ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
УДК 504.75.06:379.8
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Людмила Бато-Жаргаловна Максакова
Байкальский институт природопользования СО РАН, 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, доцент, e-mail: [email protected]
Эрдэни Доржиевич Санжеев
Байкальский институт природопользования СО РАН, 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяно-вой, 6, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, e-mail: [email protected]
Дарима Гармаевна Будаева
Байкальский институт природопользования СО РАН, 670047, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, кандидат географических наук, ведущий инженер, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены теоретические подходы и практические аспекты территориальной организации туристско-рекреационной деятельности. Выполнен анализ понятийного аппарата обозначения территорий осуществления туристско-рекреационной деятельности. Установлено, что в научной литературе и законодательной практике существуют терминологические расхождения, которые переносятся и в плоскость практического использования. Предложено использование термина «зоны рекреационного освоения» и дано его определение. В Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ) (Республика Бурятия) выделено девять форм территориальной организации туристско-рекреационной деятельности. Составлена карта современного состояния территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ (Республика Бурятия). Дана оценка современного состояния зон рекреационного освоения в ЦЭЗ БПТ (Республика Бурятия). Проведены расчеты по определению прогнозной численности отдыхающих в зонах рекреационного освоения.
Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационная деятельность, территориальная организация, Центральная экологическая зона, Байкальская природная территория, зона рекреационного освоения.
В условиях существенного усиления степени ответственности субфедерального уровня власти (региональный и муниципальный уровни) за развитие туризма возрастает теоретический и практический интерес к проблемам территориальной организации туристско-рекреационной деятельности (ТРД), зонирования и туристско-рекреационного проектирования, создания механизмов организации туристско-рекреационных комплексов, обоснования соответствия бизнес-моделей развития территории с имеющимися ресурсами, проведения экологической оценки и мониторинга за экологическим состоянием туристско-рекреационных ресурсов [1]. При этом императив создания благоприятных условий для развития туризма с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду требует от региональных и муниципальных органов власти обеспечить согласование стратегических программ и проектов с документами территориального планирования, а также внедрение инструментов государственного управления посредством формирования организационно-управленческих структур, законодательных условий, инфраструктурного обеспечения, механизмов государственной поддержки. Законодательная инициатива о введении курортного сбора в целях развития курортной инфраструктуры актуализирует проблему определения границ территорий курортного сбора [2].
Решение данных проблем лежит не только в плоскости системы государственного управления и законотворчества, но и научно-исследовательских работ, касающихся разработки теоретико-методологических основ управления турист-ско-рекреационной деятельностью. Это закономерно диктует необходимость совершенствования научного понятийно-терминологического аппарата, который приобретает официальный статус в законодательной и нормативно-правовой базе.
На современном этапе важность исследований территориальной организации туристско-рекреационной деятельности представляется ключевой проблемой, поскольку это тесно связано с вопросами разработки и согласования программ, проектов, схем территориального планирования и другими основополагающими документами социально-экономического развития регионов. Необходимо также отметить, что это непосредственно касается вопросов совершенствования государственного управления, приведения в соответствие с современными требованиями законодательной и нормативно-правовой базы, разработки и внедрения механизмов государственной поддержки развития туризма на региональном и муниципальном уровнях и т. д.
В связи с этим цель статьи заключается в изучении теоретических подходов и практических аспектов территориальной организации туристско-рекреационной деятельности на региональном уровне. Для этого определены следующие задачи: 1) систематизация терминов, обозначающих территории осуществления туристско-рекреационной деятельности; 2) анализ территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (Республика Бурятия).
Проведенное исследование основывается на геосистемном, сравнительно-географическом, историко-географическом, статистическом методах и приемах геоинформационного картографирования.
Изучению вопросов теоретического обоснования территориальной организации туристско-рекреационной деятельности посвящены: коллективная монография под редакцией В. С. Преображенского [3] (учение о территориальной рекреационной системе, являющееся базовым во всех научных исследованиях в сфере туризма и рекреации); Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебова [4] (основы территориальной организации рекреационной деятельности); Л. Ю. Мажар [5] (современное развитие учения о территориальной рекреационной системе); В. И. Кружалина [6], А. Ю. Александровой [7], А. Н. Дунец [8] (кластерный подход в туризме) и др.
Одним из основополагающих понятий в исследовании территориальной организации туристско-рекреационной деятельности является территориальная структура. В своей работе мы придерживаемся трактовки данного понятия, изложенного в трудах известного ученого географа Э. Б. Алаева. «Территориальную структуру можно определить и так: это членение географического образования (страны, ландшафта, района) А на пространственно четко выраженные элементы т (при этом т 6 А, Ит = А), каждый из которых выполняет определенную функцию в развитии данного географического образования, и эта функция в той или иной степени связана с географическим положением элемента на исследуемой территории» [9].
Опираясь на данное определение, можно предположить, что появление разнообразных пространственно четко выраженных элементов туристско-рекреационной деятельности в туристском пространстве региона (будь то комплексы, кластеры, центры или зоны) способствует формированию территориальной структуры туристско-рекреационной деятельности.
По мнению А. А. Ткаченко, исходными понятиями при изучении территориальной организации являются «пространство», «место», «территория». В его исследовании выделено десять аспектов, или проявлений территориальной организации общества [10]. Эти аспекты (проявления), характеризующие территориальную организацию, каждый из них в отдельности или в любых сочетаниях, применительно к сфере туризма и рекреации влияют на формирование пространственной структуры туристского рынка в регионе, сопряженное с созданием и углублением специализации туристской деятельности, появлением новых турпродуктов и видов туризма.
