Научная статья на тему 'Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания'

Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2753
779
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / МАКРОРЕГИНАЛЬНЫЙ ТУРИСТКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гуриева Л.К., Созиева З.И.

Исследованы проблемы и перспективы создания макрорегинального туристско-рекреационного кластера на территории Южного федерального округа. К числу основных проблемных областей конкурентного развития туристских комплексов российских регионов отнесены: отсутствие полноценной статистической базы в сфере туризма; недостаточное развитие туристской инфраструктуры; отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования; недоработанность методологии формирования кластеров. Обоснованы направления региональной кластерной политики на юге России, способствующие формированию макрорегионального туристско-рекреационого кластера «Северный Кавказ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания»

22 (115) - 2009

Туристско-рекреационные зоны

ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ

Л. К. ГУРИЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента

з. и. созиева,

аспирант кафедры менеджмента Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. хетагурова

Исследованы проблемы и перспективы создания мак-рорегионального туристско-рекреационного кластера на территории Южного федерального округа. К числу основных проблем конкурентного развития туристских комплексов российских регионов отнесены: отсутствие полноценной статистической базы в сфере туризма; недостаточное развитие туристской инфраструктуры; отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами РФ благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования;недоработанность методологии формирования кластеров. Обоснованы направления региональной кластерной политики на юге России, способствующие формированию макрорегионального ту-ристско-рекреационного кластера «Северный Кавказ».

Ключевые слова: туристско-рекреационный, комплекс, регион, управление, кластер, макрорегиональный.

К началу развернувшегося мирового финансово-экономического кризиса туризм, как отрасль мирового хозяйства, занимал 1-е место по обороту услуг, 2-е — по валютным поступлениям, уступая только нефтепереработке. Современный туризм — мощная мировая индустрия, на которую приходится примерно 30 % мировой торговли услугами и 10 % мирового валового продукта [5]. Туристско-рекреационная сфера является не только одной из крупнейших и высокодоходных, но и наиболее динамично развивающихся. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1 %,

валютных поступлений — 14 %. Если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн чел., а оборот туристской индустрии — 2,1 млрд долл. США, то, согласно данным Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO), в 2007 г. в мире было зарегистрировано 846,0 млн прибытий туристов, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд долл. [9]. За три десятилетия многие страны Европы, такие как Швейцария, Австрия, Франция, Болгария значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, по данным 2007 г., в Австрии 8,6 % в ВВП страны составили прямые доходы от туризма и 15 % — доходы с учетом мультипликативного эффекта, в Испании, соответственно, 6,8 и 18,2 %, во Франции — 4,1 и 10,9 %, в Хорватии — 8,5 и 19,0 %, в Великобритании — 3,4 и 9,1 %, в Канаде — 3,4 и 11,0 %, в Болгарии — 4,1 и 14,5 % [9].

Средние темпы роста туризма составили за последние 40 лет 7 % в год, что почти в три раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом [2]. По прогнозам UNWTO, в ближайшие годы темпы роста туризма сохранятся. При этом европейские страны будут оставаться самыми привлекательными для туристов (табл. 1).

По оценкам международных экспертов, к 2020 г. (относительно 2000 г.) число международных туристских прибытий в мире может вырасти в 2,2 раза (до 1,561 млрд поездок), а доходы туризма — в 4,2 раза (до 2 трлн долл.) [11].

Таблица 1

Международный туризм: глобальные и региональные перспективы [2]

Регион Количество приезжающих туристов, млн чел. Среднегодовой прирост, % (1990—2010 гг.)

1990 2000 2010

Европа 283 372 476 2,6

Южная и Северная Америка 94 147 207 4,0

Восточная Азия и Тихий океан 53 101 190 6,6

Африка 15 24 36 4,5

Средняя Азия 8 11 18 4,1

Южная Азия 3 б 10 6,2

Итого в мире: 456 661 937 3,7

Несмотря на кризисные факторы глобального экономического развития, стечение которых, по образному выражению В. В. Путина на Всемирном экономическом форуме в Давосе (2009 г.), демонстрирует картину «идеального шторма» мировой экономики, в 2008 г. туризм продемонстрировал годовой рост примерно на 5,5 %.

По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 г. в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7 %. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1 % от общей занятости, с учетом смежных отраслей — 5,7 %, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1 % от общих инвестиций при годовом росте в 8,2 % [9].

