Научная статья на тему 'Интеграционный подход к развитию туристско-рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг'

Интеграционный подход к развитию туристско-рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД / INTEGRATION APPROACH / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / TOURIST AND RECREATION CLUSTER / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SPORT AND FITNESS SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саидов Р.А., Цахаев А.М., Павлюченко Е.И.

В статье раскрыты причины и особенности формирования туристскорекреационных кластеров в России. Предложено применение интеграционного подхода к организации услуг туризма и рекреации. Доказана необходимость и возможность совместного взаимодействия туристско-рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саидов Р.А., Цахаев А.М., Павлюченко Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATION APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF TOURIST AND RECREATION AND SPORT AND FITNESS SERVICES

The reasons and peculiarities of tourist and recreation clusters formation in Russia have been revealed in the article. The application of the integration approach to the services of tourist and recreation organizing has been approved. The necessity and the possibility of tourist and recreation and sport and fitness have been proved.

Текст научной работы на тему «Интеграционный подход к развитию туристско-рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг»

-\-

УДК 379.85; ББК 75.81.

Р.А. Саидов, А.М. Цахаев, Е.И. Павлюченко ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

R. A. Saidov, A. M. Tsakhaev, E.IPawlychenko THE INTEGRATION APPROACH TO THE DEVELOPMENT OF TOURIST AND RECREATION AND SPORT AND FITNESS SERVICES

В статье раскрыты причины и особенности формирования туристско-рекреационных кластеров в России. Предложено применение интеграционного подхода к организации услуг туризма и рекреации. Доказана необходимость и возможность совместного взаимодействия туристско-рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг.

Ключевые слова: интеграционный подход, туристско-рекреационный кластер, спортивно-оздоровительные услуги.

The reasons and peculiarities of tourist and recreation clusters formation in Russia have been revealed in the article. The application of the integration approach to the services of tourist and recreation organizing has been approved. The necessity and the possibility of tourist and recreation and sport and fitness have been proved.

Key words: integration approach, tourist and recreation cluster, sport and fitness services

Интеграционный подход в управлении отражает совокупность методов и процессов взаимосвязи и взаимодействия различных подсистем общей социально-экономической системы, направлен на изучение и приумножение взаимосвязей между этапами развития объекта управления, подсистемами и субъектами управления по горизонтали и вертикали.

Еще в 2006 году Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике была утверждена Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. В качестве одного из важнейших направлений экономического развития страны на основе модернизации промышленности определено следующее: «Стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров» [1].

Характерной тенденцией развития инновационной деятельности является поиск хозяйствующих субъектов интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением и удорожанием научно-исследовательских работ, снижением продолжительности жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных технологий.

Проблема формирования отраслевых и региональных кластеров и кластерной политики с некоторых пор нашла отражение Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» по реализации мероприятий раздела «Развитие туристско-рекреационных комплексов» и в ряде других правительственных документах. Так, например, в «Концепции долгосрочного развития социально-экономического развития РФ до 2020г.» кластерная политика признана «новым институтом развития, способствующим снятию барьеров в развитии экономических связей». В то же время в мире кластерный подход широко и успешно апробирован как инструмент повышения конкурентоспособности отраслей и территорий.

Активное развитие кластерных инициатив во всем мире обусловлено тем, что с начала 1980-х гг. экономическая наука и практика государственного управления тесно

228

А-

связывает участие территории в глобальных обменах с кластерной формой

территориально-отраслевой организации производства. Так, в сегменте выездного туризма и рекреации вхождение России в глобальный рынок уже произошло, и теперь наши соотечественники имеют вполне реальную возможность выбирать между российскими и зарубежными предложениями. Для российских компаний это означает появление новых конкурентов, количество которых на каждом этапе будет последовательно возрастать.

В настоящее время российские региональные туристские и рекреационные рынки стремительно теряют свою изолированность, постепенно становясь частью общероссийского, макрорегионального и глобального рынков. Конкурировать малоэффективным, плохо структурированным локальным туристско-рекреационным комплексам дотационных регионов в будущем будет все сложнее, именно поэтому мы считаем, что о кластерном подходе на юге России говорить сегодня следует в макрорегиональном контексте.

Как свидетельствует практика, кластерная форма организации туризма и рекреации нацелена на создание инновационных по содержанию, макрорегиональных по форме и локальных по месту реализации туристических и рекреационных продуктов, поскольку важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется создание нового конкурентоспособного продукта и применяются инновационные технологии с последующим выходом на новые «рыночные ниши».

Обычно на территории существует ограниченное количество кластеров, их появление выступает условием обретения Россией долгосрочной конкурентоспособности, а, следовательно, стимулирование возникновения туристско-рекреационных кластеров должно относиться к числу приоритетов государственной политики регионального развития.

