Научная статья на тему 'Императивы развития туристской отрасли сферы услуг'

Императивы развития туристской отрасли сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / УЧАСТНИКИ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосёлов С. Н.

В статье, посвященной исследованию управления туристской отраслью сферы услуг, выявлены и исследованы ключевые особенности и тенденции рынка туристских услуг России, определяющие социально-экономическую основу формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков туристских услуг, обладающих значительным рекреационным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Императивы развития туристской отрасли сферы услуг»

Такое представительство воплощено в техноструктуре корпорации, то есть, в разветвленной системе профессионального корпоративного управления [2]. Бюрократизация процесса корпоративного управления размывает социальную ответственность техноструктуры, приводя к парадоксальным явлениям - например, таким, как выплаты многомиллионных бонусов высшим менеджерам обанкротившихся корпораций, что неоднократно проявилось в процессе формирования и углубления кризисной ситуации в США и странах Западной Европы. Схожую форму социальной корпоративной безответственности продемонстрировали банковские структуры России, трансформировавшие средства государственной поддержки финансового сектора в валютные средства группы высших менеджеров.

Противоречия формирования и реализации социальной ответственности корпорации обусловлены ее конституирующими признаками, которые можно квалифицировать следующим образом:

- обезличенный способ участия в капитале. Каждый из акционеров владеет пакетом ценных бумаг, а не конкретными факторами производства или элементами ресурсной базы хозяйственного процесса корпорации. Только ликвидация данной формы хозяйственной организации предоставляет участникам доли в ее имущественном комплексе;

- ограниченная ответственность участников корпорации по результатам ее деятельности. Каждый акционер отвечает за убытки корпорации по вмененным ей обязательствам лишь в пределах принадлежащего ему пакета ценных бумаг корпорации, что обусловливает формирование масштабного разрыва между индивидуальной и корпоративной ответственностью;

- анонимность воплощения системы корпоративных отношений в лице самой корпорации как интегрального субъекта; необходимо отметить, что указанная анонимность становится в условиях глобальной интеграции экономических отношений основанием системы финансового господства;

^ - наличие устойчивой несущей конструкции всей системы корпоративных отношений (техноструктуры); Ь - противоположность действительного и фиктивного капитала. Корпорация основывается на особом спо-^ собе разрешения противоречия между капиталом-собственностью и капиталом-функцией, который заклю-X чается в эмиссии ценных бумаг. После того, как акции корпорации эмитированы и образуют ее фиктивный ^ капитал, первое приобретение данных акций дает возможность сформировать элементы функционирующего в реальном хозяйственном процессе действительного капитала.

Приведенные выше положения позволяют обосновать предложение о введении в систему национального счетоводства особых счетов социальной ответственности государства и корпораций перед обществом, в которых должны отражаться соотношения реально имеющихся обязательств данных субъектов и расчетов h (внесенной социальной платы) по таким обязательствам 00

0 ЛИТЕРАТУРА

¡=у 1. Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV - ХУШ вв. - М.: Прогресс, ^ 1992.

D 2. Дейнега В.Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. - Ростов н/Д.: СКНЦ £ ВШ, 2004.

s 3. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000.

а 4. Маркс К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. ф

со S

1

>

0

1_

0

1

I ф

g НОВОСЁЛОВ С.Н.

а

О ГОУ ВПО Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (Кисловодский филиал),

к.с.-х.н, доцент каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин, e-mail: [email protected]

О О

0 ИМПЕРАТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ СФЕРЫ УСЛУГ

1_

о _

о

со

О В статье, посвященной исследованию управления туристской отраслью сферы услуг, выявлены и ис-

0 следованы ключевые особенности и тенденции рынка туристских услуг России, определяющие социально-экономическую основу формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков

g туристских услуг, обладающих значительным рекреационным потенциалом.

1

О Ключевые слова: сфера услуг, приоритеты развития, туристская отрасль, туристская инфраструктура,

m рынок туристских услуг, участники рынка туристских услуг

5. Самойленко В.П. Формирование социальной ответственности субъектов власти и собственности в условиях глобализации экономических отношений. - Ростов н/Д.: СКНЦ ВШ, 2005.

