ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТКИХ УСЛУГ
Л.В. БОНДАРЕНКО
ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», ассистент г. Шахты
e-mail: [email protected]
Исследование посвящено специфике процессов обеспечения конкурентоспособности отрасли рекреационно-туристских услуг в России. Установлено, что необходимыми условиями для ее успешного развития являются: формирование качественных рекреационно-туристских услуг; наличие грамотной маркетинговой политики их продвижения; создание системы профессиональной подготовки персонала; привлечение инвестиций в развитие рекреационно-туристской инфраструктуры; разработка специфических для отрасли управленческих технологий.
Ключевые слова: рекреационно-туристская отрасль; конкурентоспособность; конкурентные преимущества; рекреационно-туристские услуги.
Коды классификатора ^ЕЬ: 1,83.
В настоящее время туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На сферу рекреационно-туристских услуг приходится до 11% мирового ВВП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Рекреационнотуристская сфера Российской Федерации, как и ее регионов, обладая значительным потенциалом, занимает весьма скромное место на международной арене, что обусловлено тяжелым состоянием материально-технической базы, низким качеством предоставляемых услуг, недостаточной квалификацией обслуживаемого персонала и специалистов, сложившейся неэффективной системой управления.
Социально-экономический феномен рекреационно-туристской сферы заключается в следующих основных аспектах [3]:
— многогранность явления, затрагивающего различные стороны деятельности человека и общества, многообразие видов и функций туризма и рекреации;
— использование в процессе обслуживания туриста разнообразных природных и антропогенных ресурсов;
— интеграция деятельности предприятий различных отраслей народного хозяйства, необходимая для удовлетворения комплекса потребностей туриста и рекреанта;
— особенности развития туризма и рекреации и его взаимодействия с экономическим ростом, научно-техническим и культурным прогрессом.
В современной экономической литературе туризм рассматривается как крупная сфера национального хозяйства, деятельность которой, с одной стороны, направлена на удовлетворение специфических потребностей, возникающих у населения во время путешествия и отдыха, а с другой — может обеспечить подъем экономики региона при создании эффективной системы регулирования данной отрасли [2]. Как показывает проведенный анализ публикаций отечественных и зарубежных ученых, попытки реализации системного метода исследования рекреационно-туристской сферы материализуются практически в единстве трех основных подходов: экономического, экологического и культурного [3].
Экономический подход включает изучение закономерностей спроса и предложения, особенностей функционирования предприятий в части экономики и управления, оценку вклада данной сферы в показатели национальной экономики, предполагающие расчет ключевых показателей, таких как объемы туристских потоков, налоговые поступления от въездного туризма, вклад въездного туризма в экспорт товаров и услуг, народнохозяйственный эффект, вклад в валовой внутренний продукт, мультипликативный эффект и т. п.
Экологический подход получил развитие, когда рекреационно-туристская сфера стала одним из важнейших факторов воздействия на экологию рекреационных зон, что обусловило необходимость перехода к новому методу исследования. Излишняя нагрузка на рекреационные территории приводит к значительному ухудшению состояния и даже разрушению природных комплексов. При этом именно чистота природной среды — одно из необходимых условий привлекательности рекреационного района для туристов.
Культурный подход рассматривает рекреационно-туристскую сферу как фактор воздействия на сложившийся уклад жизни и культуру принимающих регионов, на менталитет мест-
© Бондаренко Л.В., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ного населения. Наряду с положительными аспектами это имеет и отрицательные последствия, к которым относятся: разрушение местных обычаев и традиций, коммерциализация человеческих отношений и другие.
Системный подход к исследованию предполагает сочетание различных методов исследования. Это означает, что рекреационно-туристскую сферу следует рассматривать в контексте взаимодействия трех крупных систем: общество, экономика, природа. Взаимодействие этих систем в сфере туризма можно охарактеризовать следующим образом: «Туристы как совокупность индивидуумов, имеющих самые разные потребности и мотивы, образуют спрос на туристские услуги. Предъявленный спрос взаимодействует в условиях рынка с предложением, формируемым совокупностью туристских предприятий. Процесс потребления туристских услуг включает экономический (расходы туристов, доходы туристских предприятий, налоговые поступления от туризма и т. д.); культурный (контакты туристов с местным населением, ознакомление с историко-культурными ценностями и т. п.) и экологический (использование туристами природных и антропогенных ресурсов) аспекты. Кроме того, процесс организации и потребления туристских услуг является объектом регулирования со стороны государства» [3].
