Научная статья на тему 'Особенности управления туристической отрасльюсферы услуг'

Особенности управления туристической отрасльюсферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселов Сергей Николаевич

В статье, посвященной исследованию управления туристской отраслью сферы услуг, выявлены и исследованы ключевые особенности и тенденции рынка туристских услуг России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The investigation ofthe tourist service sphere management, main piculiarities and tendencies ofservice market in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности управления туристической отрасльюсферы услуг»

участие в финансировании и создании туристской инфраструктуры.

Руководство Российской Федерации на высшем уровне и представители турбизнеса сейчас всеми силами пытаются создать привлекательные условия для развития туризма в нашей стране. Намечены основные направления развития отрасли, опирающиеся в основном на международный опыт.

Одной из главных целей деятельности государственных органов в стимулировании индустрии туризма в РФ на ближайшее время должна стать законодательная поддержка инициатив по созданию такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста.

В качестве первоочередных задач на этом этапе необходимо сосредоточить усилия на развитии налоговой реформы в направлении оптимизации ставок налогов стимулирующих инвестиционную активность и на снижении административных барьеров. Приоритетом в работе Правительства РФ должно быть создание условий для инвестици-

онной деятельности, как основы экономического роста.

На сегодняшний день по всему миру можно найти примеры вмешательства государства на рынок туризма с целью содействия развитию частного сектора и его регулирования в этой сфере. Это связано с тем, что государственная политика в сфере туризма нацелена на достижение баланса между инфраструктурой, отвечающей требованиям туристов, и прибылью, извлекаемой принимающей стороной. Стимулы - это политические инструменты, которые могут быть использованы в качестве поправок на сбои рынка и обеспечить развитие взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного секторов. Степень государственного вмешательства зависит от экономического подхода правительства.

Уроки прошлого показывают, что со стороны государства неблагоразумно отказываться от возможности влиять на направление развития индустрии туризма посредством предоставления финансирования или посредством изменения законодательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Организация туризма: Учеб. пособие/ А.П. Ду-рович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др.; Под общ. ред. Н. И. Кабушкина и др. Мн.: Новое знание, 2003. 632 с.

3. Харрис Г., Кац К.М. Стимулирование междуна-

родного туризма в XXI веке. (Пер. с англ.). М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Щербакова С.А. Международный туризм: экономика и география: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007. 144 с.

5. Theobald, W.F. Global Tourism. Amsterdam...: ELSEVIER. Butterworth. Heinemann, 2005. 561 с.

Новоселов С.Н.

особенности управления туристической отраслью сферы услуг

Развитие рыночных отношений предполагает существенную деятельность государства в решении многих социальных проблем воспроизводственного процесса, в том числе проблемы развития рекреационно-туристской отрасли. Устойчивое комплексное развитие и стабилизация рыночных отношений определяют необходимость поиска направлений и формирования условий экономического роста за счет производства конкурентоспособной продукции на основе максимального использования внутренних ресурсов, в том числе рекреационно-туристского потенциала.

В связи с утратой зон рекреации, расположенных на территории бывших республик СССР, регионы России, обладающие значительным рекреационным потенциалом, получили существенные возможности развития экономики посредством формирования санаторно-курортных и туристских комплексов, способных стать отраслью специализации и, в силу наличия мультипликативного эффекта, стимулировать развитие других секторов экономики.

Нынешнее состояние сферы рекреации и туризма в России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Разрушение имеющейся

инфраструктуры, отсутствие должного финансирования для развития, кризис в большинстве предприятий данной сферы, предопределяют необходимость поиска путей восстановления и поступательного развития туризма. Рыночные преобразования поставили многие предприятия рекреационно-туристского комплекса в сложное положение, предопределив кризис всего рекреа-ционно-туристского комплекса. В современных условиях рекреационно-туристские комплексы имеют ряд серьезных проблем: низкое качество предоставляемых рекреационно-туристских услуг, слабая инфраструктура рекреационно-туристско-го комплекса, высокая степень износа основных фондов, стагнация внутреннего и въездного туризма.

Процессы развития рыночных отношений в сфере туризма определяют острую необходимость разработки и реализации стратегии интенсивного развития данной отрасли экономики, успешность которой во многом зависит от механизма ее осуществления. Сложность, изменчивость и подвижность рыночных условий обусловливают значимость использования адаптированных к специфике деятельности субъектов сферы туризма (туристских фирм, производителей туристских услуг, общественных организаций) рыночно ориентированных методологии и инструментария, учитывающих разнородность преследуемых участниками экономических отношений целей и способов их достижения. Вследствие этого, большое значение приобретают применение методов согласования целей, формирующих основу механизма координации и интеграции, позволяющего обеспечить не только удовлетворение спроса, но и учет интересов всех участвующих в процессе взаимодействия сторон.