И. Ю. Швец с соавторами [11], анализируя пространственно-региональную кластеризацию туристской сферы, считают, что различным типам туристской деятельности соответствуют соразмерные туристские пространства, представляющие собой часть социального пространства, объединяющего совокупность взаимосвязанных между собой природных и социально-экономических условий, ресурсов, факторов, используемых для рекреации. По мнению авторов, в зависимости от специализации элементы территориальной структуры, концен-
трации туристской деятельности могут быть представлены пунктами, центрами, узлами, как дискретными, так и ареальными формами. Некоторые исследователи [12] полагают, что в современных условиях ключевыми формами территориальной организации туризма выступают туристские кластеры и дестинации. Например, Г. Е. Мекуш, Е. О. Ушаковой [13] были выявлены перспективы формирования на территории Новосибирской области двух туристских кластеров.
Сравнительный анализ современной терминологии для обозначения территорий осуществления туристско-рекреационной деятельности показывает, что в географической науке используются такие понятия, как зоны отдыха, курорты, рекреационные зоны, рекреационные территории, рекреационные местности, зоны рекреационного освоения. В законодательной же практике закрепились понятия: зоны отдыха, курорты, рекреационные зоны, туристско-рекреационные зоны, туристско-рекреационный кластер.
Общеизвестно, что одними из первых наиболее широкое распространение получили термины «зоны отдыха», «курорты» в градостроительной теории [14], затем активно используемые в современных нормативно-правовых документах по градостроительству для обозначения территорий туристско-рекреационной деятельности [15].
В процессе рекреационного таксонирования территорий часто используются понятия «рекреационные районы», «рекреационные зоны», «рекреационные местности», «ареалы рекреационного освоения», «зоны рекреационного освоения» [14, 16, 17]. При этом для обозначения одного и того же территориального образования, разные авторы используют разные термины. Так, например, в работе [16] используется термин «рекреационные местности», а в монографии, посвященной вопросам территориального планирования Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), использовано понятие «зона рекреационного освоения» [18]. Термин «рекреационные территории» используется в научных источниках, например, в работе [19] и в нормативно-правовых документах, например, [20] (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ терминов, обозначающих территории осуществления туристско-рекреационной деятельности, в научной и законодательной практике
Название термина Научные исследования Законодательная практика Определение
Зона отдыха Ю. Б. Хромов, В. А. Клюшин, 1976 г. [14] Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017 г.)
Продолжение табл. 1
Название термина Научные исследования Законодательная практика Определение
Курорт Ю. Б. Хромов, В. А. Клюшин, 1976 г. [14] Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (с изменениями и дополнениями) Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ст. 1 ФЗ)
Рекреационная зона Ю. Б. Хромов, В. А. Клюшин, 1976 г. [14] Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ст. 85, п. 9 ЗК РФ)
Рекреационная территория Н. С. Мироненко, И. Т. Твердохле-бов, 1981 г. [4]; А. В. Кусков и др., 2005 г. [19]; О. В. Евстропьева, 2001 г. [17] Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ» Рекреационная территория -пространство, имеющее в своих пределах один или несколько рекреационных объектов, территориальных рекреационных систем (ТРС), расположенных компактно или рассеянно, и выполняющих одну или несколько рекреационных функций (Кусков А. В. и др., 2005)
Рекреационная местность С. В. Рященко и др., 2008 г. [16] Закон Республики Бурятия от 16.09.1997 г. №559-1 «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия» Рекреационная местность -это особо охраняемая природная территория республиканского и местного значения с ограниченным режимом природопользования, располагающая природными ресурсами, пригодными для организации туризма и отдыха (ст.1 Закона Республики Бурятия)
Зона рекреационного освоения В. М. Плюснин, И. Н. Владимиров, 2013 г. [18]
Окончание табл. 1
Название термина Научные исследования Законодательная практика Определение
Особая экономическая зона турист-ско-рекреа-ционного типа Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016 г.) Особая экономическая зона -часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (ст. 2 ФЗ). На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: 1) промыш-ленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные (п. 3 введен ФЗ от 03.06.2006 г. № 76-ФЗ); 4) портовые (п. 4 введен ФЗ от 30.10.2007 г. № 240-ФЗ) (ст. 4 ФЗ)
Туристско-рекреационный кластер Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» Туристско-рекреационный кластер представляет собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности -коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой
Места массового отдыха Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.10.2008 г. № 475 «Об утверждении Правил организации мест массового отдыха в ЦЭЗ БПТ Республики Бурятия» Местом для организации массового отдыха является земельный (лесной) участок, определенный для рекреационных целей и выделенный для организации массового отдыха в ЦЭЗ БПТ в соответствии с земельным, лесным и градостроительным законодательством (п. 1.1)
Известно, что полноценным элементом территориальной структуры хозяйства постиндустриальных стран является сеть особо охраняемых природных
территорий (ООПТ). На наш взгляд, данный подход вполне применим к российским регионам, где имеется подобная развитая сеть всех уровней, на которых оказываются туристско-рекреационные услуги. В настоящее время для организации познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях созданы правовые, финансовые, организационно-экономические, маркетинговые условия, разработаны концепции развития познавательного туризма. На основании Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ) введена плата за посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма и национальных парков в целях туризма и отдыха (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов).