Общими закономерностями развития сферы рекреационно-туристских услуг являются:
♦ повышение требований к качеству рекреационно-туристских услуг активизирует процессы их диверсификации и специализации;
♦ повышение инвестиционной привлекательности рекреационных зон как объектов рекреационно-туристской индустрии;
♦ доминирующее развитие рекреационно-туристской сферы курортных регионов способствует развитию специальных программ, нивелирующих сезонные колебания спроса на соответствующие услуги;
♦ государственные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры порождает значительный рост частных инвестиций в развитие инфраструктуры сферы сервиса и туризма.
Рекреационно-туристская сфера как крупная отрасль национальной экономики предназначена для обслуживания туристов, целенаправленно организует в этом направлении и деятельность других отраслей (подотраслей, предприятий), которые можно условно разделить на две группы:
♦ производящие и предоставляющие услуги непосредственно рекреантам (услуги гостиниц и иных средств размещения, транспортное сопровождение, общественное питание, услуги учреждений сферы культуры и искусства и т.д.);
♦ оказывающие опосредованное участие в формировании комплексной услуги рекреационно-туристской сферы (промышленность, сельское хозяйство, торговля, местные промыслы и ремесла и т. д.).
Можно сказать, что вторая группа отраслей (подотраслей, предприятий) является обеспечивающей материальную базу первой группы. Особенность такой межотраслевой кооперации заключается в том, что входящие в рекреационно-туристскую отрасль предприятия созданы не только для исключительного или преимущественного удовлетворения потребностей туристов, но и для потребностей других отраслей народного хозяйства, других категорий населения.
С точки зрения входящих в нее отраслей, сфера рекреационно-туристских услуг представляет собой:
♦ индустрию рекреации и туризма;
♦ санаторно-курортную сферу;
♦ индустрию досуга, развлечений и отдыха;
♦ другие отрасли сферы услуг (транспорт, связь, общественное питание, подготовку кадров, маркетинг, рекламная деятельность и т.п.);
♦ отрасли материального производства, участвующие в создании объектов рекреации и курортов и выпускающие товары курортного и туристского спроса;
♦ организации и службы, обеспечивающие безопасность отдыхающих на рекреационных территориях.
Особенность услуги рекреационно-туристской сферы в методологическом аспекте заключается в том, что она характеризуется потребительными стоимостями четырех видов [3]:
♦ во-первых, потребительными стоимостями, не являющимися продуктами человеческого туда (климат, ландшафт, флора и фауна);
♦ во-вторых, потребительными стоимостями труда, затраченного в прошлом и не принимающего товарной формы (памятники культуры);
♦ в-третьих, потребительными стоимостями, которыми пользуются туристы бесплатно, хотя они и требуют затрат на их восстановление (парки, леса, пляжи);
♦ в-четвертых, потребительными стоимостями, выступающими как товары и услуги рекреационного назначения.
На сегодняшний день рекреационно-туристские услуги являются одним из наиболее перспективных направлений развития внутреннего туризма в Российской Федерации. Рыночные преобразования, произошедшие во всех сферах народного хозяйства, начались в сфере
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
139
рекреационно-туристских услуг страны со значительным опозданием ввиду ее социальной значимости и высокой степени регулирования со стороны государства.
Рекреационно-туристская сфера занимает особое место в сфере услуг. По функциональным особенностям укрепления здоровья населения она близка к здравоохранению, поскольку основной производитель услуг в данной сфере — сотрудники, получающие образование в учебных заведениях общемедицинского профиля. С другой стороны, услугами предприятий рекреационно-туристской сферы в основном пользуются в свободное, отпускное время, за пределами своего основного места жительства, сочетая лечение с отдыхом, а главными лечебными и оздоровительными предпосылками, в отличие от здравоохранения, являются не лекарственные средства, а природные: грязи, минеральные воды, климат. Лечение и оздоровление в учреждениях рекреационно-туристской сферы можно сочетать с экскурсиями, развлечениями, т.е. с тем, что считается неотъемлемыми элементами рекреации.
Таким образом, рекреационно-туристская сфера как сложная экономическая система представляет собой совокупность экономических и социальных отношений и институтов, определяющих характер функционирования, взаимодействия и взаимовлияния объектов хозяйствования, обеспечивающих производство и реализацию рекреационных и туристских услуг. На входе в данную систему находятся туристские и природно-рекреационные ресурсы, а на выходе — услуги и сопутствующие им блага. В социальном плане функционирование рекреационно-туристской сферы обусловлено потребностью людей в отдыхе, лечении, курортной реабилитации, воспроизводстве физических, эмоциональных и интеллектуальных сил.
Дальнейшее развитие рыночных отношений в данной сфере обусловливает развитие конкурентной среды, в которой конкуренция служит движущей силой активизации взаимоотношений экономических субъектов, функционирующих в данной среде.
