Научная статья на тему 'Отраслевое информационно-образовательное пространство как фактор развития туристско-рекреационной зоны'

Отраслевое информационно-образовательное пространство как фактор развития туристско-рекреационной зоны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / FREE ECONOMIC ZONE / МОНИТОРИНГ / MONITORING / КЛАСТЕР / CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнейчук Б. В., Волкова Е. С.

Целью настоящей статьи является исследование образовательного и информационного аспектов формирования туристско-рекреационных свободных экономических зон (ОЭЗ), определение основных подходов к этой проблеме и определение направлений будущих исследований. Мы полагаем, что сложившиеся подходы исследования ОЭЗ данного типа являются слишком узкими и не учитывают культурную, информационную специфику туристического продукта. Нередко исследователи ограничиваются рассмотрением юридических и организационных аспектов проблемы, игнорируя человеческий фактор вопросы подготовки специалистов, создания инновационных продуктов, построения эффективного информационного обмена между всеми участниками туристско-рекреационной деятельности деятельности. Процесс формирования отраслевых образовательных пространств экономически обусловлен эффектом возрастающей отдачи, проявляющимся в информационную эпоху, а наиболее подходящей формой его реализации служит образовательный кластер. В статье исследованы образовательный и информационный аспекты развития туристско-рекреационной свободной экономической зоны. Изложена концепция отраслевого информационно-образовательного пространства туристской отрасли. Показана продуктивность кластерного подхода к исследованию регионального туристского комплекса. Определена роль системы мониторинга в развитии туристско-рекреационных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнейчук Б. В., Волкова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Branch information and education space as factor of development of a tourist and recreational zone

The purpose of this article is to study the educational and informational aspects of the formation of tourist and recreational free economic zones, the definition of the main approaches to the problem and identify areas for future research. We believe that the existing approaches and the research of this type are too narrow and does not take into account the cultural, informational specificity of the tourist product. Often researchers are limited to examining the legal and organizational aspects of the problem, ignoring the human factor the issues of training, creating innovative products, building an effective exchange of information between all stakeholders in tourism and recreation activities activities. The process of formation of sectoral educational spaces economically due to the effect of increasing returns, manifested in the information age, and the most appropriate form of implementation is the educational cluster. The educational and informational aspects of tourist-recreation free economic zone are analyzed. The concept of branch informational and educational environment of tourist business is described. The efficiency of cluster approach to the region tourist branch is proved. The role of monitoring in tourist-recreation free economic zone development is shown.

Текст научной работы на тему «Отраслевое информационно-образовательное пространство как фактор развития туристско-рекреационной зоны»

УДК 336.717

Отраслевое информационно-образовательное пространство как фактор развития

туристско-рекреационной зоны

Д-р экон. наук, проф. Корнейчук Б.В.

Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Волкова Е.С.

ГАОУДПО «Ленинградский областной институт образования»

Целью настоящей статьи является исследование образовательного и информационного аспектов формирования туристско-рекреационных свободных экономических зон (ОЭЗ), определение основных подходов к этой проблеме и определение направлений будущих исследований. Мы полагаем, что сложившиеся подходы исследования ОЭЗ данного типа являются слишком узкими и не учитывают культурную, информационную специфику туристического продукта. Нередко исследователи ограничиваются рассмотрением юридических и организационных аспектов проблемы, игнорируя человеческий фактор — вопросы подготовки специалистов, создания инновационных продуктов, построения эффективного информационного обмена между всеми участниками туристско-рекреационной деятельности деятельности. Процесс формирования отраслевых образовательных пространств экономически обусловлен эффектом возрастающей отдачи, проявляющимся в информационную эпоху, а наиболее подходящей формой его реализации служит образовательный кластер.

В статье исследованы образовательный и информационный аспекты развития туристско-рекреационной свободной экономической зоны. Изложена концепция отраслевого информационно -образовательного пространства туристской отрасли. Показана продуктивность кластерного подхода к исследованию регионального туристского комплекса. Определена роль системы мониторинга в развитии туристско-рекреационных зон.

Ключевые слова: туризм, образование, свободная экономическая зона, мониторинг, кластер.

Branch information and education space as factor of development of a tourist

and recreational zone

D. Sc., prof. Korneychuk B.V.

NIUHSE St. Petersburg branch Volkova E.S.

GAOUDPO "The Leningrad regional institute of education"

The purpose of this article is to study the educational and informational aspects of the formation of tourist and recreational free economic zones, the definition of the main approaches to the problem and identify areas for future research. We believe that the existing approaches and the research of this type are too narrow and does not take into account the cultural, informational specificity of the tourist product. Often researchers are limited to examining the legal and organizational aspects of the problem, ignoring the human factor - the issues of training, creating innovative products, building an effective exchange of information between all stakeholders in tourism and recreation activities activities.