Исходя из этого, применение интеграционного подхода является необходимым условием формирования туристско-рекреационных зон, поскольку интеграция выступает как высшая форма проявления взаимодействия и взаимосвязи практики хозяйствования, как результат высшего уровня разделения труда и кооперативных связей в экономике.

Большое значение для развития туризма в нашей стране имеет Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Он сформировал правовую основу для создания и функционирования в России туристско-рекреационных особых экономических зон, а также развития государственно-частного партнерства. В законе впервые дано определение туристско-рекреационной деятельности как деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также как туристской деятельности и деятельности по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод, что немаловажно для комплексного правового регулирования сферы туризма [2].

На наш взгляд, данное определение имеет сложное сочетание разных направлений, ранее не входивших в туристскую сферу и не полностью удовлетворяет определенным практическим потребностям, сложившимся на данном этапе развития экономики страны. Так, курорты впервые введены в экономический блок и признаны экономической категорией. Туристская индустрия и курорты с лечебницами становятся едиными по своей сути и у последних наряду с социальными функциями появляется мощная экономическая функция. Однако с внедрением и развитием такого явления, как туристско-

229

А-

рекреационные зоны, наряду с экономической эффективностью, отчислениями в бюджет,

развитием налогооблагаемой базы могут быть решены важнейшие социальные проблемы: создание дополнительных рабочих мест, оздоровление населения, повышение его профессионального, физического и интеллектуального уровня, так как с туризмом и рекреацией в регионы приходят новые формы оказания спортивно-оздоровительных услуг.

В настоящее время на основании принятого в 2005 году Федерального закона «О концессионных соглашениях», а также постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» регулируются отношения, возникающие с реализацией концессионных соглашений, установлены гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения, сформированы правовые основы привлечения инвестиций в развитие инженерной, транспортной и иной инфраструктуры туризма, а также обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности [3].

В связи с этим, заметно возросла коммерческая составляющая функционирования туристско-рекреационных зон, подтверждающая то, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур пытаются найти себя в секторе спортивно-оздоровительного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные дивиденды. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере спортивного туризма на маршрутах Ш-У категории сложности, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров и оказания услуг. На наш взгляд, причина этого заложена в природе спортивно-оздоровительных услуг, являющихся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющих, с другой стороны, фундаментальную базу для развития коммерческого туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и спортивно-оздоровительных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления - организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.

С этих позиций, совместное взаимодействие туристско -рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг должно базироваться на принципах:

- соответствия социальной значимости, эффективности и массовости движения, степени государственной поддержки в этой области и создания соответствующих финансовых и правовых условий обеспечивающих его быстрое развитие;

- дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию спортивно-оздоровительного туризма, выделяя при этом, в первую очередь, массовые туристские мероприятия походного и соревновательного характера для детей и молодежи, активно использующие природную среду наиболее доступных и традиционных туристских районов страны, какими являются Карелия, Урал, Кавказ, Алтай и другие;

- консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан на разработку и реализацию комплексных программ;

- использование возможностей спортивного туризма для решения большого числа общественно-полезных и прикладных задач сопутствующих при реализации целей движения и находящихся в сфере интересов других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, Минприроды, Минздрава и др.), а также повсеместно используемых в коммерческом туризме страны (стратегия и тактика туризма, опытные гиды-проводники и инструктора, каталоги маршрутов и природных объектов, новое снаряжение и т. д.);

-\-

- межведомственного управления и развития спортивного туризма, охватывающего все возрастные и социальные группы населения страны, включая детей, школьников, студентов, сирот, людей с ограниченными жизненными возможностями и т. д., а также семью в целом, как альтернативы существующей на сегодня ведомственной системы управления, в которой не находится, например, место семейному туризму, как одной из естественных и эффективных технологий и основы здорового общества;

- максимального охвата самого массового слоя потенциальных любителей путешествий по месту жительства, работы и отдыха, т. е. там, где остро стоят вопросы профилактики наркомании, алкоголизма и преступности; опоры на использование научно-исследовательского потенциала и разработок институтов и федерации спортивного туризма давно уже созданных в советский период с последующей их адаптацией к современной ситуации.

Учитывая, что спортивно-оздоровительный туризм связан с повышенным уровнем риска, реализация всех спортивно-оздоровительных технологий должна основываться на хорошо продуманной и взвешенной системе обеспечения кадров и иных мероприятий спортивно-туристского характер. А с учетом специфики и многообразия решаемых целей, при развитии спортивного туризма, эффективность реализации концепции будут в значительной степени зависеть от оптимального сочетания государственных, общественных и частных начал и интересов, реализованных возможно в виде формы смешанного соучредительства при создании материальной базы, системы подготовки кадров, реализации информационных систем, систем поиска и спасения туристов.