6. Шестов Л. Власть ключей // Шестов Л. Соч. Т. 1. - М.: Наука, 1993.

Коды классификатора JEL: L83

^ Развитие рыночных отношений предполагает существенную деятельность государства в решении мно-о гих социальных проблем воспроизводственного процесса, в том числе проблемы развития рекреационно-§ туристской отрасли. Устойчивое комплексное развитие и стабилизация рыночных отношений определяют необходимость поиска направлений и формирования условий экономического роста за счет производства

конкурентоспособной продукции на основе максимального использования внутренних ресурсов, в том числе рекреационно-туристского потенциала.

В связи с утратой зон рекреации, расположенных на территории бывших республик сссР, регионы России, обладающие значительным рекреационным потенциалом, получили существенные возможности развития экономики посредством формирования санаторно-курортных и туристских комплексов, способных стать отраслью специализации и, в силу наличия мультипликативного эффекта, стимулировать развитие других секторов экономики.

Нынешнее состояние сферы рекреации и туризма в России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Разрушение имеющейся инфраструктуры, отсутствие должного финансирования для развития, кризис в большинстве предприятий данной сферы предопределяют необходимость поиска путей восстановления и поступательного развития туризма. Рыночные преобразования поставили многие предприятия рекреационно-туристского комплекса в сложное положение, предопределив кризис всего рекреационно-туристского комплекса. В современных условиях рекреационно-туристские комплексы имеют ряд серьезных проблем: низкое качество предоставляемых рекреационно-туристских услуг, слабая инфраструктура рекреационно-туристско-го комплекса, высокая степень износа основных фондов, стагнация внутреннего и въездного туризма.

Процессы развития рыночных отношений в сфере туризма определяют острую необходимость разработки и реализации стратегии интенсивного развития данной отрасли экономики, успешность которой во многом зависит от механизма ее осуществления. сложность, изменчивость и подвижность рыночных условий обусловливают значимость использования адаптированных к специфике деятельности субъектов сферы туризма (туристских фирм, производителей туристских услуг, общественных организаций) рыночно ориентированных методологии и инструментария, учитывающих разнородность преследуемых участниками экономических отношений целей и способов их достижения. Вследствие этого, большое значение приобретают ^Г применение методов согласования целей, формирующих основу механизма координации и интеграции, поз- ^ воляющего обеспечить не только удовлетворение спроса, но и учет интересов всех участвующих в процессе о взаимодействия сторон.

сложившуюся ситуацию в данной отрасли способна изменить разработка эффективной системы управле- ^ ния рекреационно-туристским комплексом, имеющей единую цель, стратегию и программу реализации. Рек реационно-туристский комплекс традиционно играл важную роль в хозяйственном комплексе, его проблемы

И

О

требуют детального изучения, анализа и выработки стратегии управления рекреационно-туристским комп- ^ лексом и системы мероприятий для их решения. существенная значимость решения вопросов разработки и реализации рыночно ориентированных стратегий развития сферы услуг, на основе реализации потенциала

рекреационного комплекса, обусловила актуальность и значимость данного исследования. оо

исследование туристско-рекреационного рынка основывается на признании таких его базовых качеств, □

как самоорганизация, динамизм и сложно структурированность. с учетом этого должна анализироваться как ^

структура туристического рынка и туристического комплекса, так и происходящие в отрасли процессы. ^

соответственно, к субъектам туристического рынка может быть отнесен весьма широкий круг предпри- 0

ятий различных отраслей, участвующих как в создании туристического продукта и его реализации, так и £

обеспечивающих косвенно данный процесс. Выделяются в этой связи: основные (специализированные) ^ рекреационные предприятия, осуществляющие непосредственное рекреационное обслуживание (услуги

по предоставлению мест проживания, питание, туристские перевозки, экскурсионное обслуживание и др.); ® дополнительные предприятия, специализированные на оказании услуг по удовлетворению повседневных

потребностей как рекреантов, так и местного населения, и вспомогательные (сопутствующие) предприятия, ^ участвующие в обеспечении рекреационных предприятий и рекреантов.