The process of formation of sectoral educational spaces economically due to the effect of increasing returns, manifested in the information age, and the most appropriate form of implementation is the

educational cluster. The educational and informational aspects of tourist-recreation free economic zone are analyzed. The concept of branch informational and educational environment of tourist business is described. The efficiency of cluster approach to the region tourist branch is proved. The role of monitoring in tourist-recreation free economic zone development is shown.

Keywords: tourism, education, free economic zone, monitoring, cluster.

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в экономике передовых стран, что обусловлено, в первую очередь, переходом современной цивилизации из индустриальной фазы в постиндустриальную фазу своего развития, когда знания, информация и человеческий капитал становятся главными экономическими ресурсами [7]. Эта особенность туристской отрасли обусловливает необходимость реализации широкого социально-культурного подхода к проблеме изучения перспектив развития туристского бизнеса с позиций принципов нового информационного общества. Такой подход ставит в центр исследования творческого специалиста и рассматривает его как источник инновационного развития туристской отрасли. Тем самым вопросы образования и подготовки кадров, а также информационного обмена между субъектами рынка туристских услуг должны стать неотъемлемым элементов научных исследований в области экономики и управления туристской деятельностью. Тот факт, что сфера образования занимает особое место в информационном обществе и тесно связана с различными отраслями экономики, в ряде научных работ характеризуют термином «отраслевое образовательное пространство», который, однако, зачастую используется без надлежащего теоретико-экономического и методологического обоснования. Еще в меньшей степени исследованы экономические аспекты проблемы формирования отраслевого образовательного пространства, ориентированного на подготовку специалистов для такого специфического объекта, каким является туристско-рекреационная особая экономическая зона. При исследовании данной проблемы необходимо исходить из современной концепции непрерывного обучения работников, предполагающей функционирование эффективной системы информационного обмена между субъектами творческой деятельности, превращающей отраслевое образовательное пространство в информационно-образовательное. Междисциплинарный характер проблемы формирования отраслевого информационно-образовательного пространства, которая до сих пор исследовалась преимущественно в работах по педагогике, обусловливает актуальность ее рассмотрения с теоретико-экономических и управленческих позиций применительно к анализу перспектив развития туристско-рекреационных особых экономических зон в Российской Федерации.

Междисциплинарный характер нашего исследования предполагает совместное исследование двух экономических объектов, которые ранее изучались раздельно. Первое явление - это особые экономические зоны. Их изучали российские ученые В.Д.Андрианов, А.Н.Городилов, Т.Н.Данько, С.Г.Каргоносов, А.Н.Кузнецов, А.В.Куликов, М.И.Масленников, М.Ю.Неучева, З.М.Округ, Н.А.Орлова, С.В.Приходько, А.В.Пушкин, С.А.Рыбаков, Д.А.Татаркин, А.В.Шиганов, А.В.Щеглов, иностранные - М.Фразье, Р.Рэн. Более узкой проблеме развития туристско-рекреационных особых экономических зон посвятили свои исследования М.М.Амирханов, Ю.Л.Барзыкин, П.Ю.Величко, А.А.Казарян, Ю.А.Карнакова, А.В.Лебедев, О.А.Мицерук, Г.А.Симонян, Л.Н.Трофимова, П.П.Чуваткин, Ю.П.Шеин. В более широком контексте проблему развития туристско-рекреационных комплексов и систем исследовали С.П.Друганов, А.Н.Дунец, Л.Б.Мажар, Т.Б.Очирова, Г.А.Симонян, В.В.Федоткин.

Целью настоящей статьи является исследование образовательного и информационного аспектов формирования туристско-рекреационных свободных экономических зон (ОЭЗ), определение основных подходов к этой проблеме и определение направлений будущих исследований. Мы полагаем, что сложившиеся подходы исследования ОЭЗ данного типа являются слишком узкими и не учитывают культурную, информационную специфику туристического продукта. Нередко исследователи ограничиваются рассмотрением юридических и организационных аспектов проблемы, игнорируя человеческий фактор - вопросы подготовки специалистов, создания инновационных продуктов, построения эффективного информационного обмена между всеми участниками туристско-рекреационной деятельности деятельности.

