Научная статья на тему 'Анализ и альтернативы развития сферы туристских услуг Краснодарского края'

Анализ и альтернативы развития сферы туристских услуг Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА / ФАКТОР СЕЗОННОСТИ АГРОЭКОТУРИЗМА / МАЛЫЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караев А. Р.

В статье анализируется современное состояние и перспективы развития рекреационнотуристского комплекса (РТК) Кубани. Констатируется то, что наличие развитой инфраструктуры рекреационно-туристского комплекса, с одной стороны, и наработанная практика использования малого бизнеса, с другой, позволяет выдвинуть гипотезу о том что одним из важнейших направлений преодоления фактора сезонности — это развитие альтернативных сфер туризма и, в частности, агроэкотуризма. Именно агроэкотуризм позволит значительно повысить конкурентоспособность рекреационно-туристского комплекса Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и альтернативы развития сферы туристских услуг Краснодарского края»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

АНАЛИЗ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

А.Р. КАРАЕВ,

аспирант, кафедра менеджмента,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,

e-mail: atsa_k@rambler.ru

В статье анализируется современное состояние и перспективы развития рекреационнотуристского комплекса (РТК) Кубани. Констатируется то, что наличие развитой инфраструктуры рекреационно-туристского комплекса, с одной стороны, и наработанная практика использования малого бизнеса, с другой, позволяет выдвинуть гипотезу о том что одним из важнейших направлений преодоления фактора сезонности — это развитие альтернативных сфер туризма и, в частности, агроэкотуризма. Именно агроэкотуризм позволит значительно повысить конкурентоспособность рекреационно-туристского комплекса Краснодарского края.

Ключевые слова: инфраструктура рекреационно-туристского комплекса; фактор сезонности агроэкотуризма; малый бизнес.

Коды классификатора JEL: L83.

Краснодарский край обладает богатейшим рекреационным потенциалом и уникальными природными ресурсами. Два теплых южных моря и более тысячи километров пляжей, горнолыжные курорты, лиманы и реки, богатые рыбой, заповедные леса, уникальные памятники природы, истории, архитектуры и археологии предопределили судьбу Кубани как главного курорта России.

Доходы индивидуальных средств размещения в 2008 году составили 11,3 млн руб. Ожидаемые доходы организованного и неорганизованного сектора (объем услуг) в 2009 году составят более 36,5 млрд руб. По оценке Краснодарстата доля санаторно-курортных, гостиничных и туристских услуг составляет в ВРП края около 3%. Это без учета мультипликативного эффекта. Если учесть косвенный вклад туризма в экономику региона (транспорт, торговля, культура и пр.), то объем услуг возрастет в 3 раза (с 3% до 10% ВРП). Число штатных мест в организованном секторе в 2008 году составляло 211 тысяч. Частный сектор по оценке департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края может принять более 200 000 туристов единовременно.

Функционирование рекреационно-туристского комплекса Азово-Черноморского побережья Краснодарского края характеризуется сезонностью. За три летних месяца на курортах края отдыхает около 70% отдыхающих и эта цифра имеет тенденцию к увеличению.

Заметим, что при достаточно стабильной динамике заполняемости, объем доходов индивидуальных средств размещения (неорганизованного сектора) растет более высокими темпами, чем доходы коллективных средств размещения, что говорит о высокой мобильности и адаптационной способности малого бизнеса.

Сезонность отрасли оказывает влияние на рентабельность предприятий. Большинство предприятий несут расходы круглый год: на подготовку к сезону, на обеспечение условий функционирования, на содержание зданий и персонала в межсезонье, а доходы получают только в течение курортного сезона. Преодолеть отрицательное влияние фактора сезонности в рамках сложившихся в рекреационном комплексе Кубани обстоятельств не представляется возможным. Нужны некие новые подходы к использованию имеющегося рекреационно-туристского потенциала края.

Таким образом, мы можем констатировать то, что наличие развитой инфраструктуры рекреационнотуристского комплекса, с одной стороны, и наработанная практика использования малого бизнеса, с другой, позволяет выдвинуть гипотезу о том, что одним из важнейших направлений преодоления фактора сезонности является развитие альтернативных сфер туризма и, в частности, агроэкотуризма. Именно агроэкотуризм позволит значительно повысить конкурентоспособность рекреационно-туристского комплекса Краснодарского края.