Относительно понятия «туристско-рекреационный кластер» следует согласиться с мнением Л. К. Гуриевой и З. И. Созиевой о том, что «... сегодня нет четкого понятия "туристско-рекреационный кластер" ни в экономической теории, ни в правительственных документах, и не существует единой методологии для идентификации и картографирования кластеров» [21]. Вместе с тем, ученые-картографы обращают внимание на важность регистрации базовых пространственных объектов (например, объектов кадастрового деления: земельных участков, лесных кварталов и т. д.), служащих основой для различных видов туристско-рекреационной деятельности [22].
Таким образом, сравнительный анализ терминов, обозначающих территории осуществления туристско-рекреационной деятельности, показывает, что в научной литературе и законодательной практике существуют терминологические расхождения, которые переносятся и в плоскость практического использования. Мы поддерживаем позицию А. А. Ткаченко о важности наличия общепринятой терминологии [10]. Это необходимо всем, кто регулирует и контролирует сферу туризма, тем, кто занимается туристской деятельностью, потребителям туристских услуг. Для упорядочивания туристско-рекреационной деятельности требуется правильное и общепринятое толкование названий пространственных туристско-рекреационных образований в целях формирования эффективной региональной политики, разработки региональных программ или соответствующих механизмов управления туристско-рекреационной деятельностью на региональном уровне.
Исследования показывают, что в регионах на протяжении длительного времени идут поиски, внедряются, апробируются и трансформируются разнообразные формы организации туристско-рекреационной деятельности, что определяет специфику совершенствования управления развитием туризма на региональном уровне.
Для анализа территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (Республика Бурятия) авторы придерживаются использования термина
«зоны рекреационного освоения», под которым понимаются территории, обладающие туристско-рекреационным потенциалом, отдельными элементами туристской инфраструктуры и имеющие определенные границы, в пределах которых осуществляется и развивается туристско-рекреационная деятельность. Зоны рекреационного освоения могут находиться на землях различных категорий, в том числе землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения, лесных землях и др. В основе данного подхода лежат землеустроительные, лесоустроительные и градостроительные аспекты организации использования земельных участков для рекреационных целей.
Согласно плановым и программным документам [23], преимущественное развитие туризма, отдыха на природе и сопровождающей их сферы услуг в бассейне оз. Байкал рассматривалось в качестве одного из приоритетных направлений использования природных ресурсов и вида деятельности, в наибольшей степени отвечающего природоохранным и экологическим требованиям. При этом в структуре территориальной организации туризма предполагалось выделение ограниченного числа рекреационных зон, застройка в которых должна была вестись по единым архитектурно-планировочным решениям, с учетом экологической регламентации хозяйственной деятельности в бассейне оз. Байкал.
Анализ системы рекреационного землепользования, выполненный в рамках научного исследования [24], показывает, что в ЦЭЗ БПТ (Республика Бурятия) туристско-рекреационная деятельность осуществляется на землях поселений, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, особо охраняемых объектов и территорий. Соответственно территориальная структура туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ включает разнообразные формы территориальной организации туризма, подразделяющиеся на девять зон рекреационного освоения, развитие которых предусмотрено в Схеме территориального планирования Республики Бурятия (табл. 2).
Таблица 2
Территориальная структура туристско-рекреационной деятельности
*
в ЦЭЗ БПТ на территории Республики Бурятия в 2015 г.
Наименование Количество В том числе по муниципальным образованиям
Баргу-зинский Кабан-ский Прибайкальский Северо-Байкальский г. Севе-робай-кальск
Населенные пункты, в которых осуществляется туристско-рекреационная деятельность 33 5 15 7 5 1
Точечные проекты на арендованных участках 89 15 30 16 28 -
*
Составлено авторами с использованием данных Комитета по туризму Министерства экономики Республики Бурятия, Республиканского агентства лесного хозяйства и источника [25].
Окончание табл. 2
В том числе по муниципальным образованиям
Наименование Количество Баргу-зинский Кабан-ский Прибайкальский Северо-Байкальский г. Севе-робай-кальск
ООПТ федерального значения 5 1 2 - 2 -
ООПТ регионального значе- 4 - 3 2 1 -
ния
ООПТ местного значения 4 1 2 - 1 -
(рекреационные местности)
ОЭЗ ТРТ «Байкальская га- 1 - - 1 - -
вань»
Туристские кластеры 1 - 1 - - -
Зона экономического благо- 3 - 1 - 1 1
приятствования туристско-
рекреационного типа
Места массового отдыха 14 1 4 5 4 -
На основе проведенных исследований была составлена карта, на которой представлены формы территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ (Республика Бурятия) (рисунок).
В зависимости от месторасположения зоны рекреационного освоения, ее транспортной доступности, предоставляемых услуг, обеспечения безопасности следует выделить развитие организованного и неорганизованного туризма, соотношение которого составляет 55/45 [26].
В настоящее время туристско-рекреационная деятельность осуществляется в 33 из 72 населенных пунктов Республики Бурятия, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ, в которых расположена значительная часть коллективных средств размещения (КСР). Они относятся к популярным туристским направлениям и включены во все туристские маршруты Бурятии.
В муниципальных образованиях Республики Бурятия в границах ЦЭЗ БПТ расположено 265 коллективных и иных средств размещения общей емкостью 9 174 койко-мест (табл. 3). Это составляет 55,6 % от общего количества КСР и 57 % общего количества койко-мест в целом по республике.