Под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке

месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны (ОЭЗ) являются эффективным инструментом: для обеспечения благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в России; создания конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного российского продукта; содействия переводу туристской и санаторно-курортной индустрии РФ на инновационный путь развития; улучшения качества туристских и санаторно-курортных услуг до мировых стандартов; стимулирования развития депрессивных регионов с низким промышленным потенциалом; развития инновационной и транспортной инфраструктуры; прироста объема экспорта туристских и санаторно-курортных услуг; повышения качества жизни и занятости населения, обеспечивающего функционирование ОЭЗ. Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом ОЭЗ может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Стать резидентом туристско-рекреационной ОЭЗ могут индивидуальные предприниматели и коммерческие организации (за исключением унитарных предприятий). Согласно НК РФ резидентам туристско-рекреационных ОЭЗ предоставляется ряд дополнительных гарантий и налоговых льгот. Так, они вправе применять ускоренную амортизацию и пониженную налоговую ставку налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ и др.

Особые экономические зоны, расположенные в различных регионах, различаются по целям и направлениям деятельности:

- ОЭЗ в Алтайском крае («Бирюзовая Катунь») имеет целью формирование организационной и экономической среды для создания и функционирования курортно-рекреационного комплекса, ориентированного на максимальное использование природно-ресурсного потенциала и особенностей местности. Планируется развивать экологический, оздоровительный, водный, спортивный туризм, спелеотуризм;

- ОЭЗ в Республике Алтай имеет целью развитие туристской отрасли на международном уровне с целью более полного вовлечения туристских ресурсов и привлечения инвестиций. Планируется развивать горнолыжный, экологический, спортивный, рекреационный туризм;

- ОЭЗ в Иркутской области имеет целью создание всесезонного курорта мирового уровня на побережье озера Байкал и горных территориях. Планируется развивать деловой, спортивный, экологический, лыжный туризм;

- ОЭЗ в Республике Бурятия («Байкал») имеет целью формирование центра международного туризма, повышение конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта. Планируется развивать горнолыжный, спортивный, экологический, оздоровительный, экскурсионный, водный туризм;

- ОЭЗ в Краснодарском крае имеет целью развитие инженерной и туристской инфраструктуры мирового уровня, перераспределения туристских потоков по сезонам года, обеспечение доступности отдыха широким слоям граждан. Планируется развивать пляжный, деловой, оздоровительный, водный, спортивный туризм;

- ОЭЗ в Ставропольском крае («Кавказские Минеральные Воды») имеет целью создание современного бальнеологического курорта. Планируется развивать рекреационный туризм с бальнеологическим направлением, экологический, деловой, спортивный, познавательный туризм;

- ОЭЗ в Калининградской области («Куршская коса») имеет целью формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона путем реализации либеральных, адаптированных к европейским стандартам хозяйственных механизмов. Планируется развивать экологический, оздоровительный, водный, экскурсионный туризм, велотуризм, а также новые виды туризма: событийный (фестивальный, выставочный) и специализированный (спортивный, религиозный, экологический).

Второй объект нашего исследования - это отраслевое образовательное пространство туристско-рекреационной свободной экономической зоны. В отечественной литературе термин «образовательное пространство» не получил общепринятого значения и используется как: 1) метафора; 2) синоним термина «образовательная среда»; 3) результат возможной интеграции существующих элементов системы образования; 4) одного из компонентов социального пространства наряду с терминами «экономическое пространство», «политическое пространство», культурное пространство»; 5) специфическая общность национальных систем

образования. Наряду с «пространственным» подходом используется также «средовой» подход, при котором человек рассматривается как пассивный объект воздействия внешних условий, в то время как в выбранном нами пространственном подходе - как субъект творческой преобразующей деятельности. Наш выбор предопределен «креативной» концепцией современного человека, характерной для теории постиндустриальной экономики: образовательная среда является программируемой, консервативной и количественно-определенной, а образовательное пространство является концептуальным, инновационным и качественно-определенным.

Образовательное пространство исследуют на различных уровнях: личности (Буланкина Н.Е., Лысикова Н.П.), высшего учебного заведения (Амбросова В.И., Андриенко А.В., Архипова О.В., Бондаревская А.И., Злобина С.Н., Козлов В.Г., Леусенко Д.А., Мельничук А.В., Мосиенко Л.В., Новикова В.А., Пальцев М.А., Самерханова Э., Филиппенко Н.И., Фирсова С.П., Шумакова А.В.), учреждения специального профессионального, начального профессионального и общего образования (Дудка В.Б., Клевцова С.Н., Корнева М.И., Мавзютова И.П., Миронова Г.В., Петрушина О.В., Погребова Н.Б., Сайков Б.П., Тарасов С.В., Турик Л.А.), а также в региональном аспекте (Богоудинова Р.З., Густокашина Л.А., Жигалова И.А., Касимов Р.А., Леонова О.А., Мукин В.А., Нотман О.В., Тоидис В.П., Усатая Н.Н., Черкасова И.И., Шогенов А.А., Юсупов Р.Р.). Что касается исследования отраслевых образовательных пространств, то к настоящему времени объектами исследования стали лишь некоторые отрасли: спортивно-образовательное пространство (Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И.), физкультурно-образовательное пространство (Шипилов Р.М.), образовательное пространство высшей школы (Саякин В.Ю.), высшей военной школы (Лопатухина Т.А.), Росатома (Карпов С.А.). Таким образом, нам не удалось найти научных работ, посвященных образовательному пространству туристской отрасли.