Отмечая положительную тенденцию, сложившуюся в последнее время в российском туризме, UNWTO прогнозирует, что к 2010 г. Россия займет 9 место в мире по приему иностранных туристов (29,5 млн чел.), что позволит создать дополнительно 1,6 млн рабочих мест и увеличить ежегодный доход государства на 36,9 млрд долл. [12].

Таким образом, международный туризм, характерной чертой которого является ярко выраженный регионализм (значительная часть услуг производится с минимальными затратами на месте), играет все более заметную роль как в мировой, так и российской экономике.

Развивающийся мировой экономический кризис актуализирует вопрос о перспективах развития туризма и рекреации в отдельных регионах России. По нашему мнению, в стратегической перспективе региональная политика в сфере туризма становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, принятая в 2008 г. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г.» (далее — Стратегия) [9] в принципе не в состоянии учесть специфику российских регионов, которые отличаются чрезвычайным разно-

образием территорий, природно-ландшафтными, климатическими характеристиками, традициями, этническим составом населения, ремеслами, промыслами, составляющими уникальность и самобытность конкретной республики (области, края) или района.

Во-вторых, необходимость разработки собственной политики в области туризма региона определяется возможностями данной отрасли решить широкий круг социально-экономических проблем. Мировой опыт свидетельствует, что с помощью туризма можно:

• преодолеть неравномерность развития отдельных территорий региона;

• оживить региональную экономику за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет;

• улучшить инфраструктуру;

• обеспечить занятость населения и предотвратить внешнюю миграцию трудоспособного населения;

• поддержать предпринимательство и местную промышленность, обеспечив спрос на товары местных товаропроизводителей;

• улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ.

В-третьих, грядущий передел всего мирового экономического пространства несет в себе возможности для занятия российскими туристскими компаниями и целыми регионами (с их уникальным туристским и рекреационным потенциалом) новых конкурентных позиций.

Развивающийся экономический кризис, по нашему мнению, подытоживает многолетние дискуссии на тему: «Пути развития российской экономики». Императивом выживания и дальнейшего устойчивого развития становятся инновации, предполагающие применительно к туристскому комплексу эволюцию в области законодательства, развитие всей региональной инфраструктуры,

внедрение разнообразных технологий, включая рекреационные, информационные, анимационные и логистические, развитие объектов и географии турцентров, создание сетевого взаимодействия всех участников туристского сектора региона, внедрение новых технологий управления.

Представляется, что новые технологии управления должны системно воплотиться в региональных стратегиях по созданию и развитию конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров. Несмотря на то, что формирование региональных туристско-рекреационных кластеров является принципиально новым подходом к управлению развитием в России, в некоторых субъектах РФ (Москва, С.-Петербург, Татарстан, Самарская область, Бурятия) уже приняты кластерные стратегии развития. Тема выделения и формирования отраслевых и региональных кластеров и кластерной политики с некоторых пор нашла отражение и в правительственных документах. Так, например, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» кластерная политика признана «новым институтом развития, способствующим снятию барьеров в развитии экономических связей». Вместе с тем, в упомянутой Стратегии развития туризма в РФ до 2015 г. задача создания туристско-рекреационных кластеров даже не поставлена, тогда как в семи ту-ристско-рекреационных зонах, открытие которых законодательно объявлено в 2008 г. на территории Калининградской и Иркутской областей, Краснодарского, Ставропольского и Алтайского краев, а также в республиках Бурятия и Алтай, лежат принципы кластерной организации.

Известно, что в мировой экономике кластерный подход широко и успешно апробирован как инструмент повышения конкурентоспособности отраслей и территорий. Бурное развитие кластерных инициатив обусловлено тем, что с начала 1980-х гг. экономическая наука и практика государственного управления за рубежом тесно связывает участие территории в глобальных обменах с кластерной формой территориально-отраслевой организации производства [6; 12; 13]. Однако в современной экономической науке исследованы преимущественно промышленно-производствен-ные и научно-технологические кластеры. Что касается туристско-рекреационных кластеров, то в силу отмеченных ранее стремительных изменений в туристской отрасли мировой экономики теория данного вопроса является неструктурированной и нуждается в дальнейшей разработке.

Основываясь на принятой методологии кластерного анализа и общих принципах кластерной теории, авторы выдвигают ряд положений по развитию регионального туризма на кластерной основе, а также исследуют проблемы и перспективы создания межрегионального туристско-рекреационного кластера в Южном федеральном округе (ЮФО). При этом под туристским кластером предлагается понимать группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров органов государственной власти и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации.