Условные знаки
Формы территориальной организации туристско-рекреационной деятельности
• Туристско-ориентированные населенные пункты Д Арендуемые лесные участки
(3 Зоны экономического благоприятствования ( ЗЭБ)
Места массового отдыха (ММО) Н Особая экономическая зона туристко-рекреационного типа ( ОЭЗ ТРТ) @ Туристско-рекреационные кластеры (ТРК) Особо охраняемые природные территории ( ООПТ) местного значения
Северобавка^ьекое лесничество
регионального значения федерального значения
Да
А
Ннжнеангарск
Название особо охраняемых природных территорий
I. Баргуэинский заповедник 2 Байкальский заповедник
3, Забайкальский национальный парк
4. Кабанский заказник
5 Верхнеангарский заказник 6. Фролихинский заказник 7 Энхэлукский заказник 8. Прибайкальский заказник Э, Снежинский заказник
10. Рекреационная местность "Баргуэинское побережье"
II. Рекреационная местность "Северобайкальская"
12. Рекреационная местность "Лемасово"
13. Рекреационная местность "Байкальский прибой-Култушная"
14. Рекреационая местность "Побережье Байкала"
Северобайкжтьск,
| ЗЭБ ТРТ "Север Байкальское
ЗЭБ ТЕ
п
Границы
Субъектов Российской Федерации Центральной экологической зоны оз.Байкал
Административные районы Республики Бурятия
Центры субъектов Российской Федерации
Иркутск
ЗЭБ Эречье ""Глухая Нов*3?хэл>к ОЙ! .
1 ТРК "Подл?морь
Истоувво
хатупь Д^онахово
Уств-Баргуз Усть-Баргузн&ское лес Ма/снмиха
кадьское леодапТество
А
Н ОЭЗ ТРТ^ Ярпы "Бащ^льская гавань
Коток ел I
Кикинскодлесничество
А
Байкальский прибой
Култуншая.
I Каба
некое ле
1:3 ООО ООО
Карта составлена к.г.н. Будаевой I.Г. ([email protected]) Лаборатория геоннформацнонных систем БИП СО РАН
Формы территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ в Республике Бурятия
Таблица 3
Показатели туристско-рекреационной деятельности в населенных пунктах ЦЭЗ БПТ (Республика Бурятия)*
Муниципальное Коли- Вмести- Количест- Количество Количество Числен-
образование чество мость, во тури- самодея- субъектов ность
КСР, койко- стов, чел. тельных туристской занятых,
ед. мест туристов, чел. деятельности, ед. чел.
Баргузинский район 40 1 613 63 877 78 071 40 147
Кабанский район 142 4 794 294 000 11 5518 142 248
Прибайкальский 58 1 966 44 279 30 950 58 511
район
Северо-Байкальский 6 141 5 114 - 6 9
район
г. Северобайкальск 19 660 38 542 - 19 60
Всего: 265 9 174 445 812 224 539 265 975
Положительная динамика роста количества туристов наблюдается на охраняемых территориях, которые охватывают практически все побережье оз. Байкал. В ЦЭЗ БПТ на территории Республики Бурятия расположено пять ООПТ федерального значения, включая Байкальский и Баргузинский биосферный заповедники, Забайкальский национальный парк, Кабанский и Фролихин-ский заказники федерального значения. За 2010-2104 гг. наблюдается рост посетителей на их территории [25]. В 2015 г. на территории Забайкальского национального парка действовал режим чрезвычайной ситуации из-за пожаров, которые возникали по вине физических лиц, находившихся на территории национального парка, и так называемых «сухих» гроз. В результате этого количество посетителей в парке в 2015 г. уменьшилось в 3,5 раза по сравнению с 2014 г.
Администрациями охраняемых территорий в рамках действующего природоохранного законодательства ведется последовательная работа по развитию эколого-просветительской и туристско-рекреационной деятельности. В частности, в заповедниках разработаны экологические маршруты, познавательные и общеобразовательные программы, активно развивается научный туризм, организуются практики для студентов и т. д. Байкальский государственный биосферный заповедник входит в число модельных заповедников России, где создается инфраструктура для развития экологического туризма. Здесь построены следующие объекты: современный визит-центр; средства размещения; экологическая тропа и др.
Вместе с тем, требуют решения вопросы создания инфраструктуры обслуживания туристов, в том числе:
* Составлено авторами с использованием данных Комитета по туризму Министерства экономики Республики Бурятия, Бурятстата, данных экспертной оценки.
- строительство мест проживания и стоянок транспортных средств, создание организованных туристических маршрутов, оборудованных экотроп, наблюдательных вышек, спасательных служб и пр.;
- установка знаков единой унифицированной системы туристской навигации;
- разработка комплекса мер по сбору мусора и соблюдению за чистотой зон рекреационного освоения;
- интеграция особо охраняемых природных территорий в планы социально-экономического развития муниципальных образований;
- взаимодействие с турбизнесом и использование информационно-коммуникационных технологий для продвижения туристских услуг ООПТ.
В ЦЭЗ БПТ на территории Республики Бурятия расположено три ООПТ регионального значения категории государственный заказник, в том числе в Ка-банском районе - «Энхалукский», в Прибайкальском районе - «Прибайкальский», в Северо-Байкальском районе - «Верхне-Ангарский». В заказниках рекреационная деятельность не является основной. В летний период здесь преобладает в основном сбор дикоросов (ягод, грибов, кедрового ореха и др.). За 2015 г. общее количество отдыхающих и туристов составило 16 442 человека, из них: рекреационная местность «Побережье Байкала» - 7 097 человек; заказник «Энхалукский» -7 584 человека; заказник «Прибайкальский» - 1 761 человек [25].
Следует отметить положительный опыт создания рекреационной местности «Побережье Байкала» в административных границах Прибайкальского и Кабанского районов в целях упорядочения туристского потока, регулирования предельно-допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы, организации централизованного вывоза мусора и жидких бытовых отходов, своевременной очистки береговой территории.
