Научная статья на тему 'Основные институциональные проблемы социально-экономического развития региона Кавказских Минеральных Вод'

Основные институциональные проблемы социально-экономического развития региона Кавказских Минеральных Вод Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕГИОН / СПЕЦИФИКА РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОДУКТА И РЕГИОНА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОДУКТА И РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джангиров А. П.

Повышение привлекательности региона Кавказских Минеральных Вод поможет создать базу для последующей экономической деятельности и привлечения инвестиций в развитие других отраслей региона и позволит сформировать управленческий ресурс, который усилит рекреационную привлекательность уникального природного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные институциональные проблемы социально-экономического развития региона Кавказских Минеральных Вод»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

174 ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД

А.П. ДЖАНГИРОВ

Кисловодский институт экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: kiep_asy@mail.ru

Повышение привлекательности региона Кавказских Минеральных Вод поможет создать базу для последующей экономической деятельности и привлечения инвестиций в развитие других отраслей региона и позволит сформировать управленческий ресурс, который усилит рекреационную привлекательность уникального природного феномена.

Ключевые слова: рекреационная деятельность; рекреационный регион; специфика рекреационного продукта и региона; институциональные преобразования рекреационного продукта и региона.

Коды классификатора JEL: L 83, O18.

В два последних десятилетия в развитых странах происходит существенная модификация сектора услуг, это связано как с благоприятными условиями ресурсного обеспечения развития, так и с меняющимися потребностями общества. Несомненно, усилится прилив ресурсов и в рамках самой сферы услуг, поэтому на сегодняшний день показатель структуры сервисной индустрии становится наиболее информативным.

Важной тенденцией в развитии сектора услуг становится усиление значимости услуг социального профиля. Современная структура мировой экономики характеризуется интенсивным процессом увеличения доли оказания услуг в экономических системах в сравнении с производством товаров. Человеческий капитал — главное богатство любой общественной системы. Его качество обусловливает конкурентоспособность рабочей силы и развитие экономики в целом. Здоровье нации, в свою очередь, существенным образом определяет характер демографических процессов, в том числе продолжительность жизни и уровень смертности.

Обострение в последнем десятилетии ХХ в. демографической ситуации в России заставляет по-новому взглянуть на роль и проблемы развития сферы курортных услуг. Дело в том, что упадок курортного дела и разрушение социального туризма в России стали факторами ухудшения показателей здоровья и сокращения продолжительности жизни населения.

Важную роль в снижении смертности и восстановлении здоровья населения, наряду с другими мерами социального характера, может сыграть ускоренное развитие курортно-туристского комплекса России. Уровень заболеваемости, а следовательно, и смертности можно в значительной степени снизить за счет увеличения масштабов профилактической и лечебной работы учреждений санаторно-курортной сферы. Катастрофическое сокращение средней продолжительности жизни за последние 15 лет в немалой степени объясняется именно неустроенностью отдыха основной массы граждан, в первую очередь, в продуктивных возрастных группах населения. Отсутствие целенаправленной государственной политики по оздоровлению населения привело к тому, что она стала терять свою социальную направленность.

Переход экономики на рыночные принципы хозяйствования принципиально изменил условия функционирования курортно-туристской сферы и привел к существенным негативным последствиям социально-экономического характера. В результате распада СССР существенно сократилось рекреационное пространство. Россия потеряла курортные зоны, которые оказались на территории независимых государств — бывших союзных республик: Украины, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, Киргизии и др.

Рыночная трансформация санаторно-курортных организаций сопровождалась приватизацией, которая привела к изменению организационно-правовой базы собственности туристских и курортных организаций, к появлению новых собственников, чьи интересы были направлены, главным образом, на извлечение прибыли от основной деятельности. Заботы о развитии социальной сферы предприятий, в том числе принадлежавших предприятиям курортов и санаториев, отошли на второй план. Многие промышленные предприятия страны — бывшие собственники санаториев, пансионатов, баз отдыха — стали убыточными и оказались не в состоянии финансировать текущие расходы своих здравниц, а тем более развивать их материальную базу. В результате большинство санаторно-курортных организаций оказались в новых и непривычных условиях, изменили цели, задачи, формы и методы управления. Тем не менее основные элементы рыночного механизма (цена, спрос, предложение и конкуренция) все сильнее стали влиять на современное состояние туристско-рекреационного комплекса России.

