Научная статья на тему 'Исследование особенностей туристско-рекреационного комплекса сферы услуг региона'

Исследование особенностей туристско-рекреационного комплекса сферы услуг региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛЬЮ СФЕРЫ УСЛУГ / КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перелыгина Е. А.

В статье, посвященной исследованию управления туристской отраслью сферы услуг, выявлены и исследованы ключевые особенности и тенденции туристско-рекреационного комплекса, определяющие социально-экономическую основу формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков туристских услуг, обладающих значительным рекреационным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перелыгина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей туристско-рекреационного комплекса сферы услуг региона»

Таблица 2.

Результаты расчетов интегральных показателей ресурсообеспеченности по регионам ЮФО,

в% от среднероссийского уровня

Субъекты ЮФО Интегральный показатель ресурсообеспе-ченности,% Структура интегрального показателя ресурсообеспеченности

Всего Среднегодовая стоимость трудовых ресурсов Производственные ресурсы на душу занятого населения Финансовые ресурсы на душу занятого населения Затраты на ИКТ на душу занятого населения Затраты на технологические инновации на душу занятого населения Инвестиции в основной капитал на душу занятого населения

ЮФО 56,7 100 24,0 18,8 5,4 19,5 8,4 23,9

Республика Адыгея 33,4 100 41,5 21,3 4,5 6,8 5,2 20,8

Республика Дагестан 38,3 100 26,4 24,2 0,4 0,1 0,1 48,8

Республика Ингушетия 39,2 100 17,3 18,1 0,2 0,1 0 64,3

Кабардино-Балкарская Республика 31,5 100 42,1 35,.1 3,8 4,3 0,3 14,5

Республика Калмыкия 40,4 100 18,3 47,7 1,7 7,2 0 25,2

Карачаево-Черкесская Республика 44,5 100 23,9 26,6 1,4 5,7 0,1 42,4

Республика Северная Осетия-Алания 33,1 100 43,2 29,0 6,4 5,3 0,1 16,0

Краснодарский край 80,9 100 15,3 14,0 5,9 38,4 1,2 25,1

Ставропольский край 52,4 100 26,6 16,2 5,8 5,2 30,1 16,1

Астраханская область 66,5 100 19,3 21,4 3,8 22,5 0 33,0

Волгоградская область 76,5 100 14,6 9,7 5,1 8,1 57,8 4,7

Ростовская область 56,1 100 30,1 19,5 4,6 17,2 2,8 25,8

*

л ь о to

J *

а

Z

ш

о ь

00 □

ш

о

о

1— ф

I— S

0 а ф

со S

1

>

0

1

I ф

са 1— О

а

о £

о

0

1_

0

1_

о <3

са О

I—

О О CL

о ф

о ф

т

0

1

о А)

Таким образом, создание благоприятных институциональных условий для капитализации ресурсов, механизмов их включения в региональный воспроизводственный процесс должно быть важнейшим направлением региональной политики на Юге России.

ПЕРЕЛЫГИНА Е.А.

ассистент кафедры «Организация и управление в сервисе» Кавминводского института сервиса ЮРГУЭС,

e-mail: kmbis@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО

КОМПЛЕКСА СФЕРЫ уСлуГ РЕГИОНА

В статье, посвященной исследованию управления туристской отраслью сферы услуг, выявлены и исследованы ключевые особенности и тенденции туристско-рекреационного комплекса, определяющие социально-экономическую основу формирования, функционирования и взаимодействия локальных рынков туристских услуг, обладающих значительным рекреационным потенциалом.

Ключевые слова: управление туристской отраслью сферы услуг; ключевые особенности и тенденции туристско-рекреационного комплекса; локальный рынок туристских услуг; рекреационный потенциал.

Коды классификатора JEL: 1.83

Наиболее важной особенностью туристского спроса является большое разнообразие материальных возможностей, духовных потребностей, социальной и профессиональной принадлежности, возраста участников туров. В соответствии с этими критериями спрос дифференцируют, что позволяет более гибко оценить состояние рынка и при прогнозировании конкретного вида спроса использовать соответствующий набор факторов. В частности, официальная статистика дифференцирует спрос гражданской принадлежности и направлению поездок туристов. В соответствии с этими критериями различают три основных группы потребителей: граждане России, приобретающие туры по России; граждане России, приобретающие туры за рубеж, и иностранные граждане, приобретающие туры по России.

спрос на международный въездной туризм играет важную роль в развитии туризма и пополнении бюджета страны и представляет собой особую статью экспорта. Он основан на потребности людей в познании новых мест, знакомстве с самобытными чертами жизни народов, детерминирует рост ценности нетронутых уголков природы и способствует тому, что развивать туризм (в том числе и иностранный) в его начальной

стадии оказывается несравненно легче, чем завоевывать место на рынке для любого другого товара. А это значит, что сектор рекреации и туризма может играть роль своеобразного экономического трамплина.