Как показало исследование, в настоящее время в спортивно-оздоровительном туризме получили развитие восемь видов туризма: пешеходный, водный, горный, лыжный, спелео-, авто-мото-, парусный и велотуризм. Кроме этого имеют место комбинированный туризм, а также другие виды туризма, которые еще не вошли в спортивную классификацию по причине небольшого количества совершаемых походов, но со временем при определенных благоприятных условиях могут получить сильный импульс развития - это подводный туризм, туризм на машинах с шинами низкого давления, на шарах и ряд других.

В последнее время возрос интерес к комбинированным путешествиям и спортивным походам, в основе которых предусматривается прохождение не типично горных или водных препятствий, а ставится более комплексная задача - посетить район в целом или преодолеть большое количество разнотипных по виду туризма технически трудных препятствий.

Последняя тенденция довольно четко выявляет спиралевидный закон развития видовой специфики в спортивном туризме и может со временем привести к появлению без видовой классификации. Имеется в виду классификация, в которой нет видов туризма, а есть матрица уровней сложности маршрутов и соответствующее им количество технически трудных локальных и иных препятствий из различных видов туризма. Причем выход на препятствия, по всей вероятности, должен определяться логичностью построения маршрута, получением максимальной информации о районе и имеющимся у группы опытом. Таким образом, устраняется некая ведомственность между видами туризма и уделяется больше внимания фактору комплексности при изучении туристско-рекреационной зоны.

В свою очередь каждый вид туризма подразделяется или реализуется у любителей самодеятельного туризма в виде двух типов мероприятий. Первый тип - это мероприятия, в основе которых лежит путешествие или спортивный поход по классифицированному маршруту. В соревновательном плане этот тип мероприятий реализуется по форме проведения в виде конкурса походов, туриады или чемпионата в одном географическом районе или зоне, а также заочного чемпионата, участником которого могут быть группы, прошедшие маршрут в любой точке мира.

-\-

Российский рынок спортивно-оздоровительных услуг является довольно молодым,

поэтому степень его насыщенности очень низка по сравнению с другими странами. Даже в крупнейшем сегменте, в г. Москве, на который в стоимостном выражении приходится более половины российского рынка, насыщенность по количеству клубов на душу населения не превышает 55%.

Основный потенциал развития отрасли, по прогнозу «Экспресс-Обзор», приходится на бизнес, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте (в регионах, помимо него, на сегмент «эконом плюс»). Это связано с развитием рынка «сверху вниз», т.е. с появлением сначала клубов высокого ценового сегмента, а в дальнейшем - развитием более низких ценовых сегментов.

Как показало исследование, с ростом уровня доходов увеличивается спрос населения на различные виды услуг, связанных с отдыхом и здоровьем. По оценке «Экспресс-Обзор», в 2010 г. в России функционировало 1915 фитнес-клубов. В стоимостном выражении увеличение объема рынка фитнес-услуг составило 14,3%, после заметного снижения 2009 г. В стоимостном выражении на Москву и Санкт-Петербург по итогам 2010 г. по-прежнему приходится около двух третей оборота спортивно-оздоровительной индустрии. Наибольшее влияние на рынок спортивно-оздоровительных услуг оказывает уровень доходов и, соответственно, уровень жизни населения, а также популярность здорового образа жизни. К факторам, сдерживающим развитие рынка спортивно-оздоровительных услуг, следует отнести недостаток подходящих по техническим параметрам площадей, наблюдавшийся в последние годы. Актуальной остается проблема дефицита кадров, недостаточной пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта.

Основный потенциал развития рынка спортивно-оздоровительных услуг приходится на бизнес, позиционирующийся в среднем ценовом сегменте (в регионах, помимо него, на сегмент «эконом плюс»). Это связано с развитием рынка «сверху вниз», т.е. с появлением сначала клубов высокого ценового сегмента, а в дальнейшем - развитием более низких ценовых сегментов. Предложение не успевает за ростом спроса. Главная причина - малое количество подходящих помещений и высокий темп роста арендных ставок на коммерческую недвижимость. Это приводит к тому, что растет срок окупаемости вложений и, соответственно, снижается уровень инвестиционной привлекательности. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги, к примеру, в торговлю - скорость оборачиваемости там средств гораздо выше.

Также на российском рынке, главным образом в регионах, отсутствует должный уровень конкуренции среди спортивно-оздоровительных клубов. Как следствие -возможность участников держать высокую ценовую планку на услуги. Например, в России фитнесом регулярно занимаются менее 1% населения. Это сравнительно немного. В крупных европейских странах степень проникновения фитнес-услуг значительно выше, к примеру, в Германии - 8,5%, а в Голландии составляет 15,5%.