Сложившуюся ситуацию в данной отрасли способна изменить разработка эффективной системы управления рекреационно-туристским комплексом, имеющей единую цель, стратегию и программу реализации. Рекреационно-турист-ский комплекс традиционно играл важную роль в хозяйственном комплексе, его проблемы требуют детального изучения, анализа и выработки стратегии управления рекреационно-туристским комплексом и системы мероприятий для их решения. Существенная значимость решения вопросов разработки и реализации рыночно ориентированных стратегий развития сферы услуг, на основе реализации потенциала рекреационного комплекса, обусловила актуальность и значимость данного исследования.

Исследование туристско-рекреационного рынка основывается на признании таких его базовых качеств, как самоорганизация, динамизм и сложно структурированность. С учетом этого должна анализироваться как структура туристического рынка и туристического комплекса, так и происходящие в отрасли процессы.

Соответственно к субъектам туристического рынка может быть отнесен весьма широкий круг предприятий различных отраслей, участвующих как в создании туристического продукта и его реализации, так и обеспечивающих косвенно данный процесс. Выделяются в этой связи: основные (специализированные) рекреационные предприятия, осуществляющие непосредственное рекреационное обслуживание (услуги по предоставлению мест проживания, питание, туристские перевозки, экскурсионное обслуживание и др.); дополнительные предприятия, специализированные на оказании услуг по удовлетворению повседневных потребностей как рекреантов, так и местного населения, и вспомогательные (сопутствующие) предприятия, участвующие в обеспечении рекреационных предприятий и рекреантов.

В числе субъектов рынка туристических услуг можно выделить две категории - непосредственных его участников, взаимодействующих с рекреантами, и вспомогательные предприятия, деятельность которых направлена на обеспечение рекреационной сферы. К последним можно отнести отрасли АПК, транспорта и связи, строительства, коммунального хозяйства, торговые предприятия и финансово-кредитные учреждения. Значение перечисленных предприятий (несмотря на их косвенную роль) в системе рынка туристс-ко-рекреационных услуг исключительно велико: их деятельность может либо стимулировать, либо ограничить приток рекреантов: иными словами, перечисленные косвенные субъекты рынка создают среду деятельности туристического рынка, которая может стимулировать либо затруднять его развитие. Не меньшее значение для восприятия туристической местности имеет наличие таких предприятий и учреждений сферы услуг как концертные залы, театры, спортивные учреждения и т. д., спортивно-оздоровительных комплексов, мест проведения отдыха, национальных парков и т. п.

Непосредственные участники рынка туристических услуг придают ему соответствующий профиль и определяют траекторию его развития. Этот процесс сопровождается формированием горизонтальных экономических связей (марке-

тинг, транспортные услуги, инвестирование и т. п.) между субъектами рекреационной отрасли, причем такое объединение происходит как внутри регионов (кооперация турфирм в аренде чартеров, в реализации турпродукта и др.), так и на межрегиональном уровне (инвестирование крупных туроператоров в развитие рекреационных учреждений, оптовые закупки и пр.).

Формирование рынка туристических услуг обусловлено также природно-ресурсными, историко-культурными и иными местными условиями, позволяющими производить туристический продукт, а также глобальной социально-экономической динамикой. Ресурсные предпосылки развития туристско-рекреационного комплекса весьма разнообразны и тесно связны с общеэкономической динамикой.

Кроме того, важным фактором состояния туристического рынка является глобальная и макроэкономическая конъюнктура. Следует отметить, что экономические кризисы оказывают на рекреационную индустрию меньшее влияние, чем, например, на автомобилестроение, производство мебели и другие сферы, ориентированные на производство товаров длительного пользования [1, с. 59]. Объяснением этого служит тот факт, что рекреация трансформировалась из предмета роскоши в необходимую элементарную потребность массового потребителя. Как следствие, в годы кризиса происходит перелив спроса от дорогостоящих видов рекреации к более дешевым, предотвращая тем самым глубокую депрессию в отрасли.

