Исследование направлений активизации и развития отдельных секторов сферы
услуг
А.И. Дергиева,
ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»,
г.Нальчик
Развитие рыночных отношений предполагает существенную деятельность государства в решении многих социальных проблем воспроизводственного процесса, в том числе проблемы развития рекреационно-туристской отрасли.
Устойчивое комплексное развитие и стабилизация рыночных отношений определяют необходимость поиска направлений и формирования условий экономического роста за счет производства конкурентоспособной продукции на основе максимального использования внутренних ресурсов, в том числе рекреационно-туристского потенциала. В связи с утратой зон рекреации, расположенных на территории бывших республик СССР, регионы России, обладающие значительным рекреационным потенциалом, получили существенные возможности развития экономики посредством формирования санаторно-курортных и туристских комплексов, способных стать отраслью специализации и, в силу наличия мультипликативного эффекта, стимулировать развитие других секторов экономики.
Нынешнее состояние сферы рекреации и туризма в России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Разрушение имеющейся инфраструктуры, отсутствие должного финансирования для развития, кризис в большинстве предприятий данной сферы, предопределяют необходимость поиска путей восстановления и поступательного развития туризма. Рыночные преобразования поставили многие предприятия рекреационнотуристского комплекса в сложное положение, предопределив кризис всего рекреационнотуристского комплекса. В современных условиях рекреационно-туристские комплексы имеют ряд серьезных проблем: низкое качество предоставляемых рекреационно-туристских услуг, слабая инфраструктура рекреационно-туристского комплекса, высокая степень износа основных фондов, стагнация внутреннего и въездного туризма.
Процессы развития рыночных отношений в сфере туризма определяют острую необходимость разработки и реализации стратегии интенсивного развития данной отрасли экономики, успешность которой во многом зависит от механизма ее осуществления. Сложность, изменчивость и подвижность рыночных у словий обусловливают значимость использования адаптированных к специфике деятельности субъектов сферы туризма (туристских фирм, производителей туристских услуг, общественных организаций) рыночно ориентированных методологии и инструментария, учитывающих разнородность преследуемых участниками экономических отношений целей и способов их достижения. Вследствие этого, большое значение приобретают применение методов согласования целей, формирующих основу механизма координации и интеграции, позволяющего обеспечить не только удовлетворение спроса, но и учет интересов всех участвующих в процессе взаимодействия сторон.
Сложившуюся ситуацию в данной отрасли способна изменить разработка эффективной системы управления рекреационно-туристским комплексом, имеющей единую цель, стратегию и программу реализации.
Рекреационно-туристский комплекс традиционно играл важную роль в хозяйственном комплексе, его проблемы требуют детального изучения, анализа и выработки стратегии управления рекреационно-туристским комплексом и системы мероприятий для их решения. Существенная значимость решения вопросов разработки и реализации рыночно ориентированных стратегий развития сферы услуг, на основе реализации потенциала рекреационного комплекса, обусловила актуальность и значимость данного исследования.
Туризм принято рассматривать как специфическую отрасль экономики, включающую в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).
Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Некоторые ученые считают необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно-хозяйственном комплексе страны.
Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного планирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.
Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности.
Государственное планирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д., т.е. развивается социальная сфера. Поэтому программы по развитию туристской отрасли можно рассматривать как социальные технологии.
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик.
Следует признать что, за последние годы вопросам совершенствования законодательства в сфере туризма не уделялось достаточного внимания со стороны государственных органов власти и управления. Не получили нормативно-правового подкрепления продекларированные в федеральном законе, «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» приоритеты государственной поддержки внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, а также ряд других принципиальных положений закона [1-2]. Хотя, реализация принятой правительством РФ концепции развития туризма в Российской Федерации, несмотря на все ее очевидные недостатки, могла бы в значительной мере усилить динамику развития отрасли.
По-видимому, для формирования положительной тенденции структуры въезда-выезда является создание привлекательной инфраструктуры для внутреннего и въездного туризма и создание системы социального туризма. К числу факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие отечественного туризма, относятся:
- политическая, экономическая и социальная стабильность в стране;
- уровень развития экономики в целом;
- формирование положительного туристского имиджа России на международном рынке туристских услуг;
- признание туризма в качестве приоритетной отрасли развития национальной экономики;
- государственная поддержка приоритетных направлений туризма;
- инвестиционная привлекательность данной отрасли;
- наличие современной инфраструктуры туризма и индустрии туризма;
- наличие доступных высокоаттрактивных экологически чистых туристских ресурсов;
- платежеспособный спрос населения;
- ценовая политика в области туризма;
- качество предоставляемых туристских услуг;
- демографическая и социальная структуры населения;
- национальные традиции и мотивация туризма;
- интеграция отечественного туризма в международный туристский рынок;
- безопасность туристского бизнеса;
- наличие высококвалифицированных туристских кадров и др.
С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России.
Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д. Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат. В ряде зарубежных стран туризм является одной из самых приоритетных отраслей, вклад в валовой национальный доход которых составляет 15 - 35% (Венгрия, Чехия, Австрия, Швеция, Италия, Франция, Испания, Португалия) [2].
В туристической индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях временной промежуток между ростом спроса на туристические услуги и появлением новых рабочих мест в туристическом бизнесе минимальный. Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Несмотря на продолжающийся туристический бум в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. Неразвитость туристической инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
Хотя туризм в России декларативно провозглашен, но фактически пока не признан одной из приоритетной отраслью экономики, справедливо претендующей на достаточную государственную поддержку, а именно:
- в России пока не созданы (не возрождены) эффективные инфраструктура туризма и индустрия туризма;
- в стране практически отсутствует система социального туризма, а возможность широких слоев населения пользоваться туристскими услугами затруднена из-за низкого платежеспособного спроса населения;
- констатируется пассивная структура въезда-выезда в пользу выезда туристов, что является мощным источником вывоза твердой валюты за рубеж и фактором отрицательного сальдо туризма в платежном балансе страны;
- отмечается низкий удельный вес познавательных и оздоровительных услуг внутреннего туризма в общей структуре туристских услуг;
- не используются в полной мере возможности емкого внутреннего туристского рынка и богатых туристских ресурсов;
- отмечается низкий уровень туристской подвижности населения, неудовлетворительные показатели туристского оборота и интенсивности туризма в целом;
- удельный вес туристских услуг в общем объеме предоставляемых платных услуг населению;
- роль туризма в экономике страны в целом, включая совокупные налоговые поступления от него, весьма незначительна;
- туристская деятельность не стимулирует в достаточной мере создание дополнительных рабочих мест и занятость населения.
Таким образом, в современных экономических условиях развитие туристско-рекреационной сферы сопряжено со становлением, развитием и функционированием целой совокупности разноаспектных и разноуровневых (локальных, страновых и, наконец, глобального масштаба) специализированных рынков, являющихся базовой формой эффективной координации взаимоотношений между совокупным потребителем (совокупностью домохозяйств) и производителем (гостинично-ресторанный бизнес, турперевозчики, различного рода посреднические структуры и др.) соответствующего рода продукции и услуг.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации[Электронный ресурс]//http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib/ mert/ welcome/pressservice/eventschroni cle/doc1217949648141
2. Туризм в цифрах. 2009 [Текст]: Стат. сб./ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. - М., ИИЦ «Статистика России», 2010. - 40 с.