Регион, производство в котором сформировано по кластерному принципу, принято называть сетевым. Сетевая организация экономического пространства является проекцией производственных сетей на территорию — так называемые сети, привязанные к месту (networks of place). Она основана на том, что включает в себя автономные и взаимозаменяемые звенья — производственные комплексы и предприятия.

Так же как и в случае с промышленным кластером, экономическая мощь туристско-рекреацион-ного кластера, по нашему мнению, должна определяться не физическими объемами туристских услуг, а мобилизационным ресурсом всей сети, ее общим влиянием на национальные и глобальные обмены региона. Эффект мобилизации сети позволяет быстрее и более гибко реагировать на изменения в системе глобального обмена. Туристские сети региона формируют своеобразную «матрицу капитализации», которая обеспечивает «дооценку» активов, попадающих в сетевой регион: перемещение на его территорию дает работнику возможность повысить стоимость своей рабочей силы; формирование сети предприятий по перемещению, размещению, питанию, рекреации и анимации туристов позволяет повысить стоимость земли, на которой они размещены, и т. д. Туристская сеть, образующая структуру кластера региона, тем самым добавляет к капиталу размещенных в нем предприятий своеобразную «территориальную маржу».

По М. Портеру, неотъемлемый целевой атрибут и главное свойство кластера — его конкурентоспособность в национальном и мировом хозяйстве. Следуя данной логике, туристский кластер должен быть открыт для глобального рынка и в этом смысле является частью мировой экономики. Этот тезис подтверждается выводами целого ряда

авторов, исследующих теорию и международную практику функционирования кластеров, которые солидарны с мнением М. Портера, что без участия в глобальном обмене и управлении потоками ценностей открытость территории, даже будучи закрепленной в публично-правовой интеграции государств и регионов в зоны свободной торговли и экономические союзы, в эпоху развития глобализации не означает наличие на этой территории полноценного кластера. В частности, как отмечают В. Княгинин и П. Щедровицкий, невзирая на огромные средства, направляемые ЕС на развитие юга Италии, пока не удалось сократить отставание данного региона от северных районов страны. Присоединение к ЕС Великобритании и Греции также не привело к автоматическому решению региональных проблем этих стран [14].

Опираясь на известные исследования, нами предлагается выделение следующих признаков конкурентного развития туристско-рекреацион-ного кластера:

• темп прироста продукции кластера превышает средний темп прироста ВРП;

• конкурентоспособность кластера с учетом удельных затрат и качества продукции не уступает конкурентоспособности соответствующих секторов экономики других стран и регионов;

• происходит устойчивое кооперирование отраслей, входящих в кластер, формирование на этой основе агломерационных процессов и сетевых форм организаций;

• развитие информационных и маркетинговых связей между предприятиями кластера осуществляется на основе современных технологий, в рамках межрегиональной экономической интеграции формируются недостающие звенья цепочки создания стоимости, общие стандарты производства, поставок и управления, активно развиваются туристские бренды.

Однако формирование на практике конкурентных туристских кластеров в России связано с рядом проблем.

Важнейшей преградой на пути формирования кластеров является отсутствие в настоящее время полноценной статистической базы в сфере российского туризма. Источником официальных данных по статистике туризма является Росстат. Следует отметить, что результатом активного сотрудничества Ростуризма и Росстата на протяжении последних трех лет стало существенное совершенствование форм федерального статистического наблюдения,

благодаря чему, например, с 2006 г. Росстатом учитываются малые гостиницы, а Ростуризм получил возможность участия в Федеральной целевой программе «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 гг.», что позволяет заказывать исследования по мониторингу, анализу и прогнозированию туристского рынка Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Вместе с тем, до настоящего времени наиболее полная информация от Росстата поступает только по показателям въездного и выездного туристских потоков, а также данным об объеме платных услуг, оказываемых турфирмами и гостиницами. Внутренний туристский поток не является предметом статистической отчетности Росстата так же, как и данные по туристским расходам и показателям оценки роли туризма в экономике регионов и страны.

Отсутствие перечисленных полноценных данных уже много лет является проблемой при планировании направлений деятельности как для органов исполнительной власти в сфере туризма, так и для турбизнеса. Оценка роли туризма в экономике России: его доли в ВВП и ВРП, занятости, инвестициях, доходах бюджета, по нашему мнению, является одной из ключевых проблем, отражающих известную аксиому: «Измеряю, значит, управляю!».