В современных условиях Российской Федерации, учитывая последствия мирового финансового кризиса, значительно возросла роль повышения эффективности использования рыночных инструментов в сфере услуг, соответственно, стратегическое управление приобретает особую актуальность и значимость в устойчивом развитии крупных социально- экономических комплексов. Природно-ресурсный потенциал территории определяет специализацию регионов, в особенности по туристско-рекреационной деятельности.

По нашему мнению, туристско-рекреационный комплекс как объект стратегического управления представляет собой сложную социально-экономическую и территориально-организованную систему, обеспечивающую удовлетворение потребностей жителей и рекреантов в туризме, отдыхе, лечении, реабилитации, восстановлении интеллектуальных и эмоциональных сил, посредством производства и предоставления ту-ристско-рекреационных услуг.

Туризм принято рассматривать как специфическую отрасль экономики, включающую в себя деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

Традиционно в туризме выделяют три экономические функции: производственная, обеспечения занятости и создания дохода. Некоторые ученые считают необходимым дополнить список экономических функций туризма функцией сглаживания региональных диспропорций, что является особенно актуальным на сегодняшний день, и функцией нивелирования отклонений платежного баланса. Реализация этих функций определяет место туризма в народно-хозяйственном комплексе страны.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного планирования, с целью обеспечения про- ^Г порциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования ^ политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса. о

Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы ^ контроля субъектов туристской деятельности.

Основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие курортного дела в Российской Федерации,

И

прежде всего, является сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и ^ возможностью приобретения путевок (платежеспособность населения, как известно, невысока). Негативно сказываются и слабая материально-техническая база некоторых учреждений, оставшаяся в наследство от прошлых лет. К этому можно добавить и недостаточный уровень развития инфраструктуры многих курортов, □ и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц, а также урбанизацию и перенаселенность ку- О рортных городов и поселков из-за возросшей миграции населения. Ослабление контроля, за использованием ^ природных лечебных ресурсов, приводит к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.

В стране, к сожалению, еще не созданы экономически благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие курортного комплекса, отсутствует государственная реклама и система информирования граждан о преимуществах российских курортов, что очень важно для популяризации отдыха и лечения в России. ю

I

>

О

О о

I—

ш

Фонд социального страхования Российской Федерации в 2007 году, выполнял Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, в части обеспечения граждан, получателей социальных услуг санаторно-курортным лечением, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно. По состоянию на 05 января 2008 года Фонд социального страхования Российской Федерации выдал через свои региональные отделения гражданам России 581546 путевок. Пролечилось 580615 человек. ш

Характерной особенностью предложения на исследуемом рынке, имеющей большое значение для управле

ния, является высокая фондоемкость сектора. Существенное превышение удельного веса основных средств ^

над оборотными приводит к необходимости значительных инвестиций в развитие рекреационно-туристско- ^

го сектора. о

Еще одной особенностью туристского предложения является его слабая эластичность, которая обуслов- 2

ливается пространственной связанностью потребления с конкретными товарами и услугами туристского 2

спроса в территориально ограниченных конкретных местах. Это не позволяет импортировать туристские ^

услуги в случаях нерационального увеличения спроса или экспортировать их в случае снижения спроса. ^

На современном туристском рынке низкая эластичность частично преодолевается посредством образования ^

различных организаций туризма и туристских монополий. Организованное участие на рынке туристских о

фирм позволяет координировать и направлять их деятельность в реальных рыночных условиях. Сегодня на ^

смену обособленным агентствам приходят сети, способные предложить как более выгодную цену, так и бо- 1

лее качественное обслуживание, что, несомненно, будет способствовать повышению лояльности туристов о

по отношению к ним. Немаловажным фактором развития национального рынка туруслуг следует признать & внедрение информационных технологий. В ближайшее время сотрудникам агентств не придется ездить в

ознакомительные рекламные туры - они смогут просматривать их на дисках. о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным фактором и вместе с тем показателем оценки пропорциональности рынка выступает уровень цен ^

на услуги туристского сектора. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры влияние этого |

фактора усиливается. о

Основной задачей развития российской рекреации (и, тем самым, её более эффективного и ощутимого при- о

сутствия на глобальном рынке туристско-рекреационных услуг) видится, таким образом, коренное обновле- о

ние производственной и туристической инфраструктуры в соответствии с мировыми стандартами. Решение этой задачи требует расширения инвестиций в отрасль, что требует решения взаимосвязанных задач:

- выстраивание стратегии инвестиционного процесса и механизмов координации усилий всех участников туристического рынка, включая государственные управленческие структуры;

- выявление проблемных ситуаций, препятствующих активизации инвестиционной деятельности, и реализация политики «точек роста»;

- активная наступательная позиция, связанная с концентрацией инвестиций на основных перспективных направлениях.

