Научная статья на тему 'Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса'

Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КУРОРТ / ПРИРОДНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ И ТУРИСТСКИЙ КОМПЛЕКС / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИЗМ ВНУТРЕННИЙ / СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ / RESORT / NATURAL MEDICAL RESOURCES / THE SANATORIUM AND TOURIST COMPLEX / TOURIST RESOURCES / TOURISM INTERNAL / PLACING MEANS / THE INVESTMENT PROJECT / INVESTMENT POTENTIAL OF A RECREATIONAL ZONE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реутова Ю. Н.

В тексте статьи приведены теоретико-методические аспекты формирования оценки инвестиционного и рекреационного потенциала санаторно-курортного комплекса Краснодарского края и на основе анализа инвестиционных проектов развития территориального санаторно-курортного кластера г. Ейска даны рекомендации по совершенствованию региональных программ социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Реутова Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of recreational and investment potentials of a sanatorium complex of Krasnodar territory: teoretiko-methodological aspects

In article text teoretiko-methodical aspects of formation of an estimation of investment and recreational potential of a sanatorium complex of Krasnodar territory are resulted and on the basis of the analysis of investment projects of development territorial sanatorium Yeysk cluster recommendations about perfection of regional programs of social and economic development are made.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты оценки рекреационного и инвестиционного потенциалов санаторно-курортного комплекса»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ РЕКРЕАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛОВ САНАТОРНОКУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА

РЕУТОВА Ю.Н.,

аспирант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, д. 69

В тексте статьи приведены теоретико-методические аспекты формирования оценки инвестиционного и рекреационного потенциала санаторно-курортного комплекса Краснодарского края и на основе анализа инвестиционных проектов развития территориального санаторно-курортного кластера г. Ейска даны рекомендации по совершенствованию региональных программ социально-экономического развития.

Ключевые слова: курорт; природные лечебные ресурсы; санаторно-курортный и туристский комплекс; туристские ресурсы; туризм внутренний; средства размещения; инвестиционный проект; инвестиционный потенциал рекреационной зоны.

In article text teoretiko-methodical aspects of formation of an estimation of investment and recreational potential of a sanatorium complex of Krasnodar territory are resulted and on the basis of the analysis of investment projects of development territorial sanatorium Yeysk cluster recommendations about perfection of regional programs of social and economic development are made.

Keywords: resort; natural medical resources; the Sanatorium and tourist complex; tourist resources; tourism internal; placing means; the investment project; Investment potential of a recreational zone.

Коды классификатора JEL: L83.

Туристский комплекс является материальной основой формирования и развития отрасли, который, в свою очередь, является частью отраслевого комплекса территории и частью территориальной общественной системы в целом. Материальной основой туристского комплекса любой территории являются ресурсы, которые представлены различными генетическими, типологическими, иерархическими типами компонентов, обладающими принципиально едиными свойствами — удовлетворять комплекс рекреационных потребностей индивида.

Ресурсный потенциал основных компонент туристского комплекса любой территории может быть представлен набором генетически разнородных групп объектов (комплексов): особо охраняемые природные территории; памятники историко-культурного наследия; ремесла и промыслы; музеи; специально созданные туристские объекты; естественные природные комплексы, доли участия которых в структуре туристского комплекса любой территории всегда региональные и являются отражением комплекса природных факторов и особенностей освоения и развития той или иной территории.

Азово-Черноморское побережье Краснодарского края представляет собой сложившийся курортнорекреационный регион, являющийся юго-западной границей России. Береговая линия проходит по Черному и Азовскому морям на протяжении 1160 км. Восточный берег Азовского моря сложен озерноаллювиальными отложениями, поэтому испытывает значительное опускание и наибольшую интенсивность размыва. Черноморское побережье включает в себя Таманский полуостров и Кавказское побережье от Анапы до устья реки Псоу. Абразия берегов, сложенных коренными породами, и размыв пляжной полосы охватывают почти весь берег (до 85%). На большей части побережья между Адлером и Туапсе естественные пляжи очень узкие или полностью отсутствуют. Таким образом, практически вся береговая линия Черноморского побережья требует искусственного образования пляжей.