Международный опыт оценки экономической роли туристских кластеров закреплен в рекомендациях Статистической комиссии ООН и связан с внедрением в национальные системы статистического учета специального инструмента — сателлитных (вспомогательных) счетов. С 2000 г. сателлитные счета туризма внедрены в таких активно развивающих туризм странах, как Франция, Испания, Австрия, Канада и др. Всего они используются более чем в 60 странах мира.

В настоящее время способы включения сателлитных счетов туризма в систему отечественного статистического учета определены лишь теоретически. Практическая реализация этой задачи наталкивается на следующие препятствия: отсутствие в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) группировок видов деятельности собирательной отрасли «туризм», а также отсутствие расчетов таблиц «затраты—выпуск» по полному кругу отраслей вследствие прекращения бюджетного финансирования данной работы (последний раз таблицы по полному кругу отраслей формировались Росстатом по итогам 1995 г.). С тех пор они рассчитываются по ограниченному кругу отраслей и не могут служить

основой построения сателлитных счетов. Вместе с тем, отдельные субъекты РФ (например, Краснодарский край) начинают самостоятельно оценивать роль туризма с учетом сопутствующих отраслей в макроэкономических показателях социально-экономического развития региона.

Необходимо отметить, что Ростуризмом совместно с Росстатом проводится экспертная оценка экономической роли туризма, в том числе в рамках научных исследований, предполагающих проведение специальных обследований домашних хозяйств, туристских расходов, въезжающих и выезжающих туристов в момент пересечения границы, постояльцев средств размещения, на туристских объектах, в местах проведения зрелищных мероприятий и т. д. Однако эти исследования не обеспечивают сопоставимости с данными других стран.

Таким образом, в настоящее время статистика туризма нуждается в существенном совершенствовании с целью гармонизации с рекомендациями Статкомиссии ООН, а также обширной зарубежной практикой.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, согласно результатам проведенного исследования, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

В нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении и дальнейшем развитии, однако в Стратегии в основном речь идет о развитии гостиничного хозяйства, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным [9].

Вместе с тем в рамках кластерного подхода предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития инфраструктуры туризма, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). При этом отметим, что проблема транспортной составляющей туризма во многих субъектах РФ является главным препятствием формирования конкурентных туристских кластеров.

При размещении вновь возводимых туристских комплексов — прообразов кластеров — в России пока плохо учитываются параметры туристского спроса по видам туризма, характер туристского предложения, качество туристских ресурсов, условия кадрового обеспечения, соответствие экологическим требованиям, научное сопровождение лечения и рекреации и пр. Такой бессистемный и некомплексный подход к туризму — существенная преграда его конкурентного развития в регионах.

Известной проблемой развития российского туризма является его недостаточная финансово-инвестиционная обеспеченность. В свою очередь трудности привлечения инвестиций связаны не только с длинным инвестиционным лагом вложений в туризм, которые, согласно некоторым оценкам, составляют 5—8 лет [3], но и с отсутствием готовых инвестиционных площадок и вспомогательных бизнес-структур, необходимых для успешного функционирования туристского кластера, наличием местных административных барьеров, невыгодных условий аренды земли и пр. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается в большинстве регионах России на два—три года.

Несмотря на угрозу террористических актов в ряде субъектов Южного федерального округа (ЮФО), что существенно препятствует развитию туристско-рекреационного комплекса юга России, последние годы курорты Краснодарского края и Северного Кавказа стабильно посещают порядка 2—2,5 млн туристов, рекреантов и экскурсантов. Скорее всего, именно поэтому государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) «Юг России». Так, только за 2006—2007 гг. в рамках Федеральной программы в субъектах ЮФО были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае — Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе — Кабардино-Балкарская Республика; введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки — Республика Адыгея. Запуск в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс. чел. и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн руб. частных инвестиций. В курортных регионах Кавказских Минеральных Вод и г. Анапы в результате решения программных мероприятий в 2007—2008 гг. мощность водоснабжения и сооружений водоот-водящих систем возросла на 40 %, что позволит

увеличить возможность приема отдыхающих на 500 тыс. чел. На территории Майкопского района Республики Адыгея в рамках ФЦП за счет привлеченных частных инвестиций построены и введены в эксплуатацию 3 гостиницы на 200 мест [9].