© Джангиров А.П., 2009

Вслед за этим значительно сократилась поддержка курортно-туристской сферы государством, которое не только в первые годы реформ, но и в последующие годы не сформировало конструктивной идеи реформирования этой отрасли. Кроме того, резкое падение реальных доходов основной части населения страны привело к снижению его платежеспособного спроса на рекреационные услуги. Одновременно с этим были повышены цены на услуги транспорта, возросла стоимость путевок на действующие курорты. Для многих российских граждан лечебнорекреационный туризм стал недоступен. Также не были определены основные источники финансирования инвестиций в индустрию туризма. Как следствие — существующие в настоящее время источники и методы финансирования и сложившаяся инвестиционная политика в сфере рекреации во многом не соответствуют изменившимся условиям. В связи с этим возрождение российских курортов и системы массового курортного лечения и отдыха в новых экономических условиях становится актуальной социально-экономической и научно-практической задачей.

Процесс становления в России экономики социально ориентированного рыночного типа, наблюдающийся рост доходов и потребления населения во многом способствуют серьезным изменениям в структуре национального хозяйства и появлению региональных, отраслевых и межотраслевых институтов и комплексов, которые прямо связаны с трансформацией российского общества и государства. В их числе национальное достояние России — рекреационный комплекс, являющийся основой функционирования рынка курортных услуг и серьезным отечественным конкурентным преимуществом. При его эффективном использовании курортное дело может стать локомотивом социально-экономического развития, способствующим экономическому, социальному и духовному возрождению и развитию российских регионов и страны в целом, тем более что положение дел в курортной сфере на сегодняшний день характеризуется усиливающейся конкурентной борьбой на всех уровнях экономики — как между отдельными операторами рынка курортных услуг, так и между курортными регионами одной или группы стран, что выводит проблему на глобальный уровень.

Организационно-экономическое развитие санаторно-курортного бизнеса позволяет рассматривать данную сферу деятельности как находящуюся в постоянном совершенствовании по мере оказываемой государственной поддержки и действия региональных факторов. Сфера санаторно-курортного бизнеса может быть рассмотрена как единая система, комплекс, состоящий из природных, социальных, организационных, экономических, культурных, этнических, оздоровительных компонентов, взаимосвязанных и функционирующих на основе сопряженных с этой сферой отраслей: транспорта, сельского хозяйства, связи, торговли, предприятий общественного питания.

Переход России от административно-дирижистской системы хозяйствования к рыночной и усиление влияния конкуренции на функционирование российской экономики повлекли за собой активные действия экономических агентов по внедрению в санаторно-курортный бизнес рыночных инструментов, среди которых маркетинг как философия хозяйствования, других эффективных рычагов, позволяющих придать новое системное качество конкурентным преимуществам региона с доминированием сектора курортных услуг с целью более эффективного управления его экономикой, поскольку такой инструментарий обладает большим эвристическим потенциалом и позволяет решать самые сложные задачи повышения эффективности функционирования и развития экономики курортного региона в условиях рынка в двух направлениях.

Систематический и постоянный анализ потребностей и требований ключевых групп потребителей курортных услуг, а также разработка эффективных концепций потребительских качеств этих услуг позволяют полнее удовлетворять запросы определенных групп потребителей курортного продукта и тем самым обеспечивать региону устойчивое конкурентное преимущество. Организация эффективного продвижения курортного продукта и активизация работы в области маркетинговых коммуникаций для информирования потенциальных потребителей при грамотном снижении трансакционных издержек на привлечение отдыхающих и курортов также обеспечивают региону конкурентные преимущества. В результате возникает необходимость формирования методов и механизмов эффективного управления экономикой курортного региона на основе маркетингового подхода, позволяющих определить стратегические направления развития и дать импульс развитию не только отдельно взятого курортного региона, каким являются Кавказские Минеральные Воды, но и курортного сектора экономики всей страны. Но при этом для достижения поставленных целей необходимо обеспечение комплексного характера управления экономикой, обусловленного спецификой региона, в котором доминирует курортная сфера.