© Ю.Н. Реутова, 2011

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

Следует отметить, что ведомственный подход к использованию пляжей, нарушение требований природоохранного, водного и земельного законодательства при их эксплуатации, отсутствие мониторинга их состояния со стороны соответствующих государственных служб привели к возникновению ситуации, при которой на отдельных участках побережья Черного моря начали резко уменьшаться размеры пляжной полосы. В частности, такие случаи отмечены в городе-курорте Анапа и практически на протяжении всей береговой полосы от города Туапсе до города Сочи. Так, на протяжении от Туапсе до Адлера пляжи, прилегающие к железной дороге в качестве гидротехнических сооружений (120 км особо охраняемых природных территорий), Северо-Кавказская железная дорога считает своей полосой отвода, что приводит к возникновению конфликтов между Министерством путей сообщения Российской Федерации, санаторно-курортными организациями и администрациями курортных территорий при использовании пляжей для целей рекреации. Нерациональный подход к прогнозированию и использованию пляжных ресурсов привел к ощутимой нехватке общегородских (муниципальных) пляжей. Дефицит пляжей наблюдается на участках побережья в пределах Геленджикской группы курортов протяженностью 17,5 км и рекреационной площадью 10,7 га и на участках побережья в границах Большого Сочи протяженностью 8,8 км и рекреационной площадью 31 га. Резервные площади рекреационных пляжей отмечаются лишь на сравнительно небольших участках побережья: на участке курорта «Головинка» (в пределах Сочи) и участках побережья поселка пансионата «Гизельдере» и села Шепси на территории Туапсинской группы курортов. Названные факты являются достаточным условием для создания системы планомерного формирования курортных территорий, включая объекты инженерного обеспечения и защиты прибрежных территорий, объекты эксплуатации берегозащитных, противооползневых и других сооружений, а также пляжи, которые имеют многофункциональное назначение (лечебно-рекреационное, инженерное, берегозащитное, налоговое, имущественное и другое). В настоящее время проведение берегозащитных и других работ по инженерной защите пляжей практически не ведется, многие существующие берегозащитные сооружения, в том числе и пляжи, требуют реконструкции или восстановления для выполнения своих непосредственных функций, как гидротехнических, так и рекреационных, так как без пляжей развитие курортов на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края практически невозможно. Прекращение работ по созданию систем инженерной защиты территорий курортов ведет к потере устойчивости участков пляжей, активизации негативных процессов, разрушению жилых домов, промышленных объектов, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, угрозе безопасности населения, большому экономическому ущербу, возникновению чрезвычайных ситуаций и катастроф. Выходом из ситуации, когда ограниченность существующих пляжей сдерживает развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края, может быть сооружение пляжных комплексов на искусственной основе. Отдельные участки от Анапы до Сочи селеопасны. К третьей категории селевой опасности относятся районы Новороссийска и Туапсе. Причиной селей являются гидрографические факторы и антропогенное воздействие (массовая вырубка лесов). Селевые очаги имеются в верховьях таких крупных рек Черноморского побережья, как Шахе, Сочи, Мзымта, Псоу. В перечисленных реках нередко проходят сели, достигающие берега моря и наносящие большой ущерб курортной зоне. Широко известны значительные разрушения, которые получил Мацестинский курорт, попавший под грязекаменные потоки. На Азово-Черноморском побережье края также широко распространены оползневые явления. Климат Черноморского побережья Краснодарского края различен. От Адлера до Туапсе сформировался уникальный, единственный в России уголок влажных субтропиков. Это самый северный район этой климатической зоны. Климат побережья от Туапсе до Анапы средиземноморский. Он отличается от Сочинского несколько более низкими зимними температурами и меньшим количеством осадков. Климат Азовского побережья умеренно-континентальный с чертами морского. Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма. Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма. Геологические ресурсы поселка Красная Поляна, наличие высоких гор и соответствующих склонов стали основой для развития здесь в зимний период горнолыжного спорта, а в летний — различных видов горного туризма. Целостность природных комплексов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов в природном комплексе требуют осторожного вмешательства человека в природную среду в процессе хозяйственной деятельности, общения с природой. С этой целью необходимо разработать региональную целевую программу охраны природных комплексов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года № 70 в целях развития туризма и санаторно-курортной сферы в Краснодарском крае определены муниципальные образования, на территории которых создается туристско-рекреационная особая экономическая зона. Это четыре предполагаемых участка на Черноморском побережье:

♦ «Криница — Архипо-Осиповка» (город-курорт Геленджик);

♦ «Агрия» (Туапсинский район);

♦ «Новая Анапа» (город-курорт Анапа);

♦ «Малый Ахун» (город-курорт Сочи).