Самым крупным комплексным инвестиционным проектом в сфере туризма является проект создания Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Байкальская гавань» в Прибайкальском районе Республики Бурятия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 68 от 3 февраля 2007 г. сроком на 50 лет. Зона расположена в средней части восточного побережья оз. Байкал. Общая площадь зоны составляет 3 622,76 га и включает пять участков: «Турка» - 109,89 га, «Пески» - 333,50 га, «Гора Бычья» - 2 341,14 га, «Бухта Безымянная» - 381,96 га, «Горячинск» - 456,27 га.
Следует отметить, что именно в ходе создания федеральных особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Байкале выявлены несоответствия, несогласованность многих нормативных актов на федеральном уровне, что существенно снижает эффективность мероприятий по реализации важнейших ключевых проектов в сфере туризма [27]. Вместе с тем, реализация проектов ОЭЗ ТРТ способствовала формированию тенденции комплексного развития туристско-рекреационных территорий, пришедшей на смену
«точечному» строительству объектов туристской инфраструктуры на региональном уровне.
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)» в границах муниципального образования сельское поселение «Сухинское» (села Сухая, Энхэлук, Заречье) осуществляется реализация укрупненного инвестиционного проекта по созданию тури-стско-рекреационного кластера «Подлеморье» (ТРК «Подлеморье»).
В настоящее время здесь расположено 25 объектов размещения общей емкостью 1 574 койко-места, из них круглогодично работает 507 (32 %). К сожалению, отсутствуют средства размещения, имеющие какую-либо категорий-ность. По данным муниципального образования, количество посетителей в летний период возрастает в три раза.
Сводным планом развития ТРК «Подлеморье» за счет внебюджетных источников предусмотрены реконструкция и капитальное строительство объектов туристской инфраструктуры: гостиницы, юрточные комплексы, гостевые дома, кафе и рестораны, гавань, объекты развлечений и торговли, спортивно-оздоровительный и СПА-комплексы.
В период 2012-2015 гг. за счет бюджетных средств всех уровней для обеспечения качественного и бесперебойного электроснабжения построена воздушная линия электропередачи (ВЛ) 35 кВ «Оймур - Сухая» с трансформаторной подстанцией (ПС) 35/10 кВ «Сухая», а также ВЛ 10/0,4 кВ с трансформаторными подстанциями ТРК «Подлеморье», реконструирована автомобильная дорога к п. Новый Энхалук протяженностью 3 км, построена мусороперегрузочная станция ТРК «Подлеморье» в с. Сухая и завершается реконструкция автодороги до с. Сухая [28].
Создание зон экономического благоприятствования туристско-рекреацион-ного типа (ЗЭБ ТРТ) - долгосрочная инициатива, предполагающая поэтапное территориальное развитие туризма. В ЦЭЗ БПТ региональные ЗЭБ ТРТ создаются в г. Северобайкальск, Северобайкальском, Кабанском районах (в границах ТРК «Подлеморье»).
В ЦЭЗ БПТ (Республика Бурятия) действуют четыре рекреационные местности местного значения. Как правило, посещение рекреационных местностей относится к малобюджетной форме организации отдыха, обусловленное финансово-экономическими и социально-психологическими факторами организации отдыха.
В соответствии с Правилами организации мест массового отдыха (ММО) ежегодно создаются места массового отдыха с предоставлением основного набора услуг (питание, прокат, экскурсии) в Баргузинском, Кабанском, Прибайкальском, Северо-Байкальском районах и г. Северобайкальск. Созданием ММО занимаются предприятия малого бизнеса, туроператоры, государственные и образовательные учреждения.
Количество обслуженных туристов в ММО постоянно растет. По данным муниципальных образований, в 2013 г. количество неорганизованных туристов
ориентировочно составило 168 тыс. чел., а в 2014 г. - 213 тыс. чел., в 2015 г. -225 тыс. чел. Основной проблемой в местах массового отдыха была и остается проблема уборки и вывоза мусора, а также обеспечение безопасности.
В соответствии с территориальной структурой туристско-рекреационной деятельности в ЦЭЗ БПТ (Республика Бурятия) размещение объектов турист-ско-рекреационной деятельности осуществляется с учетом степени развития зон рекреационного освоения (наличие инфраструктуры, транспортная доступность), способа организации рекреации (организованная и неорганизованная). Отметим, что в ЦЭЗ БПТ законодательством предусмотрено капитальное строительство объектов рекреационной деятельности на землях населенных пунктов и на территории ОЭЗ ТРТ.
Организованная рекреация осуществляется в населенных пунктах, в ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», региональных ЗЭБ ТРТ в г. Северобайкальск и Северобайкальском районе, а неорганизованный отдых, как правило, распространен в местах массового отдыха, на лесных участках, в рекреационных местностях. Комбинированный способ организации рекреационной деятельности характерен для особо охраняемых природных территорий.
В целях определения перспектив развития туристско-рекреационной деятельности и формирования механизмов регулирования туристских потоков рассчитана прогнозная численность отдыхающих в зонах рекреационного освоения в ЦЭЗ БПТ (табл. 4).