В зарубежной литературе проблема формирования отраслевого образовательного пространства исследуется преимущественно в рамках кластерного подхода. Согласно определению М.Портера, кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу [8]. Под образовательным кластером туристско-рекреационной зоны мы понимаем совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку партнерскими отношениями с предприятиями туристской отрасли. Кластерный подход применен в работах следующих ученых: Афонина Е.А., Болтунова С.А., Журавлева М.В., Захаров П.Н., Корчагин Е.А., Курочкина А.А., Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н., Леонтьев А.В., Муравьева К.А., Мухаметзянова Г.В., Пугачева Н.Б., Смирнова А.В., Челнокова Т.А., Яворский О.Е. Актуальность создания образовательных кластеров отражена в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах РФ, разработанных Министерством экономического развития РФ в 2008 г. Основной задачей кластерной политики в области развития системы подготовки кадров отрасли провозглашено обеспечение сотрудничества между предприятиями и образовательными учреждениями по следующим направлениям: 1) мониторинг и прогнозирование потребностей участников кластеров в специализированных человеческих ресурсах и участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов, 2) совместная разработка образовательных программ основного и дополнительного профессионального образования; общественно-прогрессивная аккредитация и оценка качества содержания образовательных программ в интересах развития кластера, 4) совместная реализация образовательных программ, 5) организация стажировок и производственной практики на предприятиях кластера [27]. В России накоплен некоторый опыт создания образовательных кластеров в сфере туризма. Так, в 2011 г. в Казани образован Научно-образовательный кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг, включающий два учреждения ВПО, семь учреждений СПО и два учреждения НПО [15]. Многие исследователи проблемы приходят к выводу о необходимости построения

информационно-образовательного пространства: Абросимов А.Г., Ардеев А.Х., Гагарина Д.А., Гурниковский Р.Ю., Квимсадзе Е.Е., Кобиашвили Н.А., Матвеева Е.В., Махмутова М.В., Михаэлис В.В., Моисеенко Н.А., Мякишев С.А., Новикова В.А., Носкова В.А., Носкова Т.Н., Попов Ю.С., Путилов Г.П., Раицкая Л.К., Сазонова З.С., Самерханова Э.К., Чуркин Б.В. Большинство авторов подчеркивает определяющую роль Интернета в формировании информационно-образовательного пространства; как пишут З.С.Сазонова и Е.В.Матвеева, «созданное человеком открытое информационно-образовательное Интернет-пространство уже сегодня

обеспечивает возможности непрерывного образования в течение всей жизни и позволяет говорить о феномене рождения новой педагогики» [23].

Имеющиеся подходы к исследованию проблемы формирования отраслевого образовательного пространства туристской отрасли лишены, на наш взгляд, строгого экономического обоснования. Необходимо наполнить экономическим содержанием сам термин «образовательное пространство». В этом вопросе мы разделяем позицию О.А.Леоновой и рассматриваем данный термин как альтернативу термину «образовательная среда», а основанием для его введения считаем процесс перехода к постиндустриальной (информационной, инновационной) экономике. Термин «образовательная среда» характеризует сложившиеся условия деятельности, отвечает ценностям статичного индустриального общества и относится к явлениям, характеризуемым определенностью, управляемостью, задаваемой структурностью; он не может отразить явления, выходящие за рамки заданных взаимосвязей между объектами. Находясь в консервативной образовательной среде, студент не ориентирован на возможные изменения условий профессиональной деятельности и оказывается неподготовленным к решению творческих нестандартных задач, возникающих в практике туристской деятельности. Поэтому многие авторы находят средовой подход устаревшим, несоответствующим изменчивости современного мира. Как справедливо замечает О.А.Леонова, «мы упорно продолжаем модернизировать завершенность или заниматься завершенностью и удивляемся, почему она не становится перспективной». Мы согласны с В.П.Серкиным в том, что при ценностно-нормативной определенности индустриального общества средовое управление было нормальным явлением; но в ситуации ценностно-нормативной неопределенности переходного периода при увеличении вариантов выбора такое управление становится администрированием, поглощающим нестандартные явления [10, с. 50, 72]. Введение в научный оборот термина «образовательное пространство» мы связываем с исторически предопределенным отказом от принятого ранее представления об образовательных процессах как заданной прямой линии, или плоской траектории, по которой нормативно должен двигаться обучающийся. Термин подчеркивает многомерность возможностей развития современного человека и окружающей его действительности, вероятностный (неопределенный) характер изменений системы образования, возможность выхода человека за пределы границ сформировавшей его образовательной среды.