К числу актуальных проблем развития туризма, по нашему мнению, следует также отнести несовершенство теории формирования туристско-рекреационных кластеров. Необходимо отметить, что сегодня нет четкого понятия «туристско-рекре-ационный кластер» ни в экономической теории, ни в правительственных документах и не существует единой методологии для идентификации и картографирования кластеров. Существующие подходы к выделению кластеров носят эмпирический характер и значительно варьируют [4; 7].

Ограничивающим формирование туристских кластеров является фактор институциональной неадекватности системы регионального управления. Реальные выгоды от создания и развития кластера появляются через промежуток времени, больший, чем 5 лет, т. е. кластерный подход к развитию региона — долговременный проект и практически не может быть реализован за те 4 года, на которые выбираются руководители в российских регионах и муниципальных образованиях. В целом, говорить об успешной реализации проектов по созданию кластеров можно только при наличии согласованной и законодательно закрепленной региональной стратегии развития. Развивать туристский кластер в отрыве от общей концепции развития региона неэффективно, т. е. для достижения поставленных целей развития территорий региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть согласованы. Мировой опыт показывает, что кластерный подход предполагает развитие различных форм частно-государственного партнерства, реализацию программно-целевых методов управления, что требует гибкости и экономической эффективности системы регионального управления. Пока такие подходы не нашли широкого распространения в системе государственного управления России, а потому государственный менеджмент не в состоянии ни создать условия для привлечения существенных частных инвестиций в туристско-рекреационные объекты, ни обеспечить эффективное функционирование местных туристских компаний, ни повысить конкурентоспособность локальных экономик, принимающих туристов.

Отвечая на вопрос: «Есть ли туристские кластеры в России?», считаем, что даже в наиболее посещаемых туристами регионах, к которым от-

носятся города федерального значения Москва и С.-Петербург, Байкальский регион, Центр России, а также известные на весь мир курорты Краснодарского края и юга России — Кавказские Минеральные Воды, Донбай, Теберда, Красная поляна, Цей, — туристские кластеры пока находятся в стадии проектирования и создания. Именно в силу отсутствия в регионах России зрелых конкурентных туристско-рекреационных кластеров наша страна, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день занимает на мировом рынке далеко не лидирующее место.

Создание полноценных туристско-рекреаци-онных кластеров планируется в ряде южных регионов, в том числе и в Республике Северная Осетия — Алания (РСО—А) [8]. Оценивая возможности создания такого кластера, отметим, что на территории республики российскими экспертами выделяются десять перспективных инвестиционных площадок для планомерного освоения и развития: Мамисон-ский, Нарско-Заккский, Куртатинский, Восточно-Дигорский, Казбекский, Западно-Дигорский, Цен-трально-Дигорский, Цейский, Владикавказский, Кора-Урсдонский. Реализация проектов создания и развития горно-рекреационных комплексов в Ма-мисонском и Дигорском ущельях предусмотрена за счет средств ФЦП «Юг России (2008—2012 гг.)» [10], средств республиканского бюджета и внебюджетных средств. В ближайшей перспективе предусматривается освоение Коринской лечебно-оздоровительной местности для организации круглогодичного санаторно-курортного лечения на базе уникальных природных лечебных ресурсов, развитие горно-рекреационного комплекса «Цей», развитие туристско-рекреационного потенциала района горы Казбек, строительство всесезонного парка спорта, отдыха и развлечений на инвестиционной площадке, находящейся в окрестностях г. Владикавказа.

Однако наличие уникальных рекреацион-но-туристских ресурсов и их частичное освоение представляют собой необходимые, но недостаточные предпосылки для формирования турист-ско-рекреационного кластера РСО—А. Основные факторы — наличие продуманной, тщательно выверенной стратегии формирования сетевых взаимодействий кластера, создание адекватного механизма управления социально-экономическим развитием региона, включая его организационно-управленческие и финансово-экономические составляющие, а также эффективную политику органов государственной власти.