Таблица 4
Прогнозная численность отдыхающих в зонах рекреационного освоения
ЦЭЗ БПТ (Республики Бурятия)*
Муниципальные образования В зонах рекреационного освоения с организованной рекреацией В зонах рекреационного освоения с неорганизованной рекреацией На ООПТ
Баргузинский район 102 748 101 286
в том числе:
ГП «пос. Усть-Баргузин» 102 748 101 286 60 000
Итого по району: 60 000
Кабанский район 486 559 350 586 9 000
в том числе:
ГП «Бабушкинское» 83 128
СП «Выдринское» 136 254
СП «Оймурское» 8 408
СП «Большереченское» 110 029 46 300
СП «Посольское» 11 785 6 150
СП «Твороговское» 1 125
СП «Ранжуровское» 1 911
СП «Сухинское» 131 859 298 136
* Составлено авторами на основе расчетных данных.
Окончание табл. 4
Муниципальные образования В зонах рекреационного освоения с организованной рекреацией В зонах рекреационного освоения с неорганизованной рекреацией На ООПТ
СП «Танхойское» 3 185 7 875
Прибайкальский район 574 219 441 674
в том числе:
СП «Гремячинское» 45 609 351 900
СП «Нестеровское» 191 000
СП «Туркинское» 337 610 101 454
Северобайкальский
район
в том числе: 8 981 149 720
СП «Байкальское эвен- 2 548 101 720
кийское»
СП «Холодное эвенкий- 3 185
ское»
ГП «пос. Нижнеангарск» 3 248
СП «Верхнезаимское» - 48 000
г. Северобайкальск 42 042 69 600
Всего 1 214 549 1 059 812 69 000
В заключение отметим, что в России в последние годы происходят значительные изменения в организации хозяйственной деятельности в сфере туризма и активный процесс туристского комплексообразования. В основе этих изменений лежит реализация инициатив, предпринятых на федеральном уровне в виде создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа и туристских кластеров, а также региональные мероприятия посредством формирования зон экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, курортных зон и пр. Стремительность происходящих в сфере туризма процессов требует постоянных исследований в контексте регулярного обновления и определения территориальной структуры туристско-рекреационной деятельности в целях обеспечения устойчивого развития туризма, с точки зрения институциональных преобразований, совершенствования нормативно-правовой базы, разработки программ и механизмов государственной поддержки туристско-рекреационной деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кружалин В. И., Кружалин К. В., Шабалина Н. В. Состояние российского туризма, проблемы и перспективы // Вестник Национальной академии туризма. - 2016. - № 1 (37). -С.10-13.
2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в целях развития курортной инфраструктуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кЦр://ткгГ.ги/т1п181ег81уо/ёераг1ашеп1/ёе1а11.ркр?1В=1009348&ашр;8ЕСТЮК_1В=19775&ашр; 8рЬга8е_1ё=6428421.
3. Теоретические основы рекреационной географии : монография / отв. ред.
B. С. Преображенский. - М. : Наука, 1975. - 223 с.
4. Мироненко Н. С., Твердохлебов И. Т. Рекреационная география. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1981. - 208 с.
5. Мажар Л. Ю. Пространственно-временная организация туристско-рекреационной деятельности // Вестник Балтийского федерального университетата им. И. Канта. Сер. Естественные и медицинские науки. - 2008. - № 1. - С. 100-104.
6. География туризма : учебник / В. И. Кружалин, Н. С. Мироненко, Н. В. Зигерн-Корн, Н. В. Шабалина. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
7. Александрова А. Ю. Структурно-функциональный анализ туристического пространства мира // Вестник Московского университетата. Сер. 5, География. - 2009. - № 4. -
C. 21-26.
8. Дунец А. Н. Территориальная организация горных туристско-рекреационных систем (на примере Алтае-Саянского региона) : монография. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2009. - 167 с.
9. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. - М. : Мысль, 1983. - 290 с.
10. Ткаченко А. А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении : монография. - Тверь : Изд-во Тверского государственного университета, 1995. - 155 с.
11. Швец И. Ю., Czyz-Gwiazda Ewa, Demczuk Marek. Развитие кластерной формы пространственной организации территории в сфере туризма // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2014. - № 4. - Т. 8. - С. 33-41.
12. Ашугатоян С. Г. Эволюция взглядов на территориальную организацию туризма // Вестник Удмуртского университета. Сер. Биология. Науки о Земле. - 2016. - Т. 26. - № 3. -С.127-134.
13. Мекуш Г. Е., Ушакова Е. О. Исследование ресурсного потенциала Новосибирской области для развития туристской отрасли // Вестник СГУГиТ. - 2015. - Вып. 1 (29). - С. 101-110.
14. Хромов Ю. Б., Клюшин В. А. Организация зон отдыха и туризма на побережье Байкала : монография. - М. : Стройиздат, 1976. - 135 с.
15. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040/.
16. Рященко С. В., Богданов В. Н., Романова О. И. Региональный анализ рекреационной деятельности : монография. - Иркутск : Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2008. - 143 с.
17. Евстропьева О. В. Трансграничный туризм в сопредельных регионах России и Монголии : монография. - Иркутск : Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2009. - 143 с.
18. Плюснин В. М., Владимиров И. Н. Территориальное планирование Центральной экологической зоны Байкальской природной территории : монография. - Новосибирск : Академическое изд-во «Гео», 2013. - 411 с.
19. Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная география : учеб.-метод. комплекс. - М. : МПСИ, Флинта, 2005. - 517 с.
20. Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории : постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643 (в ред. от 02.03.2015 г. № 186) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901795935
21. Гуриева Л. К., Созиева З. И. Туристический кластер региона: проблемы и перспективы создания // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 22 (115). - С. 72-80.
22. Пахахинова З. З., Батоцыренов Э. А., Бешенцев А. Н. Картографическая регистрация базовых пространственных объектов для мониторинга природопользования // Вестник СГУГиТ. - 2016. - Вып. 2 (34). - С. 94-104.