Понятие «образовательное пространство» применительно к конкретной отрасли экономики, нуждается в теоретико-экономическом обосновании, поскольку ранее оно использовалось преимущественно в педагогических работах. Эту проблему мы решаем на основе концепции возрастающей отдачи от масштаба производства, согласно которой конкурирующие субъекты рыночной экономики могут эффективнее решать некоторые задачи посредством создания общих организационных структур и совместного их финансирования. В информационной экономике эффект возрастающей отдачи играет все большую роль - примером служит Интернет. В сфере высшего образования эффект возрастающей отдачи проявляется при решении тех задач, которые образовательные учреждения, готовящие специалистов для сферы туризма, не могут решать самостоятельно. В развитых странах такие задачи решаются при помощи образовательных кластеров.

Решение проблемы формирования образовательного пространства имеет два основных аспекта. Первый аспект - организационный. Как показывает мировой опыт, наиболее удачной организационно-экономической формой образовательного кластера является государственно-частное партнерство. Это обстоятельство отражено в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, в ней отмечается, что «решению проблемы дефицита персонала средней квалификации... может способствовать государственная поддержка, а именно создание государственно-частного партнерства между образовательными учреждениями и крупными розничными компаниями» [28]. Данные мероприятия распространены в странах Европы и в США, которые стимулируют государственно-частные партнерства в сфере образования посредством предоставления налоговых льгот розничным компаниям, при этом денежные средства, потраченные на образовательную деятельность, уменьшают налогооблагаемую базу [9]. В России такая практика не реализуется из-за отсутствия налоговых льгот для компаний, затрачивающих средства на профессиональное обучение сотрудников. Для изменения ситуации мы предлагаем:

- предоставить предприятиям право исключать из налоговой базы при исчислении налога на прибыль затраты на профессиональное образование сотрудников и спонсорские взносы, выделяемые образовательным учреждениям;

- отменить систему двойного налогообложения, при которой средства жертвователей, поступившие в фонды и обложенные подоходным налогом, выдаются в форме грантов вузам и второй раз облагаются этим налогом.

Главную проблему при формировании отраслевого образовательного пространства туристско-рекреационной свободно экономической зоны мы видим в сложности построения качественных и количественных взаимосвязей между двумя его основными подпространствами: системой профильного образования и соответствующим рынком труда. Дело в том, что в данных подпространствах сложились несовместимые между собой системы учета и анализа данных. В результате отраслевое образовательное пространство как бы распадается на две относительно независимые части, что ставит под сомнение продуктивность самой концепции образовательного пространства, а на практике приводит к оторванности системы профильного образования от требований рынка труда и снижению эффективности образовательной деятельности. Исследование официальных сайтов вузов показало, что недоступными являются важные индикаторы образовательной деятельности: текущие данные о численности обучающихся студентов различных направлений, статистика приема студентов за последние годы, объем и структура выпуска студентов, количество трудоустроенных студентов и др. Кроме того, доступные показатели не согласованы с текущими индикаторами соответствующего рынка труда.

Второе подпространство отраслевого образовательного пространства описывается статистическими данными о соответствующем рынке труда. Так, государственная служба занятости предоставляет данные о текущих вакансиях в сфере туризма Санкт-Петербурга, однако поиск вакансий осуществляется по названиям профессии или по ключевым словам без указания на требуемый уровень и профиль образования претендентов. Данный способ поиска не позволяет установить оперативную связь между спросом на труд специалистов и их предложением со стороны учебных заведений. Нами проведено исследование спроса на работников сферы туризма и смежных отраслей, определенное по ключевым словам. Количество вакансий на 27 июня 2012 г. составило: ресторан - 6496, кафе - 5837, повар - 3247, общественное питание - 2570, столовая - 2380, бар - 1848, горничная - 1191, кухня - 909, шеф-повар - 350, директор ресторана - 178, директор магазина - 161, директор кафе - 144, директор бара - 61, директор столовой - 35, бистро - 15 [18]. Полученные данные не позволяют сделать однозначный вывод о потребности рынка в специалистах тех или иных направлений подготовки или выпускников определенных вузов, поскольку работодатели не заявляют требования об образовании соискателя. Введение только одной этой нормы позволит определить потребность в работниках различной квалификации, скорректировать планы набора студентов образовательными учреждениями и повысить эффективность отраслевой подготовки специалистов.