Приоритеты развития рекреационной сферы имеют свои особенности в зависимости от стадии развития, на которой находятся соответствующие рынки. Особенности и приоритеты развития туристического рынка РФ обусловлены его неустойчивой структурой, незавершенностью его формирования (точнее, реорганизации на новых - рыночных - принципах). Это в определенной мере подтверждается современным уровнем прибытий туристов в РФ [2], который неадекватен обширному российскому природному и историко-культурному потенциалу, но, вместе с тем, является реальным отражением состояния туристско-рекреационной инфрастуктуры. Развитие туризма как отрасли народного хозяйства России определяется многообразной системой показателей, по величинам которых можно судить о состоянии данной отрасли в настоящее время. В современной ситуации эффективность реализации сценария развития сферы услуг на основе использования рекреационного потенциала обеспечивается ком-

плексным воздействием органов управления на сферу туризма и экономику в целом.

В туристской индустрии спрос является одной из наиболее трудно-управляемых частей рыночного механизма. Во всех научных исследованиях спроса отмечается сложность этого явления, его неопределенность и неустановленность.

Наиболее важной особенностью туристского спроса является большое разнообразие материальных возможностей, духовных потребностей, социальной и профессиональной принадлежности, возраста участников туров. В соответствии с этими критериями спрос дифференцируют, что позволяет более гибко оценить состояние рынка и при прогнозировании конкретного вида спроса использовать соответствующий набор факторов.

Основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие курортного дела в Российской Федерации, прежде всего, является сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и возможностью приобретения путевок (платежеспособность населения, как известно, невысока). Негативно сказываются и слабая материально-техническая база некоторых учреждений, оставшаяся в наследство от прошлых лет. К этому можно добавить и недостаточный уровень развития инфраструктуры многих курортов, и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц, а также урбанизацию и перенаселенность курортных городов и поселков из-за возросшей миграции населения. Ослабление контроля за использованием природных лечебных ресурсов, приводит к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

В стране, к сожалению, еще не созданы экономически благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие курортного комплекса, отсутствует государственная реклама и система информирования граждан о преимуществах российских курортов, что очень важно для популяризации отдыха и лечения в России.

Характерной особенностью предложения на исследуемом рынке, имеющей большое значение для управления, является высокая фондоемкость отрасли. Существенное превышение удельного веса основных средств над оборотными, приводит к необходимости значительных инвестиций в развитие туристского бизнеса.

Одним из показателей предложения и в то же время его детерминантой выступает производственный и сырьевой потенциал. В сфере туризма этот показатель имеет специфическое проявление

и выражается через первичные предприятия и учреждения, оказывающие услуги туристам и функционирующие непосредственно для обслуживания рекреантов. К ним относят санатории, пансионаты, турбазы, гостиницы, кемпинги, организации питания и т. д.

Еще одной особенностью туристского предложения является его слабая эластичность, которая обусловливается пространственной связанностью потребления с конкретными товарами и услугами туристского спроса в территориально ограниченных конкретных местах. Это не позволяет импортировать туристские товары и услуги в случаях нерационального увеличения спроса или экспортировать их в случае снижения спроса. На современном туристском рынке низкая эластичность частично преодолевается посредством образования различных организаций туризма и туристских монополий. Организованное участие на рынке туристских фирм позволяет координировать и направлять их деятельность в реальных рыночных условиях. Сегодня на смену обособленным агентствам приходят сети, способные предложить как более выгодную цену, так и более качественное обслуживание, что, несомненно, будет способствовать повышению лояльности туристов по отношению к ним.

К важнейшим задачам, которые должны решаться развитием различных обеспечивающих подразделений туристско-рекреационного комплекса, относится продвижение туристического продукта, как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Такие меры должны представлять собой комплексную систему мер продвижения, ориентированную на следующие базовые цели:

- привлечение въездного туристического потока;

- переориентация наиболее платежеспособного внутреннего российского спроса на услуги отечественных курортов;

- формирование массового внутреннего туристического потока.

Следует подчеркнуть, что система продвижения туристического продукта должна быть основана на заинтересованности как самих производителей услуг, так и государства, которые могут получить значительные экономические дивиденды и социальные эффекты от развития рекреации.

В этой связи следует более подробно остановиться на формах и направлениях государственного участия в развитии туристической отрасли и продвижении турпродукта российских туристических компаний. Государству принадлежит важнейший

организационный, регулирующий ресурс. Государственное стимулирующее воздействие должно гармонично включать в себя как общефедеральную ("встроенная" в экономическую стратегию государства политика в туристско-рекреационной сфере), так и локальную (региональную, муниципальную) компоненты и конструироваться с широкой опорой на рыночные регуляторы и механизмы. Необходимо подчеркнуть, что в странах с развитой рыночной системой хозяйства основной акцент делается не столько на непосредственном включении государства в рекреационный бизнес, сколько на создании общеэкономических условий функциониров ания туристско-рекреацио нных предприятий, рекреационной сферы в целом.

