROBLEMS OF INNOVATIVE FORMS OPERATION OF ECONOMIC SYSTEMS INTEGRATION ANNOTATION
BONDAR T.G.,
graduate student of the department of management theory, state and municipal government, North Caucasus Federal University, e-mail: [email protected]
This article discusses the causes of innovative forms of integration of eco-nomic systems, especially their implementation. The essence of the cluster as the most universal form of public-private partnership. The analysis of the functioning of the cluster formation in the Stavropol region on the basis of the tourist and recreation industry. Substantiated that the current cluster policy is ineffective for several reasons. The directions of development of the industry improvement based clustering methods based on deficiencies identified.
Keywords: innovation; cluster; public-private partnerships; form of organization of the sector.
JEL classification: L33, O31.
Современные тенденции развития мировой экономики ставят новые стратегические задачи перед игроками рынка. Наиболее актуальными становятся вопросы сокращения затрат, оптимизации источников финансирования, сбалансированное взаимодействие коммерческого и государственного секторов, что приводит к возникновению новых интеграционных форм организации экономических пространств.
Существенные изменения также происходят в структуре конкурентной борьбы на рынке. Конкуренция выходит на уровень так называемого «конкурентного партнерства», что также является причиной образования инновационных методов и форм взаимодействия между хозяйствующими субъектам.
Интеграционные формы функционирования хозяйственных систем, микроуровня получили свое развитие в процессе становления промышленного производства. Первыми их видами являлись «жесткие» и «мягкие» формы организации (концерн, трест, синдикат, консорциум и т. д.).
Основным отличием инновационных форм организации является их «обратная» направленность в отличие от «жестких» и «мягких» форм объединения. Если «жесткие» и «мягкие» формы исходят от объединения рыночных
© Т.Г. Бондарь, 2013
субъектов для того, чтобы выжить и получить прибыль, то инновационные формы объединения, имеют своей целью достижение таких целей как экономия на масштабе (в части наукоемких технологий), разработка инноваций, создание необходимой «интеллектуальной массы» для генерации новых идей.
Наиболее распространенными инновационными формами интеграции микроуровня являются технопарки (технополисы), бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, которые нацелены на создание наиболее благоприятных условий на конкретной территории без привязки к масштабу и территориальному расположению.
Интеграционными формами организации хозяйственных систем макроуровня являются точки роста, особые (свободные) экономические зоны и кластеры. Основной целью организации деятельности данных структур является выделение территории для создания на ней благоприятного экономического климата и интенсивного развития базисной и сопутствующих отраслей, посредством достижения максимального мультипликативного эффекта.
Каждая из представленных форм организации экономического пространства обладает своими специфическими особенностями, которые проявляются преимущественно в их отраслевой специализации (технополисы, центры трансфера технологий) или высокой ресурсной потребности (свободные экономические зоны).
Наиболее универсальной инновационной формой взаимодействия государства и предприятий в рамках достижения общей цели развития конкретной отрасли является кластерное образование. Кластеры являются одним из специфических видов интеграции, который подразумевает наличие контроля над поведением формально самостоятельных фирм при отсутствии контроля за их собственностью.
Несмотря на свою первоначальную промышленную направленность, данная форма все чаще становится основой для наращивания темпов увеличения производительности в отраслях, касающихся оказания услуг (туристическая, логистическая, образовательная и др.). В кластерном образовании возможно достижение необходимого баланса частно-государственного партнерства, при котором комплексно реализуются наиболее эффективные программы, построенные на использовании специфических методов, присущих каждой из сторон.
Причина возникновения кластера видится в том, что, с одной стороны, созрели предпосылки для формирования тесных технологических, экономических и маркетинговых связей между мелкими производителями, и, с другой стороны, возможность реализации национальных преимуществ посредством формирования кластеров малых предприятий, в связанных между собой секторах экономики конкретной страны.
Деятельность органов власти в развитии кластера должна проявляться в поддержании стабильной экономики региона, привлечении иностранных инвестиций, оказании помощи в установлении международных связей, разработке целевых кластерных программ.
Центральное место в кластерной деятельности и политике занимают компании. Для них характерно непосредственное участие в технических, рыночных и бизнес-процессах, они обладают большими практическими возможностями. Необходимо отметить важность понимания участниками преимуществ сотрудничества между компаниями, например, для управления ресурсами и потенциалом и совершенствования методов интеграции производственно-сбытовой цепи.
Таким образом, кластерные инициативы необходимо рассматривать как возможность пересмотра ролей государственного и частного сектора в экономической политике.
В Ставропольском крае кластерные инициативы впервые получили свое развитие на базе туристско-рекреационной отрасли, функционирование которой, начиная с 2009 г., регламентировалось различными законодательными проектами, внедренными государственными управляющими структурами. Проведем анализ качественных и количественных изменений, произошедших в отрасли в период с 2009 по 2012 гг. На рис. 1 представлена динамика количества туристов, посетивших рекреационный курорт в период с 2008 по 2012 гг. (Территориальный орган федеральной службы...)