Итак, процесс формирования отраслевых образовательных пространств экономически обусловлен эффектом возрастающей отдачи, проявляющимся в информационную эпоху, а наиболее подходящей формой его реализации служит образовательный кластер. Построение отраслевого образовательного пространства невозможно без согласования содержания, структуры и периодичности потоков статистических данных, поступающих из двух источников: от образовательных учреждений и с рынка труда. Решение этой проблемы позволит объединить в одном информационном поле два ныне разделенных подпространства и создать единое образовательное отраслевое пространство для туристско-рекреационного комплекса региона.

Каков должен быть первый шаг в направлении создания информационно-образовательного пространства туристско-рекреационной ОЭЗ? Мы убеждены, что таким шагом должна быть разработка концепции всестороннего мониторинга ОЭЗ. Эта идея не нова и высказывалась разными авторами, но обычно в отношении лишь некоторых частных аспектов функционирования зоны. Так Г.А.Симонян делает акцент на необходимости экологического мониторинга туристско-рекреационной деятельности [26], что, безусловно, является важным, но недостаточным. Необходимо придать понятию «образовательное пространство» статистическую определенность, выделив совокупность наблюдаемых статистических характеристик, которые в полной мере описывают его элементы и взаимосвязи между ними. Мы полагаем, что система мониторинга может быть успешно организована на базе туристского кластера или самоуправляемой организации субъектов туристского бизнеса. Она должна охватывать широкий круг показателей, характеризующих спрос и предложение на рынке туристских продуктов, на рынке труда специалистов туристской отрасли, на рынке образовательных услуг профильных образовательных учреждений. Система мониторинга станет фундаментом, на котором будет построено информационно-образовательное пространство туристско-рекреационной свободной экономической зоны.

Список литературы

1. Амирханов М.М., Барзыкин Ю.Л., Чуваткин П.П. Особые экономические зоны и развитие туризма. Сочи: СГУТиКД, 2006 . 153 с.

2. Величко П.Ю. Научное обоснование комплексного использования приемов рейдерного маркетинга в градостроительных программах туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории курорта Сочи. Автореф. на соиск. уч. степ. к.э.н. по спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». Сочи, 2007. - 18 с.

3. Друганов С.П. Туристско-рекреационные комплексы и условия их устойчивого развития. М.: Изд-во РТЭУ, 2010. - 122 с.

4. Дунец А.Н. Туристско-рекреационные комплексы горного региона. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. -

201 с.

5. Казарян А.А. Привлечение иностранных инвестиций в российские туристско-рекреационные особые экономические зоны. Автореф. на соиск. уч. степ. к.э.н. по спец. 08.00.05 «Мировая экономика». М., 2010. - 22 с.

6. Карнакова Ю.А. Социально-экологические проблемы становления и развития туристско-рекреационных зон (на примере законодательной деятельности Республики Бурятия). Автореф. на соиск. уч. степ. к.с.н. по спец. 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы». Улан-Удэ, 2009. - 24 с.

7. КорнейчукБ.В. Информационная экономика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 400 с.

8. Курочкина А.А., Муравьева К.А. Образовательные кластеры в системе потребительской кооперации как составляющая инновационного развития образовательного пространства // Методология, теория и практика формирования отраслевого образовательного пространства: Сб. науч. тр. / под общ. ред. Н.В. Панковой. - СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2011. - с. 36.

9. Лебедев А.В. Формирование межрегионального туристского комплекса в условиях туристско-рекреационной особой экономической зоны (на примере Московской области). Автореф. на соиск. уч. степ. к.э.н. по спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». М., 2009. - 26 с.

10. Леонова О.А. Региональное образовательное пространство: предисловие к новым смыслам: монография. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 261 с.

11. Мажар Л.Б. Территориальные рекреационные системы. Смоленск: Универсум, 2008 . - 211 с.

12. Маричев И.В. Феномен образовательного пространства и методические регуляторы его построения // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 4 - с. 53-56.

13. Масленников М.И., Татаркин Д.А. особые экономические зоны: проблемы и тенденции развития (отечественный и зарубежный опыт). Екатеринбург: ИЭУроРАН. 2010. - 237 с.

14. Мицерук О.А. Развитие культурного туризма в рамках туристско-рекреационных зон крупного города. Автореф.на соиск. уч. степ. к.э.н. по спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». СПб., 2006. - 17 с.

15. Научно-образовательный кластер в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг. Режим доступа: http://klaster-kiryteu.ru.