При этом, выстраивание стратегии или стратегическое управление туристско-рекреационным комплексом представляет собой деятельность, основанную на предвидении возможных модификаций (сигналов) внешней и внутренней среды и потенциала комплекса, путем своевременного реагирования и адекватного координирования и перераспределения различных видов ресурсов, обеспечивая тем самым его конкурентоспособность и перспективное развитие.

Наиболее эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности и перспективного развития туристско-рекреационного комплекса является кластерный подход, являющийся инструментом достижения стратегических целей (максимизация прибыли, высокий уровень конкурентоспособности, инновационная наполненность, дополнительный прилив капитала и технологий при помощи прямых инвестиций и др.) и оказывающий существенное влияние на смежные отрасли экономики: торговлю, науку, образование, государственное управление, инвестиции и инновации, создание инфраструктуры, здравоохранение и др. По мнению основоположника теории кластеризации экономики М.Портера, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в ^ определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

Ь Поскольку кластерный подход обусловлен наличием связей между секторами экономики, целесообразно фор-^ мирование кластера вокруг ключевой отрасли, позволяющей приблизить услугу к конечному потребителю. X Принятие решений о создании и развитии тех или иных кластерных форм должно базироваться на страте-^ гическом анализе социально-экономического развития региона и рынка услуг, который включает следующие этапы: анализ внутренних тенденций и закономерностей социально-экономического развития региона (в т.ч. стартовых условий и потенциала развития); анализ внешней среды; анализ сбалансированности развития рынка услуг; оценку безопасности региона; выявление императивов и лимитирующих границ рынка; интегральную оценку социально-экономического развития региона и сбалансированности комплекса, анализ Ь состояния структурообразующих предприятий туристско-рекреационного комплекса. При анализе состоя-00 ния структурообразующих предприятий необходимо по каждой выделенной в кластере группе оценить их О территориальное размещение с учетом требований эффективной организации экономического пространс-¡=у тва, рентабельность хозяйствующих субъектов, уровень инновационности производства и предоставления услуг, конкурентоспособность производимых услуг, финансовую устойчивость, долю в формировании до-0 ходной части регионального и муниципального бюджетов, направления развития и влияния на социально-ф экономическое положение региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

ё Кластер туристско-рекреационного комплекса представляет собой систему локализованных взаимосвя-о. занных предприятий (фирм), научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений, постав-$ щиков ресурсов и специализированных услуг, потребителей, инфраструктурных и других инновационно-х ориентированных организаций, способствующих достижению синергетического эффекта и усиливающих о конкурентные преимущества кластера и региона в целом .

о Авторы выделяют девять аспектов, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной

стратегии, из которых состоят кластеры в малом предпринимательстве сферы услуг: ® - территориальный, предполагающий построение кластеров экономической активности сектора малого о предпринимательства в сфере услуг в пространстве, от локальных до международных; з - емерджентный, согласно которому различные сектора экономики могут иметь возможности обеспечи-^ вать экономию за счет проявления эффекта масштаба, что приводит к новым модификациям и сочета-

0 ниям;

^ - линейный, предполагающий наличие нескольких небольших секторов, которые могут входить в более ^ крупный кластер;

^ - иерархический, когда в кластерах могут присутствовать смежные этапы процесса предоставления ус-§ луг. В данном аспекте важно, кто из участников является инициатором и исполнителем инновационной £ деятельности в рамках кластера. При этом, руководители данного кластера должны обладать полной £ ответственностью при реализации руководящих функций;

^ - производственный, предполагающий наличие совокупности секторов, использующих единую технологию;

1 - точечный, - кластер секторов, объединенных вокруг одного центра, в качестве которого может высту-о пать предприятие, организация, научно-исследовательское учреждение, бизнес-инкубатор и др.;

ш - скалярный, предполагающий наличие четкой цепи команд сверху донизу, что помогает организовать '! потоки информации и обеспечивает единство команды;

о - креативный, когда ко всем входящим секторам следует относиться как к равным. Реализация творческо-■т го подхода должна стать специфической целью кластера;

Ц - партисипативный, предполагающий проявление уважения и симпатии в партнерам по кластеру, что ° вдохновляет участников к прилежанию и лояльности. Входящие в кластер сектора должны стремиться к 9 достижению долговременных соглашений друг с другом, обеспечивающих стабильность и стимулиро-О вание совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.