К числу направлений региональной кластерной политики в РСО—Алания, по нашему мнению, следует отнести:

• выявление и мониторинг ситуации формирования и развития регионального кластера, в том числе выявление структуры кластера, финансирование аналитических исследований условий и факторов развития кластера как на внутреннем, так и на внешнем рынке, оценка влияния кластера на экономику и социальную сферу региона;

• поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках проектируемого кластера;

• формирование коммуникационных площадок для потенциальных участников территориальных кластеров соседних регионов (прежде всего, Кабардино-Балкарии и Ставрополья), в том числе за счет их интеграции в процесс разработки и обсуждения стратегий макро-регионального развития, содействие обмену опытом между соседними регионами ЮФО по реализации кластерной политики;

• формирование институциональной среды для развития макрорегионального туристского кластера;

• способствование консолидации участников кластера, реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, проведение совместных маркетинговых исследований и рекламных кампаний, реализация образовательной политики, согласованной с основными представителями кластера, обеспечение возможности коммуникации и кооперации предприятий, научно-исследовательских и образовательных учреждений;

• развитие единой информационно-коммуникационной и рыночной инфраструктуры макрорегиона;

• развитие инженерной инфраструктуры субъекта РФ;

• развитие конкурентной среды на туристском рынке Северного Кавказа. Представляется, что идея формирования локального (регионального) туристского кластера, отраженная в программных документах Правительства РСО—А, обречена на провал по причинам высокой изношенности материально-технической

базы туристско-рекреационного комплекса региона, неразвитости цепочек системы накопления стоимости (в туристском кластере система накопления стоимости включает, как минимум, четыре типа цепочек накопления стоимости поставщиков, средств размещения и развлечений, каналов сбыта, а также самих покупателей — туристов и рекреантов), хронического недофинансирования крупных инфраструктурных проектов на территории РСО—А, высокой дотационности бюджета региона (не менее 60 % за последние 5 лет). Аналогичная ситуация наблюдается в большинстве субъектов ЮФО. Создать эффективные туристско-рекреационные кластеры с учетом развивающегося экономического кризиса отдельным регионам — субъектам ЮФО будет исключительно сложно даже в стратегической перспективе. В этой связи нами предлагается проект создания мощного макрорегионального туристско-рекреационного кластера «Северный Кавказ».

Стратегическую конкурентоспособность потенциального кластера предопределяют уникальные по мировым меркам природные достопримечательности горной системы Большого Кавказа в границах России, а также наличие действующих туристских комплексов. Здесь расположены:

• горные вершины как альпийского типа, так и с острыми вершинами (высота кавказских гор колеблется от 2 000 до 5 500 м над уровнем моря — это горы Дыхтау, Шхара, Коштантан-тау, Джангитау, Казбек, а также высочайшая вершина Кавказа — Эльбрус (5 642 м);

• живописные ущелья и протяженные реки (неглубокие, но очень бурные и порожистые) — это Терек с притоками Сулак, Андийское и Аварское Койсу, Самур и Кубань с притоками Лаба, Уруп, Белая;

• водопады и озера, в основном ледникового происхождения — это озера Теберды, Архыза, Кавказского заповедника, Чхалтинского и Кодорского хребтов;

• несколько природных заповедников: Большой Кавказский (Зубровый парк), Тебердинский, Кабардино-Балкарский и Северо-Осетинский. Действующая туристско-рекреационная сеть

макрорегиона характеризуется сочетанием спортивно-туристских и лечебно-оздоровительных учреждений. К первым можно отнести несколько десятков турбаз, гостиниц и альпинистских лагерей. В советское время здесь сформировалось несколько всемирно известных центров горного туризма. Наиболее крупные из них расположены

в Карачаево-Черкесии. Это высокогорные курорты «Джамбалайская поляна», «Архыз», «Теберда», туркомплекс «Домбай». Другой крупный центр образовался в Кабардино-Балкарии, где популярным местом горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта является Приэльбрусье. Здесь следует отметить такие комплексы, как «Азау», «Башиль», «Иткол», «Приют 11», «Чегем», «Чегет», «Эль-брус-Юсеньги». На востоке, в Северной Осетии, в районе Скалистого и Лесистого хребтов, в Цейском и Дигорском ущельях расположен третий центр. Сюда относятся турбазы «Дзинога», «Кахтисар», «Урсдон», туркомплекс «Цей». В западной части Кавказа находятся турбазы «Псебай», «Каменно-мостский», «Кавказец».

Предполагаемый кластер может иметь следующую структуру: горнолыжный кластер (сеть туркомплексов предгорья Северо-Кавказского горного хребта), курортный кластер (климато-баль-нео-грязевые курорты Кавказских Минеральных Вод — Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Ессентуки, других районов Ставропольского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии; горноклиматические курорты в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии), кластер нетрадиционной и геронтологической медицины (лечебно-диагностические и медицинские центры Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии), а также иные кластерные структуры.