16. Неучева М.Ю. Перспективы развития особых экономических зон в России. М.: МАКС Пресс. 2011. -

153 с.

17. Очирова Т.Б. Состояние и перспективы развития туристско-рекреационных комплексов. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010. - 99 с.

18. Работа в России. Информационный портал Федеральной службы по труду и занятости. Режим доступа: http:// www.trudvsem.ru.

19. Российское образование. Федеральный портал. Режим доступа: http://www.edu.ru.

20. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2006. - 240 с.

21. Приходько С.В. Свободные экономические зоны. М.: ИЭПП, 2007. - 268 с.

22. Пушкин А.В. Свободные экономические зоны в России: правовое регулирование. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 224 с.

23. Сазонова З.С., Матвеева Е.В. Информационно-образовательное пространство новой педагогики // Высшее образование в России. - 2011. - № 2. - С. 103-107.

24. Симонян Г.А. Туристско-рекреационные услуги как фактор формирования экономического потенциала рекреационной зоны. Автореф.на соиск. уч. степ. к.э.н. по спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». Сочи, 2004. - 19 с.

25. Симонян Г.А. Формирование современного механизма регулирования рынка туристско-рекреационных услуг. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2009. - 157 с.

26. Симонян Г.А. Формирование механизма регулирования рынка туристско-рекреационных услуг. Автореф.на соиск. уч. степ. д.э.н. по спец. 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством». СПб., 2009.

27. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. - Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 102 с.

28. Стратегия развития торговли в РФ на 2011-2015 годы и период до 2020 года (Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 № 422).

29. Трофимова Л.Н. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности туристско-рекреационной особой экономической зоны «Байкал». Новосибирск: Архивариус-Н, 2009. - 157 с.

30. Федоткин В.В. Развитие комплекса отраслей сферы услуг в особой экономической зоне. Автореферат на соиск.уч.ст.к.э.н.М., 2006.

31. Шеин Ю.П. Инновационные подходы к проектированию и созданию туристско-рекреационных зон. Учеб. пособие. Уфа: УГАЭиС, 2010. - 64 с.

32. Шиганов А.В. Особые экономические зоны в России и за рубежом: теория и практика. СПб.: Астерион.

2009. - 154 с.

References

1. Amirkhanov M.M., Barzykin Yu.L., Chuvatkin P.P. Osobye ekonomicheskie zony i razvitie turizma. Sochi: SGUTiKD, 2006 . 153 p.

2. Velichko P.Yu. Nauchnoe obosnovanie kompleksnogo ispol'zovaniya priemov reidernogo marketinga v gradostroitel'nykh programmakh turistsko-rekreatsionnoi osoboi ekonomicheskoi zony na territorii kurorta Sochi. Avtoref. na soisk. uch. step. k.e.n. po spets. 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom». Sochi, 2007. -18 p.

3. Druganov S.P. Turistsko-rekreatsionnye kompleksy i usloviya ikh ustoichivogo razvitiya. M.: Izd-vo RTEU,

2010. - 122 p.

4. Dunets A.N. Turistsko-rekreatsionnye kompleksy gornogo regiona. Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2011. - 201 p.

5. Kazaryan A.A. Privlechenie inostrannykh investitsii v rossiiskie turistsko-rekreatsionnye osobye ekonomicheskie zony. Avtoref. na soisk. uch. step. k.e.n. po spets. 08.00.05 «Mirovaya ekonomika». M., 2010. - 22 p.

6. Karnakova Yu.A. Sotsial'no-ekologicheskie problemy stanovleniya i razvitiya turistsko-rekreatsionnykh zon (na primere zakonodatel'noi deyatel'nosti Respubliki Buryatiya). Avtoref. na soisk. uch. step. k.s.n. po spets. 22.00.04 «Sotsial'naya struktura, sotsial'nye instituty i protsessy». Ulan-Ude, 2009. - 24 p.

7. Korneichuk B.V. Informatsionnaya ekonomika. Uchebnoe posobie. - SPb.: Piter, 2006. - 400 p.

8. Kurochkina A.A., Murav'eva K.A. Obrazovatel'nye klastery v sisteme potrebitel'skoi kooperatsii kak sostavlyayushchaya innovatsionnogo razvitiya obrazovatel'nogo prostranstva // Metodologiya, teoriya i praktika formirovaniya otraslevogo obrazovatel'nogo prostranstva: Sb. nauch. tr. / pod obshch. red. N.V. Pankovoi. - SPb.: Izd-vo «LEMA», 2011. - p. 36.