Сельский туризм, так он тогда назывался, в Европе появился в начале 70-х годов прошлого столетия. В те времена остро встала проблема экологии во многих крупных городах и у людей возникла потребность в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине и натуральных продуктах питания. Сегодня данный вид туризма развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых странах оттягивает на себя часть иностранного туристского потока. Однако не только появление спроса на данный вид услуг дало толчок для развития сельского туризма в Европе. Сегодня на примере Италии Европейский Союз видит в сельском туризме спасательных круг для сельского хозяйства стран Восточной Европы. Сельскохозяйственное производство на сегодняшний день в развитых странах становится все более и более наукоемким, что вызывает резкое сокращение рабочих мест и ведет к повышению безработицы в сельской местности. К тому же постоянно возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Все это требует вовлечение людей в сопутствующие индустрии, такие как туризм, производство сувенирной продукции и т.д. В развивающихся странах ситуация несколько иная, упадок сельского хозяйства, высокая безработица в сельской местности и отсутствие должного финансирования для поднятия отрасли, вынуждает правительства искать решение проблем как у иностранных государств, так и внутри страны. Опыт Восточной Германии, после воссоединения, показал, что простые вливания денежных средств извне не дают ощутимого эффекта без мобилизации внутренних ресурсов населения, так как в этом случае предприниматель рискует не собственными средствами. В свою очередь, когда внешние вливания являются лишь поддерживающим, а основным источником являются собственные средства начинающего любой бизнес (собственные денежные средства или занятые у родственников или знакомых), то в результате получается более устойчивое и мобильное предприятие.

© А.Р. Караев, 2009

АНАЛИЗ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ.

255

Развитие агротуризма является частью внутренних источников инвестиций для развития сельскохозяйственного производства и поддержания жизни в сельской местности, так как доход, получаемый от предоставления услуг туристам, является дополнительным источником к основному виду деятельности, а впоследствии может стать и основным.

Сказанное выше в полной мере относится и к российской действительности. Природные условия России уникальны и неповторимы, далеко опережают соседние туристски-ориентированные страны, и с экологией во многих районах у нас лучше, и сохранились прекрасные памятники древней архитектуры и этнографии, так что можно ожидать, что именно здесь и будут развернуты оазисы агротуризма. В России уже отмечен опыт организации агротуристских предприятий по моделям типа «пансион», «тур с проживанием в кочевом традиционном жилище», «национальная деревня», Л^-деревня», «сельская гостиница» и другие. Спрос на туристские ресурсы (но не турпродукт) российской провинции имеется, об этом говорит поток неорганизованных туристов в ряде популярных мест средней полосы. Мы недаром обратили внимание на тот факт, что пока мы имеем только агро-туристские ресурсы, но практически не имеем реального турпродукта, как рыночного товара наделенного соответствующими признаками. При этом нельзя забывать, что агротуризм с одной стороны, развивает собственно туристскую отрасль, открывая при этом новые сегменты туристского рынка. С другой стороны агротуризм может стать фактором повышения уровня развития российского сельского хозяйства. В этом нас убеждает опыт бывших стран социализма, в первую очередь Восточной Германии. Рассматривая две стороны агротуризма, мы не должны забывать о том, что они представляют собой системное единство. Само деление носит условный характер, обе названных системных составляющих агротуризма одинаково важны для его развития. Не менее важны рыночные характеристики агротуризма, в первую очередь его конкурентоспособность.

Вместе с тем, вопросы методического и научного плана в сфере агротуризма разработаны слабо. Серьезные научно-методические разработки практически отсутствуют.

Агротуризм уже довольно популярен в Европе и становится чем-то вроде последнего крика моды, которой следуют миллионы европейцев с весьма устойчивым достатком. Все большее число людей предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту суете и пестроте фешенебельного курорта. Во всяком случае, Австрия, Словакия, Германия, Чехия, Польша интенсивно наращивают свои мощности по приему агротуристов. Достаточно сказать, что в одной Австрии до 10 процентов крестьянских усадеб предоставляют услуги по размещению и обслуживанию агротуристов. По данным [3] доходы от агротуризма могут быть довольно значительными и достигать 21000 евро на один объект агротуризма, а количество туристов измеряться сотнями тысяч человек.