Кроме социальной и экономической, туризм и его важнейшая составляющая — санаторнокурортная — выполняет также и гуманитарные функции. Он позволяет совместить отдых с познанием жизни, быта, истории, культуры, обычаев своего и других народов. Знакомство с другими местностями и народами расширяет кругозор человека, развивает его интеллект, помогает лучше осознать реальную картину мира, способствует развитию дружественных отношений между народами. Серьезную роль играет туризм в воспитании подрастающего поколения. Все рассмотренные функции туризма — социальная, экономическая и гуманитарная — тесно переплетены между собой и взаимообусловлены.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

176

А.П. ДЖАНГИРОВ

Сущность рынка курортных услуг заключается в двойственности его природы: с одной стороны, он выступает как форма и метод организации отдыха, необходимого для восстановления и развития духовных и физических сил человека; с другой — он представляет собой высокоэффективную отрасль экономики, функционирующую и развивающуюся преимущественно за счет средств отдыхающих, и поэтому относится к числу наиболее доходных и динамично развивающихся сфер деятельности мирового хозяйства. Средние темпы роста его объемов составляют 7% в год, что существенно выше среднегодовых темпов мировой экономики. С развитием рынка курортных услуг усиливаются связи между ним и экономикой региона. С одной стороны, регион выступает в качестве целевого комплексного ресурса для устойчивого функционирования и развития рынка курортных услуг, с другой — рынок курортных услуг, обладая мощным мультипликативным эффектом, способен создать предпосылки для экономического подъема региона путем решения его социально-экономических проблем и генерирования новых импульсов социально-экономического роста региона.

Его развитие оказывает огромное стимулирующие влияние на развитие таких ключевых отраслей экономики, как сельское хозяйство и строительство, транспорт и связь, торговля и производство товаров народного потребления (всего более тридцати отраслей), выступая своеобразным катализатором социально-экономического развития страны. Основная часть населения России по-прежнему не может воспользоваться услугами отечественных курортов и санаториев, тем более она далека от выездного туризма. Россия испытывает огромную потребность в дальнейшем развитии и совершенствовании своего курортно-туристского комплекса — основной материальной базы внутреннего туризма, который занимает важное место в решении социальных проблем по сохранению и укреплению здоровья населения.

Каждый регион, представляя собой определенную социально-экономическую систему, в то же время сам состоит из определенных подсистем, которые, в свою очередь, распадаются на подсистемы еще более низкого порядка. Однако, являясь единством составляющих ее подсистем, экономическая система региона в то же время выступает задающей средой для всех составляющих ее элементов. Если в экономической системе региона ее составные части относительно сбалансированы между собой, то этот регион имеет разностороннюю направленность экономического развития и его нельзя назвать профильно-специализированным. Однако это — скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще встречаются регионы, которые в силу естественно-природно-географических, конкретно-исторических факторов и, выражаясь в терминах институциональной экономики, предшествующей траектории развития (path dependence) специализируются на производстве определенного набора товаров и услуг, в зависимости от условий.

Разновидностью таких регионов выступают курортные регионы, которые становятся таковыми в силу наличия комплекса невоспроизводимых, уникальных природных особенностей, являющихся природной средой и материальной базой для производства рекреационных и курортных услуг. Как правило, такие регионы имеют узкую специализацию, производство курортных услуг является доминантой их хозяйственной характеристики, ведущей и ключевой отраслью региональной экономики, а остальные отрасли экономики в этом регионе развиваются по принципу экономического сопряжения с ключевой.

Курортный регион в системе хозяйствования является, с одной стороны, подсистемой социально-экономического комплекса, а с другой — относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми стадиями воспроизводства и специфическими особенностями протекания воспроизводственных процессов, формирования рыночных структур. Однако, рассматривая управление экономикой курортного региона, следует учитывать его специфику. Эта специфика, в первую очередь, обусловлена спецификой их основного товара — курортной услуги. Этот товар так же уникален, как уникальна и природно-материальная основа его производства. Но, будучи включенной в орбиту общественных отношений, курортная услуга приобретает еще и общественную ипостась своей уникальности.

Туристско-рекреационный комплекс национальной экономики требует разработки особых принципов организации, так как его функционирование связано, с одной стороны, с эксплуатацией туристско-рекреационных ресурсов, а с другой — с организацией отдыха, туризма, оздоровительного и лечебного процесса. Поэтому одновременно требуется развивать и совершенствовать организационно-экономический механизм государственного регулирования многоаспектной, постоянно возрастающей по масштабам и сложности деятельности туристско-рекреационного комплекса всех уровней, в том числе и отдельных туристско-рекреационных регионов страны.