9. Lebedev A.V. Formirovanie mezhregional'nogo turistskogo kompleksa v usloviyakh turistsko-rekreatsionnoi osoboi ekonomicheskoi zony (na primere Moskovskoi oblasti). Avtoref. na soisk. uch. step. k.e.n. po spets. 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom». M., 2009. - 26 p.

10. Leonova O.A. Regional'noe obrazovatel'noe prostranstvo: predislovie k novym smyslam: monografiya. -Volgograd: Izd-vo VGPU «Peremena», 2006. - 261 p.

11. Mazhar L.B. Territorial'nye rekreatsionnye sistemy. Smolensk: Universum, 2008 . - 211 p.

12. Marichev I.V. Fenomen obrazovatel'nogo prostranstva i metodicheskie regulyatory ego postroeniya // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2012. - № 4 - P. 53-56.

13. Maslennikov M.I., Tatarkin D.A. osobye ekonomicheskie zony: problemy i tendentsii razvitiya (otechestvennyi i zarubezhnyi opyt). Ekaterinburg: IEUroRAN. 2010. - 237 p.

14. Mitseruk O.A. Razvitie kul'tumogo turizma v ramkakh turistsko-rekreatsionnykh zon krupnogo goroda. Avtoref.na soisk. uch. step. k.e.n. po spets. 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom». SPb., 2006. -17 p.

15. Nauchno-obrazovatel'nyi klaster v sfere torgovli, industrii gostepriimstva, servisa i uslug. Rezhim dostupa: http: //klaster-kiryteu.ru.

16. Neucheva M.Yu. Perspektivy razvitiya osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii. M.: MAKS Press. 2011. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

153 p.

17. Ochirova T.B. Sostoyanie i perspektivy razvitiya turistsko-rekreatsionnykh kompleksov. SPb.: Izd-vo SPbGUSE, 2010. - 99 p.

18. Rabota v Rossii. Informatsionnyi portal Federal'noi sluzhby po trudu i zanyatosti. Rezhim dostupa: http:// www.trudvsem.ru.

19. Rossiiskoe obrazovanie. Federal'nyi portal. Rezhim dostupa: http://www.edu.ru.

20. Rybakov S.A., Orlova N.A. Osobye ekonomicheskie zony v Rossii. Nalogovye l'goty i preimushchestva. M.: Vershina, 2006. - 240 p.

21. Prikhod'ko S.V. Svobodnye ekonomicheskie zony. M.: IEPP, 2007. - 268 p.

22. Pushkin A.V. Svobodnye ekonomicheskie zony v Rossii: pravovoe regulirovanie. M.: Al'pina Biznes Buks, 2009. - 224 p.

23. Sazonova Z.S., Matveeva E.V. Informatsionno-obrazovatel'noe prostranstvo novoi pedagogiki // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2011. - № 2. - P. 103-107.

24. Simonyan G.A. Turistsko-rekreatsionnye uslugi kak faktor formirovaniya ekonomicheskogo potentsiala rekreatsionnoi zony. Avtoref.na soisk. uch. step. k.e.n. po spets. 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom». Sochi, 2004. - 19 p.

25. Simonyan G.A. Formirovanie sovremennogo mekhanizma regulirovaniya rynka turistsko-rekreatsionnykh uslug. SPb.: Izd-vo SPbUEF, 2009. - 157 p.

26. Simonyan G.A. Formirovanie mekhanizma regulirovaniya rynka turistsko-rekreatsionnykh uslug. Avtoref.na soisk. uch. step. d.e.n. po spets. 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym khozyaistvom». SPb., 2009.

27. Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery i innovatsionnoe obuchenie v vuze. - Kazan': RITs «Shkola», 2010. -

102 p

28. Strategiya razvitiya torgovli v RF na 2011-2015 gody i period do 2020 goda (Prikaz Minpromtorga RF ot 31.03.2011 № 422).

29. Trofimova L.N. Strategicheskoe planirovanie investitsionnoi deyatel'nosti turistsko-rekreatsionnoi osoboi ekonomicheskoi zony «Baikal». Novosibirsk: Arkhivarius-N, 2009. - 157 p.

30. Fedotkin V.V. Razvitie kompleksa otraslei sfery uslug v osoboi ekonomicheskoi zone. Avtoreferat na soisk.uch.st.k.e.n.M., 2006.

31. Shein Yu.P. Innovatsionnye podkhody k proektirovaniyu i sozdaniyu turistsko-rekreatsionnykh zon. Ucheb. posobie. Ufa: UGAEiS, 2010. - 64 p.

32. Shiganov A.V. Osobye ekonomicheskie zony v Rossii i za rubezhom: teoriya i praktika. SPb.: Asterion. 2009.

- 154 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.