В числе субъектов рынка туристических услуг можно выделить две категории - непосредственных его

участников, взаимодействующих с рекреантами, и вспомогательные предприятия, деятельность которых ш

направлена на обеспечение рекреационной сферы. К последним можно отнести отрасли АПК, транспорта £

и связи, строительства, коммунального хозяйства, торговые предприятия и финансово-кредитные учрежде- ^

ния. значение перечисленных предприятий (несмотря на их косвенную роль) в системе рынка туристско- ^ рекреационных услуг исключительно велико: их деятельность может либо стимулировать, либо ограничить о приток рекреантов: иными словами, перечисленные косвенные субъекты рынка создают среду деятельности туристического рынка, которая может стимулировать либо затруднять его развитие. Не меньшее значение для восприятия туристической местности имеет наличие таких предприятий и учреждений сферы услуг как

0

1_

0

1_

о

концертные залы, театры, спортивные учреждения и т.д., спортивно-оздоровительных комплексов, мест про- ^

ведения отдыха, национальных парков и т.п.

Непосредственные участники рынка туристических услуг придают ему соответствующий профиль и оп- о

ределяют траекторию его развития. этот процесс сопровождается формированием горизонтальных экономи- ^

ческих связей (маркетинг, транспортные услуги, инвестирование и т.п.) между субъектами рекреационной 1

отрасли, причём такое объединение происходит как внутри регионов (кооперация турфирм в аренде чарте- о

ров, в реализации турпродукта и др.), так и на межрегиональном уровне (инвестирование крупных туропе- & раторов в развитие рекреационных учреждений, оптовые закупки и пр.).

Формирование рынка туристических услуг обусловлено также природно-ресурсными, историко-культур- о

ными и иными местными условиями, позволяющими производить туристический продукт, а также глобаль- ^

ной социально-экономической динамикой. Ресурсные предпосылки развития туристско-рекреационного |

комплекса весьма разнообразны и тесно связны с общеэкономической динамикой. о

Кроме того, важным фактором состояния туристического рынка является глобальная и макроэкономичес- о

кая конъюнктура. следует отметить, что экономические кризисы оказывают на рекреационную индустрию (Т)

меньшее влияние, чем, например, на автомобилестроение, производство мебели и другие сферы, ориентированные на производство товаров длительного пользования [3]. Объяснением этого служит тот факт, что рекреация трансформировалась из предмета роскоши в необходимую элементарную потребность массового потребителя. Как следствие, в годы кризиса происходит перелив спроса от дорогостоящих видов рекреации к более дешевым, предотвращая тем самым глубокую депрессию в отрасли.

Приоритеты развития рекреационной сферы имеют свои особенности в зависимости от стадии развития, на которой находятся соответствующие рынки. Особенности и приоритеты развития туристического рынка РФ обусловлены его неустойчивой структурой, незавершенностью его формирования (точнее, реорганизации на новых - рыночных - принципах). Это в определённой мере подтверждается современным уровнем прибытий туристов в РФ [6, 1], который неадекватен обширному российскому природному и историко-культурному потенциалу, но, вместе с тем, является реальным отражением состояния туристско-рекреационной инфрастуктуры. Развитие туризма как отрасли народного хозяйства России определяется многообразной системой показателей, по величинам которых можно судить о состоянии данной отрасли в настоящее время. В современной ситуации эффективность реализации сценария развития сферы услуг на основе использования рекреационного потенциала обеспечивается комплексным воздействием органов управления на сферу туризма и экономику в целом.

В туристской индустрии спрос является одной из наиболее трудно-управляемых частей рыночного механизма. Во всех научных исследованиях спроса отмечается сложность этого явления, его неопределенность и неустановленность.

Наиболее важной особенностью туристского спроса является большое разнообразие материальных возможностей, духовных потребностей, социальной и профессиональной принадлежности, возраста участни-^ ков туров. В соответствии с этими критериями спрос дифференцируют, что позволяет более гибко оценить Ь состояние рынка и при прогнозировании конкретного вида спроса использовать соответствующий набор ^ факторов.

X Основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие курортного дела в Российской Федерации, ^С прежде всего, является сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и возможностью приобретения путевок (платежеспособность населения, как известно, невысока). Негативно сказываются и слабая материально-техническая база некоторых учреждений, оставшаяся в наследство от прошлых лет. К этому можно добавить и недостаточный уровень развития инфраструктуры многих курортов, и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц, а также урбанизацию и перенаселенность ку-Ь рортных городов и поселков из-за возросшей миграции населения. Ослабление контроля над использовани-00 ем природных лечебных ресурсов, приводит к нерациональному расходованию ценнейших месторождений О минеральных вод и лечебных грязей.

¡=у В стране, к сожалению, еще не созданы экономически благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие курортного комплекса, отсутствует государственная реклама и система информирования граждан о 0 преимуществах российских курортов, что очень важно для популяризации отдыха и лечения в России. ф Фонд социального страхования Российской Федерации в 2007 году, выполнял Федеральный закон Россий-ё ской Федерации от 22.08.2004 года №122-ФЗ, в части обеспечения граждан, получателей социальных услуг а санаторно-курортным лечением, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно. По состоянию ЕЕ на 05 января 2008 года Фонд социального страхования Российской Федерации выдал через свои региональ-х ные отделения гражданам России 581546 путевок. Пролечилось 580615 человек.

Ф Характерной особенностью предложения на исследуемом рынке, имеющей большое значение для управле-о ния, является высокая фондоемкость отрасли. Существенное превышение удельного веса основных средств над оборотными, приводит к необходимости значительных инвестиций в развитие туристского бизнеса.

Одним из показателей предложения и в то же время его детерминантой выступает производственный и

0 сырьевой потенциал. В сфере туризма этот показатель имеет специфическое проявление и выражается через з первичные предприятия и учреждения, оказывающие услуги туристам и функционирующие непосредствен-^ но для обслуживания рекреантов. К ним относят санатории, пансионаты, турбазы, гостиницы, кемпинги, организации питания и т.д.

В настоящее время состояние данного структурного элемента предложения трудно признать удовлетворительным. Хотя следует отметить положительную динамику в количестве гостиниц, отмечающуюся последние годы. Так, количество гостиниц и и аналогичных мест размещения составило в 2006 году 5375 против 4182 в § 2000г. При этом единовременная вместимость выросла за этот период в 1,24 раза и составило 429,2 тыс. чел. £ Одной из специфических черт сферы услуг в целом и туризма в частности является то, что процессы про-£ изводства и потребления услуг одновременны, поэтому потребитель и персонал, оказывающий услугу, нахо-^ дятся в постоянном контакте, более того, производство услуги неотделимо от ее источника. Вследствие этого,

1 возрастает роль работников организаций сферы туризма, и повышаются требования к их квалификации. По о официальным данным Росстата, за период 2004-2006гг. число туристских фирм выросло до 5842 (1,46 раза). ш Количество работников в этой сфере возросло с 132,3 в 2000 году до 239,5 тыс. чел в 2006 году (180,8%). '! Особое значение в ресурсном обеспечении предложения играет уровень образования специалистов сферы о туризма. Проведенный нами анализ показал, что за исследуемый период число специалистов со средним спе-® циальным и высшим профессиональным образованием в области туризма выросло в 39,8 раза [4].

Ц Еще одной особенностью туристского предложения является его слабая эластичность, которая обусловли-° вается пространственной связанностью потребления с конкретными товарами и услугами туристского спро-9 са в территориально ограниченных конкретных местах. Это не позволяет импортировать туристские товары О и услуги в случаях нерационального увеличения спроса или экспортировать их в случае снижения спроса.

На современном туристском рынке низкая эластичность частично преодолевается посредством образования различных организаций туризма и туристских монополий. Организованное участие на рынке туристских фирм позволяет координировать и направлять их деятельность в реальных рыночных условиях. Сегодня на смену обособленным агентствам приходят сети, способные предложить как более выгодную цену, так и более качественное обслуживание, что, несомненно, будет способствовать повышению лояльности туристов по отношению к ним.

Важным фактором и вместе с тем показателем оценки пропорциональности рынка выступает уровень цен на услуги туристской отрасли. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры влияние этого фактора усиливается.