Анализ сложившейся практики агроэкотуризма показал, что перечень услуг в этой сфере может быть буквально бесконечным. Это выгодно отличает агроэкотуризм от других сегментов рынка туристских услуг. Назовем некоторые из них:

❖ проживание в сельском доме;

❖ ночевка на сеновале;

❖ катание на лошадях, оленях, собаках, тракторах и другой сельскохозяйственной технике;

❖ дегустация домашних вин и самогона;

❖ различные сельхозработы (сенокос, стрижка овец, дойка и т. д.);

❖ приобщение к различным культурам в регионе (казачьей, староверской и т. д.);

❖ занятия живописью;

❖ народные промыслы (плетение кружев, ткание полотна, обработка янтаря и т. д.);

❖ посещение бани, особенно привлекает баня «по-черному».

Такой набор услуг делает агроэкотуризм априори конкурентоспособным. При правильном подходе агроэкотуризм может составить конкуренцию не только внутреннему российскому рынку туристских услуг, но и выездному туризму.

Между тем даже основной термин — «агроэкотуризм» — не получил достаточно точного определения не только в отечественной научной литературе, но и в мировой практике. Большинство авторов разделяют понятия, тем не менее, мы считаем возможным объединить эти два понятия, по ниже приведенным обстоятельствам. В работах Т.В. Шмелевой даются определения экотуризма официально принятые на международном и национальном уровнях. При этом, наиболее устойчивы два критерия экологического туризма, которые характеризуют его как:

❖ образовательные путешествия в места с относительно нетронутой природой и привлекательной культурно-исторической средой;

❖ способ такого экологического и социально-экономического развития стран, когда охрана природной и культурно-исторической среды становится выгодной местному населению. На основе анализа многочисленных подходов к определению экотуризма Шмелева Т.В. делает вывод, что одним из наиболее приемлемых является определение Общества экотуризма (США): «Экотуризм — это путешествие в места с относительно нетронутой природой с целью получения представлений о природных и культурноэтнографических особенностях данной территории, не нарушая целостности экосистем, который создает такие экономические условия, когда охрана природы становится выгодной местному населению».

В работах профессора Бокова М.А. дается следующее определение агротуризма: «Агротуризм — это целенаправленные путешествия на сельские территории с относительно ненарушенными экосистемами и этнокультурными комплексами, обеспечивающие непосредственный вклад в решение проблем сельского населения и подлежащие адекватному режиму управления на основе устойчивого развития». Однако в данной формулировке отсутствует критерий, определяющий особые требования к адекватному и компетентному управлению развитием агро и экокомплексов вообще и сельского хозяйства, в частности. На наш взгляд, принципы управления агроэкотуризмом должны быть основаны на концепции устойчивого развития и возможности решения части проблем агро и экокомплекса региона. Поэтому мы предлагаем следующее определение агроэкотуризма: «Агроэкотуризм — это целенаправленные путешествия на сельские территории с относительно ненарушенными экосистемами и этнокультурными комплексами и привлекательной культурно-исторической средой, обеспечивающие непосредственный вклад в решение проблем сельского населения и развитие экокомплекса, подлежащие адекватному режиму управления на основе устойчивого развития». Данное определение агроэкотуризма включает в себя два понятия. Во-первых, агроэкотуризм представляет собой природоориентированный туристский продукт на рынке туристических услуг. Во-вторых, он является инструментом устойчивого развития сельских территорий и экокомплексов. Таким образом, агроэкотуризм, с одной стороны, выступает как

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

256

А.Р. КАРАЕВ

специфический рыночный сегмент, а с другой, — как набор принципов и методов управления развитием данного региона.

Основной функцией агроэкотуризма является эффективное улучшение психического и физического восстановления человека. Среди экономических функций мы выделяем создание рынка для реализации специфических ресурсов сельских местностей и экокомплексов, что формирует финансовые средства для их деятельности и стимулирования экономического роста этих территорий.

В России развитие агроэкотуризма сдерживается влиянием следующих факторов:

• несовершенство федерального законодательства и законодательства субъектов федерации.

• разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления.

• плохое состояние российских дорог. Поездки по России связаны с железнодорожным и авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость и приводит к невостребованности транзитных услуг.