Создание Черноморской особой экономической зоны туристско-рекреационного типа будет иметь позитивное значение:

♦ на уровне Российской Федерации — усиление позиций туристско-рекреационного комплекса в экономике России и на рынке мировых туристско-рекреационных услуг, укрепление имиджа России как здравницы мирового значения, рост экспортного потенциала услуг, улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций;

♦ на уровне Южного федерального округа — усиление позиций Краснодарского края в экономическом пространстве Южного федерального округа за счет развития туристско-рекреационного комплекса края;

♦ на уровне Краснодарского края — усиление позиций туристско-рекреационного комплекса в экономике края, рациональное использование приморской территории края, совершенствование территориальной организации Черноморского побережья и региона в целом, упорядочение функционально-градостроительных зон; создание известного бренда для продвижения региона на мировой туристический рынок, рост экспортного потенциала услуг, повышение инвестиционного рейтинга Краснодарского края;

♦ на уровне муниципальных образований Краснодарского края — рост экономического потенциала территории, повышение качества городской среды, рациональное использование территории, повышение инвестиционной привлекательности территорий муниципальных образований, создание благоприятных условий для развития бизнеса разного уровня.

Расчеты показывают, что получаемый в результате создания и развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа совокупный социально-экономический эффект свидетельствует о высокой значимости проекта для достижения целей как федеральных, региональных и муниципальных органов власти, так и жителей края, потенциальных резидентов-инвесторов и потребителей туристических услуг.

Планируемый рост туристских прибытий к 2020 г. составит 2,5 млн человек в год. Будут созданы новые рабочие места. В соответствии с прогнозом к 2020 г. количество занятых в особых экономических зонах достигнет 25 тыс. человек. Повысится инвестиционная привлекательность объектов туристической и иных инфраструктур на территории особых экономических зон для резидентов-инвесторов.

Кроме того, прорабатываются проекты создания в крае особых экономических зон промышленно-производственного и портового типа.

Следующее направление — создание и развитие игорной зоны на территории Краснодарского края. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также заключенным соглашением между администрацией Краснодарского края и администрацией Ростовской области от 30.01.2007 на территории двух районов (Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области) до 2010 г. будет размещена одна их четырех игорных зон Российской Федерации. Концепция игорной зоны основывается на предложении комплекса услуг игорной и туристско-развлекательной индустрии. Совокупное предложение услуг обеспечит конкурентоспособность игорной зоны, основанную на стратегии предложения услуги на территории России. Для создания игорной зоны на сопредельных территориях двух южных российских регионов предусмотрено выделение земельного участка общей площадью 2000 гектаров (по 1000 гектаров в муниципальных образованиях Щербиновский район Краснодарского края и Азовский район Ростовской области соответственно) с возможностью последующего расширения до 10 000 гектаров.

По предварительным оценкам совокупный объем инвестиций федерального бюджета, бюджетов Краснодарского края и Ростовской области, муниципальных образований субъектов в реализацию проекта игорной зоны на территории Краснодарского края и Ростовской области за весь период (с 2007 по 2009 гг.) составил около 66,5 млрд рублей. Период окупаемости вложений из бюджетов в инженерную инфраструктуру игорной зоны составит 6,5 лет. Объем внебюджетных инвестиций в 2009-2013 гг. планировался в размере 349,4 млрд руб. В основе финансирования этого глобального проекта — частно-государственное партнерство. После 2009 г. в связи с началом функционирования объектов игорного бизнеса на территории игорной зоны и снижением рисков вложений в инфраструктуру станет возможным привлечение дополнительных средств частных инвесторов для строительства части инфраструктурных объектов.

Проведенный анализ направлений и источников финансирования инвестиций в санаторнокурортный кластер показал их неоднозначную роль и возможности мобилизации для текущего и стратегического инвестирования (табл. 1).

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

Таблица 1

Перечень выгод при реализации инвестиционных проектов в санаторно-курортном кластере

Виды выгод Выгоды по группам населения в возрасте

моложе трудоспособного трудоспособном старше трудоспособного

Снижение уровня заболеваемости Экономия затрат на лечение Экономия затрат на лечение. Экономия от сокращения выплат по социальному страхованию за период временной нетрудоспособности. Дополнительная выгода от производства продукции из-за сокращения невыходов на работу по болезни Экономия затрат на лечение

Снижение уровня инвалидизации Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсий по инвалидности. Дополнительная выгода от производства продукции в течение предстоящей жизни работников (сокращение числа нетрудоспособных инвалидов) Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсий по инвалидности. Дополнительная выгода от производства продукции из-за сокращения выбытия из производственного процесса (сокращение числа нетрудоспособных инвалидов) Экономия затрат на лечение. Сокращение затрат на выплату пенсии по инвалидности