Конкуренция в общем виде представляет собой соперничество между субъектами за выгодное приложение капитала, за рынки сбыта произведенной продукции (услуг) как внутри региона, так и на межрегиональном и международном уровне. Процессы развития конкуренции в российской экономике во многом определяют перспективы формирования отраслей в новой институциональной среде. Негативные последствия мирового финансового кризиса, нарастающая глобализация экономики, активное включение России в международные экономические процессы, потребность соответствия условиям конкурентного рынка ставят задачу поиска источников формирования конкурентных преимуществ.
Понятие «конкуренция» лежит в основе большинства концепций и моделей развития, при этом все они оперируют экономической категорией «конкурентоспособность», которая в свою очередь определяется как «свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [4]. Повышение конкурентоспособности рекреационно-туристских услуг является важнейшим направлением устойчивого развития отрасли в целом и ее хозяйствующих агентов, направлено на удовлетворение всевозрастущих потребностей потенциальных рекреантов, вызывая мощный мультипликативный эффект.
В условиях современного состояния мировой экономики принципиально важным становится изменение направлений туристских потоков, сокращение выездного туризма и переориентация высвободившихся потоков на внутренний рынок (справедливости ради, отметим слабую готовность внутреннего рынка к приему повышенного количества рекреантов и предоставление сервиса сопоставимого качества). В рекреационно-туристском комплексе совершенно очевидной стала активизация усилий по развитию и расширению спектра и качества предоставляемых услуг отечественными субъектами данного рынка.
Решение такой масштабной задачи возможно лишь с учетом сложившегося и потенциально возможного в стратегической перспективе уровня конкурентоспособности отечественных рекреационно-туристских услуг. Особое значение повышение конкурентоспособности в рассматриваемой сфере приобретает в условиях традиционно низкой эффективности производства данного вида услуг, продолжающегося оставаться невысоким платежеспособного спроса потенциального отечественного потребителя, которые не способствуют формированию выгодных конкурентных позиций. Именно в этой связи особую актуальность приобретают методология и методика повышения конкурентоспособности рекреационно-туристской сферы и требуют дальнейших теоретических исследований и практических изысканий.
Так, конкурентоспособность рекреационно-туристской сферы следует рассматривать как систему взаимодействия различных уровней конкурентоспособности, в частности конкурентоспособности товара (услуги), конкурентоспособности товаропроизводителя (производителя услуги). В свою очередь она же является компонентом конкурентоспособности более высокого уровня — национальной конкурентоспособности. Последнее обстоятельство имеет особое значение в свете ориентиров, стоящих перед отраслью в преддверии зимней олимпиады в Сочи в 2014 г.
Важным гносеологическим вопросом в исследовании сущности и природы конкуренции, при этом имеющим непосредственный выход на практические мероприятия по обеспечению конкурентоспособности, является разграничение понятий объекта и предмета конкуренции.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)
Предметом конкуренции является материальный товар либо услуга, при помощи которой организации-конкуренты пытаются завоевать признание, а соответственно и доходы потребителя. Суммарно — в масштабах общественного производства — этот процесс соответствует удовлетворению общественных потребностей.
В качестве объектов конкуренции выступают потребители (либо их желания), за которыми остается право выбора продукции либо услуги на рынке.
В результате разграничение предмета и объекта конкуренции соответствует и различным подходам и методам ведения конкурентной борьбы.
В ходе анализа сущностных понятий категории «конкурентоспособность» нами была предложена следующая ее трактовка применительно к организации (субъекту) рекреационнотуристского сектора. Конкурентоспособность организации следует рассматривать как интегральную результирующую деятельности экономического субъекта, базирующуюся на его конкурентных преимуществах, что позволяет максимально удовлетворять потребительский спрос, с сохранением и расширением своей рыночной доли. Для этого существует множество методов: внедрение инноваций, максимального использования имеющегося ресурсного потенциала различного рода, стремление к высокому уровню инвестиционной привлекательности.
Проведенное исследование указывает на неоднозначность понятий, связанных с конкурентоспособностью услуг рекреационно-туристской сферы, наличием различных подходов и интерпретации в зависимости от освещения поставленных задач. Предложенные определения позволяют более полно учитывать все стороны экономической сущности конкурентоспособности, центральным направлением которых являются формирование и развитие конкурентных преимуществ в соответствии с стратегическими целями рекреационно-туристской сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гоголев И.М. Управление конкурентоспособностью регионального агрокомплекса : автореф. д-ра экон. наук. Ижевск, 2007.
2. Маркова, И.С. Организационно-экономический механизм развития рынка туристских услуг (на примере Хабаровского края). Автореф. дис. ...д-ра экон. наук. — Хабаровск. 2009.
3. Симонян Г.А. Формирование современного механизма регулирования рынка туристско-рекреационных услуг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
4. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002.