К важнейшим задачам, которые должны решаться развитием различных обеспечивающих подразделений туристско-рекреационного комплекса, относится продвижение туристического продукта, как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Такие меры должны представлять собой комплексную систему мер продвижения, ориентированную на следующие базовые цели:

- привлечение въездного туристического потока;

- переориентация наиболее платежеспособного внутреннего российского спроса на услуги отечественных курортов;

- формирование массового внутреннего туристического потока.

следует подчеркнуть, что система продвижения туристического продукта должна быть основана на заинтересованности как самих производителей услуг, так и государства, которые могут получить значительные экономические дивиденды и социальные эффекты от развития рекреации.

В этой связи следует более подробно остановиться на формах и направлениях государственного участия в развитии туристической отрасли и продвижении турпродукта российских туристических компаний. Госу- ^Г дарству принадлежит важнейший организационный, регулирующий ресурс. Государственное стимулирую- ^ щее воздействие должно гармонично включать в себя как общефедеральную («встроенная» в экономичес- о кую стратегию государства политика в туристско-рекреационной сфере), так и локальную (региональную, муниципальную) компоненты и конструироваться с широкой опорой на рыночные регуляторы и механизмы. Необходимо подчеркнуть, что в странах с развитой рыночной системой хозяйства основной акцент делается не столько на непосредственном включении государства в рекреационный бизнес, сколько на создании Z общеэкономических условий функционирования туристско-рекреационных предприятий, рекреационной Œ сферы в целом. jî

Анализ литературных источников позволяет обозначить и спектр общегосударственных задач в сфере |-рекреации, в частности: 00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитие туристской инфраструктуры, в том числе транспорта и коммуникаций; создание условий для О обучения руководителей и персонала туристских предприятий; обеспечение соблюдения экологичес- ^ ких норм на туристских объектах и в регионах посещения;

- обеспечение льготного налогового режима для туристских фирм;

- разработка мер поддержки инвестирования в отрасль;

- инвентаризация и сертификация курортно-рекреационных предприятий, информационное обеспечение отрасли, инвентаризация сложившихся институциональных условий для развития туризма и формиро- q вание стратегических планов активизации экономических процессов в отрасли, ю

- развитие инфраструктуры рекреации (специализированные ярмарки и биржи, инвестиционные и инновационные компании, и др.), реализация системных мероприятий по продвижению туристско-рекреаци- ^ онного продукта на внутренний и внешний рынки (выставочная, рекламная, информационная деятельность и др.); je

- облегчение прохождения туристских формальностей и повышение безопасности путешествий, защита ш прав туристов. £

Основной задачей развития российской рекреации (и, тем самым, её более эффективного и ощутимого при- g-сутствия на глобальном рынке туристско-рекреационных услуг) видится, таким образом, коренное обновле- ^ ние производственной и туристической инфраструктуры в соответствии с мировыми стандартами. Решение о этой задачи требует расширения инвестиций в отрасль, что требует решения взаимосвязанных задач: 2

- выстраивание стратегии инвестиционного процесса в отрасли, и механизмов координации усилий всех 2 участников туристического рынка, включая государственные управленческие структуры; ^

- выявление проблемных ситуаций, препятствующих активизации инвестиционной деятельности в отрас- g ли, и реализация политики «точек роста»; ^

- активная наступательная позиция, связанная с концентрацией инвестиций на основных перспективных о направлениях. ^

Формирование рыночной среды в туристической отрасли обуславливает, таким образом, потребность ре- 1 ализации как на уровне государства, так и на уровне отдельных отраслей и предприятий новых подходов, о которые должны учитывать произошедшие изменения структуры и направленности развития туристичес- m кого рынка, ведущие тенденции социально-экономического развития, формирующие туристический спрос, а также уделять внимание приоритетным задачам обеспечения конкурентоспособности и в этой связи - новым о управленческим технологиям и инвестиционным приоритетам.

Таким образом, общая тенденция развития спроса на рынке туристских услуг России за исследованный | период характеризуется превышением выезда граждан РФ в турпоездки за рубеж над приездом иностранцев о в нашу страну, а также ростом туроборота в целом. Качественный анализ структуры спроса позволил выявить о наличие структурных изменений в спросе, в частности, переориентацию потребителей с отдыха на турбазах о

О о

I—

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.