Снижение уровня смертности Дополнительная выгода от производства продукции в течение предстоящей жизни работников. «Стоимость сохраненных лет» Дополнительная выгода от производства продукции вследствие увеличения численности занятых в экономике. «Стоимость сохраненных лет». Экономия от сокращения социальных выплат в связи с потерей кормильца «Стоимость сохраненных лет»

Собственные средства предприятий в ближайшей перспективе останутся основным источником инвестиций для реального сектора российской экономики. При этом наиболее полное и эффективное использование этого источника инвестиций возможно при проведении адресной, «точечной» государственной поддержки высокорентабельных и социально значимых коммерческих инвестиционных проектов и программ. В то же время большое практическое значение имеет правильный выбор размера финансирования перспективных инвестиционных проектов. Именно поэтому автор предлагает методику определения необходимого объема инвестиционных потоков для предприятий санаторно-курортного кластера.

Как известно, объем финансирования инвестиционных вложений базируется на стоимости существующих активов и размере годового оборота предприятия. Вместе с тем такой подход не позволяет определить оптимальную величину капиталовложений, т.к. не учитывает прогноз развития бизнеса. В этой связи автор предлагает интегрировать следующие показатели деятельности предприятия: чистые активы (Ач), объем валовой выручки (Р), совокупные затраты ^), объем производства ^). Это позволяет построить модель, отражающую взаимосвязь чистых активов предприятия, финансовых потоков и объемов выпуска продукции. Фактически эта модель отражает объем инвестиционного потенциала предприятия. Графически она представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Графическая модель, отражающая объем инвестиционного потенциала предприятия СКК

Основным фактором в этой модели является объем производства, при этом такое построение можно осуществить для любого предприятия, взяв за основу расчетов валовые показатели. Если на осях отложить точки — At, Pt, Qt, Zt, которые отражают значение активов предприятия, объема валовой выручки, объемы производства и совокупные инвестиционные затраты соответственно на определенный период времени t (как правило начало финансирования), затем соединить между собой, то полученная фигура отражает объем инвестиционного потенциала предприятия (см. рис. 1). Интегральный показатель объема инвестиционного потенциала будет иметь вид:

^ _ Ai Qi (Pi +Zi) t-i n

где n — число периодов, в которых проводились исследования.

Вместе с тем данная модель инвестиционного потенциала не отражает в полной мере объема финансирования, т.к. не учитывает изменения указанных показателей в динамике. В этой связи стоимость инвестиционного потенциала (бизнеса) может быть рассчитана как соотношение средних результатов (выручки) и инвестиционных затрат. Таким образом, обеспеченный размер финансирования инвестиционного проекта может быть рассчитан по формуле:

Ai * Pi П1= ■

Zi

На наш взгляд, представленный математический аппарат может быть использован для проведения соответствующих расчетов при взаимодействии руководителей санаторно-курортного предприятия и потенциальных инвесторов, либо при определении потребного и обеспеченного размера финансирования внутренних инвестиций.

Автор считает возможным предложить схему оптимизации источников финансирования инвестиций, которая может быть использована в санаторно-курортной отрасли. Ее использование позволяет осуществить выбор одного или нескольких источников по критериям эффективности с учетом анализа инвестиционных ограничений.

Алгоритм действий, на наш взгляд, должен включать следующие этапы:

1) анализ и оценка инвестиционных ограничений;

2) расчет стоимости инвестиционных ресурсов для каждого источника;

3) расчет совокупной стоимости используемого капитала;

4) выбор оптимального способа финансирования. Он призван помочь предприятиям в выборе оптимального источника финансирования для каждого инвестиционного проекта. Он обеспечивает выбор наиболее дешевого источника финансирования с учетом объективно действующих ограничений.

Предложенный подход к определению оптимального объема финансирования инвестиционных проектов в сфере СКК, а также выбору надежных источников финансирования капиталовложений, реализуемых в целях обновления основных фондов, а также пополнения оборотных средств, может стать экономическим базисом создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств, а также позволит обеспечить сохранение наиболее ценных элементов накопленного потенциала кластера.