По данным Росстата в 2010г. введены в действие следующие объекты по туризму и спорту: туристские базы на 730 мест, кемпинги на 22 места, мотели на 100 мест, стадионы на 30,9 тыс.мест, 30 плавательных бассейнов с длиной дорожек 25 метров и 50 метров, 25 спортивных сооружений с искусственным льдом площадью 121,2 тыс.кв.метров, спортивные залы площадью 92,8 тыс.кв.метров, горнолыжные трассы протяженностью 14,6 тыс. метров. Принимая во внимание тот факт, что в большинстве городов даже к 2012 году рынок по количеству спортивно-оздоровительных клубов будет ненасыщен, можно сделать вывод - российский рынок спортивно-оздоровительных услуг сохранит высокий темп роста еще как минимум 5-8 лет.

В целом рынок спортивно-оздоровительных услуг растет на 40%, и к 2010 году в стране должно быть уже 2,5 тыс. фитнес-клубов, то есть в два с половиной раза больше, чем сегодня. В отличие от структуры распределения клубов по территории России,

-\-

основная часть оборота фитнес-индустрии сосредоточена на территории Москвы и Санкт-

Петербурга - 72% от объема российского рынка в 2010 году.

Российский рынок спортивно-оздоровительных услуг находится в стадии становления. По данным маркетингового агентства «Бизнес Порт», его величина все еще составляет менее 1% от общемирового рынка, годовой оборот российской фитнес-индустрии в 20 раз меньше, чем в США. Значительное отставание России от западных стран, рост спроса на услуги фитнеса, наблюдающийся дефицит заведений высокого класса обусловливает перспективность данного рынка. Перспективы развития рынка фитнес-услуг более чем оптимистичны - его рост ожидается на уровне не ниже 25% в год. Потенциальная емкость российского рынка спортивно-оздоровительных услуг составляет порядка $2 млрд, по прогнозам компании «Бизнес Порт», этой величины рынок достигнет через 5-6 лет.

Вследствие стабильно высоких темпов развития рынка фитнес-индустрия имеет высокую инвестиционную привлекательность. Однако ожидать быстрой окупаемости в данном сегменте не приходится: организация спортивно-оздоровительного центра высокого уровня требует значительных вложений, покрыть которые получаемая прибыль может не ранее чем через 3-5 лет. Положительным моментом деятельности создаваемых спортивно-оздоровительных клубов будет льготный режим налогообложения, установленный для всей туристско-рекреационной зоны (табл.1) [2].

Таблица 1.

Налоговые льготы, действующие на территории туристско-рекреационной зоны

Вид налога Ставка налога с учетом льгот Сроки действия льгот Основания

Туристско-рекреационные особые экономические зоны

налог на прибыль организаций (действующая ставка 20%: 18% - региональный бюджет, 2% - федеральный бюджет) Для резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта, но не менее 13,5%, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, ставка налога составляет 2% Устанавливается Законом субъекта РФ п. 1 ст. 284 НК РФ

Прочие льготы по налогу прибыль организаций на срок существования ОЭЗ (20 лет) Расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (в том числе не давшие положительного результата) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Применение к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента, но не выше 2 в отношении основных средств. п. 2 ст. 262 НК РФ, пп. 3 п. 1 ст.259. 3 НК РФ

2. Налог на имущество организаций (налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%) Резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, при условии того, что имущество: • Учитывается на балансе резидента ОЭЗ; • Создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории ОЭЗ; • Используется на территории ОЭЗ в рамках 5 лет с момента постановки имущества на учет п.17 ст. 381 НК РФ

—1- соглашения о создании ОЭЗ; • Расположено на территории ОЭЗ.

4.Земельный налог (действующая ставка 1,5%) Резиденты ОЭЗ в отношении земельных участков расположенных в ОЭЗ, освобождаются от уплаты земельного налога 5 лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок п. 9 ст. 395 НК РФ

На наш взгляд, именно интеграция взаимодополняющих компаний в рамках СевероКавказского туристско-рекреационного кластера может способствовать формированию устойчивой системы туристско-рекреационных и спортивно-оздоровительных услуг. Однако для этого необходимы эффективные и действующие институциональные условия, поэтому кластерные стратегии субъектов Северо-Кавказского Федерального округа должны быть согласованы и интегрированы в единую стратегию инновационного развития туризма и рекреации юга России.

Библиографический список:

1. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 N 1).

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 3 июня 2006 года № 76-ФЗ.

3. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.