Важным фактором эффективного развития курортного региона является инновационная направленность, которая является движущей силой социальных, экономических и других организационных изменений в системе управления экономикой региона, поэтому при разработке стратегии развития курортного региона необходимы максимальный учет законов и рыночной экономики, и регионологии и участие в составе рабочих групп по подготовке программных документов представителей основных отраслей экономики, социальной сферы, органов власти всех уровней.

Не вызывает сомнений необходимость инвестировать деньги в туристскую инфраструктуру рекреационного региона КМВ, в частности, в объекты туристского показа, но все еще нерешенными остаются вопросы — кто будет вовлекать их в хозяйственный оборот, кто и как будет создавать и реализовывать конкурентные туристские продукты, обслуживать туристов и рекреантов, кто будет нести ответственность за неэффективное использование имеющихся уникальных ресурсов. Каким качеством должны обладать кадры, способные обеспечить эффективное развитие рекреационной экономики? Каким образом государственные органы власти могут привлечь население к реализации своего трудового потенциала в рекреационной экономике? Получение ответов на данные вопросы предполагает проведение серьезного институционального анализа.

Специфика курортного региона требует выработки особой стратегии развития. Важнейшая задача управления экономикой курортного региона заключается в организации эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Подобное взаимодействие необходимо осуществлять в рамках единой стратегии региона Кавказских Минеральных Вод, которая, в свою очередь, должна определить, что нужно сделать для повышения имиджа региона, его привлекательности для туристов и инвесторов, а также представить способы эффективного функционирования всего хозяйственного комплекса региона, дать обоснование по привлечению капиталовложений в развитие региона, выработать предложения по совершенствованию системы государственного управления развитием региона.

Обращаясь к вопросу о путях решения экономических и социальных проблем субрегиона Кавказских Минеральных Вод, как представляется, прежде всего следует акцентировать внимание на том, что эффективная специализация экономики субрегиона должна обеспечиваться приоритетным производством продукции тех отраслей его воспроизводственного комплекса, которые составляют основу экономического роста и социального развития данного территориального образования. В данном случае приоритет должен принадлежать сфере рекреации. Именно эти ресурсы являются наиболее значимыми. На их основе может и должна быть обеспечена конкурентоспособность воспроизводственного комплекса субрегиона Кавказских Минеральных Вод.

Следующим важнейшим, с нашей точки зрения, моментом является необходимость создания условий, при которых доходы от рекреации направлялись бы на развитие самой рекреации. Это должно стать одним из главных и определяющих направлений региональной политики современного этапа развития курорта КМВ. Следует добиваться поворота финансовых потоков в экономику субрегиона и, прежде всего, в сферу рекреации, посредством использования госфинансирования и налоговых механизмов, обеспечения налоговой дисциплины, стимулирования частных инвестиций посредством использования механизма госфинансирования. В конечном итоге, экономика субрегиона КМВ в своем стратегическом развитии должна быть интегрирована в русло национальной экономики.

Безусловно, важнейшей проблемой федеральной власти является обеспечение политической и экономической безопасности в субрегионе. Значимым моментом является необходимость реструктуризации собственности в сфере рекреации на основе оценки и стимулирования ее эффективности. В ситуации, когда собственность на курортные ресурсы, а также на санаторнокурортные учреждения, курортный продукт, доход отчуждена, в субрегионе не могут решаться должным образом проблемы, связанные с развитием инфраструктуры, защиты экологии, благоустройством территории, обеспечением безопасности и правопорядка, да и сами здравницы не инвестируются должным образом, не проводят на необходимом уровне капитальный и текущий ремонт, не переоборудуются на современном уровне, в результате чего проигрывают в своей конкурентоспособности как отечественным, так и зарубежным курортам.

Требует определенности и упрочения институциональный статус субрегиона. В этом плане представляется оправданным создание особого курортно-рекреационного округа «Кавказские Минеральные Воды» в составе Ставропольского края, в котором должны быть сформированы органы всех ветвей власти, бюджет, урегулированы вопросы собственности и надежно специфицированы их полномочия. Только на этом пути могут быть обеспечены эффективная профилизация и высококонкурентоспособное развитие эколого-курортного региона федерального уровня — Кавказских Минеральных Вод.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный Сервер Администрации КМВ. Режим доступа: http://www.region.kmv.ru.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа». 03.02.2007.

3. Пятигорская торгово-промышленная палата. Стратегия социально-экономического развития региона КМВ до 2020 г. // Alfa-KMV — информационный портал КМВ. Режим доступа: http://www.alfakmv.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.