Рис. 1. Динамика количества туристов и их размещение в период 2009-2012 гг.
Анализ рисунка позволяет сделать вывод об отсутствии активного положительного роста количества отдыхающих, а статистика размещения туристов показывает, что разница между общим количеством туристов и лиц, официально размещенных в специализированных местах проживания, превышает 200 тыс. чел. Основным способом неофициального размещения является проживание в частных домовладениях местных жителей, что говорит о нехватке мест размещения, доступных основному контингенту туристов, а также о неэффективной продуктовой и ценовой политике имеющихся предприятий гостиничного и санаторно-курортного комплексов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2
Как упоминалось ранее, одной из основных характеристик кластерного образования является возникновение эффекта мультипликации, заключающегося в увеличении основных показателей отрасли в геометрической прогрессии. Помимо финансовых показателей, в первую очередь мультипликационный эффект отражается на численности персонала, задействованного в кластерной системе, как в основных отраслях, так и сопутствующих. Однако, анализируя показатели численности персонала (Территориальный орган федеральной службы.), занятого в санаторно-курортной сфере, представленные на рис. 2, можно сделать вывод, что начиная с 2009 г. изменения практически не происходило, что говорит о неэффективности мероприятий по развитию рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края.
Рис. 2. Динамика изменения численности персонала, занятого в сфере туризма
На рисунке 3 представлена динамика изменения количества санаторно-курортных организаций в Ставропольском крае за период с 2003 по 2012 гг.
Рис. 3. Динамика изменения количества санаторно-курортных организаций в Ставропольском крае
В соответствии с рисунком 3 наиболее показательным является результаты по итогам 2010 г., когда прирост числа санаторно-курортных организаций составил 8 единиц, с общей численность мест 2588. Рост количества санаторных организаций в период с 2010 по 2012 гг. является наиболее важным положительным итогом реализации программ развития Ставропольского края.
Анализ структуры курортных организаций Ставропольского края по формам собственности показал, что более 40% учреждений находится в собственности государства, 25% являются ведомственными учреждениями и функционируют за счет финансирования различных организаций, а предприятия частной собственности составляют всего 33%. Соотношение количества санаторно-курортных организаций по формам собственности в Ставропольском крае по итогам 2012 г. представлено на рис. 4.
Рис. 4. Соотношение количества санаторно-курортных организаций по формам собственности
в Ставропольском крае
Государственная и ведомственная формы собственности на данном этапе замедляют процесс развития санаторнокурортных учреждений, что приводит с их неэффективному использованию, однообразию предлагаемого продукта, отсутствию конкуренции на рынке и снижению уровня их конкурентоспособности. Как следствие, основные фонды санаторно-курортного учреждений, характеризуются большой степенью износа, что представлено на рис. 5.
-Степеныгзноса основных фондов санаторно-ку р ортаых у чр еж д ей ш Ставропольского края. Ч о
Рис. 5. Степень износа основных фондов санаторно-курортных учреждений Ставропольского края
Анализ представленных данных позволяет сделать вывод, что на данный момент износ составляет более 39,1%, и с момента начала реализации целевых программ развития рекреационного-туристского комплекса КМВ Ставропольского края в 2009 г., степень износа основных фондов сократилась всего лишь на 1,8%, что является очень незначительным показателем за период 4 лет (Территориальный орган федеральной службы...).
При этом в разрезе видов курортных организаций наибольшее развитие получил гостиничный комплекс, в котором 81% организаций находится в частной собственности, а степень износа фондов сократилась на 17% и составляет на данный момент 29,9%, что свидетельствует о необходимости функционирования системы на основе частногосударственного партнерства.
Анализ наполнения программ развития туристической отрасли (О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках., О программе социально-экономического развития Ставропольского края. ) Ставропольского края позволяет выделить два основных направления, которым отдаются приоритеты в нормативных документах: модернизация инфраструктуры и маркетинговое продвижением. Однако если говорить об образовании кластерной структуры, то на первое место должны выходить организационные и управленческие изменения, при помощи которых формируется структура инновационной формы организации экономического пространства.
Также необходимо отметить терминологическое несоответствие имеющее место в нормативной базе (О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе.) относительно понятия «кластер». Как было отмечено ранее, кластером можно называть территории, элементы которой эффективно взаимодействуют на основе четко определенных связей и под руководством органов управления. Однако исследование показывает, что кластера Ставропольского края, как такового, не существует. Кластер, как форма взаимодействия субъектов бизнеса и государства, подразумевает наличие конкретных органов управления, утвержденной структуры, наличие нормативных документов, которые закрепляют список участников кластера, их права, обязанности, гарантии, описывают системы взаимодействия между участниками образования и органами управления. На данный момент на территории Ставропольского края существуют отдельные элементы, которые, несомненно, могут выступать в качестве инфраструктуры кластерного образования. Однако на данном этапе они не могут называться кластером. Кластерная структура является сочетанием структурных элементов, которые при взаимодействии дают мультипликативный эффект, т. е. приумножают свою эффективность в несколько раз. При этом анализ состояния туристической сферы Ставропольского края показал, что санаторно-курортные средства размещения работают на протяжении нескольких лет с дефицитом финансовых средств, несмотря на программы государственной и региональной поддержи, наблюдается высокий процент износа основных фондов, а также сокращение численности занятого персонала. Также отсюда следует, что мы не можем называть данную территорию сложившимся кластером, если один из его ключевых элементов не показывает положительной динамики. Это говорит о том, что методы оказания содействия для развития являются неверными в сложившейся ситуации.