• слабое проявление туристских потоков.

• неудовлетворительное использование муниципальными органами своей управляющей функции, определяющей политику муниципальных образований в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития.

По социально-экономическим проблемам агроэкотуризма серьезных исследований до сих пор не велось. Между тем, развитие агроэкотуризма предполагает решение не только технико-экономических, но и социальнопсихологических проблем. В связи с этим важно оценить не только позитивные, но и негативные стороны агроэкотуризма, которые следуют из международной и российской практики. К последним относятся:

• сезонный характер, вследствие чего персонал может оказаться не у дел часть года;

• возможный отток валюты из хозяйства при значительном использовании импортных материалов и продуктов;

• слабые возможности использования высококвалифицированной рабочей силы;

• возможное разрушение устоявшейся местной культурной среды.

Позитивные стороны агроэкотуризма:

• создание новых рабочих мест для сельского населения и работников экокомплексов;

• развитие производства экологически чистых продуктов питания;

• увеличение финансовых потоков на объектах агроэкотуризма, в том числе и иностранной валюты;

• приток инвестиций как в инфраструктуру и сервис на, так и в охрану природы;

• увеличение благосостояния сельского населения; создание современной социально-бытовой инфра-

структуры на селе по принципу «не хуже, чем в городе», отвечающей требованиям сегодняшнего дня, повышение интеллектуального уровня сельских жителей на базе развития специального образования, направленного на приобретения новых сервисных профессий;

• развитие ремесел;

• повышение роли и значимости местного самоуправления;

• формирование планов развития «изнутри» с учетом интересов местных жителей, крестьяне из произво-

дителей традиционной сельскохозяйственной продукции превращаются в обслуживающий персонал, что предполагает кардинальное изменение психологии людей;

• развитие агроэкотуризма меняет традиционную структуру сельскохозяйственного производства;

Безусловно, следует понимать, что агроэкотуризм — это не высокоприбыльный бизнес, а способ уменьшить социальную напряженность, снизить уровень бедности на селе.

При должной организации туристических услуг негативные последствия можно минимизировать. Но вследствие новизны идеи возникает немало проблем ее реализации. Важнейшими из них являются:

1) централизованное административное регулирование производственной сферы;

2) устаревшее законодательство, в котором отсутствуют акты, регулирующие развитие агроэкотуризма;

3) отсутствие квалифицированных кадров. Их нужно готовить еще со школьной скамьи, создавая в сельских школах профильные классы не только по сельскохозяйственным дисциплинам, но и по основам туризма, развитию ремесел. В дальнейшем они смогли бы продолжить образование в соответствующих колледжах и вузах.

Настало время обеспечить льготное финансирование подобных проектов, например, их включение в соответствующие разделы национального проекта. Необходимо также создать льготные условия для агроэкотуризма в области налогообложения, кредитования и спонсирования.

Первый шаг в этом направлении сделан. В Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 г.» сформулирована задача организации агротуризма [раздел 3.6], в соответствии с чем предусматривается «формирование территориальной сети информационно-консультационных центров», пропаганда агротуризма, «обучение сельского населения по организации несельскохозяйственных видов деятельности в целях развития альтернативной занятости в сельской местности». В этом же документе сформулирована задача организации агротуризма.

Но пока не разработана концепция его развития, не решены вопросы о правовом статусе агротуризма (не разработаны соответствующие законы и положения) и, как мы уже отмечали, финансовом обеспечении процесса (система льготного кредитования, налоговых и др. льгот и т. д.). В еще большей степени это касается экотуризма, относительно которого отсутствуют даже перечисленные документы. Соответственно отсутствуют четкие инструкции по организации агроэкотуристских объектов.

Очень важно, чтобы они отличались от существующих положений, ГОСТов, СНиПов и т. д. по гостиничному хозяйству. Это требование вытекает из специфики агроэкотуризма как индивидуального вида туризма, с одной стороны, и малого семейного бизнеса — с другой.

Не разработана классификация агроэкотуристских хозяйств, а также процедура лицензирования этого вида деятельности и многое другое, что требуется для функционирования агроэкотуризма как сектора современной туриндустрии, а не кустарного промысла. В Белоруссии, например, существует указ Президента республики № 372 «О поддержке агротуризма». В этой республике накоплен большой опыт функционирования агротуризма в условиях действующего правового поля.