23. Проблемы развития производительных сил в бассейне озера Байкал с учетом экологических требований (материалы генеральной концепции). - М. : СОПС при Госплане СССР, 1988. - 183 с.
24. Аналитический обзор экологических и социальных условий обеспечения устойчивого развития территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, направления решения эколого-экономических проблем и конфликтов природопользования (промежуточный отчет) № ГР216081720124. - Иркутск : Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2016. - 1029 с.
25. Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2015 году». - Иркутск : АНО «КЦ Эксперт», 2016. - 374 с.
26. Определение внутреннего туристского потока в Республике Бурятия и величины потребительских расходов туристов на территории Республики Бурятия : Заключительный отчет № 01201164724. - Улан-Удэ: Байкальский институт природопользования СО РАН, 2011. - 65 с.
27. Максанова Л. Б.-Ж. Нормативно-правовые основы регулирования развития туризма в бассейне озера Байкал: экологический аспект // Туризм: право и экономика. - 2017. - № 1. -С. 3-8.
28. Эколого-экономические проблемы и конфликты природопользования в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (Республика Бурятия) / А. С. Михеева, Л. Б.-Ж. Максанова, Т. И. Абидуева, Т. Б. Бардаханова // География и природные ресурсы. - 2016. - № 5. - С. 210-217.
Получено 15.06.2017
© Л. Б.-Ж. Максанова, Э. Д. Санжеев, Д. Г. Будаева, 2017
TERRITORIAL ORGANIZATION OF TOURISM AND RECREATION ACTIVITIES AT THE REGIONAL LEVEL: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS
Lyudmila B.-Zh. Maksanova
Baikal Institute of Nature Management SB RAS, 670047, Russia, Ulan-Ude, 6 Sakhyanovoy St., Ph. D., Senior Researcher, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Erdeni D. Sanzheev
Baikal Institute of Nature Management SB RAS, 670047, Russia, Ulan-Ude, 6 Sakhyanovoy St., Ph. D., Senior Researcher, e-mail: [email protected]
Darima G. Budaeva
Baikal Institute of Nature Management SB RAS, 670047, Russia, Ulan-Ude, 6 Sakhyanovoy St., Ph. D., Lead Engineer, e-mail: [email protected]
The paper deals with theoretical approaches and practical aspects of tourism and recreation territorial organization. It provides analysis of the conceptual framework for designating territories on which tourism and recreation-related activities are carried out. It has been revealed that specialist literature and legislative practices demonstrate terminology confusion, which is transferred into practical usage. The paper suggests using «a zone of recreational development» as a term and provides a definition for it. The central ecological zone of the Lake Baikal natural territory (CEZ of BNT) located in the Republic of Buryatia, Russia is comprised of nine forms of tourism and recrea-
tion territorial organization. There has been developed a map showing the current state of tourism and recreation territorial organization within the CEZ of BNT. The paper also gives assessment of the current state of the recreational development zones within the CEZ of BNT (the Republic of Buryatia, Russia) and presents the calculations done in order to determine the projected numbers of holidaymakers in the recreational development zones.
Key words: tourism, tourism and recreation-related activities, territorial organization, Central ecological zone, Baikal natural territory, a zone of recreational development.
REFERENCES
1. Kruzhalin, V. I., Kruzhalin, K. V., & Shabalina, N. V. (2016). Current state, problems and prospects of the Russian tourism. Vestnik Natsional'noy akademii turizma [Vestnik of National Tourism Academy], 1(37), 10-13 [in Russian].
2. The project of the Federal Law «On amendments being made to the Federal Law «On natural curative resources, health and recreation areas and resorts» with the aim to develop the resort infrastructure». Retrived from http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/detail.php?ID=1009348& SECTION_ID =19775 & sphrase_id=6428421 [in Russian].
3. Preobrazhenskiy, V. S. (Ed.). (1975). Teoreticheskie osnovy rekreatsionnoy geografii [Theoretical foundations of recreational geography]. Moscow: Nauka [in Russian].
4. Mironenko, N. S., & Tverdokhlebov, I. T. (1981). Rekreacionnaja geografija [Recreational geography]. Moscow: Moscow University Publ. [in Russian].
5. Mazhar, L. Yu. (2008). Spati-temporal organization of tourist-recreational activity. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo universitetata im. I. Kanta. Seriya: Estestvennye i meditsinskie nauki [The Vestnik of the Immanuel Kant Baltic Federal University. Natural and Medical Sciences], 1, 100104 [in Russian].
6. Kruzhalin, V. I., Mironenko, N. S., Zigern-Korn, N. V., & Shabalina, N. V. (2014). Geografiya turizma [Tourism geography]. Moscow: Federal Agency for tourism [in Russian].
7. Alexandrova, A. Yu. (2009). Structural-functional analysis of the world touristic space. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Ser. Geografia [Moscow University Herald. Geography], 4, 2126 [in Russian].
8. Dunets, A. N. (2009). Territorial'naya organizatsiya gornykh turistsko-rekreatsionnykh sistem (na primere Altae-Sayanskogo regiona) [The territorial organization of mountain tourist-recreationalsystems (on an example of Altay-Sayan region)]. Barnaul: AltGTU Publ. [in Russian].
9. Alaev, E. B. (1983). Sotsial'no-ekonomicheskaya geografiya. Ponyatiyno-terminologicheskiy slovar' [Social and economic geography. Conceptually-terminological dictionary]. Moscow: Mysl' [in Russian].