В связи с неупорядоченностью имущественных отношений по объектам санаторно-курортного комплекса региона заметно снизились как доступность, так и качество санаторно-курортных услуг; имеются случаи бесхозяйственного и неэффективного использования рекреационных объектов.
Существующие программы развития туристической территории исследуемого региона направлены на строительство инфраструктурных объектов, маркетинговую деятельность силами государственных и региональных органов управления, а для создания кластерной структуры приоритет должен быть направлен на создание устойчивых связей между представителями отраслей и регулировании их процесса взаимодействия.
Это говорит о неэффективности мероприятий по развития туристско-рекреационного комплекса Ставропольского края. Наибольшие проблемы в этом отношении создает Федерация независимых профсоюзов России как крупнейший собственник имущества санаторно-курортного комплекса.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 4 Часть 2
Стратегия построения туристско-рекреационного кластера Ставропольского края должна определить генеральное направление не только на повышение конкурентоспособности на рынке туристских продуктов, но и основные цели, которых планируется добиться в развитии региона в целом.
Деятельность по реализации кластерной стратегии должна осуществляться управляющими структурами, включающими в себя представителей исполнительной государственной власти (Координационный совет), как гарантов нормативно-правового обеспечения региона, а также экономистов и аналитиков (Агентство инновационного развития). Ключевым органом управления рекреационно-туристским кластером Ставропольского края должно стать некоммерческое партнерство, стратегическая цель которого заключается в формировании на территории Ставропольского края локализации предприятий туристического комплекса (базисных и сопутствующих), предоставляющих качественные товары и услуги, в целях организации и развития кластерного комплекса и дальнейшего курирования его работы. Членами некоммерческого партнерства могут быть как российские, так и иностранные юридические лица, деятельность которых связана с поставкой продуктов и услуг, применяемых в проектируемом кластере.
Одним из наиболее дискуссионных пунктов относительно реализации кластерных технологий на территории Российской Федерации является модернизация образовательной системы.
Кластерный характер организации отрасли требует особенного образа экономического мышления, который отличается от классического, основанного на рыночной экономике. Основная специфика заключается в самой сущности кластера, который подразумевает сочетание классической конкуренции и, вместе с тем, постоянного взаимовыгодного сотрудничества фирм и объектов, принадлежащих к одному профилю. Следовательно, актуально говорить о необходимости создания нового направления в обучении персонала в различных отраслях, которое будет основано на донесении до обучающихся специфики функционирования и развития кластеров. При этом стоит обратить внимание на то, что в России недостаточно специалистов с необходимыми знаниями о специфике кластерных структур, поэтому изучение международного опыта в этой области должно являться первоочередной задачей государства и контролирующих органов системы образования России.
Таким образом, реализация предложенных в исследовании предложений позволит повысить конкурентоспособность Ставропольского края, за счет увеличения налогооблагаемой базы и роста инвестиций, а также мультипликативного эффекта, отражающего развитие сопутствующих отраслей кластера.
ЛИТЕРАТУРА
О программе социально-экономического развития Ставропольского края на 2010-2015 годы: Закон Ставропольского края от 24 декабря 2010 г. №. 109. Доступно на: www.stavinvest.ru/upload/file/2010_2015.doc.
О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках: Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 г. № 98. Доступно на: www.stavinvest.ru/upload/file/98.doc.
О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833. Доступно на: www. rg.ru/2010/10/19/turizm-dok.html.
Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю: официальный сайт. Доступно на: www.stavstat.ru.
REFERENCES
About regional industrial, tourist and recreational and technological parks: Law of Stavropol Region of December 29, 2009 No. 98. Available at: www.stavinvest.ru/upload/file/98.doc. (In Russian.)
About the program of socio-economic development of the Stavropol Territory in 2010-2015: Law of Stavropol Region of 24 December 2010 No. 109. Available at: www.stavinvest.ru/upload/file/2010_2015.doc. (In Russian.)
On creation of a tourism cluster in the North Caucasus Federal District, Krasnodar Region and the Republic of Adygea: Government Decree of October 14, 2010 No 833. Available at: www.rg.ru/2010/10/19/turizm-dok.html. (In Russian.)
Territorial office of the Federal State Statistics Service of the Stavropol Territory: official website. Available at: www. stavstat.ru. (In Russian.)