Анализ литературных источников позволяет обозначить и спектр общегосударственных задач в сфере рекреации, в частности:

- развитие туристской инфраструктуры, в том числе транспорта и коммуникаций; создание условий для обучения руководителей и персонала туристских предприятий; обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах и в регионах посещения;

- обеспечение льготного налогового режима для туристских фирм;

- разработка мер поддержки инвестирования в отрасль;

- инвентаризация и сертификация курортно-рекреационных предприятий, информационное обеспечение отрасли, инвентаризация сложившихся институциональных условий для развития туризма и формирование стратегических планов активизации экономических процессов в отрасли,

- развитие инфраструктуры рекреации (специализированные ярмарки и биржи, инвестиционные и инновационные компании, и др.), реализация системных мероприятий по продвижению турист-ско-рекреационного продукта на внутренний и внешний рынки (выставочная, рекламная, информационная деятельность и др.);

- облегчение прохождения туристских формальностей и повышение безопасности путешествий, защита прав туристов.

Основной задачей развития российской рекреации (и, тем самым, ее более эффективного и ощутимого присутствия на глобальном рынке туристско-рекреационных услуг) видится, таким образом, коренное обновление производственной и туристической инфраструктуры в соответствии с мировыми стандартами. Решение этой задачи требует расширения инвестиций в отрасль, что требует решения взаимосвязанных задач:

- выстраивание стратегии инвестиционного процесса в отрасли, и механизмов координации усилий всех участников туристического рынка, включая государственные управленческие структуры;

- выявление проблемных ситуаций, препятствующих активизации инвестиционной деятельности в отрасли, и реализация политики "точек роста";

- активная наступательная позиция, связанная с концентрацией инвестиций на основных перспективных направлениях.

Таким образом, выявлены и исследованы ключевые особенности (низкая степень моно-полизированности рынка, недостаточное соответствие материальной базы национальной

индустрии туризма международным стандартам, высокая степень фондоемкости и низкий уровень инвестиций в отрасль) и тенденции (расширение границ рынка; отрицательное сальдо туристского баланса; структурные изменения спроса, вызванные изменениями приоритетов в системе потребительских ценностей; рост денежных расходов домашних хозяйств РФ на санаторно-курортные и экскурсионные услуги; усиление "экологических" акцентов в предложении повышение образовательного уровня работников сферы туризма) рынка туристских услуг России, определяющие социально-экономическую основу формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков туристских услуг, обладающих значительным рекреационным потенциалом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М.: Ось-89, 1997.

2. Экономика современного туризма / Под ред.

д.э.н. Карповой Г.А. М.-СПб.: Издательский Торговый дом "Герда", 1998.

Джурабаев А.А. , Бахрамов Ю.М.

Формирование конкурентной среды на рынке телекоммуникационных услуг

Последние достижения в эффективном росте мировой экономики были обусловлены не только внедрением новых технологий, совершенствования организации производства и в развитии новых управленческих систем. Большую роль в этих достижениях сыграло внедрение новых информационных технологий, без которых трудно себе представить возможность сбалансированного развития во многих секторах экономики в условиях глобализации финансовой и экономических систем. Поэтому информационно-коммуникационная сфера является одним из важнейших секторов экономики, который без сомнения можно отнести к важнейшему фактору экономического роста Узбекистана. Одним из ключевых условий для эффективного развития современной отрасли связи и информатизации служит внедрение конкурентной среды в этой сфере интеллектуальных услуг. Естественно, что становление и развитие конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг отразилось на формировании конкурентной среды национального рынка услуг связи республики.

Рынки электросвязи возникли в конце XIX - начале XX века. Толчком этому стало создание в 1832 г. русским ученым-электротехником Павлом Львовичем Шиллингом стрелочного телеграфного аппарата. Его изобретение стало большим толчком в дальнейших работах многих ученых и изобретателей по модернизации телеграфных аппаратов. В 1853г. в Санкт-Петербурге было основано акционерное общество российских электротехнических заводов для производства предметов, находящих применение в электротехнике". В 1906г. между США и Китаем была завершена прокладка подводного кабеля для телеграфной связи. В конце XIX - начале XX столетий были созданы ряд российских, немецких, английских, американских фирм и компаний, которые занимались выпуском приборов и устройств, применявшихся при создании средств телеграфной, телефонной и радио связи, например, "Магсош"(Лондон, Англия ): "Siemens & Halske" (Германия), "Atelie Carpentier. Ing. Const. Paris" (Париж, Франция), "Weston Electrical Inctrument Со."(Нью-Йорк, США) [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.