10. Tkachenko, A. A. (1995). Territorial'naya obshchnost' v regional'nom razvitii i upravlenii [Territorial community in the regional development and management]. Tver: Tver State University Publ. [in Russian].
11. Shvets, I. Yu., Czyz-Gwiazda, Ewa, & Demczuk, Marek. (2014). Development of the cluster form of spatial organization for the territory in tourism. Vestnik assotsiatsii VUZov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 8(4), 33-41 [in Russian].
12. Ashugatoian, S. G. (2016). Evolution of views on the tourism spatial organization. Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Ser. Biologiya. Nauki o Zemle [The Bulletin of Udmurt University. Biology. Earth Sciences], 26(3), 127-134 [in Russian].
13. Mekush, G. E., & Ushakova, E. O. (2015). Analysis of Novosibirsk region resource potential for tourist industry development. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 1(29), 101-110 [in Russian].
14. Khromov, Yu. B., & Klyushin, V. A. (1976). Organizatsiya zon otdykha i turizma na poberezh'e Baykala [Organization of recreation areas and tourism on the Lake Baikal coast]. Moscow: Stroyizdat [in Russian].
Вестник CTyTuT, Tom 22, № 3, 2017
15. Federal Law of December 29, 2004 No. 190-FZ (ed. July 3, 2016). Urban Development Code of the Russian Federation. Retrived from http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_51040/ [in Russian].
16. Ryashchenko, S. V., Bogdanov, V. N., & Romanova, O. I. (2008). Regional'nyy analiz rekreatsionnoy deyatel'nosti [Regional analysis of recreational activity]. Irkutsk: V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS Publ. [in Russian].
17. Evstropyeva, O. V. (2009). Transgranichnyy turizm v sopredel'nykh regionakh Rossii i Mongolii [Trans-boundary tourism in neighboring regions of Russia and Mongolia]. Irkutsk: V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS Publ. [in Russian].
18. Plyusnin, V. M., & Vladimirov, I. N. (2013). Territorial'noe planirovanie Tsentral'noy ekologicheskoy zony Baykal'skoy prirodnoy territorii [Territopial planning for the Central ecological zone of the Baikal natural area]. Novosibirsk: Academic publ. "Geo" [in Russian].
19. Kuskov, A. S., Golubeva, V. L., & Odintsova, T. N. (2005). Rekreacionnaja geografija [Recreational Geography]. Moscow: MPSI, Flinta [in Russian].
20. Decree of the Government of the Russian Federation No. 643 of August 30, 2001 (ed. Mach 2, 2015, No. 186). On the approval of the List of activities prohibited in the Central Ecological Zone of the Baikal Natural Area]. Retrived from http://docs.cntd.ru/document/901795935.
21. Gurieva, L. K., & Sozieva, Z. I. (2009). Tourist Clusters of region: problems and prospects of creation. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], 22(115), 72-80 [in Russian].
22. Pakhakhinova, Z. Z., Batotsyrenov, E. A., & Beshentsev, A. N. (2016). The cartographic registration of the basic spatial objects for monitoring of nature management. Vestnik SGUGiT [VestnikSSUGT], 2(34), 94-104 [in Russian].
23. Problemy razvitiya proizvoditel'nykh sil v basseyne ozera Baykal s uchetom ekologicheskikh trebovaniy (materialy general'noy kontseptsii) [Problems of the productive forces development in the Lake Baikal basin, taking into account environmental requirements (materials of the general concept)]. (1988). Moscow: SOPS pri Gosplane SSSR [in Russian].
24. Analiticheskiy obzor ekologicheskikh i sotsial'nykh usloviy obespecheniya ustoychivogo razvitiya territorii Tsentral'noy ekologicheskoy zony Baykal'skoy prirodnoy territorii, napravleniya resheniya ekologo-ekonomicheskikh problem i konfliktov prirodopol'zovaniya (promezhutochnyy otchet) [Analytical review of ecological and social conditions for ensuring sustainable development of the Central Ecological Zone territory of the Baikal Natural Area, directions for solution of ecological and economic problems and environmental management conflicts]. (2016). Interim report № GR216081720124. Irkutsk: V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS [in Russian].
25. Gosudarstvennyy doklad «O sostoyanii ozera Baykal i merakh po ego okhrane v 2015 godu» [State report "About of the Lake Baikal status and measures to protect it in 2015"]. (2016). Irkutsk: ANO "KC Expert" [in Russian].
26. Opredelenie vnutrennego turistskogo potoka v Respublike Buryatiya i velichiny potrebitel'skikh raskhodov turistov na territorii Respubliki Buryatiya [Definition of the internal tourist flow in the Republic of Buryatia and the magnitude of consumer spending of tourists on the territory of the Republic of Buryatia] (2011). Final Report № 01201164724. Ulan-Ude: Baikal Institute of Nature Management SB RAS [in Russian].
27. Maksanova, L. B.-Zh. (2017) Regulatory framework for the regulation of tourism development in the Lake Baikal basin: ecological aspect. Turizm: pravo i ekonomika [Tourism: law and economy], 1, 3-8 [in Russian].
28. Mikheeva, A. S., Maksanova, L. B.-Zh., Abidueva, T. I., & Bardakhanova, T. B. (2016). Ecological-economic problems and conflicts in nature management in the Central ecological zone of the Baikal natural territory (Republic of Buryatia). Geografiya i prirodnye resursy [Geography and Natural Resources], 5, 210-217 [in Russian].
Received 15.06.2017
© L. B.-Zh. Maksanova, E. D. Sanzheev, D. G. Budaeva, 2017