К началу XXI в. туристский рынок стал глобальным. В сегменте выездного туризма и рекреации вхождение России в глобальный рынок уже произошло, и теперь россияне имеют вполне реальную возможность выбирать между российскими и зарубежными предложениями. Для российских компаний это означает появление новых конкурентов, количество которых на каждом этапе будет последовательно возрастать. Российские региональные туристские и рекреационные рынки стремительно теряют свою изолированность, постепенно становясь частью общероссийского, макрорегионального и глобального рынков. Главными характеристиками глобального рынка являются: наличие крупных транспортных компаний и международных туроператоров, транснациональная система каналов сбыта туристских и рекреационных продуктов, развитая инфраструктура обслуживания, эффективный менеджмент, обеспечивающий высокую доходность на вложенный капитал, высокая ценовая и содержательная дифференциация туристских продуктов и услуг.

Конкурировать малоэффективным, плохо структурированным локальным туристско-рекре-ационным комплексам дотационных регионов в будущем будет все сложнее, именно поэтому мы считаем, что о кластерном подходе на юге России говорить сегодня следует в макрорегиональном контексте. Предлагаемая кластерная форма организации туризма и рекреации нацелена на создание инновационных по содержанию, макрорегиональ-ных по форме и локальных по месту реализации туристских и рекреационных продуктов, ведь важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется создание нового конкурентоспособного продукта и применяются инновационные технологии с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

Условием эффективной трансформации идей и ноу-хау в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества в предлагаемом к проектированию кластере будет укрепление и дальнейшее развитие неформальных устойчивых связей между всеми участниками кластера. Именно интеграция взаимодополняющих компаний в рамках СевероКавказского туристско-рекреационного кластера может, по нашему мнению, способствовать формированию мощной системы распространения новых знаний и технологий. Однако для этого необходимы институциональные условия, поэтому кластерные стратегии субъектов ЮФО должны быть согласованы и интегрированы в единую стратегию инновационного развития туризма и рекреации юга России.

В заключение отметим, только при реализации инновационного подхода к формированию туристских кластеров на основе целостной системы мер макрорегионального управления можно существенно улучшить инвестиционный климат в туристско-рекреационном комплексе Северного Кавказа, что будет способствовать росту количества туристских объектов и туристских потоков, увеличению количества рабочих мест в туристско-рекре-ационном секторе макрорегиона, а также существенному приросту доходов от туризма и рекреации в бюджеты отдельных субъектов РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Княгинин В. Территориальная проекция промышленной политики в России: кто оплатит издержки глобализации. / В. Княгинин, П. Щедро-вицкий. URL: // http://www. archipelag. ru/agenda/ povestka/evoluion/formula/projection.

2. Кобяк М. В. Мировой рынок туризма и Россия. // Туристская газета. 2000. №34. С. 2.

3. Курорт для бизнеса. / Российская газета

— Северный Кавказ. 2008. № 4712. — С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ларина Н. И. Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы как формы территориальной организации производства. // Регион: экономика и социология. 2007. № 4. С. 126—138.

5. Окно в Европу требует расширения. // Туризм. 2007. №4. С. 8.

6. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс». 2002.

7. Скоч А. В. Международный опыт формирования кластеров. // URL: http://www. intelros. ra/readroom/cosmopoHs/02/.

8. Создание туристско-рекреационного кластера в Республике Северная Осетия — Алания.

— Владикавказ. 2008.

9. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. — М.: Федеральное агентство по туризму. 2008.

10. Федеральная целевая программа «Юг России (2008—2012 гг.)», принята постановлением Правительства РФ от 14.01.2008 № 10.

11. Frangiali Fr. World tourism: global and region review. — Paris, Roma, N-Y.: UNWTO. 2000.

12. Tourism Review — 2008. — Paris, Roma, N-Y.: UNWTO. 2008.

13. Bergman E. Innovative clusters: drivers of national innovation systems. // Organization for economic cooperation and development. / E. Bergman, D. Charles. — San Antonio. 2003.

14. Martin R. Deconstructing clusters: chaotic concept or policy panacea? / R. Martin, P. Sunley. // Journal of economic geography. 2003. — Vol. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.