В России существует проект «Содействие муниципальным образованиям в подъеме агро и экотуризма как

АНАЛИЗ И АЛЬТЕРНАТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ.

257

перспективного стратегического направления развития малых и средних городов России» под патронажем ассоциации «Муниципальное экономическое развитие» (МЭР) при финансовой поддержке Фонда «Евразия» (США) и Агентства по международному развитию США. Национальная концепции развития агроэкотуризма для российской провинции должна отражать региональную, национальную и прочую специфику. Активное развитие этого нового сектора экономики могли бы помочь в решении задач, стоящих перед российской провинцией, селом — с одной стороны, и перед туристской отраслью — с другой. Инициировать и возглавить эту работу должны не только уполномоченные федеральные ведомства, но и депутаты всех уровней, а ее активными субъектами могут и должны стать располагающие соответствующим туристским потенциалом муниципальные образования, региональные власти, деловые круги и заинтересованные общественные организации. В России существует проект «Содействие муниципальным образованиям в подъеме агро и экотуризма как перспективного стратегического направления развития малых и средних городов России» под патронажем ассоциации «Муниципальное экономическое развитие» (МЭР) при финансовой поддержке Фонда «Евразия» (США) и Агентства по международному развитию США. Национальная концепции развития агроэкотуризма для российской провинции должна отражать региональную, национальную и прочую специфику. Активное развитие этого нового сектора экономики могли бы помочь в решении задач, стоящих перед российской провинцией, селом — с одной стороны, и перед туристской отраслью — с другой. Международная практика показывает, что развитие агроэкотуризма является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из производства в сферу услуг. Помимо экономических, такая государственная политика преследует социальные и социокультурные цели: остановить деградацию сельских районов, потерю ими населения, сохранить и отчасти воссоздать культурное наследие, национальную самобытность регионов. Для ряда регионов, в том числе и для Краснодарского края агроэкотуризм может оказаться тем элементом системы, развивая который мы вполне можем вывести на новые рубежи весь агро и экокомплекс. Такой подход полностью согласуется с принципами системного подхода, в частности с принципом «слабейшего звена».

Именно это направление инновационного развития АПК позволяет создать новые источники доходов сель-хозработников, без серьезных инвестиций. Сразу оговоримся; крупные вложения не нужны только на первых этапах развития агроэкотуризма, в дальнейшем без инвесторов не обойтись. Мы считаем, что после того как агроэкотуризм докажет свою привлекательность, заработают рыночные механизмы и приток инвестиций будет обеспечиваться путем высокой доходности этой сферы экономики.

На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства и с которыми обязательно столкнутся представители агроэкотуристического бизнеса:

❖ несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

❖ отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

❖ несовершенство системы налогообложения;

❖ недобросовестная конкуренция;

❖ несовершенство государственной системы поддержки малого предпринимательства;

❖ неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

❖ проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства. Существует распространенное мнение о том, что малый бизнес сам по себе приносит некий экономический эффект, в конечном итоге это действительно имеет место, но главное это все-таки то, что малый бизнес представляет собой политический, экономический и социальный базис современной экономики. Это особенно важно в условиях экономического кризиса. Особого внимания заслуживает политический аспект проблемы, особенно в свете последних событий в российской экономике. Власти страны и леги-тивные общественные организации обязаны взять под контроль начинающиеся интеграционные процессы в сфере малого бизнеса.

Следует отметить то, эффективность малого бизнеса достигается постепенно, как любая экономическая система, малый бизнес обладает достаточной инерционностью. Достигнуть значимого экономического эффекта, можно только по истечении определенного времени.

Таким образом, мы можем говорить о том, что малый агроэкотуристский бизнес создает предпосылки превращения этого экономического феномена в важный фактор социально-экономического развития АПК РФ и экокомплексов, через повышения уровня его конкурентоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. БоковМ.А. Проблемы и пути повышение конкурентоспособности аграрного туризма // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Научный журнал: выпуск 1-2, июнь 2007.

2. Шмелева Т.А. Проблемы развития экологического туризма // РИО СГУТ и КД, Сочи, 2007.

3. www.megatis.ru/news.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.