Рассматривая механизм снижения инвестиционных рисков автор предлагает возможную схему совместной деятельности страховой компании и предприятий санаторно-курортного кластера по реализации инвестиционного проекта. При этом важное место должно отводиться комплексной оценке, как страховой компании, так и качества разработанного проекта. Для более качественной экспертизы необходимо для этого привлекать независимое агентство экспертной оценки, которое может сделать заключение о целесообразности заключения договора о совместной деятельности между санаторно-курортным предприятием и страховой компанией.

Одним из направлений решения данной проблемы является переход к стратегическому инвестиционному планированию и управлению, которые в настоящее время стали одними из эффективных методических инструментов современного менеджмента. Сущность авторского подхода сводится к тому, что для дальнейшего развития санаторно-курортной отрасли Краснодарского края необходим экономический подъем, основанный на качественном экономическом росте. Решение этой проблемы сводится к реализации инвестиционной стратегии следующего вида: инвестиционный потенциал — инвестиционная активность — конкурентоспособность — экономический рост. Каждый из представленных блоков объединен едиными стратегическими целями, задачами и механизмами реализации.

Анализ указывает на слабость инвестиционных процессов на курорте. Инвестиционную деятельность следует рассматривать с двух точек зрения: наличия инвестиционных проектов в стадии завершения и объемов инвестиционных средств курорта. В 2005 г. в курортно-туристский комплекс было инвестировано на реконструкцию материально-технической базы: обновление основных фондов, номерного фонда за счет собственных средств предприятий 16,4 млн руб, запланированные суммы из краевого бюджета по Целевой программе развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края на период 2005-2010 гг. — 600 тыс. руб. перенесены на 2006 г. За период 2006 г. по данной программе вы-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 2

делено 4,7 млн руб на реализацию 5 проектов, связанных с обеспечением условий развития курорта, из них только один проект — по благоустройству городского пляжа на сумму 500 тыс руб., реально улучшил инфраструктуру города. На реконструкцию предприятий курортного комплекса было израсходовано 44,3 млн руб. собственных средств.

Инвестиционный портфель курорта включает ряд проектов, относящихся к созданию новых инфраструктурных объектов, значительно улучшающих облик курорта; к ним относятся: проект по строительству набережной Таганрогского залива, строительству грязелечебницы, спортивного комплекса, создание дельфинария и крупной новой курортной зоны в районе п. Морской на берегу Таганрогского залива с гостиницами, торговым и развлекательным центрами, созданием парковой зоны и аттракций.

Считаем целесообразным согласиться с составом инвестиционного предложения, но полагаем, что следует внести в проект создания курортной зоны п. Морской изменения по гостиничному комплексу:

• Территорию, предназначенную для создания курортной зоны в п. Морской, выделить как площадь для создания особой экономической зоны рекреационно-туристского типа.

• Две крупные гостиницы необходимо проектировать как курортные гостиницы, в составе которых будут оздоровительные комплексы с тренажерными залами и SPA-центрами.

• Номерной фонд в структуре классности: 3 звезды — 65%, 4 звезды — 30% и 5 звезд — 5%.

• Выделить в курортной зоне п. Морской локальную территорию в районе парка для строительства 5-звездочного реабилитационного центра для прибывающих из игровой зоны Щербиновского района.

• Создать инвестиционный проект соединительной перемычки Ейской косы и острова (обоснование в отдельном разделе).

• Разработать инвестиционный проект строительства тематического парка с учетом детской специализации курорта.

Земли, предназначенные под курортную зону п. Морскую, относятся к земельным угодием сельскохозяйственного назначения и находятся в частной собственности в паевых долях. Для особой экономической зоны земли должны находиться, согласно закону, в муниципальной собственности. Их необходимо выкупать либо создавать открытое акционерное общество, а стоимость земли внести как инвестиционный капитал субъекта особой зоны.

Приток необходимых инвестиций следует ожидать с обретением курортом Ейск статуса субъекта особой экономической зоны рекреационно-туристского типа. Субъекты свободной зоны приобретают целый ряд льгот и преференций, вызывающие интерес у российских и зарубежных инвесторов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51-61.

2. Полухина А.Н. Развитие управления в сфере туризма и гостеприимства: монография. Йошкар-Ола: LANFORT, 2010.

3. Реутова Ю.Н. Модель инвестиционного развития санаторно-курортного кластера // Журнал Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2009. № 3 (18).

4. Реутова Ю.Н. Создание условий для роста инвестиционной привлекательности региона (на примере Краснодарского края) // Журнал «Экономический вестник Южного федерального округа». 2007. № 2.

5. Porter M.E. The competitive advantage of nations. New York: The Free Press, 1990. 274 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.